Е.А. Маковей, учитель русского языка МОУ СОШ №1 г. Адыгейска,
А.И. Архипова, профессор Кубанского госуниверситета
§ 4. Правописание окончаний
Окончание - это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для образования связи слов в словосочетании и предложении.
4.1. Правописание безударных окончаний имен существительных
Выбор безударной гласной в окончании имени существительного зависит от типа его склонения.
В Кита.., в Коре.., в Германи.., в Заполярь.., в изумлени..
Чтобы выяснить написание окончания существительного, выполните следующие действия:
1) поставьте существительное в начальную форму (кто / что?);
2) определите по таблице тип его склонения;
3) подставьте на его место проверочное слово для данного типа склонения (у этого слова в разных падежах ударное окончание, которое подскажет нужную гласную).
Особая группа существительных* |
-мя |
время |
Путь
|
1 склонение
|
-а (м. р. / ж. р.) Я (м. р. / ж. р.) |
страна |
Стена
|
2 склонение
|
Нулевое оконч. (м. р.) |
конь |
Стол
|
3 склонение |
-ь (ж. р.) |
мать |
Степь
|
*Особая группа существительных включает разносклоняемые существительные, а также существительные 1 и 2 склонения с особыми окончаниями (так называемые существительные на -ия, -ие, ий
).
В Китае — (Китай, 2 скл., в столе).
в Корее — (Корея, 1 скл., в стене).
в Германии — (Германия, особ. гр., в пути).
в Заполярье — (Заполярье, 2 скл., в столе).
в изумлении — (изумление, особ. гр., в пути).
Обратите внимание!
Помните
, что существительные типа сомнение
и сомненье
, Мария
и Марья
склоняются по-разному:
Помните
, что правило не подходит к несклоняемым существительным и к существительным, склоняющимся как прилагательные.
|
4.2. Правописание безударных окончаний имен прилагательных и причастий
Безударные окончания имен прилагательных и причастий проверяются по ударному окончанию проверочного слова.
В летящ..м самолете; изменяющ..мся мнением; могуч..й голос.
Определить окончание можно по проверочному слову — вопросу какой? (он подскажет ударную гласную в окончании):
во вращающ…мся цилиндре
(в каком? — окончание -ом / -ем
) во вращающЕМся;
с меняющ…мся ветром
(с каким? — окончание -ым / -им
) с меняющИМся;
беспокоящ...йся матери (какой? - окончание -ой/-ей) беспокоящейся матери;
на тонущ…м судне
(на судне каком? — окончание -ом / -ем
) на тонущЕМ.
Исключение:
в форме именительного (винительного) падежа м. р. ед. ч. окончание прилагательного (причастия) следует запомнить: -ЫЙ / -ИЙ.
Пропащий человек; вьющийся дымок.
4.3. Правописание безударных личных окончаний глагола
Выбор безударной гласной в личном окончании глагола зависит от типа его спряжения.
Мы кле..м; ты слыш..шь; они бор..тся.
Чтобы выяснить написание окончания глагола, выполните следующие действия:
1) поставьте глагол в неопределенную форму (что делать / что сделать?
);
2) определите по таблице тип его спряжения;
3) подставьте проверочное слово (ударное окончание проверочного слова подскажет нужную гласную).
Мы кле…м (клеИТЬ, II спряжение, мы говорИМ) — клеИМ
Ты слыш…шь (слышАТЬ, II спряжение, ты говорИШЬ) — слышИШЬ
Они бор…тся (борОТЬся, I спряжение, они берУТ) — борЮТся
Обратите внимание!
При постановке глагола в неопределенную форму следует следить, чтобы глагол сохранял тот же глагольный вид.
Глаголы типа услышать, постелить
и т. п. (образованные с помощью приставок от глаголов - исключений) относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.
Глаголы типа бриться, держаться
и т. п. (образованные с помощью суффикса -СЯ от глаголов - исключений) относятся к тому же типу спряжения, что и сами исключения.
|
В летящем самолете (в каком?).
Изменяющимся мнением (каким?).
Могучий голос (искл.).
Разобраться в правописании падежных окончаний имён существительных поможет данная статья. Ниже представлены таблицы, в которых показаны примеры для каждого падежа и склонения; таблицы распределены с учётом категории числа называемого предмета. В дополнение ко всему мы расскажем, как правильно писать безударные падежные окончания.
Правописание падежных окончаний имен существительных
Падежные окончания существительных представлены системой окончаний (флексий), указывающих на грамматическое отношение существительных к другим словам в предложениях и словосочетаниях. Падежные окончания зависят от числа, рода, склонения и одушевленности (неодушевленности) существительного. Особенности правописания падежных окончаний имен существительных изучаются в 4 классе.
