Протестантское венчание. Священник - женщина: как венчают в протестантской церкви. Препятствия к браку

Остаются ли браки на небесах? Можно ли вступать в брак с разведенной? Как Церковь относится к межконфессиональным бракам? Можно ли венчаться в двух конфессиях?

На эти и другие вопросы отвечает в выпуске телепередачи «Церковь и мир «. Соведущий митрополита Илариона — Иван Семенов.

У наших зрителей много вопросов про венчание и вступление в брак. Вот, например, Лидия из города Ишим спрашивает: «Здравствуйте. Мне 19 лет. Я замужем, детей пока нет. Мы с мужем в дальнейшем хотим повенчаться. Я задумалась: а будем ли мы с ним потом вместе на небесах?»

Брачный союз заключается не на какой-то промежуток времени, а на всю человеческую жизнь. А человеческая жизнь не прекращается со . Священное Писание не говорит нам прямо о том, сохраняются ли браки на небесах. Господь сказал нам, что в не женятся и не выходят замуж. Но он и не сказал нам, что в Царствии Небесном разводятся. И в этом смысле я думаю и само чинопоследование таинства венчания свидетельствует о том, что брак заключается на всю жизнь, включая и последующую вечность. То есть те супружеские узы, которые создаются на земле, в какой-то форме будут сохраняться и в вечности.

Конечно, когда молодые люди вступают в полноценный брак, предполагается, что они будут вместе раз и навсегда.

Вот какой вопрос задает наша зрительница Екатерина: «Как же можно по-настоящему любить другого человека как самого себя, если ты и сам себя по-настоящему любить не умеешь?»

Когда Господь говорит, что надо так, как , то это, конечно, метафора. Потому что, как правило, человек любит себя, даже если он этого не осознает. Он бережно относится к своему телу, бережно относится к своим вещам, он болезненно воспринимает какие-то нападки на себя со стороны других людей.

Это естественно для человека, даже если он собой не доволен, если относится к себе критически, даже если не любит себя физически. То есть недоволен тем физическим телом, которым он обладает. Здесь уже речь идет о каких-то психологических и нравственных аспектах. Но когда Господь призывает нас любить других, как самих себя, то это на самом деле очень простой призыв воспринимать горе другого человека как свое собственное. Воспринимать радость другого человека как свою собственную. Умей с другим человеком разделить его жизнь так, как будто это твоя жизнь.

Если говорить о семейной жизни, то в Священном Писании есть такой сильный образ: тело мужа принадлежит жене, тело жены принадлежит мужу, и люди становятся совсем одной плотью. Таким образом, все и страдания, и переживания, и радости должны быть совершенно общими. Как людям, которые стремятся заключить христианский, по-настоящему духовный брак, приблизиться к этому идеалу? Ведь весь мир, на самом деле, противоречит этому?

Надо сказать, что христианский брак предполагает не только эмоциональный союз друг с другом, но и физическую близость. Если кто-то говорит, что Церковь выступает против близости, то это не соответствует действительности. Брачный союз предполагает,что супруги будут едины в духе, едины плотью, и вся их жизнь будет общей. Почему христианство называет брак таинством? Это таинственный союз, и человеческими категориями его трудно объяснить. Почему два человека настолько привязываются друг к другу, что им жизнь не мила друг без друга, что они все хотят делать вместе. Вот в этом тайна супружеского союза и .

А ещё одна тайна супружеского союза заключается в том, что это союз, который имеет потенциал роста. Очень часто бывает, что такой союз заключается на основе влечения, даже, может быть, физического влечения. И вот эта внешняя привлекательность становится основным фактором. Но так не может продолжаться вечно. Люди стареют. Причем, стареют оба супруга. Может быть, один чуть быстрее, а другой медленнее, но это старение идет одновременно. И элемент полового влечения перестает быть преобладающим. Начинают действовать какие-то другие факторы. И этими факторами как раз является совместная жизнь, способность разделять радости и горести друг друга и, что очень важно, совместное . Дети как раз и являются тем цементирующим элементом, который позволяет брачному союзу не только сохраняться, но и приобретать все новые и новые характерные черты.

Интересно, что в Евангелии с темой брака связан рассказ о чуде в Кане Галилейской. Это первое чудо Христа. Когда на браке недоставало вина, и Он превратил воду в вино. Это в христианской традиции воспринимается как один из символов того, что в браке будни человеческой жизни превращаются в постоянный праздник, потому что два человека постоянно открывают друг друга по-новому.

