Русский синодальный перевод. Библия онлайн Виды ставок на исход

1 И сказал Господь Моисею: войди к фараону, ибо Я отягчил сердце его и сердце рабов его, чтобы явить между ними сии знамения Мои,

2 и чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте, и о знамениях Моих, которые Я показал в нем, и чтобы вы знали, что Я Господь.

3 Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали ему: так говорит Господь, Бог Евреев: долго ли ты не смиришься предо Мною? отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение;

4 а если ты не отпустишь народа Моего, то вот, завтра Я наведу саранчу на твою область:

5 она покроет лице земли так, что нельзя будет видеть земли, и поест у вас оставшееся, уцелевшее от града; объест также все дерева, растущие у вас в поле,

6 и наполнит домы твои, домы всех рабов твоих и домы всех Египтян, чего не видели отцы твои, ни отцы отцов твоих со дня, как живут на земле, даже до сего дня. Моисей обратился и вышел от фараона.

7 Тогда рабы фараоновы сказали ему: долго ли он будет мучить нас? отпусти сих людей, пусть они совершат служение Господу, Богу своему; неужели ты еще не видишь, что Египет гибнет?

8 И возвратили Моисея и Аарона к фараону, и фараон сказал им: пойдите, совершите служение Господу, Богу вашему; кто же и кто пойдет?

9 И сказал Моисей: пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими пойдем, ибо у нас праздник Господу.

10 Фараон сказал им: пусть будет так, Господь с вами! я готов отпустить вас: но зачем с детьми? видите, у вас худое намерение!

11 нет: пойдите одни мужчины и совершите служение Господу, так как вы сего просили. И выгнали их от фараона.

12 Тогда Господь сказал Моисею: простри руку твою на землю Египетскую, и пусть нападет саранча на землю Египетскую и поест всю траву земную и все, что уцелело от града.

13 И простер Моисей жезл свой на землю Египетскую, и Господь навел на сию землю восточный ветер, продолжавшийся весь тот день и всю ночь. Настало утро, и восточный ветер нанес саранчу.

14 И напала саранча на всю землю Египетскую и легла по всей стране Египетской в великом множестве: прежде не бывало такой саранчи, и после сего не будет такой;

15 она покрыла лице всей земли, так что земли не было видно, и поела всю траву земную и все плоды древесные, уцелевшие от града, и не осталось никакой зелени ни на деревах, ни на траве полевой во всей земле Египетской.

16 Фараон поспешно призвал Моисея и Аарона и сказал: согрешил я пред Господом, Богом вашим, и пред вами;

17 теперь простите грех мой еще раз и помолитесь Господу Богу вашему, чтобы Он только отвратил от меня сию смерть.

18 Моисей вышел от фараона и помолился Господу.

19 И воздвигнул Господь с противной стороны западный весьма сильный ветер, и он понес саранчу и бросил ее в Чермное море: не осталось ни одной саранчи во всей стране Египетской.

20 Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не отпустил сынов Израилевых.

21 И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской, осязаемая тьма.

22 Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня;

23 не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их.

24 Фараон призвал Моисея и сказал: пойдите, совершите служение Господу, пусть только останется мелкий и крупный скот ваш, а дети ваши пусть идут с вами.

25 Но Моисей сказал: дай также в руки наши жертвы и всесожжения, чтобы принести Господу Богу нашему;

26 пусть пойдут и стада наши с нами, не останется ни копыта; ибо из них мы возьмем на жертву Господу, Богу нашему; но доколе не придем туда, мы не знаем, что принести в жертву Господу.

27 И ожесточил Господь сердце фараона, и он не захотел отпустить их.

28 И сказал ему фараон: пойди от меня; берегись, не являйся более пред лице мое; в тот день, когда ты увидишь лице мое, умрешь.

29 И сказал Моисей: как сказал ты, так и будет; я не увижу более лица твоего.

