Конспект "Домашние птицы" Познание план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему. Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие». Тема: «Домашние птицы Домашние птицы фронтальное занятие

Цель: выявление актуального уровня особенности детьми представлений об окружающем мире.

1.Изучить уровень сформированности: - представлений о домашних птицах, месте их обитания, пользе для человека;

Умение согласовывать прилагательные с существительными;

2. Активизировать в речи детей употребление слов: домашние птицы, птичница, кормушка, поилка, ухаживают, специальный корм, зерно, пшено, кукарекает, квохчет, пищит, крякает, болбочет;

3.Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление), любознательность, познавательный интерес;

4.Воспитывать доброе отношение детей к домашним птицам, труду людей на птицеферме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Домашние птицы и их детёныши»

Цель: выявление актуального уровня особенности детьми представлений об окружающем мире.

Задачи:

1.Изучить уровень сформированности: - представлений о домашних птицах, месте их обитания, пользе для человека;

Умение согласовывать прилагательные с существительными;

2. Активизировать в речи детей употребление слов: домашние птицы, птичница, кормушка, поилка, ухаживают, специальный корм, зерно, пшено, кукарекает, квохчет, пищит, крякает, болбочет;

3.Развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление), любознательность, познавательный интерес;

4.Воспитывать доброе отношение детей к домашним птицам, труду людей на птицеферме.

Материалы и оборудование: макет птичьего двора, иллюстрации с изображением домашних птиц, мяч, магнитная доска.

Ход занятия:

Ребята у нас сегодня необычное занятие. Сегодня к нам пришли гости, давайте все вместе их по приветствуем: «Здравствуйте гости, мы рады вас видеть».

Ребята, послушайте, а что это за звуки? (голоса домашних птиц).

Чьи это голоса? Ребята, сегодня я буду не просто Ксенией Вячеславовной, сегодня я буду птичницей Варей! Посмотрите ребятки, как вы думаете, что это? (птичий двор) ,но вы видите что птиц на нем совсем нет, я сейчас загадаю загадки, а вы помогите мне их отгадать.

Распускает хвост павлином,

Ходит важным господином,

По земле ногами - стук,

Как зовут его - ... (Индюк)

***

Кто так заливисто поёт

О том, что солнышко встаёт?

(Петушок)

Квохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло собирает.

(Курица)

Был белый дом,

Чудесный дом,

Но что-то застучало в нём,

И он разбился, а оттуда

Живое выбежало чудо.

(Цыплёнок)

Он твердит одно - га-га,

Кто обидел? Где? Когда?

Никого я не боюсь,

Ну конечно это - ...

(Гусь)

Вдоль по речке, по водице

Плывет лодок вереница,

Впереди корабль идет,

За собою их ведет.

(Утка с утятами)

Беседа о домашних птицах и их детёнышах.

(показ детям макет птичьего двора)

Ну вот мы и на птичьем дворе. Чей это дом? (домашних птиц)

А что еще называют их домом? (птицеферму)

Кто здесь ухаживает за домашними птицами? (птичница и птичник)

А что делают птичник и птичница? (кормят, поят, убирают, ухаживают)

Из чего едят здесь птицы? (из кормушки)

Из чего пьют? (из поилки)

Что едят птицы? (специальный корм, зерно, пшено, хлебные крошки, червяков, мошек, жучков, гусениц)

Игра: «Кто как кричит?»

Я буду называть птицу, а вы – говорить как она «разговаривает», какие звуки издает?

Петух – кукарекает;

Курица – кудахчет, квохчет;

Цыплёнок – пищит;

Утка – крякает;

Индюк - болбочет;

Игра: «У кого кто в семье?»

Я буду показывать домашних птиц на картинке, а вы будите называть членов семей каждой домашней птицы.

Петух -курица- цыплёнок. Где они живут? (в курятнике)
гусь- гусыня-гусёнок

Утка-селезень-утёнок

Индюк -индюшка- индюшонок.

Пальчиковая гимнастика: «Утята».

Будем поочередно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов «пи-пи-пи» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.

Первый, второй- шли утята.

Третий, четвёртый- за водой

А за ними плёлся пятый,

Позади бежал шестой,

А седьмой от них отстал

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал,

А десятый испугался.

Громко-громко запищал:

Пи-пи-пи!

Не пищи, поищи!