Вопрос по поводу брака и претворения воды в вино. Спрашивает Константин: «Хочу создать семью со своей любимой девушкой. У нее есть незамужняя сестра. Есть поверье, что младшим нельзя жениться или выходить замуж раньше старших. Так ли это? Мне очень важно это знать».

Нет, это не так. Наш зритель может совершенно спокойно жениться на любимой девушке, не думая о том, что произойдет с её старшей сестрой.

Спрашивает Денис: «Я православный, пою в хоре. Встретил девушку на приходе, мы с ней хотим обвенчаться. Но она уже однажды была замужем. Духовник, когда мы его спрашиваем благословения на брак, от ответа уклоняется. Как нам быть?»

Я думаю, что решение о вступлении в брак должен принимать не , а те люди, которые собираются заключать брак. С духовником можно советоваться, как с более опытным, или более старшим человеком, и который от лица Церкви может дать оценку той ситуации, в которой оказались молодые люди. Но все же, решение должны принимать они. Нет никаких препятствий для того,чтобы молодой человек мог вступить в брак с женщиной, которая была замужем, а теперь разведена. Препятствие может возникнуть только в том случае, если такой человек захочет стать священником. Надо понимать, что брак с женщиной, которая уже была замужем, является препятствием для принятия канонического сана. То есть человек, который женится на уже не может, согласно нормам, становиться священнослужителем. Но если такой установки нет, то тогда, конечно, может жениться.

Спрашивает Александра из города Петрозаводска: «Мы с мужем недавно расписались, но еще не обвенчались. Перед росписью наши мамы благословили нас на брак с помощью икон. Скажите, пожалуйста, что дает родительское благословение и как оно помогает в жизни и семье?»

Женщина в облачении священника, да еще и на должности пастыря - такого у нас не увидишь. Первая женщина, которая получила сан священника, была датчанка Фловернс Ли. Это произошло в 1948. Именно Дания стала страной, открывшей женщине такую возможность. С тех пор эта практика получила достаточное распространение в странах Европы, но для меня это был очень необычный опыт, вместо дородного батюшки видеть у алтаря улыбающуюся приятную женщину.

Венчание в протестантской церкви мне довелось посетить на свадьбе моей сестры. Они с женихом русские немцы и исповедуют протестантство. Я далека от религии и могу ошибаться в точном указании, но на сколько я знаю эта конфессия называется Евангелическая церковь Германии. Таинство венчания для них проводила пастырь-женщина.

Сама церемония очень отличается от православной и мне было очень интересно проследить за всеми ее стадиями. Хотя, как мне рассказали друзья сестры, именно в ее случае церемониал сильно отличался от традиционного.

Сбежит ли невеста?

Мы все знаем по культовым английским фильмам эту любимую часть великосветской тусовки Лондона - сбор гостей перед церковью. Романтичный Хью Грант и вычурные шляпки дам в знаменитом "4 свадьбы и одни похороны". Это и вправду один из любимых поводов европейцев для выхода в свет.

По классическому сценарию жених должен ожидать любимую с гостями, а невесту привозит на машине ее отец. Но у моей сестры (она мне сводная) уже нет в живых родителей, поэтому молодые приехали вместе, и сразу переговорили со священником.

Опять же, традиционно священник с женихом должны ожидать невесту у алтаря. Это один из наиболее драматических моментов в процедуре венчания: отец невесты ведет дочь по красной ковровой дорожке, а она думает, сбежать или не сбежать)) Но ввиду отсутствия отца сценарий пришлось переиграть. Видимо именно этот момент молодые обсуждали с пастером.

Сама атмосфера всего этого действа мне показалась лишенной того напряжения, которое свойственно венчанию в нашей православной традиции. Оно какое-то более светское, легкое, скорее похоже на встречу друзей по торжественному поводу. Меньше условностей, гибкость во всем, любую часть процесса можно поменять для удобства участников. Ощущается, что это не гнет священной обязанности, а радость от со причастия высокому. Грань тонкая, не знаю поймут ли меня, но она есть, и мне простота и ненавязчивость исполнения всех обрядов понравилась.

Вся служба проходила на немецком, так что у меня не было возможности следить за ходом повествования, но мне объяснили, что священник должен спросить, нет ли у кого-нибудь из присутствующих возражений против этого брака, или, возможно, кто-то знает какую-то причину, по которой он невозможен. К этому пункту у всех очень серьезное отношение, это не просто повод для сценарного хода в голливудской комедии. Хорошо, что у нас никому ничего такого не пришло в голову и церемония прошла успешно.