Падежные окончания существительных в единственном числе
Падежные окончания существительных представлены в таблице с примерами:
Падеж | I склонение | II склонение | III склонение | |||
окончания | примеры | окончания | примеры | окончания | примеры | |
Именительный | -а, -я | вода , юноша , земля | , -о, -е | человек, дом, окно , решение | ночь, ложь, дочь | |
Родительный | -ы, -и | воды , юноши , земли | -а, -я | человека , дома , окна , решения | -и | ночи , лжи , дочери |
Дательный | -е | воде , юноше , земле | -у, -ю | человеку , дому , окну , решению | -и | ночи , лжи , дочери |
Винительный | -у, -ю | воду , юношу , землю | ,-а, -я, -о, -е | человека , дом, окно , решение | ночь, ложь, дочь | |
Творительный | -ой (-ою), -ей (-ею) |
водой , юношей , землей | -ом, -ем | человеком , домом , окном , решением | -ью | ночью , ложью , дочерью |
Предложный | -е | о воде , о юноше , о земле | -е, -и | о человеке , о доме , об окне , о решении | -и | о ночи , о лжи , о дочери |
Падежные окончания существительных во множественном числе
Падеж | I склонение | II склонение | III склонение | |||
окончания | примеры | окончания | примеры | окончания | примеры | |
Именительный | -ы, -и | горы
,
дороги , дяди |
-а, -я, -ы, -и | озера , столы , кони , ученики | -и | степи , печи , лани |
Родительный | , | гор, | -ов, -ей, | озер, столов , коней , учеников | -ей | степей , печей , ланей |
Дательный | -ам, -ям | горам
,
дорогам , дядям |
-ам, -ям | озерам , столам , коням , ученикам | -ям, -ам | степям , печам , ланям |
Винительный | -ы, -и, | горы
,
дороги , |
-а, -я, -ы, -и, ей, -ов | озера , столы , коней , учеников | -и, -ей | степи , печи , ланей |
Творительный | -ами, -ями | горами
,
дорогами , дядями |
-ами, -ями | озерами , столами , конями , учениками | -ами, ями | степями , печами , ланями |
Предложный | -ах, -ях | о горах
,
о дорогах , о дядях |
-ах, -ях | об озерах , о столах , о конях , об учениках | -ах, -ях | о степях , о печах , о ланях |
Правописание безударных падежных окончаний
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных зависит от их склонения. Чтобы определиться с безударным окончанием существительного, выполните следующие шаги:
- Поставьте существительное в форму единственного числа И. п.
- Определите тип его склонения.
- Определите нужные окончания существительного по падежам, подставив вместо него соответствующее проверочное слово, как показано на примерах в таблице.
Склонение | Проверочное слово | Примеры |
1 склонение | стена | корона (стене /короне – Д. п.) |
2 склонение | стол | рыцарь (столу /рыцарю – Д. п.) |
3 склонение | степь | мышь (о степи /о мыши – П.п.) |
Особая группа существительных на -мя, -ие, -ия | путь (для Р. п., Д. п., П. п.) | время (пути
/времени
– Р. п.)
изумление (о пути
/о изумлении
– П.п) |
Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник Лопатин Владимир Владимирович
Безударные гласные в падежных окончаниях
§ 67. В соответствии с общим правилом (см. § 33), написание букв на месте безударных гласных в окончаниях устанавливается путем проверки формами слов с тем же окончанием (того же типа склонения), в которых проверяемый гласный находится под ударением, напр.:
о?зеро, коле?но, по?ле, полоте?нце (окно?, долото?, лицо?, ружьё ),
ча?ши, ко?ни (столы?, пни );
кни?ге, о кни?ге (руке?, о руке? );
сту?ла, о?зера, ка?мня (стола?, окна?, пня );
до?мом, по?лем, сто?рожем, кле?ем (столо?м, окно?м, ножо?м, остриём );
об учи?теле, о сто?роже, о пла?тье, в по?ле (о коне?, о ноже?, о белье?, в окне? );
но?чи, ло?шади, ра?дости (косвенные падежи ед. ч.; ср. любви?, глуши? );
чита?телей, ра?достей (учителе?й, лошаде?й );
слу?гам, пе?сням, о?кнам (города?м, учителя?м, моря?м );
кра?сного, си?него, ры?жего (молодо?го, большо?го и моего?, самого? );
си?ним (больши?м );
оди?ннадцати (пяти?, двадцати? );
девяно?сто (сто? );
девяно?ста (косвенные падежи; ср. ста? ).
Примечание. Буква и пишется на конце форм тв. п. мн. ч. имен существительных и прилагательных и тв. п. числительных - в окончаниях ?ами (?ями ), ?ыми (?ими ): столами, сёстрами, ночами; большими, сильными; тремястами и т. п. Конечная гласная этих окончаний, всегда безударная, может быть проверена сопоставлением с ударным окончанием тв. п. мн.ч. ?ми в формах детьми?, людьми? и в вариантах форм дверьми?, дочерьми?, лошадьми? (ср. дверя?ми, дочеря?ми, лошадя?ми ).
§ 68. В форме им. п. ед. ч. муж. рода имен прилагательных (а также всех других слов, склоняющихся как прилагательные) без ударения пишется окончание ?ый (после мягких парных согласных и шипящих - ?ий ), хотя ударное окончание - ?ой .
Ср., напр.: злой, молодо?й, большо?й , но по?лный, бо?дрый, си?ний, кре?пкий, хоро?ший, све?жий ; ср. такие варианты, как перено?сный и переносно?й, бредо?вый и бредово?й ; ср. большо?й и бо?льший, морско?й и примо?рский, речно?й и заре?чный .
§ 69. В следующих окончаниях содержатся гласные, не проверяемые ударной позицией.
Всегда безударен конечный гласный окончаний им. п. прилагательных жен. рода ?ая (?яя ): красная, большая, синяя ; сред, рода ?ое (?ее ): красное, большое, синее ; мн. числа ?ые (?ие ): красные, большие, синие .
Имена существительные на ?анин (?янин ), а также слова барин, боярин, цыган в им. п. мн. ч. имеют безударное окончание ?е: крестьяне, горожане, граждане, римляне, армяне, бояре, баре (наряду с вариантом бары ), цыгане (но ср. форму цыганы у Пушкина).
В им. и вин. п. числительных пишутся окончания: ?и в слове двести; ?а в словах триста и четыреста; ?о (?е ) в собирательных числительных, напр.: четверо, шестеро, двое, трое . В окончании тв. п. числительного три пишется буква е : тремя .
