Большая биографическая энциклопедия. Менделеев василий дмитриевич Изобретение пневматической подвески

(1886-12-30 )

Василий Дмитриевич Менделеев ( , Санкт-Петербург - , Екатеринодар) - русский инженер, изобретатель и создатель проекта первого российского танка под названием «Бронеход».

Биография

В 1903-1906 годах учился на кораблестроительном отделении Кронштадтского морского инженерного училища . В 1908-1916 работал конструктором на судостроительных заводах, был главным конструктором подводных лодок, минных заградителей. В это же время разработал первый в России проект бронированной гусечной машины. В 1919-1922 годах - инженер на заводе «Кубаноль» в Екатеринодаре .

Умер от брюшного тифа в 1922 году.

Семья

  • Отец: Менделеев, Дмитрий Иванович (1834-1907) - учёный-энциклопедист и общественный деятель.
  • Мать: Попова, Анна Ивановна (1860-1942) - дочь донского казака из Урюпинска .
  • Сестра: Любовь (1881-1939)- жена русского поэта Александра Блока .
  • Сестра-близнец Василия: Мария (1886-1952) - видный русский и советский кинолог , эксперт, любитель и заводчик английских сеттеров .
  • Брат: Иван (1883-1936) - русский философ, метролог.

См. также

Напишите отзыв о статье "Менделеев, Василий Дмитриевич"

Ссылки

  • на «Родоводе ». Дерево предков и потомков
  • Отрывок, характеризующий Менделеев, Василий Дмитриевич

    – Oui, sire, et elle est en cendres a l"heure qu"il est. Je l"ai laissee toute en flammes, [Да, ваше величество, и он обращен в пожарище в настоящее время. Я оставил его в пламени.] – решительно сказал Мишо; но, взглянув на государя, Мишо ужаснулся тому, что он сделал. Государь тяжело и часто стал дышать, нижняя губа его задрожала, и прекрасные голубые глаза мгновенно увлажились слезами.
    Но это продолжалось только одну минуту. Государь вдруг нахмурился, как бы осуждая самого себя за свою слабость. И, приподняв голову, твердым голосом обратился к Мишо.
    – Je vois, colonel, par tout ce qui nous arrive, – сказал он, – que la providence exige de grands sacrifices de nous… Je suis pret a me soumettre a toutes ses volontes; mais dites moi, Michaud, comment avez vous laisse l"armee, en voyant ainsi, sans coup ferir abandonner mon ancienne capitale? N"avez vous pas apercu du decouragement?.. [Я вижу, полковник, по всему, что происходит, что провидение требует от нас больших жертв… Я готов покориться его воле; но скажите мне, Мишо, как оставили вы армию, покидавшую без битвы мою древнюю столицу? Не заметили ли вы в ней упадка духа?]
    Увидав успокоение своего tres gracieux souverain, Мишо тоже успокоился, но на прямой существенный вопрос государя, требовавший и прямого ответа, он не успел еще приготовить ответа.
    – Sire, me permettrez vous de vous parler franchement en loyal militaire? [Государь, позволите ли вы мне говорить откровенно, как подобает настоящему воину?] – сказал он, чтобы выиграть время.
    – Colonel, je l"exige toujours, – сказал государь. – Ne me cachez rien, je veux savoir absolument ce qu"il en est. [Полковник, я всегда этого требую… Не скрывайте ничего, я непременно хочу знать всю истину.]
    – Sire! – сказал Мишо с тонкой, чуть заметной улыбкой на губах, успев приготовить свой ответ в форме легкого и почтительного jeu de mots [игры слов]. – Sire! j"ai laisse toute l"armee depuis les chefs jusqu"au dernier soldat, sans exception, dans une crainte epouvantable, effrayante… [Государь! Я оставил всю армию, начиная с начальников и до последнего солдата, без исключения, в великом, отчаянном страхе…]
    – Comment ca? – строго нахмурившись, перебил государь. – Mes Russes se laisseront ils abattre par le malheur… Jamais!.. [Как так? Мои русские могут ли пасть духом перед неудачей… Никогда!..]

