Как снять и установить маховик. Его дефектовка. Замена и ремонт маховика: основные сложности

Маховик снимаем для его замены, а также при замене заднего сальника коленчатого вала и разборке двигателя.

1. Устанавливаем автомобиль на смотровую яму или эстакаду (см. "Подготовка автомобиля к TO и ремонту").

2. Снимаем корзину и ведомый диск сцепления (см. "Детали сцепления - снятие и установка").

3. Вворачиваем болт крепления картера сцепления в резьбовое отверстие блока цилиндров.

4. Для удержания маховика от проворачивания опираемся о болт монтажной лопаткой, вставленной между зубьев венца маховика.

5. Торцовым ключом на 17 мм отворачиваем шесть болтов крепления маховика.

6. Снимаем опорную шайбу и маховик с коленчатого вала.

Установка

Маховик, установленный на новом автомобиле, балансируется при сборке вместе с коленчатым валом. Маховик может устанавливаться на коленчатый вал в двух положениях. Если маховик снимаем не для замены, то его следует установить в первоначальное положение. Для этого на маховике выполнена метка. При положениях поршней 1-го и 4-го цилиндров в BMT (верхней мертвой точке) метка должна располагаться на маховике вверху.

1. Устанавливаем маховик и равномерно, с диаметрально противоположных сторон, затягиваем болты его крепления к коленчатому валу моментом 60,1-87,4 Н·м.

2. Установка всех снятых деталей выполняется в обратной последовательности.

Маховик двигателя внутреннего сгорания служит для накопления энергии. Он помогает поршням проходить нижние мертвые точки (особенно при запуске двигателя). Маховик передает крутящий момент двигателя на КПП. Существуют три вида маховиков:

  • обычный;
  • облегченный;
  • демпферный (в демпферном внутри установлены пружины).

Ресурс маховика обычно составляет 120-150 тыс. км. Все зависит от того, насколько интенсивно и в каких режимах работал двигатель. Обычно установку нового маховика выполняют после износа двух комплектов фрикционных накладок сцепления, поэтому маховик меняют в комплекте со сцеплением.

Ремонт маховика

Неисправности маховика очевидны. Эта деталь испытывает постоянные динамические нагрузки и трение, что приводит к физическому стиранию поверхностей контакта. В результате этого появляются вибрации или биения, сцепление может «пробуксовывать». Простые маховики подлежат замене, демпферные восстанавливают в специальных мастерских.

Еще одной типичной неисправностью является повреждение либо износ зубцов венца. Если маховик еще исправен, венец меняют, если нет - меняют весь узел целиком.

С ремонтом демпферных маховиков сложней. Их ремонтируют и восстанавливают в специализированных мастерских. Потребуется дефектовка, точные измерения, балансировочные станки, услуги профессионального сварщика. Суть процесса в том, что изношенные поверхности шлифуются, пружины и подшипник скольжения меняются. Маховик балансируют и испытывают под нагрузкой. После ремонта плоскости маховика должны «попадать» в допуски люфтов и биений.

Замена маховика

Для замены потребуются автоподъемник, трансмиссионная стойка и стандартные инструменты для слесарных работ.

Замена маховика ВАЗ 2106

Двигатель классических Жигулей имеет обычный одномассовый маховик. Рассмотрим, как снять маховик и технологическую последовательность его замены:

  1. Для начала необходимо получить доступ к маховику. Если двигатель снят, проблем не возникнет, если нет - нужно демонтировать коробку переключения передач и корзину сцепления;
  2. Далее необходимо удержать маховик от поворота. Для этого применяют специальный фиксатор, но подойдет и обычная отвертка;
  3. Сняв КПП, необходимо открутить шесть болтов крепежа, далее снимаем маховик;
  4. Установка нового маховика. Монтаж маховика выполнить в последовательности, обратной демонтажу. Болты маховика затягиваются крест на крест с усилием 60,1-87,4 Н.м.

Демонтировать маховик

Зачастую в двигателе после долгого использования начинают появляться неопределенные стуки или скрипы. Возможно, причина этого в вышедшем из строя венце маховика .

