Конспект тематического досуга в старшей группе на тему: «Международный день родного языка. Проект на тему: «Международный день родного языка» в старшей группе проект (старшая группа) на тему А на каком языке говорят

Задачи:

  • закреплять знания о Международном дне родного языка;
  • развивать смысловую сторону речи через закрепление антонимов, синонимов, многозначных слов, учить объяснять смысл крылатых выражений;
  • развивать творческие способности через приобщение к декоративно-прикладному искусству;
  • воспитывать любовь к своей стране, русскому языку;
  • воспитывать умение договариваться в процессе выполнения коллективной работы.

Области интегрирования:

Художественное творчество;

Познание;

Коммуникация;

Чтение художественной литературы;

Социализация

Участники: дети старшего возраста 5-6 лет, воспитатель, муз.руководитель

Место проведения : музыкальный зал

Предварительная работа : беседы о Родине, о родном языке, дидактические игры: «Скажи наоборот», «Слова-друзья», «Многозначные слова», рассматривание иллюстраций русской национальной одежды, русских сувениров; чтение русских народных сказок, знакомство с пословицами и поговорками о родном языке, русские народные подвижные игры, слушание русских народных песен, разучивание стихов о крылатых выражениях.

Оборудование и материал : эмблемы «Умники» и «Знайки», картинки с многозначными словами, картинка с изображением реки, силуэты матрёшек и детали для их украшения, клей, презентация «Крылатые выражения», магнитофон, мультимедийный проектор, экран, медали.

Дети с воспитателем входят в музыкальный зал, рассаживаются на скамейках.

Инсценировка: стук в дверь, входят три мальчика.

1 мальчик: Не сердитесь!

2 мальчик: Не обижайтесь!

3 мальчик: Не злитесь!

Воспитатель: Где вы были?

1 мальчик: Недалеко!

2 мальчик: Близко!

3 мальчик: Рядом!

Воспитатель: Присаживайтесь. Как-то вы странно отвечали, говорите об одном и том же, но по-разному. Ребята, а вы узнали, что это за слова? (слова – друзья)

Почему их так называют? (Они обозначают одно и то же, хоть звучат и пишутся по-разному)

Когда мы используем в своей речи слова-друзья, наша речь становится точной, яркой, выразительной, интересной. А что нам помогает общаться? (язык)

21 февраля каждый год в стране отмечается Международный день родного языка. В мире существует очень много языков. Ещё когда вы только родились и были совсем крохами, ваши мамочки напевали вам колыбельные песни на вашем родном языке. А как вы понимаете, что такое родной язык? (тот, на котором мы разговариваем). А на каком языке мы разговариваем? (на русском)

Богат и красив наш русский язык. В нём столько слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, сочинять стихи и просто общаться! Любите свою Родину, свой язык, свой народ! Послушайте стихотворение Платона Воронько «Журавель»

Жура-жура-журавель,

Облетел ты сто морей,

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

«Где же лучшая земля?»

Отвечал он, пролетая:

«Лучше нет родного края!»

Воспитатель: Ребята, назовите наш родной край. (Тверской край) А в какой стране мы живём? (В России) Как называют жителей нашей страны? (Россияне)

Всю неделю мы с вами говорили о родном языке, вы многое узнали, и сейчас мы проведём викторину «В мире слов», где и проверим ваши знания.

И так, в викторине принимают участие 2 команды: «Знайки» и «Умники»

«Приветствие команд»

Капитаны, представьте, пожалуйста, нам свои команды.

«Знайки» «Умники»

Мы команда «Знайки» - Мы – «Умники», друзья,

Знайки – не зазнайки, Нам проиграть никак нельзя!

Соперникам мы шлём привет! И с вами мы сразимся,

И от души желаем – Так просто не сдадимся!

Знать правильный ответ!

Наш девиз: Наш девиз:

«Знание – это сила!» «Один ум хорошо, а много - лучше!»

1 задание. «Разминка» - зарядка для ума. Отвечать быстро.

Для команды «Знайки» Для команды «Умники»

Назовите:

Русская национальная мужская одежда - русская национальная женская одежда

Русская еда - русские народные сказки

Русские народные игры - русские народные песни

Раз мы вспомнили русские народные песни, давайте станцуем хоровод «Ой, то не вечер»

Хоровод: «Ой, то не вечер»

2 задание Игра «Слова – друзья»

Воспитатель показывает картинку с изображение реки, дети должны назвать слова, близкие по смыслу (синонимы).

