Социология Ф. Тенниса. Теннис (Tonnies) Фердинанд Тённис социолог

Tonnies, Ferdinand) (1855-1936) - немецкий социолог и основатель Немецкой социологической ассоциации. Наиболее известен внедрением терминов Gemeinschaft и Gesellschaft (прил.), основанных на различии между "естественной волей" (Wesenwille), включая привычную, а также инстинктивную деятельность, и "рациональной волей" (Kunville), включая инструментальную рациональность. Обе группы были идеальными типами и использовались автором для анализа исторических изменений в социальной организации, в том числе проблем, созданных разрушением традиционных социальных структур. Понятия Тенниса и аспекты его тезиса об утрате общинности.в современных обществах не далеки от позиций Вебера и, в меньшей степени, Маркса. Они - один из факторов, оказавших влияние на работы Чикагской школы, а также формулировки Парсонсом Образцовых переменных.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТЁННИС (Tonnies) Фердинанд

1855-1936) - немецкий социолог. Получил диплом по классической филологии в Тюбингене (1877). В 1881 получил степень доктора по философии в Кильском университете, где работал с 1881 по 1933 (до отстранения от преподавания) (приват-доцент, с 1909 - экстраординарный, с 1913 - ординарный профессор). Вместе с Зомбартом, Зиммелем и М. Вебером явился основателем Немецкого социологического общества, был его первым председателем с 1909 по 1933 (до отстранения нацистами). Сооснователь и президент Гоббсовского общества. Известен как руководитель нескольких общенациональных проектов по прикладной социологии. Основные работы: "Община (общность) и общество" (1887); "Маркс. Жизнь и учение" (1921); "Социологические очерки и критика" (т. 1-3, 1925-1929); "Введение в социологию" (1931) и др.

Среди теоретических источников социологической концепции Т. можно выделить работы Т. Гоббса, Б. Спинозы, А. Шопенгауэра, Э. фон Гартмана, Маркса и Энгельса (с которым Т. состоял в переписке). Определенное влияние на становление его взглядов оказали также работы Ф.К. Совиньи (основоположник "исторической школы права"), Г. Мейна, Моргана, И.Я. Бахофена. Вместе с Зиммелем и фон Визе (его ученик) считается основоположником формальной школы в социологии.

Т. остается, несмотря на "теннисовский ренессанс" в западной мысли, фигурой во многом ритуализированной. Без ссылок на его противопоставление принципов "общества" и "общины" ("общности") не обходится ни одно серьезное социальное исследование, но в то же время этот принцип не отрефлексирован должным образом как одна из доминант социальной философии и социологии 20 в.

В основе двух возможных типов социальности, согласно Т., лежит различение двух типов выраженной в них воли. Основа "общины" ("общности") как первого возможного типа социальности - "сущностная воля" (естественная инстинктивная воля, обусловленная осознанием инстинктивно-чувственной органичности социальных отношений). Это воля, соотнесенная с присущим ей мышлением, непосредственно переходящая в действие, - целостно-самодостаточна, ее субъектом является "самость". Основа "общества" как второго возможного типа социальности - "избирательная воля", определяемая мышлением постольку, поскольку в нем есть волевое начало. Субъект "избирательной воли" задается формально-юридически как "лицо". В соотнесении с типологией социального действия М. Вебера, "избирательная воля" связана с целерациональным действием и ориентирована в будущее, "сущностная воля" - с остальными типами действия (ценностно-рациональным, традиционным и аффективным) и предзадается прошлым. В "общине" социальное целое предшествует частям, в "обществе" - социальное целое выступает как совокупность частей. Это различие суть различие между "органикой" и "механикой" (естественностью и искусственностью) частей целого. Т. развивает и переинтерпретирует почерпнутое у Г. Мейна различие "статуса", характеризующего естественное ("общинное") состояние, и "контракта", характеризующего общественно-договорное (искусственное) состояние ("общество"). Но в обоих случаях социальность - это взаимодействие воль, в ходе которого происходит взаимоотчуждение ("общество") или "взаимослияние" ("община").

Любая социальная целостность, по Т., возникает всякий раз только из волевого взаимодействия индивидов. "Волеизъявление" - это условие "взаимоутверждения" людей, без чего невозможна социальность (Т. - автор термина "волюнтаризм"). "Сущностная" воля "разумна", но не обязательно рациональна. Скорее, она фундируется эмоционально-чувственными ("полуинстинктивными") отношениями. "Избирательная воля" изначально рассудочна, предполагает осознанный выбор и формирование целей действия (это - "расчетливый разум"). Общинные отношения включают в себя родово-семейные, соседские и дружеские отношения и соответствующие им социальные формы (семья, формы совместного проживания и т.д.). Общество связано с отношениями рационального обмена. Эти отношения возможны между "индивидуальными лицами" - индивидами как "автономными отдельностями", свободными в целеполагании и выборе средств, и их "производными" - "искусственными лицами". В силу "конструируемости" субъектов отношений обмена возможно появление "фиктивных лиц". Мышление выстраивает в отношениях обмена иерархию целей, намерений и средств, формируя синтетическую мыслительную систему "усмотрения", направляющую и контролирующую "созидательное единение" на основе "согласия".

Т. различает общество в узком смысле, связанное с возникновением государственности и исключающее из себя "общину", и общество в широком смысле, включающее в себя "общину". В последнем случае он анализирует общий вектор развития в истории от "общины" к "обществу" в узком смысле слова и торжество последнего в современной ему европейской реальности. Победа "общественного" начала над "общинным" (при известном сохранении последнего) означает проникновение рационального расчета даже в самые интимные связи, превращение социальных связей и отношений во все более внешние ("вещные") и случайные для их носителей, которые характеризуются возрастающей разновекторностью своих устремлений. В этом отношении Т. выступил как диагност кризисных явлений европейского типа социальности, имевшей одним из своих следствий фашизм, открытое неприятие которого он, оставаясь в нацистской Германии, не считал нужным скрывать.

Кроме концепции "общины" - "общества", Т. интересен также своей методологией социального познания и обоснованием принципов формального подхода в социологии. Так, он заложил основы метода конструктивных типов (окончательно оформленного американским представителем формальной школы Г.П. Беккером), который он противопоставлял методу идеальных типов М. Вебера. Т. рассматривал конструктивные типы как орудия объективации познания, понятийные мерки, прикладываемые к действительности, средства выявления "чистых" форм социальности, строго аналитически простроенная система которых может быть применена к исследованию любых социальных содержаний.

