Тормозная жидкость как называется по другому. Химический состав тормозной жидкости. Требования по соблюдению мер безопасности при работе с тормозными жидкостями

Тормозная жидкость (ТЖ) - технический компонент гидравлических систем, который осуществляет перенос давления с главного тормозного цилиндра на колодки барабанного или дискового тормоза. Химический состав тормозной жидкости определяет физико-химические и эксплуатационные свойства продукта. Рассмотрим основные компоненты этого состава и его назначение.

Тормозная жидкость - процентный состав

Высокая текучесть, термическая стабильность, смазывающие и антикоррозионные качества обеспечиваются 3-мя компонентами:

  • Растворитель

Представляет смесь полиэфиров гликолевой и борной кислот. Обеспечивает равномерное распределение химических соединений в 3-компонентной смеси. Процентное содержание - 60–90%.

  • Основа

Состоит из полигликолей (продуктов полимеризации двухатомных спиртов с окисями этилена, пропилена). Снижает трение трущихся механизмов и предотвращает истирание металлических поверхностей тормозных колодок. Содержание - до 30%

  • Добавки

Для улучшения технических свойств в тормозную жидкость добавляют присадки с массовой долей 2–5%. Антикоррозионные присадки предотвращают окислительное разрушение медных, стальных, латунных покрытий. Антиокислительные реагенты ингибируют расщепление полигликлевых эфиров и уменьшают образование продуктов распада (кислот и смол). В качестве подобных присадок используется бисфенол А (дифенилолпропан), азимидобензол и триазолы. Вводимые добавки продлевают эксплуатационный срок продукта.

Для кислотно-щелочной стабильности в готовую смесь дополнительно вводят буферный раствор - натриевую либо калиевую соль борной кислоты с долей <1%.

Состав тормозных жидкостей разных видов

Качественное и количественное содержание компонентов отличается в зависимости от сферы применения ТЖ. Выделяют минеральные, гликолевые и силиконовые составы.

Минеральные составы - техническая жидкость бурого цвета. В качестве смазывающего компонента используется касторовое масло общей формулы C 3 H 5 (C 18 H 33 O 3) 3 . Химические свойства подобных масел отличаются температурной лабильностью, склонностью к образованию коксовых отложений на латунных и медных поверхностях. Частично нивелировать подобные качества удалось введением бензтриазола, триметилбората и прочих антиокислительных и антикоррозионных присадок. Ввиду температурной неустойчивости минеральные составы применялись в гидравлических системах с барабанным типом колодок.

Гликолевые жидкости - традиционные составы с содержанием полигликолевых эфиров и борнокислотных полиэфиров. Гликолевые ТЖ более известны по маркировкам DOT 3, DOT 5. Соотношение полигликоль-эфиров и смазочных компонентов в сочетании с экологически безопасными присадками соответствует международным стандартам качества.

Силиконовые жидкости - в качестве основы используются полиорганосилоксаны, представляющие полимерные кремнийорганические компоненты. Введение принципиально нового смазочного реагента позволило достигнуть полной индифферентности ТЖ по отношению к резине и металлам, а также высокой текучести независимо от температуры.

Правила применения

Тормозная жидкость, выпускаемая различными производителями, имеет ряд специфических требований, которые указаны в рекомендациях по эксплуатации. Существуют общие правила применения ТЖ. Составы DOT 5.1 на основе силиконов несовместимы с гликолевыми аналогами. Смешивать различные типы ТЖ возможно при условии идентичности баз. Замену тормозной жидкости производят в срок, установленный производителем.

К тормозным жидкостям предъявляют самые жёсткие требования, потому что главным условием скоростной и безопасной езды является надёжность тормозов.

Тормозная жидкость - что это? Зачем она нужна?