§ 70. Существительные с некоторыми суффиксами имеют особенности в написании безударных окончаний.
Существительные с увеличительным суффиксом ?ищ- муж. или сред. рода оканчиваются в им. п. ед. ч. на ?е , напр.: домище, волчище, котище, письмище, веслище . Существительные жен. рода с тем же суффиксом оканчиваются в им. п. ед. ч. на ?а , напр.: коровища, ручища, грязища . Слова на ?ище муж. рода в им. п. мн. ч. оканчиваются на ?и: волчищи, домищи, глазищи .
Примечание. Слова сред, рода на ?ище - как с увеличительным, так и с другими значениями - имеют в им. п. мн. ч. окончание ?а: письмища, плечища . Ср. пожарище, топорище (муж. род) - увеличительные к пожар, топор - им. п. мн. ч. пожарищи, топорищи ; но пожарище (сред, род) ‘место, где был пожар’, топорище (сред, род) ‘рукоятка топора’ - пожарища, топорища . У слов с увеличительным суффиксом ?ищ- , имеющих только формы мн. ч., в им. п. - то же окончание, что в им. п. производящего слова, напр.: деньги - деньжищи, ворота - воротища .
Существительные с суффиксом ?ишк- оканчиваются в им. п. ед. ч. на ?а или ?о : в словах муж. рода одушевленных и в словах жен. рода - окончание ?а , в словах муж. рода неодушевленных и в словах сред, рода - окончание ?о . Ср., напр.: братишка, мальчишка, человечишка, котишка, службишка, мыслишка и домишко, городишко, заводишко, пальтишко, платьишко, молочишко . Такие же окончания имеют существительные с ласкательным (безударным) суффиксом ?ушк- (?юшк- ): ср., напр., дядюшка, тестюшка, соседушка, соловушка, вдовушка, нянюшка, волюшка и хлебушко, чадушко, полюшко, горюшко .
В словах сред, рода с суффиксом ?ышк- в им. п. ед. ч. - окончание ?о , напр.: перышко, горлышко ; в слове жен. рода оладышка - окончание ?а .
В существительных с суффиксом ?л- в им. п. ед. ч. - окончание ?а или ?о : существительные общего или муж. рода - названия лиц оканчиваются на ?а , неодушевленные существительные сред, рода - на ?о . Ср., напр.: запевала, заводила, зубрила, громила, вышибала, надувала, приставала и поддувало, точило, мерило, бродило, пугало .
Примечание. В собственных именах типа Гаврила, Данила, Кирила, Михайла, Самойла пишется окончание ?а . Но ср. традиционное написание Михайло Ломоносов , а также устаревшие написания типа Гаврило, Данило , сохранившиеся в некоторых текстах писателей XIX в.
§ 71. Падежные формы существительных на?ий, ?ие, ?ия.
1. Существительные с неодносложной основой муж. и сред, рода на ?ий и ?ие в предл. п. и жен. рода на ?ия в дат. и предл. п. ед. ч. имеют в безударном положении, в отступление от общего правила, окончание ?и , а не ?е , напр.: гений - о гении, натрий - о натрии, радий - о радии, Василий - о Василии, Юрий - о Юрии, отделение - в отделении, возвращение - по возвращении, содействие - при содействии; армия - к армии, об армии; линия - по линии, на линии; станция - к станции, на станции; Болгария - по Болгарии, в Болгарии; Мария - к Марии, о Марии .
При наличии вариантов на ?ие и ?ье, ?ия и ?ья указанные падежные формы имеют разные окончаниями - ?е : ср., напр., вариантные пары типа об умении - об уменье, в цветении - в цветенье, о многословии - о многословье, о Наталии - о Наталье, к Марии - к Марье .
Примечание. В художественной, особенно поэтической, речи допускается написание форм предл. п. существительных сред, рода на ?ье (обычно при предлоге в ) с окончанием ?и , напр.: В молчаньи шел один ты с мыслию великой (П.); Подвиг есть и в сраженьи, / Подвиг есть и в борьбе. / Высший подвиг - в терпеньи, / В любви и мольбе (Хом.); И снег соперничал в усердьи / С сумерничающею смертью (Б. Паст.); «В очарованьи» (название стихотворения И. Северянина); Птицы кричат в поднебесьи, / Сердце стучит в подреберьи (В. Долина). Под ударением окончание предл. п. ?и отмечается только у одного слова на ?ье: забытьё - в забытьи? .
2. Немногочисленные существительные на ?ий, ?ия с односложной основой имеют в указанных падежах в безударном положении по общему правилу окончание ?е . Перечень таких слов: змий - о зми?е, кий - о ки?е (вариант: о кие? ), Кий (легендарный основатель Киева) - о Кие, чий (растение) - о чие, «Вий» - в «Bue», Пий - о Пие, при папе Пие; хрия (термин риторики) - по хрие, о хрие; Бия (река) - по Бие, на Бие; Ия, Лия, Вия (женские имена) - к Ие, о Лие, о Вие; Гия (мужское имя) - к Гие, о Гие .
Примечание к пп. 1 и 2. У немногих существительных на ?ие, ?ия , имеющих ударение на окончании, указанные падежные формы оканчиваются на и либо на е , напр.: судия? - к судии?, о судии?, лития? - в литии?, ектения? - в ектении?, бытие? - о бытии?, житие? - о житии?, в житии? , но: остриё - на острие?, об острие?, Зия?, Алия?, Зульфия? (личные имена) - о Зие?, об Алие?, к Зульфие?, Кызыл-Кия? (город) - в Кызыл-Кие? .