Социальное познание, согласно Т., должно строиться на принципах объективности (общезначимости, строгости и однозначности), "натурализма" (вынесении за скобки вопросов о смысле) и независимости от ценностных предпосылок. Последнее в равной мере обеспечивается как избеганием исследовательских предпочтений, так и дистанцированием от конкретики (задач "момента"). При этом Т., хотя и считал необходимым соотносить социологию с общей философской этикой, дистанцировал ее от этической (а также политической) проблематики. В основе социологического мышления, по Т., должен лежать принцип понятийной антиномии, требующий рассматривать любое явление через соотношение "общинного" и "общественного", а также волевого и рационального начал, отношений господства и товарищества. Соответственно проблематике и, главное, используемым методам социология строится как трехуровневая дисциплина: 1) понятийное конструирование реализуется в "чистой" социологии, 2) гипотетико-дедуктивный метод - в "прикладной" социологии, 3) исследование фактов - в "эмпирической" социологии (социографии). Эти три уровня конституируют "специальную" социологию, помимо которой Т. выделял еще и "общую" социологию (суть которой, правда, так до конца и не прояснил, ограничившись указанием на изучение "всех форм существования людей").

Отличное определение

Неполное определение ↓

Основная проблема социологии. Постановка главной проблемы социологии вытекала из противоречия рационалистического и исторического подходов к проблеме возникновения и существования государства, права и социальных институтов. Теннис поставил своей целью связать воедино рационалистическое и историческое мировоззрение,соединитьпреимущества рационального научного метода с историческим взглядом на социальный мир. Его источниками служили труды основоположника исторической школы права Ф. фон Савиньи, книга Г.Мэна «Древнее право», труды Моргана, Баховена и других этнографов, историков, правоведов того времени. Результатом таких устремлений явилось принципиальное противопоставление 2-ух типов общества, в его небольшой книге «Община и общество», написанной в 1881 г. и имевшей подзаголовок «Теорема философии культуры». Эта работа принесла Теннису мировую известность.

Община и общество: Ее основная идея заключается в противопоставлении понятий общинных (gemeinschaftliche) отношениях и связей, с одной стороны, и общественных (gesellschaftliche)- с другой. Отношения первого рода коренятся в эмоциях, привязанности, душевной склонности и сохраняют собственную самоотождествленность как сознательно в силу следовании традиции, так и бессознательно в силу эмоциональных уз и благодаря объединяющему влиянию общего языка. Типы общественных отношений: 1) родовые отношения. Естественно, таковыми в первую очередь считаются собственно родовые или кровно- родственные отношения; 2) отношения соседства, характеризующиеся совместным проживанием, свойственные брачной и в узком смысле слова семейной жизни, однако в понятии имеющие более широкий смысл; 3) отношения дружбы, основывающиеся на сознании духовной близости или родства, они приобретают особое социальное значение, когда осознаются как общая религиозная принадлежность, как «община». Общинные отношения. Их принцип и основа - рациональный обмен, смена находящихся во владении вещей.

Эти отношения, следовательно, имеют вещную природу и характеризуются в силу самой природы обмена противоположно направленными устремлениями участников. В качестве индивидов в такого рода отношениях могут выступать различного рода группы, коллективы и даже сообщества и государства, рассматриваемые как формальные «лица». «Сущность всех этих отношений и связей заключается в сознании полезности или ценности, которой обладает, может обладать или будет обладать один человек для другого и которую этот другой обнаруживает, воспринимает и осознает. Отношения такого рода имеют, следовательно, рациональную структуру.» Эти 2 рода отношений и связей - общинные и общественные - характеризуют не только отношения людей друг к другу, но и отношения человека к обществу. В общине социальное целое логически предшествует частям, в обществе, наоборот, социальное целое складывается из совокупности частей.

Два типа воли

Фундаментом этих двух типов организации социальной жизни служат 2 типа воли, обозначаемые Теннисом как (Wesenwille и Kurwille) - это воля сущности, т.е. в некотором смысле воля целого, определяющая любой, самый незначительный аспект социальной жизни. Второй тип - ослабление социальной воли, расчленение ее на множество частных суверенных воль, механически сочетающихся в целое общественной жизни. Воля в его концепции весьма абстрактное понятие, лишенное непосредственно психологического смысла.

Анализируя социальное поведение, Теннис использовал введенную Вебером типологию, согласно которой выделяются целерациональная, ценностно-рациональная, аффективная и традиционная формысоциального поведения.В первой из этих форм, считал Теннис, реализуется Kurwille, в трех последних- Wesenwille.

Социология форм.

В своих историко-философских работах Теннис детально анализировал выработанные мыслителями 18 в. представления о чертах и особенностях социального познания. Теннис полагал, что формальная, незамутненная интересами и склонностями индивидов, а также корыстью и целями групп и классов дедукция различных форм социальной жизни позволит достичь универсального и общезначимого познания. Первостепенным требованием метода рационалистической методологии было требование объективизации социальных явлений в смысле обеспечения логически строгого исследования, достижения общезначимого познания. Орудиями объективации были абстрагирование, идеализация, конструирование идеальных типов.

Теннис стремился поставить социологию на научные рельсы, порывал с многовековой традицией произвольной философско-исторической спекуляции. Началом социологии становилась, таким образом, абстракция. Как любое конкретное проявление социальной воли представляет собой одновременно явление воли и явление разума, так и любое социальное образование содержит в себе одновременно черты как общины, так и общества. Община и общество становились, таким образом, основным критерием классификации социальных форм. Так, общественные сущности или формы социальной жизни подразделялись на три типа: (1) социальные отношения, (2) группы, (3) корпорации или объединения. Социальные отношения существуют тогда, когда они не только чувствуются или осознаются как таковые участвующими в них индивидами, но и осознается их необходимость, а также в той мере, в какой из них происходят взаимные права и обязанности участников. Другими словами, социальные отношения - это отношения, имеющие объективный характер. Совокупность отношений между более чем двумя участниками представляет собой «социальный круг».

Формализм и историзм

Анализ социальных феноменов с точки зрения их развития Теннис именовал прикладной социологией. Общественное развитие представляет собой процесс возрастания рациональности. Этим определяется направление общественного развития: от общины к обществу.

В социологии Тенниса был сделан шаг от характерных для предшествующего периода социально- философских спекуляций к выработке объективной, научной социологии. Разумеется, «научность» социологии Тенниса ориентировалась на вполне определенный, а именно позитивистский образ науки. К достоинствам своей социологической концепции Теннис относил, во-первых, объективность, во-вторых, свойственную ей натуралистическую тенденцию, в-третьих, ее независимость от ценностных предпосылок и практической социальной деятельности.

Теннис выдвинул ряд идей, получивших дальнейшую разработку и реализацию в западной социологии 20 в. Это прежде всего идея аналитического - в противовес историческому - построения социологии, свидетельствующая об осознании социологией самой себя как науки, о ее стремлении самоопределиться, найти свой собственный подход к анализу общества.

Теннис одним из первых в западной социологии поставил проблему социальной структуры, которая именно с того времени стала рассматриваться как специфически социологическая, гарантирующая особый угол зрения, особый способ постановки проблемы. Идея разработки формальной социологии, анализирующей свой предмет независимо от его содержательных характеристик, была подхвачена Г.Зиммелем. Далее, одной из существенных сторон социологии Тенниса была его натуралистическая теория социального познания, во многих вариантах продолженная и развитая социологами 20 в.