    (1886-1922) - рус. изобретатель и конструктор. Сын Д. И. Менделеева. В 1903-06 учился в Кронштадт. морском инженерном училище. В 1908-16 работал на судостроительных з-дах в Петербурге (Балтийский Невский и др.), в 1919-22 - на з-де "Кубаноль" в Краснодаре. В 1911 выдвинул идею создания боевой бронированной гусеничной машины (танка) и в 1911-15 разработал технич. проект танка. По одному из вариантов проекта танк должен был иметь на вооружении 120-мм морскую пушку и один пулемет; расчетная максимальная скорость - 24 км/час, экипаж - 8 чел., расчетный боевой вес - 170 т. М. занимался также проектированием подводных лодок, минных заградителей и пр.


    Смотреть значение Менделеев, Василий Дмитриевич в других словарях

    Абрамов Василий Семенович — (? - 1918?). Социалист-революционер. Крестьянин. Член ПСР. Образование начальное. Депутат 2-й Государственной думы от Самарской губ. В конце 1917 избран по партийному списку........
    Политический словарь

    Авксентьев Николай Дмитриевич — 29 ноября 1878, Пенза, – 1943, Нью-Йорк). Родился в дворянской семье. Учился в Московском университете. Возглавлял студенческий союз объединённых землячеств, исключён в 1899........
    Политический словарь

    Азаров [азов-азаров] Василий — (? - 5.11.1919, пос. Красково Московской губ.). Анархист. С лета 1919 член Московской организации анархистов подполья. Организовал лабораторию по изготовлению бомб, наладил доставку........
    Политический словарь

    Алисов Платон Дмитриевич — (ок. 1884 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР с 1910. По сведениям чекистов, имел "общее" образование. В конце 1921 жил в Рязанской губ., работал в здравоотделе. Местными чекистами........
    Политический словарь

    Ананьин Василий Дмитриевич — (? - ?). Член ПЛСР с 1918. Из крестьян, хлебопашец. Образование среднее. В конце 1921 жил в Вятской губернии, был членом волостного совета. Дальнейшая судьба неизвестна.
    М. Л.
    Политический словарь

    Андриевский Александр Дмитриевич — (1891 - ?). Анархист-индивидуалист. Арестован 26.2.1919. С 15.8.1919 содержался в Бутырской тюрьме. Дальнейшая судьба неизвестна.
    НИПЦ "Мемориал".
    Политический словарь

    Аникин Василий Федотович — (? - ?). Член ПЛСР с 1918. Образование среднее. В конце 1921 жил в д. Черный ключ Васильевской волости Нолинского уезда Вятской губернии и был членом волостного совета. Дальнейшая........
    Политический словарь

    Анисимов Василий Анисимович — (1878 - 25.4.1938). Социал-демократ. Член РСДРП. Осужден в 1907 по процессу социал-демократической фракции 2-й Государственной думы. До 1917 на каторге и в ссылке в Сибири. В 1917 член........
    Политический словарь

    Анохин Василий Иванович (партийная Кличка - Тунгус) — (1879 - до 1937, Тула). Социал-демократ. Член РСДРП с 1900-х гг. Рабочий (токарь Тульского оружейного завода). Арестован в августе 1922 в Туле по делу с.-д. 1.6.1923 получил 3 года ссылки,........
    Политический словарь

    Арбузов Василий Алексеевич — (? - ?). Социалист-революционер. Член ПСР. До революции 1917 подвергался арестам, сидел в Петропавловской крепости В 1920 содержался в Екатеринбургском концлагере. Дальнейшая........
    Политический словарь

    Аркадьев Николай Дмитриевич — (1885 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР. В 1909 приговорен к 4 годам каторжных работ "за вооруженное восстание" 1905. Арестован ВЧК в Екатеринодаре 25.2.1921. С 17.3.1921 содержался........
    Политический словарь

    Бабаев Иван Дмитриевич — (1898 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР. Арестован 18.9.1920 во время забастовки. В том же году приговорен к 3 годам принудительных работ. Вновь арестован в Москве 13.5.1921. Дальнейшая........
    Политический словарь