Игра: «Один – много»

Я бросаю мяч и называю слово, а вы возвращаете мяч отвечая. На птичьем дворе я видела курицу, а когда их будет не одна, то как скажем?

Курица- курицы; петух- петухи; Цыплёнок –цыплята; гусь- гуси; утка- утки; селезень- селезни; индюк –индюки.

Ребята, а давайте заглянем в курятник и посмотрим, как появляются детки у кур.

Игра: «Что сначала, что потом?»

Разложите последовательно картинки:

Насест – гнездо – яйцо –птенец.

Что курица делает сначала (откладывает яйца)

А потом? (Высиживает птенцов, когда выводятся, вылупляются птенцы, выкармливают их).

Посмотрите какие красивые птицы вырастают из птенцов.

Ребята, давайте покажем птенцам, какие мы добрые, обратимся к ним ласково.

Игра с мячом: «Назови ласково»

Птенец – птенчик; петух – петушок; курица – курочка; гусь – гусёнок; утка – уточка; цыплёнок – цыплёночек; индюшка – индюшечка; индюшонок – индюшоночек.

Игра: «Считайка»

На магнитной доске- карточки с цифрами от1 до 5и картинки с изображением домашних птиц. Предложить детям, следя за указкой, называть поочерёдно.

Один петух- два петуха- три петуха –четыре петуха –пять петухов;

Одна утка-

Одна курочка-

Одна гусыня-

Одно гнездо-

Физминутка: «Индюк»

Ходит по двору индюк

(Шаги на месте)

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача

(Остановиться, удивленно посмотреть вниз)

Рассердился сгоряча.

Сгоряча затопал

(Потопать ногами)

Крыльями захлопал

(Руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам)

Весь раздулся, словно шар

(Руки на поясе)

Или медный самовар

(Сцепить округленные руки перед грудью)

Затряс бородою

(Помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как индюк)

Понесся стрелою.

Бег на месте

Игра: «Помощники»

Ребята, а помогите мне найти нужные предлоги чтобы рассказать стихи про домашних птиц. Следите за моей указкой, он поможет вам найти отгадку на игрушечном птичьем дворе.

Куры жёлтой детворе ищут зёрна (на земле);

Показал индюк индюшке много зёрнышек (в кормушке);

Завтра солнце выйдет снова!- прокричал петух (с забора);

Утятам будет спать тепло, их спрячет утка (под крылом);

Птенчикам шалить нельзя- можно выпасть (из гнезда);

Красивое перо индюшки достала птичница (из-под подушки);

Когда гулять решил ты босиком, стоять не надо…(перед индюком);

Идут утята весело гуськом на дальний пруд (за червяком);

Цыпляток маленький отряд букашек ищет (между гряд);

Ой, ребята, посмотрите, как захвастали домашние птицы. Они чем-то хвастаются.

Игра: «Хвастуны »

Я указкой на картинки буду показывать часть тела, которой хвалятся птица, а вы будете хвалить эту птицу.

У индюка не хвост, а хвостище;

У утки не лапы, а лапищи;

У гуся не шея, а шеища;

У курицы не крыло, а крылише;

У селезня не клюв, а клювише;

У гусыни не перо, а перище.

Полезны ли для человека домашние птицы? Чем? (они дают мясо, яйцо, перо, пух).

Надо ли человеку ухаживать за птицами? Почему?

А сейчас вам пора возвратиться в детский сад, а мне опять стать Ксенией Вячеславовной!

Где мы сегодня побывали? Понравилось вам на птичьем дворе?

Теперь пришло время нам прощаться с нашими гостями. «Досвидания!»


Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе.

Тема: «Домашние птицы».

Цель:

1. Закрепить словарь по теме.

2. Систематизировать представления детей о домашних птицах, местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека.

3. Совершенствовать умение детей образовывать существительные в единственном и множественном числе.

4. Отрабатывать у детей умение согласовывать прилагательные с существительными, образовывать относительные и притяжательные прилагательные.

5. Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными.

6. Закрепить умение детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

7. Развивать память, внимание, мышление, речь.

Оборудование: Птичий двор из игрушек, картинки и иллюстрации по теме, магнитная доска, мяч, кукла в платочке и с ведерком.

Ход занятия:

Сегодня, ребята, мы с вами отправимся на птичий двор. Встретим там петушка с его семейством, индюка, гусей, уток, вместе с птичницей покормим всех домашних птиц, вспомним, кто как голос подает, чем похожи и чем отличаются разные птицы и многое другое.