Главная идея - идея выделения двух типов социальных связей и отношений, воплощенных в понятиях община и общество. Эта идея была подхвачена Дюркгеймом, выделавшим общество с «органической» и «механической» солидарностью.

Фердинанда Тенниса (1855-1936) рассматривают как одного из основоположников и классиков немецкой социологии. Сам процесс институционализации социологии в Германии проходил достаточно сложно и она не имела поддержки как со стороны правительственных кругов, так и университетской профессуры. Профессиональная неприязнь к социологии базировалась не только на теоретико-методологических расхождениях традиционных гуманитарных наук (и прежде всего философии и истории), рассматривающих ее как воплощение позитивизма, но и на том, что она нередко ассоциировалась с социалистическим движением. Даже с созданием в 1909 г. Немецкого социологического общества во главе с Теннисом, до признания и институционализации социологии в научном сообществе было еще достаточно далеко.

Сфера научных интересов Ф. Тенниса была обширной и многогранной. Помимо деятельности, связанной с написанием теоретических работ по социологии он занимался проведением крупных эмпирических исследований с использованием социальной статистики. Он обращался к анализу таких проблем как: преступность, бедность, самоубийства и др. Теннис интересовался историей философии и социальной мысли, и его перу принадлежит ряд работ о Лейбнице, Спинозе, Ницше, Спенсере, Марксе и др.

Основной вклад Тенниса в социологию связывают с разработкой системы теоретических понятий, начало которой было положено публикацией книги «Общность и общество» (1887) - в оригинале «Gemeinschft und Gesellschft». Эта работа составила и основание его социологической концепции. Она неоднократно переиздавалась и подвергалась изменениям. Окончательное оформление идеи Тенниса приобрели в его последней работе «Введение в социологию» (1931). К социологическому наследию Тенниса относятся также труды: «Мораль» (1909), «Критика общественного мнения» (1922), «Собственность» (1926), «Прогресс и социальное развитие» (1926).

Его социологическая концепция представляет своеобразный синтез рационализма, уходящего корнями в эпоху Просвещения и идей исторической школы права и национальной экономики, для которой характерно признание важности традиционных норм и принципов человеческого общежития. Теннис поставил целью связать воедино, рационалистическое и историческое мировоззрение, соединить преимущества рационального научного метода с историческим взглядом на социальный мир. Именно здесь Теннис нашел концептуальное основание для своей пары антиномических понятий «общность » и «общество», определивших содержание его социологических взглядов.

Идея Тенниса, заключавшаяся в противопоставлении «общинных» отношений и связей, связям «общественным» были первым шагом к разработке формальной концепции социологии, которую он сам называл чистой социологией. Впоследствии в работах по истории социологии чистая социология стала рассматриваться как формальная социология, а Теннис - ее основоположником.

Теннис пытался построить социологию как аналитическую дисциплину, которая, по его замыслу, должна способствовать исследованию наиболее общих черт социального процесса, различных форм человеческого общежития, а также выработать систему общих понятий, необходимых для описания и раскрытия специфики конкретных проявлений общественной жизни.

Теннис исходил из того, что формальная, несвязанная с интересами и целями индивидов и различных групп научная дедукция различных форм социальной жизни, даст возможность достичь универсального и общезначимого в социальном познании. Его гносеологические установки в этом отношении были направлены на утверждение первейшей роли понятийного мышления в противовес набирающим силу тенденциям эмпиризма и иррационализма.

Исходным требованием рационалистической методологии является требование объективации социальных явлений, обеспечивающее логическую строгость исследования, а отсюда и общезначимость процесса познания. Механизмом такой объективации выступало у Тенниса абстрагирование, конструирование идеальных типов, каковыми и являлись у него дихотомическая пара «общность» и «общество». В целом, можно сказать, что социология Тенниса в своих познавательных принципах ориентировалась на позитивистский образ социологической науки, поскольку он стремился к созданию социологии чуждой предвзятых ценностных позиций и политических установок, а также во главу ставил рациональные методы познания.

Все социальные явления Теннис рассматривал как результат взаимодействия, в основе которого лежат волевые отношения. Саму волю он делит на два типа: органическую (естественную), где воля целого определяет весь спектр социальной жизни, и рассудочную волю, предполагающую возможность выбора и сознательно поставленную цель поведения, что приводит к ослаблению общей социальной воли и расчленению ее на множество частных суверенных воль. Такая интерпретация типов воли и вытекающая из них характеристика социальных отношений наводит на определенные аналогии с идеей органической и механической солидарности развиваемых Э. Дюркгеймом. Однако здесь, вряд ли, уместно устанавливать какие-то научные приоритеты, поскольку та и другая версия во многом является отражением концепции общественного развития, выраженной в терминах «традиционное» и «индустриальное» общество.

Социальная нагрузка, которую несет в себе понятие «воля» в социологической концепции Тенниса, давала основание многим исследователям относить его идеи к психологическому направлению в социологии. Однако, как справедливо отмечает Л. Ионин, «воля в весьма малой степени понимается Теннисом как чисто психологический фактор. Хотя Теннис и пишет постоянно о том, что без воли нет человеческого поведения, воля в его концепции весьма абстрактное понятие, лишенное непосредственно психологического смысла» .

Если следовать высказываниям Тенниса о воле, то она скорее выступает у него как непосредственная составляющая процесса мышления. «Воля в ее человеческом качестве, - пишет он, - определяется силой человеческого мышления». То есть можно говорить о рационалистическом смысле его представлений о воле, а отсюда и о том, что уровень рациональности воли был положен им в основу деления социальной жизни на два типа отношений:

  • - во-первых, общинные отношения, где единство воли определяется инстинктом, привычкой и памятью, и на основе которых формулируется родство, соседство, дружба, и для которых характерны интимные, межличностные связи, основанные на эмоциях, привязанности и душевной склонности;
  • - во-вторых, общественные отношения, в основе которых лежит рациональный обмен и где действует принцип «каждый за себя» и между людьми существует напряженность.

Сущность последних связей и отношений заключается в сознании полезности или ценности, которой обладает один человек для другого и которую этот другой обнаруживает и осознает, то есть отношения такого рода имеют сугубо рациональную структуру. Предпосылкой перехода от общинных связей к общественным является современный индивидуализм. Современному обществу равных эгоистических рациональных индивидов соответствует нынешнее политическое объединение - государство. В целом, связям типа «общность», по Теннису, соответствует народность и культура, а «общество» - государственность и цивилизация, где способ мышления людей все более определяется наукой, а не религией.

Как можно заметить, Теннис стремиться формализовать социологическое познание, найти некую универсальную систему характеристик, которые можно применять абстрагируясь от содержательной стороны исследуемого предмета, применять к анализу самых различных сфер общества. Вместе с тем, в концепции Тенниса остается во многом непроясненным источник (факторы) существования общин и общества, представленных им в качестве основных форм совместной человеческой жизни. Природа воли, а фактически социальной власти, на которую он опирается при разведении «общности» и «общества», выражающих специфику социального существования людей, остается просто постулированной, а не выводится из анализа реальной жизни.

