Ходунки для пожилых людей: советы по выбору и отзывы. Почему в одних странах левосторонее движение, а в других — правосторонее

Левостороннее движение является визитной карточкой Англии, а также некоторых других стран. Но в Европе Великобритания считается единственной страной, где принято ездить слева. В чем причина такого явления?

Левостороннее движение: исторические предпосылки

Согласно мнению историков левая сторона дороги была выбрана еще в те времена, когда по Лондону разъезжали на конных упряжках. Проезжая справа кучер мог случайно задеть хлыстом людей на тротуаре. Поэтому все ездили слева.

Некоторые исследователи считают, что левостороннее движение пришло на Британские острова от римлян, когда-то завоевывавших их. Там также было удобнее ехать на коне слева, а меч держать в правой руке. Это позволило бы быстро дать отпор нападавшим самой сильной рукой.

К тому же, в пользу «левого» движения сработал английский билль, введенный в 1756 году. В нем говорилось о том, что на Лондонском мосту теперь существует только движение слева. За нарушение правила предполагался крупный штраф.

Ровно через 20 лет после билля, по всей Англии приняли закон о левостороннем движении. Такой способ передвижения на авто актуален и сегодня.

Морское объяснение

Долгое время судьба Великобритании была связана с морем. Ведь до островов ходили лишь пароходы и корабли. Они то и были связующим звеном Англии со всем остальным миром. Поэтому морские традиции тесно вплелись в уклад жизни англичан.

Раньше, корабли обходили суда слева. И для страны, так тесно связанной с морем, нет ничего удивительного в том, что этот обычай стал сухопутным.

На сегодняшний день, в мореходстве принят обгон справа.

Страны, повторившие за Великобританией

Государства, использующие левостороннее движение, сделали свой выбор под влиянием следующих факторов:

  • Колониальная причина. Еще в прошлом веке Англия имела в своем подчинении множество колоний. Поэтому после отмены колонизации, многие государства сохранили привычную схему движения, как единственно верную;
  • Политическая причина. Благодаря Наполеону Франция задала тон среди других стран в выборе стороны дороги. Те, кто поддерживал Наполеона, также вводили правостороннюю схему. А те, кто был против, выбирали левую сторону.

Дружба Англии и Японии обернулась для второй страны введением левосторонней схемы езды. Новый закон был принят в 1859 году. И действует на сегодняшний день.

Когда колонии Англии в США получили свободу, то перешли на правостороннее движение, но раньше там также ездили, держась левой стороны. Это был ответ американцев оккупантам.

Как обстоят дела с левосторонним движением в мире?

Мировое сообщество на 72% процента состоит из тех, кто выбирает проезд справа. И лишь на 28% из тех, кто ездит слева.

В Северной Америке на Багамах, Ямайке и Барбадосе левостороннее движение.

В Южной Америке такое положение дел в Суринаме и Гайане.

А в Европе на «лево» ездят Англия, Ирландия и Мальта. В Азии 17 стран являются приверженцами левостороннего движения.

В Африке таких стран 13. А в Океании их число равняется 8. Не так уж и мало, если рассматривать в общем.

Весь остальной мир выбрал правую сторону дороги для езды. Но в чем причина такого выбора?

Лево и право: причины перехода

Перейти с одной стороны на другую не так просто. Например, в Швеции перешли на правостороннее движение из-за большого количества подходящих для этого авто. Произвели переход в специально обозначенный день.

Бывшие колонии Англии в США сделали свой выбор в знак протеста против прежних оккупантов.

Южная Корея, вырвавшись из под японского гнета, также сменила «лево» на «право». Аналогично поступили и в Китае.

Особенности езды слева

Туристы, впервые приехавшие в страну, где действует левостороннее движение, отмечают неудобство перехода на иной стиль вождения.

Некоторые испытывают страх, при смене стороны движения. Если вышеприведенные факторы присутствуют, стоит воздержаться от самостоятельных поездок на автомобиле. Ведь всегда можно воспользоваться общественным транспортом или такси. А перебарывать себя за рулем опасно для жизни.

С левой стороны ездить не сложно, главное, внимательно смотреть на знаки и разметку, а также не торопиться. Несколько дней практики по молооживленным улицам – и вот вы можете выехать на главные проспекты Лондона.

Для облегчения задачи можно подробно выстраивать маршрут в навигаторе, а также заранее искать на карте объезды и места для парковки машины. Помимо всего этого, в каждой стране есть курсы, где помогают обучиться езде с новой стороны.

Следствием левостороннего движения являются более простые правила движения, а также определенная свобода для тех, кто желает проявить вежливость в пути.

Например, существуют истории о том, что английские джентльмены ратовали за левостороннее движение, так как оно позволяло свободно пожимать руку на малом ходу, а затем разъезжаться без проблем.

О том, что лучше: движение справа или слева, спорят миллионы автолюбителей. Но Великобритания давно сделала свой выбор, и, кажется, не собирается его менять.

Англия сильно отличается от многих других европейских государств. У нее особая культура, богатая история и свои традиции, превратившиеся в привычки. И левостороннее движение для англичан – это также естественно, как и овсянка на завтрак. В Великобритании даже считают, что только такой способ передвижения самый верный, удобный и безопасный.

Существование право- и левостороннего движения не первое десятилетие добавляет работы автопроизводителям и головной боли водителям, вынужденным в отпуске или командировке ездить "не по той" стороне. А в этой существующей до сих пор двойственности, виноваты, как оказывается, лошади.

Как нетрудно догадаться, правостороннее движение ничем не хуже и не лучше левостороннего - лишь бы к нему были полностью адаптированы и автомобили, и дорожная инфраструктура. Начинающие английские или австралийские водители осваиваются на дороге не медленнее и не быстрее, чем немецкие и российские "чайники". Может быть, поэтому все страны мира так долго не могут прийти к единому варианту - и к примеру, небольшое государство Самоа в Океании пять с небольшим лет назад перешло с правостороннего варианта на левосторонний. Дело в том, что сто лет назад Самоа было немецкой колонией и при прокладке дорог вводилось привычное немцам правостороннее движение - однако машины на острова удобнее возить из Австралии и Новой Зеландии, где они в абсолютном большинстве "праворукие". Поэтому местный премьер-министр осенью 2009 года дал стране команду ездить по другой стороне дороги.
Но если две схемы движения одинаково хороши (или одинаково плохи) - как же тогда осуществлялся выбор? Неужели наши предки в какой-то момент банально подкидывали вверх монетку? Отнюдь.
В конце прошлого века археологи проводили раскопки на территории каменоломни древнеримских времен и обнаружили в том числе дорогу к ней. На основании того, что с одной стороны колея была ощутимо глубже, чем с другой (причиной чего была разница в весе между пустой и груженой телегой), специалисты сделали вывод, что на территории этого древнего "предприятия" было принято левостороннее движение. Ряд других находок подтверждают этот вывод: в древности люди явно предпочитали двигаться по левой стороне.

