Проект все мы можем сосчитать старшая группа. Проект по математическому развитию дошкольников «Математическое путешествие» проект по математике (старшая, подготовительная группа) на тему. Наглядный демонстрационный материал

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнка» г. Советский.

Проект: «Математические Знайки»

Подготовила:

Воспитатель

Лобарева Елена Викторовна.

2015г.

1. Резюме.

2. Обоснование необходимости проекта.

3. Причины.

4. Целевая аудитория.

5. Цель.

6. Задачи.

7. Подготовительный этап.

8. План реализации проекта.

9. Ожидаемый результат.

10. Критерии результативности.

11. Анализ ресурсов.

  1. Резюме: проект «Математический Знайка», направлен, на развитие математических знаний у обучающихся подготовительной к школе группы. В данном проекте представлены формы работы с детьми и родителями с целью повышения педагогической грамотности математической направленности.
  1. Обоснование необходимости проекта.

Родители обучающихся не всегда понимают важность и значение математического развития детей 6 – 7 лет.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

  1. Причины.
  1. Отсутствуют знания о правилах обучения элементарным математическим представлениям во всех разделах.
  2. Недостаточное количество совместных мероприятий направленных на формирование у обучающихся элементарным математическим представлениям.
  1. Целевая аудитория:

Дети подготовительной к школе группы;

Родители группы.

5. Цель: развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности.

6. Задачи:

Образовательная. Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.

Развивающая. Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.

Воспитательная. Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе.

7. Подготовительный этап.

Изучения специальной методической литературы.

Проведение анкетирования родителей.

Выявление проблемы.

Составление плана работы над проектом.

Подготовка методического обеспечения: дидактические, пальчиковые, подвижные игры математического содержания (собрана подборка стихов о числах, задачи в стихах. Подобран фольклорный материал: загадки, пословицы, скороговорки математического содержания. Музыкальный руководитель поместила в родительский уголок консультацию «Музыка и математика». Созданы папки: «Весёлые цифры»; «Загадки на смекалку», «Цифры в стихах», «Времена года». Сделаны игры «Танграм»; «Ощущения» «пальчиковые игры на основе детских зарисовок» совместно с детьми и родителями.)

8. План реализации проекта.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Постановка проблемы научиться играть в игру «КВН» математического содержания.

Введение детей в игровую проблемную ситуацию: игра «КВН» как средство закрепления ранее изученного материала.

Принимают решение научиться играть.

  1. Обсуждение проблемы, принятие задач

Помогать спланировать деятельность детей, помогает в решении задач.

Задают вопросы, высказывают свою точку зрения, отстаивают свою позицию, определяют конечную цель.

  1. Работа над проектом

Беседует с детьми о игре «КВН», составление тематических папок, помогает в решении задач, изготовление игр своими руками.

Обсуждение вопросов, игры в д/и математического характера.

  1. Презентация проекта

Помогает в защите детских работ

Математический досуг «КВН»

  1. Подведение итогов

Приглашает детей на Математический досуг «КВН».

Мнения детей о игре «КВН» с математическим содержанием.

Дни недели

тема НОД

Работа с детьми

Работа с родителями

Понедельник

Знакомство с историей, правилами игры «КВН».

Беседа о пользе этой игры для закрепления изученного материала.

Консультирование о значении математики.

Вторник

Пальчиковые игры.

Заучивание пальчиковых игр с математическим содержанием.

Предложить зарисовать заученные игры, для составления тематической папки.

Среда

Времена года.

Беседа о временах года, с опорой на иллюстративный материал.

Д/и: «Когда это бывает?»

Составление тематической папки: «Времена года»

Четверг

«Веселый счет»

Игры на развитие счета.

Предложить оставить папку «Цифры в стихах»

Пятница

«Графический диктант»

Игры на развитие ориентировки на листе бумаги, в пространстве.

Консультирование по работе с графическими диктантами.

Понедельник

Творческая мастерская «Танграм»

Вырезание деталей для игры, составление фигур игры.

Предложить зарисовать схемы для игры.

Вторник

«Ощущения»

Игры на развитие восприятие через ощущения.

Изготовить подушечки с пуговками для игры.

Среда

Подготовка к проекту.

Высказывания детей о математике. Заучивание девизов. Изготовление эмблем, вывески к игре.

Изготовление медалей.

Четверг

Презентация проекта.

Активные участники.

Активные участники.

9. Ожидаемый результат проекта:

Данный проект будет способствовать повышению педагогической грамотности родителей. На основе систематизации и обобщения знаний дети научатся применять математические знания для решения задач практического характера. Проект будет способствовать развитию у детей творческого мышления, конструктивных способностей, воображения, умения планировать свою деятельность, разбиваться на группы, выполнить задание аккуратно, до конца, распределить роли внутри группы, определить необходимые для реализации проекта материалы, представить результат проделанной работы.

10. Критерии результативности:

Вовлечение родителей в совместную деятельность;

Повышение мотивации родителей.

11. Анализ ресурсов.

  1. Кадровые ресурсы:

Воспитатели;

Музыкальный руководитель;

Педагог – психолог.

  1. Информационные ресурсы:

1. Кротова Т. В. «Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников. Метод проектов». «Справочник старшего воспитателя», №4 2007г.

2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ авт. – сост. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М., 2003.

3. В. П. Бедерханова «Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых». «Развитие личности». №1 2000. С. 24 – 36.

4. Полат Е. С. Метод проектов http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn3.php

5. Т. С. Комарова «Дети в мире творчества» /кн. для педагогов дошкольных учреждений. М., 1995г.

6. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова Методические разработки «Раз ступенька, два ступенька», «Игралоч-ка»;

7. Л. С. Метлина «Формирование элементарных математических представлений»

8. З. А. Михайлова. Пособие «Игровые занимательные задачи для дошкольников», 2000г.

9. А. С. Галанов «Развивающие игры для малышей», Москва «АСТ-ПРЕСС», 2007г.

10. Рабочие тетради «Школа для дошколят». «Развиваем математические способности» (6-7лет) Росмэн, 2005г.

  1. Материально – техническое обеспечение.

Средства ИКТ – презентация;

Канцелярские материалы для изготовления пособий (бумага белая, цветная, картон белый, краски, кисти, ножницы, клей, файлы, папки, материал, поролон, пуговицы разных размеров, нитки, медали)

Приложения

Конспект НОД

Цель : Проверка детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования.

Задачи :

Образовательные: закрепить знания о временах года, частях суток, днях недели, составе числа 10 из двух меньших, смежных числах натурального ряда в пределах 10, геометрических фигурах. Упражнять в умении решать задачи на сложение и вычитание, считать в прямом и обратном порядке, определять на ощупь количество предметов, составлять фигуры по силуэтному образцу из элементов игры «Танграм».

Развивающие: развивать интеллектуальные способности через мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, смекалки, внимания; интерес к математическим играм.

Воспитательные: совершенствовать умение работать в команде, достойно выигрывать или проигрывать.

Оборудование : ТВ панель, эмблемы команд, счётные палочки, головоломки «Танграм»-2 комплекта, 2 мешочка с подушечками из пуговиц, простые карандаши, белые листы бумаги, медали.

Ход КВН

1.Организационный этап:
Приветствие. Игра «Число 3»:
Участники игры стоят в кругу, воспитатель называет числа первого десятка в разброс, на все числа дети делают 2 шага в центр круга на число 3 стоят на месте.

Воспитатель начинает отсчёт:

9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.
В КВН играть хотим,
Надо только нам узнать,
Кто в командах наших будет играть.

Дети: «Плюс» и «Минус»

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас математический КВН.

КВН - это игра весёлых и находчивых. Мы поиграем и посмотрим: чья команда быстрее и правильнее выполнит задания. В конце игры посчитаем баллы и определим победителя. А жюри в нашей игре будут ваши родители. (Представляем членов жюри.) Сейчас 2 команды, которые мы назвали «Плюс» и «Минус» поприветствуют друг друга.

Приветствие команд.

1я команда: «ПЛЮС».

Девиз: «Если к улыбке прибавить успех,

Приплюсовать к ним смекалку и смех,

Мы команда хоть куда!

