Как заменить ступицу заднего колеса. Как поменять передний и задний ступичный подшипник своими руками. Проверка работы подшипника

Ходовая система выполняет множество функций, главная из которых - обеспечение управляемости автомобиля. Чтобы машина была маневренной и безопасной, она укомплектовывается специальным поворотным кулаком и ступицей между осями. Для того чтобы они были максимально надежными, в их состав входит по два подшипника. Обе запчасти могут отличаться по размерам и стоимости, однако их конструкция остается неизменной. И передняя, и задняя деталь имеют конусообразную форму. Хотя некоторые автолюбители утверждают, что задний подшипник ступицы более прост в эксплуатации, чем передний. Чтобы окончательно выяснить ответ на этот вопрос, в сегодняшней статье мы рассмотрим все особенности данной детали.

Сначала давайте разберемся в конструкции данного элемента. Как мы уже выяснили, задний подшипник ступицы имеет конусообразную форму. Так вот - крепится он к оси при помощи специальной упорной гайки или шайбы. Чем сильнее будет затянута данная деталь, тем плотнее будут прижиматься ролики. Благодаря этому можно исключить возможность люфта механизма.

Так почему же подшипник задней ступицы более прост в эксплуатации?

Конструкция передней и задней детали весьма похожи между собой, однако тут есть свои отличия. Дело в том, что подшипник задней ступицы не имеет поэтому он более прост в эксплуатации. Сейчас на автомобили устанавливают несколько типов данных деталей:

  • радиальные шариковые подшипники (чаще всего для машин с зависимой подвеской);
  • конические (для независимой).

Первые механизмы отличаются от вторых тем, что не имеют возможность регулировки по степени прижатия роликов к обоймам. Стоят они намного дешевле, да и приобрести их можно абсолютно в любом городке.

Почему задний подшипник ступицы выходит из строя?

Часто случается так, что данная деталь выходит из строя из-за попавшей в ее корпус дорожной пыли. Это может происходить из-за вытекшего масла, но чаще всего так случается из-за того, что на ступицу попадает вода. Ну а от наезда на лужу не застрахован никто. Вот и получается, что лучше всего иметь у себя в багажнике еще пару-тройку таких деталей, чтобы в один прекрасный момент не поехать домой на эвакуаторе. Но иметь при себе комплект новых деталей - это еще полдела. Нужно еще знать, как поменять подшипник задней ступицы. Поэтому ниже мы приведем небольшую инструкцию по снятию и установке данной детали.

заднего колеса - поэтапный процесс

Сначала снимаем защитный колпачок гайки крепления ступицы и опускаем затяжку болтов колеса и самого механизма. После этого берем домкрат и поднимаем машину на 5-10 сантиметров. При этом не стоит забывать о дополнительных опорах. Далее включаем первую передачу и кладем подложки под передние колеса. Затем снимаем колесо, и колодки. Далее при помощи съемника демонтируем ступицу с цапфы и внутреннюю обойму подшипника. Следующим этапом будет извлечение стопорного кольца и затем самого подшипника. Все механизмы тщательно промываются, и в ступицу впрессовывается новая деталь. Задний подшипник ступицы устанавливается в обратном порядке.

Ось или полуось(называйте как хотите) задней ступицы на автомобилях ВАЗ 2110-2112 меняется в исключительных случаях. Это делается либо при повреждении резьбы, когда ее уже не восстановить, либо же после аварии в результате искривления, что бывает также крайне редко. Если вдруг вам пришлось столкнуться с подобной проблемой, то ниже будет рассмотрена процедура замена полуоси.

Сначала рассмотрим перечень необходимого для ремонта инструмента:

  1. Головка торцевая на 17 мм
  2. Удлинитель
  3. Трещоточная рукоятка
  4. Вороток
  5. Молоток
  6. Отвертка ударная крестовая
  7. Проникающая смазка

Как снять ось задней ступицы на ВАЗ 2110, 2111 и 2112

Стоит отметить тот факт, что прежде чем приступать к этой процедуре, необходимо выполнить некоторые подготовительные работы, такие как:

После этого нам ничего не будет мешать и можно приступать непосредственно к самой работе. Первым делом лучше нанести проникающую смазку на болты крепления оси. А после этого пробуем срывать их при помощи мощного воротка, как это показано на фото ниже:

Когда болты сорвали, можно окончательно отвернуть их при помощи трещотки, чтобы сделать это быстрее и удобнее:

Когда с этим справились, пробуем отсоединить ось вместе с тормозным кожухом от задней балки. Обычно ось прикипает до такой степени, что без молотка не обойтись. В таком случае с обратной стороны наносим проникающую смазку на место соединения кожуха и балки.

