Как рассчитать объем емкости различной формы. – "Полный бак, пожалуйста!" Максимальный объем бака легкового автомобиля

.
Спрашивает : Евгения Селезнёва.
Суть вопроса : какая ёмкость у топливного бака?

У нас в семье сразу два внедорожника Дастер. В версии с полным приводом бак вмещает 50 литров, на моноприводе – 60. Проверено не раз на одной и той же заправке. По документам идёт объём «50», причём, для всех версий сразу. Но ёмкость топливного бака Рено Дастер с моноприводом в любом случае будет больше. Чему же она равна?

Объём топливного бака Рено Дастер по паспорту 60 литров!

The following two tabs change content below.

Владею автомобилем Рено Меган 2, до этого были Ситроены и Пежо. Работаю в сервисной зоне дилерского центра, поэтому знаю устройство автомобиля "от и до". Вы можете всегда обратиться ко мне за советом.

Знайте, что в реальности объём бака у кроссоверов Дастер равен 60-ти литрам. Это касается и версии 4×4, где, по словам читателя, помещается 50 литров топлива. Есть одна небольшая хитрость – заполнять бак нужно постепенно. При максимальной скорости заполнения часто образуется пробка. Она перекрывает те самые 10 литров. Поэтому в документации пишут число «50».

Если скорость заполнения будет равна 40 мл/с, можно получить «лишние» 10 литров даже на версии 4×4.

Обозначения:

  • Бак 4WD – «16» (фото 1);
  • Бак 2WD – «15» (фото 2).

Если вы залили не качественный , а бензобак промыть.

Версия 4WD и её особенности

Можете изучить, как устроен бак полноприводного кроссовера. К горловине идёт тонкая трубка (верхняя), по которой отводится воздух.

С горловиной соединены две трубки

Верхнюю трубку можно перекрыть, и объём бака не изменится, но воздушная пробка будет рассасываться медленно.

Итак, мы выяснили, что объём топливного бака Рено Дастер – одинаковый во всех версиях. Точное значение равно 60-ти литрам. Других вариантов быть не может.

Для общего развития

Не нужно путать два разных понятия. Бак каждого автомобиля оборудован пароотводной трубкой. А ещё, если требуется, в конструкции присутствует патрубок для отвода воздушной пробки. Именно он был показан на фото выше.

Бензобак грузовиков ЗИЛ и ГАЗ

У всех грузовиков, даже у отечественных, всё обстоит примерно так же: есть две разные трубки, через которые отводится воздух. Пароотводный штуцер обозначен цифрой «5». Он соединён с трубкой, которая идёт под кабину. А трубка «2» не имеет к парам топлива никакого отношения – она нужна для устранения пробки.

Если патрубок «2» закупорится, ничего страшного не произойдёт. Пробка расходится по объёму бака, даже если ей не помогать. Просто, этот процесс идёт медленно.

Пример на видео: редкий случай с ошибкой датчика уровня

" Кажется, что топливный бак заполнен больше его номинальной емкости!!!" "Никогда такого не было!!!"

Каждый водитель, скорей всего, проходил через такой опыт. Особенно при заправке машины на полный бак, некоторые водители иногда сомневаются, о необходимом количестве топлива. Особенно, когда количество оставщегося топлива и заполненного топлива превышает емкость топливного бака, официально указанного автопроизводителями. Однако, если такая разница составляет всего 5-10 литров, это естественно. Поскольку бак был первоначально разработан больше номинальной емкости топливного бака, указанной в руководстве пользователя.

Следовательно, при возникновении вышеуказанной ситуации, нет необходимости теряться, нужно просто проверить фактическое различие от номинальной емкости.


1. Официальная емкость топливного бака (номинальная емкость)

① «Номинальная емкость» легковых автомобилей разработана для езды автомобилей около *600 км на скорости 80-100км/ч на автомагистралях. Номинальная емкость разработана с учетом эффективности использования топлива и веса кузова автомобиля, поэтому она варьируется в зависимости от модели автомобиля и объема двигателя.