§ 72. Устойчивые сочетания предлогов в, на, по с существительными на ?ие в предл. п., близкие по своей роли в предложении к предлогам, оканчиваются (согласно правилу § 71, п. 1) на ?ии . Пишутся: в отношении кого-чего-н., в предвидении чего-н., в преддверии чего-н., в сопровождении кого-чего-н., в соответствии с чем-н., в согласии с кем-чем-н., в сравнении или в сопоставлении с кем-чем-н. (‘по сравнению’; но: не идёт в сравнение ); на основании чего-н., на протяжении чего-н.; по прошествии чего-н. Так же пишется наречие впоследствии .
Их надо отличать от устойчивых сочетаний предлогов в (во ) и на с существительными на ?ие в вин. п., ставших предлогами или близких к предлогам; такие сочетания оканчиваются на ?ие . Пишутся: в заключение чего-н. (и в заключение ‘под конец, заканчивая’), в завершение чего-н., в нарушение чего-н., в отличие от кого-чего-н., в продолжение чего-н., в течение чего-н., во избежание чего-н., во изменение чего-н., во исполнение чего-н. и (слитно) вследствие чего-н., наподобие чего-н.
Различаются в написании близкие к предлогам сочетания в отсутствие кого-н. (‘при отсутствии’) и в присутствии кого-н.
Подобные устойчивые сочетания с буквой е на конце (включающие форму вин. п.) следует отличать (по смыслу) от свободных сочетаний с предл. п. Ср., напр.: в продолжение , но: заметить ошибку в продолжении рассказа; в заключение , но: найти противоречие в заключении комиссии; в отсутствие , но: усмотреть криминал в отсутствии студента на лекции .
§ 73. Русские (и образованные по образцу русских) фамилии на ?ин (?ын ) и на ?ов (?ев ) имеют в тв. п. ед. ч. окончание ?ым (как у прилагательных), напр.: Пришвин - Пришвиным, Лисицын - Лисицыным, Орлов - Орловым, Тургенев - Тургеневым, Газзаев - Газзаевым . Ср. под ударением: Бородин - с Бородины?м .
Примечание. В иностранных фамилиях на ?ин и ?ов в тв. п. ед. ч. пишется окончание ?ом (как у существительных муж. рода), напр.: Дарвин - Дарвином , (Чарли) Чаплин - Чаплином, Гершвин - Гершвином, Вирхов - Вирховом .
Названия городов на ?ов (?ев ) и ?ин имеют в тв. п. окончание ?ом , напр.: город Львов - городом Львовом, Саратов - Саратовом, Канев - Каневом, Могилёв - Могилёвом, Камышин - Камышином . Ср. под ударением: Тульчи?н - под Тульчино?м . Таким образом, фамилии и названия городов имеют разные окончания тв. п.: Пушкин (фамилия) - Пушкиным и Пушкин (город) - Пушкином; Александров (фамилия) - Александровым и Александров (город) - Александровом .
В названиях населенных пунктов и территорий на ?ово (?ево ) и ?ино (?ыно ) в формах тв. п. также пишется ?ом , напр.: Крюково - под Крюковом, Одинцово - Одинцовом, Голицыно - Голицыном, село Марьино - селом Марьином, Косово - Косовом . Ср. под ударением: Бородино? - под Бородино?м, Строгино? - Строгино?м .
Из книги 100 великих писателей автора Иванов Геннадий Викторович Из книги Справочник по правописанию и стилистике автора Розенталь Дитмар Эльяшевич§ 1. Проверяемые безударные гласные Безударные гласные корня проверяются ударением, т. е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова, например: примерять (м?рить) костюм – примирять (мир) соседей; развевается
Из книги Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию автора Розенталь Дитмар Эльяшевич§ 2. Непроверяемые безударные гласные Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю, например: бадминтон, бетон, бечёвка, бидон, бодяга, бриолин, валидол, ватрушка, вентиляция, вестибюль, ветчина,
Из книги Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник автора Лопатин Владимир ВладимировичVI. Гласные после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях § 35. Гласные о и е после шипящих 1. После шипящих под ударением пишется о, в соответствии с произношением: а) в окончаниях имен существительных, например: блиндажом, виражом (поворотом), листажом, литражом, метражом,
Из книги автора§ 1. Проверяемые безударные гласные Безударные гласные корня проверяются ударением, т. е. в неударяемом слоге пишется та же гласная, что и в соответствующем ударяемом слоге однокоренного слова, например: леса (лес), лиса (ли?сы), примерять (ме?рить) костюм - примирять (мир)
Из книги автора§ 2. Непроверяемые безударные гласные Написание безударных гласных, которые не могут быть проверены ударением, определяется по орфографическому словарю, например: бадминтон, бетон, бечевка, бидон, бодяга, бриолин, валидол, ватрушка, вентиляция, вестибюль, ветчина,
Из книги автора§ 3. Чередующиеся гласные Чередование а и о1. В корне гар- - гор- под ударением пишется а, без ударения - о; зага?р, уга?р - загоре?лый, угоре?ть.Исключения: вы?гарки, и?згарь, при?гарь (специальные и диалектные слова).2. В корне зар- - зор- под ударением пишется гласная в
Из книги автораVI. ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц В СУФФИКСАХ И ОКОНЧАНИЯХ § 34. Гласные о и е после шипящих 1. После шипящих под ударением пишется о, в соответствии с произношением:а) в окончаниях имен существительных, например: блиндажом, виражом (поворотом), листажом, литражом, метражом,
Из книги автора§ 35. Гласные после ц 1. После ц в окончаниях и суффиксах под ударением пишется о, без ударения е. Например: концо?м - па?льцем, купцо?в - торго?вцев, пальтецо?- пла?тьице, берцо?вый - си?тцевый, окольцо?вывать - окольцева?ть.2. После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы (в
Из книги автораБезударные гласные в корнях § 34. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением, напр.: вода? (ср. во?ды,
Из книги автораБезударные гласные в приставках § 38. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в приставках (кроме приставки раз-/роз-, см. § 40) устанавливается путем проверки словами и формами с той же приставкой, в которых проверяемый гласный