После чего накручиваем немного гайку на резьбу оси и потихоньку постукиваем по ней молотком, как это наглядно показано на фотографии внизу:

Обычно после пары ударов кожух вместе с осью отскакивает от балки. Теперь понадобится крестовая силовая отвертка, чтобы открутить два болта с обратной стороны:

И теперь можно аккуратно выбить ось из тормозного кожуха, ударив несколько раз по ней молотком:

И окончательный результат проделанной работы показан на фото ниже:

Установка проходит в обратной последовательности и сложностей возникнуть не должно. Что касается цены данной детали, то она может варьироваться от 400 до 600 рублей за штуку.

Заменить подшипник задней ступицы на ВАЗ-2114 достаточно сложно, но реально своими руками. Так, автомобилисту необходимо знать конструктивные особенности автомобиля, а также иметь некоторый опыт в ремонте подвески, но даже начинающий автолюбитель сможет разобраться в процессе, прочитав данный материал. Статья расскажет о всех особенностях операциях, а также пошагово покажет, как делается процедура.

Видео о быстрой и лёгкой замене заднего ступичного подшипника на ВАЗ-2114

Видеоматериал расскажет о том, как заменить подшипник передней ступицы, а также поведает о некоторых нюансах и тонкостях процесса.

Устройство задней подвески и ходовой части

Подшипник производства АвтоВАЗ

Прежде чем перейти непосредственно к процессу замены стоит рассмотреть устройство задней подвески, чтобы понять месторасположение детали, а также определить, что необходимо снять, чтобы поменять задний ступичный подшипник.

Устройство задней ходовой части в разрезе

1. Ступица заднего колеса; 2. Рычаг задней подвески; 3. Кронштейн креплений рычага подвески; 4. Резиновая втулка шарнира рычага; 5. Распорная втулка шарнира рычага; 6. Болт крепления рычага задней подвески; 7. Кронштейн кузова; 8. Опорная шайба крепления штока амортизатора; 9. Верхняя опора пружины подвески; 10. Распорная втулка; 11. Изолирующая прокладка пружины подвески; 12. Пружина задней подвески; 13. Подушки крепления штока амортизатора; 14. Буфер хода сжатия; 15. Шток амортизатора; 16. Защитный кожух амортизатора; 17. Нижняя опорная чашка пружины подвески; 18. Амортизатор; 19. Соединитель рычагов; 20. Ось ступицы: 21. Колпак; 22. Гайка крепления ступицы колеса; 23. Уплотнительное кольцо; 24. Шайба подшипника; 25. Подшипник ступицы; 26. Щит тормоза; 27. Стопорное кольцо; 28. Грязеотражатель; 29. Фланец рычага подвески; 30. Втулка амортизатора; 31. Кронштейн рычага с проушиной для крепления амортизатора; 32. Резинометаллический шарнир рычага подвески;

Процесс замены подшипника

Теперь, когда с конструктивными особенностями разобрались, можно перейти к непосредственному процессу замены. Для начала необходимо собрать инструментарий. Что же понадобится: домкрат, набор рожковых и накидных ключей, баллонный ключ, ветошь, торцовый ключ на 30, круглогубцы для снятия стопорных колец, ВД-40 (по надобности), а также новый подшипник.

Когда все собрано, можно рассмотреть пошаговую инструкцию по замене заднего ступичного подшипника на автомобиле ВАЗ-2114:

  1. Устанавливаем автомобиль на ровную поверхность.
  2. Устанавливаем первую передачу на КПП и под передние колеса ставим противооткаты (башмаки).

    Ставим первую

  3. Демонтируем защитный колпак ступицы.
  4. При помощи головки на 30 и удлинителя срываем затяжную гайку ступичного подшипника.
  5. Срываем болты крепления колесного диска.
  6. Поддомкрачиваем автомобиль.
  7. Демонтируем колесо.

    Вид снятого колеса с автомобиля

  8. Выкручиваем крепления заднего барабана.
  9. Снимаем переднюю крышку тормозного барабана.

    Снимаем верхнюю крышку тормозного барабана

  10. Демонтируем ступичную гайку.

    Выкручиваем ступичную гайку

  11. Устанавливаем съемник для ступиц и начинаем демонтаж детали.