Стоимость нового венца - около 200 рублей, что дешевле сборки маховика подетально. Далее речь пойдет о самостоятельной замене венца маховика на автомобилях ВАЗ 2109.

Для замены венца маховика нужно демонтировать корзину , коробку передач, сам маховик.

Как заменить венец маховика ВАЗ 2109

  1. Чтоб снять трансмиссию без слива масла и отключения приводов, необходимо снять два продольных рычага («сабли»).
  2. Демонтировать стартер, отсоединить кулису, две опоры КПП. Затем отсоединять провода массы датчика заднего хода.
  3. После отключения рычагов поперечного хода строек хватит для отсоединения коробки от .
  4. Снятую КПП отставить на пол. Теперь доступ к маховику и сцеплению свободен.
  5. Зафиксировать маховик (для этого есть специальный фиксатор), выкрутить его болты. Если специального инструмента нет, можно сделать что-то подобное своими руками. Как вариант - просверлить отверстия в направляющей северной стойки, болтами крепления корзины прикрутить ее к маховику. Это устройство дает возможность избежать проворачивания маховика.

Как заменить венец маховика ВАЗ 2109 своими руками

Также ознакомьтесь

  1. Перед снятием маховика нужно нанести метки, показывающие взаимное расположение маховика и коленчатого вала.
  2. Выколоткой и молотком сбить старый венец.
  3. Установить новый венец маховика ВАЗ 2109. Для этого новый венец нужно разогреть (как вариант, обернуть маховик бумагой, поджечь ее).
  4. После разогрева аккуратно надеть венец на маховик (необходимо устанавливать его внутренней фаской по направлению к маховику). Затем нужно установить деталь на место.

Как заменить венец маховика ВАЗ 2109 своими руками

  1. Сборку требуется выполнять в обратной последовательности. Затяжку болтов стоит выполнять с моментом 62-89 Н*м, а затягивать болты корзины - 19-31 Н*м. Чтоб избежать перекоса затяжки, нужно выполнять ее в шахматном порядке.

Маховик - это один из основных узлов автомобиля. Его основной функцией является передача энергии от силового узла (двигателя) к коробке передач. Изделие представляет собой многосоставный диск, состоящий из высокопрочного закаленного металла. По внешнему виду маховик чем-то похож на шестеренку, поэтому найти его в автомобиле труда не составит.

Назначение

Как мы уже говорили, маховик передает вращение от коленчатого вала авто к коробке передач. Но эта функция не единственная. Диск способен эффективно гасить вибрации коленвала и сглаживать работу силового узла, предотвращая его детонацию.

Маховик дает возможность автоматически запустить двигатель (без применения кривой ручки). Как правило, при включении зажигания начинает вращаться стартер, который, в свою очередь, проворачивает небольшую шестеренку. Последняя крутит маховик. А дальше движение передается коленчатому валу. Еще одной функцией «героя» нашей статьи является аккумулирование кинетической энергии, что позволяет запасаться ей во время ускорения, и отдавать в процесс остановки транспортного средства.

Но и это еще не все. Именно благодаря маховику появляется возможность обеспечить низкий уровень холостого хода, снизить нагрузку на силовой узел и сэкономить таким образом топливо.

Основные неисправности и причины

Несмотря на свою визуальную надежность, маховик также может выходить из строя. При этом дефекты и их причины могут быть различными. Давайте рассмотрим наиболее распространенные варианты:

  1. Повреждение зубьев или их естественный износ в процессе эксплуатации. Причин этого явления может быть несколько - нарушена технология в процессе сборки узла, неисправен (изношен) стартер, попал посторонний «мусор» в картер маховика. В таких ситуациях можно установить новый зубчатый венец, отрегулировать или отремонтировать стартер, восстановить проводку.
  2. Появляются биения маховика. К причинам этой проблемы можно отнести нарушение работоспособности или естественный износ сцепления, появление его пробуксовки, длительная эксплуатация (естественный износ), грубые ошибки при сборке. При возникновении таких проблем необходимо проверить силу биений. Если проблема несущественная, то можно ограничиться обработкой поверхности на токарном станке. В случае, когда биение очень сильное, то установка нового или ремонт старого сцепления обязательны.
  3. Нарушена рабочая поверхность. Причины те же, что и в прошлом случае. Выход из ситуации - установка нового маховика, настройка или регулировка сцепления.
  4. Нарушена целостность места посадки под фланец коленчатого вала. К этому может привести длительная работа мотора или ошибки в процессе сборки. В этом случае меняйте маховик, проверяйте и (при необходимости) меняйте коленчатый вал. С необходимым моментом протягивайте крепежные болты, фиксирующие коленвал и маховик.
  5. Нарушена (или изношена в процессе эксплуатации) резьба под болты. К этому могли привести ошибки в монтаже и длительная эксплуатация авто. Здесь лучший выход - замена маховика. Но при возможности можно нарезать новую резьбу и произвести балансировку. К слову последняя работа весьма трудоемкая и не всегда позволяет добиться желаемого результата.

Особенности замены маховика на ВАЗ-2101-2107

Итак, при появлении серьезных проблем (их мы описали выше) вы приняли решение установить новый маховик. Есть два варианта - довериться мастерам на СТО или же сделать все самостоятельно. Мы рассмотрим бюджетную версию - самостоятельную замену. И действительно, зачем дополнительно тратиться, если никаких сложностей в такой работе нет?

Действуйте в такой последовательности:

  1. Подготовьте необходимый для замены маховика инструмент. Все, что понадобится - это динамометрический ключ, отвертка (желательно, чтобы она была с толстой трубкой) и набор торцевых ключей.
  2. Снимайте коробку передач. В противном случае до маховика добраться не получится.
  3. Демонтируйте кожух сцепления с маховика. Вместе с ними снимайте оба диска (нажимной и ведомый).

  1. Надежно фиксируйте маховик с помощью мощной отвертки, чтобы он не проворачивался.
  2. Выкручивайте шесть крепежных болтов диска.
  3. Демонтируйте маховик (после снятия болтов он должен с легкостью выйти из вала). При снятии удерживайте опорную шайбу (отложите ее пока в сторонку). Обратите внимание, что на маховике нанесена специальная метка, месторасположение которой необходимо запомнить. При установке нового узла проследите, чтобы метка находилась на том же месте (это очень важный момент).
  4. Ставьте новый маховик и убедитесь, что его метка находится в правильном положении.

  1. Ставьте все делали на место в обратном порядке - вкручивайте болты маховика, надевайте кожух сцепления и возвращайте на место КПП. Особое внимание уделите протяжки болтов - их необходимо закручивать не один за другим (как делают многие новички), а «крест на крест». Такой подход позволяет избежать случайного перекоса маховика.

В процессе монтажа обязательно учитывайте некоторые рекомендации:

Во-первых, в процессе снятия маховика старайтесь не допускать проворачивания коленчатого вала автомобиля. В противном случае у вас прибавится работы;

Во-вторых, если коленчатый вал все-таки сместился, поставьте поршень 4-го цилиндра в позицию верхней мертвой точки.

После того, как поршень был поставлен в верхнюю мертвую точку, маховик ставьте исключительно меткой вверх (на прежние зарисовки можно уже не ориентироваться).

Вывод

Многие начинающие автолюбители почему-то ужасно боятся работы по замене маховика. Но здесь нет ничего сложного. Самая трудоемкая часть работы - снятие КПП. Но здесь главное - это внимание и четкое соблюдение инструкции по эксплуатации. Вся работа занимает не более 2-4 часов. При этом можно сэкономить 3-4 тысячи рублей, которые обязательно запросят на СТО. Главное здесь - уверенность в своих силах, предельное внимание и четкое следование проверенному временем алгоритму. Удачи.