*Около 600 км взято из расчета езды при условии, что водитель ездит на автомобиле 5-6 часов в день со скоростью 100 км без физической усталости (на основе 1 заправки в день).

② Почему автомобиль может ездить еще 50-60 км, даже когда горит индикторная топливная лампочка?

Индикаторная лампочка была разработана с резервной пропускной способностью, чтобы водитель мог доехать до следующей зоны обслуживания(заправки) (среднее расстояние между зонами обслуживания около 50-60 км) на скоростной трассе, около 10% от емкости топливного бака.


2. Почему фактическая емкость больше номинальной емкости?

Если номинальная мощность топливного бака 65ℓ, то его фактическая емкость составляет около 75ℓ. Поскольку при изготовлении топливного бака производитель автомобиля учитывал свободную емкость, в 10-15% от номинальной емкости. Причина этому заключается в следующем:

①Он предназначен для предотвращения выхода летучих органических соединений (VOC ) в случае увеличения объема, вызванного повышением температуры воздуха. Если топливный бак заполнен до полна, имеется опасность того, что под воздействием повышения внутренней температуры и соответственно внутреннего давления, топливо может вытекать наружу.

②Также резервное место в баке оставляется для предотвращения утечки топлива, когда автомобиль припаркован на наклонном месте при полном баке. Это называется "резервная емкость для увеличения"

(Примечание) ¹ Сохранение объема заправки топливных баков автомобилей LPG (85%)

Если повысить температуру LPG в жидком состоянии, его объем увеличивается. Поэтому, при заполнении LPG в контейнер, регулируется, чтобы температура контейнера поддерживалась ниже 40 ℃ и LPG в жидком состоянии заполнялся на 85% объема контейнера (90% в случае резервуарного бака)

Данный эксперимент мы решили провести из-за периодических жалоб автовладельцев на автозаправочные станции, которые якобы не доливают топливо в бак и пишут в соцсетях, что на заправке залили больше, чем объем бака.

Обоснованием для этого служит заливка в почти пустой бак большего объема топлива, чем указано в руководстве по эксплуатации автомобиля.

Мы углубились в конструкцию автомобили и нашли технологические предпосылки, объясняющие разные реальный и документальный (в ТТХ авто) объемы топ­ливного бака. Теперь мы решили подтвердить наши доводы и отправились с пятью разными автомобилями на АЗК одного из крупных операторов топливного рынка.

В тесте участвовали два автомобиля с дизельными двигателями – Citroёn Grand C4 Picasso и Renault Duster и три бензиновых машины – Volkswagen Bora, Skoda Octavia A5 и Ford Mondeo. Все пять машин приехали к месту эксперимента на минимальном остатке топлива в баке.

Подготовка к тесту

Перед началом заправки мы попросили работников АЗК сделать проверку точности работы заправочной колонки. Для этого на всех заправках есть специальная 20-литровая мерная емкость с высокоточной градуировкой горловины, которая позволяет определить недолив или перелив с точностью до 20 мл.

После «смачивания» мерной емкости (обязательная процедура) залили в нее 20 л топлива. Мерник подтвердил, что колонка льет точно, после чего мы начали заправлять наши машины.

Результат заправки

Главным условием заправки вышеупомянутых автомобилей была заливка топлива в бак под самую горловину, т.е. мы уже видели, что топ­ливо – под самым верхом горловины. Забегая наперед, отметим, что по факту в баки всех 5 машин помещается больше топлива, нежели указано в ТТХ (в одном случае – на целых 17 л!).

Первым заправили Citroёn Grand C4 Picasso . При 55-литровом баке (по ТТХ) и остаточном одном делении электронного датчика уровня топлива в бак было залито 51 л дизтоплива. Превышение – 2-4 л .

Renault Duster в своем почти пустом баке вместил 62 л топлива при заводских данных всего в 50 л. Превышение – 15-17* л .

В автомобиль VW Bora залили чуть более 52 л бензина при заводских данных в 55 л. С учетом остатка превышение ТТХ может достигать на 3-5* л .