    Съёмник задней ступицы классический

  12. Когда ступица с подшипником снятые, можно преступить непосредственно к демонтажу внутреннего элемента.
  13. При помощи щипцов, снимаем стопорные кольца.

    Снимаем ступицу

  14. Существует два способа демонтажа подшипника со ступицы. Первый — заключается в выбивании с посадочного места изделия. Второй, менее варварский, — использовать пресс для выпрессовки подшипников. Как показывает практика, все автомобилисты пользуются первым, поскольку пресс храниться не в каждом гараже.

    Выпрессовываем подшипник

  15. Теперь, когда старое изделия демонтировано, можно перейти к установке новой детали.
  16. Перед прессовкой необходимо внутреннею поверхность ступицы смазать маслом. Это нужно для того, что запасная часть лучше заходила в посадочное место.
  17. После того, как подшипник на месте, можно установить стопорные кольца.
  18. Теперь, легкими ударами молотка устанавливаем ступицу на свое место.
  19. Остальной процесс сборки проводится в обратном порядке.

Выбор детали

Не оригинальный подшипник задней ступицы Kroner

Выбор запасной части всегда становиться не простым заданием, поскольку существует много факторов, которые на это влияют. Стоит отметить, что изделие необходимо выбирать качественное и проверять наличие сертификатов, оригинальных упаковок, а также голограмм. Кроме основного оригинального изделия, существует ряд аналогов, которые рекомендованы к установке. Рассмотрим, все возможные варианты покупки запасной части.

Оригинал

2108-3104020 и 2108-3104020-02 – оригинальные каталожные номера подшипника задней ступицы ВАЗ-2114. Запасная часть под этим артикулом производиться на заводе АвтоВАЗ. Идеально садиться в посадочное место. Средняя стоимость составляет 2000 рублей.

Аналоги

Подшипник задней ступицы

Кроме оригинала существует целый ряд заменителей рекомендованных к установке. Как показывает практика, именно их выбирают большинство автомобилистов, поскольку качество изготовления и ресурс эксплуатации намного выше.

Итак, рассмотрим, все варианты покупки ступичного подшипника:

Наименование производителя Каталожный номер Стоимость, в рублях
Weber BR 2108-4020 500
Master-sport 2108-3104020-ST-PCS-MS 500
Finwhale HB321 750
Coram CR 001 750
Hola NB722 750
Meyle 214 633 0001 750
SCT SCP 1307 750
Cx CX 081 750
Kroner K151208 850
Optimal 802 658 1000
Pilenga PW-P 1307 1000
Mapco 26081 1100
Flennor FR891547 1200
Herzog H10 1206 1200
ABS 200068 1300
Patron PBK1307 1300
Moog LA-WB-11604 1400
Trialli CS 256 1500
GKN-Spidan 26727 1500
Torque DAC 30600037 1500
EGT 554312EGTk 1500
SNR R172.04 1500

Выводы

Как видно из статьи, заменить задний ступичный подшипник на автомобиле ВАЗ-2114 не так уж и тяжело, как кажется на первый взгляд, но не все автомобилисты способны справиться с этим заданием, поэтому зачастую обращаются в автосервис. Стоит отметить, что особое внимание необходимо обращать на выбор изделия, ведь от качества запасной части зависит срок службы самой ступицы.

При появлении нехарактерных для исправного автомобиля звуков и шумов обязательно следует искать источник их происхождения. Если шум, появляющийся в движении, исходит от задних колёс и меняет свою тональность при выполнении маневров, то необходима замена подшипника задней ступицы.

Проверка подшипника и подготовка к ремонту

В справочной автолитературе можно найти информацию о том, какой ресурс имеют некоторые детали автомобиля. Для срок жизни составляет примерно 100 тыс. км. Число это весьма условно.

На продолжительность использования ступичных подшипников могут повлиять такие факторы, как:

  • интенсивность использования автомобиля и стиль вождения;
  • состояние дорожного полотна в регионе использования авто;
  • качество установленных ранее деталей;
  • частая перевозка грузов, неравномерное распределение грузов, перегруз, использование прицепа.

В отличии от ступицы передних колес , с задними чаще приходится сталкиваться с тем, что необходимость замены подшипника ступицы возникает гораздо раньше, чем это ожидает автолюбитель. Учитывая, что подавляющее большинство автомобилей, которые выпускает отечественный и зарубежный автопром, имеют передний привод, следует рассмотреть вопросы диагностики и задних колёс именно таких авто.