Жокеям, управляющим самой роскошной каретой из имеющихся в распоряжении британской королевской семьи, не надо никуда прижиматься: на улицы, по которым должен проехать экипаж, ни одно другое транспортное средство просто не пустят.

Дело в том, что это для автомобилиста нет принципиальной разницы, какими боками разъезжаться. Но тысячи лет назад самым популярным средством передвижения по суше была лошадь, а вот для всадника или правящего повозкой кучера разница уже имеется. Большинство людей - правши, и предпочитает садиться на лошадь с левой стороны, а оружие или, к примеру, кнут держать в правой руке. Именно из-за этого всадники, к примеру, предпочитали расходиться правыми боками - чтобы находиться в более удобной на случай нападения позиции. А кучерам было сподручнее ехать слева, чтобы у кнута было меньше шансов зацепиться за кусты или изгородь на краю дороги - или зацепить кого-то из идущих по обочине.
Таким образом, левостороннее движение выглядит более привычным и естественным - но кому же тогда пришла в голову мысль занять другую сторону дороги? Ряд историков считает, что во всем виноваты многоконные упряжки, где кучер сидел не на карете или повозке, а непосредственно на одной из лошадей. Удобнее всего кучеру было на левой задней лошади - однако в этом случае он не особо хорошо "чувствовал габариты" экипажа, разъезжаясь со встречными повозками. Поэтому и роскошные экипажи знати ("шестисотые мерсы" своего времени), и тяжелые грузовые телеги (сталкиваться с которыми было себе дороже) начали держаться правой стороны. Со временем привычку ездить справа приобрели и те, кто правил менее громоздкими и престижными экипажами. В результате в XVIII веке правосторонняя схема движения была официально закреплена во многих европейских странах: к примеру, во Франции это сделали в 1794 году, а в России - еще раньше, в 1752 году, указом императрицы Елизаветы Петровны.

Не было бы Англии - не было бы «правого» руля. О правомерности этого утверждения в автомобильных кругах спорят не один десяток лет.

Попытаемся разобраться, почему в Великобритании укоренилась левосторонняя схема движения и как это отразилось на других странах мира.

Норму ездить по левой стороне дороге английские власти законодательно закрепили в 1756 году. За нарушение билля предусматривался внушительный штраф - фунт серебра.
Существуют две основные версии, которые объясняют, почему в середине XVIII века Англия сделала выбор в пользу именно левостороннего движения.

Римская версия

В Древнем Риме придерживались левостороннего движения. Такой подход объяснялся тем, что легионеры держали оружие в правой руке. И поэтому в случае неожиданной встречи с неприятелем им было выгоднее находиться на левой стороне дороги. Враг таким образом попадал прямо на рубящую руку. После того, как в 45 году нашей эры римляне завоевали британские острова, «левизна» могла перекинуться и на Англию. В пользу этой версии говорят результаты археологических экспедиций. В 1998 в графстве Уилтшир на юго-западе Англии была раскопана римская каменоломня, возле которой левая колея была разбита сильнее правой.

Морская версия

Добраться до Европы англичане раньше могли только водным путём. Поэтому морские традиции крепко вошли в культуру этого народа. В старину английские корабли должны были обходить встречное судно с левой стороны. Впоследствии этот обычай мог распространиться и на дороги.

В современных международных правилах судоходства закреплено правостороннее движение.

Как английская «левизна» расползлась по всему свету?

Большинство левосторонних стран выбрали именно эту схему движения в связи со следующими обстоятельствами:

Колониальный фактор

Великобритания ещё в середине прошлого века была империей, над который никогда не заходило солнце. Большинство бывших колоний, разбросанных по всему миру, после обретения независимости решили сохранить привычное для них левостороннее движение.

Политический фактор

Во времена Великой Французской революции был издан декрет, в котором предписывалось всем жителям республики двигаться по «простонародной» правой стороне дороги. Когда же к власти пришёл Наполеон Бонапарт, схема движения превратилась в аргумент политики. В тех государствах, что поддерживали Наполеона, - Голландия, Швейцария, Германия, Италия, Польша, Испания - установилось правостороннее движение. С другой стороны, те, кто противостоял Франции: Великобритания, Австро-Венгрия, Португалия - оказались «левыми». Впоследствии левостороннее движение в этой тройке стран сохранилось только в Соединённом королевстве.

Политическая дружба с Великобританией поспособствовала введению «левизны» на дорогах в Японии: в 1859 году посол королевы Виктории сэр Рутерфорд Алкок убедил власти островного государства принять левостороннее движение.

Когда в России утвердилось правостороннее движение?

В России нормы правостороннего движения сложились ещё в средние века. Датский посланник при Петре I Юст Юль в 1709 году писал, что «в Российской империи повсюду в обычае, чтобы повозки и сани, встречаясь друг с другом, разъезжались, держась правой стороны». В 1752 году императрица Елизавета Петровна закрепила эту норму законодательно, издав указ о введении на улицах городов империи правостороннего движения для карет и извозчиков.

Левостороннее движение во Владивостоке

Восток - дело тонкое. А Дальний Восток - вообще не понятное):

Как вы наверно слышали, в центре Владивостока появились две улицы с левосторонним движением.

Из-за открытия моста через бухту Золотой Рог была изменена организация движения в центре города, «в целях оптимизации дорожного движения и исключения пересечения транспортных потоков». В том числе на двух улицах весьма необычно - по сути там ввели левосторонние движение. Зато теперь праворульные машины на них смотрятся очень гармонично.

Страны, которые поменяли движение

История знает немало примеров, когда страны переходили с одной схемы движения на другую. Поступали так государства по следующим причинам:

«Назло вчерашним оккупантам»

США перешли на движение по правой стороне дороги после провозглашения независимости от Великобритании в 1776 году.

Корея перешла на правостороннее движение после окончания японской оккупации в 1946 году.

Географическая целесообразность

На правостороннее движение в середине 1960-х – начале 1970-х перешли многие бывшие британские колонии в Африке. Сьерра-Леоне, Гамбия, Нигерия и Гана поступили так для удобства: вокруг них находились «правоездящие» бывшие французские колонии.

Швеция поменяла направление движения последней в Европе. В 1967 году там произошёл так называемый День «H»*, когда все машины королевства перестроились на другую полосу. Причина перехода на «право» лежала не только в географии, но и в экономике. Большинство стран, куда шли производимые в Швеции автомобили, использовали левый руль.