Одним из недостатков теннисовской типологии обществ также отмечают неадекватную характеристику общины. Как уже говорилось, социальные отношения в рамках общины изображаются им как отношения согласия и взаимопонимания, дружбы и сотрудничества. Любые отрицательные моменты в этой структуре отношений он просто исключает и фактически «рисует» идеализированный образ, который несет в себе определенный идеологический подтекст, уходящий корнями в немецкий романтизм. В этой связи, несмотря на возражения Тенниса, его концептуальная схема была использована для консервативной критики капитализма, а отсюда и утверждение идеологии нацизма.

В социологии сведения о Ф. Теннисе подчас ограничиваются констатацией введенной им дихотомии «общность» и «общество», а его самого некоторые исследователи относят к «классикам второго эшелона». Как пишет в этой связи Р. Шпакова, последнее десятилетие в социологии германии отмечено стойкой тенденцией активного интереса социологов к идейному наследию Ф. Тенниса. Деятельность Общества его имени неизменно получает поддержку в научных кругах, растет число публикаций, прямо или косвенно связанных с теоретическими концепциями Тенниса и его эмпирическими работами. А тот факт, что ни один из социологических конгрессов последнего десятилетия не обошелся без специальных докладов о Теннисе, служат веским подтверждением новой тенденции .

Вместе с тем, здесь налицо парадокс: с одной стороны, бесспорный ренессанс Тенниса, его идеи сопоставляются и вписываются в современные процессы, а с другой - он по-прежнему воспринимается как фрагмент истории социологического знания, где его теоретическое наследие сводят к двум категориям: «общности» и «общества» («Gemeinschft und Gesellschft»). Интересно, что этот вывод не отрицал даже сам Ф. Теннис. В книге, названной «Введение в социологию», сводящей воедино его основные идеи, он писал: «До сих пор в качестве моей социологии принимают понятия «общность» и «общество». Их я определил как ее основные понятия, так считаю и сейчас».

Соответственно этим категориям Ф. Теннис проводил и свою основную идею, которая состояла в том, что социальность преимущественно «общинная» в ходе истории все более вытесняется социальностью преимущественно «общественной». Его центральные понятия выступили в многообразных «формах» и «типах», при помощи которых исторические и современные социологические данные могли классифицироваться и интерпретироваться путем сравнения.

Проблемы, которые Теннис пытался решить при помощи своих основных понятий, были следующими: какова природа человеческих объединений, благодаря каким процессам происходят изменения и существуют различные типы человеческих общностей и т.д. Как уже отмечалось, в интерпретации Тенниса объединения (социальные общности) людей отражают различные проявления двух аналитически выделенных отличных общественных связей: общности и общества. Причем общность для него - синоним очага, семьи, общины традиционного образца. Напротив, общество Тенниса обозначает синонимом «чужое», основанное на коммерции и капиталистическом расчете.

Как отмечает Рене Кениг, один из крупнейших современных социологов Германии, «общность» была волшебным словом, объединявшим гуманитарную элиту. «Вся социология, - писал он, - строилась вокруг понятия «общность» и против понятия «общество». Подобная интерпретация основных категорий, культурно-пессимистические идеи, которые вытекали из воззрений Тенниса, давали в свое время косвенный повод для обвинения его в пристрастии к государственной идеологии национал-социализма, хотя сам Теннис видел в фашизме тиранию, а его победу в 1933 г. тогда же откровенно назвал «победой безумия и ограниченности».

Социологический инструментарий Тенниса, важнейшей частью которого он считал научные понятия, претендовал на новизну и рассматривался им как методологический эквивалент идеальных типов М. Вебера. Однако, как отмечают исследователи, он не смог достаточно эффективно обосновать их гносеологические функции и признавал разработку идеальных типов Вебера более успешной и плодотворной.

Растущий сегодня интерес к Теннису и его трудам вызван той духовной атмосферой, которая становится в наши дни определяющей. Дело в том, что Теннис во главу угла социальной жизни людей ставил «созидательное единение, достижимое общей волей». В этом смысле социология, изучающая взаимодействие, является по Теннису, «составной частью общей философской этики», а центральной категорией этой социологии является категория «согласие».

В этом плане Теннис одним из первых представил развернутую систему социологии, включив в совокупность ее категорий не только понятия «борьба», «конкуренция», но и «согласие», «доверие», «дружба» и другие этические нормы поведения как основополагающие категории - категории немыслимые в социологических системах М. Вебера и К. Маркса.

Хотя Теннис рассматривал социологическую науку с объективистской точки зрения, видел в ней науку, которая не зависит от ценностных предпосылок и практической социальной деятельности, тем не менее, он не остался безучастным к политической проблематике. Здесь он продолжил линию, которая была заложена еще О. Контом - линию, направленную на привнесение в политику научных оснований. В этом смысле политику Теннис рассматривал как определенную технологию, построенную на данных полученных наукой. Различая политику и науку, он не ставил своей целью просто отделить политику от науки, поскольку исходил из положения, что «в отличие от человека науки практический человек хочет действовать». Как отмечают исследователи творчества Тенниса, он соединял в себе черты бесстрастного ученого со страстью политика-конституционалиста, социал-реформатора и демократа. Он активно участвовал в социал-демократическом и рабочем движении, а также просвещении пролетариата.

В своих убеждениях Теннис исходил из того, что человек как субъект социального бытия выше «общества и государства». Идеал развития личности тесно связан у него с понятием свободы. Причем свобода вызревает лишь постепенно в результате сложной и противоречивой динамики общественного переустройства, в котором «эволюция при всех обстоятельствах благотворнее, чем революция».

Теннис выдвинул ряд идей, которые получили свое дальнейшее развитие и реализацию в западной социологии XX в. Это прежде всего стремление построить социологию как аналитическую науку, что нашло отражение в дихотомии «общность» - «общество». Подобная идеальная типологизация позволяла привлекать и сопоставлять, как исторический, так и современный материал по самому широкому спектру человеческих отношений. Он по существу дал теоретический толчок к исследованию социальных проблем, которые в последующем в социологии будут связываться с понятием «первичные» и «вторичные» группы.

Под непосредственным влиянием его идей складывалась формальная социология Г. Зиммеля, которая затем была развита Л. фон Визе, А. Фиркандтом и рядом других европейских и американских исследователей. Не без влияния Тенниса формировалась концепция «рациональности» и типология социального действия М. Вебера.