Реальный объем бака Skoda Octavia A5 существенно превышал данные, заявленные в ТТХ. В него влили 62 л при норме в 55 л. Превышение – 12-14* л

В 70-литровый бак Ford Mondeo с остаточным пробегом в 26 км поместилось почти 71 л бензина. Т.е. реальное превышение объема составляет 8-9* л .

Результаты данного теста подтвердили наши теоретические выводы: реальный объем топливного бака отличается от указанного автопроизводителем в существенных пределах (от одного до 10 и более литров ).

Так что водителям стоит иметь в виду: если вам на заправке залили на несколько литров больше, чем вы ожидали, это еще не повод для скандала. Это, скорее всего, особенность вашего топливного бака.

*С учетом неучтенных 4-5 литров топлива ниже поплавка бензобака

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Казалось бы, ничего хитрого внутри топливного бака быть не может - это ведь всего лишь емкость для бензина или солярки, разве что особо прочная и стойкая к воздействию углеводородов. Но так кажется лишь на первый взгляд

Топливный бак имеет форму, определяемую конструкцией автомобиля. Часто он, будучи единым по объему, представляет собой, по сути, две соединенные емкости. Для чего? Запас топлива - существенная нагрузка для автомобиля, примерно равная весу одного пассажира, что немало. Конечно, у городских микролитражек этот «пассажир» скромный: их баки имеют объем 35-40 л. У среднеразмерных седанов и хэтчбеков емкость баков составляет 45-60 л, у тяжелых внедорожников - 75-90 л, у коммерческих фургонов - 90-120 л, а у магистральных тягачей - уже 300-600 л.

Наполовину полон или пуст?

Размещение бака - сложная задача для инженеров. Ведь приходится учитывать нагрузку на автомобиль, которая при заправке под пробку может прийтись на один борт. Приходится каким-то образом делить бак, превращая его по форме в своеобразную бабочку. Ну или располагать так, чтобы даже при полной заправке другие устройства компенсировали нагрузку на один из бортов. При выборе расположения бака учитывается также опасность его повреждения при столкновении.

Емкость бака - величина условная, заполнить его до упора невозможно, в нем останется немного воздуха. При кренах автомобиля топливо может переливаться от борта к борту, а это чревато опасной ситуацией. Все мы знаем из теоретического курса автошколы, какая из автоцистерн более склонна к опрокидыванию: заполненная доверху или наполовину пустая. Значительная масса топлива, перемещаясь внутри бака, тоже может нарушить равновесие машины. Как с этим борются? Внутри бака делают перегородки, препятствующие переливу, - их размеры и расположение тщательно просчитываются.

Любой бак снабжен системой вентиляции. В жару топливо имеет свойство испаряться, причем повышенное давление паров может даже разорвать бак. А при выработке бензина или солярки давление в емкости падает - она может сплющиться. Система вентиляции не только предотвращает это, но и улавливает пары топлива, не позволяя им выделяться в атмосферу. Специальный клапан не допускает разлива топлива при опрокидывании автомобиля или его сильном крене.

В современные баки, как правило, встраивается и модуль электрического топливного насоса. Важно помнить: насосы для современных систем питания автомобилей не любят работать «на сухую», от этого они быстро выходят из строя. Поэтому не допускайте полной выработки топлива, старайтесь заправляться, едва загорится лампочка резерва, ведь топливный насос стоит недешево, да еще расходы на его замену...

Чуешь запах?

В большинстве случаев доступ к модулю насоса возможен из салона легкового автомобиля (часто при снятом или поднятом заднем сиденье). Но бывает, что приходится снимать с автомобиля весь бак, а это практически невозможно без подъемника или гаражной ямы. Впрочем, иногда насос работает исправно, а бак все равно необходимо демонтировать из-за повреждения. Как так, спросите вы, ведь он очень прочный? Это правда, но… Дурная голова способна сломать и не такое.