Когда происходит нажатие педали тормоза, тормозная жидкость внутри трубопроводов давит на рабочие тормозные цилиндры, которые в свою очередь силой трения притормаживают автомобиль. При торможении выделяется тепло. Если тормозная жидкость нагреется выше допустимого предела, она может закипеть, вследствие чего произойдёт образование паровых пробок. Педаль тормоза «провалится», потому что жидкость станет сжимаемой и тормозная система будет не эффективной.

Тормозные жидкости классифицируют по вязкости и температуре кипения, соответствующим нормам DOT – Department of Transportation (Министерство Транспорта, США). Подразделяют на температуру кипения для «сухой» жидкости (без воды) и «влажной» (содержание воды 3,5%). Определение вязкости производят при температуре плюс сто градусов и минус сорок градусов по Цельсию. Показатели должны соответствовать американскому федеральному стандарту по автомобильной безопасности FMVSS № 116. Международные и национальные стандарты ISO 4925, SAE J 1703 - содержат подобные требования. В Российской Федерации отечественные предприятия по производству тормозных жидкостей работают по разным техническим условиям, потому что нет единого стандарта.

DOT 3 – для барабанных и дисковых передних тормозов тихоходных автомобилей;
DOT 4 – для дисковых тормозов на обоих осях быстроходных автомобилей;
DOT 5.1 – для высоконагруженных тормозов спортивных автомобилей.
На обычных автомобилях тормозные жидкости класса DOT 5 не применяют.

Требования к эксплуатации

Тормозные жидкости должны отвечать требованиям по величине вязкости, температуре кипения, отсутствию негативного воздействия на резинотехнические изделия, защите от коррозии металлов, смазыванию трущихся пар и стабильности при разбеге температурного режима.

Резиновые сальники и манжеты установлены в тормозных гидроприводах. Если при воздействии тормозной жидкости резина в объёме увеличивается, то герметичность соединения повышается. Десяти процентное расширение позволительно для импортных материалов. Резинотехнические изделия при эксплуатации не должны терять прочность и эластичность, уменьшаться в размере или разбухать.

Детали гидропривода тормозов сделаны из металлов разной плотности. Они соединены между собой, в результате чего происходит электрохимическая коррозия. Чтобы она не происходила, в тормозную жидкость вводят ингибиторы, которые защищают медные, латунные, алюминиевые и стальные детали.

То, как тормозная жидкость будет смазывать рабочие поверхности цилиндров, поршней и резинотехнических изделий, это будет напрямую влиять на их износ.

При температуре от минус сорока до плюс ста градусов Цельсия тормозная жидкость должна сохранять свои свойства, не допускать образования отложений, не способствовать расслоению и окислению.

Тормозные жидкости: их виды и совместимость

Состав тормозных жидкостей: 93-98% - основа, 7-2% - красители, присадки и добавки. Они бывают силиконовыми, гликолевыми и минеральными.

Минеральные тормозные жидкости – это есть смесь спирта и касторового масла в пропорции 1:1. Типичный пример - тормозная жидкость «БСК» красно-оранжевого цвета. Они безвредны для лакокрасочных покрытий, негигроскопичны и имеют отличные защитные и смазывающие свойства. Но они имеют низкую температуру кипения, вязкость появляется при минус двадцати градусах по Цельсию, их не применяют на автомобилях с дисковыми тормозами и соответственно они не проходят по показателям международных стандартов. Их запрещено смешивать с гликолевыми тормозными жидкостями, потому что начинает густеть касторовое масло, а резинотехнические изделия набухать.

Гликолевые тормозные жидкости сделаны на основе полигликолей и их эфиров. Они имеют удовлетворительные смазывающие свойства, хорошую вязкость и высокую температуру кипения. Основной их недостаток – это гигроскопичность, то есть они впитывают воду из атмосферы через технологическое отверстие бачка главного цилиндра тормозов. Чем больше в ней растворилось воды, тем заметнее коррозия металлов, смазываемость деталей уменьшается, увеличивается вязкость и понижается температура кипения. Импортные гликолевые тормозные жидкости DOT 3, DOT 4, DOT 5.1 совместимы с отечественными, но при смешивании у них ухудшаются основные свойства.