С этого момента пара считается мужем и женой.

Следующим пунктом церемонии было поздравление друзей и родственников. Они пели псалмы. Очень трогательная традиция и обязательный пункт программы в любом протестантском венчании. У нас только пели, но мне рассказали, что эта часть также организуется каждой парой по-своему, могут духовную играть музыку, устроить небольшой банкет (без крепкого алкоголя).

А вот часть обряда за пределами чопорной церкви уже была полна веселья в совершенно русском духе и стиле.

Мне эта свадьба показалась очень душевной и счастливой... конечно же, все молодые счастливы, но не у всех есть возможность проживать этот день в истинном спокойствии и без стресса. Уж сколько на своем веку я видела невест на грани нервного срыва, не пересчитать.

В Германии ни кто не доводит себя до такого, хотя и скучной их свадьбу я бы не назвала. Соблюдается какой-то баланс между обязательным и удобным. А еще поразило участие родственников, без капризов, выяснения отношений и отстаивания прав на большее внимание к той или другой семье. Все делали все, что могли, чтобы создать молодым незабываемый праздник и хорошо провести время самим.

А как же священник-женщина? По-моему она была верхом профессионализма, мягкости и доброжелательности. Я поняла, что сестра приняла мудрое решение, доверив ей самое важное таинство своей жизни.

А вы могли бы доверить ваше венчание священнослужителю-женщине, если бы православная церковь допускала бы такую возможность?

Венчание – одно из самых символичных и важных событий в жизни любящей пары. Когда влюбленные хотят пожениться, многие из них мечтают не просто о торжественном, а и о духовном свадебном обряде.

Верующие христиане убеждены, что таинство венчания делает узы семейного брака священными и благословенными.

Что такое венчание и зачем нужен этот обряд

Сегодня обряд бракосочетания проводится в католических, православных и протестантских церквях. Но что подразумевается под словом «венчание»? Каждый христианин, в виду своих моральных и религиозных убеждений, по-разному понимает значение обряда.

В отличие от домыслов человека, церковь определяет таинство венчания как сугубо духовную часть свадебной церемонии.

Венчание – это церковный обряд, на котором любящая пара дает обеты верности друг другу, свидетельствует Богу о своей вере и просит у Него благословения на брак.

В Библии нет конкретных упоминаний об обряде венчания. Свадебная церемония – добрая традиция христианских конфессий. Однако сам обряд несет в себе великий замысел. Символ венчания представляет собой единение Христа — мужа со своей Церковью — невестой:

«И я, Иоанн увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа» (Откр. 21:2).

После венчания, брачный союз будет жить не только в земной, но и в вечной жизни. Когда пара заключает обет в присутствии Бога, она несет большую ответственность перед ним. После божьего благословения, влюбленные становятся супругами и обязуются быть перед Господом крепкой и верной семьей.

К венчанию нужно идти осознанно. Для молодых оно не должно быть «просто обычаем». И никто не вправе заставлять пару венчаться, если будущие супруги не понимают символичности и обязательств брачного обета.

Какие браки благословляет Бог

Бог не терпит грех. Чтобы человек не заблуждался в своих убеждениях, Господь дал четкое определение браку:

«Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников и прелюбодеев судит Бог». (Евр. 13:4)

Из этих слов становится ясно, что Господь не одобряет интимную связь вне брака и не благословляет союз тех, кто прелюбодействует. Бог не говорит, что будущие супруги должны быть телесно целомудренны друг перед другом. У каждого есть свое прошлое, и Бог не запрещает жениться вновь, если кто-то из супругов нарушил обет верности или ушел из жизни. Своим повелением Господь призывает любящую пару сохранить отношения до брака в чистоте и непорочности.

Как влияет венчание на дальнейшую судьбу супругов? Многие верят, что после церковного обряда пару ждет только светлое и беззаботное будущее. И это большое заблуждение. Плохие времена неизбежны в семейной жизни. Но божье благословение, которое супруги получают в день венчания, поможет им найти в себе силы, чтобы сохранить семью. Пары, живущие под Божьей благодатью, смогут духовно расти и преодолевать любые препятствия.

Чем венчание отличается от регистрации брака в ЗАГС

Когда влюбленные регистрируют брак в ЗАГС, они проявляют почтение и законопослушание своей стране. Перед государством такой союз считается правильным и законным.