А теперь – в гости на птичий двор!

Артикуляционная гимнастика

Ребята, когда вы встречаете своих друзей, знакомых, вы улыбаетесь?

Улыбнемся мы и домашним птицам при встрече. Но прежде, давайте почистим наши зубки, чтобы улыбки были у нас красивыми. Поиграем в игру "Чьи зубы чище? ": рот откроем, губы растянем в улыбке, широким кончиком языка "почистим" верхние зубы с внутренней стороны, делая языком движения вверх-вниз. Следите, чтобы губы не закрывали зубы, а нижняя челюсть не двигалась (дети выполняют упражнение).

А теперь улыбнемся друг другу и птичнице Варе, которая работает на птичьем дворе и нас встречает.

Беседа по вопросам на изученную тему.

Ну, вот мы и на птичьем дворе. Чей это дом? (Домашних птиц)

- Каких птиц мы здесь видим? (Назвать домашних птиц)

А что еще называют их домом? (Птицеферму)

Кто здесь ухаживает за домашними птицами? (Птичница или птичник)

А что делают птичница и птичник? (Кормят, поят, убирают, ухаживают)

Из чего едят здесь птицы? (Из кормушки)

Из чего пьют? (Из поилки)

Что едят домашние птицы? (Специальный корм, зерно, пшено, хлебные крошки, червяков, мошек, жучков, гусениц)

Дидактическая игра "Кто как разговаривает?".

Ребята, а как же птицы разговаривают друг с другом?

Образец:

петух – кукарекает,
курица – кудахчет, квохчет,
цыпленок – пищит,
утка – крякает,
гусь – шипит,
индюк – болбочет,
голубь – воркует.

Дидактическая игра "У кого кто в семье?".

А теперь давайте вспомним членов семьи каждой домашней птицы. (Логопед показывает картинки, а дети называют)

Образец:

петух – курица – цыпленок.
гусь – гусыня – гусенок;
утка – селезень – утенок;
индюк – индюшка – индюшонок;
голубь – голубка – голубок.

Физминутка: Воспитатель сообщает ребятам, что на их птичьем дворе начинаются танцы, и приглашает всех танцевать. Дети изображают движения домашних птиц, исполняют танец «Веселых утят».

Дидактическая игра: Чьи перья?

Логопед говорит, что во время танцев, каждая птичка обронила перышко. Ребятам нужно определить, кому принадлежат эти перья (гусиное, петушиное, куриное, утиное, индюшиное).

Дидактическая игра "Один – много". (Логопед бросает мяч со словом, ребенок возвращает мяч, отвечая)

На птичьем дворе я увидела курицу, а когда их будет не одна, то как скажем?

Образец:

курица – курицы, куры,
петух – петухи,
цыпленок – цыплята,
гусь – гуси,
гусыня – гусыни,
гусенок – гусята,
утка – утки,
селезень – селезни,
утенок – утята,
индюк – индюки,
индюшка – индюшки,
индюшонок – индюшата,
голубь – голуби,
голубка – голубки,
голубок – голубята.

Дидактическая игра "Посмотри и назови".

Каких же домашних птиц мы здесь встретили? (Воспитатель показывает картинки с: петухом, курицей, гусем, уткой, индюком, голубем)

Давайте вспомним, что есть у петуха. (Воспитатель показывает указкой на картинке части тела петуха, а дети называют: голова, туловище, хвост, лапы, шпоры, когти, клюв, перья, крыло, глаза, гребешок, бородка .

Дидактическая игра "У кого что?".

А давайте посмотрим на наших птиц внимательнее. Чем они могут похвалиться? (Дети рассматривают игрушки или картинки)

Образец:

у петуха ( что есть? ) – красный гребешок,
у индюка – красивый хвост,
у курицы – пестрые перья,
у гуся – длинная шея,
у голубя – маленький клюв,
у утки – широкие лапы.

Дидактическая игра «Правильно - неправильно». У меня есть шуточный рассказ. Ясейчас

вам его прочту, а вы исправьте ошибки если их заметите.

Петушок живет в лесу и поет «ку-ку-ку-ку»

(Нет, неправильно! Петушок живет на птичьем дворе и поет «ку-кареку».)

У петуха плоский клюв, зеленый гребешок, длинная шея. (Нет, неправильно! У петушка острый клюв, красный гребешок, длинная бородка и короткая шея.)