з. Казнь 8: саранча (10:1-20)

Это описание восьмой казни может быть разделено на четыре части: наставления Моисею (стихи 1-6), его разговор с фараоном (стихи 7-11), губительное нашествие саранчи (стихи 12-15), уничижение и смирение фараона и новое ожесточение сердца его (стихи 16-20).

Исх. 10:1-6 . В этой каре выявляется еще одно назначение судов Божиих. Не только ради того, чтобы смирить фараона и принести освобождение Израилю, совершались они - казням надлежало явить Израилю могущество Божие, чтобы, как повелевает Он Моисею, ты рассказывал (об этом) сыну твоему и сыну сына твоего. Смысл этих знамений в познании Израилем, что Бог есть Господь (Иегова).

Поскольку фараон отказался смириться перед Богом, то Бог вызвал страшное нашествие саранчи на Египет. Саранча, летящая стаями в миллионы особей, вполне может уничтожить урожай, созревший на полях, которые раскинулись на многие мили окрест (сравните Иоил. 1:2-7; Ам. 7:1-3); ведь она поедает и листья и даже кору с деревьев. Значительная часть пищевых запасов города, а то и целой страны может исчезнуть на протяжении нескольких минут или часов.

Что не было до этого уничтожено градом - пшеница и полба (9:32), фрукты (10:15), овощи и зелень в полях (10:12,15) - будет съедено саранчой. Как до этого жабы и песьи мухи, она будет проникать в жилища людей… Как не знали египтяне подобного града (9:18), так не знали они до сих пор и подобного нашествия саранчи (10:6; сравните стих 14).

Исх. 10:7-11 . Экономическое разорение в таких масштабах заставило чиновников фараона осознать, что явно не стоило удерживать в стране рабов (сих людей) такой несообразной ценой: Египет, говорили они, гибнет. И тогда просьбе Моисея как таковой фараон уступил: пойдите (стих 8), сказал он. И хотя Моисей ни разу не говорил ему о возвращении народа назад, фараон и сам почувствовал, что они уйдут совсем, коль заберут с собой членов своих семей, стада и отары (стих 9). У вас худое намерение, - сказал он. И предложил им другой компромисс (сравните 8:25, 28): пойдите одни мужчины (10:11). Моисей и Аарон, не согласившиеся на этот компромисс, были выгнаны из дворца.

Исх. 10:12-15 . По причине нечестивости фараона, его неверия и упорства Бог повелел Моисею: простри руку твою (сравните 9:22; 10:21), и пусть нападет… на землю саранча. И простер Моисей жезл свой, и поднялся восточный ветер, продолжавшийся весь тот день и всю ночь. Некоторые говорят, что "восточный ветер" просто означает "сильнейший ветер", поскольку обычно на Египет дуют ветры с юга. Но это неверное понимание - ведь чуть ниже (стих 19) Моисей упоминает о западном ветре, который отнес саранчу в сторону Красного моря (буквально "Камышового моря" или "моря папирусов"; сравните толкование на 14:2).

Катастрофа превосходила всякое воображение; саранчи было столько, что под ней земли не было видно (10:15). Она поразила весь Египет. Все пострадало в этой стране - экономика, положение людей и их благосостояние, религиозные представления; Египет лишился присущей ему красоты. Нут, богиня неба, не сумела остановить эту саранчу, а Озирис, бог плодородия, не смог спасти того, что созрело в полях.

Исх. 10:16-20 . И опять покаялся фараон в своем согрешении (сравните 9:27) и взмолился об облегчении, но поведение его изобличало в нем нераскаянность сердца. По просьбе Моисея Бог избавил фараона и от этой кары, но он, далекий от истинного почитания Бога, опять нарушил свое обещание.

и. Казнь 9: тьма (10:21-29)

Исх. 10:21-23 . Подобно третьей и шестой, девятая казнь совершилась над Египтом без предупреждения. Когда Моисей простер руку свою (сравните 9:22; 10:12-13), землю окутала густая тьма, продолжавшаяся три дня, и свет был лишь в земле Гесем. В точности неизвестно, посредством какого природного явления вызвал Господь эту тьму, но поскольку Гесем был избавлен от нее, она не могла произойти от солнечного затмения.