На автомобилях выпуска до 1991 года резинотехнические изделия могут быть не совместимы с гликолевыми тормозными жидкостями. В них применяются минеральные тормозные жидкости или меняются все резинотехнические изделия.

На основе кремнийорганических полимерных продуктов выполнены силиконовые тормозные жидкости. Они не впитывают воду, работают при температурах от минус ста до плюс трёхсот пятидесяти градусов Цельсия, не вступают в реакцию со многими материалами, а их вязкость не зависит от температуры. У них только один недостаток – это слабые смазывающие свойства. Эти тормозные жидкости не совместимы с минеральными и гликолевыми жидкостями.

Различайте силиконовые жидкости DOT 5 и полигликолевые DOT 5.1. На этикетке имеются маркировки:
DOT 5 – SBBF («silicon based brake fluids» -силиконовая тормозная жидкость).
DOT 5.1 – NSBBF («non silicon based brake fluids» - не силиконовая тормозная жидкость).

Проверка и замена

На современных автомобилях в основном применяют гликолевые тормозные жидкости. За один год эксплуатации они поглощают из атмосферы до трёх процентов влаги и периодически их необходимо менять. Периодичность замены от одного года до трёх лет. Только в лабораторных условиях можно проверить свойства тормозной жидкости. В быту это можно сделать только визуально. В ней не должно быть осадка, а сама она – однородная и прозрачная. Степень увлажнения и температуру кипения можно проверить специальными приборами. Но так как тормозная жидкость не перемещается по тормозным трубопроводам, то её свойства в тормозном бачке могут существенно отличаться от свойств в тормозных цилиндрах. В бачке она впитывает воду, в механизмах – нет, но там она часто подвержена нагреву.

Долив новой тормозной жидкости во время прокачивания тормозной системы не может выправить ситуацию, потому что меняется лишь её часть.

Тормозную жидкость необходимо менять целиком. Особенность такой меры зависит от конструкции тормозной системы конкретного автомобиля.

Способы замены тормозной жидкости "своими руками"

1. Откройте все штуцеры для выпуска воздуха из гидроприводов. Слейте всю старую жидкость. Наполните бачок новой тормозной жидкостью и нажимайте на педаль тормоза. Как только потечёт жидкость из штуцеров, закрывайте их. Прокачивайте тормоза, удаляя воздух из всех контуров. Новой жидкости, вышедшей из штуцеров, Вы можете дать отстояться, а затем снова использовать в тормозной системе.
2. Каждый контур прокачивайте последовательно, доливая в тормозной бачок новую жидкость. Воздух в систему не попадает. Часть старой жидкости всё равно остаётся внутри гидропривода. При таком способе замены тормозной жидкости понадобится больший объём, потому что старая и новая жидкость смешиваются и её повторная эксплуатация не допустима.

Что такое тормозная жидкость? Это специальное вещество для обеспечения торможения автомобиля. Оно находится в жидком состоянии и давит на тормоза после нажатия педали. Иными словами, она обеспечивает связь между командами водителя и тормозным механизмом. Если произойдет нарушение этой связи, то автомобиль просто не остановится. Это может случиться в случае чрезмерного нагрева жидкости, после чего внутри тормозного механизма появляется пар. Он делает систему сжимаемой, и вещество не сможет связать нажатие на педаль с резким замедлением и ударом по тормозам. Вот почему тормозная жидкость - это хоть и небольшая, но очень важная деталь автомобиля. Без нее водитель не сможет безопасно двигаться в потоке. Другими словами, нет тормозной жидкости - нет тормозов.