Перышки у петушка разноцветные. (Правильно. Перышки у петушка разноцветные.)

У петушка две красные лапки с перепонками. (Нет, неверно. У петушка две лапки с острыми коготками и шпорами.)

У петуха четыре крыла и летает он высоко. (Нет, у петуха два крыла, но летает он плохо.)

Петух лакает молоко и ищет червячков. (Нет, петушок клюет зерно, ищет червячков в земле.)

У петушка и курочки много желтеньких пушистых утят. (Нет. У петушка и курочки много маленьких пушистых
цыплят.)

За петушком ухаживает швея. Так ли это? (Нет, неверно. За петушком ухаживает птичница.)

Как она за ним ухаживает? (Она дает ему корм, выпускает гулять, убирает в курятнике.)

Какие вы молодцы, вы заметили все ошибки в этом рассказе.

Дидактическая игра с мячом "Назови ласково".

Ребята, покажем птицам, какие вы добрые – обратимся к ним ласково.

Образец:

птенец – птенчик,
петух – петушок,
курица – курочка,
гусь – гусик,
утка – уточка,
цыпленок – цыпленочек,
голубь – голубочек,
индюшка – индюшечка,
индюшонок – индюшоночек.

10. Дидактическая игра "Считайка":

А теперь мы попробуем посчитать домашних птиц. (Воспитатель на магнитной доске выкладывает карточки с цифрами от 1 до 5 и картинку с домашней птицей, указкой указывает последовательность и очередность счета)

Образец: один петух – два петуха – три петуха – четыре петуха – пять петухов,

один голубь –
одна утка –
одна курочка –
одна гусыня –
одно гнездо –

Итог занятия:

Ну вот, пришло время прощаться нам с птицами. Скажем им и птичнице Варе спасибо и до свидания. (Дети проговаривают хором, воспитатель убирает картинки и игрушечный птичий двор)
– Ребята, а у каких птиц в гостях мы сегодня были?
– Кому помогали?
– Кого из домашних птиц встречали?
– Полезны ли для человека домашние птицы?
– Чем?
(Они дают мясо, яйца, перо, пух)
– Надо ли человеку ухаживать за птицами?
– Почему?
– Мы многое сегодня вспомнили и повторили. Молодцы.

Подготовила Л.Г. Денисова

ГОУ Борский психологический центр

Тема : «Домашние птицы»

Цель: согласование числительных «два», «две» с существительными, развитие словаря.

1. Систематизировать знания о домашних птицах.

2.Упражнять в согласовании числительных «два», «две» с существительными.
3. Развивать общую, мелкую, моторику.

4. Воспитывать умение слушать и слышать своих товарищей.

Оборудование: предметные картинки домашних птиц и их, детёнышей, диск с записью танца утят, проектор, презентация, картинка героя из сказки Незнайка, мяч.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

– Ребята, давайте поиграем в игру «Кто внимательный». Сядем на стульчики после того, как услышим вежливое «Садитесь, пожалуйста».

Итак, слушайте: «Сели все», «Быстро все сели», «Садитесь, пожалуйста».

– Кто помнит, какой сегодня день недели, какое число, какой месяц?

– Сегодня четверг, одиннадцатое число, а месяц – ноябрь.

– Давайте еще раз повторим: сегодня среда, десятое ноября.

– Ребята, к нам в гости сегодня пришёл герой из сказки. Угадайте, как его зовут? (Незнайка) Слайд 1.

– Послушайте, что он вам расскажет:

Зовут меня Незнайка, я в садик не хожу,

Загадки отгадайте, и я вас награжу!

2. Активизация и расширение словаря

а) Отгадывание загадок (Незнайка путает детей) Слайд 2.

Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки! (Гусь)

Квохчет, квохчет, детей созывает, всех под крыло собирает. (Курица)

Хвост с узорами, сапоги со шпорами, всех бужу, хоть часов не завожу. (Петух)

Он с утра среди двора: Бал – бал – бал, балды – балда! (Индюк)

Кря-кря-кря – ищу червя! (Утка)

Дети отгадывают загадки. На проекторе появляются картинки - гусь, курица, петух, индюк, утка.

– Ребята, как можно одним словом назвать всех, кого вы видите на этой картине? Кто это?

Это птицы.

Почему вы решили, что это птицы?

Потому что у них есть клюв, крылья, тело, покрытое перьями, 2 ноги.

