Библия вознес змию в пустыне. пустыне. Свт. Кирилл Александрийский

«и говорил народ против Бога и против Моше (Моисея): зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо [здесь] нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища. И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых. И пришел народ к Моше и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моше о народе. И сказал Господь Моше: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моше медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив.» (Чис. 21:5-9)

В Брит Хадаша мы читаем:

«И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,» (Ин. 3:14)

Вознесенный медный змей - это прообраз Йешуа Мессии (Иисуса Христа).

8 «Взглянув на него» с верою исцеляющую силу всемогущего и всеблагого Господа. «Не вещию, - замечает премудрый, - зримою целяшеся, но слово Твое, Господи, исцеляющее вся. Милость Господня прихождаше и исцеляше их» (Прем XVI:10–11, 7). Преобразовательное значение медного змея ясно выражено в словах Спасителя: «Как Моисей вознес змию в пустыне, - так должно вознесену быть Сыну человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин III:14–15). Уясняя подробности прообраза, блаж. Феодорит замечает: «Как медный змей был изображением змиев, но не имел змеиного яда; так и Единородный Сын имел человеческое тело, но не имел греховной скверны. Как угрызаемые змиями, взирая на медного змея, получали спасение; так и уязвляемые грехом, несомненно веруя в страдание Спасителя нашего, оказываются победителями смерти, приобретая вечную жизнь» (Толк. на кн. Чис, вопр. 38)." (Толковая Библия Лопухина)

"Иоанн обращается к ветхозаветной истории изложенной в Числ. 21,4-9, когда народ Израиля, во время странствования по пустыне малодушно жаловался, роптал и сожалел о том, что они вообще покинули Египет, чтобы теперь умереть в пустыне. Чтобы наказать иудеев, Бог наслал на них ужасных ядовитых змей, укус которых был смертельным. Народ раскаялся и молил о пощаде. Бог научил Моисея сделать медного змея и выставить его в середине стана с тем, чтобы всякий, если его ужалит змея, мог взглянуть на этого медного змея и остаться живым. Эта история производила на иудеев большое впечатление: у них было предание, что позже этот медный змей стал идолом и во времена Иезекииля его пришлось даже уничтожить, так как народ поклонялся ему (4 Цар. 18,4). Кроме того, этот случай всегда озадачивал иудеев, потому что им было запрещено делать идолов и кумиров. Раввины объясняли это так: "Это не змей давал жизнь (исцеление). Когда Моисей поднимал змея, народ верил в Того, Который научил Моисея поступить так. Исцеление давал Бог". Исцеляющая сила исходила не от медного змея: это был лишь символ, призванный обратить мысли иудеев к Богу, и когда мысли их обращались к Нему, они исцелялись.

Иоанн взял эту историю и использовал ее как своего рода притчу Иисуса. Он говорит: "Тот змей был поднят вверх, люди смотрели на него, их мысли обращались к Богу и силою и властью Бога, в Которого они верили, они исцелились. Так же должен быть поднят и Иисус, и когда люди обратят свои мысли к Нему и поверят в Него, они тоже обретут жизнь вечную".

Здесь есть одна крайне заманчивая вещь: глагол возносить, в греческом хупсоун, употребляется по отношению к Иисусу в двух смыслах: в смысле вознесен на крест (Иоан. 8,28; 12,32) и вознесен во славу во время вознесения Его на небо (Деян. 2,33; 5,31; Фил. 2,9). Иисус был вознесен дважды - на крест и во славу, и оба эти вознесения тесно и неразрывно связаны: одно не могло иметь места без другого. Для Иисуса крест был путь к славе; если бы Он отказался от него, если бы Он избежал его, то и слава миновала бы Его. И для нас дело обстоит так же: мы можем, если хотим, избрать простой и легкий путь и отказаться от креста, который должен нести каждый христианин, но в таком случае мы потеряем и славу. Неизменный закон жизни гласит: без креста нет венца." (У. Баркли)

Традиция

"Наши мудрецы говорили: "Но разве (медный) змей умерщвляет или сохраняет жизнь? Однако (понимать следует так:) когда сыны Исраэля устремляли взор ввысь и подчиняли свои сердца своему Отцу небесному, они исцелялись; а если нет - угасали" [Рош hа-шана 29 а].

9. медного змея

"Ему не было велено изготовить (змея) из меди, но Моше сказал: "Святой, благословен Он, назвал его "нахаш", и я сделаю его из меди, "нехошет" - слова, сходные по звучанию" [Берешит раба 31]." (Раши)

6. ядовитых змеев "Иврит: hанахашим hасрафим. Глагол сараф имеет значение "сжечь", "спалить". Змеи, названные hасрафим, отличаются тем, что их укусы вызывают боль, подобную горению.

7. и молился Моше за народ

Мидраш выводит из этого отрывка Торы правило поведения, которого должен придерживаться каждый еврей: "Если у тебя попросили прощения, ты не должен быть жестокосердным и отказывать обидчику". Следует вести себя подобно Моше: люди говорили о нем дурное, но в ту минуту, когда они оказались в опасности и пришли к нему, он с готовностью стал молиться об их спасении.

8. сделай себе змея

Изображение змея, из-за укуса которого все тело человека начинает гореть изнутри, должно быть сделано из меди (Ибн Эзра).

9. тот смотрел на медного змея

"Разве медный змей может убить кого-то или спасти кого-то от смерти? Конечно же, нет. Но до тех пор, пока сыны Израиля поднимали свои глаза к небу и устремлялись всем сердцем к Творцу, они исцелялись. Но, если они отказывались направить все помыслы своего сердца к Отцу Небесному, они погибали" (Мидраш).