    Бадичин Василий Григорьевич — (ок. 1891 - ?). Социал-демократ. Из рабочих. Член РСДРП с 1917. В конце 1921 жил в Уфимской губ., работал железнодорожным мастером. Местными чекистами характеризовался как "агитатор-организатор"........
    Политический словарь

    Баков Василий Семенович — (ок. 1861 - ?). Член ПЛСР. Кулак. В конце 1921 жил в Рыбинской губернии и работал закупщиком кооператива. Местными чекистами характеризовался как «активный» партийный работник,........
    Политический словарь

    Бардачев Яков Дмитриевич — (ок. 1890 - ?). Социалист-революционер. Из крестьян. Член ПСР с 1917. Образование среднее. В конце 1921 жил в Саратовской губ. Местными чекистами характеризовался как "центровик",........
    Политический словарь

    Белозеров Василий Христофорович — (ок. 1869, по др. данным 1859 - ?). Член ПЛСР с 1917. Крестьянин, по другим данным из «трудовой интеллигенции». Образование среднее. В 1921 жил в Вологодской губернии и работал кооператором.........
    Политический словарь

    Бердняков Василий Петрович — (ок. 1894 - ?). Социалист-революционер. Рабочий. Член ПСР с 1917. Образование низшее. В конце 1921 жил в Златоусте Уфимской губ., работал на заводе. Местными чекистами характеризовался........
    Политический словарь

    Бобров Василий Федорович — (ок. 1886 - ?). Социалист-революционер. Из крестьян. Член ПСР с 1917. Образование "домашнее". В конце 1921 жил в Уфимской губ., работал инструктором [отдела?] кооперации ГСНХ. Местными........
    Политический словарь

    Бонч-бруевич Владимир Дмитриевич — (28 июня 1873, Москва, – 14 июля 1955, там же). Из дворян. Брат генерала М.Д. Бонч-Бруевича. Окончил в Курске землемерное училище (1892). С 1895 член социал-демократического московского........
    Политический словарь

    Бонч-бруевич Михаил Дмитриевич — (1888 – 1940) – большевик, сподвижник Ленина, активно вовлекал в революционное движение русских сектантов – хлыстов, скопцов, молокан, духоборов и т.д. Разработал первые........
    Политический словарь

    Бородин Василий Яковлевич — (ок. 1889 - ?). Социалист-революционер. Из крестьян. Член ПСР с 1917. Образование низшее. В конце 1921 жил в Саратовской губ., работал инструктором Губсоюза. Местными чекистами........
    Политический словарь

    Боташев Василий Михайлович — (ок. 1876 - ?). Социал-демократ. Из крестьян. Образование низшее. Член РСДРП. В конце 1921 жил в Иркутской губ., работал чертежником в коммунальном отделе Губисполкома. Местными........
    Политический словарь

    Брасуков Афанасий Дмитриевич — (ок. 1882 - ?). Социалист-революционер. Член ПСР с 1905. Рабочий. Образование низшее. В конце 1921 жил в Саратове. Местными чекистами характеризовался как "центровик", "член горкома"........
    Политический словарь

    Бурылов Василий Григорьевич — (ок. 1878 - ?). Вступил в ПЛСР после революции 1917. Середняк. Образование «сельское». В конце 1921 жил и работал в д. Мокино Култаевской волости Тульской губернии. Местными чекистами........
    Политический словарь

    Бутвин Василий Иванович — (? - ?). Член ПЛСР с 1917. Крестьянин. Образование «низшее». В конце 1921 жил в Вологодской губернии и был членом артели. Местными чекистами характеризовался как «активный»........
    Политический словарь

    Василий Блаженный — (1469 – 1557) – святой, юродивый во Христе. О пророчествах Василия ходили легенды. Говорят, что он предрек рождение Ивана IV – Грозного. В степенной книге рассказывается,........
    Политический словарь

    Василий Великий Святитель — (330 – 379) – один из трех Вселенских учителей – отцов-каппадокийцев, философ, подвижник и богослов. Положил вместе с другими отцами основание новому периоду в истории........
    Политический словарь