Где живут эти птицы, где берут корм? (Ответы детей) Живут эти птицы рядом с человеком, он ухаживает за ними. Какую пользу приносят эти птицы человеку? Значит, это какие птицы?

У птиц есть маленькие детки – птенцы. И вот Незнайка опять что – то напутал. Посмотрите внимательно и назовите правильно!

Игра «У кого – кто» см. Слайд 3, 4.

3. Развитие мелкой моторики.

По столу шел петушок, Пальцы сцеплены в замок.

Сверху – красный гребешок, Концы пальцев правой руки нажимают

Снизу – коготки на лапках, на верхнюю часть тыльной стороны

Не порви, дружок, тетрадку. ладони левой руки, прогибая ее так, что пальцы левой руки встают, как петушиный гребень.

б) Обведи по точкам.

– Ребята, Незнайка принёс с собой какие – то листочки, что на них изображено – непонятно. Надо обвести рисунок по точкам, тогда узнаем, что на них нарисовано. Поможем Незнайке? (Дети по точкам обводят домашних птиц)

4. Физкультминутка.

Танец утят.

5. Согласование числительных «два», «две» с существительными.

а) Письмо Незнайки. Слайд 5, 6, 7, 8.

– Ребята, Незнайка пришёл к нам с тетрадью, в которой наделал ошибки. – Давайте послушаем, что он написал, и исправим его.

У гуся два гусёнок.
У утки два утёнок.
У индюка два индюшонок.

У курицы два цыплёнок.

б) Игра с мячом. (Логопед бросает мяч ребёнку, называя птицу, ребенок, бросая мяч логопеду, согласует «два», «две» с названиями птиц.)

Утка – две утки

Гусь – два гуся

Гусыня -две гусыни
Петух – два петуха

Индюк – два индюка

Индюшка – две индюшки

Курица – две курицы

Игра «Кто пропал»? Дети садятся в круг на ковёр, около каждого ребёнка разложены по две картинки с птицами. Ребята закрывают глаза, логопед прячет у кого – то две картинки. Дети открывают глаза, отвечают, кто спрятался.

6. Итог занятия.

– О ком сегодня говорили на занятии?

– Как их всех можно назвать одним словом?

– Какую пользу приносят домашние птицы?

– Ребята, Незнайка узнал много нового у нас на занятии. Но ему пора прощаться с вами, ему понравилось, как вы работали, он хочет вам подарить наклейки.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"

Оксана Доблер
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Домашние птицы»

Цель : Развивать активный словарь и грамматический строй речи по теме «Домашние птицы »

Задачи :

Образовательные :

Обогащать словарь по теме : “Домашние птицы” .

Формировать желание высказать свое мнение при обсуждении.

Упражнять в использовании в самостоятельной речи предлогов;

Упражнять в словообразовании (существительных за счет стечения основ, с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, притяжательных прилагательных)

Упражнять в словоизменении (называние сущ-х в творительном падеже множественном) .

Уточнять представления детей о многозначности слов;

Развивать внимание, зрительныйгнозис и мнезис;

Автоматизировать в самостоятельной речи поставленные звуки;

Развивающие :

Развивать память, воображение мышление, творческое воображение, интерес к проведению опытов ;

Развивать у детей коммуникативные качества и воображение.

Развивать произвольное внимание.

Развитие дружеских взаимоотношений через игру, развитие эмпатии.

Работа по развитию самоконтроля.

Воспитывающие :

Воспитывать умение выслушивать ответ собеседника, не перебивать, не выкрикивать свой ответ;

Воспитывать бережное и ответственное отношение к домашним птицам .

Воспитывать умение работать в коллективе;

Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, умение работать в коллективе.

Педагогический замысел

В области «Познавательное развитие» :

Упражнять в понимании многозначности слов,

Учить делать выводы по результатам проведенного опыта,

Развитие мышления в д/и «Четвертый лишний» .

В области «Речевое развитие» :

Упражнять в словообразовании (с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; за счет слияния основ;) и образовании притяжательных прилагательных, совершенствовать навык подачи ответа полным предложением.

В области «Социализации – коммуникативное развитие» :

Формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия , отвечать, прислушиваться к мнению других, обосновывать свой ответ.