В 2009 году на левостороннее движение перешло Самоа. Это было связано с большим количеством подержанных автомобилей с правым рулём, которые поставлялись в страну из Австралии и Новой Зеландии.

«Левые» исключения

В правосторонних странах находится место для «левых» исключений. Так, на небольшой улице генерала Лемонье (длиной 350 метров) в Париже двигаются по левой стороне. Есть небольшие участки с левосторонним движением в Одессе (Высокий переулок), в Москве (разъезд на ул. Лескова), в Питере (набережная реки Фонтанки) и во Владивостоке (ул. Семёновская на участке от Алеутской улицы до пересечения с Океанским проспектом, а также на ул. Мордовцева).

Какое движение безопаснее?

По мнению специалистов, то, по какой стороне вы едете, не влияет на степень безопасности движения - это всего лишь вопрос привычки.

Страны с левосторонним движением

Мировое соотношение правосторонних и левосторонних дорог составляет 72 % и 28 %, при этом 66 % водителей мира ездят по правой стороне, а 34 % - по левой.

В Северной Америке

Антигуа и Барбуда
Багамские Острова
Барбадос
Ямайка

В Южной Америке

Гайана
Суринам
Европа

Великобритания
Ирландия
Мальта
Азия

Бангладеш
Бруней
Бутан
Восточный Тимор
Гонконг
Индия
Индонезия
Кипр
Макао
Малайзия
Мальдивские о-ва
Непал
Пакистан
Сингапур
Таиланд
Шри-Ланка
Япония
Африка

Ботсвана
Замбия
Зимбабве
Кения
Лесото
Маврикий
Мозамбик
Намибия
Сейшельские острова
Свазиленд
Танзания
Уганда
ЮАР
Океания

Австралия
Кирибати
Науру
Новая Зеландия
Папуа - Новая Гвинея
Самоа
Тонга
Фиджи

Швеция является самой посещаемой страной Скандинавии, именно поэтому, и транспортная инфраструктура страны здесь очень хорошая. В стране множество дорог и автомагистралей с качественным покрытием. Местные власти постоянно расширяют развязки, так как в час пик во многих крупных городах образовываются пробки. На данный момент протяжённость автомагистралей составляет 600 000 километров. В городах хорошая сеть общественного транспорта. Помимо автобусов, в крупных городах ходят также трамваи и троллейбусы. Билеты можно приобрести в газетных киосках или же прямо у водителей при посадке, стоимость проезда вполне доступна, а дети до трех лет могут путешествовать бесплатно. Автобусная сеть имеет более 450 маршрутов, поэтому можно будет без труда добраться до любого уголка Королевства. Автобусы ходят строго по расписанию. В Стокгольме функционирует метро, которое имеет четыре ветки.

В Швеции работает множество таксомоторных предприятий. За километр пробега берётся 8-10 SEK, а за посадку 20-25 SEK. Но есть компании перевозчики с фиксированной ценой. В выходные, и праздничные дни цены на такси выше, чем в будни. Развита в стране и сеть воздушного сообщения, всего путешественником доступно около 45 воздушных гаваней. Крупнейший аэропорт расположен в Стокгольме, он имеет пять комфортабельных терминалов, где путешественник сможет найти абсолютно всё, что ему необходимо. Крупнейшей авиакомпанией является «Скандинавские авиалинии». Стоит отметить, что в Швеции набирает популярности велопередвижение. В крупных городах есть разветвлённые сети велодорожек. Турист может взять двухколёсный транспорт в любом пункте проката, и даже в некоторых аэропортах.


Доступна туристам и железнодорожная сеть. Первую железную дорогу построили в тысяча восемьсот пятьдесят пятом году. Имеется шесть железнодорожных линий, и все они принадлежат государству. Поезда внутреннего движения в определённый период года предоставляют льготный проезд. А если купить карточку Scan Rail Pass, это позволит путешествовать по всей стране бесплатно, пять, десять и тридцать дней. К тому же, этот билет дает скидку на проживание в отеле и даже на проезд на пароме. По Швеции можно передвигаться и на водном транспорте. Он курсирует по Балтийскому, и Северному морям. Поездки осуществляются большими автомобильными паромами. Они отправляются вечером и приходят в столицу только утром. Автомобильные паромы предлагают хорошую еду, развлечения, и интересную культурную программу. В разгар туристического сезона осуществляют перевозку крупные круизные лайнеры, а также небольшие яхты.

Крупнейшие аэропорты и авиасообщение

Швеция является экономически развитой страной. Именно поэтому транспортная инфраструктура находится на довольно высоком уровне. Особенно большое распространение получили воздушные сети сообщения. В современности на территории Швеции работает более полутора сотен аэропортов различного назначения, большая часть из них ориентирована на работу с международными авиакомпаниями. Самым статусным и габаритным аэропортом в Швеции считается Арланда. Этим воздушным воротам присвоен статус главного аэропорта страны. Ещё 35 лет назад аэропорт принимал только рейсы из других стран, однако, со временем, его территория была расширена, благодаря чему появилась возможность принимать и внутригосударственные рейсы. Расположен аэропорт менее чем 40 километрах от столицы Швеции. На территории этой воздушной гавани расположены все необходимые удобства для комфортного отдыха пассажиров перед полетом. Пропускная способность данного аэропорта превышает показатель в миллион человек в год. Копирайт www.сайт

В десяти километрах от Стокгольма по западному направлению находится аэропорт Бромма. Предназначен он как для внутренних авиаперевозок, так и для международных. Доехать до близлежащего населённого пункта можно с помощью автобусов или такси. Также вблизи аэропорта существует подземное сообщение с городом. При желании прямо в аэропорту можно взять в аренду автомобиль известных марок. Именно этот воздушный порт славится своей изысканной инфраструктурой. Здесь любителей шопинга порадуют восхитительные магазины известных брендов, а ценители автопрома смогут приобрести различные запчасти для своей машины в специализированном магазине. Гурманы смогут оценят прелести местной и европейской кухни в недорогих кафе и фешенебельных ресторанах, также на территории работают бары и закусочные. В аэропорту вы сможете найти комфортные зоны отдыха, залы для деловых переговоров и конференций, комнату матери и ребёнка, банкоматы, пункты обмена валют, и отделения местных и международных банков.


Не отстаёт по показателям пассажироперевозок и аэропорт Гетеборг. Расположен он всего в двадцати километрах от столицы страны и также является международным. На сегодняшний день на его территории функционируют два терминала. Инфраструктура аэропорта достаточно хорошо развита, есть несколько заведений общественного питания различной ценовой категории, магазины, колоритные лавки с местными сувенирами, комната отдыха, а также небольшая гостиница. Следующем, не менее важным аэропортом, является воздушная гавань Скавста. Пропускная способность этого аэропорта также составляет около миллиона пассажиров в год. При этом в разгар туристического сезона аэропорт начинают принимать сезонные чартерные рейсы. Одним из самых известных международных аэропортов Швеции также считается воздушная гавань Мальме. На сегодняшний день аэропорт оснащен только одним терминалом, тем не менее, это не мешает воздушному порту обслуживать около 800 000 клиентов ежегодно. Как правило, в данный аэропорт приземляются рейсы из Восточной Европы.

