Основные этапы развития и особенности хозяйства первобытного общества. Принципы и этапы развития общества Какие этапы проходит общество

Справочная таблица содержит основные этапы развития человечества от первобытного общества до новейшей истории, с указанием хронологических рамок, длительности каждого из этапов и краткой характеристики. Данный материал будет полезен школьникам, студентам, при выполнении домашних заданий, экзаменов и ЕГЭ.

Этапы (период) истории

Хронологические рамки

Длительность периода

Краткая характеристика

около 2 млн. лет назад - 4-е тысячелетние до н.э.

около 2 млн. лет (20000 веков)

Становление человека, совершенствование орудий труда, переход к земледелию и скотоводству от охоты и собирательства.

4-е тысячелетие до н.э. -середина 1-го тысячелетия н.э.

около 4 тыс. лет (40 веков)

Раскол общества на управляющих и управляемых, распространиение рабства, культурный подъем, падение Римской империи

476г. - середина 17в.

около 1200 лет (12 веков)

Начало эпохи великих географических открытий. Утверждение сословного строя в Европе, большое значение приобретает религия, урбанизация, становление крупных феодальных государств.

середина 17в. - начало 20в.

около 300 лет (3 века)

Становление промышленной капиталистической цивилизации, появление колониальных империй, буржуазная революция, промышленный переворот, развитие мирового рынка и его падение, кризисы производства, соц. противоречия, передел мира, окончание первой мировой войны .

1918г. - начало 21в.

около 100 лет (менее века)

Державное сопернечиство, Вторая мировая война , изобретение ядерного оружия, распространение компьютеров, изменение характера трудовой деятельности, восстановление целостности мирового рынка, формирование общемировой системы инфокоммуникаций

На написание данной статьи меня подтолкнула моя предыдущая публикация о казусе самозакрепощения . Там мной была затронута тема формаций, которую я хочу рассмотреть более подробно.

Это может показаться скучным, особенно после нудного заучивания сухих фактов на уроках истории в школе или институте, но, по-моему, это очень увлекательно и захватывающе. Очень интересно понимать общество, в котором мы все живём. Представляя себе общие для человечества этапы и законы социальной эволюции, можно лучше понять наше прошлое, а самое интересное - попытаться экстраполировать их на будущее и сделать предположение о том, что всех нас ждёт впереди.

Формационный подход

Источник изображения: www.fotosimagenes.org Или подход общественно-экономических формаций был разработан Карлом Марксом и, в последствии, развивался Фридрихом Энгельсом, но потом, к сожалению, у него была трудная история и сейчас, как и всё учение Маркса, формационный подход, мягко говоря, не пользуется популярностью. Надеюсь, данное упущение будет исправлено научным сообществом.

Критерием в данном подходе является общественно-экономическая формация - ступень социальной эволюции, которая характеризуется определённым для данной формации способом производства и соответствующими ему производственно-экономические отношениями.
Например, феодализм, как общественно-экономическая формация характеризуется феодальным способом производства: аграрная экономика, преобладание сельского населения, отсутствие или зачатки промышленных отраслей. Феодальный способ производства соответствует феодальным производственно-экономическим отношениям: господствующий класс (землевладельцы) путём внеэкономического принуждения получал с крестьян (эксплуатируемого класса) ренту.

Ниже я выделил основные черты и особенности всех формаций.

Первобытно-общинный строй

Также имеет названия: доаграрное, охотничье-собирательское общество или общество первобытного коммунизма.

  • Характерные черты:
    • присваивающий (непроизводящий) принцип производства;
    • отсутствие государства, классов и частной собственности;
    • равное положение членов общины по отношению к средствам производства.
  • Качественные изменения: выход человека из царства животных.
  • Основной принцип производства: охотничье-собирательский.
  • Классовый состав: отсутствует.
  • Государство: отсутствует, иерархия основывалась на возрастной и половой дифференциации.
  • Религия: примитивные верования: анимизм, шаманизм, тотемизм.
  • Культура: так как в эту эпоху отсутствовала письменность, сложно сказать что-то конкретное.

Открытие земледелия и скотоводства позволило первобытным людям начать производить прибавочный продукт, что повлекло за собой имущественное расслоение общества, выделение богатых и рядовых членов общины, родовой знати. Также благодаря земледелию и скотоводству стал происходить рост населения, укрупнение родовых общин в племена и вождества. Военно-пленных и наиболее бедных членов общины начинают использовать как даровую трудовую силу, происходит деление общества на классы.

Общественный продукт - это совокупность материальных благ, созданных во всех отраслях материального производства (средств производства и предметов потребления).

Необходимый продукт - часть общественного продукта, необходимая для нормального, с точки зрения текущих социально-экономических условий, воспроизводства физических и духовных способностей работника и членов его семьи.

Прибавочный продукт - часть общественного продукта, производимого сверх необходимого продукта.

Рабовладельческий строй

  • Характерные черты:
    • аграрно-ремесленный принцип производства, натуральное хозяйство;
    • раб не имеет собственности на средства производства: ни на землю, ни на орудия труда, ни на скот;
    • раб полностью бесправен в обществе (раб - объект, а не субъект права);
    • низкий уровень развития техники - незаинтересованность рабов в развитии и росте производства и бесплатность труда рабов для хозяина;
  • Качественные изменения: переход от присваивающей к производящей экономике, появление классового общества, появление государства.
  • Господствующий класс: рабовладельцы.
  • Эксплуатируемый класс: рабы.
  • Метод эксплуатации: внеэкономический.
  • Государство: формы государства сильно разнятся в зависимости от плотности населения, рельефа местности и культурных различий: от греческой демократии до азиатских имерий с обширным бюрократическим аппаратом и сильным централизованным государством.
  • Религия: развитие примитивных верований в политеизм, а также при некоторых условиях появление монотеистических верований: культ Атона в Египте, Яхве в иудее.
  • Культура: зарождение светского мировоззрения в виде различных философских учений: натурфилософия, платонизм на западе; даосизм, конфуцианство на востоке.