Венчание выражает послушание Богу. Влюбленные хотят, чтобы их брак был законным не только перед страной, но и в глазах Господа. Своим решением супружеская пара заявляет Богу, что для них — Он неизменный авторитет в жизни.

Кто не может венчаться – особенности обряда в разных церквях

Кто не может венчаться в православной церкви?

  1. Пара, которая имеет другое вероисповедание.
  2. Люди, которые официально не разведены и продолжают состоять в законном государственном браке.
  3. Лица, которые более 3-х раз уже венчались в церкви.
  4. Пары, не получившие благословения на брак от родителей.
  5. Сторона, которая была виновна в расторжении предыдущего брака.
  6. Пара, не достигшая совершеннолетия. Люди пожилого возраста также не могут обвенчаться в церкви, если женщина старше 60-ти, а мужчина – 70-ти лет.
  7. Духовные лица, получившие священный сан.
  8. Монахи и монахини, заключившие обет безбрачия.

Кто не может венчаться в католической церкви?

  • Лица, которые разведены и хотят повторно венчаться (за исключением смерти одного из супругов).
  • Люди, исповедующие другую веру. Если один из будущих супругов является католиком, венчание допускается.
  • Пара, не прошедшая добрачную подготовку, в которую входит:
    • беседа с духовным наставником;
    • организация свадебной церемонии;
    • предоставление церковных документов: свидетельства о Крещении, Первом Святом Причастии и Миропомазании;
  • Лица, состоящие в незаконном браке. Католическая церковь не одобряет сожительства. В этом случае, запрет на венчание налагается не всегда, но зависит от индивидуальных ситуаций и решения духовного наставника.

Как насчет протестантских церквей?

В протестантском движении насчитано огромное количество деноминаций. В мире – это второе по числу верующих направление христианства после католицизма.

Во многих организациях действует своя внутрицерковная система, что позволяет каждой деноминации проводить обряд бракосочетания по-своему. Чтобы повенчаться в такой церкви нужно как минимум быть официальным членом организации и пройти с пастором местной общины добрачное консультирование

Это лишь краткий обзор венчальных обрядов, которые проводятся в церквях христианских конфессий. В каждом городе или стране, информация о свадебной церемонии в церкви может отличаться или дополняться различными условиями и требованиями.

Каких ошибок нужно избегать в семейной жизни, смотрите видео ниже.

О Таинстве Брака (Венчании)

«одной плотью» (1 Кор.7:2). (1 Кор.7:9).

– Апостол Павел пишет: (1 Тим.5:14).

О Таинстве Брака (Венчании)

16.1. Что такое брак в церковном понимании?

– Брак есть Таинство, в котором, при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.

16.2. Обязательно ли венчаться?

– Если оба супруга верующие, крещеные и православные, то венчание необходимо и обязательно, так как во время этого Таинства муж и жена получают особую благодать, освящающую их брак. Брак в Таинстве Венчания восполняется благодатью Божией на созидание семьи как домашней церкви. Прочный дом может быть воздвигнут только на фундаменте, а подлинная христианская семья основывается на Таинстве Венчания. В христианском браке Божия благодать становится тем фундаментом, на котором возводится здание счастливой жизни семьи.

Участие в Таинстве Венчания, как и во всех других Таинствах, должно быть осознанным и добровольным. Важнейшим побудительным мотивом к Венчанию должно быть стремление мужа и жены жить по-христиански, по-евангельски; на это и дается помощь Божия в Таинстве. Если такого стремления нет, а решили венчаться «по традиции», или потому что «красиво», или для того, чтобы «семья была крепче» и «как бы чего не вышло», чтобы муж не загулял, жена не разлюбила, или по подобным причинам – тогда венчаться не надо. Такое участие в Таинстве Венчания ни к чему хорошему не приведет, и может послужить даже в суд и в осуждение.

16.3. Какова цель христианского брака? Только ли рождение детей?