Нас удача ждёт всегда!»

2я команда: «МИНУС».

Девиз: «Если вычесть унынье и трусость отнять.

Можно названье команды узнать.

Думаем, думаем,

Как учеными стать,

Будем таланты все мы развивать!»

2. Основная часть.

Воспитатель: Участники, нашу игру мы начинаем с разминки. В ней побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов. Помните, что с места выкрикивать нельзя, отвечаем при поднятой руке.

«Разминка команд».

Вопрос №1.

1 команда: Назовите цифры по порядку от 2 до 8.

2 команда: Назовите цифры от 3 до 9.

Ответы детей:

  1. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
  2. 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Вопрос №2.

1 команда : Я назову число, а вы назовите следующее число – 9, 10, 12

2 команда: Назовите предыдущее число у чисел – 9, 10, 12

Ответы детей:

  1. 10, 11, 13
  2. 8, 9, 11

Вопрос №3.

Я назову ряд чисел, два числа переставлены местами

Какие это числа?

1 команда: 1, 2, 3, 5, 4, 6, 7, 8, 9, 10

2 команда: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 6, 8, 9, 10

Ответы детей:

  1. 4, 5
  2. 6, 7

Вопрос №4.

Назвать дни недели соответствующие порядковому номеру.

1 команда: 1, 3, 4, 6.

2 команда: 2, 4, 5, 7.

Ответы детей:

  1. Понедельник, среда, четверг, суббота.
  2. Вторник, четверг, пятница, суббота.

Вопрос №5.

1 команда: Тройка лошадей пробежала 5 км. Сколько пробежала каждая лошадь?

2 команда: Курица стоит на одной ноге и весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если она будет стоять на двух ногах?

Ответы детей:

  1. 5 км.
  2. 2 кг.

Вопрос №6.

1 команда: Назовите осенние месяцы

2 команда: Назовите зимние месяцы

Ответы детей:

  1. сентябрь, октябрь, ноябрь
  2. декабрь, январь, февраль

Вопрос № 7.

1 команда «Плюс»: я называю число, а вы даете ответ на 1 больше.

5, 9, 10, 12.

2 команда «Минус»: я называю число, а вы даете ответ на 1 меньше.

8, 10, 12, 4.

Воспитатель: Участники, разминка прошла хорошо, вы показали отличные знания. А теперь посчитаем баллы. Слово жюри.

А мы продолжаем нашу игру, вы уже отметили, что КВН- это игра весёлых и находчивых. Поэтому я предлагаю вам весёлые задания на смекалку. Отвечать будет тот, кто первый поднимет руку.

1. Сколько хвостов у двух ослов?

2. Сколько ушей у двух мышей?

3. Сколько ног у двух кошек? (нисколько, у кошки лапы)

4. Сколько лап у курицы?

5. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша)

6. Петух снёс яйцо. Кому оно достанется? (никому)

7. В зоопарке было 4 медведя и 3 барана. Сколько диких животных было в зоопарке?

8. На берёзе росло 5 яблок.3 яблока упали на землю. Сколько яблок осталось на берёзе? (нисколько, на берёзе яблоки не растут)

Воспитатель: Участники, вы хорошо справились с заданиями. Молодцы! И наша игра продолжается. Посмотрите, к нам в гости прилетела учёная ворона. Она тоже хочет поучаствовать в нашей игре. (Ворона здоровается с детьми и предлагает им свои задания)

Ворона: Ребята, я прилетела к вам из леса. В своём лесу я знаю каждый уголок. Я знаю, где живут мои подружки белки, мои друзья - зайцы и где спит в берлоге медведь. Ребята, вы тоже сможете это узнать. Если вы правильно выполните мои задания, то у вас получится карта нашего леса.

(перед детьми лежат листы бумаги.)

Нарисуйте в правом верхнем углу 1 квадрат, здесь живут белки. В левом нижнем углу нарисуйте 1 треугольник, там живут зайцы. В левом верхнем углу нарисуйте большой круг-это берлога медведя. В правом нижнем углу нарисуйте 1 прямоугольник - там живёт семья ёжика, а в центре листа нарисуйте овал - это лесное озеро. Теперь, ребята, вы не заблудитесь в нашем лесу.

Воспитатель: Спасибо тебе учёная ворона за участие в нашей игре.

Ворона: Ну, а мне пора домой, до свиданья, ребята.

Воспитатель: Ребята, ворона улетела в лес, давайте и мы немного разомнёмся.

Музыкальный руководитель приглашает детей к себе на ритмичный танец…………

Воспитатель: Отдохнули, а теперь следующее задание.

«Определи на ощупь»

На выполнение этого задания каждая команда выбирает по одному игроку, которые по очереди определяют на ощупь количество пуговиц.

Воспитатель: Ребята, теперь самое главное задание.

«Битва капитанов».

1. У каждого по 5 счётных палочек.

Капитану команды «Плюс» собрать из них 2 прямоугольника.

Капитану команды «Минус» собрать из них 2 треугольника.

2. Второй конкурс «Танграм».

Выложите из головоломки «Танграм» фигуру по образцу (предложить каждому карточку с образцами).

Жюри подводит итоги конкурса капитанов.

Вед. Ребята, мы продолжаем нашу игру. И следующее задание называется

«Засели домик».

Нужно выбрать по два человека от каждой команды. Побеждает тот, кто справится быстрее.

На экране два домика:

Жюри подводит итоги конкурса.

Воспитатель: Сегодня, ребята, вы хорошо решали, считали, думали, вы все молодцы, и пока жюри подводит итоги нашей игры, я предлагаю вам загадки:

Эта цифра как матрешка.

Кто еще круглей?

Хлопнет весело в ладошки:

Называй меня скорей! (восемь)

Я важней всех потому,

Что запутать вас могу.

Если я перевернусь,

То в другую превращусь! (шесть, девять)

Числа складываем вместе,

Между ними пишем крестик.

Я вопросов не боюсь

Называюсь крестик - (плюс)

У колечка, у кольца

Нет начала и конца.

Знают все друзья вокруг

У колечка форма (круг)

Цифра вроде буквы «О»,

Но не значит ничего. (ноль)

Два кольца, но без конца

В середине нет гвоздя.

Если я перевернусь,

То совсем не изменюсь. (восемь)

Этот знак покажет всем:

Кто уехал насовсем,

Съели, спрятали, убрали.

Как тот знак мы называем? (минус)

Он давно знакомый мой.

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад.

Как зовут его? (квадрат)

Воспитатель: А теперь слово жюри.

Выступает представитель жюри, который поздравляет детей и вручает обеим командам медали.

Вопросник для родителей «Математика для развития Вашего ребенка»

1. Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию у ребенка элементарных математических представлений?

2. Как Вы считаете, какова основная цель развития элементарных математических представлений детей в детском саду:

б) научить детей ориентироваться в пространстве и во времени;

в) подготовить детей к обучению в школе;

г) развивать у детей психические функции мышления, внимания памяти, так, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации.

3. Какую оценку Вы даете уровню развития математических представлений своего ребенка? Чему он научился за прошедший год?

4. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития мышления детей?

5. Часто ли ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к математике? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать его интерес?

7. Как Вы считаете, получает ли ваш ребенок в детском саду достаточное развитие по математике и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в школе?

8. Считаете ли Вы необходимым для вашего ребенка посещать дополнительные занятия по математике вне детского сада? Какие?

9. В Вашей группе имеется наглядная информация по развитию у детей элементарных математических представлений? Насколько она полезна для Вас:

а) информация отсутствует;

б) информация есть, но крайне скудная;

в) информация есть, но воспитатель никогда не обращает на нее наше внимание;

г) я не обращаю на нее внимание;

д) информация интересная, но не имеет для меня практической значимости;

е) информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;

ж) наглядная информация интересна и полезна для меня.

10. Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме математического развития вашего ребенка?

Вопросник для родителей.