Рабовладельческие производственные отношения, положив начало разделению труда, дав толчок развитию производственных сил, становились экономически невыгодными. Раб и результаты его труда являлись полной собственностью единоличного или коллективного владельца (общины, храма, государства), таким образом, экономическая заинтересованность раба в его деятельности фактически отсутствовала. Это стало причиной эволюции рабовладельческого строя в феодальный, путём постепенного увеличения самостоятельности рабов, например, колонат в Римской империи.

Производительные силы (нем. Produktivkräfte) - средства производства и люди, обладающие определённым производственным опытом, навыками к труду и приводящие эти средства производства в действие.

Не все народы проходили через рабовладельческий строй. Появившись на арене истории в близости от обществ, перешедших на более высокую ступень социального развития, некоторые народы под их влиянием миновали предыдущие общественно-экономической формации. Например, славянские и германские племена завершили формирование классового общества возникновением феодального строя.

Феодализм

  • Характерные черты:
    • аграрно-ремесленный принцип производства, натуральное хозяйство, мелкое индивидуальное производство;
    • монополия господствующего класса феодалов на основное средство производства - землю;
    • собственность на землю была неразрывно связана с господством над производящим классом крестьян;
    • в отличие от рабовладельческого строя, крестьянин имел собственное хозяйство, юридически принадлежащее феодалу, но фактически передававшееся по наследству в семье крестьянина;
    • крестьянин являлся собственником орудий труда, недвижимости и скота;
    • феодал из-за своего «права» на землю безвозмездно взимал с крестьян земельную ренту (барщина, оброк).
  • Качественные изменения: утвердившаяся при феодализме хозяйственная самостоятельность крестьянина (в сравнении с положением раба) открывала возможность для увеличения производительности труда; отделение ремёсел от земледелия вело к углублению разделения труда и возникновению юридического признания собственности ремесленника на средства производства (мастерская, орудия труда) и произведённую им продукцию.
  • Господствующий класс: феодалы.
  • Эксплуатируемый класс: крестьяне.
  • Метод эксплуатации: внеэкономический.
  • Государство: на ранних этапах феодализма происходило углубление имущественного расслоения общества; появление аристократии, сословий (социальных групп, члены которых отличаются по своему правовому положению), централизация государства. Основным типом государства становится сословная монархия.
    На поздних этапах феодализма формой политического господства феодального класса становилась абсолютная монархия (абсолютизм, самодержавие).
  • Религия: распространение феодализма и его ранние этапы сопровождались распространением христианства, которое идеологически легитимизировало феодальную структуру и иерархию общества. На этапе появления новых капиталистических отношений и классов в обществе и разложения феодализма в религиозной сфере произошли радикальные изменения - Реформация - изменения в религии, которые отвечали интересам зарождавшегося класса капиталистов (см. например, протестанская трудовая этика).
  • Культура: развитие производственных сил при феодализме привело и к развитию духовной жизни. Эпоха Возрождения , характеризующаяся своим светским характером, гуманистическим мировоззрением, появлением науки, основанной на опытном знании, возвращением к античной культуре, являла собой выступление против феодализма и освобождение духовной жизни от религиозного влияния.

Поздний феодализм вылился в два совершенно разных пути своего развития. В странах Западной Европы с рано зародившимися товарно-денежными отношениями нарастание внутренних противоречий общества привело к буржуазным революциям XVI-XVIII веков, сменившим феодальную формацию капиталиcтической, как более соответствующей уровню развития производственных сил.

В части же стран Центральной и Восточной Европы процесс становления капиталистических отношений замедлился вследствие феодальной реакции, которая заключалась в установлении диктатуры дворянства, сильной централизации государства и введению суровых форм крепостничества с зачатками товарно-денежных отношений. Как следствие, барская запашка принимала характер крупного предпринимательского хозяйства, а эксплуатация крестьян носила рабовладельческий характер (некоторые историки считают это следствием увеличения спроса на хлеб со стороны стран Западной Европы, где в это время устанавливались капиталистические отношения). Поздний феодализм принял затяжной характер и завершился в некоторых странах только во второй половине XIX века.

Схожие процессы происходили в странах Азии, но там они были усугублены вмешательством стран Западной Европы, особенно в Китае и Индии.

Капитализм

  • Характерные черты и качественные изменения:
    • промышленный принцип производства;
    • господство товарно-денежных отношений и глубокое разделение труда;
    • частная собственность на средства производства;
    • переход от внеэкономического принуждения к экономическому - наёмный труд стал продаваемым товаром;
    • стремительное развитие техники и машинного производства.
  • Господствующий класс: буржуазия.
  • Эксплуатируемый класс: рабочие.
  • Метод эксплуатации: экономический.
  • Государство: ограниченная и формальная демократия.
  • Религия: во многих странах произошло отделение церкви от государства и провозглашение светского общества, хотя процент верующих все ещё достаточно высок.
  • Культура: рост слоя интеллигенции, фантастические научные достижения, научно-техническая и информационная революции дали дали человечеству огромные возможности, но оно пока не спешит их использовать в полной мере.

Пройдя через этап острой конкуренции в XIX веке и этап передела рынков сбыта в первой половине XX века (две мировые войны), сейчас капитализм находится в государственно-монополистической стадии, которая характеризуется тем, что верхушка бюрократического аппарата срослась с владельцами крупных капиталистических монополий, финансовой олигархией, что сильно укрепило позиции капитализма.