Медный змей, сделанный Моше, был впоследствии помещен сынами Израиля в Святая Святых, где хранились все предметы, служившие вещественным доказательством великих чудес, совершенных Творцом для Своего народа. Они были перенесены в Святая Святых Храма, воздвигнутого в Иерусалиме на горе Мория. До периода правления царя Хизкияhу не было опасности, что люди начнут воспринимать медного змея как изображение божества или как символ одной из сил Всевышнего. Но царь Хизкияhу почувствовал такую опасность и принял решение разбить змея на мелкие части. Его поступок был одобрен мудрецами Торы, как его современниками, так и теми, кто жил поколением позже (Млахим II, 18:4)." (Сончино)

"Единственной целью змеиных укусов было заставить людей увидеть опасности, которые преследовали их в пустыне на каждом шагу, и осознать, что лишь чудесная Б-жественная сила отводила от них эти опасности, о существовании которых они даже не подозревали. Каждый, кто был укушен, должен прочно запечатлеть образ змеи в своем сознании, чтобы тот всегда оставался перед ним даже после того, как Б-г силой Своей милости вновь удалит от него змей. Таким образом, в жертве навсегда останется осознание тех опасностей, через которые особая защита Б-га безопасно проводит нас каждый день и все время без того, чтоб мы даже узнали об этом; опасностей, которые демонстрируют нам, что каждый вздох нашей жизни является даром доброты и могущества Б-га. Ничто более не подходит для нашего примирения с повседневными разочарованиями, которые с превеликой легкостью могли бы толкнуть нас к раздражительности, ничто не может убедительнее вселить в каждую нашу минуту восторг данного Б-гом спасения и блаженство вновь дарованного существования, чем понимание пропасти, по узкому краю которой проходит наш жизненный путь, пропасти, которую добрая рука Б-га закрывает от нашего взора, чтобы у нас не закружилась голова, пропасти, через которую Б-г несет нас в Своем могуществе и доброте как на орлиных крыльях. Ничто не подходило бы для этой цели более чем мысль о ядовитых змеях, которые незаметно прячутся на нашем пути и секрет обезвреживания которых известен лишь могущественному Б-жественному Провидению. Отсюда, "неблагодарные", как называют их наши Мудрецы, должны быть наказаны тем, что Б-г уберет защитный заслон, который до времени скрывал ядовитые змеиные зубы в пустыне и обезвреживал их. По этой причине лекарство для каждого укушенного змеей состояло в том, что он должен запечатлеть образ змеи, чтобы запомнить его навсегда. "И будет – посмотрит на него всякий укушенный и останется в живых"." (Ш.-Р. Гирш)

Царь Хизкияhу (Езекия) позднее истребил медного змея, т.к. люди начали совершать идолопоклонство (авода зара).

«он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моше, потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан.» (4 Цар. 18:4)