ЖД, автобусное сообщение, водный и другой транспорт


Швеция обладает одной из самых развитых транспортных инфраструктур на территории всей современной Европы. Обширная сеть дорог и автомагистралей с высококлассным дорожным покрытием позволяет с комфортом передвигаться по стране на автомобиле, собственном или арендованном. Для того чтобы взять транспорт в аренду необходимо будет предоставить права международного класса, а также расчетную карточку. Использование ремней безопасности является обязательным мероприятием. Двигаться необходимо со включенными фарами. Скорость движения за пределами города 90 км/час, а в пределах населённого пункта 50 км/час, в районах школ и других социальных учреждений 30км/час.

Стоит отметить, что в стране довольно сложно обстоят дела с парковочными местами, в крупных городах их не хватает. Хотя, при въезде в город можно встретить специальные табло с указанием свободных мест на парковках. Стоимость парковки восемь десять крон за час. Парковаться вблизи пешеходной зоны запрещается. Альтернативой автомобилю может стать велосипед, особенно если не планируются дальние поездки. По всей территории построены отличные велосипедные дорожки с качественным покрытием. Общественный транспорт хорошо развит как в крупных городах, так и провинциях. Как правило, основными видами общественного транспорта являются автобусы, трамваи и метро. Билеты можно приобрести в любом газетном киоске, в близлежащих магазинах или непосредственно у водителя.


Стоит отметить, что автобусы выбирают не только для внутригородского перемещения, но и для междугородного сообщения. В Стокгольме функционирует современное метро, которое на сегодняшний день имеет четыре ветки. Все они пересекаются в центре, поэтому туристам будет очень удобно передвигаться по городу с помощью подземного транспорта. Поезда ходят достаточно часто, начиная с 5:00 утра и заканчивая полночью. На каждой станции установлены достаточно доступные и систематизированные указатели, которые не позволят туристам заблудиться. Также для туристов предусмотрено приобретение специальных, так называемых, карточек Стокгольма, которые не только дают право определенный промежуток времени ездить на метро, но и посещать бесплатно более восьми десятков музеев, а также побывать на различных культурных мероприятиях.

Из-за того, что территория Швеции является достаточно протяженный, в стране хорошо развито авиационное сообщение. На сегодняшний день в стране функционирует более полутора сотен аэропортов, международного и внутреннего назначения, включая чартерные и сезонные гавани. Система железнодорожных перевозок в стране также находится на довольно высоком уровне. Все поезда делятся на вагоны первого и второго класса, при этом находится транспорт в отличном исправном состоянии. Вагоны чистые и уютные, доступен достаточно высококлассный сервис. Также если поездка предусматривает путешествие ночью, то пассажирам будет предложено приобрести спальные места в соответствующих вагонах. Также в стране хорошо развито водное сообщение, которое большей частью представлено паромами, курсирующими не только вдоль прибрежной территории Швеции, но и между соседними странами.

На самом деле содержание этого раздела Правил больше соответствует вот такому названию:

Расположение транспортных средств на дороге .

Почему? Да потому что речь идёт не только о том, когда и кому разрешается движение по той или иной полосе проезжей части, но также и о том, когда и кому разрешается (или не разрешается) движение и по другим элементам дороги – по разделительной полосе, по трамвайным путям, по тротуарам и по обочинам.

В первой теме настоящего учебного пособия мы достаточно подробно разобрались с тем, что такое разделительная полоса и что такое трамвайные пути. Настало время поближе познакомиться с обочиной и тротуаром, а также поговорить о том, что такое проезжая часть и что такое полоса движения.

Обочина.

Правила. Раздел 1. “Обочина” – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2.1 либо 1.2.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

То, что обочина примыкает к проезжей части, находится на одном уровне с ней и отличается типом покрытия – это понятно.


Но, оказывается, обочина может и не отличаться типом покрытия, а просто отделяется от проезжей части с помощью разметки.

И ещё, оказывается, обочина может использоваться для движения, остановки и стоянки .

Что касается движения по обочине , то спешу вас успокоить – Правила в данном случае имели в виду пешеходов.

Пешеходы не просто могут, а именно должны двигаться по обочинам.

Правила. Раздел 24. Пункт 24.2. Допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет по обочине – в случае, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним или по правому краю проезжей части.

Правила. Раздел 24. Пункт 24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.

Допускается движение водителей мопедов по обочине , если это не создает помех пешеходам.

Вы заметили – даже движение на велосипеде или мопеде по обочине не разрешается, а всего лишь допускается, да и то при соблюдении целой кучи условий! Что уж тогда говорить о мотоциклах и автомобилях? Конечно же, движение автомобилей и мотоциклов по обочинам смертельно опасно для пешеходов и потому разрешено быть не может. Это всё равно, как если бы Правила разрешили нам ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам.

Другое дело, если речь идёт о парковке. Правила не просто разрешили парковаться на обочине, а именно предписали:

При наличии обочины всем парковаться только на обочине!

И это совершенно правильно – зачем же занимать проезжую часть припаркованным транспортом, если есть обочина.

На самом деле в Правилах вы нигде не встретите именно такое предписание: «При наличии обочины всем парковаться только на обочине». В Правилах Вы прочитаете следующее:

Правила. Раздел 12. Пункт 12.1. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на обочине, а при её отсутствии – на проезжей части.

А вот уже из этого со всей очевидностью следует, что остановка на проезжей части (при наличии обочины!) – нарушение Правил.

На современных высококлассных дорогах обочину делают укреплённой, то есть покрывают асфальтом. В этом случае, как мы уже говорили, обочину отделяют от проезжей части с помощью дорожной разметки, и, как правило, это сплошная продольная линия (разметка 1.2.1).

Движение любых механических транспортных средств по обочинам запрещено, и сплошная линия разметки напоминает водителям об этом требовании Правил.

Однако если водитель намерен остановиться, сплошную продольную линию разметки, отделяющую обочину от проезжей части, не просто можно, а именно «д О лжно» пересекать. При остановке и стоянке эту «продольную сплошную» нужно рассматривать просто как границу между проезжей частью и обочиной.

И ещё один, важный для водителей момент – Правила разрешают использовать обочину при развороте (в случае, если ширина проезжей части недостаточна для выполнения манёвра из крайнего левого положения).