Заключение

Источниками идей Маркса были работы классической английской школы политической экономии (Адам Смит), немецкой классической философии (Гегель) и французских утопических социалистов (Сен-Симон). Таким образом, основываясь на идеях передовых мыслителей своего времени, он их развивает в духе гуманизма эпохи Возрождения, стремясь найти ответ на проблему социальных противоречий общества, которые его преследуют со времён выхода из животного царства.

Рассмотрев эволюцию человеческого общества от доисторических времён до XIX века, Карл Маркс попробовал экстраполировать собранные им данные на будущее развития человечества, и описать основные черты будущей формации.

Поскольку попытка описания будущей формации - это непростая и довольно объёмная тема, наряду с такими как анализ формаций в России и СССР (к социализму и коммунизму по сути никакого отношения не имеющих), а также текущей стадии развития капитализма, я рассмотрю их в своих будущих публикациях.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Задание 1. Дайте характеристику этапов первобытной истории. На каком этапе произошли наиболее существенные изменения в жизни человечества в первобытн ую эпоху? Обоснуйте свой ответ

В настоящее время среди ученых, занимающихся исследованием древнейшей истории человечества единого мнения о периодизации этой истории нет. Существуют несколько специальных и общая (историческая) периодизации первобытной истории, частично отражающие характер дисциплин, которые участвуют в их разработке.

Рассмотрим несколько теорий периодизации первобытной истории. Из специальных периодизаций наиболее важна археологическая, основанная на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. Известное уже древнекитайским и древнеримским философам деление древнейшей истории на три века - каменный, бронзовый (медный) и железный - получило научную разработку в XIX - начале XX в., когда были в основном типологизированы эпохи и стадии этих веков.

Первый этап в развитии человечества - первобытнообщинный строй -занимает огромный период времени с момента выделения человека из животного царства (около 3-5 млн. лет назад) до образования классовых обществ в различных регионах планеты (примерно в IV тыс. до н.э.). Его периодизация основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда (археологическая периодизация).

В соответствии с ней в древнейшей эпохе выделяются три периода:

Каменный век (от возникновения человека до III тыс. до н.э.),

Бронзовый век (с конца IV до начала 1 тыс. до н.э.),

Железный век (с 1 тыс. до н.э.).

В свою очередь каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), средне каменный век (мезолит), новый каменный век (неолит) и переходный к бронзе меднокаменный век (энеолит).

Схемы внутренней периодизации новокаменного, бронзового и железного веков на стадии у разных исследователей сильно отличаются друг от друга. Еще более различаются выделяемые внутри стадий культуры или фазы, называемые по тем областям, где они были впервые обнаружены.

Каменный век: 1. Древнекаменный век или палеолит (2.4 млн. -10000 до н.э.) Начало кремниевых орудий. Время охотников и собирателей.

1) Ранний (нижний) палеолит (2,4 млн. -600000 лет до н.э.) Период появления древнейших видов людей и широкого распространения Homo erectus.

2) Средний палеолит (600000-35000 лет до н.э.) Период вытеснения эректусов эволюционно более продвинутыми видами людей, включая современного человека. В Европе господствуют неандертальцы.

3) Поздний (верхний) палеолит (35000-10000 лет до н.э.). Период господства современного вида людей на всей территории земного шара в эпоху последнего оледенения.

2. Среднекаменный век (мезолит) 10000-5000 до н.э.

Охотники и собиратели освоили высокоразвитую культуру изготовления орудия из камня и кости, а также и дальнобойное оружие - лук и стрелы. Период характеризуется развитием техники производства каменных орудий труда и общей культуры человека. Керамика отсутствует.

3. Новокаменный век или неолит (5000-2000 до н.э.) Возникновение неолита связывается с неолитической революцией. Появляются новые способы ведения хозяйства, вместо собирательного и охотничьего "присвающего" - "производящее" земледелие и скотоводство. Это эпоха появления сельского хозяйства. Орудия труда и оружие каменные, их производство доводится до совершенства, широко распространяется керамика. Различают ранний, средний и поздний неолит.

Медный век: Поздний неолит нередко переходит в медный век без разрыва в культурной преемственности. Приблизительно охватывает период 4-3 тыс. лет до н.э., но на некоторых территориях существует дольше, а на некоторых отсутствует вовсе. Появляются медные орудия, но преобладают по-прежнему каменные.

Бронзовый век (3500-800 лет до н.э.). Ранняя история. Характеризуется ведущей ролью изделий из бронзы, что было связано с улучшением обработки таких металлов как медь и олово, получаемых из рудных месторождений и последующим получением из них бронзы. Первые письменные источники в передней Азии и Эгеиде. Выделяют ранний, средний и поздний бронзовый век.

Железный век . (С ок.800-до н.э.). Характеризуется распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий. Термин "железный век" обычно применяется к "варварским" культурам Европы, которые отличало отсутствие или редкое использование письменности. В железном веке выделяют следующие периоды: Ранняя история (ок.800-500 до н.э.), Античность (ок.500 до н.э. - 500 н.э.), Средние века (ок. 500-1500 н.э.), Новая история (с ок. 1500 н.э.)

При всей важности специальных периодизаций первобытной истории ни одна из них не в состоянии заменить обшей (исторической) периодизации древнейшего прошлого человечества, разработка которой ведется уже более столетия, главным образом по этнографическим и археологическим данным.

Первая серьезная попытка в этом направлении была предпринята выдающимся американским этнографом Л.Г. Морганом, близко подошедшим к историко-материалистическому пониманию первобытной истории. Использовав установившееся в XVIII в. членение исторического процесса на эпохи дикости, варварства и цивилизации и основываясь главным образом на критерии уровня развития производительных сил ("производства средств к жизни"), он выделил в каждой из названных эпох низшую, среднюю и высшую ступени. Низшая ступень дикости начинается с появления человека и членораздельной речи, средняя - с возникновения рыболовства и применения огня, высшая - с изобретения лука и стрел. Переход к низшей ступени варварства знаменуется распространением керамики, к средней - освоением земледелия и скотоводства, к высшей - внедрением железа. С изобретением иероглифического или алфавитного письма начинается эпоха цивилизации.