Тормозная жидкость подразделяется на несколько видов, которые различаются по температуре ее нагревания. Так, первая классификация разделяет это вещество на "увлажненную" и "сухую" жидкость. Естественно, "сухая" жидкость включает в себя меньше воды, а в "увлажненной" ее доля составляет 3-4 %. Причем эти две тормозные жидкости делятся еще на четыре группы: DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1. Самый первый тип выдерживает наименьшую температуру: 205 градусов Цельсия для "сухой" и 140 - для "увлажненной". За ним следует DOT 4 (для машин с Большие нагрузки требуют большей температуры, и поэтому второй тип тормозной жидкости рассчитан на 155 и 230 Что касается жидкости DOT 5.1, то ее можно встретить на спортивный автомобилях, например, на BMW M6, Ferrari F458, и других. А вот предпоследний вид на серийных машинах почти не применяется. Скорее всего, DOT 5 ставится на и доработанные модификации спорткаров. Кстати, вполне возможно, что на стоит самая совершенная жидкость. Выдающиеся характеристики это подтверждают.

Итак, мы рассмотрели виды, но остается вопрос "какая тормозная жидкость лучше?". Как на него ответить? Конечно, лучшее торможение обеспечит DOT 5. Что касается серийных автомобилей, то это DOT 5,1. Остальные виды жидкостей больше подходят для обычных условий и стандартных автомобилей, которые не рассчитаны на огромную скорость и

Подводя итоги, хочется уделить внимание компонентам, из которых состоит тормозная жидкость. Состав этого вещества пестрит разнообразием. Например, силиконовая тормозная жидкость содержит полимеры, а гликогелевые состоят из полигликолей. Но у них есть нечто общее - присадки. К ним относятся антикоррозийные и смазочные вещества.

Какова же главная функция тормозной жидкости? Конечно, это обеспечение безопасности во время движения автомобиля. Как уже говорилось выше, без этого вещества нет тормозов. Поэтому важно относиться к ней с особым вниманием, ведь утечка может привести к опасным последствиям. Ни к чему хорошему не приведет и использование жидкости DOT 3 на спортивных автомобилях, ведь большие перегрузки приводят к чрезмерному ее нагреванию.

Следует отметить, что смешивать разные жидкости можно, если только они на одной основе. Если соответствующей информации на этикетке нет, то рисковать не стоит!

Общие сведения

Тормозная жидкость - это важный компонент тормозной системы. Её главное назначение - передавать усилие от главного тормозного цилиндра к колесным.

Поскольку большинство жидкостей практически несжимаемо, давление будет передаваться по жидкости, и по истечении ничтожно малого времени будет одинаковым во всем объеме, занимаемом этой жидкостью. То есть жидкость проводит давление примерно так же, как провода проводят электрический ток. И поскольку провода делают не из первого попавшегося материала, а из того который подходит, так и жидкость должна иметь определенные свойства, чтобы быть хорошим проводником давления.

Задача хоть и узкая, но чрезвычайно ответственная; у тормозной системы нет права на отказ ни при каких обстоятельствах. Когда в гидравлическом приводе тормозов жидкость не подтекает, внимания на нее, казалось бы, обращать не нужно. Однако от ее состояния зависит эффективность торможения и стабильность работы системы. Если, например, плохой антифриз или моторное масло лишь сокращают срок службы двигателя, то низкое качество тормозной жидкости может привести к аварии, поэтому:
1) она должна оставаться жидкостью, то есть при рабочих условиях не кипеть и не замерзать;
2) она должна сохранять свойства в течение длительного времени.

Bo вpeмя тopмoжeния тopмoзнaя жидкocть в paбoчиx цилиндpax нaгpeвaeтcя дo cpaвнитeльнo выcoкиx тeмпepaтуp. Еcли тeмпepaтуpa дocтигнeт тoчки кипeния тopмoзнoй жидкocти, тo в нeй мoгут oбpaзoвaтьcя пapoвыe пpoбки. Topмoзнoй пpивoд пpи этoм cтaнoвитcя пoдaтливым (пeдaль пpoвaливaeтcя) и эффeктивнocть paбoты тopмoзoв peзкo cнижaeтcя. Этo имeeт ocoбoe знaчeниe для диcкoвыx тopмoзныx мexaнизмoв и cкopocтныx aвтoмoбилeй.