    Васин Василий — (? - 1920). Анархист. Сотрудник разведки Революционной Повстанческой Армии Украины. Осенью 1920 участвовал в боях с войсками П. Н. Врангеля в составе Крымской повстанческой........
    Политический словарь

    Воронин Василий Николаевич — (ок. 1894 - ?). Социал-демократ. Рабочий-печатник. Член РСДРП с 1917. Образование низшее. В 1920 находился в Златоусте. В 1921 жил в Уфимской губ. Местными чекистами характеризовался,........
    Политический словарь

    Воронцов Василий Иванович — (? - ?). Член ПЛСР. Служащий. В конце 1921 жил в Тульской губернии и работал инструктором. Местными чекистами характеризовался как «не очень активный» партийный работник.........
    Политический словарь

    Мы уже писали о том, что великий русский учёный Дмитрий Иванович Менделеев занимался не только химией, но и, например, . Его сын, Василий Менделеев, тоже внёс свой вклад в науку. Представляем вам статью из журнала "Техника-Молодёжи" за сентябрь 1949 года, где рассказывается про проект тяжёлого танка, который разработал Василий Менделеев.

    Мы уже знакомили читателей с первыми русскими танками.
    Сейчас мы публикуем новые данные о конструировании тяжелых танков.
    Задолго до первой мировой войны в русское военное министерство поступил проект необычайной боевой машины, разработанный сыном знаменитого русского химика - Василием Дмитриевичем Менделеевым.
    Проект боевой машины Менделеева-это талантливый проект сверхтяжелого танка, конструкция которого на десятилетие опередила все развитие танковой техники. Многие элементы машины Менделеева в наши дни выглядят современными.
    Менделеев спроектировал танк весом в 170 тонн» обслуживаемый командой в 8 человек. Он представлял собой огромную бронированную коробку, со скрытыми внутри гусеницами, необходимыми для передвижения, двигателем и боекомплектом.
    Во время передвижения гусеницы с помощью сжатого воздуха должны были приподнимать бронированный корпус над землей и обеспечивать движение танка со скоростью до 24 км в час.
    Кроме пушки, Менделеев предполагал вооружить танк пулеметом, установленным в специальной выдвижной бронебашне, допускавшей круговой обстрел.
    Проект Менделеева отличается большим количеством чрезвычайно смелых конструктивных решений, которые нашли применение в танковой технике иностранных армий несравнимо позже.
    Так, опускание при стрельбе корпуса танка на грунт было применено в немецких самоходных артустановках только в 1942 году. Применение сжатого воздуха для поднятия корпуса и для создания пневматической подвески катков лишь в первые годы второй мировой войны было использовано английскими конструкторами на авиадесантных танках.
    Менделеев предусмотрел также возможность переброски своих танков самоходом по железной дороге; его танк мог быть поставлен на железнодорожные скаты.
    Четыре поста управления обеспечивали живучесть боевой машины даже в случае гибели части ее команды.

    1 - бронированный корпус, 2 - подъемная пулеметная бронебашня, 3 - 120-миллиметровое орудие, 4 - гусеничные движители, 5 - двигатель внутреннего сгорания, 6 - передача с двигателя на гусеницы, 7 - баллоны со сжатым воздухом, 8- катки на пневматической подвеске, 9 - боекомплект для пушки, 10 - баки с горючим, 11 - аккумуляторная батарея, 12 - радиаторы охлаждения двигателя.

    Технический комитет главного военно-технического управления царской армии, куда был передан проект, утопил в бюрократической волоките талантливое изобретение Менделеева. Проект этот так и не был осуществлен.
    Но бюрократам из военного министерства не удалось похоронить идею танка.
    Раньше англичан и французов, в августе 1914 года, на машиностроительном заводе в Риге было завершено создание первого в мире действующего танка. Это был танк-амфибия А. Пороховщикова, о котором мы уже писали в нашем журнале.