Из книги автораБезударные гласные в суффиксах § 42. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в суффиксах устанавливается путем проверки словами и формами с тем же суффиксом, в которых проверяемый гласный находится под ударением.Примеры
Из книги автораБезударные беглые гласные в корнях и суффиксах имен существительных и прилагательных Вводные замечания. Правильное написание буквы на месте безударного гласного в ряде случаев определяется беглостью этого гласного.Беглый гласный появляется во многих именах
Из книги автораБезударные соединительные гласные § 65. При соединении основ двух и более слов в одно сложное слово, а также при образовании сложных слов с составными частями интернационального характера используется соединительный гласный, передаваемый на письме буквами о и
Из книги автораБезударные гласные в глагольных формах Гласные в глагольных окончаниях§ 74. Написание безударных гласных в глагольных окончаниях подчиняется общему правилу (см. § 33): неударные окончания проверяются соответствующими ударными. Применение этого правила требует умения
Из книги автораБезударные частицы не и ни § 77. Существуют две разные по значению и употреблению частицы - не и ни. Ср. случаи, когда они выступают под ударением: Он не? был сегодня в школе. Кто бы он ни? был, с ним необходимо поговорить. Но в большинстве случаев частицы не и ни безударны и в
Разделы: Начальная школа
Опыт показывает, что одной из самых трудных орфограмм для учащихся начальных классов является правописание падежных окончаний –е и -и в именах существительных. Источником ошибок в указанных случаях является звуковое совпадение безударных окончаний существительных в сочетаниях типа по деревне – из деревни, в роще – из рощи, на площадке – на площади и т. п.
Дети очень часто неправильно пишут окончания в словах потому, что неправильно определяют падеж. Младших школьников затрудняет различение падежей. Впрочем, бывает и так: ученик грамотно пишет окончания в словах, а разбирает формы имён существительных неверно.
Казалось, такая простая на первый взгляд тема: “Имя существительное”, но сколько важных вопросов решается при её изучении. Самый главный и важный – как научить грамотно писать?
Три года учитель кропотливо отрабатывает умения детей быстро находить имя существительное в группе других частей речи по существенным признакам, готовит к работе на важном этапе – правописанию окончаний.
Сначала целесообразно познакомить учащихся с падежами, не соотнося их с каким-либо определённым склонением. Дети знакомятся с названиями падежей, с падежными вопросами. Они учатся ставить вопросы к именам существительным при определении падежа.
На этой первоначальной ступеньке знакомства с падежами учащиеся не соединяют падеж существительных с конкретными окончаниями.
Для выяснения понятия “падеж” целесообразно давать учащимся существительные разных склонений (мужского, женского и среднего рода; 1, 2, 3-го склонения). Тогда падеж будет восприниматься детьми как показатель связи существительных с другими словами в предложении (или словосочетании). На данном этапе важно, чтобы дети поняли, что падеж зависит
от слова, с которым связано имя существительное, и от вопроса, который ставится от другого слова. Например: видели кого? (что?) собаку, медведя, рысь – один падеж (винительный) для всех существительных; купались в чём? в реке, в озере, в заливе – один падеж (предложный) для всех существительных, отвечающих на вопрос где? (В чём?).
При изучении трёх типов склонений такое понимание падежа будет утверждаться и укрепляться. В результате первоначального знакомства с падежами учащиеся усвоят, что всего падежей шесть; каждый падеж отвечает на определённый вопрос; любые существительные, если они отвечают на один и тот же вопрос, стоят в одном и том же падеже (например: вижу кого? синичку, соловья; делаю что? табуретку, стол).
При склонении различие между существительными заключается в окончаниях, а не в падежах. Существительные, принадлежащие к разным склонениям, отличаются друг от друга окончаниями.
Изучение темы: “Изменение по падежам” происходит в определённом порядке. Прежде всего детям даётся понятие о том, что имена существительные изменяются по вопросам в зависимости от других слов. После этого идёт ознакомление с отдельными падежами и с падежными вопросами. Каждый падеж сначала берётся без предлогов, затем учащиеся узнают, какие предлоги соединяются с теми или с иными падежами.
Очень важно на первых порах давать имена существительные с ударными окончаниями, используя такие виды работ, как разбор предложений, словосочетаний, с установлением связи между словами, составлением предложений и словосочетаний с изученными падежными формами имён существительных, в частности существительных, отвечающих на вопросы где? куда? откуда?
Важно и то, чтобы в процессе изучения данной темы учащиеся чётко сопоставляли падежи друг с другом, выясняли роль каждого из падежей и предлогов.
Чтобы дети поняли различие в падежных окончаниях имён существительных и правильно их писали необходимо научить определять и тип склонения имён существительных по их родовым признакам. Дети должны понять, что по роду и ударным окончаниям можно определить тип склонения: к 1-му склонению относятся им.сущ. ж.р. и м.р. с окончаниями -а,-я (земля, сестра, ….). Каждое склонение имеет различные окончания в одном и том же падеже.
А дальше идёт изучение каждого склонения в
отдельности. Используются все возможности для
сопоставления склонений друг с другом, с тем
чтобы дети научились находить сходство их в
падеже и различие в окончаниях (Р. – школы, дома,
степи; Д.- школе, дому, степи и т.д.).