Ocнoвнoй нeдocтaтoк иcпoльзуeмыx в нacтoящee вpeмя тopмoзныx жидкocтeй - гигpocкoпичнocть. Уcтaнoвлeнo, чтo зa гoд жидкocть в тopмoзнoй cиcтeмe «нaбиpaeт» 2-3% вoды, которую со временем она забирает из воздуха, в peзультaтe чeгo тeмпepaтуpa кипeния cнижaeтcя нa 30-50ºC. Пoэтoму aвтoмoбильныe фиpмы peкoмeндуют oбязaтeльнo мeнять тopмoзную жидкocть 1 paз в 2 гoдa внe зaвиcимocти oт пpoбeгa. Исключение - DOT 5.1, ее нужно менять каждый год, так как она более гигроскопична, чем остальные.

Основным параметром тормозной жидкости является ее точка кипения - чем она выше, тем лучше для тормозной системы. Закипевшая тормозная жидкость пузырится и эффективность тормозной системы снижается - пузырьки газа сильно подвержены сжатию, поэтому не могут хорошо передавать тормозное усилие на цилиндры тормозных суппортов.

Тормозная жидкость состоит из основы (ее доля 93-98%) и различных присадок (остальные 7-2%). Устаревшие жидкости, например "БСК", изготовлены на смеси касторового масла и бутилового спирта в пропорции 1:1.

Основа современных, наиболее распространенных - полигликоли и их эфиры. Гораздо реже применяют силиконы. В комплексе присадок одни из них препятствуют окислению ТЖ кислородом воздуха и при сильном нагреве, а другие - защищают металлические детали гидросистем от коррозии.

Основные свойства любой тормозной жидкости зависят от сочетания ее компонентов.

Стандарт Точка кипения
(свежая /сухая)
Точка кипения
(старая / мокрая)
Вязкость при 40 0
Цельсия
Цвет Основа
SAE J 1703 205 С 140 С 1800 безцветная или янтарная ?
ISO 4925 205 С 140 С 1500 безцветная или янтарная ?
DOT 3 205 С 140 С 1500 безцветная или янтарная полиалкиленгликоль
DOT 4 230 С 155 С 1800 безцветная или янтарная борная кислота / гликоль
DOT 4+ 260 С 180 С 1200 -1500 безцветная или янтарная борная кислота / гликоль
DOT 5.1 260 С 180 С 900 безцветная или янтарная борная кислота / гликоль
DOT 5 260 С 180 С 900 пурпурный силикон
Racing Formula
DOT 6 ???
310 C 220 C ? ? ?

Основные свойства

ТЕМПЕРАТУРА КИПЕНИЯ

Чем она выше, тем меньше вероятность образования паровой пробки в системе. При торможении автомобиля рабочие цилиндры и жидкость в них нагреваются. Если температура превысит допустимую, ТЖ закипит, и образуются пузырьки пара. Несжимаемая жидкость станет "мягкой", педаль "провалится", а машина не остановится вовремя.

Чем быстрее ехал автомобиль, тем больше тепла выделится при торможении. А чем интенсивнее замедление, тем меньше времени останется на охлаждение колесных цилиндров и подводящих трубок. Это характерно для частых длительных торможений, например в горной местности и даже на равнинном шоссе, загруженном транспортом, при резком "спортивном" стиле управления автомобилем. Внезапное закипание ТЖ коварно тем, что водитель не может предугадать этот момент.

Рабочая температура тормозной жидкости колеблется от - 50 (на стоящем автомобиле в сильный мороз) до + 150 при движении по горным дорогам.

Итак что произойдет при закипании тормозной жидкости?