    Разработчик: В.Д.Меделеев

    Начало работы над проектом: 1911

    Изготовление опытного экземпляра : не изготавливался

    Судьба проекта: проект не был реализован, ввиду начавшейся войны и последующего октябрьского переворота

    Рис.6 Василий Дмитриевич Менделеев

    Инженер-кораблестроитель Василий Дмитриевич Менделеев (1886-1922), сын русского учёного химика Д.И.Менделеева, создаёт проект принципиально новой для того времени боевой машины на гусеничном ходу. Работу над ним он начал ещё в 1911 (!) году.

    В период с 1911 по 1915 годы в свободное от основной работы на судостроительном заводе время В.Д.Менделеев разрабатывал проект принципиально новой боевой машины. В первом варианте на 170 тонную машину планировалось установить 120 мм пушку (размещалась в передней части бронированного корпуса) и пулемёт (для него была предназначена вращающаяся башня, размещаемая сверху). Боекомплект для орудия насчитывал 51 выстрел. А толщина брони колебалась от 150 мм в носовой части до 100 мм в корме и по бортам. Ожидалось, что максимальная скорость, с которой сможет передвигаться данный агрегат, составит 24 км/час. Экипаж - 8 человек.

    При разработке этой боевой машины Менделеев младший использовал новейшие разработки отечественного военного кораблестроения, что позволило создать по-настоящему уникальную конструкцию, не имевшую аналогов в мире по многим конструктивным решениям.

    24 августа 1916 года, ещё ДО того, как на полях сражений 1 Мировой появились первые танки, В.Д.Менделеев высылает в адрес Военного министерства комплект документов по новой машине, сопроводив их запиской следующего содержания: «Представляю при сем эскизный проект Бронированного автомобиля моей системы… Если он заслуживает внимания, то покорнейше прошу указать то учреждение Военного Министерства, в которое мне следует упомянутый эскизный проект представить на рассмотрение».

    Рис. 7 «Бронированный автомобиль» Менделеева на поле боя. Модель-копия

    В отличие от проектов «сухопутных броненосцев», «бомбардирных самобеглых колясок», «штурмовых вагонов» и т.п., в изобилии поступавших в то время в адрес ГВТУ, эскизный проект, предоставленный им, был тщательно проработан и оформлен по всем правилам. Описание его «Бронехода» подразделялось на главы. Тут были: таблицы весов, спецификация, внутреннее размещение экипажа, расчёт транспортировки по ж/д, расчёт опорной поверхности и т.п.

    Менделеев предложил «корабельный» вариант сборки. Каркас набирался из шпангоутов и стрингеров, на которые крепились цельнокатаные броневые листы. Причём бронирование было рассчитано таким образом, что должно было защищать экипаж от попадания шестидюймовых (152 мм) бронебойных снарядов. Основным оружием «Бронехода» была120 мм пушка Канэ, закреплённая на тумбовой установке. Вертикальное наведение обеспечивалось механизмом самой пушки, горизонтальное – поворотом корпуса машины. Боеприпасы подавались по подвесному монорельсу, на котором крепились роликовые подающие тележки. Боекомплект «Бронехода» насчитывал 51 выстрел, из которых один находился в казённике пушки, четыре на тележках, остальные – в «крюйт-камере» (сказывается флотская закалка инженера). В центральной части корпуса устанавливалась башня кругового вращения с пулемётом «Максим». В качестве двигателя В.Д.Менделеев предлагал 250-сильный автомобильный двигатель с водяным охлаждением, запускавшийся от сжатого воздуха.

    Выше приведены чертежи, сделанные с оригинальных документов, разработанных конструктором Менделеевым В.Д, инженером Р.Казачковым.

    Топливные баки находились под днищем задней части корпуса, т.е. были вынесены из заброневого пространства, что значительно повышало живучесть машины. «Бронеход» имел четырёхскоростную коробку передач и поворотный механизм дифференциального типа.