Теннисовская типология социальных отношений, в ее различных вариантах, применяется и сегодня многими представителями социогу- манитарных наук для объяснения противоречий исторического развития и современного состояния общественной жизни.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. В чем заключался кризис методологических принципов классического позитивизма в социологии?
  • 2. Какова основная идея «понимающей социологии» В. Дильтея?
  • 3. Как В. Дильтей трактует понятие «жизнь»?
  • 4. На чем, по мнению В. Дильтея, основывается понимание «социальных явлений»?
  • 5. Как Г. Риккерт понимал отличие понятий «оценка» и «ценность»?
  • 6. В чем, по мнению Г. Риккерта, основное предназначение культуры в жизни общества?
  • 7. Как Ф. Теннис определял предмет социологии?
  • 8. Как называется основная социологическая работа Ф. Тенниса?
  • 9. В чем Ф. Теннис видел различие между общинными и общественными связями?
  • 10. Каковы недостатки теннисовской типологии обществ?
  • История социологии в Западной Европе и США. М., 1999. С. 107.
  • См.: Шпакова Р. П. Фердинанд Теннис. «Забытый социолог» // Социологическиеисследования. 1995. № 12.

Название : Общность и общество. Основные понятия чистой социологии / Gemeinschaft und Gesellschaft

Год : 2002

Издательство : Санкт-Петербург: Владимир Даль

ISBN : 5-93615-020-8

Страниц : 452

Переводчик : Скляднев Д. В.

Язык : Русский

Формат : DjVu /PDF

Размер: 21,29 Mb

Сочинение " Общность и общество. Основные понятия чистой социологии” Фердинанда Тённиса (1855 - 1936), впервые увидевшее свет в 1887 году, посвящено разработке типологии общественной жизни и полагает начало современной социологии в Германии.

Перевод осуществлен с последнего (восьмого) прижизненного издания 1935 года.

Предисловие к восьмому изданию 5

Книга первая
ОБЩЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

§ 1. Отношения между человеческими волями - «Общность» и «общество» в языке 9
§ 2. Органические и механические образования 12
Раздел первый. Теория общности 16
§ 1. Зародышевые формы 16
§ 2. Их единство 19
§ 3. Наслаждение и труд 21
§ 4. Перевес и выравнивание 23
§ 5. Троякое достоинство 24
§ 6. Общность крови - места - духа. Родство - Соседство - Дружба 25
§ 7. Судейские - Воеводские - Пастырские функции. 28
§ 8. Достоинство и служение - Неравенство и его границы 32
§ 9. Воля общности - Взаимопонимание - Естественное право - Язык - Родной язык - Единодушие 33
§ 10. Членение естественных единств 36
§ 11. Владение и пользование - Пашня и д о м 39
§ 12. Общая тенденция - Схема развития 41
§ 13. Домашняя жизнь - Три ее слоя 43
§ 14. Домохозяйство - Очаг и стол 45
§ 15. Взаимодополнительность города и деревни - Форма обмена 47
§ 16. Аналогия дома - Господский дом - Отношения собственности 50
§ 17. Деревенская община и альменда - Община как домохозяйство - Экономико-коммунистическое уложение 53
§ 18. Город - Ремесло как искусство - Искусство и религия - Город и торговля 58
Раздел второй. Теория общества 63
§ 19. Негативная основа - Равенство ценности - Объективное суждение 63
§ 20. Ценность как объективное качество - Количество необходимого труда 67
§ 21. Товар как ценность - Ценность как товар - Деньги - Бумажные деньги 71
§ 22. Контракт - Долг и требование - Разделение собственности 73
§ 23. Кредит - Денежный суррогат - Частные деньги - Обязательство - Парадокс общества 76
§ 24. Деятельность по исполнению обещания - Право принудить к ней - Объединение - Естественное право - Конвенция 79
§ 25. Гражданское общество - «Каждый человек - торговец» - Всеобщая конкуренция - Общество в моральном смысле 81
§ 26. Общественный прогресс - Мировой рынок - Капитал 85
§ 27. Положение торговца - Кредитование и торговля - Органическая трактовка 88
§ 28. Противоречие - Господа общества - Рабство - Рабы как субъекты? 92
§ 29. Рабочая сила - Покупка и перепродажа 95
§ 30. Другие хозяйственные занятия в сравнении с торговлей 98
§ 31. Торговля в ее развитии из мастерской - Машинная техника - Фазы промышленности - Сельское хозяйство как промышленность 101
§ 32. Торговец и мастер - Обособление руководства - Предприниматель - Особая разновидность - Капиталистическое производство - Его противоположность торговле 106
§ 33. Готовые товары - Товары, подлежащие изготовлению - Труд и предоставление работы - Количество 109
§ 34. Выгоды от торговли - Выгоды от фабричного производства - Ценность рабочих сил - Ценность труда 111
§ 35. Ценность и цена рабочей силы - Покупка товаров и их расходование 112
§ 36. Покупка и воля к продаже - Цена рабочей силы 114
§ 37. Общественно необходимое рабочее время - Монополисты 116
§ 38. Рынок товаров и рынок труда 120
§ 39. Мелочной рынок - Противонаправленное движение - Услуги 123
§ 40. Классы - Обусловленность конструкции в целом 125

Книга вторая
СУЩНОСТНАЯ И ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ ВОЛЯ

Раздел первый. Формы человеческой воли 131
§ 1. Определение понятий 131
§ 2. Отношение к мышлению 131
§ 3. Отношение к деятельности 132
§ 4. Органическая жизнь - Развитие сущностной воли. . . . 134
§ 5. Растительная и животная воля - Ментальная воля. . . 137
§ 6. Расположенность - Развитие и рост - Органы чувств 140
§ 7. Вторая форма: привычка - Опыт и развитие - Субстанция животно-человеческого духа 143
§ 8. Трегья форма: память - Изучение взаимосвязей - Речь - Фантазия - Разум 147
§ 9. Чувство - Задатки и обстоятельства - Задатки и упражнение - Научение - Человеческая природа - Вторая и третья природа - Страсть - Отвага - Гений - Качества воли 152
§ 10. Избирательная воля - Единство 161
§11. Формообразования избирательной воли 164
§ 12. Совокупные ф орм ы 168
§ 13. Верховная цель 170
§ 14. Стремление к власти и деньгам 173
§ 15. Желания - Просвещение 177
§ 16. Оценка - Сопротивление 180
§ 17. «Голова» и «сердце» 183
§ 18. Чувство долга 185
Раздел второй. Пояснение к противоположности 190
§ 19. Аналогии гештальтов 190
§ 20. Свобода и возможность 192
§ 21. Расходование средств 194
§ 22. Способность мочь и долженствование 195
§ 23. Целое и части 198
§ 24. Формы избирательной воли - Изолированный человек 200
§ 25. Нормативные понятия и отклонения от н и х 202
§ 26. Материя и вещество чувств 205
§ 27. Призвание и сделка 207
§ 28. Воление как уловка 210
§ 29. Органическое и механическое мышление 212
§ 30. Искусство в изготовлении орудий 214
§ 31. Творческий д ух 215
§ 32. Мотивы и нормы 218
Раздел третий. Эмпирическое значение 221
§ 33. Противоположность полов 221
§ 34. Люди искусные и искусственные 225
§ 35. Молодость и старость 229
§ 36. Народ и образованные слои 232
§ 37. Моральность 235
§ 38. Рынок и салон 238
§ 39. Отношение к общности и обществу 241
§ 40. Мужское и женское 244
§ 41. Детский труд 248
§ 42. Образование и торговля ‘ 251