В моей практике было три показательных случая. В первом хозяйка «немолодой» уже иномарки пожаловалась на скрежет из-под днища во время езды. Ей показалось, что глушитель провис и касается асфальта. Заглянув с фонариком под днище, я обнаружил, что от старости и коррозии лопнула одна из стальных лент, на которых висел топливный бак! Естественно, на улице устранить неисправность было нельзя, и до ближайшего сервиса мы ехали медленно и осторожно. К счастью, удалось восстановить поврежденную ленту, а не искать новую.

Другая ситуация: однажды на даче я почувствовал сильный запах бензина, исходивший от автомобиля. Это был тревожный сигнал: так пахнуть не должно. Заглянув под днище, я увидел, что топливо активно капает из дырки в нижней части бака. Пробил? Да нет, похоже, кто-то пытался слить бензин в мое отсутствие: пробоина была как от зубила, случайный камень, «пойманный» на шоссе, такую не оставит. Тогда удалось немного «развернуть» отверстие, слить остатки топлива, вынуть топливозаборник, забраться рукой внутрь бака и заделать дыру «сэндвичем» из болта с гайкой и четырех шайб (двух стальных и двух резиновых). «Сэндвич», надо сказать, прослужил несколько лет.

А вот в третьем случае бак внедорожника оказался пробит в «боевых» условиях, причем несмотря на то, что снизу он был прикрыт надежной стальной защитой. Снятие ее показало, что бензин просачивается из-под заклепки, крепящей, судя по всему, внутреннюю перегородку. Заварить место повреждения не брался никто: мастера боятся подходить к бензобакам со сварочным аппаратом, даже если емкость неделю пролежала опорожненной или залитой водой (все хорошо представляют себе последствия взрыва паров топлива). А новый бак, даже без топливной аппаратуры, тянет на 30 40 тыс. рублей. Обойтись удалось меньшими затратами: повреждение было заклеено составом «холодная сварка».

Удар кувалдой

Топливные баки изготавливаются из стали, алюминия или специального пластика (полиэтилена). Насколько прочен пластик? Об этом я узнал из рассказа сотрудника завода УАЗ. Когда для «Патриота» разработали единый 68-литровый бак вместо двух 36-литровых, располагавшихся по бортам, в качестве материала был предложен многослойный пластик. Комиссия, принимавшая образец, усомнилась в его прочности. Одному из ее представителей была предложена кувалда: мол, ударьте изо всех сил и посмотрите, что будет. Тот ударил - и кувалда отскочила, едва не травмировав его. Бак же остался невредим.

Почему мы так ратуем за прочность бака? Верно, опасаемся взрыва топлива в случае его повреждения. Но опасен не столько взрыв, сколько разлив того же бензина и большая площадь горения, ведь горит не бензин, а его пары. К тому же их очень трудно потушить. То же относится и к солярке: ее пары вспыхивают не так охотно, как бензиновые, но потушить разлившееся дизтопливо еще сложнее.

Каким бортом подъезжать к колонке на заправке? Заливная горловина может быть расположена как справа, так и слева, на это указывает маленькая стрелочка у символа бензоколонки на панели приборов (хотя иногда ее и нет). Автомобили, у которых горловина бака слева, я для себя именую профессиональными, остальные рассчитаны на белоручек и услуги заправщика.

Не забывайте закрывать крышку горловины и запирать лючок. Случаи слива топлива злоумышленниками по-прежнему нередки. Хотя порой бак настолько хитро устроен, что откачать топливо проблематично. Так и товарища в трудной ситуации не выручишь.

Заправочные «пистолеты» дизельных колонок имеют разный размер. Большие рассчитаны на горловины баков тяжелых грузовиков. Подобный диаметр могут иметь горловины и некоторых пикапов, тогда заправка под пробку на грузовой колонке будет длиться считаные секунды, что удобно холодной зимой. А у коммерческих фургонов, наоборот, встречаются «легковые» горловины - такой вот парадокс.

Интересный факт можно сообщить о таких емкостях для топлива, как цистерны аэродромных заправщиков. На них есть особое устройство, называемое Dead Man`s Switch. При заполнении цистерны на нефтебазе водитель или мастер обязан раз в несколько минут вручную прерывать подачу топлива, затем запуская ее снова. Это сделано для того, чтобы система «понимала»: заполнение идет под контролем человека, он жив, с ним все в порядке. Если не прервать заливку вовремя, она будет отключена автоматикой.