С другой стороны, дети учатся правильно писать
безударные окончания по аналогии с ударными у
существительных, принадлежащих к одному и тому
же склонению и стоящих в одном и том же падеже (по
комнате
, по деревне
– по воде
).
Задача, которая стоит перед учителем при изучении в IV классе имён существительных 1-го склонения, состоит в том, чтобы помочь детям понять, что ударные и безударные окончания существительных указанного склонения одинаковы, и научить детей проверять правописание безударных окончаний существительных на сопоставлении между собой падежей: родительного и дательного, родительного, дательного и предложного и т.д. Окончания этих падежей легко перепутать, поэтому важно отработать и развить у детей способности проверять написание окончаний подставляя вместо существительного с безударным окончанием существительное того же склонения и того же падежа с ударным окончанием (из деревни - из земли ; к деревне – к земле). Теперь легко усвоить, что окончание родительного падежа - -и (-ы), дательного и предложного падежей – е. Умение различать падежи помогает и различению окончаний, например: около деревни (Р.п.), по деревне (Д.п.), в деревне (П.п.). Все эти слова отвечают на один и тот же вопрос где?, но имеют разные окончания, т.к. в разных падежах.
Правописание окончаний имён существительных 2-го склонения вызывает меньше затруднений. Безударное окончание предложного падежа звучит ближе к и, чем к е: “ в доми, парки”. Вопрос где? характерен не только для предложного падежа. Поэтому детям могут помочь: 1)знания того, что характерное окончание предложного падежа существительных 2-го склонения –е; 2) сопоставление с существительным того же падежа и склонения, но с ударным окончанием (в городе , в парке, в Смоленске - в столе , в селе, в Орле ).
3-е склонение противопоставляется 1-му и 2-му склонению. Важно показать, что имена существительные 3-го склонения никогда не имеют окончание –е, что только в трёх падежах имеется окончание -и (степи –Р.п., к степи – Д.п., о степи – П.п.).
Всё выше сказанное ещё раз доказывает, что одной из наиболее актуальных тем русского языка в правописании слов с безударными гласными в слове является “Правописание безударной гласной в окончании имени существительного”.
Даже умение склонять имена существительные и определять у них падеж не всегда приводит к грамотному написанию данной орфограммы. В классе встречаются такие дети, которые не могут использовать слова-помощники при письме: дети с низким уровнем внимания своевременно не могут определить нужную орфограмму в слове, с низким уровнем памяти не могут быстро запомнить нужное окончание существительного в определённом склонении и падеже.
В данной ситуации учитель обязан использовать все формы и приёмы работы, чтобы добиться сознательного усвоения данной темы и применения знаний в практической деятельности.
Большую помощь в работе учителя со всем классом могут оказать карточки с индивидуальными заданиями.
Т.е. “важно стремиться к тому, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии.” (Деменёва Н.Н. “Дифференциация учебной работы младших школьников)
В современном образовании решается вопрос о развитии навыков обучения каждого ребёнка на определённом уровне. Вот почему важен индивидуальный подход, который должен реализоваться путём дифференцированного обучения.
Используя разные методы и приёмы психологического обследования детей (методика “Исследование словесно –логического мышления”, исследование памяти по методикам Т.Ротановой и Богдановой Т.Г., внимание – методика Бурдона, наблюдения, устные и письменные работы детей) показали, что по степени обучаемости можно выделить три группы детей:
первая - с низкой степенью обучаемости;
вторая - группа со средней степенью обучаемости;
третья - группа с высокой степенью обучаемости.
Фрагменты урока по теме: “Имя существительное”
Цели
. 1. Учить сравнивать и писать ударные
и безударные окончания
имён существительных одного и того же склонения.
2. Формировать устойчивость и распределение
внимания, аналитико-синтетическое мышление,
навыки самопроверки.
Объяснение нового материала
К – №1
Внимательно рассмотрите таблицу. Просклоняйте данные слова.
1) Прочитайте задание на карточках, выберите задание по своим возможностям и выполните его.
3) Самостоятельная работа. (По одному ученику каждого уровня задание выполняют на плёнке, проверка осуществляется с помощью кодоскопа.)
2) Сравнение ударных и безударных окончаний имён прилагательных (начинаю с 1-го уровня).
Какие ударные окончания выписали ребята,
выполняющие первую карточку? (просмотр и
сравнение выполненного задания учениками 1-го
уровня);
- Посмотрите внимательно как выполнили задание
ребята на второй карточке.
В какой части слова стоит ударение?
- В окончании.
- Сравните окончания с первой карточки и со
второй. Сделайте вывод.
- Окончания ударные.
- Посмотрите на 3 карточку. Что вы заметили в
сравнении с первыми двумя?
- На первых двух карточках окончания ударные, а на
третьей – безударные.
- Кто заметил ещё одну особенность?
- Ударные и безударные окончания имён
существительных пишутся одинаково.
- Какие слова можно использовать в помощь, когда
будем писать слова с безударным окончанием?
РЕКА, ЗЕМЛЯ, ДВОР, КОНЬ, ОКНО, СТЕПЬ.
- Прочитайте вывод на 82 странице учебника.
Первичная проверка нового материала
(дифференциация по уровню трудности)
К – №2
Проверка осуществляется с помощью кодоскопа (по одному ученику из каждого уровня выполняли задание на плёнке).
- Прочитайте задание и проверьте свои работы и работы своих товарищей.
- Назовите слова – помощники 1-го, 2-го, 3-го склонения.