«Влияние проектного метода обучения ФЭМП на закрепление знаний обучающихся»

  1. Была ли полезна информация о математической грамотности дошкольников в реализации проекта «Математические Знайки» в подготовительной к школе группе.
  1. https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнка» г. Советский. Подготовила: Воспитатель Лобарева Елена Викторовна. Проект: «Математические Знайки»

    Резюме: проект «Математические Знайки», направлен, на развитие математических знаний у обучающихся подготовительной к школе группы. В данном проекте представлены формы работы с детьми и родителями с целью повышения педагогической грамотности математической направленности.

    Обоснование необходимости проекта. Родители обучающихся не всегда понимают важность и значение математического развития детей 6 – 7 лет. Продолжительность проекта: краткосрочный.

    Причины. Отсутствуют знания о правилах обучения элементарным математическим представлениям во всех разделах. Недостаточное количество совместных мероприятий направленных на формирование у обучающихся элементарным математическим представлениям. Целевая аудитория: - дети подготовительной к школе группы; - родители группы.

    5. Цель: развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности. 6. Задачи: Образовательная. Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах. Развивающая. Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование. Воспитательная. Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе.

    7. Подготовительный этап. - Изучения специальной методической литературы. - Проведение анкетирования родителей. - Выявление проблемы. - Составление плана работы над проектом. - Подготовка методического обеспечения: дидактические, пальчиковые, подвижные игры математического содержания (собрана подборка стихов о числах, задачи в стихах. Подобран фольклорный материал: загадки, пословицы, скороговорки математического содержания. Музыкальный руководитель поместила в родительский уголок консультацию «Музыка и математика». Созданы папки: «Весёлые цифры»; «Загадки на смекалку», «Цифры в стихах». Сделаны игры «Танграм»; «Ощущения» «пальчиковые игры на основе детских зарисовок» совместно с детьми и родителями.)

    8. План реализации проекта. Этапы Деятельность педагога Деятельность детей Постановка проблемы научиться играть в игру «КВН» математического содержания. Введение детей в игровую проблемную ситуацию: игра «КВН» как средство закрепления ранее изученного материала. Принимают решение научиться играть. Обсуждение проблемы, принятие задач Помогать спланировать деятельность детей, помогает в решении задач. Задают вопросы, высказывают свою точку зрения, отстаивают свою позицию, определяют конечную цель. Работа над проектом Беседует с детьми о игре «КВН», составление тематических папок, помогает в решении задач, изготовление игр своими руками. Обсуждение вопросов, игры в д/и математического характера. Презентация проекта Помогает в защите детских работ Математический досуг «КВН» Подведение итогов Приглашает детей на Математический досуг «КВН». Мнения детей о игре «КВН» с математическим содержанием.

    Дни недели тема НОД Работа с детьми Работа с родителями Понедельник Знакомство с историей, правилами игры «КВН». Беседа о пользе этой игры для закрепления изученного материала. Консультирование о значении математики. Вторник Пальчиковые игры. Заучивание пальчиковых игр с математическим содержанием. Предложить зарисовать заученные игры, для составления тематической папки. Среда Времена года. Беседа о временах года, с опорой на иллюстративный материал. Д/и: «Когда это бывает?» Составление тематической папки: «Времена года» Четверг «Веселый счет» Игры на развитие счета. Предложить оставить папку «Цифры в стихах» Пятница «Графический диктант» Игры на развитие ориентировки на листе бумаги, в пространстве. Консультирование по работе с графическими диктантами. Понедельник Творческая мастерская «Танграм» Вырезание деталей для игры, составление фигур игры. Предложить зарисовать схемы для игры. Вторник «Ощущения» Игры на развитие восприятие через ощущения. Изготовить подушечки с пуговками для игры. Среда Подготовка к проекту. Высказывания детей о математике. Заучивание девизов. Изготовление эмблем, вывески к игре. Изготовление медалей. Четверг Презентация проекта. Активные участники. Активные участники.

    9. Ожидаемый результат проекта: Данный проект будет способствовать повышению педагогической грамотности родителей. На основе систематизации и обобщения знаний дети научатся применять математические знания для решения задач практического характера. Проект будет способствовать развитию у детей творческого мышления, конструктивных способностей, воображения, умения планировать свою деятельность, разбиваться на группы, выполнить задание аккуратно, до конца, распределить роли внутри группы, определить необходимые для реализации проекта материалы, представить результат проделанной работы. 10. Критерии результативности: - вовлечение родителей в совместную деятельность; - повышение мотивации родителей.

    11. Анализ ресурсов. Кадровые ресурсы: - воспитатели; - музыкальный руководитель; - педагог – психолог. Информационные ресурсы: 1. Кротова Т. В. «Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников. Метод проектов». «Справочник старшего воспитателя», №4 2007г. 2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ авт. – сос. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М., 2003. 3. В. П. Бедерханова «Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых». «Развитие личности». №1 2000. С. 24 – 36. 4. Полат Е. С. Метод проектов http:// www.iteach.ru / met / metodika /a_2wn3.php 5. Т. С. Комарова «Дети в мире творчества» /кн. для педагогов дошкольных учреждений. М., 1995г. 6. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова Методические разработки «Раз ступенька, два ступенька», «Игралоч-ка»; 7. Л. С. Метлина «Формирование элементарных математических представлений» 8. З. А. Михайлова. Пособие «Игровые занимательные задачи для дошкольников», 2000г. 9. А. С. Галанов «Развивающие игры для малышей», Москва «АСТ-ПРЕСС», 2007г. 10. Рабочие тетради «Школа для дошколят». «Развиваем математические способности» (6-7лет) Росмэн, 2005г. Материально – техническое обеспечение. - средства ИКТ – презентация; - канцелярские материалы для изготовления пособий (бумага белая, цветная, картон белый, краски, кисти, ножницы, клей, файлы, папки, материал, поролон, пуговицы разных размеров, нитки)

    Вопрос №2 1 команда: 9 10 12

    2 команда: 9 10 12

    Вопрос №3 1 команда: 1, 2, 3, 5, 4, 6, 7, 8, 9, 10

    2 команда: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 6, 8, 9, 10

    Вопрос №4. 1 команда: 1 3 4 6

    2 команда: 2 4 5 7

    Вопрос №5.

    Вопрос №6.

    Вопрос №7. 1 команда: 5 9 10 12

    2 команда: 8 10 12 4

    «Определи на ощупь»

    «Битва капитанов».

    2 4 5 3 0 10 10 1 6 8 4 0

    Спасибо за участие!!!


    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад общеразвивающего вида № 18 города Славянска - на - Кубани муниципального образования Славянский район

    Проект разработан:

    Старшим воспитателем Халардиной

    Мариной Владимировной

    г. Славянск - на - Кубани

    Введение:

    Место проведения исследования : территория муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада общеобразовательного вида № 18 города Славянска - на - Кубани муниципального образования Славянского района

    Сроки выполнения проекта : май 2015года

    Цель проекта : создание условий для развития умственных, математических способностей, заинтересовывать их предметом математики, с помощью дидактических игр.

    Участники проекта : дети, педагог, музыкальный руководитель.

    Данный проект по виду является игровым;

    по составу участников - фронтальным.

    по характеру контактов - внутри группы.

    Задачи :

    Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

    Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;

    Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;

    Развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;

    Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;

    Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями.

    Формирование представлений о числе и количестве:

    Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.

    Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10.

    Развитие представлений о величине:

    Устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.

    Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.

    Развитие представлений о форме:

    Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.

    Учить распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

    Учить составлять фигуры из частей и разбивать на части, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.

    Развитие пространственной ориентировки:

    Учить ориентироваться на ограниченной территории; располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.

    Развитие ориентировки во времени:

    Учить пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.

    Ожидаемый результат.

    Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.

    Учить составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =)

    Учить успешно решать логические задачи;

    Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;

    Развивать быстроту мышления;

    Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства;

    Активно включается в игры на классификацию и сериацию; предлагает варианты; участвует в преобразовательной деятельности, понимает и объясняет неизменность объёма количества, массы.

    Проект предназначен для детей старшей группы 5-6 лет

    Актуальность.

    Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.

    Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Математика для детей имеет наиболее важное значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Очень важно иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.

    Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

    Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? В современных обучающих программах важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы ребёнок не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом. Дидактическая игра является универсальным педагогическим явлением, которое даёт воспитателю возможность решать педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Ребёнок познаёт мир математики с самого раннего возраста, путём экспериментирования с различными предметами. Задача педагогов - поддерживать инициативу малыша. Дидактическая игра увлекает ребёнка и создаёт приподнятое настроение и он не замечает, что играя, решает определённые задачи и тем самым, учится. Задача педагога - способствовать развитию ребёнка и ни в коем случае не навредить. Однако ребята в нашей группе недостаточно хорошо умеют формировать множества, количественный и порядковый счет в пределах 10, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам, поэтому обогащению опыта детей могут послужить дидактические игры, которые и взяты за основу проекта.

    1.этап:

    1.Чтение стихотворения Е.В.Колесниковой «Математические ступеньки»

    Цель: закрепить знания детей о цифрах в пределах 10 с презентацией по ИТК

    1)Цифру ноль ты раньше знал,

    Это круг или овал.

    2)Эта цифра единица.

    Видишь как она гордится.

    А ты знаешь почему?

    Начинает счет всему.

    3)Цифра два-лошадка - диво.

    Мчит, размахивая гривой.

    4)Выгнув шею- гусь и только,

    Цифра три спешит за двойкой.

    5)Цифра четыре всех удивляет:

    В локте согнутую руку

    Никогда не опускает.

    6) Кто так может закружится,

    Кто так может танцевать,

    Кто так может прокатится?

    Ну, конечно, цифра пять!

    7)Рисуем сверху мы крючок,

    И плавно вниз рисуем круг.

    Так получилась цифра шесть.

    Ты молодец, мой юный друг.

    8)Цифра семь, мои друзья,

    Словно нос у корабля.

    9)Два друга, два круга

    Стоят друг на друге.

    Всех ребят запомнить просим,

    Получилась цифра восемь.

    10) Цифру девять получить несложно.

    Нужно только цифру шесть

    Вверх ногами повернуть осторожно.

    11)Ничего нет проще

    Число 10 написать.

    Нужно только единице

    Справа ноль пририсовать.

    2.Дидактическая игра «Найди, кто лишний»

    Цель: Закрепить умение сравнивать свойства предметов.

    3.Дидактическая игра: «Геометрическое лото»

    Цель: Учить детей различать и называть геометрические фигуры- круг, квадрат, треугольник, овал, краг, учить соотносить сенсорные эталоны с предметами окружающего мира.

    4. Дидактическая игра: «Четвертый лишний»

    Цель: Закрепить умение сравнивать группы предметов.

    5.Дидактическая игра: «Продолжи счет»

    6.Дидактическая игра: «Найди свой дом»

    4.Обучающие мультфильмы для детей:

    Мудрые сказки тетушки Совы;

    Развивалки для Мишутки;

    Арифметика с тетушкой Совой;

    Геометрия для малышей;

    4. Чтение пословиц, сказок, загадок. Заучивание стихов: С. Маршак "Веселый счет", пальчиковых игр на закрепление счёта.

    5. Игры-аттракционы ИКТ: «Логическая математика», «Дидактические игры по математике», «Найди 10 отличий» и др.

    2 этап:

    1.НОД по изобразительной деятельности:

    Тема: «Рисование города» с помощью геометрических фигур

    Цель Закрепить знания детей о геометрических фигурах. Учить изображать предметы из геометрических фигур. Развивать интерес, воображение, память, внимание, логическое мышление.

    3 этап:

    1. Математическое развлечение: « Путешествие на планету Точных наук»

    Цель: Закрепление математических представлений дошкольников.

    Образовательные:

    Закреплять умение собирать из частей целое изображение.

    Закреплять знание геометрических фигур, их основные признаки, сходства и отличия. Совершенствовать навыки количественного счета, определения состава числа из двух меньших чисел, решения простых арифметических задач, умение соотносить количество предметов с числом, соотносить заданное число с цифрой.

    Развивающие:

    Развивать внимание, память, мышление, конструктивные способности, умение анализировать и синтезировать, обобщать, сопоставлять, делать выводы.

    Воспитательные:

    Воспитывать умение работать в команде, организованность, самоконтроль.

    Оборудование:

    Детали трех «космических кораблей»;

    . «билеты» на космический корабль с наклеенными геометрическими фигурами;

    Цифры на тесьме от 1 до 10;

    Наборы цифр на карточках;

    Три набора игрушек от 1 до 10-ти;

    Три стола для игр;

    Числовой кубик;

    Карточка крупного формата с изображением домика

    Ларец - сундучок, цепи из бумаги, замок из картона, ключи к замку из картона.

    Ход развлечения:

    Ведущая: Сегодня Королева Математики пригласила нас на свою удивительную планету Точных Наук. Она устраивает праздник. И попасть туда могут только Настоящие Математики, которые не боятся даже самых трудных заданий и сложных задач. А вы не боитесь? Тогда в путь.

    Задание 1. «Сбор космических кораблей»(собери из частей целое).

    Педагог выставляет три конверта - частями космических кораблей.

    Ведущая: На эту планету мы можем попасть только на космических кораблях, которые вы должны построить сами. Детали будущих кораблей лежат у вас в конвертах.

    Набираем три команды по 6 человек.

    По моему сигналу каждый из вас возьмет 1 деталь будущего корабля и выйдет к коврографу, на котором вся команда и соберет свой корабль.

    Ведущий дает сигнал. Команда детей выходит и собирает из отдельных частей свой корабль. (В том случае, если детали корабля собраны неверно, ведущий предлагает выйти к одного "конструктора" из команды для устранения неполадок).

    Ведущая: Все корабли собраны. Экипажи готовы?

    Задание 2. «Узнай и назови геометрическую фигуру - изображение на билете».

    Педагог раздаёт билеты с наклеенными фигурками детям треугольники, круги, квадраты, прямоугольники, овалы;

    Билеты нужно нам раздать,

    а вам - фигуры в них узнать.

    Дети называют геометрические фигуры, изображенные на билетах.

    Отправляемся в полет.

    Начинаем мы отсчет: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,-лети.

    Но что-то корабль лететь не желает.

    Выстроим цифры мы все по порядку.

    О цифрах стихи прочитаем ребятки.

    Дети берут цифры

    Задание 3. Игра «Живые цифры»

    Дидактические задачи: упражнять в нахождении места цифр в числовом ряду, упражнять в нахождении последующего и предыдущего числа; закреплять умение уменьшать и увеличивать число на единицу.

    Оборудование: карточки с цифрами

    Ход игры.

    Каждый ребенок берет себе эмблему с цифрой, т.е. превращается в соответствующее ей число от 1 до 10.

    Варианты заданий:

    ● педагог предлагает детям-«цифрам» разместиться в возрастающем порядке;

    ● педагог предлагает детям - цифрам разместиться в убывающем порядке;

    Ведущая: 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1- пуск.

    Музыкальный руководитель включает музыкальное сопровождение полета.

    Ведущий: Чтобы было в полете нам не скучно, исполнят нам дети математические частушки.

    Музыкальный руководитель аккомпонирует.

    Задание 4. «Математические частушки»

    1. Ноль на месте, на пустом, ставят, как известно,

    Только он при всем при том не пустое место.

    2. Вид ее -как запятая, хвост крючком, и не секрет:

    Любит всех она лентяев, а лентяи ее нет.

    А учится он не хочет, кувыркается, хохочет.

    4. Там в углу лежат игрушки, ожидают в тишине…

    Пять игрушек в день рожденья, подарили гости мне.

    Королева Математики рада принять нас на своей планете. Хотела Королева бы узнать. Умеете ли, дети, вы считать?

    Выходят трое чтецов.

    Цель: Закрепить умение детей выразительному и осмысленному чтению стихов.

    Задание 5. Соотнесение количества предметов с цифрой

    Цель: учить детей отбирать количество предметов по заданному числу.

    Ведущая: Посмотрите, на планете Точных наук есть числовой кубик.

    Вы бросаете кубик и должны собрать столько игрушек, какое число выпадет на кубике.