По мнению некоторых богословов, осязаемая тьма (10:21) соответствовала сильнейшей песчаной буре, которая затмила солнце: от возникших таким образом мглы и раскаленного воздуха люди прятались кто куда мог. Раз земля обнажилась, - ведь все, что росло на ней и покрывало ее, было побито градом или поедено саранчой, - мартовская песчаная буря, шедшая с юга, могла быть необычайно свирепой.

Объектом этой казни было одно из главных божеств Египта - бог солнца Ра, представителем которого на земле считался фараон. Солнечный свет и тепло, воспроизводство жизни - все это относилось к компетенции Ра. Другие боги, включая Гора, тоже так или иначе ассоциировались с солнцем. Не могла не быть посрамлена этой казнью (так же, как выпадением града и нашествием саранчи) и Нут, богиня неба.

Исх. 10:24-29 . В несчастье своем фараон призвал Моисея и сказал, что хочет отпустить его с его народом, но чтоб они не брали с собой мелкого и крупного скота своего. Это было четвертой попыткой фараона пойти на компромисс (сравните 8:25,28; 10:11). Домашний скот евреев, если бы удержать его, помог бы египтянам восполнить их потери (в скоте) от 5-ой и 7-ой казней. Но Моисей не пошел ни на малейший компромисс не останется ни копыта). Он настаивал на том, что поскольку народ призывается совершить поклонение Богу, им нельзя оставить в Египте ничего из тех животных, которые могут понадобиться для жертвоприношения.

Пришедший в агрессивное состояние фараон приказал Моисею уйти с его глаз. Моисей спокойно отвечал: я не увижу более лица твоего. Это, на первый взгляд, противоречит факту встречи между фараоном, Моисеем и Аароном, которая состоялась позднее (12:31). Но сказанное Моисеем в 10:29 можно объяснить в свете того, что он не намерен был возвращаться к фараону мирно, неся ему слово от Бога. Иначе говоря, если бы Моисей и увидел фараона снова, то лишь затем, чтобы возвестить ему о неизбежной казни, либо - по просьбе фараона, который захотел бы предоставить Моисею и израильтянам разрешение покинуть его землю.

 1 Бог посылает чрез Моисея на египтян восьмую и девятую казнь: саранчу и тьму.

1 И сказал Господь Моисею: войди к фараону, ибо Я отягчил сердце его и сердце рабов его, чтобы явить между ними сии знамения Мои,

2 и чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте, и о знамениях Моих, которые Я показал в нём, и чтобы вы знали, что Я Господь.

3 Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали ему: так говорит Господь, Бог Евреев: долго ли ты не смиришься предо Мною? отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение;

4 а если ты не отпустишь народа Моего, то вот, завтра Я наведу саранчу на твою область:

5 она покроет лицо земли так, что нельзя будет видеть земли, и поест у вас оставшееся, уцелевшее от града; объест также все дерева, растущие у вас в поле,

6 и наполнит домы твои, домы всех рабов твоих и домы всех Египтян, чего не видели отцы твои, ни отцы отцов твоих со дня, как живут на земле, даже до сего дня. Моисей обратился и вышел от фараона.

7 Тогда рабы фараоновы сказали ему: долго ли он будет мучить нас? отпусти сих людей, пусть они совершат служение Господу, Богу своему; неужели ты ещё не видишь, что Египет гибнет?

8 И возвратили Моисея и Аарона к фараону, и фараон сказал им: пойдите, совершите служение Господу, Богу вашему; кто же и кто пойдёт?

9 И сказал Моисей: пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими пойдем, ибо у нас праздник Господу.

10 Фараон сказал им: пусть будет так, Господь с вами! я готов отпустить вас: но зачем с детьми? видите, у вас худое намерение!