– Брак в христианстве имеет особое религиозное измерение. По воле Творца человеческая природа разделена на два пола, две половины, ни одна из которых в отдельности не обладает полнотой совершенства. В браке супруги взаимно обогащают друг друга свойствами и качествами, присущими своему полу, и таким образом обе стороны брачного союза, становясь «одной плотью» (Быт.2:24; Мф.19:5-6), то есть единым духовно-телесным существом, достигают совершенства. Христианскую семью называют «малой Церковью», ибо в браке имеет место тот же тип единства людей, что и в Церкви, «большой семье», – единение в любви. Для того чтобы любить, человек должен совершить акт самоотречения, отвергнуться своего эгоизма, научиться жить ради других. Этой цели и служит христианский брак, в котором супруги преодолевают свою греховность и природную ограниченность. Есть и другая цель у брака - предохранение от распутства и сохранение целомудрия. «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор.7:2). «Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор.7:9).

16.4. Почему жена должна подчиняться мужу?

«Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф.5:22,23). Жена справедливо подчинена мужу, равночестие могло бы произвести вражду, потому что сначала от жены произошло обольщение.

Но главенство мужа в семье – не тирания, не унижение и угнетение, а деятельная любовь: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф.5:25). Любовь должна быть трезвой: не столько ради жены, сколько ради повиновения Господу. Нередко муж, сам того не осознавая, разрешает или запрещает жене то, что внушает ему Бог.

Поэтому жена должна оказывать мужу нелицемерное почтение как главе семейства. Эту обязанность тоже внушает ей Бог и законы природы, ведь Господь создал ее слабейшей в сравнении с мужем и назначил ей быть его помощницей. «Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа» (1 Кор.11:8,9). Пусть иногда жена и превосходит мужа нравственными качествами, образованием и опытностью, но и в таком случае она не имеет права выходить за пределы, установленные Законом Божиим, а должна свято сохранять в душе уважение к мужу и доказывать это на деле.

16.5. Что требуется для того, чтобы обвенчаться?

– Брак должен быть зарегистрирован в ЗАГСе. О времени венчания следует предварительно договориться в храме. Перед венчанием желательно исповедоваться и причаститься. Надо иметь обручальные кольца, иконы, белый рушник, свечи, нательные крестики и свидетелей, крещеных в Православной Церкви.

Приступая к столь важному Таинству, требуется приготовить себя, очистившись Исповедью, Причащением и молитвой, но не балами, музыкой и танцами, ибо этот шаг простирается не только на здешнюю жизнь, но и на вечность.

16.6. Как правильно исповедоваться и причаститься перед венчанием?

– Подготовка к Исповеди и Причастию перед венчанием такая же, как и в любое другое время.

16.7. Кому запрещено вступать в церковный брак?

– Церковь не допускает 4-й и 5-й браки. Запрещается вступать в брак близким родственникам, а также, если один из брачующихся (или оба) объявляют себя убежденными атеистами, некрещеными, или если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом. Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между восприемниками одного ребенка. Нельзя венчаться тем, кто ранее дал монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.

16.8. Можно ли обвенчаться с католиком или сектантом?

– В России до 1721 года запрещались браки православных не только с нехристианами, но и с инославными. Но с 1721 года стали дозволяться браки православных с католиками, протестантами и армянами при условии, что дети будут крещены в Православии. На венчание православного человека с лицом другого христианского вероисповедования требуется разрешение правящего архиерея. Если же хотя бы один из брачующихся исповедует нехристианскую религию (например, мусульманство, иудаизм, буддизм) или является сектантом, то такой брак Православная Церковь не венчает, если только они не переходят в Православие.

Когда само супружество должно быть освящено священническим покровом и благословением, как можно назвать супружеством то, где нет согласия в вере? Каждая религия откладывает свой особенный отпечаток на культуру и мировоззрение своих представителей, даже на таких, которые не являются ее вдохновенными исповедниками.

16.9. Как записаться на венчание?

– Для этого надо обратиться в свечную лавку или договориться непосредственно со священником о времени совершения Таинства.

16.10. Когда венчание не совершается?

– венчание запрещено в течение всех четырех многодневных постов; во время Сырной седмицы (масленицы); на Светлой (Пасхальной) седмице; от Рождества Христова (7 января) до Крещения (19 января); накануне двунадесятых праздников; по вторникам, четвергам и субботам в течение всего года; 10, 11, 26 и 27 сентября (в связи со строгим постом ради Усекновения главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня); накануне престольных храмовых дней (в каждом храме они свои).

Дни, в которые венчание разрешено, отмечены в православном календаре.

16.11. Можно ли венчаться беременной?

– Беременность невесты не служит препятствием для венчания.

16.12. Можно ли обвенчаться после рождения ребенка?

– Можно, но не ранее, чем через 40 дней после родов.

16.13. Обязательно ли иметь благословение родителей на церковный брак?