Первобытная эпоха человечества характеризуется низким уровнем развития производительных сил, медленным их совершенствованием, коллективным присвоением природных ресурсов и результатов производства (прежде всего эксплуатируемой территории), равнообеспечивающим распределением, социально-экономическим равенством, отсутствием частной собственности, эксплуатации человека человеком, классов, государств.

Анализ развития первобытного человеческого общества показывает, что это развитие шло крайне неравномерно. Процесс обособления наших отдаленных предков от мира человекообразных обезьян был очень медленным.

Общая схема эволюции человека следующая:

человек австралопитековый - человек прямоходящий (ранние гоминиды: питекантропы и синантропы) - человек современного физического вида (поздние гоминиды: неандертальцы и верхнепалеолитические люди).

Практически появление первых австралопитеков ознаменовало зарождение материальной культуры, непосредственно связанной с производством орудий труда. Именно последние стали для археологов средством определения основных этапов развития древнего человечества.

Богатая и щедрая природа того периода не способствовала ускорению этого процесса; только с появлением суровых условий ледниковой эпохи, с усилением трудовой деятельности первобытного человека в его тяжелой борьбе за существование ускоренно появляются новые навыки, совершенствуются орудия, вырабатываются новые социальные формы.

Овладение огнем, коллективная охота на крупных животных, приспособление к условиям растаявшего ледника, изобретение лука, переход от присваивающего к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию), открытие металла (меди, бронзы, железа) и создание сложной родоплеменной организации общества - вот те важнейшие этапы, которые отмечают путь человечества в условиях первобытнообщинного строя.

Темп развития человеческой культуры постепенно ускорялся, особенно с переходом к производящему хозяйству. Но появилась еще одна особенность - географическая неравномерность развития общества. Области с неблагоприятной, суровой географической средой развивались по-прежнему медленно, а области с мягким климатом, запасами руд и пр. быстрее продвигались к цивилизации.

Важным этапом в истории первобытного человека стала первая экономическая революция (неолитическая), когда произошел переход от присваивающего хозяйства к производящему. По мере углубления общественного разделения труда и роста его производительности в первобытном обществе усилился обмен, возник прибавочный продукт, что стало основой появления частной собственности и имущественного неравенства. На смену первобытному строю приходят классовые общества.

Задание 2 . Охарактеризуйте место эпохи Древности в истории человечества. Какие достижения (политические, социальные, экономические, научно-технические, культурные и др.) оказали наибольшее влияние на развитие человеческого общества в данную эпоху? Приведите аргуме нты в защиту своей точки зрения

Исторически первым фундаментальным переходом, первой "культурной революцией" был переход от эпохи Архаики к эпохе Древности. Этот переход у разных народов осуществлялся в разное время на протяжении в общей сложности не менее трех тысяч лет, считая от создания древнейших государственных образований в долинах рек Тигр, Евфрат и Нил до завоевания римлянами варварских племен Западной Европы, цивилизованных ими по древнеримскому образцу.

История Древнего мира условно делится на три этапа:

Конец IV тыс. до н.э. - конец II тыс. до н.э. (эпоха ранней Древности);

Конец II тыс. до н.э. - конец 1 тыс. до н.э. (эпоха расцвета древних государств);

Первая половина 1 тыс. н.э. (эпоха поздней Древности).

Хронологические рубежи периода ранней Древности (конец IV - конец II тыс. до н.э.) практически совпадают с эпохой бронзы, или бронзовым веком. Самые первые государства на земле появляются в долинах крупных рек Нила, Тигра, Евфрата, там, где возможно было создать оросительные (ирригационные) системы - основу поливного земледелия. В долинах этих рек люди гораздо меньше, чем в других местах, зависели от природных условий, получали стабильные урожаи.

С появлением в III тыс. до н.э. крупных государств начинает складываться особая форма социально-политического устройства - деспотия, характерная для большинства древневосточных стран на протяжении всей их истории. В III тыс. до н.э. основной экономической единицей являлись крупные царские хозяйства, полностью господствовал натуральный тип производства. Торговые отношения развивались в рамках изолированных друг от друга регионов (Египта, Месопотамии, Индии) и существовали в основном в виде обмена. этап первобытная древность российская

Во II тыс. до н.э. в древневосточных государствах происходит некоторое усовершенствование орудий труда, наблюдается прогресс в ремесле и отчасти в сельском хозяйстве, растет товарность производства, развивается ростовщичество, долговое рабство. Государственные земли на разных условиях начинают предоставляться частным лицам.

Эпоха Древности - важнейший этап в развитии человечества: произошел распад родового строя, возникновение классов и древних рабовладельческих обществ, создание государств, начало цивилизаций и экономики, как организованной сферы деятельности человека.

Отделение скотоводства от земледелия, развитие сельского хозяйства и выделение из него ремесел, возникновение металлургии вызывали потребность в дополнительной рабочей силе. Ею становились главным образом пленные, которых обращали в рабство. Рост производства дал избыточный продукт, который стал объектом обмена. Появилась торговля, а затем и деньги. Родовая община постепенно распадается. Войны и торговля увеличивали имущественное расслоение. Возникает первое деление общества на классы- рабовладельцев и рабов. Для охраны интересов собственников, имущества, рабовладельцев и защиты от внешней опасности создается государство.

Задание 3. Перечислите основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в раннее Новое время. Какие из них представляются вам наиболе е важными? Обоснуйте свой ответ

Этот период (с начала XVI в. до середины XVII в.) знаменует начало нового этапа всемирно-исторического развития. Если в предшествующий период общение между разными частями и народами мира не имело ещё прочной основы в их экономических связях, то в результате великих географических открытий и зарождения в XVI в. первых очертаний мирового рынка эти связи становятся регулярными, и вся дальнейшая история человечества развивается во всё растущем общении разных народов мира между собой.