    Ведущая: Мы подлетели к самой большой горячей звезде под названием «Солнце». Задание: сосчитать и цифрами показать сколько самых горячих лучей у звезды.

    Ребята, на Планете Точных наук есть замечательная страна Геометрия. Мы с вами попали в гости к двум братьям Треугольнику с Квадратом.

    Педагог помогает детям надеть маски треугольника и квадрата.

    Задание 6. Инсценирование стихотворения «Треугольник и квадрат» Евгения Паина.

    Цель: Учить детей выразительно рассказывать стихотворение, закреплять знания о геометрических фигурах.

    Задание 7 . Вычленение частей из целого. Счет геометрических фигур.

    Цель: Закреплять знания детей о треугольниках, учить внимательно считать, логически мыслить.

    Задание: Посчитай сколько каких фигур в каждом домике.

    Задание 8. Ребята, на планете Точных наук, в стране Первого Десятка, в городе Чисел построен новый дом. А как расселить в новом доме жильцов? Справимся мы с этой задачей?

    Ребята, да вы Настоящие Математики, которые не боятся даже самых трудных заданий и сложных задач.

    Педагог выносит ларец. Раскладывает перед ним ключи.

    Задание 9 . Подбор ключей к замкам.

    Цель:Зрительное восприятие и соотнесение контура предмета по форме.

    Посмотрите, что это за волшебный ларец?

    Ой, сколько здесь замков! Как же их открыть?

    А вот и ключи. Давайте подберем к каждому замку свой ключ.

    Дети выполняют задание. Открывают ларец.

    Педагог достаёт из ларца и раздаёт детям подарки.

    Ведущая достаёт из ларца и читает письмо.

    Это письмо от Царицы Математики.

    Ребята! Сегодня вы проявили свои знания, смекалку и сообразительность.

    Настоящие короли и королевы математики - это вы. А ваша дошкольная страна может превратиться в любую страну: страну Точных Наук, страну Театра, страну Творчества и Фантазии, страну Добрых Сердец. Пусть ваши желание, интерес и любознательность станет настоящим кораблем, несущим вас по волнам знаний. В Добрый Путь!

    2. Была проведена диагностика уровня развития детей в рамках проекта

    Умеет составлять множества и устанавливать отношения

    Умеют сравнивать два предмета по величине

    Знание геометрических фигур

    Умение определять пространственные направления: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, в середине

    Охотно участвует в коллективной деятельности по проекту

    Стремиться к самостоятель -ному разрешению постав- ленной проблемы

    Начало проекта 20 чел

    Конец проекта 20 чел

    Сравнив полученные результаты и сделав вывод, что дидактические игры помогают детям раскрепоститься, выдвигать свои версии в решении поставленных задач. Работа в команде развивает у детей чувство ответственности, коллективизм, быстроту мышления. Мы решили продолжить работу с детьми по теме, а так же мы будем привлекать родителей в работе с детьми по развитию математических представлений, изготовлению и приобретению демонстрационного, раздаточного обучающего материала.

    Вывод:

    Вот так постепенно в процессе работы я стараюсь в игровой форме развивать у детей математические представления, логическое мышление, ответственность, взаимовыручку. В ходе работы над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере математического воспитания путем применения игровых методов и приемов. В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Научились работать в команде.

    Цель проекта:

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    В настоящее время одним из важнейших направлений в развитии математических способностей детей дошкольного возраста, а так же для успешного освоения начальной программы предматематического образования, ребёнок должен логически мыслить, уметь зрительно соотносить один предмет с другим, сравнивать предметы между собой, ориентироваться в пространстве.

    Одним из важных свойств окружающих предметов является форма: она получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Другими словами, геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей.

    Основой формирования у детей представлений о геометрических фигурах является способность их к восприятию формы. Эта способность позволяет ребенку узнавать, различать и изображать различные геометрические фигуры: точку, прямую, кривую, ломанную, отрезок, угол, многоугольник, квадрат, прямоугольник и т.д. Восприятие формы предмета должно быть направлено не только на то, чтобы видеть, узнавать формы, наряду с другими его признаками, но уметь, абстрагируя форму от вещи, видеть ее и в других вещах.

    Дети шестого года жизни продолжают овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.
    Одной из задач педагога является - обучить ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Ребенка необходимо научить выполнять задания (типа: «Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади - стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади - Коля». Кроме этого, дети должны научиться определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому: «Справа от куклы стоит заяц, слева от куклы - пирамидка, впереди Тани - окно, над головой Тани - лампа».
    Формирование пространственных ориентировок проходит успешно, если ребенок постоянно оказывается перед необходимостью оперировать этими понятиями. Ситуации, в которые включаются дети, должны быть занимательны для дошкольников.

    В настоящее время активно используются счётные палочки - это незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения математике, развития зрительного восприятия, мыслительных операций сравнения, анализа, синтеза, развития мелкой моторики руки.

    Основные особенности данного дидактического материала - абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

    Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план, создать полное, отчётливое представление о понятии, отработать навык счёта, измерения, вычисления.

    Цель проекта: Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению геометрических фигур, ориентировки в пространстве, умению составлять изображения из счётных палочек во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения.

    Задачи:
    1.Формировать у дошкольников элементарные представления о геометрических фигурах.
    2.Развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развёрнутые игры.
    3.Развивать умение работать со счётными палочками, составлять рисунок по образцу и самостоятельно.

    4.Развивать умения ориентироваться в пространстве (лево, право, вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади, правый верхний угол, правый нижний угол, левый верхний угол, левый нижний угол).
    5.Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.

    Интеграция образовательных областей: ФЭМП, познавательное развитие, развитие речи, изобразительна деятельность, физическое воспитание, игровая деятельность). ……………………………………………..

    Количество участников проекта: коллективный.


    Продолжительность проекта: долгосрочный (2 года – старшая и подготовительная к школе группа).


    Требования к использованию технологии проектного обучения:

    1.Наличие познавательной проблемы.
    2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
    3.Самостоятельная деятельность детей.
    4.Использование исследовательских методов (эксперименты, опыты, наблюдения и др.).


    План реализации проекта:

    1.Выбор темы проекта.
    2.Выбор целей и задач.
    3.Определение форм и методов работы.

    Проект, включает три этапа:

    Подготовительный

    Исследовательский

    Заключительный (обобщающий).

    Подготовительный этап. ………………………………………………..

    Проводились беседы, познавательно-математические опыты.

    Через формирование элементарных математических представлений знакомили детей с геометрическими фигурами, учили работать со счётными палочками, ориентироваться в пространстве (лево, право, вверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади, правый верхний угол, правый нижний угол, левый верхний угол, левый нижний угол).

    Через исследовательскую деятельность находили геометрические фигуры и ориентировались в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе.

    Через физическое воспитание закрепляли в подвижных играх геометрические фигуры, ориентировались в пространстве.

    1. С детьми был проведен мониторинг, с помощью которого выявили уровень знаний по определению выявлять свойства геометрических фигур. Для этого использовались следующие дидактические игры и упражнения "Домино", "Чем похожи домики", "Из каких фигур сложены предметы", "Закрась лишнюю фигуру", "Какая геометрическая фигура лишняя?».

    Д/у "Домино"

    Цель : Развитие умений выделять и абстрагировать цвет, форму, размер; сравнивать предметы по заданным свойствам.

    Материал: логические фигуры.

    Ход игры:

    Фигуры делятся между игроками поровну. В правилах игры указываются три свойства: ходить фигурами такого же цвета, но другими по размеру и форме, или фигурами такого же размера, но другими по форме и цвету; фигурами другого цвета, размера и формы.

    Д/у "Чем похожи домики?"

    Цель: Упражнять детей в самостоятельном решении задач, в умении доказывать его правильность или ошибочность с помощью анализа групп фигур, сопоставления обобщенных признаков одной и другой групп.

    Материал: геометрические фигуры.

    Ход игры:

    Ребята, рассмотрите домики и ответьте, из каких фигур они построены. Чем они похожи?

    Д/у "Из каких фигур сложены предметы?"

    Цель: Учить различать геометрические фигуры по форме, путем сопоставления элементарных фигур; узнавание знакомых форм в рисунке.