– Отсутствие родительского благословения прискорбно, но это не может препятствовать венчанию. В таком случае родительское благословение может быть заменено священническим, лучше всего – благословением духовника одного из супругов.

16.14. Допускает ли Церковь второй брак?

– Апостол Павел пишет: «Жена связана законом, доколе жив ее муж; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор.7:39) и в другом месте: «Я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» (1 Тим.5:14).

По снисхождению к человеческим немощам Церковь допускает второй брак.

16.15. Можно ли обвенчаться тем, кто уже давно состоит в браке?

– Можно и нужно. Те пары, которые венчаются в зрелом возрасте, относятся к венчанию серьезнее, чем молодые люди. Пышность и торжественность свадьбы у них заменяется благоговением и трепетом перед величием брака.

16.16. Обязательно ли иметь свидетелей при венчании?

– По русской традиции всякая супружеская пара имеет свидетелей. В храме они держат венцы над головами новобрачных. Свидетели должны быть крещеными. Однако отсутствие свидетелей не является препятствием к венчанию, можно венчаться и без них.

16.17. Что надо сделать, чтобы получить церковный развод?

– Церковь только в исключительных случаях дает согласие на расторжение брака – главным образом тогда, когда он уже осквернен прелюбодеянием или фактически уже разрушен обстоятельствами жизни (например, долголетним безвестным отсутствием одного из супругов). Для расторжения брака надо подать правящему архиерею письменное прошение.

Отцы-основатели протестантизма начали свою деятельность с отрицания символики традиционных церквей: икон, таинств, пышных богослужений и праздников. Что собой представляет протестантское богослужение? Есть ли сейчас у протестантов таинства, празднуют ли они что-нибудь? Попробуем ответить на эти вопросы.

От редакции: Для лучшего понимания сути протестантизма и многочисленных протестантских деноминаций рекомендуем ознакомиться со статьёй

Богослужение

Из чего состоит протестантское богослужение? Из пения церковных гимнов, совместной молитвы, чтения Священного Писания и проповеди.

Есть ли какая-то деноминационная специфика богослужений? Предельно простое богослужение у квакеров. Гимны не поются, не читаются проповеди, нет установленных молитв. Всякий, кто хочет, может говорить, исходя из своего жизненного опыта. Это называется «высказываемая служба», «словесное пастырство».

Пятидесятническое богослужение иногда сопровождается глоссолалией. В ряде американских и латиноамериканских общин харизматического толка в связи с учением о спонтанном действии Святого Духа в церкви на богослужении приняты экспрессивные проявления.

Элементы католической службы сохранились у англикан и лютеран. Так, во время богослужения прихожане сидят на стульях или скамьях, поднимаясь (или иногда опускаясь на колени) лишь во время молитвы или в самые важные моменты литургии. Сохранились свечи, ладан, наличие алтаря.

Регламентировано ли протестантское богослужение? Лютеране и англикане служат по специальным служебникам, в Новоапостольской церкви порядок богослужения определяется высшим церковным руководством. Во всех остальных деноминациях есть сложившийся порядок богослужения, содержание песен и проповедей определяется руководством общины. Принципиально спонтанно богослужение квакеров.

Есть ли иконы у протестантов? Принципиально – нет. Но лютеране и некоторые другие деноминации при этом допускают наличие в церквях картин, фресок и витражей на библейские сюжеты.

Есть ли музыка на протестантском богослужении? У лютеран и англикан на богослужении используется орган, у амишей музыка запрещена. Во всех остальных церквях используются разные музыкальные инструменты.

У ряда евангелических и харизматических общин принято богослужение в стиле рок (иногда – даже в стиле «рэп» и «метал»).

Таинства

Есть ли понятие «таинство» у протестантов? Есть, но оно понимается скорее как просто символическое действие. У квакеров, Армии Спасения, унитариан нет понятия «таинство», а крещение и причастие не обязательны.

Сколько таинств у протестантов? Семь – у англикан, они признают все те же таинства, что православные и католики (крещение, миропомазание, покаяние, причастие, елеосвящение, таинство брака и священства). Три – у Новоапостольской церкви (крещение, запечатление Святым Духом, причастие). Все остальные деноминации признают таинствами крещение и причастие (в ряде случаев – просто символическими действиями, завещанными Христом), а другие церемонии — только обрядами.