    Рис. 8 «Бронированный автомобиль» Менделеева в разрезе

    Гусеницы, в своей верхней части, прикрывались корпусом. Опорные катки обладали автономной пневматической подвеской и были сбалансированы по борту. Её конструкция позволяла ей работать как блокированной при медленных колебаниях и как индивидуальная - при быстрых колебаниях корпуса. При этом динамический ход каждого амортизатора составлял1500 мм, что позволяло машине сохранять продольную и поперечную устойчивость при движении по сложно-пересечённой местности.

    Подобная конструкция давала возможность танку двигаться с полуопущенным корпусом, а в случае необходимости, полностью ложиться на грунт. Аналогичная подвеска в настоящее время используется на последних моделях российских БМД. Эта техническая находка решала одновременно двуединую задачу: позволяла защищать наиболее уязвимую часть конструкции (ходовую) и разгрузить последнюю от высоких нагрузок, возникающих в процессе стрельбы.

    Для стрельбы машина ложилась на грунт днищем корпуса. Аналогичную конструкцию немцы смогли реализовать только через четверть века, в 1942 году в конструкции германской 600-мм самоходной мортиры «Тор». Несколько позднее этот вопрос технически смогли частично решить в конструкциях британских танков для авиадесантирования: «Гарри Гопкинс» и «Тетрарх». Гусеницы имели регулируемое натяжение… Чем не САУ образца сороковых?

    Для решения вопроса переброски данного танка на большие расстояния конструктивно была предусмотрена возможность установки его на железнодорожные траки и последующая его буксировки паровозом или перемещение последнего своим ходом (частично к этой идее советские конструкторы возвращались при разработке вариантов танка БТ-5).

    С целью облегчения управления танком в конструкцию были заложены сервоприводы на пневматике, работавшие на коробку передач, главный фрикцион и механизм поворота.

    Рис. 9 Продольный разрез

    Рис. 10 Вид в плане

    Эта конструкция резервировалась механическими управляющими приводами. Менделеев механизировал также и процедуру подачи орудийных выстрелов, что значительно повысило скорострельность. Предусмотрен был и механизм опускания верхней башенки в корпус при транспортировке танка на большие расстояния. Также пневматика применялась для того, чтобы облегчить экипажу процесс регулировки натяжения гусениц.

    Вся установленная пневматика работала от специального компрессора, подключённого непосредственно к основному двигателю.

    Рис. 11 «Бронированный автомобиль» Менделеева внешний вид. Реконструкция

    Для повышения живучести танка в бою Менделеев предусмотрел целых 4 поста управления.

    Этот прообраз танка впервые в мире был оснащён противоснарядным бронированием, а также имел броневую защиту разной толщины в зависимости от важности того или иного узла для живучести и боеспособности (дифференцированная броневая защита).

    Экипаж состоял из 8 человек. Причём командир не имел постоянного рабочего места, а выбирал его в зависимости от решаемых задач: при совершении марша – возле «рулевого» (механик-водитель), в бою – руководил экипажем, вёл наблюдение и т.п. «Рулевой» также имел два рабочих места: в бою внутри машины, на марше – в передней части на крыше «Бронехода», управляя машиной со съёмного поста управления.

    Детально проработанная пневматическая система решала задачи управления главным фрикционом, пуском двигателя, подъёмом башенки, натяжением гусениц, жалюзи воздухозаборника и т.п.

    Освещение отсеков выполнялось 16 лампочками, питающимися от 24В аккумуляторов. Электрическая сеть состояла из 4 групп АКБ и генератора.

    Чертежи выполнены инженером Р. Казачковым с подлинных материалов проекта, хранящихся в Центральном государственном военно-историческом архиве.

    Расчетная масса «Бронехода» должна была составить 173,2 т. Габариты: 13000 (с пушкой)/10000 (без) мм – длина, высота с башенкой – 4450, без 3500, лёжа на грунте – 2800/3800 мм соответственно. Ширина машины –4400 мм, клиренс –700 мм.

    Специально для работы над данным проектом конструктор изучил «Курс автомобилизма». «Бронеход» должен был развивать скорость около24 км/чи преодолевать подъёмы до 25 градусов. Планируемый радиус разворота должен был составлять10 м.