Прежде, чем закончить разговор про обочину, упомянём ещё об одном исключении. Непосредственно у обочин могут располагаться магазины или иные предприятия. Если других путей подъезда нет, Правила разрешают подъезжать к этим предприятиям по обочине, но только тем транспортным средствам, которые обслуживают данное предприятие!

Резюмируем:

1. «Обочина» – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней и предназначенный для движения пешеходов, а также для остановки и стоянки транспорта.

2. Допускается движение велосипедов, мопедов, гужевых повозок (саней), верховых и вьючных животных при условии, что это не создаёт помех движению пешеходов.

3. Как исключение разрешается подъезд по обочине транспортных средств, подвозящих грузы к торговым или иным предприятиям, расположенным непосредственно у обочин и при условии, что других путей подъезда нет.

4. При развороте, если ширины проезжей части недостаточно, манёвр можно выполнять с использованием обочины.

5. При наличии обочины остановка транспортных средств разрешена только на обочине!

Тротуар.

Правила. Раздел 1. «Тротуар» – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.

Наиболее комфортно пешеход чувствует себя, конечно же, на тротуаре. Тротуар поднят над проезжей частью, как минимум, на высоту бордюрного камня, что создаёт дополнительные условия безопасности.

А если тротуар ещё и отделен от проезжей части газоном, так и вообще можно расслабиться.

Движение транспортных средств по тротуару запрещено.

Как и в случае с обочиной, по тротуару разрешается только движение транспортных средств, обслуживающих торговые или иные предприятия, расположенные непосредственно у этого тротуара (если других путей подъезда нет).

Стоянка на тротуаре, в отличие от обочины, запрещена. Однако, в некоторых случаях, с целью увеличения пропускной способности дороги, стоянка транспорта может быть организована на краю тротуара.

Правила разрешают использовать тротуар, но только для стоянки велосипедов, мопедов, мотоциклов и легковых автомобилей и только при наличии знака 6.4 «Место стоянки» , применённого с одной из следующих табличек:

Резюмируем :

1. Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов.

2. Движение и остановка транспортных средств на тротуаре запрещены.

3. Как исключение разрешается подъезд по тротуару транспортных средств, подвозящих грузы к торговым или иным предприятиям, расположенным непосредственно у этого тротуара, и при условии, что других путей подъезда нет.

4. Стоянка транспорта на краю тротуара возможна, но только для велосипедов, мопедов, мотоциклов и легковых автомобилей и только при наличии соответствующих знаков.

В сборнике ГИБДД по этому поводу имеется пара задачек и обе без рисунков.

Проезжая часть.

Основной и обязательный элемент дороги – это, безусловно, проезжая часть. Дорог без проезжей части просто не может быть. Правила дают такое определение проезжей части:

Правила. Раздел 1. “Проезжая часть” – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.

В принципе, только из одного этого определения уже следует, что движение автомобилей, мотоциклов и велосипедов по всем другим элементам дороги (по обочинам, тротуарам, трамвайным путям и по разделительным полосам) запрещено (раз уж для движения безрельсовых ТС предназначена проезжая часть).

Но Правила, как и всякий Закон, кроме основных положений содержат дополнения и исключения, разрешающие в некоторых случаях использовать водителям и другие элементы дороги.

С обочиной и тротуаром мы уже разобрались, о трамвайных путях поговорим позднее, а сейчас всё внимание основному элементу дороги – проезжей части, а точнее, как её делят на полосы движения, и что для водителей это означает.

Полоса движения.

Чтобы упорядочить движение и сделать его максимально безопасным, проезжую часть разбивают на полосы движения с помощью продольных линий дорожной разметки.

Правила. Раздел 9. Пункт 9.7. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается только при перестроении.

Большинство водителей даже не подозревают, что, двигаясь колёсами по разметке, они нарушают Правила.

Согласно пункту 9.7 Правил, движение всегда должно осуществляться строго по полосам.

Более того, и внутри полосы водитель должен располагать своё транспортное средство не абы как, а так, чтобы обеспечить безопасную дистанцию и безопасные боковые интервалы.

И это тоже требование Правил:

Правила. Раздел 9. Пункт 9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал , обеспечивающий безопасность движения.

Вообще, с позиции максимальной безопасности идеальная ситуация – это когда:

1. Все двигаются, соблюдая рядность (то есть двигаются строго по полосам).

2. Никто не перестраивается из ряда в ряд (любое перестроение – это потенциальная опасность).

3. Никто не выезжает на половину дороги, предназначенную для встречного движения (это угрожает лобовым или касательным столкновением).

4. Крайняя левая полоса в обоих направлениях свободна (по ней могут беспрепятственно двигаться автомобили оперативных служб).

Это идеальная картинка. К ней можно и нужно стремиться.

Но с учётом потребностей и интересов всех участников дорожного движения.

Посмотрим, как это удалось сделать Правилам на различных дорогах.

Двухполосная дорога.

Запретить выезд на половину дороги, предназначенную для встречного движения, можно с помощью дорожной разметки – достаточно посередине проезжей части нанести сплошную осевую линию.

Однако, в случае с двухполосной дорогой, это будет означать, что любое препятствие неизбежно заблокирует движение.

Сейчас водители попали в западню – объехать возникшее препятствие без нарушения невозможно. Если следовать «букве» Правил, все должны стоять и дожидаться инспектора, который один только может разрешить «объезд с нарушением».

Поэтому на двухполосных дорогах осевая линия, как правило, прерывистая.

Прерывистая линия разметки ничего не запрещает. Теперь в обоих направлениях можно обгонять движущиеся транспортные средства и объезжать неподвижные препятствия с выездом на полосу встречного движения, а также поворачивать налево и разворачиваться.

Применительно к двухполосной дороге Правила были вынуждены пойти на разумный компромисс между безопасностью и пропускной способностью:

Выезжать на «встречку» можно, но движение по «встречке» запрещено.

То есть после завершения обгона или объезда, водитель обязан незамедлительно вернуться на свою половину проезжей части.

Что интересно, в Правилах нигде не сказано, что разрешается выезжать на встречку на двухполосных дорогах. Но также нигде не сказано, что это запрещено. А как следует понимать любой Закон – «Что не запрещено, то разрешено»! Авторам Правил и не нужно было давать такое прямое разрешение, достаточно было не запретить.

Что же касается дорог с числом полос более двух, то здесь про выезд на встречку Правила высказались очень даже определенно.

Трёхполосная дорога.

На трёхполосной дороге возможны различные варианты организации движения.

Вариант 1 . В нашем направлении одна полоса, во встречном – две.

Сплошная продольная линия разметки разделяет встречные потоки транспортных средств.