Книга третья
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА

Раздел первый. Дефиниции и тези сы 259
§ 1. Целое и его части 259
§ 2. Личность 264
§ 3. Собрание 268
§ 4. Семья и обязательство 271
§ 5. Сферы 273
§ 6. Тело и жизнь 275
§ 7. Статус и контракт 279
§ 8. Господство и собственность 282
§ 9. Вознаграждение и обм ен 285
§ 10. Служба и контракт 288
§ 11. Подношение и вознаграждение 290
§ 12. Жизнь и право 295
§ 13. Связь и союз 298
§ 14. Общественные связи 301
Раздел второй. Естественное в сфере права 309
§ 15. Протоплазма права 309
§ 16. Естественный разум 311
§ 17. Выводы 313
§ 18. Супружество 316
§ 19. Общественный порядок 318
§ 20. Аналогия нового времени 320
Раздел третий. Формы связанной воли - Интегральное существо и государство 325
§ 21. Взаимосвязи 325
§ 22. Обычай и родина 327
§ 23. Обычное право 330`
§ 24. Интегральное существо 332
§ 25. Идея социального тела 336
§ 26. Каста воинов - Дворянство 338
§ 27. Народ и община 340
§ 28. Товарищество и объединение 343
§ 29. Характер государства 348
§ 30. Религиозное сущ ество 352
§ 31. Публичное м нение 355

Приложение
РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
§ 1. Порядок - Право - Мораль 363
§ 2. Процесс разложения 365
§ 3. Народность и государственность 367
§ 4. Типы реальной совместной жизни 370
§ 5. Антитеза общности 373
§ 6. Действительное государство 376
§ 7. Две эры 378
§ 8. Подразделение на эпохи.380
§ 9. О коммунизме и социализме 383

А Ф. Филиппов. Между социологией и социализмом: введение в концепцию Фердинанда Тенниса 386

Заключение

Список литературы


Введение

Социология – наука о закономерностях становления и развития социальных систем, общностей, групп, личностей. Предмет социологии – социальная специфика развития общества.

По мнению Энтони Гидденса, социология – это "изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ".

По мнению Ядова В. А., социология – это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей.

Основной целью социологии является "анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия".

Также, целью науки социологии является изучение общества как организованной формы существования людей, отношений между индивидом и обществом в целом.

Задачи социологии разделяются на первичные и второстепенные. К первому классу принадлежат задачи социального строения и роста. Ко второму – задачи социального процесса, законы и причины. Первичные задачи распадаются в свою очередь на две группы. Одна группа состоит из задач описания. Ее содержанием являются элементы и современная организация общества. Вторая группа состоит из задач истории, именно из задач о происхождении общества и о его эволюции до нашего времени.

В первой, или описательной, группе первичных социологических задач мы видим все задачи о социальном населении. Они включают задачи:

· агрегации;

· ассоциации и кооперации, или взаимопомощи;

· социального характера населения;

· классов, на которые население дифференцируется.

Дальше идут задачи социального сознания, или социального разума, включая сюда общие воспоминания и идеи, общие стремления и желания. Социолог не будет при исследовании их входить в подробный разбор археологии, мифологии и сравнительной религии или в подробности права и учреждений – всего того, в чем находит свое выражение социальный разум. Но он должен понять строй, происхождение и деятельность самого социального разума.

Социология исследует общественное сознание в его противоречивости. Социологи, изучая общественное сознание, сосредоточивают свое внимание:

· на общих закономерностях и тенденциях развития общественного сознания;

· на характеристиках сознания и поведения социальных, социально-демографических и социально-профессиональных групп (рабочие, крестьяне, предприниматели, студенчество, женщины и др.);

· на формах общественного сознания: политического, экономического, экологического, правового и др.;

· на выявлении особенностей общественного сознания и его компонентов на локальном уровне (в городе, районе, отдельной организации);

· на таких специфических видах сознания, как национальное и религиозное;

· на противоречивых и амбивалентных тенденциях в развитии общественного сознания.

Таким образом, актуальность такого направления в науке, как социология, определила выбор темы данной работы, связанной с одним из известных социологических течений Ф. Тенниса.

Актуальность данной работы определена проблематикой социологического учения Ф. Тенниса, его многогранностью и разнообразием, а также рядом философских, психологических и социологических вопросов.

Теоретическое значение изучения Ф. Тенниса и его вклада в развитие социологического знания заключается в раскрытии аспектов влияния деятельности и взглядов данного ученого на становление социологической науки, на ее развитие и совершенствование.

Объектом данного исследования является социологическая концепция Ф. Тенниса.

Предметом исследования является анализ социологической концепции Ф. Тенниса и раскрытие проблемных вопросов данной теории.

Целью исследования является формирование представления о социологической концепции Ф. Тенниса и ее роли в развитии социологического знания.

1. Ознакомление положениями социологической концепции Ф. Тенниса.

2. Изучение аспектов влияния рассматриваемой социологической концепции на становление и развитие социологического знания.

3. Рассмотрение актуальности изучаемой социологической концепции на современном этапе развития социологической науки.

4. Формирование целостной картины проблематики исследования и соответствующих выводов.

Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды наибольших мыслителей в данной области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике социологических концепций, справочная литература, другие актуальные источники информации, что описано в разделе использованных источников информации.


Глава 1. Основные положения социологической концепции Ф. Тенниса

В данной главе мы рассмотрим теоретические и практические аспекты социологической концепции Фердинанда Тенниса, причины ее возникновения, ее сущность. Также в первой главе нашей работы мы рассмотрим вопросы общности и общества, которые затрагивал Фердинанд Теннис в своих трудах.

Итак, Фердинанд Теннис – немецкий социолог, один из родоначальников профессиональной социологии в Германии, основатель "понимающей социологии", сторонник "формальной социологии".

Теннис являлся одним из создателей формальной школы, попытался одним из первых создать единую и логически стройную систему понятий, представить эту науку как многоуровневую.

Теннис различал чистую, прикладную и эмпирическую социологию. Первая анализирует общество в состоянии статики, вторая – динамики, третья исследует факты жизни современного общества на основе статистических данных. Эмпирическую социологию называл социографией.

Выделял два типа общества, два типа общественных связей – общинные и общественные, и три типа форм социальной жизни:

· социальные отношения;

· группы;

· корпорации или объединения.

По главной концепции Тенниса общество заключает в себе различные отношения и объединения людей и является, таким образом, продуктом человеческой воли. Индивидуальные выражения воли объединяются в коллективную волю и тем самым в социальную структуру.