Пузырьки пара вытесняют некоторую ее часть в расширительный бачок ГТЦ. В системе остается жидкость, перемешанная с пузырьками пара. Но если сама жидкость несжимаема, то микроскопические пузырьки как раз хорошо сжимаются. И теперь передаваемое давление в первую очередь пойдет на сжатие пузырьков во всем объеме. Как это будет выглядеть для водителя: педаль тормоза станет мягкой, провалится, а торможения нет.

Температура кипения тормозной жидкости напрямую зависит от содержания в ней воды, и с повышением ее концентрации снижается. Поэтому тормозная жидкость должна обладать минимальной гигроскопичностью (влагопоглощением). Кроме этого, влага в системе способствует коррозии цилиндров, а в холодное время - и образованию ледяных пробок.

Наличие в тормозной жидкости всего 2-3 процентов воды снижает температуру ее кипения примерно на 70 градусов. На практике это означает, что при торможении DOT-4, например, закипит, не разогревшись и до 160 градусов, в то время как в «сухом» (то есть без влаги) состоянии это произойдет при 230 градусах. Последствия будут такие же, как если бы в тормозную систему попал воздух: педаль становится колом, тормозное усилие резко ослабевает.

На рисунке приведена зависимость температуры кипения тормозной жидкости от объемной концентрации в ней воды.

ВЯЗКОСТЬ

Характеризует способность жидкости прокачиваться по системе. Температура окружающей среды и самой ТЖ может быть от минус 40°С зимой в неотапливаемом гараже (или на улице) до 100°С летом в моторном отсеке (в главном цилиндре и его бачке), и даже до 200°С при интенсивном замедлении машины (в рабочих цилиндрах). В этих условиях изменение вязкости жидкости должно соответствовать проходным сечениям и зазорам в деталях и узлах гидросистемы, заданным разработчиками автомобиля.

Замерзшая (вся или местами) ТЖ может блокировать работу системы, густая - будет с трудом прокачиваться по ней, увеличивая время срабатывания тормозов. А слишком жидкая - повышает вероятность течей.

А что будет если жидкость не обладает достаточной морозостойкостью, то есть резко меняет свои свойства при понижении температуры или просто замерзает?

Наиболее критичным параметром при этом становится вязкость - если она увеличится, то заметно возрастет время срабатывания тормозов.

В стандарте, разработанном Международным объединением инженеров транспорта (SAE), прямо указано, что вязкость тормозной жидкости при -40С не должна превышать 1800 сСт (мм 2 /с).

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА РЕЗИНОВЫЕ ДЕТАЛИ

Уплотнения не должны разбухать в ТЖ, уменьшать свои размеры (давать усадку), терять эластичность и прочность больше, чем это допустимо. Распухшие манжеты затрудняют обратное перемещение поршней в цилиндрах, поэтому не исключено подтормаживание автомобиля. С усевшими уплотнениями система будет негерметичной из-за утечек, а замедление - неэффективным (при нажатии педали жидкость перетекает внутри главного цилиндра, не передавая усилие тормозным колодкам).

ВОЗДЕЙСТВИЕ НА МЕТАЛЛЫ

Детали из стали, чугуна и алюминия не должны корродировать в ТЖ. Иначе поршни "закиснут" или манжеты, работающие по поврежденной поверхности, быстро износятся, а жидкость вытечет из цилиндров либо будет перекачиваться внутри них. В любом случае гидропривод перестает работать.

СМАЗЫВАЮЩИЕ СВОЙСТВА

Чтобы цилиндры, поршни и манжеты системы меньше изнашивались, тормозная жидкость должна смазывать их рабочие поверхности. Царапины на зеркале цилиндров провоцируют течи ТЖ.

СТАБИЛЬНОСТЬ

Устойчивость к воздействию высоких температур и окислению кислородом воздуха, которое в нагретой жидкости происходит быстрее. Продукты окисления ТЖ разъедают металлы.