В данном случае нам возможно только одно – двигаться строго по своей (единственной) полосе, не наезжая на сплошную осевую линию разметки.

Вариант 2. В нашем направлении две полосы, во встречном – одна.

Ну, наконец-то, в нашем направлении более одной полосы, в данном случае – две. Ну и что, как будем делить на всех эти две полосы?

Можно, например, ввести драконовские требования и запретить всем (кроме автомобилей оперативных служб) занимать левую полосу.

Можно разрешить движение по левой полосе, но не всем и не всегда.

Правила рассудили следующим образом. Всего-то две полосы и делить тут особо нечего, и если дело происходит в населённом пункте, пусть у всех будут равные права. В населённом пункте движение характерно и без того большим количеством перестроений. Правила сочли, что принуждать водителей возвращаться на правую полосу ещё и после каждого опережения или объезда – это скорее во вред, а не на пользу.

Это разрешение означает, что в населённом пункте на дороге с двумя полосами в данном направлении можно двигаться по любой полосе даже, если Вы на дороге один. Причём использовать любую полосу могут все – и мотоциклы, и легковые автомобили, и любые грузовики.

И опять-таки в Правилах вы нигде не найдёте прямого указания, что, мол, если дело происходит в населённом пункте, и в вашем направлении две полосы, то всем разрешается движение по любой из этих двух полос. Авторы Правил снова применили основной принцип любого Права – «Что не запрещено, то разрешено» и изложили требования в следующем виде:

Правила. Раздел 9. Пункт 9.4. Второй абзац. В населенных пунктах , водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения.

Правила. Раздел 9. Пункт 9.4. Третий абзац. три полосы и более только при интенсивном движении, когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота.

Как видим, требование не занимать крайнюю левую при свободных правых касается только дорог с тремя и более полосами в данном направлении.

Отсюда как раз и следует, что в населённых пунктах на дороге с двумя полосами в данном направлении разрешено занимать любую полосу независимо от интенсивности движения.

Вне населённого пункта скорости существенно выше, и Правила, заботясь о безопасности, постарались как можно дальше развести друг от друга встречные потоки транспортных средств. Это требование изложено в том же пункте 9.4, только в первом абзаце:

Правила. Раздел 9. Пункт 9.4. Первый абзац. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 «Автомагистраль» или 5.3 «Дорога для автомобилей», или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.

Как видим, это требование действует на любой дороге вне населённого пункта. Но не только. Даже в населённом пункте, если на данном участке разрешена скорость более 80 км/час, все обязаны держаться как можно правее.

Правая полоса занята, и сейчас водитель синего джипа ничего не нарушает.

А вот сейчас нарушает.

В данной ситуации водитель синего джипа обязан двигаться по крайней правой полосе.

Вариант 3. Проезжая часть разделена на три полосы прерывистыми линиями дорожной разметки.

В этом случае средняя полоса отдана в одновременное пользование водителям обоих направлений.

Однако, в отличие от предыдущего варианта, здесь водители должны расценивать выезд на среднюю полосу, как разрешённый выезд на половину дороги, предназначенную для встречного движения.

То есть предварительно необходимо оценить, свободна ли средняя полоса от встречных транспортных средств, а, завершив обгон или объезд, необходимо незамедлительно вернуться на правую полосу.

Несмотря на прерывистые линии разметки, выезд на крайнюю левую полосу на трехполосной дороге Правилами категорически запрещён!

Такое нарушение квалифицируется, как выезд на встречку в нарушение Правил и карается лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Вот как об этом сказано в Правилах:

На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается.

Вот как об этом вас спросят на экзамене:

В этом месте на занятиях в автошколе ученики всегда задают вопрос: «Разрешено ли на такой дороге развернуться?».

А почему нет? На любой дороге, разворот может быть запрещён либо разметкой, либо знаками, либо Правилами. Разметка прерывистая, знаков никаких нет, а Правила запрещают выезд на крайнюю левую полосу только с целью обгона или объезда препятствия.

Более того, Правила про разворот на такой дороге всё написали прямым текстом (повторим ещё раз пункт 9.3):

Правила. Раздел 9. Пункт 9.3. На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота .

Конечно же, перед перестроением на среднюю полосу с целью разворота водитель должен убедиться в том, что она свободна от встречного движения.

А если ширины проезжей части недостаточно для разворота, то, как и на любой дороге, вне перекрёстка его можно выполнять от правого края проезжей части (или даже с обочины).

Конечно же, при этом необходимо уступить дорогу не только встречным, но и попутным транспортным средствам.

Итак, разворот на такой трёхполосной дороге разрешён. И на участках вне перекрёстка его нужно осуществлять либо со средней полосы, либо от правого края проезжей части, либо с обочины.

Но на перекрестках , как вы уже знаете, разворот всегда и везде разрешён только из крайнего левого положения!

И на такой дороге крайнее левое положение – это средняя полоса!


В каком направлении Вы можете продолжить движение по средней полосе?

1. Прямо или налево.

2. Только налево.

3. Налево или в обратном направлении.

Комментарий к задаче

На трёхполосной дороге для движения прямо предназначена ПРАВАЯ полоса.

Среднюю полосу разрешено использовать только для обгона или объезда, а также для поворота налево или разворота.

И была до 1-го сентября 2016 года ещё и такая задачка (я, правда, немногое её изменил, но это непринципиально):


Водитель какого автомобиля, поворачивая налево, НЕ нарушает Правила?

1. Только легкового.

2. Только грузового.

3. Оба не нарушают.

Комментарий к задаче

Обратите внимание! – все дороги – ТРЁХПОЛОСНЫЕ! На таких дорогах НАЧИНАТЬ поворот налево надо СО СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ.

А на какую полосу можно заезжать ЗАВЕРШАЯ поворот налево?

Если вы не пропустили предыдущую тему (маневрирование), то уже знаете, что на любой дороге, завершая поворот налево, водитель не должен оказаться на полосе встречного движения!

Всё правильно сделал только водитель грузовика, и его манёвр не грозит никому никакими неприятностями.

Уж не знаю почему ГИБДД посчитала эту задачу неактуальной и удалила её из экзаменационных билетов, но на сегодняшний день дело обстоит так:

Если повернуть налево на среднюю полосу (на такой дороге), это квалифицируется как выезд на встречку в нарушение Правил и карается штрафом 5000 рублей или лишением прав на срок от 4-х до 6-ти месяцев.

Многополосные дороги.

Дорога с любым количеством полос более трёх – уже многополосная дорога. На многополосных дорогах осевая линия, разделяющая потоки встречных направлений, не просто сплошная, а в обязательном порядке! – сдвоенная сплошная линия.