Появление характерного шума от задних колёс в движении – это лишь первый признак, указывающий на износ подшипников. Для начала работ необходимо убедиться в правильности поставленного «диагноза». Задние колёса следует поочерёдно вывесить, приподняв угол кузова домкратом.

Колесо необходимо раскрутить и послушать звук, который от него исходит в свободном вращении. Изношенный подшипник будет издавать характерный шум вместо тихого хода. Кроме этого можно взять двумя руками колесо с разных сторон и проверить осевой люфт, дёргая его, то правой, то левой рукой.

Если замена подшипника задней ступицы неизбежна, необходимо подготовить орудия труда:

  • домкрат;
  • комплект ключей для авторемонта;
  • ветошь, WD-40;
  • верстак с тисками;
  • специальные или кустарно изготовленные съёмники.

Новый подшипник упущен из списка умышленно, так как его покупку следует производить после демонтажа старого. Иногда после разборки узла возникает необходимость заменить подшипник вместе со ступицей или цапфой.

Как заменить подшипник задней ступицы самостоятельно

Любая работа в гараже начинается с облачения в спецодежду, освобождения места ремонта от ненужных предметов и обустройства освещения. Далее всё достаточно просто.

Необходимо следовать следующему алгоритму:

  • ставится на первую передачу, передние колёса фиксируются «башмаками»;
  • снимается защитный колпачок ступицы и с помощью керна отгибается вмятина на бортике гайки;
  • торцевыми ключами срываются гайка ступицы и болты колеса;
  • колесо вывешивается поднятием угла кузова домкратом;
  • откручивается и снимается колесо;
  • ввинчиванием болтов в съёмные отверстия или с помощью ударов через деревянную проставку снимается тормозной барабан;
  • откручивается гайка ступицы;
  • ступица снимается с полуоси (если ступица очень легко снимается с полуоси шкворня, то это может указывать на сильные износ посадочного места. Возможно, понадобится замена шкворня.). Для того, чтобы быстро снять ступицу можно прикрутить к ней колесо и дёрнуть его двумя руками или воспользоваться специальным съёмником;
  • из ступицы извлекается стопорное кольцо и сальник;
  • с помощью подходящего по диаметру отрезка трубы из ступицы выбивается подшипник;
  • ступицу и полуось шкворня следует очистить от грязи, старой смазки, следов коррозии, посадочное место для обойм подшипника смазать.

На этом этапе разборка ступичного узла заканчивается. Проделав операцию впервые, даже неопытный автолюбитель сможет выучить, как заменить подшипник задней ступицы своими руками. В этом действительно нет ничего сложного.

Установка нового подшипника

Для того, чтобы автомобиль смог снова ездить, следует закончить работы и выполнить следующие технологические операции:

  • впрессовывается новый подшипник в ступицу (не вбивается!). Для этого можно использовать тиски или длинный болт с шайбами большого размера. Для окончательной посадки подшипника можно использовать проставку из старой обоймы подшипника;
  • новый сальник устанавливается на своё место также с помощью пресса или лёгкими ударами молотка через деревянную рейку. При установке подшипника и сальника необходимо следить за равномерностью их погружения, не допускать перекосов;
  • ступица в сборе устанавливается на полуось цапфы. Внутренняя обойма подшипника ступицы ставится на место с помощью нанесения лёгких ударов молотка по отрезку трубы, внутренний диаметр которого чуть больше диаметра полуоси;
  • закручивается (туго) гайка ступицы. Бортик гайки загибается в паз, распложенный на полуоси, устанавливается защитный колпачок;
  • ставится на место тормозной барабан;
  • прикручивается колесо;
  • проверяется вращение колеса на новом подшипнике;
  • автомобиль снимается с домкрата.

Как видно из описания, особой сложности смена подшипников не имеет, что позволяет автовладельцам выполнять эту манипуляцию самостоятельно, сэкономив деньги на посещении автосервиса.

пока в автомобилях VW использовались конические подшипники, они были самыми часто заменяемыми деталями, расходниками. Даже при постоянном контроле люфтов, любая ямка могла повредить обойму или ролики и спровоцировать преждевременный выход из строя. Поэтому овладеть технологией замены подшипника будет полезно, пожалуй, каждому владельцу пожилого VW 🙂

Ступицей, в которую запрессовываются наружные обоймы подшипников (а их на каждое колесо по два) являются сами барабаны (или диски). Поэтому первым делом нужно снять именно барабаны. Но со временем они изнашиваются, и образовавшийся буртик может помешать, так что сначала нужно свести колодки. Для этого необходимо поднять клинышек механизма саморазведения. Если бы мы обладали рентгеновским зрением, найти его взглядом не так уж и сложно

На ощупь это делается так: в верхнее и обращенное к переду автомобиля отверстия под колёсный болт, нужно вставить плоскую отвёртку, нащупать соединение пружинки и клинышка, и опираясь на сам барабан, поддеть и поднять его. Примерно это выглядит так:

Теперь барабан и крутится легче, и снимется без проблем.