Теннис различает "волю" двух типов:

· естественную – основу "гемейншафта" (общности);

· рациональную – основу "гезельшафта" (общества).

Первая характеризует, прежде всего, традиционное общество, а вторая – индустриальное. Такие общества отличаются друг от друга на основе доминирующих в них норм.

"Общность" характеризует традиционное общество, которое основывается на тесных семейных отношениях, на нормах любви, взаимопонимания и защиты. Социальные связи базируются на родстве, общности локуса и языка.

Такую организацию совместной жизни можно назвать "естественным" обществом, базирующимся на "естественной воле". "Общество" представлено в современном индустриальном обществе, которое базируется на экономических, безличных и искусственных отношениях, на нормах экономической ценности, труда и потребления, а также на связях, которые относятся к общественному классу и экономическим соглашениям.

Это можно назвать деловой организацией, в которой преобладает "рациональная воля". Типология "гемейншафт-гезельшафт" применялась весьма часто и в современной социологии, особенно при сравнении сельских и городских общностей.

В систему основных понятий социологии Ф. Тенниса следует включить следующие:

· знание другого человека, знакомство – чуждость;

· симпатия – антипатия;

· доверие – недоверие;

· социальная связанность;

· социальная сущность, или социальная форма;

· сущностная воля и избирательная воля;

· общность и общество;

· естественная – искусственная, или социальная, или коллективная личность;

· естественное – социальное отношение, социальная совокупность, корпорация.

Методологическое пояснение, сделанное Теннисом в отношении понятий "сущностной воли" и "избирательной воли" заключается в следующем. Их следует понимать как "нормальные понятия", то есть как "идеальные типы, призванные служить масштабом для познания и описания реалий", обязательно применимо также к понятиям "общности" и "общества".

Что имеется в виду? С одной стороны, в общностных отношениях проявляются тенденции к обобществлению, например, когда в семейные отношения вторгаются общественные в узком смысле слова, и первые строятся по типу вторых, как это происходит, в частности, при заключении брачных контрактов. С другой стороны, в общественных отношениях проявляются тенденции к объединению в общности, например, семейственность, кумовство, землячество, дружеские и приятельские связи при образовании команд, группировок, клик в политике, экономике, культуре и других сферах.

Не удивительно, что понятия "общности" и "общества" оказались в центре социологических размышлений других классиков германской социологии конца ХIХ – начала ХХ веков Г. Зиммеля и М. Вебера.

С учетом сказанного общность, или общностные отношения, следует понимать в первую очередь как тесную сплоченность, солидарность, спаянность в единство. Согласно Теннису, наличие общности можно констатировать там, "где люди через свою волю органично связаны друг с другом и положительно относятся друг к другу". К первичным формам общности Теннис относит родство, соседство и дружбу.

Вслед за Шопенгауэром он придает особое значение симпатии, считая ее уникальной силой, способной сплачивать людей в единое целое. Особенность ее в том, что она естественна и социальна одновременно. Но то, что она "естественна", еще не означает, что объединение людей происходит без их доброй воли к сплочению в общность, а тем более к вхождению в общество.


Глава 2. Влияние социологической концепции Тенниса на развитие социологической науки

В данной главе мы обратимся к конкретизации понятий теории Тенниса и их применимости в современной социологической науке. Также рассмотрим вопросы формирования общности и общества по Теннису, аспекты их существования на современном этапе развития социологических знаний. Согласно Теннису, общность является носителем качеств, которые высоко оцениваются как обыденным сознанием, так и многими моральными системами: к ним относятся, прежде всего, человеческая близость, доверие, глубина чувств, готовность прийти на помощь и т.п. Общностная совместная жизнь, примером которой является общность матери и ребенка, не может быть сознательно организована, преднамеренно "устроена".

Общность – это всегда естественно сложившееся единство. Из нее вырастают все формы человеческой социализации. Общностным социальным отношениям чужд "расчет"; те, кто в них включен, чувствуют себя в безопасности, защищенными, но в то же время связанными моральными обязательствами перед отдельными членами общности и всей общностью в целом. Конфликты и временные разногласия, как правило, не в состоянии разрушить эмоционально-волевого единства и солидарности между членами общности.

Общность может строиться по следующим основаниям:

· на географической близости (село, коммуна, приход, нация);

· на психологической близости;

· на кровнородственной близости (семья);

· на духовной близости (круг друзей и единомышленников).

Рассмотрим аспекты формирования системы понятий социологической концепции Ф. Тенниса. Понятия, их значение и значимость приведены в табличном виде (табл. 2.1).


Таблица 2.1 Система понятий социологической концепции Тенниса

Понятие Антипод в теории Сущность в концепции Ф. Тенниса Внутренняя мотивация
Знакомость Чуждость Выявление различий между восприятием с близостью людей и чуждостью, аргументирование свидетельства поверхностного образа мыслей или способа выражаться Радостные или неприязненные переживания, желание отвергать или поддерживать, равнодушие или благодушие
Симпатия Антипатия Инстинктивные восприятия, часто связаны с высшими, благородными, специфическими для человека чувствами. Чем более симпатия и антипатия инстинктивны, тем в большей степени они зависят от внешних явлений Опыт знакомства с чужими людьми, желание проявить себя, чувственность и отвержение незнакомого
Доверие Недоверие Доверие в значительной степени овеществляется самим общением. Как правило, доверие легко и быстро возникает из симпатии. Личное доверие всегда существенно обусловлено личностью доверяющего Радость, благодушие, понимание. Досада, гнев, ожесточение, отвержение

Каким же образом применимы аспекты общности и общественности к современному социологическому знанию? Идея общества и общности, как упоминалось ранее, заключается в противопоставлении понятий общинных отношениях и связей, с одной стороны, и общественных – с другой.

Отношения первого рода коренятся в эмоциях, привязанности, душевной склонности и сохраняют собственную индивидуальность как сознательно в силу следовании традиции, так и бессознательно в силу эмоциональных уз и благодаря объединяющему влиянию общего языка.

"Я различаю, – писал Теннис,- следующие типы общественных отношений:

· родовые отношения. Естественно, таковыми в первую очередь считаются собственно родовые или кровнородственные отношения;

· отношения соседства, характеризующиеся совместным проживанием, свойственные брачной и в узком смысле слова семейной жизни, однако в понятии имеющие более широкий смысл;

· отношения дружбы, основывающиеся на сознании духовной близости или родства, поскольку такое сознание постулировано или положено в основу какого-либо рода совместной жизни; они приобретают особое социальное значение, когда осознаются как общая религиозная принадлежность, как "община".

Иной характер имеют отношения второго рода, или общественные отношения. Их принцип и основа – рациональный обмен, смена находящихся во владении вещей.

Эти отношения, следовательно, имеют вещную природу и характеризуются в силу самой природы обмена противоположно направленными устремлениями участников. Эти отношения частично зиждутся на отношениях описанного ранее – общинного – типа, однако они могут существовать и между разделенными и чуждыми друг другу индивидами.