На многополосных дорогах Правила, наконец, смогли в полной мере реализовать один из основных принципов безопасности – здесь категорически запрещается выезд (с целью обгона или объезда) на половину, предназначенную для встречного движения! Все опережения и объезды – только в пределах своей половины проезжей части!

Вариант 1. В нашем направлении две полосы.

Но это вы уже знаете. На любой дороге с двумя полосами в данном направлении в населённом пункте всем разрешается занимать любую удобную полосу.

И это вам тоже знакомо. На любой дороге вне населённого пункта все должны держаться как можно правее. В данной ситуации, завершая опережение, водитель обязан вернуться на правую полосу.

Левые полосы можно занимать только при занятых правых .

И на экзамене об этом спрашивают:


По какой полосе Вам можно продолжить движение в населённом пункте после опережения грузового автомобиля?

1. Только по правой.

2. Только по левой.

3. По любой.

Комментарий к задаче

В населённом пункте на дороге с двумя полосами в данном направлении разрешено движение по любой полосе.


Можно ли Вам после опережения грузового автомобиля продолжить движение по левой полосе?

1. Можно.

2. Можно, если Вы управляете легковым автомобилем.

3. Нельзя.

Комментарий к задаче

Вне населённого пункта на любой дороге всем предписано движение как можно правее.

Вариант 2. В нашем направлении более двух полос.

На дорогах с тремя и более полосами в данном направлении Правила, хоть и не категорично, но всё же «попросили» водителей не занимать крайнюю левую полосу.

То есть занимать её можно, но только при интенсивном движении, когда все остальные полосы данного направления заняты.

В населённом пункте такое требование означает следующее:

1. Если в вашем направлении, например, целых десять полос движения, вы вправе выбрать любую удобную полосу из девяти правых, даже если дорога абсолютно свободна.

2. Если девять правых полос заняты, вы можете занять и десятую (крайнюю левую).

3. Если, двигаясь по крайней левой полосе, вы доехали до места, когда справа стало свободно, вы обязаны покинуть крайнюю левую полосу.

И это так! Но не для всех!

Это так, если вы управляете мотоциклом, легковым автомобилем или малым грузовиком (до 2,5 т). Однако если вы пересядете за руль среднего грузовика (более 2,5 т), то на вас начнёт действовать совсем другая норма Правил. Правила решили – раз уж нереально совсем освободить крайнюю левую полосу, то совершенно необходимо освободить её хотя бы от средних и больших грузовиков, и на таких дорогах (с тремя и более полосами в данном направлении) Правила запретили им занимать крайнюю левую полосу.

И сразу же возникает вопрос – а как же им поворачивать налево или разворачиваться? Ведь это нужно совершать как раз с крайней левой полосы! Правила не забыли об этом, и разрешили им выезд на крайнюю левую, но только перед поворотом налево или разворотом.

И всё! Даже если все остальные полосы заняты, грузовикам с разрешённой максимальной массой более 2,5 тонн на крайнюю левую не сметь!

И никаких опережений или объездов с выездом на крайнюю левую!

В Правилах об этом сказано следующим образом:

Правила. Раздел 9. Пункт 9.4. В населенных пунктах водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения.

Однако на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более , занимать крайнюю левую полосу разрешается только при интенсивном движении , когда заняты другие полосы, а также для поворота налево или разворота , а грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т – только для поворота налево или разворота.

Вы обратили внимание! – грузовикам с разрешённой максимальной массой более 2,5 тонн запрещено занимать крайнюю левую вообще на любых дорогах с числом полос более двух в данном направлении (как в населённом пункте, так и вне населённого пункта).

И если вам с правами категории «В» доведётся управлять таким грузовиком (например, Газелью), помните об этом.

И на экзамене по этому поводу задачки есть:


В данной ситуации Вам разрешено движение:

1. Только по правой полосе.

2. По правой или средней полосе.

3. По любой полосе.

Комментарий к задаче

Без всяких сомнений это населённый пункт, и в вашем направлении три полосы движения. И думать здесь не о чём – в данной ситуации (то есть на пустой дороге) можете двигаться по любой полосе, кроме крайней левой.


Разрешается ли Вам, управляя грузовым автомобилем с разрешённой максимальной массой более 2,5 т, выехать на третью полосу в данной ситуации?

1. Разрешается.

2. Разрешается только для поворота налево или разворота.

3. Разрешается только для опережения.

4. Запрещается.

Комментарий к задаче

Если уж так случилось, и Вы с правами категории «В» сели за руль грузовика с разрешённой максимально массой более 2,5 тонн, тогда на любой дороге с тремя и более полосами в данном направлении, крайнюю левую Вам разрешено занимать только для поворота налево или разворота.


Можно ли Вам, управляя грузовым автомобилем, осуществить опережение в данной ситуации?

1. Можно.

2. Можно, если разрешённая максимальная масса Вашего автомобиля не более 2,5 т.

3. Нельзя.

Чем старше человек, тем выше вероятность возникновения у него хронических заболеваний и нежелательных возрастных изменений. Повреждение и ослабление опорно-двигательного аппарата, вегетососудистая дистония, головокружение, перепады давления и просто слабость в конечностях - все это вызывает дискомфорт и неуверенность в своих силах. Из-за этого появляется нежелание лишний раз вставать без посторонней помощи, как следствие снижается что приводит к полной потере возможности самостоятельно передвигаться в доме или на улице.

Для помощи в таких случаях рекомендуется использовать специальное приспособление - ходунки для Они намного эффективнее костылей или трости и предполагают наличие широкой опорной базы, что добавляет уверенности, помогает преодолеть страх падения и дает возможность передвигаться людям с ограниченными двигательными функциями.

Назначение

Ходунки будут полезны после перенесенного тяжелого инсульта, когда пациент долгое время был прикован к постели, потерял мышечный тонус и опасается ходить без посторонней помощи.

Переломы у пожилых людей - большая проблема, период реабилитации длительный, а необходимость перевода пациента в вертикальное положение после постельного режима очевидна.

С помощью ходунков процесс восстановления может быть значительно ускорен. Они удобны в быту, незаменимы в центрах учреждениях, домах престарелых. Главное, чтобы ходунки выполняли свою функцию на 100%, были безопасны, максимально удобны, а для индивидуального приобретения имели оптимальную цену.

История

Предположительно, ходунки сначала были придуманы для малышей, родители которых старались избавить свои руки и позвоночник от перегрузок.

История развития приспособлений для взрослых начала отсчет в сороковых годах прошлого века, когда литовский эмигрант Андреус Мьюиза предложил в качестве опоры для поддержания веса при ходьбе конструкцию из рамы на четырех ножках, которая доходила до талии пациента.