Быт 14:6 ...и Хорреев в горе их Сеире, до Эл-Фарана, что при пустыне ...
Быт 16:7 ...И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне ,..
Быт 21:14 ...Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии;..
Быт 21:20 ...и он вырос, и стал жить в пустыне ,..
Быт 21:21 ...Он жил в пустыне Фаран;..
Быт 36:24 ...Это тот Ана, который нашел теплые воды в пустыне ,..
Быт 37:22 ...бросьте его в ров, который в пустыне ,..
Исх 5:1 ...отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне ...
Исх 7:16 ...отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение в пустыне ;..
Исх 8:28 ...я отпущу вас принести жертву Господу Богу вашему в пустыне ,..
Исх 14:11 ...что ты привел нас умирать в пустыне ?..
Исх 14:12 ...Ибо лучше быть нам в рабстве у Египтян, нежели умереть в пустыне ...
Исх 15:22 ...и шли они три дня по пустыне и не находили воды...
Исх 16:2 ...в пустыне ,..
Исх 16:10 ...то они оглянулись к пустыне ,..
Исх 16:32 ...дабы видели хлеб, которым Я питал вас в пустыне ,..
Исх 19:2 ...и расположились там станом в пустыне ;..
Лев 7:38 ...когда повелел сынам Израилевым, в пустыне Синайской,..
Чис 1:1 ...И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской,..
Чис 1:19 ...И сделал он счисление им в пустыне Синайской...
Чис 3:4 ...в пустыне Синайской,..
Чис 3:14 ...И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской, говоря:..
Чис 9:1 ...И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской...
Чис 9:5 ...в четырнадцатый день месяца вечером, в пустыне Синайской:..
Чис 10:12 ...и остановилось облако в пустыне Фаран...
Чис 10:31 ...потому что ты знаешь, как располагаемся мы станом в пустыне ,..
Чис 13:1 ...и остановился в пустыне Фаран...
Чис 14:2 ...или умерли бы в пустыне сей!..
Чис 14:16 ...которую Он с клятвою обещал ему, а потому и погубил его в пустыне ...
Чис 14:22 ...сделанные Мною в Египте и в пустыне ,..
Чис 14:29 ...в пустыне сей падут тела ваши, и все вы исчисленные,..
Чис 14:32 ...а ваши трупы падут в пустыне сей;..
Чис 14:33 ...а сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет,..
Чис 14:33 ...доколе не погибнут все тела ваши в пустыне ;..
Чис 14:35 ...в пустыне сей все они погибнут и перемрут...
Чис 15:32 ...Когда сыны Израилевы были в пустыне , нашли человека,..
Чис 16:13 ...чтобы погубить нас в пустыне ?..
Чис 21:5 ...зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне ,..
Чис 21:11 ...в пустыне , что против Моава, к восходу солнца;..
Чис 21:13 ...отправившись отсюда, остановились у той части Арнона в пустыне ,..
Чис 21:20 ...на вершине горы Фасги, обращенной лицем к пустыне ...
Чис 23:28 ...И взял Валак Валаама на верх Фегора, обращенного к пустыне ...
Чис 24:1 ...но обратился лицем своим к пустыне ...
Чис 26:64 ...которые исчисляли сынов Израилевых в пустыне Синайской;..
Чис 26:65 ...ибо Господь сказал им, что умрут они в пустыне , –..
Чис 27:3 ...отец наш умер в пустыне , и он не был в числе сообщников,..
Чис 27:14 ...потому что вы не послушались повеления Моего в пустыне Син,..
Чис 32:13 ...и водил Он их по пустыне сорок лет,..
Чис 32:15 ...Если вы отвратитесь от Него, то Он опять оставит его в пустыне ,..
Чис 33:11 ...и расположились станом в пустыне Син...
Чис 33:15 ...и расположились станом в пустыне Синайской...
Чис 33:36 ...и расположились станом в пустыне Син...
Втор 1:1 ...за Иорданом в пустыне ...
Втор 1:19 ...и шли по всей этой великой и страшной пустыне ,..
Втор 1:31 ...и в пустыне сей, где,..
Втор 2:7 ...по великой [и страшной] пустыне сей;..
Втор 2:8 ...и поворотили, и шли к пустыне Моава...
Втор 4:43 ...Бецер в пустыне , на равнине в колене Рувимовом,..
Втор 8:2 ...которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне , вот уже сорок лет,..
Втор 8:15 ...Который провел тебя по пустыне великой и страшной,..
Втор 8:16 ...питал тебя в пустыне манною,..
Втор 9:7 ...сколько ты раздражал Господа, Бога твоего, в пустыне :..
Втор 9:28 ...и, ненавидя их, вывел Он их, чтоб умертвить их в пустыне ...
Втор 11:5 ...и что Он делал для вас в пустыне ,..
Втор 29:5 ...Сорок лет водил вас по пустыне ,..
Втор 32:10 ...Он нашел его в пустыне ,..
Втор 32:51 ...при водах Меривы в Кадесе, в пустыне Син,..
Нав 5:4 ...мужеского пола, все способные к войне умерли в пустыне на пути,..
Нав 5:5 ...но весь народ, родившийся в пустыне на пути,..
Нав 5:6 ...сорок [два] года ходили в пустыне ...
Нав 8:15 ...Иисус и весь Израиль, будто пораженные ими, побежали к пустыне ;..
Нав 8:20 ...ибо народ, бежавший к пустыне , обратился на преследователей...
Нав 8:24 ...в пустыне , куда они преследовали их,..
Нав 12:8 ...на местах, лежащих при горах, и в пустыне и на юге,..
Нав 14:10 ...и Израиль ходил по пустыне ;..
Нав 15:61 ...В пустыне : Беф-Арава, Миддин и Секаха,..
Нав 18:12 ...и оканчивается в пустыне Бефавен;..
Нав 20:8 ...Бецер в пустыне , на равнине, от колена Рувимова,..
Нав 24:7 ...Потом много времени пробыли вы в пустыне ...
Суд 20:42 ...И побежали они от Израильтян по дороге к пустыне ;..
Суд 20:45 ...[Оставшиеся] оборотились и побежали к пустыне , к скале Риммону,..
1Цар 4:8 ...Это – тот Бог, Который поразил Египтян всякими казнями в пустыне ;..
1Цар 13:18 ...к границе долины Цевоим, к пустыне ...
1Цар 17:28 ...и на кого оставил немногих овец тех в пустыне ?..
1Цар 23:14 ...Давид же пребывал в пустыне в неприступных местах...
1Цар 23:14 ...и потом на горе в пустыне Зиф...
1Цар 23:15 ...Давид же был в пустыне Зиф в лесу...
1Цар 23:24 ...Давид же и люди его были в пустыне Маон,..
1Цар 23:25 ...и он перешел к скале и оставался в пустыне Маон...
1Цар 24:2 ...его известили, говоря: вот, Давид в пустыне Ен-Гадди...
1Цар 25:1 ...Давид встал и сошел к пустыне Фаран...
1Цар 25:4 ...И услышал Давид в пустыне ,..
1Цар 25:21 ...да, напрасно я охранял в пустыне все имущество этого человека,..
1Цар 26:2 ...чтоб искать Давида в пустыне Зиф...
1Цар 26:3 ...Давид же находился в пустыне ...
2Цар 2:24 ...что против Гиаха, на дороге к пустыне Гаваонской...
2Цар 15:23 ...и пошел весь народ [и царь] по дороге к пустыне ...
2Цар 15:28 ...видите ли, я помедлю на равнине в пустыне ,..
2Цар 16:2 ...а вино для питья ослабевшим в пустыне ...
2Цар 17:16 ...не оставайся в эту ночь на равнине в пустыне , но поскорее перейди,..
2Цар 17:29 ...и утомлен и терпел жажду в пустыне ...
3Цар 2:34 ...и он был похоронен в доме своем в пустыне ...
3Цар 9:18 ...и Ваалаф и Фадмор в пустыне ,..
1Пар 6:78 ...Восор в пустыне и предместья его,..
1Пар 21:29 ...Скиния же Господня, которую сделал Моисей в пустыне ,..
2Пар 1:3 ...которую устроил Моисей, раб Господень, в пустыне ...
2Пар 8:4 ...И построил он Фадмор в пустыне ,..
2Пар 20:20 ...И встали они рано утром, и выступили к пустыне Фекойской;..
2Пар 20:24 ...И когда Иудеи пришли на возвышенность к пустыне ...
2Пар 24:9 ...наложенную Моисеем, рабом Божиим, на Израильтян в пустыне ...
2Пар 26:10 ...И построил башни в пустыне , и иссек много водоемов,..
Неем 9:19 ...не оставлял их в пустыне ;..
Неем 9:21 ...Сорок лет Ты питал их в пустыне ;..
Иов 12:24 ...и оставляет их блуждать в пустыне , где нет пути:..
Иов 24:5 ...Вот они, как дикие ослы в пустыне , выходят на дело свое,..
Пс 54:8 ...далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне ;..
Пс 62:1 ...Псалом Давида, когда он был в пустыне Иудейской...
Пс 67:7 ...а непокорные остаются в знойной пустыне ...
Пс 77:15 ...рассек камень в пустыне и напоил их, как из великой бездны;..
Пс 77:17 ...и раздражать Всевышнего в пустыне :..
Пс 77:19 ...и сказали: может ли Бог приготовить трапезу в пустыне ?..
Пс 77:40 ...Сколько раз они раздражали Его в пустыне ...
Пс 94:8 ...как в день искушения в пустыне ,..
Пс 101:7 ...Я уподобился пеликану в пустыне ;..
Пс 105:14 ...увлеклись похотением в пустыне , и искусили Бога в необитаемой...
Пс 105:26 ...И поднял Он руку Свою на них, чтобы низложить их в пустыне ,..
Пс 106:4 ...Они блуждали в пустыне по безлюдному пути...
Пс 106:40 ...и оставляет их блуждать в пустыне , где нет путей...
Ис 16:1 ...из Селы в пустыне на гору дочери Сиона;..
Ис 16:8 ...которые достигали до Иазера, расстилались по пустыне ;..
Ис 21:1 ...Пророчество о пустыне приморской. –..
Ис 32:16 ...Тогда суд водворится в этой пустыне ,..
Ис 35:6 ...ибо пробьются воды в пустыне ,..
Ис 40:3 ...Глас вопиющего в пустыне
Ис 41:19 ...посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину;..
Ис 43:19 ...Я проложу дорогу в степи, реки в пустыне ...
Иер 2:6 ...вел нас по пустыне , по земле пустой и необитаемой,..
Иер 2:24 ...Привыкшую к пустыне дикую ослицу,..
Иер 3:2 ...У дороги сидела ты для них, как Аравитянин в пустыне ,..
Иер 9:2 ...О, кто дал бы мне в пустыне пристанище путников!..
Иер 9:26 ...и Моава и всех стригущих волосы на висках, обитающих в пустыне ;..
Иер 12:12 ...На все горы в пустыне пришли опустошители;..
Иер 17:6 ...Он будет как вереск в пустыне ...
Иер 25:24 ...и всех царей народов разноплеменных, живущих в пустыне ,..
Иер 31:2 ...народ, уцелевший от меча, нашел милость в пустыне ;..
Иер 48:6 ...и будьте подобны обнаженному дереву в пустыне ...
Плач 4:3 ...а дщерь народа моего стала жестока подобно страусам в пустыне ...
Плач 4:19 ...ставили засаду для нас в пустыне ...
Плач 5:9 ...С опасностью жизни от меча, в пустыне достаем хлеб себе...
Иез 20:13 ...Но дом Израилев возмутился против Меня в пустыне :..
Иез 20:13 ...и Я сказал: изолью на них ярость Мою в пустыне ,..
Иез 20:15 ...Даже Я, подняв руку Мою против них в пустыне ,..
Иез 20:17 ...и Я не истребил их в пустыне ...
Иез 20:18 ...И говорил Я сыновьям их в пустыне :..
Иез 20:21 ...истощу над ними ярость Мою в пустыне ;..
Иез 20:23 ...Также, подняв руку Мою в пустыне ,..
Иез 20:36 ...Как Я судился с отцами вашими в пустыне земли Египетской,..
Иез 29:5 ...и брошу тебя в пустыне ,..
Ос 9:10 ...Как виноград в пустыне , Я нашел Израиля;..
Ос 13:5 ...Я признал тебя в пустыне , в земле жаждущей...
Ам 2:10 ...и водил вас в пустыне сорок лет,..
Ам 5:25 ...Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары в пустыне ...
Ам 6:14 ...и будут теснить вас от входа в Емаф до потока в пустыне ...