- Прочитайте задание второй карточки, возьмите сигналы “да” и “нет”, проверим свои работы.
Если ребята считают, что окончание поставлено верно, показывают “да”, если не согласны – показывают “нет”.
- Какие слова-помощники вы использовали в своей работе?
- (Аналогичная работа проводится по проверке третьей карточки)
Закрепление изученного материала
(задание можно проработать в двух вариантах)
В –1.
(Дифференциация по объёму учебного материала.)
Задание упражнения :
- Поставьте существительные из скобок в нужном падеже. Напиши словосочетания.
Определите падеж и склонение существительных. Выделите окончания. Обозначьте ударение.
- Первое предложение выполняется с комментированием.
- Самостоятельная работа
1-й уровень - 2, 3 предложение;
2-й уровень - 2, 3, 4 предложение;
3–й уровень - 2, 3, 4, 5 предложение, указать проверочные слова.
Проводится с помощью карточек с безударными
падежными окончаниями:
-е, -и, -а, -я, -ой, -ей, -ом, -ем, -у, -ю.
В – 2.
(Дифференциация по уровню самостоятельности)
Упражнение 181 страница 83.
- Ознакомление с заданием.
- Дети 3-го уровня приступают к выполнению задания.
- С помощью учителя учащиеся 1 и 2 –го уровней работают над 1, 2 предло- жениями.
- Учащиеся 2-го уровня продолжают работать самостоятельно, а учащиеся 1-го уровня выполняют работу самостоятельно под контролем учителя.
- Проверка выполненного задания.
(осуществляется с 3-го предложения)
Формирование умений и навыков
1-й уровень
О мякот…, по пустын…, на пароход…, от радост…, из берлог…,
к побед…, для библиотек…, на горизонт…, об осен…, по горст…,
о мыш…, о капел… .2-й уровень
Спишите, поставьте ударение, определите склонение и падеж им. существительных, вставьте и выделите пропущенное окончание.
От кашк… к гвоздик…, по дорожк… к рощ…, по осинк… к сирен…,
на макушк… ел…, от деревн… к речк…, около грядк… на капуст…, от веточк…к ветв.. .
3-й уровень
Напишите словосочетания по данным
схемам. Окончания имён существительных должны
быть безударными.
В (1скл., ж.р.. П.п) около (2скл., м.р., Р.п.)
У (1скл., ж.р., Р.п.) (3скл., Р.п.)
На (2скл., м.р., П.п.) по (1скл., м.р., Д.п.)
У (1скл., ж.р., Р.п.) на ((1скл., ж.р.,П.п.)
По (1скл., ж.р., Д.п.) на (2скл., м.р., П.п.)
На (2скл., ср.р., В.п.) к (1скл., ж.р., Р.п.)
1-й уровень
Запиши слова в два столбика по окончаниям.
На ладон…, на топол…, от бол…, по комнат…, о геро…, до полк…, в деоевн…,
В конкурс…, в зелен…, от радост…, о молодёж…, на свирел… .2-й уровень
Спишите. К словам подберите однокоренные слова другого склонения в том же числе и падеже.
На брош… - __________________________
Около постельк… - ____________________
По колыбельк… - ______________________
О медал… - ___________________________
В бутылк… -__________________________
О ноч… - _____________________________
На снег… _____________________________
3-й уровень
- Образуйте 2-3 существительных от глаголов: СГИБАТЬ, СБИТЬ, СДАТЬ, СЖАТЬ.
- Поставьте полученные слова в Р.п, Д.п, П.п., Т.п.
(Дифференциация по объёму учебного материала)
Подобрать слова – помощники, указать склонение.
1-й уровень – поставить им.существительные в форму ед.ч., Р.п и В.п.;
2-й уровень – поставить им.существительные в форму ед.ч., Р.п., В.п., Д.п.,
3-й уровень – поставить им.существительные в форму ед.ч., Р.п., В.п., Д.п., Т.п., П.п.
К - №8
(Дифференциация по уровню трудности и творчества)
1-й уровень - Найти в словаре слова, обозначающие людей и поставить их в Р.п и П.п.
2-й уровень – Найти в словаре слова, обозначающие людей и поставить их в Р.п. и П.п. .
Найти лишнее слово и объяснить свой выбор (пассажир – удвоенная согласная).
3-й уровень - Найти в словаре слова, обозначающие людей и поставить их в Р.п. и П.п.
Разделить слова на две группы и объяснить своё решение.Профессии людей. Названия людей.
Подобрать синонимы к словам: солдат, ученик, товарищ, ученик, учитель.
К- №9
(Дифференциация по уровню трудности)
1-й уровень
Списать, раскрывая скобки. Поставить ударение, выделить окончание, определить склонение и падеж.Говорить о (сказка, повесть), писать в (тетрадка, тетрадь), плыть на (лодка, пароход), купаться в (речка, озеро), встретиться около (беседка, пристань), отдыхать в (деревня, лагерь), встретиться около (беседка, пристань), мчались на (машина, лошадь), рассказать о (случай, жизнь).
2-й уровень
Записать имена существительные в три столбика, поставить ударение, выделить окончание, указать падеж. (слова из задания для 1-го уровня).3- уровень
Найти и исправить допущенные ошибки, в скобках написать проверочное слово, выделить окончание, поставить ударение, определить падеж и склонение.Говорить о сказки, повести; писать в тетрадке, в тетраде; плыть на лодке, на пароходе;
Купаться в речке, в озер…; встретиться около беседки, пристани; отдыхать в деревне, в лагере; мчались на машине, на лошаде; рассказать о случаи, о жизне.