В области «Художественно-эстетическое развитие»

Упражнять детей в перенесении графического образа на песок, используя различный природный или бросовый материал

В области «Физическое развитие» :

Развитие кинезиологических умений и мелкой моторики

Форма организации : подгрупповое занятие

стертая дизартрия, ЭВН, Дефицит внимания)

Формы работы :игровая, беседы, слушание, обсуждение,

Оборудование :

Аудио-записи (песенка «Мои цыплятки» , «детский плач» , «голоса домашних птиц » , «Песенка цыплят» , «Воспи-пи-пи-питание» ,

Слайд-шоу «Птичьи семейки» ,

Презентации(«4 лишний» ,«Многозначное слово» )

Демонстрационные иллюстрации с домашними птицами ,

Психотерапевтическая юнгианская песочница,

Фигурки домашних птиц и животных , домик из конструктора «Курятник»

Кукла-перчатка «Девочка Катюша» ,

Маленькие песочницы с кинетическим песком,

Материал для работы в песочнице (декоративные камушки, фасоль, природный и бросовый материал,

Контурное точечное изображение цыпленка,

Оборудование к эксперименту (бумажные перья, растительное масло, жесткие кисти,досочки (клееночки) для работы с масломемкости с водой – по количеству детей,

Цветные фрагменты заборчика (по Люшеру,

Парные карточки,

Иллюстрации домашние птицы .

Ход непосредственно образовательной деятельности

Дети играют в группе . Звучит фонограмма «Детский плач»

На столе психотерапевтическая юнгианская песочница. В ней 1 домик (птиц , ширма, кукла-перчатка (девочка, игрушечные фигурки домашних птиц и животных .

Психолог и дети становятся вокруг песочницы :

Ребята, как вы думаете, кто это плачет? (девочка)

Посмотрите на животных и на птиц и попробуйте догадаться, из-за чего она расстроена?

Логопед. Фонограмма – шум птичьего двора

Дети : ….потому что, птицы и животные перепутались.

Психолог

Безопасно или маленьким домашним птицам гулять среди больших домашних животных ? (опасно)

Как вы думаете, что надо сделать? (отогнать)

Психолог

Так от чего Катюша ты птиц не отгоняешь ?

Психолог наклоняется к кукле, как будто куколка шепчет.

Ребята, оказывается Катюша, не знает названия домашних птиц . Поможем Катюше?

Ребята, в какое безопасное место на птичьем дворе мы можем спрятать домашних птиц (в домик, курятник)

А чтобы птички не боялись, позовем их в домик ласково?

1.«Назови ласково» (словообразование)

Дети выполняют задание, называя птицу ласково , ставят ее в домик.

Логопед :

Молодцы, вы справились с этим заданием. Отправили всех птичек в дом, а там ждали их семейки.

А теперь давайте их назовем.

На магнитную доску с проговариванием помещаются иллюстрации птиц .

1. Словообразование (называние птенцов и притяжательных прилагательных)

Утка и селезень с … утятами

У утки семья чья? (утиная)

Гусь и гусыня, с ….гусятами

У гуся семья чья? (гусиная)

Индюк и индюшка с …. индюшатами

У индюка семья чья? (индюшиная)

Курица и петух с …. цыплятами

У петуха семья? (петушиная)

Психолог :

Какие вы молодцы, знаете названия птиц . Катюша вас слушает и все запоминает. Вот вам следующее задание : Стоя на одном месте найдите, где спрятался петушок. (петушок стоит на интерактивном столе ) .

2. «4-й лишний»

Посмотрите внимательно, какая картинка не подходит.

Молодцы, давайте отдохнем, возьмем подушечки и поиграем с язычком

3. Артикуляционная гимнастика

Тянем клювики вперед

Пусть никто не отстает. (улыбка - трубочка)

За забором мы сидим (показывают зубы)

Во все стороны глядим. (Часики)

Наш индюк громко балбочет

Напугать, наверно, хочет. (похлопывание верхней губы языком)

Индюшатам толстеньким

Живется очень простенько. («Толстушки» )

А утятки-малыши

Пьют водичку от души («Худышки» втягивают щеки)

Психолог :

Давайте поиграем с пальчиками и еще раз вспомним название домашних птиц (дети продолжают сидеть на подушечках) .

4. Пальчиковая гимнастика

Большой палец касается по очереди остальных.

Есть у курицы цыпленок,

У гусыни есть гусенок,

У индюшки - индюшонок,

А у утки есть утенок.

Большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца.

У каждой мамы малыши

Все красивы, хороши!

Сжимают и разжимают кулачки.