В раннее Новое время в европейской экономике аграрная сфера производства по-прежнему резко преобладала над промышленностью; несмотря на ряд технических открытий, ручной труд господствовал повсеместно. В этих условиях особое значение приобретали такие факторы экономики, как рабочая сила, масштабы рынка труда, уровень профессионализма каждого работника. Заметное воздействие на развитие экономики в эту эпоху оказывали демографические процессы.

В большинстве стран Западной Европы к началу XVI в. в основном завершился процесс политического объединения национальной территории и образования централизованного государства.

В это время в жизни европейского общества происходили изменения глобального характера. В экономической сфере такие процессы, как активное развитие торговли, финансового и банковского дела, появление и расширение мануфактурной промышленности, начавшийся процесс первоначального накопления капитала, постепенно стали входить в противоречие с традиционными устоями средневековой экономики. Меняется и социальная структура общества. Буржуазия и "новое дворянство", значительно разбогатевшие за эти годы, начинают играть все большую роль в политической жизни европейских государств. Революционные изменения происходят и в духовной сфере. Гуманизм, распространявшийся в Европе с XV века, рассматривал человека уже не как носителя всяческих пороков, обязанного всю жизнь искупать "первородный грех", а как свободную личность, обладающую огромными возможностями. На рубеже XV-XVI веков в значительной степени меняются представления европейцев о Земле. Достижения научной мысли, Великие географические открытия - все это расширяло кругозор людей, влияло на представления о своем месте в окружающем мире. Данные явления самым радикальным образом изменили образ жизни европейцев, ознаменовав начало Нового времени. Процесс трансформации европейской цивилизации проходил в тяжелой борьбе со старыми порядками, институтами (католическая церковь и др.), которые не желали уступать свои позиции. Эта борьба, протекавшая в виде религиозных войн, национально-освободительных движений, буржуазных революций, длилась более двух с половиной столетий.

Реформация XVI века явилась переломным этапом в истории западноевропейской христианской церкви, духовным и социально-культурным переворотом в жизни Европы. В ходе реформации происходит адаптация христианской веры к потребностям современного ей общества. Уже с XV века католическая церковь переживала кризис народного доверия: происходило переосмысление теории о "единоспасающей" роли католической церкви, значения различных церковных таинств, Священного предания. Огромную роль в пересмотре многих догматов сыграли европейские писатели-гуманисты, прежде всего Эразм Роттердамский, которые стали своеобразной предтечей Реформации. Большое раздражение вызывает роскошь папского двора, нравы, царящие там, "стяжательство" церкви, владевшей обширными земельными наделами и огромными богатствами. В этих условиях в Германии начинается Реформация, распространившаяся затем на всю Европу.

XV - начало XVII вв. стали эпохой невиданного расцвета европейской культуры, которая в этот период развивается под знаком гуманизма. Влияние гуманизма распространяется на такие сферы духовной жизни, как литература, архитектура, живопись, политические теории и т, д. Классическими представителями культуры Возрождения данного периода стали мыслители - Эразм Роттердамский, Т. Мор, Н. Макиавелли, Рафаэль, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Тициана и др.

Значительные успехи были достигнуты в науке (прежде всего в естествознании). Шаг вперед сделали медицина и анатомия, благодаря трудам А. Везалия, У. Гарвея и М. Сервета. К началу XVII века в развитии культуры происходит отход от принципов классического Ренессанса, а именно от следования античным принципам и формам. Культура поднимается на качественно новую ступень.

Важнейшим явлением Новой истории было распространение элементов Западной цивилизации на весь мир. Начало этому процессу положили еще Великие географические открытия, передавшие в руки европейцев огромные богатства. Религиозные изменения в Европе, носившие революционный характер, затронули все сферы жизни общества - от сельского хозяйства до геополитики. Столкновение Реформации и Контрреформации приводит к многочисленным религиозным войнам, в которые втягиваются в той или иной степени практически все европейские государства. В XVI веке происходит замедление темпов экономического роста Европы. Экономический застой не затронул только Англию и Голландию; между этими странами обостряется конкуренция, связанная с борьбой за колониальный рынок.

XVI и первая половина XVII в. являются периодом зарождения капиталистического уклада в недрах феодального общества. Основным, решающим фактом истории этого времени является разложение феодальных отношений, возникновение в ряде наиболее развитых стран капиталистического производства в форме рассеянной и централизованной мануфактуры.

Задание 4. Назовите основные этапы российской истории. Выделите их общие и специфические характеристики

За более чем тысячелетнюю историю Русское государство прошло в своем развитии ряд этапов. Эти этапы оцениваются историками по разным основаниям. Так, выдающийся историк С.М. Соловьев выделяет следующие основные этапы:

1. От Рюрика до Андрея Боголюбского- период господства родовых отношений в политической жизни (IX-XII вв.).

2. От Андрея Боголюбского до начала XVII в. - период борьбы родовых и государственных начал, завершившийся полным торжеством государственного начала. Этот период имел 3 стадии:

а) от Андрея Боголюбского до Ивана Калиты (XII-XIV вв.) начальное время борьбы родовых и государственных отношений;

б) от Ивана Калиты до Ивана III - время объединения Руси вокруг Москвы (XIV-XVI);

в) от Ивана III до начала XVII в. - период борьбы за полное торжество государственного начала;

г) с начала XVII до середины XVIII в. - период вступления России в систему европейских государств. д) с середины XVIII в. до реформ 60-х годов XIX в. - новый период русской истории.

Периодизация С.М. Соловьева отражает прежде всего историю государственности.