Мф 3:1 ...и проповедует в пустыне Иудейской...
Мф 3:3 ...глас вопиющего в пустыне :..
Мф 15:33 ...откуда нам взять в пустыне столько хлебов,..
Мф 24:26 ...вот, Он в пустыне , – не выходите;..
Мк 1:3 ...Глас вопиющего в пустыне : приготовьте путь Господу,..
Мк 1:4 ...Явился Иоанн, крестя в пустыне ...
Мк 1:13 ...И был Он там в пустыне сорок дней, искушаемый сатаною,..
Мк 8:4 ...откуда мог бы кто взять здесь в пустыне хлебов,..
Лк 3:2 ...в пустыне ...
Лк 3:4 ...который говорит: глас вопиющего в пустыне :..
Лк 15:4 ...не оставит девяноста девяти в пустыне ...
Ин 1:23 ...Он сказал: я глас вопиющего в пустыне :..
Ин 3:14 ...И как Моисей вознес змию в пустыне ,..
Ин 6:31 ...Отцы наши ели манну в пустыне ,..
Ин 6:49 ...Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;..
Деян 7:30 ...явился ему в пустыне горы Синая Ангел Господень...
Деян 7:36 ...и в Чермном море, и в пустыне в продолжение сорока лет...
Деян 7:38 ...Это тот, который был в собрании в пустыне с Ангелом,..
Деян 7:42 ...в продолжение сорока лет в пустыне ?..
Деян 7:44 ...Скиния свидетельства была у отцов наших в пустыне ,..
Деян 13:18 ...и около сорока лет времени питал их в пустыне ...
1Кор 10:5 ...ибо они поражены были в пустыне ...
2Кор 11:26 ...в опасностях в пустыне , в опасностях на море,..
Евр 3:8 ...как во время ропота, в день искушения в пустыне ,..
Евр 3:17 ...Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне ?..