Первичное закрепление темы:
“Правописание безударных окончаний имён существительны х”
К- №10 (дифференциация по степени трудности)
1-й уровень
Определить склонение и падеж имён существительных. Выделить окончания.Без кисти, по капле, с неба, о речке, после друг…, к дубраве, на колосе, над лесом, у горы, под дверью, у товарища, о матери, на солнце, к дяде.
2-й уровень.
Списать, вставить и выделить окончания, определить склонение и падеж имён существительных.Без кист…, по капл…, с неб…, о речк…, после друг…, к дубрав…, на колос…, над лес…, у горк…, под дверь…, у товарищ…, о матер……, на солнц…, к дяд… .
3-уровень.
Поставить имена существительные в нужном падеже с предлогом.
Кисть – Р.п., капля – Д.п., речка – П.п., (после) друг – Р.п., дубрава - Д.п.,
Колос – П.п., лес – П.п., горка – Д.п., дверь – Р.п., товарищ – П.п., мать – П.п.,
Мать – Р.п., солнце – П.п., дядя – Р.п., дядя – П.п.
К - №11
1-й уровень
Составить предложения, используя данные слова; у существительных выделить окончания, указать склонение и падеж.а) из-за, солнышко, выглянуло, тучки;
б) по, поездки, ребята, из, вернулись, Калуги;
в) на, охотники, опушке, около, отдыхали, пристани, леса.
Найди лишние.2-й уровень
Составить предложения, используя данные слова, вставить пропущенные окончания.
Указать склонение и падеж имён существительных.а) из-за, солнышко, выглянуло, тучк…;
б) по, поездк…, ребята, из, вернулись, Калуг…;
в) на, охотники, опушк…, около, отдыхали, пристан…, лес….Все ли слова понадобятся для составления предложений?
Найди лишние. Расскажи о его значении.3-й уровень
Используя данные слова составить и записать предложения. Имена существительные поставить в нужном числе и падеже, используя предлоги.а) солнышко, тучка (ед.ч., Р.п.), выглянуло;
б) ребята, поездка(ед.ч., Р.п.), вернулись, Калуга(ед.ч., Д.п.)
в) охотники, опушка (ед.п., П.п.), отдыхали, пристань(ед.ч, Р.п.), лес (ед.ч, Р.п.).Все ли слова понадобятся для составления предложений?
Найди лишнее. Расскажи о его значении. Подбери слова на ту же тему, что и слово пристань.
Какие же безударные окончания надо проверять, а какие надо просто запомнить. Проверять надо безударные окончания -е, -и в существительных родительного, дательного, а также предложного падежа. Запомнить следует безударные окончания в существительных в творительном падеже.
1-е склонение: -ой(-ей) памяткой, деревней.
2-е склонение: -ом(-ем) годом, полем.
Для проверки правильного определения безударного окончания существительного следует определить падеж. Затем определить склонение. Далее вспоминаем окончание существительного определенного склонения в требуемом падеже.
Пример:
Летом ребята купались в озере.
Ребята купались (где? в чем?) в озере , значит это предложный падеж.
Озеро (оно, мое) - существительное среднего рода, имеет окончание -о, значит оно относится ко второму склонению. Существительное второго склонения в предложном падеже имеет окончание -е. Итак, записываем:
Ребята купались (где? в чем?) ПП 2-е скл., -е) в озере .
Еще один способ проверить окончание существительного - вставить вместо существительного с безударным окончанием, подставить существительное того же склонения и в том же падеже, но с ударным окончанием: ребята купались в реке, в озере .
Теперь разберем правописание безударных окончаний существительных во всех падежах.
Склонение существительного определяется по именительному падежу .
Родительный падеж
Существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего? (откуда? где?) . Используемые предлоги: от, до, из, без, у, для, около, с .
Окончания:
1-е склонение: -и, -ы.
2-е склонение: -а, -я.
3-е склонение: -и.
Пример: У овцы мягкая длинная шерсть . → Шерсть (у кого?) у овцы - 1-е склонение.
Дательный падеж
Существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему? (где? куда?) . Используемые предлоги: к, по .
Окончания:
1-е склонение: -е.
2-е склонение: -у, -ю.
3-е склонение: -и.
В предложении играет роль второстепенного члена.
Пример: Мальчик бежал к озеру . → Бежал (куда? к чему?) к озеру - 2-е склонение.
В родительном падеже существительные первого склонения имеют окончание -и, в дательном - окончание -е.
Существительные третьего значения в обоих падежах имеет окончание -и.
Винительный падеж
Существительное в винительном падеже отвечает на вопросы кого? что? (куда? где?) . Используемые предлоги: в, на, за, через, про .
Окончания:
1-е склонение: -у, -ю.
2-е склонение: -а, -я.
Пример: На болотах часто можно встретить цаплю . → Встретить (кого?) цаплю - 1-е склонение.
Существительные в родительном и винительном падеже можно различить по предлогам. В первом склонении существительные в этих падежах различаются по окончанию.
Творительный падеж.
Существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем? (где? куда?) . Используемые предлоги: с, за, под, над, между .
1-е склонение: -ой(-ей).
2-е склонение: -ом(-ем).
3-е склонение: -ю.
В предложении играет роль второстепенного члена.
Пример: Рыбу ловят удочкой . → Ловят (чем?) удочкой - 1-е склонение.
Предложный падеж
Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чем? (где?) . Используемые предлоги: о (об), в, на, при .
1-е склонение: -е.
2-е склонение: -е.
3-е склонение: -и.
В предложении играет роль второстепенного члена.
Пример: Мы говорили об осени . → Говорили (о чем?) об осени - 3-е склонение.