Психолог :

5. Игра с кинетическим песком, фасолью, декоративными камушками «Кто играет в песке»

Птенчики очень любят играть в песке. А вы? Кто внимательный, кто заметил, где находятся наши песочницы?

Работать в песочницах мы сегодня будем парами. Возьмите картинки и найдите себе пару и крепко возьмитесь за руки. (Дети ищут друг друга по парным карточкам)

Давайте подойдем к Маленьким песочницам. Работать мы будем,не разрывая рук. Посмотрите, рядом с песочницами находятся очень необычные картинки. Как вы думаете, кто на них изображен?

(на столе небольшие песочницы, рассчитанные на совместную работу двух детей, а т. ж. контурное точечное изображение цыплят, декоративный и бросовый материал для выкладывания контурных изображений в песке).

Возьмите ту картинку и тот материал, который вам больше нравится.

Дети с помощью фасоли, декоративных камушков выкладывают картинку по образцу. Логопед включает музыку (Детские песни о цыплятках)

Логопед :

Вот какие чудесные цыплятки у вас получились! А теперь давайте придумаем красивые слова, чтобы описать какие они.

6. Словообразование за счет сложения основ

У цыпленка острый клюв, значит он … (остроклювый)

У цыпленка короткий хвост …

У цыпленка короткая шея ….

У цыпленка короткие лапы ….

У цыпленка и яркий и желтый пух….

Пока дети доделывают работу, логопед включает презентацию «Многозначное слово»

7. Работа с многозначными словами

Какие же все птенчики красивые и разные. Давайте вспомним названия частей тела у птиц… (последними называют крылья)

Давайте вспомним, а только ли у птиц бывают крылья ? (самолет, крыло велосипеда, крылья носа)

Хотите увидеть, что еще модно назвать словом «крыло» или «крылья» . (да)

Тогда подойдите туда, где увидите огромное крыло (на проекторе)

Презентация

Ребята, как называются слова, у которых много значений? (Многозначные)

8. Эксперимент с перьями

Психолог :

Ой мне кажется Катюша опять захныкала. («шепчет» психологу на ушко)

Катюша у нас спрашивает, что означает поговорка «Как с гуся вода» и предлагает нам посмотреть, как гуси плавают

Логопед включает видео ролик

Психолог

Мокрым ли гусь выходит из воды? (сухим)

Смачивает водой перо, выясняют, что вода на перьях вода не задерживается.

Что происходит с водой? (скатывается)

А почему вода скатывается

Чтобы понять эту пословицу, давайте проведем эксперимент. А вы хотите в нем поучаствовать?

Дети подходят к столу и рассматривают перья (гусиные, куриные)

У водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой гуси и утки при помощи клюва смазывают перья. Вот поэтому и говорят «Как с гуся вода»

Как вы думаете, что нужно сделать с бумажными перьями, чтобы они стали жирными? (надо смочить растительным маслом)

Дети наносят на бумагу растительное масло, смачивают лист водой, смотрят, что произошло (вода скатилась, бумага осталась сухой) (рассуждения детей)

Вывод :

Психолог

Ребята, а вы запомнили, почему говорят «Как с гуся вода» ?

Вот и Катюша говорит вам Спасибо, за то, что помогли понять поговорку. И многому научили. Теперь Катюша плакать не будет.

Логопед :

Чему мы научили Катюшу говорить? (называть ласково, называть птенцов и т. д)

Психолог :

А как же сделать так, чтоб домашние птицы у Катюши больше не убегали к домашним животным ? (нужно построить забор)

Психолог :

Правильно. Нужно построить забор. Возьмите тот фрагмент заборчика, цвет, которого вам нравится больше всего.

9. Забор по Люшеру.

Посмотрите, какой яркий заборчик у вас получился? Это значит, что с этого занятия вы уходите в хорошем настроении…

Исхакова Светлана Миннулловна, воспитатель
МАДОУ №106 "ЗАБАВА" г. Набережные Челны

Тема: Домашние птицы.

Программное содержание:

- развивать речь детей, коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

Развивать умения детей излагать свои знания о домашних птицах, о внешнем виде домашних птиц; развивать словарный запас, слуховое внимание, кругозор, мышление, память; воспитывать бережное отношение к птицам .

Предварительная работа. Разучивание песни «Вышла курочка гулять», рассматривание иллюстраций в книгах домашних птиц, чтение сказки «Курочка – Ряба», рассматривание картины «Курица с цыплятами», миска с пшеном, травка.