1Мак 2:31 ...ушли в сокровенные места в пустыне ...
1Мак 5:24 ...перешли Иордан и совершили трехдневный путь в пустыне ...
1Мак 9:62 ...что в пустыне , и возобновили разрушенное там и укрепили город...
3Езд 1:17 ...Не в пустыне ли, когда вы, взалкав, вопияли ко Мне,..
3Езд 1:18 ...лучше нам было служить Египтянам, нежели умереть в этой пустыне ?..
3Езд 1:22 ...когда вы были в пустыне , на реке Мерры,..
3Езд 7:36 ...Моисей – за отцов, согрешивших в пустыне ;..
3Езд 9:29 ...Ты явился отцам нашим в пустыне непроходимой и бесплодной,..
3Езд 16:61 ...Он поместил в пустыне источники вод и озера на вершинах гор,..
Иудф 2:23 ...живших в пустыне на юг к земле Хеллеонской...
Иудф 5:14 ...они выгнали всех обитавших в этой пустыне ;..
Прем 11:2 ...они прошли по необитаемой пустыне ,..
Прем 17:16 ...или занимающийся работами в пустыне ,..
Прем 18:20 ...и много их погибло в пустыне , но недолго продолжался этот гнев,..
Сир 13:23 ...Ловля у львов – дикие ослы в пустыне ,..
Сир 45:22 ...Восстали против него чужие, и позавидовали ему в пустыне люди,

Мне кажется, что Он именуется:

«Сын Человеческий» и через Адама, и через Деву, от которых родился (от одного, как от Праотца, от другой, как от Матери) и по закону и сверх законов рождения.

Слова. Слово 30.

Свт. Григорий Нисский

И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому

Главное же, что приемлется верой в таинстве, есть воззрение на страдание за нас Пострадавшего. Страдание же есть крест. Почему взирающий на Него, как повествует Писание, не терпит вреда от яда похотения? Взирать на крест - значит всю жизнь свою сделать как бы мертвой и распятой для мира, пребывать неподвижным на всякий грех, как говорит Пророк, пригвоздившим страху Божию плоти своя (Пс.118:120) . Гвоздем же, удерживающим плоти, послужит воздержание. Поэтому так как похотение неуместного извлекает из земли смертоносных змиев (потому что всякое порождение лукавого похотения есть змий), поэтому-то закон предуказует нам являемое на древе, и это есть подобие змия, а не змий, как и Божественный Павел говорит: В подобии плоти греха (Рим.8:3) . А истинный змий - грех; кто предался греху, тот облекается в естество змия. Поэтому человек освобождается от греха Принявшим на Себя подобие греха, Тем, Кто сделался подобен нам, превратившимся в собственный вид змия, Тем, Кто угрызения делает несмертельными, но не уничтожает самих змиев. Змиями же называю похотения. Ибо взирающие на крест не подвергаются действию на них лукавой смерти, но не вовсе погибло в них остающееся похотение плоти на дух. И в верных нередко действуют угрызения похотения, но кто взирает на Вознесенного на древо, тот прочь гонит от себя страсть, страхом заповеди, как бы врачевством неким, рассеяв силу яда. А что вознесенный в пустыне змий есть знамение крестного таинства, этому ясно учит Божие слово, когда говорит: Якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну человеческому .

О жизни Моисея законодателя.

Свт. Иоанн Златоуст

Ст. 14-16 и якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть,

И якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому (ст. 14) . Опять и это по видимому не имеет связи с предыдущим; но (на самом деле) вполне соответствует ему. Сказав, что чрез крещение людям оказано величайшее благодеяние, Он приводит и причину этого, не меньшую самого благодеяния, – крест; как и Павел, беседуя с коринфянами, соединяет вместе эти благодеяния в следующих словах: еда Павел распятся по вас, или во имя Павлово крестистеся? (1 Кор. 1, 13) . Два эти благодеяния больше всех других показывают неизреченную любовь Господа: Он и пострадал за врагов, и, умерши за врагов, даровал в крещении всецелое прощение грехов.