Крещение

Кого могут крестить протестанты? Человека, сознательно исповедующего веру во Христа или (в тех церквях, где признают крещение детей) детей верующих родителей.

Крестят ли протестанты детей? Англикане, лютеране, пресвитериане, конгрегационалисты, реформаты, гернгутеры, методисты и Новоапостольская церковь практикуют крещение детей. Гуттериты, баптисты, данкеры, адвентисты, Ученики Христа (Церковь Христа) и пятидесятники признают только крещение взрослых (обычно в 12–18 лет, у гуттеритов – в 20–30 лет). Дети в этих церквях обычно благословляются пастором при рождении, посещают богослужение, но не считаются членами церкви.

Как крестят протестанты? Лютеране, англикане, пресвитериане, меннониты, методисты признают различные формы водного крещения: на практике чаще используют обливание, методисты – окропление. В баптизме, евангельском христианстве, адвентизме, пятидесятничестве, Новоапостольской церкви, у Учеников Христа крещение совершается исключительно полным погружением. У данкеров крещаемый трижды погружается лицом в воду.

Причастие/хлебопреломление

Каково протестантское понимание Тела и Крови Христа? Лютеране и гернгутеры верят в пресуществление, т.е. в реальное присутствие Тела и Крови Христа в хлебе и вине, остальные отвергают это учение, считая хлеб и вино просто символами.

Кто допускается к причастию? Только взрослые члены общины. У англикан в некоторых случаях возможно допущение к причастию детей, не прошедших конфирмацию.

Как совершается причастие у протестантов? Во время богослужения служители раздают хлеб и вино (у методистов, адвентистов, Учеников Христа, в некоторых харизматических общинах вместо вина — виноградный сок).

У амишей и данкеров, а также в ряде баптистских, адвентистских и пятидесятнических общин перед хлебопреломлением совершается обряд омовения ног как элемент Тайной вечери.

Священство

Как понимается священство у протестантов? Главной структурной единицей в протестантизме является община, которой управляет пастор и собрание верующих. Церковные служители считаются простыми делегатами сообщества верующих, все верующие являются носителями священства.

Существует ли при этом церковная иерархия? У квакеров принципиально нет никакого священства. В Армии Спасения нет священнослужителей в строгом смысле этого слова, но есть звания, похожие на военные: генерал (глава Армии Спасения), полковник, майор, капитан, лейтенант, старший сержант, сержант, солдат.

У пресвитериан и конгрегационистов принципиально двухчастная структура (дьякон и пастор/старейшина). У баптистов, методистов, пятидесятников формально трехчастная структура, но епископ понимается скорее как старший пастор, ответственный за определенный регион, чем более высокая степень священства; у Учеников Христа епископ – только руководитель отдельной общины. У лютеран количество иерархических ступеней жестко не регламентировано и зависит от сложившихся традиций: например, трехчастная (епископальная) существует в Швеции, двухчастная – в Северной Америке. У реформатов, англикан, гернгутеров, амишей, унитариан сохраняется трехчастная иерархия (дьякон, священник/пастор, епископ).

Самая развернутая иерархия у Новоапостольской церкви, сохраняющей, впрочем, трехчастную структуру:

Апостольский сан: первоапостол (руководитель Новоапостольской церкви), окружной апостол и апостол;

Священнический сан: епископ, окружной старейшина, окружной евангелист,

пастор, общинный евангелист, священник;

Сан дьякона: дьякон и младший дьякон.

Кто назначает священнослужителей у протестантов? У лютеран, англикан, реформатов, в Новоапостольской церкви священнослужителей рукополагает вышестоящее руководство (в Армии Спасения – присваивает звания). У пресвитериан, конгрегационистов, гуттеритов, амишей, Учеников Христа их рукополагает избравшая их община, у всех остальных, как правило, присутствует сочетание выбора общины и его утверждение через рукоположение вышестоящих священнослужителей.

Как происходит избрание священнослужителя у протестантов? Путем назначения – у тех, где рукополагают вышестоящие, избрания на общинном собрании (и последующего утверждения у вышестоящих при наличии такого требования) – у всех остальных. У амишей, гуттеритов и гернгутеров священнослужители избираются по жребию.

После назначения или избрания о новом священнослужителе торжественно молятся, как правило, с возложением на него рук. У англикан священство считается таинством (см. выше) и совершается по особому чину.