    Ход игры:

    Рассмотрите рисунок и назовите все фигуры, из которых сложены дом, машина, ракета, качель.

    Д/у "Закрась лишнюю фигуру"

    Цель: учить решать логическую задачу на сходства и различие.

    Ход игры:

    Закрасьте лишнюю фигуру. Почему закрасили именно ее? Как называется геометрическая фигура, которую вы закрасили? А как называются остальные фигуры?

    Д/у "Какая геометрическая фигура лишняя".

    Цель: Учить решать логическую задачу на сходства и различие, на нахождение пропущенной фигуры.

    Ход игры:

    Которая из геометрических фигур здесь лишняя и почему?

    2.Выявлен уровень умений ориентироваться в пространстве при помощи дидактических игр:

    Игра «Отгадай, кто где стоит» . Перед детьми - несколько предметов, расположенных по углам воображаемого квадрата и в середине его. Ведущий предлагает детям отгадать, какой предмет стоит сзади зайца и перед куклой или справа от лисы перед куклой и т. д.

    Игра «Что изменилось?» . На столе лежит несколько предметов. Дети запоминают, как расположены предметы по отношению друг к другу. Затем закрывают глаза, в это время ведущий меняет местами один-два предмета. Открыв глаза, дети рассказывают о тех изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, заяц стоял слева от кошки, а теперь стоит справа от нее. Или кукла стояла справа от медведя, а теперь стоит впереди медведя.

    Игра «Найди похожую». Дети отыскивают картинку с указанными воспитателем предметами, затем рассказывают о расположении этих предметов: «Первым слева стоит слон, за ним - мартышка, последним - мишка» или «В середине - большой чайник, справа от него - голубая чашка, слева - розовая чашка».
    Игра «Расскажи про свой узор». У каждого ребенка картинка (коврик) с узором. Дети должны рассказать, как располагаются элементы узора: в правом верхнем углу - круг, в левом верхнем углу - квадрат, в левом нижнем углу - овал, в правом нижнем углу - прямоугольник, в середине - треугольник.

    Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятии по рисованию. Например, в середине - большой круг, от него отходят лучи, в каждом углу - цветы, вверху и внизу - волнистые линии, справа и слева - по одной волнистой линии с листочками и т. д.

    Игра «Художники». Игра предназначена для развития ориентировки в пространстве, закрепления терминов, определяющих пространственное расположение предметов, дает представление об их относительности. Проводится с группой или подгруппой детей. Роль ведущего выполняет воспитатель.
    Ведущий предлагает детям нарисовать картину. Все вместе продумывают ее сюжет: город, комната или зоопарк и т. д. Затем каждый рассказывает о задуманном элементе картины, поясняет, где он должен находиться относительно других предметов. Воспитатель заполняет картину предлагаемыми детьми элементами, рисуя ее мелом на доске или фломастером на большом листе бумаги. В центре можно нарисовать избушку (изображение должно быть простым и узнаваемым), вверху, на крыше дома,- трубу. Из трубы вверх идет дым. Внизу перед избушкой сидит кот. В задании должны быть использованы слова: вверху, внизу, слева, справа от, за, перед, между, около, рядом и т. д.
    В этой же группе развивается у детей умение изменять направление во время движения. Этому также помогают дидактические игры.

    Игра «Найди игрушку» . «Ночью, когда в группе никого не было,- говорит воспитатель,- к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти». Распечатывает конверт и читает: «Надо встать перед столом воспитателя, пойти прямо». Кто-то из детей выполняет задание, идет и подходит к шкафу, где в коробке лежит машина. Другой ребенок выполняет следующее задание: подходит к окну, поворачивается налево, при за шторой находит матрешку.
    Игра «Путешествие по комнате» . Буратино с помощью ведущего дает детям задания: «Дойти до окна, сделай три шага вправо». Ребенок выполняет задание. Если оно выполнено успешно, то Ведущий помогает найти спрятанный там фант. Когда дети еще недостаточно уверенно могут изменять направление движения, количество направлений не должно быть больше двух. В дальнейшем количество заданий по изменению направления можно увеличить.

    3. Выявлен уровень умений выкладывать рисунок из счётных палочек.


    Исследовательский этап. ……………………………………………………… ………………………………………………………….
    Выбрать геометрическую фигуры и исследовать их, дать описание, найти в окружающей действительности и в предметах ближайшего окружения.
    В самостоятельной изобразительной деятельности дети рисуют геометрические фигуры; превращают их в предметы; находят картинки с данными понятиями в окружающей действительности, вырезают и наклеивают их; лепят из пластилина. Выкладывают разнообразные картинки из счётных палочек по образцу и придумывают свои фигурки и изображения. Ориентируются на плоскости листа, рисуют бабочку в верхнем правом углу, а цветок в левом нижнем углу, солнце вверху по середине и т.д.

    Заключительный, обобщающий этап. ……………………………………..

    В основе заключительного этапа лежит разнообразная самостоятельная деятельность детей, итоговые открытые мероприятия

    Eкатерина Eськова
    Проект «Сказочная математика» для детей средней группы.

    Визитная карточка проекта

    Руководитель проекта

    Фамилия, имя, отчество Дидиченко Екатерина Олеговна

    Город, область п. Заречный, Белореченского района

    Номер, название ДОУ МАДОУ Детский сад 12

    Описание проекта

    Название темы проекта

    Проект "Сказочная математика "

    Проект рассчитан на 6 месяцев. Потребность введения в практику инновационных педагогических идей по формированию у детей математических представлений . Очень важно не пропустить тот момент, когда ребёнок начинают уставать и не хотят заниматься, и использовать в ООД персонажей кукольного театра. Включение в занятия по формированию элементарных математических представлений элементов кукольного театра вносит в занятия разнообразие и повышает интерес к нему. Использование театра оказывает благотворное влияние на детей

    Средняя группа

    Продолжительность проекта

    6 месяцев

    Основа проекта

    Образовательные стандарты

    В соответствии с ФГОС.

    Планируемые результаты обучения

    Организация проектной деятельности детей позволит осуществить интеграцию практически всех образовательных областей, решить поставленные цели, а самое главное активизировать и удовлетворить познавательные интересы детей в области математики , самостоятельную деятельность, двигательную активность. В результате проектной деятельности у воспитанников, должна повыситься мотивация к изучению математических представлений , повысится уровень воспитательно-образовательной деятельности, что способствует развитию их творческой инициативы. В результате проделанной работы у дошкольников развиваются навыки взаимодействия и сотрудничества, артистические способности, диалогическая речь, проявление творческих способностей.

    Вопросы, направляющие проект

    Проблемные вопросы учебной темы 1. Как с помощью кукольного театра можно изучать математику .

    Пояснительная записка.

    Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок , творчества, воображения, фантазии. Театрально - игровая деятельность является ярким эмоциональным средством , воздействующим на воображение ребёнка словом, действием, музыкой и изобразительным искусством. Кукольный театр доставляет детям большое удовольствие, приносит много радости. Однако, нельзя рассматривать спектакль, только, как развлечение. Восприятие кукольного спектакля - сложный психологический процесс, который формирует и умственные способности детей – развивает память , речь, усиливает навыки элементарных математических способностей . В педагогическом процессе нельзя опираться на усвоение детьми определённой суммы знаний, необходимо развивать их познавательную активность, способность к творчеству.

    Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие . Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков , а в приобщении детей к материалу , дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей.

    Однако проблема формирования и развития математических способностей детей - одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место.

    Традиционно проблему усвоения и накопления запаса знаний математического характера в дошкольной педагогике связывают в основном с формированием представлений о натуральном числе и действиях с ним (счёт, присчитывание, арифметические действия и сравнение чисел, измерение скалярных величин и др.). Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.

    Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т. е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, поэтому в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала (стихи, знания из истории математики , задания на развитие логического мышления, математические праздники и развлечения). Элементы театральной математики , маскирует ту математику , которую многие считают сухой, неинтересной и далёкой от жизни детей . Ребёнку на занятиях нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.