Но почему Он не сказал прямо: Я буду распят, а отослал слушателей к древнему прообразу? Этим Он научает их, во-первых, что события древние имеют соотношение с новыми, что те не чужды для этих; во-вторых, что Он шел на страдание не против воли Своей, и, кроме того, что и Сам Он не потерпел от того никакого вреда, и многим даровано чрез то спасение. Действительно, чтобы кто не сказал: как могут верующие в Распятого спастись, когда и Он Сам был одержим смертию? – вот Он приводит нас к древней истории. Если иудеи спасались от смерти, взирая на медное изображение змия, то, конечно, тем большее благодеяние могут получить верующие в Распятого. Распятие совершилось не по немощи Распятого и не потому, что восторжествовали над ним иудеи, а потому, что возлюбил Бог мир (ст. 16) . Вот почему одушевленный Его храм подвергся распятию: да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (ст. 15) . Видишь ли причину креста и спасение, от него происшедшее? Видишь ли соответствие между прообразом и истиною? Там иудеи спасаются от смерти только временной; здесь верующие – от смерти вечной. Там повешенный змий исцеляет от укусов змей; здесь распятый Иисус врачует уязвления духовного змия. Там взирающий телесными очами получает уврачевание; здесь взирающий очами душевными освобождается от всех грехов. Там повешена медь, изображавшая подобие змия; здесь – тело Владыки, образованное Духом. Там змий кусал, змий и врачевал; так и здесь: смерть погубила, смерть и спасла. Но змий, который погублял, имел яд, а который спасал, не имел яда; то же опять и здесь: смерть погубившая имела грех, как змий – яд, а смерть Владыки была свободна от всякого греха, как медный змий – от яда. Греха , сказано, не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его (1 Пет 2, 22) . Это то же, что говорит и Павел: совлек начала и власти, изведе в позор дерзновением, изобличив их в Себе (Кол. 2, 15) . Как мужественный борец, подняв противника на воздух и бросив наземь, одерживает блистательную победу, так и Христос низложил супротивные силы, в виду всей вселенной, и, уврачевавши уязвляемых в пустыне, быв повешен на кресте, освободил их от всех зверей. Но Он не сказал: подобает быть повешенным, а – вознесенным . Он употребил такое выражение, которое для слушателя могло быть более благоприятно и которое ближе подходило к прообразу.

Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (ст. 16) . Слова эти означают следующее: не удивляйся, что Я должен быть вознесен ради спасения вашего. Так угодно и Отцу, – и Он так возлюбил вас, что за рабов, и рабов неблагодарных, дал Сына Своего, чего никто не сделал бы и за друга. Это и Павел выражает в словах: едва за праведника кто умрет (Рим. 5, 7) . Но Апостол говорил об этом пространнее, потому что беседовал с верующими; а Христос – кратко, так как слово Его было к Никодиму; но слово Его выразительнее. Каждое изречение Его имеет в себе много выразительности. В словах: тако возлюби Бог мир Он показывает великую силу любви, – так как великое, беспредельное расстояние находится между Богом и миром. Бессмертный, безначальный, величество беспредельное, Он возлюбил сущих от земли и праха, полных бесчисленным множеством грехов, оскорбляющих Его во всякое время, неблагодарных. Выразительны и присовокупленные вслед за тем слова: яко Сына Своего Единороднаго дал есть , – не раба, говорит, дал, не ангела, не архангела, а и о сыне никто не показал бы такой заботливости, какую Бог о рабах неблагодарных. Итак, Свое страдание Он изображает не вполне ясно, а прикровенно; но благотворные следствия страдания выражает ясно и открыто, говоря так: да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный. Так как Он сказал, что Ему надлежит быть вознесенным, и тем назнаменовал Свою смерть, то, чтобы слушатель от этих слов не пришел в смущение, не стал предполагать о Нем чего-либо человеческого и не почел Его смерти прекращением существования, – вот смотри, как Он исправляет это: Он говорит, что Тот, Которого дает Отец, есть Сын Божий, виновник жизни, притом жизни вечной. А Кто мог чрез Свою смерть сообщить жизнь другим, Тот не мог навсегда остаться во (власти) смерти. Если не погибают верующие в Распятого, то тем более не может погибнуть Сам Распятый. Кто избавляет от погибели других, Тот тем более Сам свободен от нее. Кто сообщает жизнь другим, Тот тем более источает жизнь для Себя Самого. Видишь ли, что везде нужна вера? Он говорит, что крест есть источник жизни; но разум не легко мог бы принять это: свидетели тому язычники, еще и доныне осмеивающие это; а вера, превосходящая немощь умствовании, то же самое легко и принимает, и содержит. Почему же Бог так возлюбил мир? Не почему-либо другому, как по одной только благости.