Чуть позже, в конце шестидесятых годов шведский изобретатель Бернт Линдер предложил дополнительно использовать колеса на ножках, чем существенно усовершенствовал ходунки для пожилых людей. Отзывы благодарных клиентов дали толчок к развитию и внедрению в производство конструктивных нововведений.

Современные модели, оснащенные колесами с механизмом торможения, дают возможность комфортно передвигаться в доме и на улице. На сидении можно отдохнуть на прогулке, а корзина удобна для перевозки всего необходимого.

Классификация

Ходунки классифицируются по:

  1. назначению;
  2. месту использования;
  3. техническим особенностям.

В зависимости от того, будут ли они использоваться для курса реабилитации или подбираются для каждодневного пользования, модели могут существенно отличатся.

Ходунки, рассчитанные на перемещение внутри помещения, могут быть неудобными на улице и наоборот.

Технические характеристики у разных моделей имеют существенные различия: материал рамы, вес, конфигурация рукоятей, наличие колес и механизма торможения, сидение, дополнительные отсеки для вещей.

В зависимости от конструктивных особенностей, ходунки для пожилых людей могут быть целостными и складными, их подразделяют на виды:

  • стационарные;
  • шагающие;
  • двухуровневые;
  • колесные (роллеры);
  • с дополнительной опорой (локтевой или подмышечной);
  • универсальные.

Стационарные модели

Стационарные модели с монолитной рамой из легких материалов - это самая простая конструкция. На начальном этапе специалисты советуют выбирать именно такие ходунки для пожилых людей.

Отзывы пользователей свидетельствуют, что в первое время, когда не ясно, что лучше - костыль, трость или более надежное устройство, именно простые модели с легкой алюминиевой рамой подходят для большинства случаев.

Они не дорогие, практичные и долговечные. Представляют собой простую конструкцию из четырех опор с поручнями для удобства перемещения. Движение происходит внутри конструкции.

Двухуровневые ходунки

Такие модели предназначены для ослабленных пациентов, когда даже вставание со стула или постели вызывает затруднение. Поручни в таких конструкциях расположены на двух уровнях: одни предназначены для упора в момент подъема веса тела и последующего опускания, другие - для опоры во время стояния и передвижения по дому.

Опыт показал, что ходунки двухуровневые для пожилых пациентов удобнее обычной конструкции, так как именно в процессе вставания человеку следует приложить наибольше усилие, и как раз поручни на нужном уровне дают дополнительную опору и создают условия для такого толчка.

Ходунки с шаговым эффектом

Такой вариант поддерживающего устройства - это модификация простой стационарной конструкции, отличающаяся шарнирным соединением передней перемычки с правой и левой половиной.

Такое крепление дает возможность человеку передвигать не всю конструкцию сразу, а отдельно каждую ее сторону в такт шагу. Модель больше подходит в период активной реабилитации для выработки координации движения.

Ходунки для пожилых шагающие благодаря фиксации шарнирных соединений быстро превращаются в жесткую стационарную конструкцию, что очень удобно на разных этапах реабилитационного периода.

Колесные модели

Простой вариант мобильных ходунков предполагает наличие на передних опорах с двух сторон колес небольшого диаметра - для более легкого их перемещения. Такая конструкция удобна для пациентов с ослабленными руками и после непродолжительных тренировок дает возможность передвигаться довольно быстро.

Ходунки на колесах для пожилых пациентов рекомендуются для прогулок и для дополнительной тренировки ног. Такие конструкции (роллеры, роллаторы) оснащаются четырьмя колесами большего диаметра, что позволяет передвигаться максимально быстро, сохраняя устойчивость. Обычно оборудуются тормозом по принципу ручного велосипедного механизма.

Модели с дополнительной опорой

Бывает и так, что человек имеет желание вставать и двигаться, но обычные конструкции с упором на уровне таза не дают такой возможности, так как не могут создать достаточной опоры. В таких случаях следует добавить дополнительные элементы поддержки веса тела на более высоком уровне.

Ходунки-опоры для пожилых пациентов с упором под локоть дают возможность переносить массу тела при ходьбе на предплечье. Более высокий упор обеспечивает хорошую устойчивость даже сильно ослабленным людям.

Упор в подмышечную область дает возможность полностью разгрузить позвоночник и максимально обезопасить процесс передвижения. Такие модели рекомендуют для людей с нарушением координации.

Универсальные ходунки и их модификации

В настоящее время рынок предлагает как стационарные, так и складные компактные модели, удобные для хранения и транспортировки. Механизм складывания рамы может присутствовать и у простых стационарных конструкций, и у шагающих вариантов ходунков, и у более «продвинутых» роллаторов. Все они легко трансформируются в рабочее положение и могут быстро подготавливаться к использованию.

Часто для пациентов с большим весом обычной алюминиевой конструкции бывает недостаточно. В таких случаях следует подбирать вариант более прочной рамы с повышенными техническими характеристиками. Существуют модели, рассчитанные на нагрузку до 225 кг.

В настоящее время в продаже есть комфортные ходунки для пожилых людей. Фото такой модели представлено выше. Есть конструкции с откидным или стационарным сидением, передняя перемычка в таком случае служит спинкой. Дополнительно могут присутствовать столик, отсеки для хранения багажа и перевозки трости.

Чтобы пациент почувствовал пользу от ходунков, они должны подбираться конкретно под него. Правильный выбор поможет сделать лечащий врач, знакомый с физиологическим состоянием и физическим здоровьем пациента. Также помощь может оказать квалифицированный специалист торговой сети, где планируется приобретать ходунки.

Для слабых пациентов лучше выбирать конструкции с колесами на передних ножках. Если они будут съемными, это будет еще лучше.

Для прогулок следует выбирать роллаторы с большими колесами и сидением для отдыха. Вариант с тремя колесами менее громоздкий и более мобильный, он хорошо подойдет и для дома, и для улицы.

Людям с нарушениями координации лучше выбрать ходунки-опоры под локоть или подмышечную область.

Специфика выбора

Конструкция должна быть максимально легкой, точно подходить по росту пациента или иметь возможность такой регулировки. Любые ходунки для пожилых людей (фото дает возможность понять принцип определения высоты) должны удобно фиксироваться в свободно опущенных руках.

Рукояти должны быть удобными. Чаще они пластмассовые или прорезиненные, но для людей с повышенной потливостью ладоней нужно заранее позаботиться о моделях с поручнями из пористых материалов. Для пациентов, страдающих артритами, есть варианты с утолщенными ручками.

Большие колеса роллеров лучше справятся с неровной дорогой. Наличие амортизации в дорожных моделях смягчит воздействие на руки. Для передвижения в условиях помещения будет достаточно и маленьких колес. Их блокировка должна иметь и обеспечивать надежную фиксацию.

Технологическая нагрузка на раму может соответствовать весу пациента с незначительным запасом прочности.