Река бежит (бурлит, журчит, шумит, клокочет, грохочет, течёт, несётся, плывёт, льётся)

3 задание. «Пословицы и поговорки»

Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке.

Язык острее бритвы.

Язык до Киева доведёт.

Язык без костей, что хочет, то и лопочет.

Язык мой - враг мой.

Языком не спеши – спеши делом.

Слушай больше, а говори меньше.

4 задание. Игра «Многозначные слова»

На полу по кругу разложены картинки, дети встают в круг, бегут под музыку, как музыка заканчивается – берут картинку, находят свою пару и объясняют свой выбор. (Например, коса – прическа у девочки, коса – косить траву).

5 задание. Игра «Наоборот»

Я буду говорить вам различные слова, а вы должны назвать слово, противоположное по смыслу, например: большой - маленький. (Слова: широкий, толстый, горячий, длинный, высокий, громкий и др.)

6 задание. «Крылатые выражения»

А сейчас я приглашаю вас в видеозал.

Идёт просмотр презентации, во время которой дети читают стихи, объясняют смысл крылатых выражений.

7 задание. «Украшение матрёшки»

Отгадайте загадку:

Алый шёлковый платочек, яркий сарафан,

Упирается рука в деревянные бока,

А внутри секреты есть, может 3, а может 6,

Разрумянилась немножко,

Это русская… (матрёшка)

Для вас задание: Кто дружнее, быстрее и аккуратнее украсит матрёшку, у какой команды будет составлен красивый узор.

Работа детей (в это время звучит русская народная мелодия).

Оценка работ.

Как вы думаете, почему сегодня мы украшали именно матрёшку? (матрёшка - русский народный сувенир, её очень любят покупать гости нашей страны)

Подарим эти красивые матрёшки малышам?

Итог: - Ребята, сегодня вы показали хорошие знания о родном языке. В награду за активное участие я вручаю вам медали.

Выполнила:

воспитатель МБДОУ №6

Кошехабльского района

Республики Адыгея

Репешевская Алла Михайловна

Досуг «День родного языка»

(конспект занятия)

Материалы и оборудование . Для оформления зала : флаги России и Адыгеи, плакаты с русским и адыгейским национальными орнаментами, воздушные шары. Для ведения праздника : русский и адыгейский народные костюмы для ведущих, ободки на голову девочкам-буковкам, шапка для Грамотея, детские костюмы для «Танца игрушек»

Ход праздника.

Ведущий. Дорогие гости, мы рады приветствовать вас в нашем детском саду на празднике «День родного языка».

Под музыку «Родина моя» (муз. Д. Тухманова, сл.Р.Рождественского) дети заходят в зал, хлопая в ладоши, поднятыми над головой руками, проходят по кругу, останавливаются у своих мест.

Ведущий. Давайте поприветствуем наших гостей.

(Дети здороваются и садятся)

День родного языка – праздник, который начали отмечать не так давно. Когда человек рождается, мама его нянчит, растит, укладывает спать и поет колыбельную. Вот почему маленький человечек растет как с любовью к своей маме, так и с любовью к своему языку.

Республика Адыгея названа именем адыгского народа, так как адыги жили в этих местах с глубокой древности. Этот прекрасный и богатый по своей природе уголок Земли стал родиной для многих людей: русских, армян, греков, татар и других. Все они знают русский язык и говорят на нем. Но вокруг нас звучит и адыгейская речь. На этом языке говорят твои соседи, твои друзья, друзья твоих родителей, потому что это их родной язык. И вы конечно бы хотели понимать его, или даже разговаривать на нем.

А сейчас я слышу какой-то шум. Давайте узнаем, в чём дело?

(Ведущий выводит двух девочек-буковок)

Это спорят две буковки. Поздоровайтесь со всеми и объясните, почему вы спорите?

1-я буква. Я буква из букваря, а она говорит. Что она тоже из букваря, но у нас нет такой буквы.

2-я буква. Да, я из букваря, но и тебя я не знаю.

Ведущий. Не спорьте. Ты буковка русского алфавита, а ты буква адыгейского алфавита. Мы рады видеть на празднике вас обеих. И буква из адыгейского букваря оказалась здесь не случайно. В этом году мы знакомились с культурой адыгейского народа, мы видели адыгейские национальные костюмы, блюда адыгской кухни, народные инструменты, ходили в школьный музей С.У. Вороковой. Нас познакомили с музыкальными инструментами: трещотки (слушаем его звучание) и доул (слушаем его звучание). Скажите а какой продукт из молока известен по всему миру? (адыгейский сыр). А ещё вспомните, как называется женский национальный костюм? (сае). Буковка, может быть, ты расскажешь нам ещё, что-нибудь интересное?