По-другому подходит В.О. Ключевский, который определяет периоды развития России по размещению русского народа, колонизации территории:

1. VIII - XIII вв. - Русь Днепровская, городовая, торговая.

2. XIII - сер. XV вв. - Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая.

3. Сер. XV - второе десятилетие XVII в. - Русь Московская, царско-боярская, военно-землевладельческая.

4. Начало XVII - вторая половина XIX вв. - Всероссийский, императорско-дворянский, период земледельческо-крепостного и фабрично-заводского хозяйства. В.О. Ключевский называл эти периоды: 1) днепровский, 2) верхневолжский, 3) великорусский, 4) всероссийский. Эти выдающиеся русские ученые оценивали дореволюционный период развития России.

Большинство современных отечественных историков выделяют такую периодизацию:

1. IX-XIII вв. - Киевская Русь.

2. XIV-XVII вв. - Московская Русь.

3. XVIII - начало XX в. - Российская империя.

4. 1917 г. - н.в. - Советский период.

Становление и развитие российской государственности насчитывают много веков. Начало этому процессу было положено в Древнерусском государстве и продолжается до сих пор. Россия за всю свою историю прошла пять основных периодов государственного развития: Древнерусское государство, Московское государство, Российская империя, Советское государство и Российская Федерация.

Если соотносить историю России со всемирной историей, то мы увидим, что Россия не прошла все те формации, которые определяли основные этапы исторического развития: древний мир - рабовладельческая; средневековье - феодальная; новое время - буржуазная социально-экономическая формация; новейшее время период развитого капитализма и социализма в ряде стран. Россия миновала рабовладельческую стадию и чуть больше полувека было отпущено развитию капитализма. К началу XX века она стала страной, в которой переплелись острейшие противоречия феодализма, капитализма, империализма, национальные, социальные, в результате разрешившиеся тремя революциями, гражданской войной и созданием первого в мире социалистического государства. По сути дела, история России представляет собой поэтапное развитие феодализма с раннефеодальных форм, сменяющих первобытное общество, до тотального закрепощения в форме военно-феодального самодержавного строя. Экономическое развитие также имело свои особенности. Если в Западной Европе доминировал экономический рыночно капиталистический путь, с опорой на денежную ренту, налоги с самостоятельных крестьянских хозяйств, купцов, ремесленников, развитые товарно-рыночные отношения на базе частной собственности, то в России преобладал другой, внеэкономический, административный путь, где основными формами экономических отношений были закабаление, крепостное право, обязательные поставки, неразвитые товарно-рыночные формы хозяйства.

Основные черты, тенденции и противоречия в историческом пути России, основные закономерности развития:

Процесс создания русского государства и превращения его в могучую империю;

Характер освободительной борьбы русского народа, завоевание независимости;

Формирование основных народностей, составляющих базу народа России: великорусский, белорусский, украинский;

Процесс присоединения других народов к России, создание многонационального государства;

Складывание феодально-крепостнического строя и особенности перехода к капитализму;

Динамика революционных изменений двадцатого века и создание социалистического государства;

Развитие самобытной культуры и формирование российской цивилизации, обогащенной восточной и западной культурой;

Исторические портреты государственных, политических и военных деятелей России, внесших вклад в ее развитие;

Особенности внутренней и внешней политики на современном этапе.

Список используемой литературы

1. Всемирная история: учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

2. Всемирная история. В 24 тт. - Минск: Современный литератор, 1999.

3. История Отечества / под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

4. История России: традиции государственности. - М.: ЮКСП, 1995.

5. http://historik.ru/.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Этапы первобытной истории. Место эпохи древности в истории человечества. Достижения, повлиявшие на развитие общества. Социальное развитие стран Западной Европы в раннее Новое время. Этапы российской истории, их общие и специфические характеристики.

    контрольная работа , добавлен 03.05.2014

    Сущность и функции исторического познания. Характеристика важнейших культурных достижений древневосточных государств. Основные процессы и факторы развития общества в странах Западной Европы в эпоху Просвещения. Наиболее выдающиеся деятели России.

    контрольная работа , добавлен 13.06.2012

    Отношение гуманистов к зачатию, беременности и появлению ребенка в ранее Новое время. Эволюция взглядов от средневекового общества к обществу эпохи Возрождения на возрасты жизни. Изучение гуманизма в средней школе. Восприятие детства и старости в семье.

    дипломная работа , добавлен 08.09.2016

    Характеристика эпохи "Смутное время" - периода кризиса в истории России. Начало формирования политического мышления и гражданского общества. Переосмысление соотношения элементов государя, государственности и народа. Теории альтернативного развития России.

    реферат , добавлен 20.12.2015

    Краткое изложение исторических событий мира эпохи Нового времени, которая охватывает время формирования в Западной Европе и Северной Америке индустриального общества. Анализ предпосылок для возникновения капитализма. Особенности буржуазных революций.

    краткое изложение , добавлен 06.05.2010

    Понятие исторического времени, разделение истории общества на формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. Анализ временных периодов развития России, их отношения к всемирно-исторической периодизации.

    реферат , добавлен 23.05.2010

    Сущность понятия "средние века". Определяющие черты этого периода в Западной Европе. Основные принципы периодизации истории средних веков. Основные черты средневекового развития Византии. Периодизация истории средних веков в российском государстве.

    реферат , добавлен 06.05.2014

    Важность периода Средневековья для развития западноевропейской цивилизации. Формирование религиозной общности Европы. Новое христианское направление, соответствующее буржуазным отношениям - протестантство. Франция, Англия, Германия, Византия IX-XI вв.

    реферат , добавлен 24.11.2009

    Значение экономических факторов (расширения торговых сношений, индустриальной революции) для процесса перемещений народов Европы (конец Средневековья – Новое время). Влияние политических факторов на формирование народов Европы и национальных государств.