11 нет: пойдите одни мужчины и совершите служение Господу, так как вы сего просили. И выгнали их от фараона.

12 Тогда Господь сказал Моисею: простри руку твою на землю Египетскую, и пусть нападёт саранча на землю Египетскую и поест всю траву земную, и всё, что уцелело от града.

13 И простер Моисей жезл свой на землю Египетскую, и Господь навёл на сию землю восточный ветер, продолжавшийся весь тот день и всю ночь. Настало утро, и восточный ветер нанёс саранчу.

14 И напала саранча на всю землю Египетскую и легла по всей стране Египетской в великом множестве: прежде не бывало такой саранчи, и после сего не будет такой;

15 она покрыла лицо всей земли, так что земли не было видно, и поела всю траву земную и все плоды древесные, уцелевшие от града, и не осталось никакой зелени ни на деревах, ни на траве полевой во всей земле Египетской.

16 Фараон поспешно призвал Моисея и Аарона и сказал: согрешил я пред Господом, Богом вашим, и пред вами;

17 теперь простите грех мой ещё раз и помолитесь Господу, Богу вашему, чтобы Он только отвратил от меня сию смерть.

18 Моисей вышел от фараона и помолился Господу.

19 И воздвигнул Господь с противной стороны западный весьма сильный ветер, и он понёс саранчу и бросил её в Чермное море: не осталось ни одной саранчи во всей стране Египетской.

20 Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не отпустил сынов Израилевых.

21 И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской, осязаемая тьма.

22 Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня;

23 не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их.

24 Фараон призвал Моисея и сказал: пойдите, совершите служение Господу, пусть только останется мелкий и крупный скот ваш, а дети ваши пусть идут с вами.

25 Но Моисей сказал: дай также в руки наши жертвы и всесожжения, чтобы принести Господу, Богу нашему;

26 пусть пойдут и стада наши с нами, не останется ни копыта; ибо из них мы возьмем на жертву Господу, Богу нашему; но доколе не придем туда, мы не знаем, что принести в жертву Господу.

27 И ожесточил Господь сердце фараона, и он не захотел отпустить их.

28 И сказал ему фараон: пойди от меня; берегись, не являйся более пред лицо моё; в тот день, когда ты увидишь лицо моё, умрешь.

29 И сказал Моисей: как сказал ты, так и будет; я не увижу более лица твоего.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter



Исход, Пятикнижие Моисея, 10 глава

Мессианские служения Священные тексты в подлиннике

Бог ожесточает? «БО» - Шмот (Исход) 10:1-13:16 (5774)

וַיֹּ֤אמֶר יְהוָה֙ אֶל־מֹשֶׁ֔ה בֹּ֖א אֶל־פַּרְעֹ֑ה כִּֽי־אֲנִ֞י הִכְבַּ֤דְתִּי אֶת־לִבּוֹ֙ וְאֶת־לֵ֣ב עֲבָדָ֔יו לְמַ֗עַן שִׁתִ֛י אֹתֹתַ֥י אֵ֖לֶּה בְּקִרְבּֽוֹ׃

«вайомэр Адонай эль- Моше бо эль-паро, ки ани эхбадэти эт либо вэЭт-лев авадавлемаан шити ототайэле… ~Читать

Шмот (Исход) 10:1-13:16 (5773)

Читать Тору

Краткое содержание:
Б-г сообщил Моше, что упорство фараона вызвано предопределением свыше, ибо, благодаря сверхъестественным чудесам, мир убедился раз и навсегда в том, что Он истинный Б-г. Моше и Аарон предупредили фараона о казни саранчой и описали, насколько суровой она будет. Фараон согласился отпустить только мужчин, но Моше настаивал на том, чтобы из Египта вышел весь народ.
Во время казни фараон попросил Моше и Аарона удалить саранчу и признал, что согрешил. Б-г прекратил казнь, однако опять ожесточил сердце фараона, и тот в который раз передумал и отказался отпустить сынов Израиля. Тогда вся страна, за исключением еврейских домов, погрузилась в густой мрак.