2-я буква. Да расскажу. В этом мне помогут мои друзья.

Ведущий. Приглашай их скорее. Ребята, встречайте наших друзей

(Звучит адыгейская народная музыка.)

Гостья. Здравствуйте! Я рада нашей встрече. Мы получили ваше приглашение и приехали к вам на праздник. Нам интересно познакомиться с вашей культурой и вашим языком. А сейчас я расскажу о нашем языке. Он древний, звучный, немного резкий, но своеобразный и красивый. Моя дочка Лана, которая приехала на праздник вместе со мной, прочитает стихотворение на адыгейском языке, и вы услышите его звучание.

(Лана читает стихотворение)

Гостья . Танцы - своеобразный язык народа. В них мы как бы разговариваем особым образом. Посмотрите наш танец.

(Лана исполняет под адыгейскую мелодию национальный танец)

Гостья. Приглашаю всех желающих танцевать с нами.

(Дети встают врассыпную, повторяют движения национального танца, которые им показывает Лана)

Гостья. Хочется познакомить вас с нашими народными играми. Игры передают характер народа: смелый, независимый, ловкий. Кто хочет поучаствовать в игре «ОС I АШК I » (Метание снежков)?

Ведущий. Дорогие гости, мы приготовили для вас сюрприз. Наши дети расскажут стихотворение известного адыгейского поэта Исхака Машбаша «Адыги».

Гостья. Спасибо за ваш подарок.

Ведущий. А теперь я приглашаю буковку из русского букваря познакомить нас со своими друзьями.

(Под русскую мелодию появляются Василиса, Грамотей и буковка из русского букваря, проходят по залу)

Василиса. Здравствуйте, дорогие гости! В день родного языка хочется напомнить, как певуч, богат и разнообразен русский язык. А знакомиться с русским языком, мы начинаем со сказок. Вот я и расскажу вам русскую народную сказку «Каша из топора».

(Рассказ сказки сопровождается её инсценировкой детьми)

Василиса. А теперь приглашаю поиграть в русскую народную игру «Тетёра»

(Проводится игра под русскую народную мелодию с приглашением гостей)

Василиса . А теперь слово нашему гостю Грамотею.

Грамотей . Хочу вам напомнить, что русский язык богат, красив и разнообразен. Сейчас я проверю ваши знания русского языка. Послушайте моё задание.

(Грамотей предлагает выполнить свои задания: «Назови слова-друзья» и «Вспомни пословицы о дружбе и доброте»)

Василиса. Мы видели чудесные изделия, созданные адыгскими мастерами. Теперь посмотрите на изделия русских умельцев. (Показ презентации)

(Танец игрушек под русскую народную мелодию)

Грамотей . Что за праздник языка без стихов? А мы их ещё не слышали.

(Дети читают стихи о России)

Гостья. Нам очень понравился сегодняшний праздник. На прощанье дарим вам песню о России.

(Дети исполняют песню «Моя Россия» муз. Г. Струве, сл.Н. Соловьёва)

Грамотей . Пусть люди празднуют года, века

Международный день родного языка

Цените же язык чудесный свой!

Родную речь любите, уважайте,

И никогда её не засоряйте.

Под музыку «Родина моя» дети покидают зал, проходя по кругу.

Рожкова

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №55»Рябинка»

СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ

«ДЕНЬ РОДНОГО ЯЗЫКА »

Для детей старших и подготовительных групп

ВОСПИТАТЕЛЬ : РОЖКОВА Л. В.

Подъячево

Сценарий развлечения «День родного языка »

Цель : Познакомить детей с «Международным днем родного языка » . Обогатить духовный мир детей ; через различные виды деятельности, формировать у детей свое отношение к международному дню родного языка .

Задачи :

Образовательная :

Дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным . развивать у детей любознательность и интерес к языкам .

Воспитательная :

Воспитать уважение и любовь к родному языку , а также к другим языкам .

Ход занятия

Ведущая :

Добрый день ! Уважаемые гости, и дорогие наши У нас, ребята, большой праздник. 21 февраля – Международный день родного языка ! Он был учреждён в 1999 году. У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура. Все это отличает каждый народ друг от друга. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка . В международный день родного языка все языки признаются равными , потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и оберегать. Обычно первый язык , на котором учится говорить человек - родной язык . На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Нас учили говорить на нём родные люди , на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь

Я сегодня вам принесла очень важный и нужный предмет

Что это? \Глобус\

А что такое глобус? \маленькая модель земного шара\

Глобус окрашен разными цветами. Какой цвет что означает?