Свт. Кирилл Александрийский

И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную

«И якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако вознестися подобает Сыну Человеческому, да всяк веруяй в Онь (в Него) не погибнет, но имать живот вечный». Достаточно уяснив причину, по которой слово учения к нему не восходит к безмерно превышающим его разумение предметам, опять нисходит (Христос) к бывшим некогда при Моисее прообразам, так как знал Он, что Никодим, хотя и с трудом, может дойти до познания истины под руководством образов скорее, чем духовного и точного исследования. «Должно» , говорит Он, Ему «быть вознесену» , подобно змею при Моисее, указывая этим на необходимость исследования истории и как бы говоря непонимающему то же, что потом сказал: «испытайте Писаний, яко та суть свидетельствующая о Мне» (Ин. 5:39) . Змеи стали нападать в пустыне на израильтян, кои падали подобно колосьям и, страшно пораженные неожиданно постигшею их опасностью, скорбными голосами призывали спасение свыше от Бога. Тогда Бог, будучи благ и человеколюбив, повелевает Моисею воздвигнуть для них медного змея. В нем Он предуказует спасение чрез веру, так как лекарство для укушенного состояло в том, чтобы посмотреть прямо на змея, – таким образом, вера в соединении со взглядом на змея доставляла смотревшим освобождение от смерти. Таков исторический смысл этого повествования (Чис. 21 и дал.). Но в этом событии, как в прообразе, начертана также и вся тайна вочеловечения. Змей указует на мучительный и человекоубийственный грех, который угнетал всех людей на земле, многообразно кусая человеческую душу и изливая разнообразный яд зла. И избежать так владевшего нами греха для нас невозможно было иначе, как посредством одной только помощи с небес. Посему-то Бог Слово и явился «в подобии плоти греха» , дабы осудить «грех во плоти» , как написано (Рим. 8:3) , и явить Себя Виновником вечного спасения для тех, кои устремляют на Него свои взоры посредством или сильной веры, или и исследования Божественных догматов. А если змей был прибит на высоком столбе, то это, без сомнения, указывает на всемирную славу Христа, так что никому не безызвестен был Он, или же на вознесение с земли, как и Сам в одном месте говорит (Ин. 12:32) , при страдании на кресте.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга II.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Ст. 14-15 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Сказав прежде о возрождении чрез крещение, говорит потом уже и о благодеянии, совершенном для нас чрез крест. Ибо крест и смерть - причина благодати, подаваемой нам чрез крещение, так как при крещении изображаем смерть Господню. Не говорит прямо, что Я буду распят, но напоминает о змие и о древней истории (Чис. 21, 5-9) и таким образом зараз, с одной стороны, научает нас, что древнее сродно с новым и что один и тот же Законоположник Ветхого и Нового Завета, хотя Маркион, Манес и остальное собрание подобных еретиков отвергают Ветхий Завет, говоря, что он есть законоположение злого демиурга (художника); с другой стороны, научает, что если иудеи избегали смерти чрез взгляд на медное изображение змия, то тем более мы избежим смерти душевной, взирая на Распятого и веруя в Него. Сличи, пожалуй, образ с истиною. Там подобие змия, имеющее вид змия, но не имеющее яда: так и здесь Господь - Человек, но - свободный от яда греха, пришедший в подобии плоти греха, то есть в подобии плоти, подлежащей греху, но Сам не есть плоть греха. Тогда - взирающие избегали телесной смерти, а мы - избегаем духовной. Тогда повешенный исцелял от ужаления змей, а ныне - Христос исцеляет язвы от дракона мысленного. Когда слышишь: «должно вознесену быть» , понимай так: быть повешену. Ибо Он повешен был на высоте, чтобы Освятившему землю хождением по ней освятить и воздух «Вознестись» понимай и так: быть прославлену. Ибо крест стал поистине высотою и славою Христа. В чем Он казался осужденным, тем осудил князя мира сего. Объясню несколько. Адам умер по справедливости, потому что согрешил. Господь умер не по долгу справедливости, потому что не согрешил. До распятия Господа смерть справедливо властвовала над людьми. А как Господь оказался безгрешным, то диавол что мог найти в Нем заслуживающего смерти? А как Он был умерщвлен несправедливо, то победил умертвившего Его и таким образом освободил и Адама от смерти, справедливо причиненной ему, как согрешившему. - И иначе. Два предмета господствовали над родом человеческим: удовольствие и скорбь. Господь, прошедши чрез то и другое, оказался непобедим. Искуситель сначала приступал к Нему на горе с предложением удовольствия (Мф. 4, 3. 6. 9) ; но, нашед Его непобедимым чрез это, употребил великую хитрость, навел скорбь, чтобы, по крайней мере, чрез нее овладеть Им, и для сего восставил против Него все: отречение учеников, насмешки воинов, хулу мимопроходящих, смерть от иудеев, но и при этом - нашел Его непобедимым. Ибо скорбь на кресте не могла возбудить в Господе ненависть к распинателям, но Он продолжал любить их и молился за них, говоря: Отче! Не поставь им греха сего (Лк. 23, 34) . Видишь ли, как Он победил тем, чем, по-видимому, был побежден. Таким образом, крест стал и возвышением Его, и славою.

Евфимий Зигабен

И якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну Человеческому, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный

Ст. 14-15.: Сказав о величайшем благодеянии для людей, даруемом через Крещение, говорит о другом, не меньшем благодеянии, – через Крест. И апостол Павел вместе поставил их, когда писал к Коринфянам: еда Павел распятся по вас; или во имя Павлово крестистеся (1 Кор. 1, 13) ? Оба эти благодеяния показывают неизреченную Его любовь, потому что возрождение Он даровал, чтобы очищать нас от наших грехов, и распят был, чтобы мы жили вовеки. Предсказал свое распятие, показывая, что Он наперед знает о нем и что добровольно идет на него ради спасения людей. И не прямо сказал о распятии, но привел в пример воздвигнутое Моисеем изображение змея, показывая, что древнее родственно новому и служит образом последнего. История этого змея такая: некогда в пустыне змеи укушением истребляли израильтян; поэтому Бог повелел Моисею сделать медного змея и выставить его на дереве, чтобы ужаленные взирали на него и оставались живы. (Числ. 21,8-9) . Медный змей служил прообразом твердого и недоступного для греха тела Иисуса Христа; этот змей, не имеющий яда, служил прообразом Иисуса Христа, не имеющего яда греха, поднятый на дерево прообразом Поднятого на дерево Креста, дающий жизнь ужаленным змеями и взирающим на него прообразом Дарующего вечную жизнь ужаленным духовными змеями и взирающим на Него с верою. Вследствие такого сходства евангелист и сказал: Моисей вознесе змию и т.д. Затем указывает и причину такого вознесения. Как Моисей поднял вверх змея, чтобы взирающие на него сохраняли жизнь, так и Иисус Христос был поднят, чтобы взирающие на Него, или верующие, имели вечную жизнь. Там был змей, потому что жалили змеи, а здесь человек, потому что были ужалены люди. Так как там вред являлся от змеев, то через змея же происходило и исцеление, а здесь, так как смерть пришла в мир через человека, то через человека же приходит и жизнь, и через человека умершего, чтобы умертвить то, что умерщвляет. Словами: да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный , ясно показал, что Тот, Чья смерть дает другим вечную жизнь, несомненно, есть Бог, умирающий как человек, а дарующий жизнь как Бог, – и что Тот, Кто не допускает погибели других, Сам никогда не может погибнуть. Итак, Крест есть источник вечной жизни, что, однако, нелегко принимает разум, но зато принимает вера, укрепляющая слабость разума. Отсюда очевидна польза веры.