Фараон в страхе вызвал Моше и разрешил ему вывести из Египта всех евреев, но при условии, что они оставят свой скот. Моше ответил, что не только свой скот они возьмут с собой, но и фараону, если он будет упорствовать, придется отдать им свой скот для искупительных жертв. Моше предупредил фараона, что Б-г намеревается наслать на египтян еще одну казнь, смерть первенцев, после которой он сам придет умолять, чтобы сыны Израиля покинули Египет.

Но Б-г еще больше ожесточил сердце фараона, и тот пригрозил Моше, что если он еще раз к нему явится, его предадут смерти. Б-г дал Моше заповедь о календаре, установив, что месяц Нисан будет первым месяцем года, а также повелел всем евреям в десятый день этого месяца взять овцу и стеречь ее до четырнадцатого дня. После этого овцу следовало принести в жертву, названную "песах", ее кровью помазать косяки дверей, а зажаренное мясо съесть. Кровь на дверном косяке должна была быть знаком для Б-га, чтобы Он, поражая первенцев, миновал ("пасах") иx дома. Этот день должен был навсегда остаться в памяти евреев как Песах - день Исxода из Египта, одной из особенностей которого является отказ от употребления в пищу квасного. Моше передал евреям повеления Б-га, и все было безоговорочно выполнено. После того, как Б-г навел на египтян последнюю казнь, поразив всех первенцев, фараон выпустил евреев из Египта. Б-г также сообщил Моше и Аарону законы пасхального жертвоприношения и выкупа первородного сына (пидьон а-бен), а также дал заповедь о тфилин.

Войди к фараону

«И сказал Господь Моисею: войди к фараону, ибо Я отягчил сердце его и сердце рабов его, чтобы явить между ними сии знамения Мои» (Исх.10:1)

Б-г говорит Моше войти к фараону, несмотря на то, что Он отягчил его сердце.

Рашбам: это первый раз, когда Г-сподь говорит Моше какие-то доводы, чтобы идти к фараону. Всевышний обосновывает миссию Моше: «Несмотря на то, что Я отяжелил его сердце…»

Ибн Эзра: «Иди к фараону, и пусть тебя не поражает, что он отяжелил свое сердце, потому что это Я отяжелил его сердце, чтобы привести к такому-то результату».

Удивительная ситуация, когда Б-г говорит делать что то, но уже наперед знает, что это точно не произойдет. Он говорит войти, чтобы просить отпустить народ, но знает, что фараон не отпустит их добровольно, и даже не, потому что он возможно, под обстоятельствами - не хотел бы это сделать, а потому что Б-г усилил его сердце, чтобы противостоять Моше.

Не задумывались вы над этим?
Б-г говорит нам - сделай вот так и так, и точно знает, что ничего из этого не выйдет.

Мы люди практические, приземленные, если мы что то делаем, то обязательно хотим видеть результат, пользу нашей деятельности. Но с Всевышним не так все просто. Не всегда из того, что Он повелевает нам делать, Он хочет видеть именно это в конечном итоге.
Цель не в том, чтобы получить результат из того, что мы делаем. Цель - воплотить Его волю на земле.

В чем была Его воля в отношении фараона?
Что на самом деле Всевышний преследовал в этой ситуации?
Давайте прочтем далее…

«И чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте, и о знамениях Моих, которые Я показал в нем, и чтобы вы знали, что Я Господь» (Исх.10:2)

Всевышний хотел, чтобы в будущем народ Израильский рассказывал своим потомкам о том, что произошло в Египте. Вот это цель. И если бы паро согласился отпустить евреев, эта цель не была бы достигнута.