ГИГРОСКОПИЧНОСТЬ

Склонность тормозных жидкостей на полигликолевой основе поглощать воду из атмосферы. В эксплуатации - в основном через компенсационное отверстие в крышке бачка. Чем больше воды растворено в ТЖ, тем раньше она закипает, сильнее густеет при низких температурах, хуже смазывает детали, а металлы в ней корродируют быстрее.

Помогает нам поддерживать в нашем автомобиле тормозную систему в должном состоянии, благодаря чему тормоза в машине будут исправны и не подведут при возникновении экстренной ситуации на дороге. Эта жидкость в автомобиле отвечает за передачу давления от педали тормоза к тормозным узлам в колесах. Другими словами тормозная жидкость делает так, чтобы все компоненты тормозной системы работали вместе исправно и как единое целое. Для того чтобы выполнять эту работу круглый год при любых температурах окружающий среды, тормозная жидкость должна выдерживать экстремальный температуры, без закипания и замерзания. К сожалению, со временем тормозная жидкость теряет свои свойства и загрязняется. Поэтому в любом автомобиле периодически она должна быть заменена на новую.

Если вовремя не поменять тормозную жидкость, то многие тормозные компоненты автомобиля могут выйти из строя. В итоге это может напрямую отразиться на вашей безопасности.

Важно знать:

Соответственно каждый водитель должен (обязан) регулярно проверять уровень тормозной жидкости и ее состояние. Наше руководство поможет вам проверить уровень тормозной жидкости в машине. Также вы узнаете, нужно ли или можно ли доливать новую жидкость, когда нужно полностью заменить тормозную жидкость и сможете научиться определять потенциальную утечку жидкости в тормозной системе вашего автомобиля.

Главный тормозной цилиндр

Остерегайтесь утечки жидкости

Что вы должны знать о тормозной жидкости


Тормозная жидкость гигроскопична (впитывает влагу), что позволяет защищать компоненты тормозной системы * Тормозная жидкость имеет светло-желтый цвет * Не сжимается в объеме при сжатии, что идеально подходит при применении в автомобильных тормозных системах * Смазывает поршни в главном тормозном цилиндре, в поршнях суппортов и колесных тормозных цилиндрах * Тормозная жидкость смазывает резиновые уплотнители в главном тормозном цилиндре и в тормозных цилиндрах установленных на колесах * Тормозная жидкость имеет хорошую устойчивость к перепадам температуры * Тормозная жидкость DOT 3 имеет температуру кипения 205 градусов * Температура кипения жидкости DOT 4 230 градусов * После двух или трех лет использования тормозной жидкости в ней поднимается уровень содержания влаги, что в итоге приводит к начале коррозии тормозных элементов и к потере свойств жидкости * При использовании тормозной жидкости рекомендовано использовать только, ту жидкость, которую автопроизводитель указал в руководстве по эксплуатации транспортного средства.

Главный тормозной цилиндр


Главный тормозной цилиндр работает как насос, который под давлением подает тормозную жидкость в каждое колесо, где находятся тормозные устройства машины. То есть каждый раз, когда вы задействуете педаль тормоза, главный тормозной цилиндр качает жидкость, направляя ее по всей тормозной магистрали автомобиля.

Главный тормозной цилиндр также имеет резервуар для тормозной жидкости. Таким образом, для того чтобы проверить уровень тормозной жидкости вы должны найти этот резервуар под капотом вашей машины.

Как правило, главный тормозной цилиндр установлен на вакуумном усилителе тормозов. Усилитель тормозов (круглый большой компонент под капотом автомобиля), как правило, установлен на стороне водителя в задней части моторного отсека. Главный тормозной цилиндр это небольшой металлический цилиндр с тонкими металлическими трубками, исходящие из цилиндра, над которым установлен металлический или пластиковый контейнер (резервуар). В эту емкость налита тормозная жидкость.