Снимаем колпачок, закрывающий подшипник. Если речь идёт о замене, то в комплектах нормальных производителей всегда лежит новый, и старый можно сбить отвёрткой или зубилом. Если же вы планируете произвести регулировку или ремонт тормозов, колпачок желательно снимать аккуратно

Под ним обнаруживается шплинт

Разжимаем усики и вытаскиваем его

Снимаем корончатый фиксатор, откручиваем гайку ключом на 24

Снимаем шайбу

А теперь можно и барабан снимать, равномерно вытягивая на себя

Обычно он снимается с обоими подшипниками, тогда их просто вынуть отвёрткой, и выкинуть

Но если упустить момент, когда появился люфт, подшипник может начать крутиться на цапфе, и прикипеть к ней

Для снятия нужно разрушить сепаратор, снять его, ролики и сальник

Удалив смазку, обнаружим и внутреннюю обойму

Тонким зубилом её можно стронуть с места

в крайних случаях приходится срезать болгаркой

Теперь можно вернуться к барабану. В нём всё ещё запрессованы две наружные обоймы. Удалив остатки смазки, можно обнаружить в отливке три углубления, через которые видны обратные стороны обойм

Вот через них и надо выбить обоймы пробойником, отвёрткой и даже зубилом

Желательно перед запрессовкой новых обойм тщательно вымыть внутренности

Вскрываем коробку с новым подшипником. По моей личной статистике, лучшие подшипники делает фирма SKF . Но весьма достойной и более бюджетной альтернативой можно считать и FAG

Кладём новую обойму в барабан (не перепутать направления!)

Для точной запрессовки я, лично, заказал у токаря специальные оправки

Они точно повторяют форму и размер обоймы

Но для разовой работы сгодится и старая обойма, подточенная на точиле

Запрессовывать, конечно, желательно с помощью пресса. В крайнем случае сойдут тиски. Некоторые умудряются даже молотком пользоваться 🙂 Главное, что бы обойма вошла безе перекосов, и до упора. Зазоров оставаться не должно

Ещё раз протираем обоймы, и начинаем сборку. Наносим густую смазку на обойму внутреннего подшипника

На сам подшипник

Кладём его в барабан

Торцевую часть так же заполняем смазкой

Затем удаляем смазку с той части, куда будет запрессовываться сальник. Если этого не сделать, он может вывалиться со временем

Кладём сальник и пальцами вдавливаем на место

Переворачиваем барабан, и повторяем процедуру (исключая сальник) с маленьким подшипником

Перед установкой барабана на место, проводим ревизию состояния тормозных механизмов.

Клин механизма должен быть полностью поднят

Колодки должны иметь одинаковый зазор от краёв пыльника

Придерживая пальцем наружный подшипник, надеваем барабан

Надеваем толстую шайбу, контролируя, что бы носик, предотвращающий от вращения, попал в паз

Наживляем гайку, закручиваем сначала пальцами, а потом ключом на 24, при этом одновременно вращая барабан

затягивать гайку до тех пор, пока остаётся возможность перемещать упорную шайбу усилием плоской отвёртки

Я же много-много лет делаю по своему, и пока что этот метод не подводит:

затягиваю гайку ключом, одновременно вращая барабан, до ощутимого упора. И от этого положения отпускаю гайку на 1/4 оборота

Надеваем на гайку корончатый фиксатор, что бы отверстие в ступице и прорези совпали

Вставляем шплинт и раздвигаем кончики

Надеваем колпачок (особого смысла набивать в него смазку нет). Я и для этой цели заказал специальную оправку, что бы не деформировать его

Надеваем колесо, крутим, затем шатаем в вертикальной плоскости.

Крутиться должно легко, шататься не должно:-)

И помните, что контроль за люфтами лежит на владельце автомобиля, и производить его необходимо регулярно, первые 500 км, а затем каждый раз, когда машина по какой-либо причине оказывается с вывешенными задними колёсами.