וּלְמַ֡עַן תְּסַפֵּר֩ בְּאָזְנֵ֙י בִנְךָ֜ וּבֶן־בִּנְךָ֗ אֵ֣ת אֲשֶׁ֤ר הִתְעַלַּ֙לְתִּי֙ בְּמִצְרַ֔יִם…
«УлемаАн тесапэр беазнэй бинха убен-бинха эт ашэр итаальтИ бэмицраим»…

«И чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте»

Что означает слово - сделал? (הִתְעַלַּ֙לְתִּי֙) - итаальтИ.
Раши переводит так:«издевался, глумился».
Конечно не все согласны с этой точкой зрения, но Ибн Изра так же подтверждает это.

Это слово используется в Числах 22:29

«Валаам сказал ослице: за то, что ты поругалась надо мною; если бы у меня в руке был меч, то я теперь же убил бы тебя»

Что сделал фараон с сынами Израиля?
Ведь он прежде поступил подобным образом. Он сделал тоже самое.
Он издевался, ругался над сынами Израиля, когда он ужесточил рабство лишь за то, что ни хотели выйти поклонится Всевышнему.

Сработал вечный принцип: «мида ке-негед мида» - «мера за меру»
Фараон издевался над Его наследием, и Б-г воздал ему тем же.
Однозначно, Всевышний не забудет наши обиды, когда мы переносили их не из-за собственной глупости, но исполняя Его волю.

«Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки?
Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его» (1Пет.2:19-21)

Мы видим в Писании, что Всевышний не собирается устранять от нас несправедливость по отношению к нам. Это не Его цель. Цель - это воспитать нас.
Цель это дать разуметь нам самим и окружающим нас, что есть Б-г на Небесах. «Чтобы вы знали, что Я Господь»

Но используя других для этих целей, он не оставит без наказания и наших обидчиков.

«Так говорит Господь Бог: за то, что Едом жестоко мстил дому Иудину и тяжко согрешил, совершая над ним мщение, за то, так говорит Господь Бог: простру руку Мою на Едома и истреблю у него людей и скот, и сделаю его пустынею; от Фемана до Дедана все падут от меча» (Иез.25:12,13)

В конце концов, когда Израиль, по милости Всевышнего вышел из Египта. Знаете ли вы, сколько вышло с ними египтян? Или вы думаете, что вышел только один Израиль?

Нет, весь мир узнал, что Б-г евреев - это настоящий Б-г на Небе и на земле. И к такому Б-гу захотелось присоединиться большое количество других народов.

Посмотрим в Исход 12:37,38

«И отправились сыны Израилевы из Раамсеса в Сокхоф до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей;
и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое»

На иврите это (עֵ֥רֶב רַ֖ב) - «множество разноплеменных людей»

«Эрэв рав» Кто они?

Ункелос: «многочисленные чужаки» (т.е. люди, не относящиеся к сынам Израиля).
Раши: «смешение представителей разных народов, прошедших гиюр».
Ибн Эзра: «это египтяне, которые смешались с ними (смешанные семьи)
Рашбам: «смешение».
Даат микра: «многочисленный народ, состоящий из представителей разных народов».
Помимо 600.000 человек из сынов Израиля, было множество и из других народов. Те, кто понял и осознал, что нет другого Б-га, кроме Б-га Израиля.

И теперь, смотря на исход, на все чудеса, произошедшие с Израилем в это время, можно ли сказать, что Моше входил к фараону просить об исходе «зазря»? Можно ли сказать, что Израиль страдал напрасно, когда фараон ужесточал рабство?
Ведь фараон так и не послушал Моше.
И если бы Всевышний не принудил его, то так ничего и не произошло бы.

Нет, конечно, мы не можем так сказать. И, несмотря на то, что фараон не послушал Моше, цель Всевышнего была произведена - «все познали, что есть Б-г»

Это узнали в самом Египте, это узнали во всех землях, где жили на тот момент люди.
Возвращаясь к нам, я хотел бы сказать, что бывает, что из-за дня в день мы делаем, кажущуюся бесполезную работу. Которая не производит видимое действие, но мы знаем внутри, что это Всевышний призвал нас так поступать таким образом.
Мы страдаем от внутренних противоречий и от внешних воздействий. И хочется опустить руки, сдаться, но помните, что не всегда Б-г ждет именно плодов от этой работы, хотя мы и должны её делать. Через это Он делает гораздо больше и не видимое СЕЙЧАС для наших глаз. Это все равно выльется в огромное благословение для нас и окружающих нас людей. Как это вылилось в благословение для нас и окружающих нас людей. Как это вылилось в Исходе.