\голубой – моря и океаны, зеленый – леса и равнины, желтый, коричневый – горы и пустыни. \

На глобусе мы можем увидеть все страны. Я приглашаю вас в путешествие. (Дети подходят к карте)

Ребята, в какой стране мы живём? (Российская Федерация) Столица нашей Родины? (Москва)

На каком языке мы с вами говорим ? (Русский) Сосед нашего государства Украина. (Показ Украинской республики)

А на каком языке говорят украинцы ?

(на - украинском) . (Показать все граничащие страны с Российской Федерацией)

В целом мире насчитывается от 3 до 5 тысяч разных языков . Среди них так называемые мировые языки – русский , английский, французский, немецкий, испанский.

Землю населяют разные живые существа : от мельчайших бактерий до таких великанов, как слоны и киты. Но только человек обладает даром слова. И как бы мы не определяли этот дар – священный, божественный, величественный, бесценный , чудесный – мы не отразим во всей полноте его огромного значения.

Как он велик и необъятен,

Язык мой . Он родной ,

Со всех сторон он мне приятен.

Он так могуч, такой живой!

О, как чудны его творенья,

Правописанье, говоренье!

Я с ним, как с воздухом, живу.

Без языка родного , мудрого

Ни дня прожить я не могу!

Со мной он всюду и везде,

Поможет в счастье и в беде.

Мой русский, мой родной язык ,

Ты необъятен и велик!

Стихи читают дети.

Нет на свете Родины красивей –

Боевой страны богатырей.

Вот она, по имени Россия,

От морей простерлась до морей.

Кремлевские звезды

Над нами горят,

Повсюду доходит их свет!

Хорошая Родина есть у ребят,

И лучше той Родины нет.

Загадки :

Воспитатель : Ребята, а загадки вы знаете? (ДА)

Всегда во рту, а не проглотишь (Язык )

Хоть не шляпа, а с полями,

не цветок, а с корешком,

разговаривает с нами

всем понятным языком (Книга)

Здесь родился, живешь,

Уезжаешь - скучаешь,

Как зовут это место, знаешь? (Наше Отечество)

Константин Ушинский

“НАШЕ ОТЕЧЕСТВО”

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное . Матерью - потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и , как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов. Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать , одна у него и Родина.

Шар земной, на нём страна,

Город в ней, а в нём дома,

Дом на улочке одной

Неприметный, небольшой

Этот дом, страна, земля –

Это родина моя.

Наша родина – Россия,

Где в озёрах облака,

Где берёзки молодые

Нарядились в кружева.

Игра «Подбери слово»

российский (герб, флаг, дом, гимн)

русский (народ, язык , холод, дом, дух)

Игра «Слова наоборот»

Антонимы - слова с противоположным значением. Предлагаю самим составлять пары слов :

холодно - тепло : широкий - узкий, толстый - худой, горячий -холодный,

громкий – тихий, день-ночь , хорошо - плохо.

длинный - короткий и т. д.

Богат и красив наш русский язык , сколько в нём слов, с помощью которых мы можем составлять рассказы, придумывать сказки, сочинять стихи и просто общаться.

Любите свою родину свой язык и свой народ !

Жура - журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил.

Крылья, ноги натрудил,

Мы спросили журавля :

Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая :

Лучше нет родного края .

Игра подвижная : «Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит :

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется

«Пословицы и поговорки»

Назовите пословицы и поговорки, в которых речь идёт о языке .

- Язык острее бритвы .

- Язык до Киева доведёт .

- Язык без костей , что хочет, то и лопочет.

- Язык мой - враг мой .

- Языком не спеши – спеши делом.

Слушай больше, а говори меньше.

Выставка «Стена добрых слов»

Предложить детям по очереди показать карточки с «добрыми словами» . Попросить их рассказать, что за слова здесь написаны, что они значат, когда они уместны.

После того как ребенок покажет и расскажет о своей карточке, ему предлагается подойти к большому листу и приклеить ее скотчем. По окончании занятия всю «Стену добрых слов» вывешивают для просмотра в группе . - Рассмотрите нашу газету, сколько слов мы придумали на нашем родном языке .

Дарите добрые слова,

От сердца чистого дарите!

Дарите тем, кто одинок,

И тем, кто счастлив, жизнь проходит.