В качестве индивидов в таких отношениях могут выступать различного рода группы, коллективы и даже сообщества и государства, рассматриваемые как формальные "лица". "Сущность всех этих отношений и связей заключается в сознании полезности или ценности, которой обладает, может обладать или будет обладать один человек для другого и которую этот другой обнаруживает, воспринимает и осознает. Отношения такого рода имеют, следовательно, рациональную структуру".

Эти два рода отношений и связей – общинные и общественные – характеризуют не только отношения людей друг к другу, но и отношения человека к обществу. В общине социальное целое логически предшествует частям, в обществе, наоборот, социальное целое складывается из совокупности частей. Различие общины и общества – это различие органической и механической связи составляющих социальное целое частей.

Приведем в табличном виде рассмотренные аспекты социологической теории Ф. Тенниса (табл. 2.2)


Таблица 2.2 Структура понятий "общность" и "общество" в социологической концепции Ф. Тенниса

Понятие Содержание Принцип и основа в концепции
Общность Основываются на географической близости, на психологической близости, на кровнородственной близости (семья), на духовной близости (круг друзей и единомышленников) Эмоциональность, привязанность, душевная склонности, собственная индивидуальность, сохраняющаяся как сознательно в силу следовании традиции, так и бессознательно в силу эмоциональных уз и благодаря объединяющему влиянию общего языка
Общество

1. Родовые отношения

2. Отношения соседства, характеризующиеся совместным проживанием

3. Отношения дружбы, основывающиеся на сознании духовной близости или родства, поскольку такое сознание постулировано или положено в основу какого-либо рода совместной жизни

Рациональный обмен, смена находящихся во владении вещей. Такого рода взаимоотношения имеют вещную природу и характеризуются в силу самой природы обмена противоположно направленными устремлениями участников

Начальная идеализация, на которой основывал свою социологию Теннис, включала в себя два абстрактных понятия. В основе социологического мышления Тенниса лежит принцип понятийной антиномии: как любое конкретное проявление социальной воли представляет собой одновременно явление воли и явление разума, так и любое социальное образование содержит в себе одновременно черты как общины, так и общества.

Община и общество становились, таким образом, основным критерием классификации социальных форм. Вообще же Теннис стремился к выработке развернутой и упорядоченной системы таких критериев.

Так, общественные сущности или формы социальной жизни подразделялись на три типа:

· социальные отношения;

· группы;

· корпорации или объединения.

Социальные отношения существуют тогда, когда они не только чувствуются или осознаются как таковые участвующими в них индивидами, но и осознается их необходимость, а также в той мере, в какой из них происходят взаимные права и обязанности участников. Другими словами, социальные отношения – это отношения, имеющие объективный характер.

Совокупность отношений между более чем двумя участниками представляет собой "социальный круг". Социальный круг есть ступень перехода от отношения к группе. Группа образуется, когда объединение индивидов сознательно рассматривается ими как необходимое для достижения какой-то цели.

Все эти детальные и разветвленные типологические построения носили бы абсолютно неисторический и абстрактный характер, если бы не постоянно проводимое деление на общинные и общественные проявления буквально каждой из выделяемых форм.

Анализ социальных феноменов с точки зрения их развития Теннис именовал прикладной социологией. Методом прикладной социологии становится принцип понятийной антиномии. Диалектическое взаимодействие воли и разума, лежащее в фундаменте социальных взаимоотношений, развивается, по Теннису, в сторону преобладания разума, т.е. общественное развитие представляет собой процесс возрастания рациональности. Этим и определяется направление общественного развития: от общины к обществу.


Заключение

В социологии Тенниса был сделан шаг от характерных для предшествующего периода социально-философских спекуляций к выработке объективной, научной социологии, чуждой предвзятых ценностных позиций, политический установок, чуждой философии истории морализаторской тенденции. Разумеется, "научность" социологии Тенниса ориентировалась на вполне определенный, а именно позитивистский образ науки. К достоинствам своей социологической концепции Теннис относил, во-первых, объективность, во-вторых, свойственную ей натуралистическую тенденцию, в-третьих, ее независимость от ценностных предпосылок и практической социальной деятельности.

Теннис одним из первых в западной социологии поставил проблему социальной структуры, которая именно с того времени стала рассматриваться как специфически социологическая, гарантирующая особый угол зрения, особый способ постановки проблемы. Идея разработки формальной социологии, анализирующей свой предмет независимо от его содержательных характеристик, была подхвачена Г. Зиммелем.

Все же главным, что оставил Теннис современной социологии Запада, стала идея выделения двух типов социальных связей и отношений, воплощенных в понятиях "община" и "общество". Эта идея была подхвачена Дюркгеймом, выделавшим общество с "органической" и "механической" солидарностью. В переработанном виде эта типология применялась и продолжает приме6няться ныне многими социологами, философами и историками для объяснения основного конфликта исторического развития современности.


Список литературы

1. Гидденс Э. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999.

2. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – Самара: Издательство "Самарский университет", 1995.

3. В.И. Добреньков, Л.П. Беленкова. Тексты по истории социологии XIX-XX веков, хрестоматия. – М.:Наука, 2003 г.

4. Социологический словарь: Пер. с англ. / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер. – М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2004.

5. Tonnies F. Gemeinschaft und Gesellschaft: Abhandlungen des Communismus und des Socialismus als empirische Kulturformen, Leipzig, 1887

6. Tonnies F. Gemeinschaft und Gesellschaft, 3. Aufl., Berlin 1920

8. Вебер М. О некоторых понятиях понимающей социологии // Вебер М Избранные произведения, М.: Прогресс, 1990.

9. Tonnies F. A new evaluation: Essays and documents / Ed. and with introduction by W.J. Cahnman. Leiden: E.J. Brill, 1973.

10. Баньковская С. П. Теоретическая социология: Антология: В 2 ч., учебное пособие

11. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академический проект, 2005 г.

12. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология: фундаментальный курс

13. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996

14. Социология: Учебник/ Отв. Ред. П.Д. Павленок.- М.: Маркетинг,2002 г.


... // Социологический журнал. - 1998. - №3-4. - С.207-229. 3. Публикации в периодической печати. 4. Малинкин А.Н. О жизни и творчестве Фердинанда Тенниса Текст/ А.Н. Малкин // Социологический журнал. – 1998. - № 4. - С.228. 5. Шпакова Р.П. Фердинанд Теннис. Забытый социолог?/ Р.П. Шпакова // Социологические исследования. - 1995. - № 12. - С.139-144. 6. История социологии: в 3 кн. Кн.1. История...

... «ниши». Иными словами, объяснение социальных изменений во многом свелось к изучению проблемы происхождения общностей. Контроль над трудовым процессом: действия управляющих Социология труда в советский период претендовала на роль ведущей отрасли социологического знания. Более того, проявилась тенденция выдвинуть “труд” на роль центральной объясняющей категории и представить...