При помощи онлайн калькулятора Вы сможете правильно рассчитать объем емкости типа: цилиндра, бочки, цистерны или объем жидкости в любой другой горизонтальной цилиндрической емкости.

Определим количество жидкости в неполном баке цилиндрической формы

Все параметры указываем в миллиметрах

L — Высота бочки.

H — Уровень жидкости.

D — Диаметр бака.

Наша программа в онлайн режиме выполнит расчет количества жидкости в емкости, определит площадь поверхностей, свободную и общую кубатуру.

Определение главных параметров кубатуры резервуаров (к примеру, обычная бочка или цистерна) должен производиться, основываясь на геометрическом методе расчета вместительности цилиндров. В отличие от способов калибровки емкости, где подсчет объема выполняют в виде реальных измерений количества жидкости путем мерной линейки (согласно показаниям метрштока).

V=S*L – формула расчета объема бака цилиндрической формы, где:

L — длина тела.

S — площадь поперечного сечения резервуара.

Согласно полученным результатам создают калибровочные таблицы емкости, которые еще называются тарировочными, позволяют определить вес жидкости в баке по удельному весу и объему. Эти параметры будут зависеть от уровня наполнения цистерны, который можно измерять при помощи метрштока.

Наш онлайн калькулятор предоставляет возможность выполнить расчет вместительности горизонтальных и вертикальных емкостей по геометрической формуле. Вы сможете узнать полезную вместительность резервуара более точно, если при этом правильно определите все главные параметры, которые указаны выше и участвуют в расчете.

Как правильно определить основные данные

Определяем длину L

При помощи обычной рулетки, Вы сможете измерить длину L цилиндрического резервуара с неплоским дном. Для этого Вам необходимо замерить расстояние между пересекающими линиями днища с цилиндрическим телом емкости. В случае, когда горизонтальный бак с плоским дном, то для того, чтобы определить размер L, достаточно измерить длину резервуара по наружной стороне (от одного края бака до другого), и от полученного результата вычесть толщину дна.

Определяем диаметр D

Проще всего определить диаметр D бочки цилиндрической формы. Для этого достаточно при помощи рулетки замерять расстояние между двумя любыми крайними точками крышки или края.

Если трудно правильно выполнить расчет диаметра емкости, то в этом случае можно использовать измерение длины окружности. Для этого при помощи обычной рулетки обхватываем по окружности весь резервуар. Для правильно расчета окружности делают два измерения в каждом сечении резервуара. Для этого поверхность, измеряемая должна быть чистой. Узнав усредненную длину окружности нашей емкости – Lокр, переходим к определению диаметра по следующей формуле:

Этот метод наиболее простой, так как зачастую измерение диаметра бака сопровождается рядом затруднений, связанных с нагромождением на поверхности различного вида оборудования.

Важно! Измерения диаметра правильней всего выполнить в трех разных сечениях емкости, и после этого выполнить подсчет среднего значения. Так как зачастую, эти данные могут существенно отличаться.

Усредненные значения после трех замеров позволяют минимизировать погрешность расчета объема резервуара цилиндрической формы. Как правило, используемые накопительные баки во время эксплуатации подвергаются деформации, могут терять прочность, уменьшаться в размерах, что ведет к уменьшению количества жидкости внутри.

Определяем уровень H

Чтобы определить уровень жидкости, в нашем случае это H, нам понадобиться метршток. При помощи этого измерительного элемента, который опускают на дно емкости, мы сможем точно определить параметр H. Но эти расчеты будут верны для резервуаров с плоским дном.

В результате подсчета онлайн калькулятора мы получаем:

  • Свободный объем в литрах;
  • Количество жидкости в литрах;
  • Объем жидкости в литрах;
  • Общую площадь резервуара в м²;
  • Площадь дна в м²;
  • Площадь боковой поверхности в м².