А вечной ДОБРОТЫ урок,

Всегда признание находит.

Дарите добрые слова.

Что наша жизнь? Одно мгновенье!

И точно, кто-то ждет всегда,

Когда на нас найдет прозрение.

Дарите добрые слова…

Прошу дарите без стеснения.

Любому доброта нужна,

Любому нужно окрыление!

А мы стесняемся порой,

От всей души дарить признания.

И остаемся за стеной

Обид, забот и ожидания.

Дарите добрые слова,

Всем - незнакомым и любимым.

Дарите добрые слова,

Чтоб сделать этот мир красивым!

Вот и подошёл к концу наш праздник, посвящённый Международному дню родного языка . Любите русский язык ! В нём наше прошлое, настоящее и будущее!

Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка» . Воспитывать уважение и любовь к родному языку, а также к другим языкам.

Задачи:

  1. Формировать понятие «родной язык» , воспитывать у детей интерес к языкам.
  2. Упражнять детей в придумывании родственных слов.
  3. Обогащать речь детей пословицами, поговорками.
  4. Формировать интегративные качества: любознательность, активность, самостоятельность.

Под музыку дети входят в зал, садятся на стульчики.

Ведущая:

В саду у нас веселый праздник,
Льется музыка кругом.
Мы сегодня этот праздник
Балом дружбы назовем!

21 февраля – Международный день родного языка. У каждого народа есть свой родной язык. Родной язык – это тот язык, на котором говорят наши мамы, папы, бабушки и дедушки, на котором говорим мы.

Планета, на которой мы живем, называется – Земля (показ на экране) . На Земле живут люди разных национальностей и говорят они на разных языках.

Например, вот здесь страна Франция (показ на экране) . Там живут французы и говорят они на французском языке.

А вот здесь страна Китай (показ на экране) . Живут там китайцы, там говорят люди на китайском языке.

А это - Россия (показ на экране) . Россия очень большая страна.

Здесь проживают люди разных национальностей и говорят они на своем родном языке.

Родной язык - народа достоянье,
Он с детства каждому из нас знаком,
Стих и проза, сказки и преданья,
Все мило нам на языке родном.

В России живет очень много народов и у каждого из них есть свои обычаи, песни, танцы и костюмы. Давайте посмотрим с вами костюмы разных национальностей.

Какой костюм вам больше понравился? Почему? Какая национальность вам больше понравилась?

Ребята, а на каком языке мы с вами разговариваем?

Родной язык народа каждому из нас знаком с детства. А какое первое слово произносит ребенок?

Это милое и самое дорогое слово на разных языках звучит по-разному: по-немецки – «МУТЕР» , по-английски – «МАЗЕ» , по-французски – «МАМАН» .

В русском языке есть слова-родственники. Они похожи по звучанию и по смыслу.

Какое слово появилось на экране? Правильно, слово «СНЕГ» . Давайте вместе придумаем семью слов к этому слову. Воспитатели, помогайте ребятам придумывать слова-родственники. Они похожи по звучанию и по смыслу.

Молодцы! Вы угадали слова «СНЕГОПАД» и «СНЕЖКИ» .

У слова «СНЕГ» есть ещё родственники. Отгадайте загадки и увидите отгадки.

Лепит детвора зимой
Чудо с круглой головой:
Ком на ком поставит ловко,
Рот – дуга, и нос морковка,

А два глаза – угольки,
Да из веток две руки.
Солнце вышло, он и сник.
Кто же это? (снеговик)

С неба звезды падают,
Лягут на поля.
Пусть под ними скроется
Черная земля.

Много-много звездочек
Тонких, как стекло;
Звездочки холодные,
А земле тепло! (снежинки)

А вот ещё загадка.
Чудо-дворник перед нами
Загребущими руками
За одну минуту сгрёб

Преогромнейший сугроб. (снегоуборочная техника)

А это что такое? (снегоход, снегокат, снежколеп)

Физкультминутка – флешмоб.

Дети садятся на стульчики.

Звучит музыка «В гостях у сказки» , выходит Девица-Пословица.

– Здравствуйте, детушки, здравствуйте милые! Здравствуйте, девицы-красавицы! Здравствуйте, добры-молодцы! Я к вам пришла, короб пословиц и поговорок принесла. А вы меня слушайте, да на ус мотайте. Пословицы, детушки, это мудрость народная. Веками русский народ сочинял и копил пословицы. Пословица, ведь недаром молвится!

Предлагаю вам поиграть в игру-кричалку «Мы тебя знаем» . Я кричу начало пословицы, а вы ее продолжаете. Барыни-сударыни, помогайте своим детушкам!