    На занятиях по математике стихи , рассказы о цифрах , фигурах и т. д. оказывают влияние на развитие речи, требует от ребёнка определённого уровня речевого развития. Если ребёнок не может высказывать свои пожелания , не может понять словесную инструкцию, он не может выполнить задание. Интеграция логико-математического и речевого развития основана на единстве решаемых в дошкольном возрасте задач.

    Именно через использование элементов театральной математики , отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях по математике , воспитывается интерес к предмету.

    В индивидуальной работе по формированию элементарных математических представлений использую пособие воспитателя МДОУ «Детский сад № 37» города Лысьва, Пермского края - Косолаповой Любови Анатольевны – «Математический театр » .

    «Математический театр » предназначен для работы по развитию и закреплению математических представлений у детей 3-7 лет (пространственных, количественных, о величине, о сенсорных эталонах и др.) в совместной игровой деятельности с детьми, на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности. Использование в работе данного пособия позволяет содействовать развитию навыков взаимодействия и сотрудничества, артистических способностей, диалогической речи, проявлению творческих изобразительных способностей.

    Пособие представляет собой цветную металлическую пластину с магнитами. К ней прилагаются фигурки разных сказочных персонажей , декораций (деревьев, домиков и др.) разной формы, цвета и величины, Можно организовать совместную творческую деятельность с детьми, создавая на данной плоскости рисунки из цветной крупы, закрепить пространственные представления и представления о цвете и величине.

    Для изучения программного материала вместе с детьми использовала следующие сказки :

    1. Количество и счёт - обыгрывание потешки «Пальчик, пальчик, где ты был?»

    2. Порядкового счёта - ««Волк и козлята» , «Заяц, петух и лиса» ,

    3. Геометрические фигуры - «Колобок» , «Огуречик» , обыгрывание загадок об овощах.

    Использование театра оказывает благотворное влияние на детей . В театрализованной игре ребёнок воспроизводит знакомые литературные сюжеты и это тренирует память, активизирует мышление. Дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют своё внимание. Ребята быстрее соображают и решают те или иные задачи.

    Цель проекта : развитие умственных, познавательных способностей средствами эстетического воспитания.

    Планируя и реализуя проект , были поставлены задачи :

    Используя кукольный театр, закрепить элементарные математические представления о числах, геометрических фигурах, через тесную связь восприятия и познания окружающего мира.

    Изучить потребности и желания детей в выборе темы (сказки ) для обыгрывания.

    Вызвать интерес, желание принимать активное участие в творческих театрализованных постановках.

    Развить творческие способности : выразительность речи, движений, изобразительные навыки.

    Использовать специфику театрализованной деятельности, как образовательной технологии.

    Воспитать бережное, внимательное отношение к окружающим людям, бережное отношение к миру вещей, миру природы.

    Предмет и исследования : педагогическое условия, необходимые для эффективного использования театрализованной деятельности для формирования математических представлений .

    Гипотеза проекта : если реализовать многогранные возможности театрализованной деятельности, то возможна более качественное усвоение математических представлений у детей дошкольного возраста.

    Предполагаемый результат

    Повышение уровня мотивации к занятиям.

    развиваются навыки взаимодействия и сотрудничества, артистические способности, диалогическая речь, проявление творческих способностей.

    Творческое самовыражение воспитанников.

    активизировать и удовлетворить познавательные интересы детей в области математики .

    Методы проекта : познавательные игровые занятия; игры-сказки ; работа с математическим пособием .

    Тип проекта :

    обучающий, творческий.

    По числу участников проекта : группа (23 ребёнка) .

    По времени проведения : 6 месяцев.

    По характеру контактов : в рамках ДОУ.

    Вся работа строилась в три этапа :

    1. Подготовительный : совместное определение детьми и воспитателями цели проекта , мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата. Были пополнены дидактическими пособиями и новыми героями сказок театральный уголок

    2. Второй этап - реализация проекта через разные виды деятельности. Виды детской деятельности : Игровая деятельность :

    Хороводные игры : «Теремок» , «У Маланьи, у старушки…» , «Колобок» .

    . Настольные игры : «Найди пару» , «Найди друг друга» , «Весёлый счёт» .

    . Музыкальные игры : «Лесенка» , «Научи матрёшку считать» , «Слушай и хлопай» , «Учёный кузнечик» .

    Пальчиковые игры (на закрепление счёта) .

    Подвижные игры : «Волк и зайцы» , «Третий лишний» , «На одной ножке по дорожке» , «Ловишки на одной ноге» ,

    Заучивание считалок, стихов, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта.

    Драматизация сказок : «Теремок» , «Колобок» , «Репка» , «Волк и семеро козлят» , «Три поросёнка» .

    Чтение русских народных сказок : «Три медведя» , «Волк и семеро козлят» , «Теремок» , «Колобок» , «Репка» .

    Математический театр .

    Настольный театр по сказкам : «Колобок» , «Теремок» , «репка» , «Три медведя» .

    Пальчиковый театр (потешки) .

    Использование фланелеграфа.

    Циклы занятий по теме : «Цифры» , «Геометрические фигуры» , «Количество и счёт» , «Сравнение по ширине и высоте»

    3 этап – показ презентации «Сказочная математика » .

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 38 города Кузнецка

    Проект «Радуга поведения»

    В старшей группе

    Воспитатели: Васильева А.К.

    Рузляева Е.В.

    Кузнецк 2016

    Название проекта : «Радуга поведения»

    Краткое описание проекта: данный проект представляет собой работу по созданию новой нормы (нормотворчество), которая основывается на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду. Обычно это типичные, повторяющиеся конфликтные ситуации. Проект направлен на приобретение дошкольниками необходимых навыков поведения – дети становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

    Цель проекта: создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов детей, формирование у ребенка в детском саду и дома социально-нравственных качеств. Овладение детьми нормами поведения, способности конструирования своего поведения на основе анализа действительности и удержания этого правила.

    Тип проекта: практико-ориентированный.

    Характеристика проекта по длительности : краткосрочный

    1. Введение

    Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам. Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому мы педагоги – практики включились в активную поисковую, инновационную деятельность.

    В педагогике творческий поиск предполагает поисковую деятельность, создание нового педагогического опыта. Мы, считаем, что метод проектов – один из новых видов деятельности, который используется в воспитательно-образовательном процессе детских садов.

    В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни. В своей практике мы решили использовать: нормативную проектную деятельность.

    В современном обществе предъявляются новые, всё более высокие требования к человеку, в том числе и к ребёнку - к уровню его развития. Большинству людей нет необходимости доказывать, что успешный ребёнок - это всесторонне развитый ребёнок, который умеет вести себя в коллективе сверстников, в общественных местах.

    Дети дошкольного возраста могут анализировать предложенную ситуацию с трех различных позиций: нормативно – стабилизирующей, смыслообразующей и преобразующей. За этими тремя позициями лежит определенное понимание структуры познавательных способностей. Организация проектной деятельности невозможна без учета этих позиций на каждом этапе ее реализации.

    Таким образом , актуальность данного проекта обусловлена:

    Проблемами регуляции поведения детей в детском саду стоит очень остро. Анализ состояния наших воспитанников показал, что в группе часто происходят конфликтные ситуации, которые характеризуются столкновением детских инициатив, при котором каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения.

    Формированием в дошкольном возрасте дружеских взаимоотношений между детьми в значительной степени зависит от того, какая работа в детском саду ведется в этом направлении. Формировать умение оценивать свои поступки и поступки других.

    Воспитанием в детях таких качеств как сочувствие, отзывчивость, умение оценивать свои поступки и поступки других.

    Цель проекта: формирование у ребенка в детском саду и дома социально-нравственных качеств, осознание детьми своего поведения и формирование умения исправлять ошибки.

    Задачи для детей:

    • Развивать у детей интеллектуальное развитие, познавательные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
    • Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к сверстникам, близким.
    • Научить детей видеть нежелательные последствия неприемлемого поведения

    Задачи для родителей:

    • создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка,
    • учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду,
    • уважать неповторимость ребенка, ставить для себя и ребенка реальные цели.

    Задачи для педагогов:

    • развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.