Краткий обзор «ЧИТАЕМ БИБЛИЮ ВМЕСТЕ – ЗА ОДИН ГОД!»
За 21 января – Исход 10 глава (пишу выборочно, сколько физически успеваю).

ИСХОД 10-я глава
10:1-2 Господь постоянно ободряет и Моисея, и весь израильский народ, что ситуацию Он полностью контролирует, что ожесточение сердца фараона и как бы безвыходная ситуация – это от Него, это – Его путь для народа. Снова Господь подчеркивает два смысловых значения происходящего: чтобы египтяне и другие языческие народы ясно увидели и твердо запомнили откровение через казни о том, кто такой Бог евреев, народа, которого Он Сам избрал Себе. И чтобы сам народ Божий также лучше узнал и удостоверился в Боге своем, утвердился в вере и уповании на Него, чтобы передавали живое личное свидетельство о делах Божиих своим потомкам, способствуя рождению и формированию веры в их сердцах.

10:4-20 Восьмая казнь – саранча.
Духовный смысл этой казни – неисчислимое множество врагов и бед, которые обрушиваются на жизнь и имущество человека и съедают все, что он имел до сего дня. Это могут быть люди-враги, которых Господь попустил прийти на наказуемые территории. О подобном мы читаем в книге Судей 6:1-6: «Сыны Израилевы стали опять делать злое пред глазами Господа, и предал их Господь в руки Мадианитян на семь лет. Тяжела была рука Мадианитян над Израилем. Сыны Израилевы сделали себе от Мадианитян ущелья в горах и пещеры и укрепления. Когда посеет Израиль, придут Мадианитяне и Амаликитяне и жители востока и ходят у них; и стоят у них шатрами, и истребляют произведения земли до самой Газы, и не оставляют для пропитания Израилю ни овцы, ни вола, ни осла. Ибо они приходили со скотом своим и с шатрами своими, приходили в таком множестве, как саранча; им и верблюдам их не было числа, и ходили по земле Израилевой, чтоб опустошать ее. И весьма обнищал Израиль от Мадианитян». Бывает саранча приходит в виде неисчислимых болезней, которые производят тот же эффект: «женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет, много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние» (Марка 5:25-26). Для духовного понимания ситуации внешний вид происходящего не важен, важна суть: проблем много, неисчислимые беды, из одного или многих источников, и они поедают все, что имеет человек.

10:13 Саранчу принес восточный ветер: дул, дул – и принес. Библейское духовное значение ветра – это действие определенных духов, невидимое, но реальное влияние духовного мира на состояние мира и процессы, происходящие в нем. Дух Святой также пришел в день Пятидесятницы со знамением сильного ветра: «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого» (Деяния 2:2-4). Подобно, как в физическом мире дуют ветры и приносят перемену погоды, так в духовном мире дуют духовные ветры, приходят новые духовные силы, армии, влияния, и происходят изменения в жизни людей, народов, государств и даже больших частей нашего мира. Например, пришествие Духа Святого в день Пятидесятницы принесло в наш мир новую духовную погоду и новое духовное время – день благодати и спасения, время строительства Новозаветней Церкви Божией из числа обращенных к Богу из разных народов. Ветер сопровождается соответствующими настроениями в сердцах и душах людей, учениями и пропагандой, соответственной настройкой общественного мнения и другими характеристиками. Нам, Божьим людям в этом мире, важно не допускать себе подвергаться ветрам, дующим в этом мире: «чтобы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения» (Ефесянам 4:14). Паруса корабля нашей жизни должны всегда наполняться ветром Духа Божьего Святого.