  • Поспешишь - …людей насмешишь.
  • Что посеешь, … то и пожнешь.
  • Без труда … не выловишь и рыбку из пруда.
  • Семь раз отмерь, … один отрежь.
  • Глаза боятся, … а руки делают.
  • С кем поведешься … от того и наберешься.

Молодцы, ребята, вы старались, вспоминали пословицы и поговорки.

Примите от меня подарочки за ваши старания.

Вручает подарочки детям.

Ведущая:

Подошел к концу наш праздник. Ребята, как он назывался? (международный день родного языка)

Дети разных наций весело живут,
Друг друга очень любят, в обиду не дают.
Ведь, правда, друзья, хорошо на планете,
Когда на планете дружат все дети?

Давайте за руки друг друга возьмем,
И потанцуем на шаре земном!

Все участники встают в круг и водят хоровод (змейка) под песню «Дружат дети всей земли» (Слова В. Викторова, музыка Д. Львова-Компанейца)

Светлана Сесова
НОД с детьми старшего дошкольного возраста «День родного языка»

Дети входят в зал и садятся на стульчики.

Воспитатель в русском народном сарафане приветствует их: «Добро пожаловать, добры молодцы и красны девицы на наш праздник. Удивлены, что я вас так назвала? «Красны девицы» - это значит, что девочки наши покрашены в красный цвет? Нет, это значит, что девочки наши красивые, добрые. А мальчики –«добры молодцы» - это наши защитники, помощники.»

А праздник наш сегодня посвящен нашему родному языку.

Кто мне поможет, что такое «Родной язык»?

Ответы детей: - это язык на котором мы говорим, это русский язык.

Воспитатель: Правильно дети. Сегодня, 21 февраля – во все мире отмечается праздник - день родного языка. Мы с вами живем в самой большой стране мира – в России. И русский язык – наш родной язык. В разных странах говорят на разных языках. В Англии - а английском, в Германии - на немецком, в Турции - на турецком. В России – русский язык не только родной для большинства жителей, он еще является языком межнационального общения. Что это значит? В нашей стране – посмотрите на карту какая она огромная, живут люди разных национальностей, имеющие свой родной язык, но все они говорят по- русски, русский язык нас объединяет.

Родной язык, родная речь – с ней мы встречаем каждый день. На родном языке мы говорим, поем песни, пишем письма, думаем.

Ответы детей: «Теремок», «Курочка ряба», «Волк и козлята», «Братец Иванушка и сестрица Аленушка».

Воспитатель: А что всегда побеждает в русских сказках?

Ответы детей: Добро, справедливость, трудолюбие.

Воспитатель: Вы совершенно правы. Сказки всегда нам говорят о народной мудрости. Еще один из видов устного творчества – это пословицы и поговорки – меткие выражения, созданные русским народом. Например: «Доброе слово и кошке приятно». Как вы понимаете эту поговорку?

Ответы детей: все любят хорошее отношения, ласку.

Воспитатель: Правильно, молодцы.

Шло время, люди научились записывать свои мысли. До наших дней сохранились берестяные - письма и записи на коре березы. Чернила на берестяных грамотах не использовались. Текст был просто процарапан на коре и прекрасно читался. Братья Кирилл и Мефодий разработали азбуку. Этой азбукой мы пользуемся до сих пор. Ее называют «кириллицей». Создателем современного литературного языка считается Александр Сергеевич Пушкин, произведения которого считаются вершиной русской литературы. Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?

Ответы детей: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане»

Воспитатель: Хорошо, вы знаете много сказок. А кто-нибудь хочет почитать нам отрывки из них?

Дети по желанию декламируют отрывки их сказок Пушкина.

Воспитатель: Мне очень понравилось ваше выступление. А я хочу еще вам рассказать об интересном факте, которым мы можем по-праву гордится. Знаете ли вы, что именно на русском языке были произнесены первые слова в космосе? 12 апреля 1961 года в 9:52 при проверке связи во время пилотируемого полёта в космическое пространство, Ю. А. Гагарин произнёс: «Самочувствие отличное. Слышу вас отлично. Полёт проходит хорошо.» В настоящее время русский язык неофициально является языком международного общения при пилотируемых полётах на околоземной орбите. Разговорный русский язык обязательно изучают все работающие на МКС космонавты.

В заключение хочу вам всем пожелать любить родной язык, красиво на нем разговаривать, правильно произносить слова, писать без ошибок.