Лопухин А.П.

Ст. 14-15 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную

Христос только что сказал Никодиму о Своем вечном существовании по Божеству Своему и о Своем воплощении. Теперь Он сообщает ему другую великую тайну – тайну спасения всех людей Своей крестной смертью и последующим затем Своим прославлением. Раскрывает Христос это учение посредством сравнения вознесенного Моисеем на древко медного змия с Самим Собою. Там, в пустыне, Моисей выставил на вид всего израильского лагеря медное изображение змия для того, чтобы каждый ужаленный змеей еврей мог обратить взор к этому изображению и с верой в Иегову ожидать исцеления. Христос также будет вознесен сначала на крест, а потом на небо (выражение ὑψωθῆναι – «вознестись » имеет здесь двойственный смысл), чтобы каждый, кто верует, имел в Нем жизнь вечную («верующий в Него» – перевод неточный, потому что выражение ἐν αὐτῷ, «в Нем» , нельзя ставить в зависимость от глагола πιστεύειν; чтение же εἰς αὐτόν, «в Него», считается менее засвидетельствованным). Но при сходстве между медным змием и Христом существует и важное различие. Во-первых, спасительное действие первого простиралось только на один народ, а спасительное действие Второго будет простираться на человечество вообще: «всякий » может спастись благодаря Христу. Во-вторых, змий давал спасение только от временной смерти и то только в одном случае, а Христос дарует «вечную» жизнь, т. е. верующий во Христа войдет в Царство Божие. Нужно заметить, что все отцы и учители Церкви на основании этих слов Христа рассматривают медного змия как прообраз Мессии, и такое воззрение имеет вполне достаточные основания (Цан слишком суживает значение указания Христа на медного змия, находя здесь «только сравнение», – с. 200).

Христос только что сказал Никодиму о Своем вечном существовании по Божеству Своему и о Своем воплощении. Теперь Он сообщает ему другую великую тайну - тайну спасения всех людей Своею крестною смертью и последующим затем прославлением Своим. Раскрывает Христос это учение посредством сравнения вознесенного Моисеем на древко медного змия с Самим Собою. Там, в пустыне, Моисей выставил на вид всего израильского лагеря медное изображение змия для того, чтобы каждый ужаленный змеей еврей мог обратить свой взор к этому изображению и с верой во Всевышнего ожидать исцеления. Христос также будет вознесен сначала на крест, а потом на небо (выражение ύψωθηναι = вознестись - имеет здесь двойственный смысл [1 ], чтобы каждый, кто верует, имел в Нем жизнь вечную Но, при сходстве, между медным змием и Христом существует важное различие. Во-первых, спасительное действие первого простиралось только на один народ, а спасительное действие Второго будет простираться на человечество вообще: всякий может спастись благодаря Христу. Во-вторых, змий давал спасение только от временной смерти и то только в одном случае, а Христос даруетвечную жизнь, т.е. верующий во Христа войдет в Царство Божие. Заметить нужно, что все Отцы и Учители Церкви на основании этих слов Христа рассматривают медного змия как прообраз Мессии, и такое воззрение имеет за себя вполне достаточные основания (Цан слишком суживает значение указания Христа на медного змия, находя здесь "только сравнение" с. 200).

1. "Вера, которая спасает, не есть ли вера в Христа, прославленного после того и по причине того, что Он был распят?" (Луази с. 323). ^

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

Причина, по которой Единородный Сын Божий (см. 1:14,18), должен быть вознесен - сначала на позорное орудие казни, а потом на славный престол небесный - заключается в том, что Бог до чрезвычайности любит людей.

Возлюбил . Евангелист говорит о любви Божией как факте, известном уже из истории (в греч. тексте поэтому здесь глагол поставлен в форме аориста), потому что пришествие Сына Божия на землю для спасения людей было в то время фактом уже совершившимся.

Мир . Под "миром" здесь Христос разумеет не природу вообще, а сознательных и ответственных за свои поступки существ, населяющих землю, т.е. все человечество в состоянии падения (ср. ст. 17).

Отдал . Как можно заключать на основании сказанного в 14-15 ст., здесь Христос имел в виду предание Богом Сына на страдания и смерть (ср. Рим. 8:32) [1 ].

1. Цан и некоторые другие экзегеты видят здесь указание только на посольство Христа в мире, но после того, что сказал Христос о Своем вознесении на крест (ст. 14. 15); такая мысль была бы некоторым ослаблением содержащейся выше. ^

Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.

Христос дважды упомянул, что Он пришел даровать людям жизнь вечную или, что то же, спасение. Такое заявление могло показаться Никодиму несколько несогласным с недавним выступлением Христа во храме, где Он явился обличителем и судьей над осквернителями храма. Притом тогдашнее иудейство вообще ожидало увидеть в Мессии Судью и притом Судью, главным образом, над миром языческим, который доселе угнетал избранную иудейскую нацию. Поэтому Христос и говорит, что самое существенное в Его призвании как Мессии есть именно спасение мира, а не производство суда над миром (этим, конечно, не исключается тот будущий суд, который Христос со временем будет совершать над всею вселенною. См. Ин. 5:27-29 [1 ]).

1. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения. ^


Похожая информация:

  1. Cлово 20. О бдении телесном: как мы чрез него достигаем духовного, и как должно оное проходить
  2. Итак., братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками. Только все должно быть благопристойно и чинно" (14:39-40)