Материалы и оборудование. Набор настольных игрушек – домашняя птица;, изображения семейства: гуси, утки, куры, бумажный заборчик на доску и картинка «птичий двор» для сюрпризного момента, мешочек; бумажные фигурки цыплят на магнитах, 2 мольберта, интерактивная доска, (если ее нет то можно использовать плакат с изображением деревни) .

Индивидуальная работа: Матвей, Амилия называние и звукоподрожание птицам.

Словарная работа: Селезень, Гусыня, птичий двор

Интеграция: социальнокоммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

1. Организационный момент.

Ребята куда это мы свами сегодня попали (в деревню) . (Слайд и звуки деревни.) Слышите звуки деревни? Давайте присядем на стульчики. (На магнитной доске Забор) Что это на картинке? (Это забор) , а за забором (птичий двор) . Давайте посмотрим кто живет за заборчиком. Здесь живут (домашние птицы) . А почему они так называются? (называются они так потому что живут рядом с человеком, и человек заботится о них, кормит) .

2. Основная часть.

Ребята, кто это? (петух) . Правильно. А какие у петуха перья, хвост, гребешок?Давайте прочтем петушку стихотворение (дети самостоятельно) :

Петушок, петушок, золотой гребешок, Масляна головушка, шелкова бородушка. Что ты рано встаешь, деткам спать не даешь?

Ребята, а как петух поет? (ку-ка-ре-ку!) Ой, а кто это услышал петуха? (ставится картинка Курица) Скажите какие перья у курицы? (пестрые) А хвост?

Загадка

Белый камешек разбился

Богатырь на свет явился

Богатырь на курьих ножках

В красных кожаных сапожках. (яйцо, цыпленок) .

Курица несет (яица) , а из этих яиц вылупляются...(цыплята) Правильно! (Раздаю детям бумажных цыплят) .

Желтые цыплятки, славные ребятки.

Спят у мамы под крылом,

Так уютно в доме том.

Ребята, какого цвета цыплята? (Желтые) . А цыплята как пищат? (Пи-пи-пи) Цыплята любят клевать зернышки.

Выполняем музыкально-ритмические движения под песенку «Цыплята», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной

Давайте соберем цыплят возле нашей курицы. (Прикрепляем Цыплят на доску) Один малыш потерялся. (утенок) . Это его мама? Нет. Конечно, это не цыпленок. Это утенок. А маму у утенка как зовут? (утка) , папу утенка зовут - Селезень

Пушистый матросик, лопаточкой носик. - На ножках коротеньких красные боты.

Расскажите про утку. Как утка крякает? (Кря-кря) Какой у утки нос? (большой, лопаточкой) . Какие у нее лапки? (короткие) . А какого цвета? (Красного) На лапках имеются перепонки. Утки любят плавать в пруду или в реке, любят щипать траву.

Также плавать любят гуси. Деток у гусей зовут? (Гусятами) маму-гусыня, а папу-гусь. А как гуси кричат? «Га-га-га»

3. Игра «Чудесный мешочек» По считалке выбираем участника достаем игрушки из мешочка изображаем звуки и называем. «Ко-ко-ко, квохчет... «Ку-ка-ре-ку!» - кричит... «Га-га-га, го-го-го», - гогочет... «Кря-кря-кря», - крякает...

Физкультминутка

4. Пальчиковая гимнастика.

Наши уточки с утра «Кря-кря-кря» (всепальчики округляем в щепоть)

Наши гуси у пруда «Га-га-га» (пальчики собранные вщепоть вытягиваем вперед)

Наши курочки в окно «Ко-ко-ко». (Делаем пальчиками куриный гребешок)

А как Петя-петушок рано по утру. (Большим и указательным делаем. Нам споет «Ку-ка-реку» клюв, а остальные выпрямляем)

5. Подведение итога: Про кого мы говорили сегодня? Поиграли, потанцевали. Нужно домашних птиц беречь и за ними ухаживать.

Домашние птицы приносят человеку пользу. Кто знает, какую?

Домашние птицы дают нам мясо, яйца, пух.

А вот из их пуха делают подушки, на которых вы сладко спите, одеяла и ваши некоторые куртки-пуховички тоже состоят из их пуха.

Вот такие замечательные и полезные эти домашние птицы.

И закончим мы наше занятие веселым танцем «Танец утят» .