Маховик одна из самых важных частей любого автомобиля, будь то грузовой или легковой тип. Но зачастую он может износиться, бывает это любо от времени и большого пробега, либо от некачественной запчасти, а точнее части – именуемой «венцом». Проблема может проявляться так – вы крутите ключ, а вместо того чтобы запуститься, машина издает металлический скрежет и не запускается …


Может кстати еще, пытаться схватывать, но как бы «проскальзывать»! То есть «прерывистый» запуск. Многие автовладельцы начинают копаться в этой неисправности, и смотрят первым делом стартер, его шестерню и .

Вторым, смотрят . Если честно, то этот зубчатый диск имеет простеющую конструкцию. По сути это большой металлический диск, на который одевают специальный венец, это и есть зубья, которые вступают в зацепление со стартером.

Не проще ли купить новый?

Проще оно может быть и проще, но представьте стоимость этой детали. Как правило, если менять целиком, то цена будет в 5 – 6 раз дороже, чем купить просто венец. Однако есть небольшие проблемы — замена это процесс не легкий и если вы ни разу его не делали, просто можете неправильно установить эту деталь, она быстро сточится. Либо «убьете» шестерню стартера.


Поэтому итог – замена должна выполняться профессионалами, желательно на СТО, с гарантией.

Почему не льют полностью вместе с зубами?

Я тоже задавал себе такой вопрос – ведь кажется легче просто взять и вылить готовый маховик уже в форме шестерни, и не «запариваться» на различные венцы! Просто? А вот нет!

Все дело в весе, прочности и цене – венец, как правило, делают из тяжелых и прочных металлов, это может быть чугун (или его сплавы), некоторые виды стали и т.д. Этот металл не легкий, да еще он должен выдерживать нагрузки. Если сделать всю «болванку» из такого металла, она получится — прочной, но намного тяжелее и дороже!


Еще одна причина – ремонт. Сейчас сточившийся венец, просто снимают и одевают новый, тем самым экономится много сил и денег. А полностью литую деталь уже не отремонтировать (если например, сломало зубы), только переплавка и новая отливка.

Процесс замены, своими руками

Если все же у вас есть большая потребность в замене венца маховика своими руками, возможно, вам поможет моя инструкция.

Для начала давайте определим сложности, будем считать, что маховик уже снят:

1) Венец сидит прочно, просто снять его не получится, нужно нагревать и затем сбивать.

2) Новый венец важно посадить ровно — также, как крепился старый. Его также нагреваем, чтобы одеть, но главное не перекалить.

НУ что давайте приступим.

Сбиваем

Для начала нам нужно нагреть маховик, и после сбить с него испорченный венец. Конечно, многие не запариваются и просто «бьют на холодную», однако не на всех моделях он может сойти, я имею ввиду что если на ВАЗ сходит, то на иномарке может застопориться. Поэтому самый простой способ, положить маховик в духовку, нагреть его до 200 – 250 градусов. Лежать он там будет примерно 20 — 30 минут.

После этого берем мягкое зубило, желательно из меди или латуни и при помощи молотка удаляем венец, просто сбиваем его вниз (а если честно, то нагретый может сняться от руки). Если говорить про ВАЗ — то у него на одной стороне бортик, нужно бить от него. Если все сделали правильно, то он слетит за несколько ударов молотком.



Натягиваем

Тут уже посложнее — новый венец просто забить (на холодную) не получится, вы его расколете или повредите. Нужно в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке нагреть! Главное не перегреть, ведь можно изменить металл если раскалить его до красна, тем самым прочность упадет.

Мой вам совет — опять кладем в духовку и нагреваем (250 градусов), можно положить на одну-две электрические плитки, только вот воздействовать прямым огнем я вам не советую.


Из курса физики мы знаем — если нагреть металл он расширяется, а эта деталь сделана так, что при подогреве она изменит размеры, после просто и легко сядет на свое законное место. Часто даже забивать молотком не нужно. Главное посадить до стопорящего бортика!


После того как металл остынет, он прочно сядет на диск маховика (не стащишь). Вот и вся замена.

Сейчас смотрим подробное видео, думаю вам поможет.

На этом все, читайте наш автомобильный сайт.