    реферат , добавлен 27.07.2010

    Капитализм - мощный стимул для развития общества. Процесс постепенного перехода от традиционного к современному индустриальному обществу на рубеже ХIХ-ХХ веков. Органическая и неорганическая модернизация. Промышленные революции в странах Западной Европы.

ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Исторический материализм считает, что развитие общества проходит через следующие общественно-экономические формации:

· Первобытно-общинный строй (первобытный коммунизм: нем. Urkommunismus ). Уровень экономического развития крайне низкий, используемые орудия примитивны, поэтому нет возможности производства прибавочного продукта. Классовое разделение отсутствует. Средства производства находятся в общественной собственности. Труд имеет всеобщий характер, собственность - только коллективная.

· Азиатский способ производства (другие названия - политарное общество , государственно-общинный строй ). На поздних этапах существования первобытного общества уровень производства позволил создавать прибавочный продукт. Общины объединились в крупные образования с централизованным управлением. Из них постепенно выделился класс людей, занятый исключительно управлением. Этот класс постепенно обособился, аккумулировал в своих руках привилегии и материальные блага, что привело к появлению частной собственности, имущественного неравенства и обусловило переход к рабовладению. Управленческий аппарат же приобретал все более сложный характер, постепенно трансформируясь в государство.
Существование азиатского способа производства как отдельной формации не является общепризнанным и являлось темой дискуссий на всем протяжении существования истмата; в работах Маркса и Энгельса он также упоминается не везде.

· Рабовладение (нем. Sklavenhaltergesellschaft ). Существует частная собственность на средства производства. Непосредственным трудом занят отдельный класс рабов - людей, лишённых свободы, находящихся в собственности у рабовладельцев и рассматриваемых как «говорящие орудия». Рабы трудятся, но не имеют собственности на средства производства. Рабовладельцы организуют производство и присваивают результаты труда рабов.

· Феодализм (нем. Feudalismus ). В обществе выделяются классы феодалов - собственников земли - и зависимых крестьян, находящихся от феодалов в личной зависимости. Производство (главным образом, сельскохозяйственное) ведётся трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых феодалами. Феодальное общество характеризуется монархическим типом правления и сословной социальной структурой.

· Капитализм . Имеется всеобщее право частной собственности на средства производства. Выделяются классы капиталистов, - владельцев средств производства, - и рабочих (пролетариев), не владеющих средствами производства и работающих на капиталистов по найму. Капиталисты организуют производство и присваивают прибавочный продукт, производимый

· рабочими. Капиталистическое общество может иметь различные формы правления, но наиболее характерны для него различные вариации демократии, когда власть принадлежит выборным представителям общества (парламенту, президенту). Основным механизмом, побуждающим к труду, является экономическое принуждение - рабочий не имеет возможности обеспечить свою жизнь иным способом, чем получением заработной платы за выполняемую работу.

· Коммунизм. Теоретическое (никогда не существовавшее на практике) устройство общества, которое должно прийти на смену капитализму. При коммунизме все средства производства находятся в общественной собственности, частная собственность на средства производства полностью устранена. Труд имеет всеобщий характер, классовое разделение отсутствует. Предполагается, что человек трудится сознательно, стремясь принести обществу наибольшую пользу и не нуждаясь во внешних стимулах, таких как экономическое принуждение. При этом общество предоставляет любые доступные блага каждому человеку. Таким образом реализуется принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям!». Товарно-денежные отношения упраздняются. Идеология коммунизма поощряет коллективизм и предполагает добровольное признание каждым членом общества приоритета общественных интересов перед личными. Власть осуществляется всем обществом в целом, на основе самоуправления. В качестве общественно-экономической формации, переходной от капитализма к коммунизму, рассматривается социализм , при котором происходит обобществление средств производства, но сохраняются товарно-денежные отношения, экономическое принуждение к труду и ряд других особенностей, характерных для капиталистического общества. При социализме реализуется принцип: «От каждого - по способности, каждому - по труду».

Развитие человека шло параллельно и в неразрывной связи с укреплением человеческого коллектива, становлением общества.

Эволюционно-биологическим прообразом общества является Стадо. Ближайшим в рассматриваемом плане было стадо обезьян. Но, вообще-то, коллективно-стадным, или групповым, образом жизни в природе отличаются многие: муравьи, пчелы, утки, волки и т.д. Некоторые исследователи начинают отчет этой «групповщины», или «общественной жизни», с рыб. Но и это, оказывается, не предел. Есть ученые, которые находят «общественную жизнь» даже у растений. Современный ученый Ян Щепанский, например, так определяет растительное сообщество: «это совокупность организмов, связанных взаимным воздействием на жизненные процессы друг друга и воздействием на общую для них среду». Все живые существуют обществами - так думал П.А. Кропоткин.

Со стада, стадности начинался и социогенез, т.е. процесс становления общества. Первобытное человеческое стадо представляло собой небольшую группу людей (примерно 30-40 человек), кочевавшую с места на место в поисках охотничьей добычи и растительной пищи. Труд был крайне примитивным, едва выходящим за «животные» границы. В качестве орудий труда использовались преимущественно палки, дубины, а также камни - как правило, в первозданном, не обработанном виде. Разделения труда, по сути, тоже не было. Женщины и мужчины, похоже, занимались одним и тем же трудом: охотой, собирательством. Хотя к концу рассматриваемой эпохи, эпохи первобытного стада, естественное (по полу и возрасту) разделение труда все-таки наметилось. Межгрупповые взаимодействия, связи между отдельными стадами были крайне неустойчивыми и спорадическими. Оседлости, постоянных жилищ у стадно-первобытных людей не было, но стойбища, куда они периодически возвращались после «трудного дня» с добычей, богатой или бедной- как повезет, уже появились. Половые связи в первобытном стаде оставались непорядочными; никаких социальных норм (табу, запретов), их регулирующих, не было. Реальностью была первобытная общность женщин, групповой брак, что не исключало, впрочем, существования временных брачных пар.