    Участники проекта:

    1. Педагоги: воспитатели группы, помощники воспитателя.
    2. Дети старшей группы.
    3. Родители и другие члены семьи.

    Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта:

    Дети:

    • овладевают знаниями о последствиях нежелательного поведения в той или иной ситуации;
    • проявляют доброту, заботу, уважительное отношение к окружающим;
    • возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности, способность анализировать свои поступки и поступки других;

    Родители:

    • обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
    • повышение педагогической компетентности родителей.

    Педагоги : проектирование заставляет педагога находиться в пространстве возможностей, что изменяет мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует творческого, личностного роста.

    3. Основная часть

    1. Подготовительный этап

    Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата. На этом этапе работы, мне предстояло решить следующие задачи:

    • изучить отношение родительской общественности к предлагаемой деятельности в рамках проекта (анкетирование) и возможности семей воспитанников по поддержке образовательного процесса;
    • скоординировать действия педагогов и родителей по формированию у детей в детском саду и дома социально-нравственных качеств;
    • разработать основные методические материалы и изготовить необходимые дидактические пособия.

    2 . Основной этап реализации проекта:

    Цель основного этапа: социально-нравственное воспитание дошкольников на основе бесед на моральные темы, чтение и последующий анализ художественных произведений, обсуждение и проигрывание проблемной ситуации, просмотр и обсуждение фрагментов мультфильмов, художественного творчества.

    1. Содержание деятельности родителей:
    • Выбор фотографий, для стенда «Радуга поведения».
    • Участие в оформлении стенда в группе.
    • Совместные с педагогом, ребенком и родителями анализа поведения за день.
    • Участие в оформлении фотовыставки «Наш любимый детский сад».

    Мероприятие

    - Анкета для родителей

    Приложение 1

    Раздел 1 «Я и мои родные» (беседы, игры, игровые ситуации, обсуждение и проигрывание проблемной ситуации) Приложение 2

    Развитие умения давать моральную оценку своим поступкам, способность к эмоциональному сопереживанию.

    Раздел 2 «Учимся сочувствовать и сопереживать друзьям» (игры, игровые ситуации, обсуждение и проигрывание проблемной ситуации)

    Приложение 3

    Расширение и углубление представлений детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям.

    Раздел 3

    «Любому поведению свой цвет».

    Оформление фотовыставки «Наш любимый детский сад»

    Приложение 4

    Создать совместно с детьми «знаки», в определенной цветовой гамме, учить детей анализировать свои поступки и поступки сверстников. Выбор фото совместно с родителями для стенда «Радуга поведения».

    3.Заключительный этап.

    Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

    • тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что позволило существенно снизить конфликтность между детьми;
    • данный проект способствовал не только улучшению психологического климата, но и значительно облегчил работу педагога;
    • возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог;
    • считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители, родители принимали активное участие в реализации проекта.
    • на начальном этапе проекта было проведено анкетирование родителей.

    Перспектива на будущее:

    Разработать перспективу проекта “Радуга поведения” в подготовительной группе, создать «Книгу правил» с условными цветовыми или иными обозначениями.

    Проблемы нравственности, нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа, прежде всего нравственного воспитания детей дошкольного возраста, воспитание новой личности, ориентированной на нравственные общечеловеческие ценности.

    Считаем, что задачей современного педагога является воспитание в детях самостоятельности принятых решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развития в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

    Приложение 1

    Анкета для родителей

    Уважаемые родители!

    Предлагаем Вам ответить на несколько вопросов, которые помогут нам спланировать работу по социально - нравственному воспитанию наших детей. Подчеркните ответы на вопросы анкеты.

    Знаете ли Вы, от чего зависит психологический настрой ребенка на целый день?

    Какой вопрос Вы задаете ребенку по возвращении его из детского сада?

    • Чем вас сегодня кормили?
    • Что интересного было в дошкольном учреждении?
    • Что ты сегодня натворил?
    • Как ты себя сегодня вел в детском саду?

    Что вы знаете о том, как следует реагировать на агрессивное поведение ребенка в детском саду?

    • Я много об этом читал, знаю многое.
    • Я мало что знаю об этом.
    • Не знаю ничего.

    Знаете ли Вы, что надо сделать, чтобы исправить поведение ребенка в детском саду и дома?

    • Да, знаю.
    • Знаю, но хотелось бы знать больше.
    • Не знаю ничего.

    Нужен ли Вам совет по улучшению поведения ребенка дома и в детском саду и оказания ему разумной помощи?

    • Да, он необходим.
    • Нет.

    Считаете ли Вы, что агрессивные интонации являются неотъемлемой частью воспитательного процесса в семье?

    • Да, это единственный способ воздействия на ребенка.
    • Да, но я избегаю этого.
    • Нет, это неверно.

    Приложение 2

    Раздел 1 «Я и мои родные»

    Занятие. Почему мы обижаем близких нам людей?

    Цели: 1. Учить детей различать понятия «добро» и «зло».

    1. Побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям.
    2. Формировать осознание моральной стороны поступков.

    Ход занятия

    В начале занятия игровой персонаж кукла Маша, ведет с детьми беседу, какие добрые дела сделали они для своих родителей? Выслушиваются ответы детей и самые яркие, гуманные поступки детей воспитатель ставит в пример, словесно хвалит.

    Детям предлагается послушать стихотворение Е.Благининой «Посидим в тишине».

    Какой поступок совершил ребенок? Почему?

    Детям предлагается по очереди закончить предложение «Когда я вижу уставшую маму (папу), то…»

    Рисование на тему «Моя семья» позволяет диагностировать характер семейных взаимоотношений и положение ребенка в семье.

    Домашнее задание: Проявлять заботу о своих родителях, а утром рассказать воспитателю какие добрые дела сделали дома.

    Проигрывание проблемной ситуации

    «Вечером забирать из детского сада Лешу пришла мама. Мальчик привык, что это делал всегда папа, с которым они, не торопясь, могли еще прогуляться в парке. В присутствии воспитателя и сверстников Леша начал капризничать, требовать, чтобы за ним пришел отец».

    Правильно ли поступил мальчик?

    Что чувствовала в этой ситуации мама?

    Кого вам жалко в этой ситуации?

    Как бы вы поступили на месте мальчика?

    Ролевая гимнастика: с помощью мимики и пантомимики показать:

    • мальчик капризничает;
    • мальчик сердится;
    • мама успокаивает сына;
    • мама огорчается;
    • мальчик и мама радуются.

    Упражнение «Закончи предложение». «Папа рассердился, потому что я…», «Когда я вижу, что папа огорчен, то …».

    Приложение 3

    Раздел 2 «Учимся сочувствовать и сопереживать друзьям»

    Занятие. Друг в беде не бросит

    Цели: 1. Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям.

    1. Раскрыть значимость моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии.
    2. Формировать ценностное отношение ребенка к себе и к окружающим его людям.

    Ход занятия

    Воспитатель предлагает посмотреть мультфильм «Димка и Тимка» и спеть вместе с героями мультфильма песенку: «Настоящий друг»:

    Дружба крепкая не сломается,

    Не расклеится от дождей и вьюг.

    Друг в беде не бросит,

    Лишнего не спросит –

    Вот что значит настоящий

    Верный друг.

    Мы поссоримся и помиримся,

    «Не разлить водой!» - шутят все вокруг.

    В полдень или в полночь

    Друг придет на помощь –

    Вот что значит настоящий

    Верный друг.

    В конце песни педагог отмечает: «Как хорошо иметь верных и надежных друзей!». Но в одной пословице говорится: «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось». Во время обсуждения пословицы педагог обращает внимание детей на моральный подтекст пословицы.

    Список используемой литературы

    1. Алябьева Е.А. Нравственно – этические беседы с дошкольниками. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
    2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (развитие коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: «ЛИТУР», 2000.
    3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.
    4. Семенака С.И. Учимся сочуствовать, сопереживать. Коррекционно – развивающие занятия для детей 5-8 лет. – М.: АРКТИ, 2005.
    5. Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П.., Нилова Т.А. Азбука общения. – СПб,: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2002.
    6. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: Валери СПД, 2006.