    Учитывая конструктивную сложность машины для освоения её серийного производства в России и тот факт, что электрооборудование и двигатель необходимо было бы покупать за границей, В.Д.Менделеев разработал «облегчённый» вариант машины. Машина была гораздо слабее бронирована, но имела более мощное вооружение: два пулемёта и127 мм пушку.

    Характеристики машины не позволяли использовать машину непосредственно на поле боя. Но эту задачу конструктор перед своим детищем и не ставил. По сути «Бронеход» был хорошо защищённой мобильной огневой точкой, своего рода «дот» на гусеницах.

    Рис. 12 Разрез по отсеку подвесок

    Подобная машина могла эффективно применяться для противодесантной или береговой обороны, либо использоваться в крепостной войне. Наработки Менделеева в 1933 легли в основу проекта гусеничной САУ береговой обороны конструктора Толочкова А.А., которая была вооружена морским орудием Б-10 калибра152 мм.

    Рис. 13 Танк в положении для стрельбы

    «Бронеход» Менделеева по праву считается первым русским проектом подобной боевой машины. И, несмотря на то, что он «осел» в архивных недрах ГВТУ и, по большому счёту, не оказал сколь-нибудь существенного влияния на дальнейшее развитие отечественного танкостроения, мы можем рассматривать его в качестве эталона добросовестности и технической культуры того времени.

    Рис. 14 «Бронированный автомобиль» Менделеева. Реконструкция

    Название «Бронеход» появилось позднее. Сам конструктор именовал машину «бронированным автомобилем моей системы». Но я позволил себе использовать его в данной статье. Размещённая в данной статье иллюстрация, по мнению экспертов, также не совсем соответствует описанию, составленному конструктором. Но другого изображения я, к сожалению, не нашёл.

    Ни тот факт, что данный образец так и не был принят на вооружение, ни присущие ему недостатки не умаляют заслуги Менделеева, создавшего передовой для своего времени проект и предложившего так много новых конструкторских решений, что к ним прибегали (и продолжают прибегать в настоящее время) конструкторы бронетехники различных стран мира.

    Тактико-технические характеристики «Бронехода» Менделеева В.Д.

    Год разработки проекта 1911 – 1915
    Масса проектная (т) 173,2
    Длина с пушкой вперёд (мм) 13000
    Корпус длина / ширина / клиренс (мм) 10000 / ? / 700
    Высота с поднятой башней / с убранной башней (мм) 4450 / 3500
    Среднее удельное давление на грунт (кг/кв.см) 2,5 – 2,8
    Двигатель тип/мощность (л.с.) Карбюраторный / 250
    Скорость максимальная (км/час) 24
    Бронирование лоб / борт, крыша, корма (мм) 150 / 100
    Экипаж (чел) 8
    Вооружение Пушка Кана (одна) калибр 120 мм боекомплект 51 выстрелПулемёт «Максим» (один) калибр 7,62 мм

    Василий Дмитриевич Менделеев (1886, Санкт-Петербург - 1922, Екатеринодар) - русский инженер, изобретатель и создатель проекта первого российского танка под названием «Бронеход».

    Биография

    В 1903-1906 годах учился на кораблестроительном отделении Кронштадтского морского инженерного училища. В 1908-1916 работал конструктором на судостроительных заводах, был главным конструктором подводных лодок, минных заградителей. В это же время разработал первый в России проект бронированной гусечной машины. В 1919-1922 годах - инженер на заводе «Кубаноль» в Екатеринодаре.

    Умер от брюшного тифа в 1922 году.

    Семья

    • Отец: Менделеев, Дмитрий Иванович (1834-1907) - учёный-энциклопедист и общественный деятель.
    • Мать: Попова, Анна Ивановна (1860-1942) - дочь донского казака из Урюпинска.
    • Сестра: Любовь (1881-1939)- жена русского поэта Александра Блока.
    • Сестра-близнец Василия: Мария (1886-1952) - видный русский и советский кинолог, эксперт, любитель и заводчик английских сеттеров.
    • Брат: Иван (1883-1936) - русский философ, метролог.