Нужно ли протестантскому священнослужителю специальное образование? У англикан, лютеран, пресвитериан, адвентистов обязательное требование к пастору – учиться в семинарии, в закрытых общинах (гернгутеры, гуттериты, данкеры, амиши) образованием считается знание Священного Писания и опыт проведения совместных молитв, у всех остальных деноминациях богословское образование для священнослужителя желательно. Принципиально не получают богословского образования священнослужители Новоапостольской церкви (по образцу ранней Церкви).

Есть ли у протестантских священнослужителей специальные облачения? У англикан (особенно в т.н. Высокой Церкви) присутствуют облачения, похожие на католические. У лютеран пасторы носят талар (черную мантию) или альбу (белое литургическое одеяние). В Армии Спасения офицеры носят специальную служебную одежду, напоминающую военную форму. В Новоапостольской церкви для священнослужителей обязателен черный костюм. Во всех остальных протестантских деноминациях нет специальной одежды. Но многие пасторы носят рубашку с колларом (специальным воротником с белой полоской или вставкой).

Признается ли у протестантов женское священство? К началу XXI в. многие протестантские церкви признали женское священство: англикане, унитариане, большинство общин Учеников Христа, ряд лютеранских, методистских и пятидесятнических церквей харизматического толка, некоторые пресвитерианские и баптистские объединения. В Армии Спасения офицерские должности одинаково доступны для мужчин и для женщин. У адвентистов седьмого дня женщина может быть дьякониссой. В России женское священство имеется только в ряде харизматических церквей.

Обряды

Есть ли какой-то обряд «закрепления» после крещения, похожий на миропомазание? В некоторых протестантских конфессиях существует обряд конфирмации – публичного исповедания веры (в лютеранстве, англиканстве и реформатстве после крещения, в баптизме, адвентизме и пятидесятничестве — перед крещением). Конфирмацию проводят после катехизации и не раньше достижения сознательного возраста: в 13-14 лет у лютеран, в 14-16 – у англикан. У лютеран и англикан ее организует пастор, у англикан – епископ. В Новоапостольской церкви существует «запечатление Святым Духом» (возложение рук с произнесением молитвы и благословения), похожее по смыслу на таинство миропомазания, совершает его только апостол.

Есть ли исповедь у протестантов? В том или ином виде есть во многих деноминациях, кроме церквей кальвинистской традиции. Обязательна у гернгутеров (перед причастием).

Что собой представляет исповедь? Рассказ о своих грехах пастору или личному наставнику. У методистов практикуется общая исповедь перед причастием. Амиши признают только публичную исповедь в случае тяжкого греха.

Есть ли у протестантов венчание? Благословение жениха и невесты есть в большинстве протестантских деноминаций.

Как проходит венчание? У англикан и лютеран существует особое чинопоследование, которое проводит пастор в церкви. Во всех остальных деноминациях место проведения и форма клятвы – произвольные.

Как проводятся похороны у протестантов? Лютеране и англикане проводят обряд отпевания, во многом похожий на католический. В большинстве протестантских деноминаций не приняты особые ритуальные одеяния для покойного, не предусмотрены какие-либо определенные сроки похорон и похоронные бдения. В гробу умершего кладут на спину, соединяя руки на груди. В гроб не принято класть вместе с покойным символические или личные предметы. Во многих западных общинах разрешена и практикуется кремация.

Церемонию похорон проводит пастор, обычно — в церковном здании. Обряд символизирует передачу души покойного Богу, провозглашая надежду на обязательное воскрешение присутствующим живым. За упокой не молятся.

Праздники

Есть ли у протестантов праздники? Есть у всех, кроме квакеров и адвентистов седьмого дня (они почитают только субботу, другие праздники могут праздновать, но не признают их обязательными).

Какие праздники отмечает большинство протестантов? Рождество Христово, Пасху и Пятидесятницу.

Есть ли специфические протестантские праздники? У англикан сохранились почти все праздники католической церкви, включая дни почитания святых, у лютеран – 1-ое воскресенье адвента, Великий четверг, Страстная пятница, День всех святых (при том, что лютеране не признают почитания святых), День поминовения усопших. Лютеране с XVI в. отмечают День Реформации – 31 октября, вместе с ними его празднуют многие другие деноминации.

Лютеране и баптисты отмечают праздник Жатвы (сентябрь-октябрь). Баптисты и Новоапостольская церковь отмечают День Благодарения. Гернгутеры празднуют день основания своей общины — 1 марта, день обновления общины — 13 августа, день смерти Яна Гуса, которого считают своим основателем — 6 июля.