На смену первобытному стаду приходит первобытная община. Временные стойбища уступают место боле или менее долговременным жилищам - первой, исходной форме оседлости. Появляются большие общинные дома или группы мелких жилищ. Едва наметившееся в первобытном стаде естественное разделение труда получает в первобытной общине свое дальнейшее развитие. Женщины начинают «специализироваться» на собирательстве съедобных дикорастущих растений, корней, плодов деревьев, мужчины - на охоте, рыбной ловле, изготовлении орудий. Свой вклад в общее дело вносили подростки и пожилые. Высказывается предположение, что характерные для рассматриваемого периода скребла и остроконечники были соответственно женскими и мужскими орудиями труда. По мере усложнения хозяйственной жизни разделение труда по полу и возрасту становится более дробным и глубоким.

Основная ячейка первобытной общины - род. На роды распалось, развившись и тем исторически исчерпав себя, первобытное стадо. Род - это коллектив кровных родственников, по-другому, группа людей, объединенных кровнородственными связями и зависимости. В своем развитии род прошел две последовательных стадии - матриархат и патриархат (к ближе к концу рассматриваемой эпохе). При матриархате счет родства велся по материнской линии, что отражало важную роль женщины в жизни общины и естественную в начале этой стадии неупорядоченность (не ясно, кто отец) брачных половых отношений. Впрочем, значение имел, видимо, не сам факт рождения определенной матерью, сколько узы сотрудничества, закономерно связывавшие живущих рядом людей, их совместная деятельность. Не случайно ребенок в некоторых примитивных культурах и сегодня не считается членом рода, пока не пройдет определенного обряда (инициации), доказывающего, что он может приносить сородичам ту же пользу, что и взрослые. В отличие от первобытного стада, которое было эндогамным (endon - внутри, gamos - брак), род - общность - экзогамная. Экзогамия, т.е. запрет браков внутри рода, стала важным этапом в развитии первобытной общины. Кровосмешение тормозило развитие физической природы человека, было причиной ссор, ревности и других столь же бурных страстей, отвлекавших от хозяйственных дел и совершенствования культуры совместного бытия. Экзогамия в перспективе обусловило возникновение парной семьи.

Экзогамия, а также очевидные преимущества более широких объединений в условиях непрекращающейся борьбы за выживание - эти и подобные им факторы толкали на установление и развитие межродовых связей. Так появились племена. Племя имело свою довольно обширную территорию, на которой оно жило, охотилось, кочевало и которую оно защищало от посягательств со стороны соседних племен.

Становление первобытной общины имело одной из своих «линий» возникновение первых религиозных верований, которые, как правило, связывались с погребальным обрядом, культом мертвых (предков). Покойников начали хоронить в специально вырытых углублениях, в могилу нередко клали орудия труда, другие погребальные приношения. По мере развития первобытной общины обогащались и ее религиозная жизнь - за счет анимизма (представлений об одушевленности всего существующего), тотемизма (веры в сверхъестественную связь и кровную близость рода с каким-нибудь животным или растением) и магии (веры в способность с помощью определенных ритуальных действий влиять в нужном направлении на природу, людей и животных). В дальнейшем, на более «продвинутом», как теперь, выражаются, этапе развития появляется идея Творца, от которого зависит жизнь и благополучие общины.

На первых порах всего добываемого родом едва хватало на то, чтобы прокормиться, выжить. Однако с развитием производительных сил, одомашниванием растений и животных, в особенности же с переходом от мотыжного к плужному земледелию, появляется прибавочный продукт, который создает экономическую возможность для появления таких свободных от основного занятий «профессий», как шаманство, торговля, ремесло, для существования одних людей за счет труда других, для накопления богатства в руках отдельных семей. Плужное земледелие и скотоводство требует в основном мужских рук. Женщина с ее домашним хозяйством (собирательством, поддержанием домашнего очага, воспитание детей) начинает отходить на второй план. Все это приводит к замене материнского рода отцовским, матриархата - патриархатом. Счет родства, равно как и передачу накопленного имущества начинают вести по отцовской линии.

Появление патриархата знаменует собой начало разложения первобытной общины и исторической замены ее собственно обществом, без добавки «первобытное». Первобытным обществом являются как раз стадо и община. Но поскольку все же речь идет об очень далеких от нас временах, то о характерном для них обществе можно сказать, что оно - древнее.

С переходом от общины к обществу начинают набирать стабилизирующую силу все те признаки, которыми обладает понятие «общество». Общество - это исторически сложившаяся, развивающаяся, сложная система социальных отношений, включающая различные способы взаимодействия и формы взаимосвязи людей. В более узком смысле под обществом понимают также самую большую группу людей, в рамках которой осуществляется их жизнеобеспечение и воспроизводство.

Что касается данного этапа, перехода от общины к обществу, то в нем можно выделить два процесса. Первый - окончательной утверждение и последующее углубление общественного разделения труда, т.е. дифференциация (разделение) совместной деятельности на отдельные, относительно самостоятельные занятия в соответствии с общественными потребностями, способностями, навыками и умениями людей. Второй - институционализация, т.е. организационное закрепление, объективизация и формализация традиционных норм, ценностей и верований людей. Институализированная религия - это жрецы, «расписанные» правила поведения, храмы и прочая внешним образом выраженная сакральность.

Переход от общины к обществу - длительный процесс. И более сложный, чем просто смена одной исторической формы человеческой жизнедеятельности другой. Община перестает существовать как форма общественного устройства, но община сохраняется в обществе, в укладе жизни людей, официально - как граждан, слабо связанных в масштабе страны, но тесно сплоченных в тех или иных группах (кастах, кланах). Община сохраняется также как пережиток - в сознании, менталитете людей.