Проверка уровня тормозной жидкости


Новые модели автомобилей (с середины 1980-х годов и по сегодняшний день) используют полупрозрачный контейнер (емкость, резервуар) прикреплённый к главному тормозному цилиндру. Благодаря прозрачности емкости, вам нет необходимости отворачивать крышку, чтобы проверить уровень тормозной жидкости. Проверяя уровень тормозной жидкости, помните, что он должен быть между отметкой "MIN" (минимальной отметки) и отметкой "MAX" (максимальной отметки).

Стоит отметить, что некоторые модели автомобилей (в том числе более старые) имеют металлический не прозрачный резервуар для хранения тормозной жидкости. Поэтому чтобы проверить уровень жидкости в металлической емкости, необходимо снять крышку.

Перед тем как снять крышку с резервуара тормозной жидкости, необходимо обязательно протереть крышку от пыли, масла, грязи и т.п., используя чистую тряпку. Это защитит загрязнение тормозной системы перед снятием крышки бачка тормозной жидкости.

На старых моделях автомобилей (и на некоторых современных) для того чтобы снять крышку может понадобиться отвертка, которой нужно приподнять пружинный зажим, или открутить болт в верхней ее части.


Открутив крышку бачка тормозной жидкости, проведите осмотр жидкости. Если вы не видите сплошную линию, отмеченную внутри резервуара, убедитесь, что уровень жидкости находится примерно в 6 мм от верхней части резервуара.

Если при осмотре выяснилось что уровень тормозной жидкости низкий, то придется долить ее до оптимального уровня. Для этого используйте тот тип жидкости, который рекомендован производителем автомобиля (как правило, это тормозная жидкость DOT 3 или DOT 4 ).


В некоторых моделях автомобилей также тип используемой тормозной жидкости указывается под крышкой бачка тормозной жидкости.

Если у вас нет руководства к эксплуатации автомобиля, то вы можете купить или скачать в сети Интернет руководство по ремонту и обслуживанию вашего автомобиля. Как правило, в таких книгах содержится информация об используемой марки и типе тормозной жидкости.

Также вы можете обратиться в любой автомагазин, в котором по ВИН-номеру вашей машины определят, какая тормозная жидкость используется в ней.

Для получения визуального представления о том, как проверить уровень тормозной жидкости в автомобиле вы можете посмотреть несколько видео ниже.

Теперь когда вы знаете как проверить уровень тормозной жидкости пришло время проверить состояние жидкости, то есть ее свойство.

Справка сайт: Со временем уровень тормозной жидкости может снижаться либо в результате утечки жидкости их системы, либо из-за износа тормозных колодок, тормозных дисков или тормозных барабанов (при наличии). В результате естественного износа тормозных компонентов, зазор между деталями увеличивается, что в результате приводит к уменьшению уровня тормозной жидкости.

Таким образом, небольшое снижение уровня тормозной жидкости, это вполне нормальный процесс при эксплуатации автомобиля. Если же вы заметили, что уровень тормозной жидкости резко снизился за короткий срок, то есть большая вероятность, что в тормозной системе есть утечка, которую нужно обязательно найти.

7 причин, почему вы должны проверить состояние тормозной жидкости


Если вы проверяете регулярно уровень тормозной жидкости, это еще не означает, что вы следите за состоянием тормозной системы. Помимо уровня вы также должны регулярно проверять состояние жидкости, чтобы определить не потеряла ли тормозная жидкость своих химических свойств.

Так что если вы еще никогда не проверяли свойства тормозной жидкости, то вот для примера 7 причин по которым вы должны сделать это обязательно:

  • - Тормозная жидкость содержит некоторое количество спирта и поглощает влагу
  • - Влага будет взаимодействовать с металлическими деталями вашей тормозной системы, и со временем вызывать их коррозию
  • - и уплотнители тормозной системы со временем изнашиваются и загрязняются от тормозной жидкости
  • - Как правило, в первую очередь изнашивается главный тормозной цилиндр, который начинает течь
  • - Если в результате утечки тормозной жидкости из главного цилиндра она попадет в главный усилитель тормозов, то его придется заменить
  • - Тормозная жидкость, как правило, не должна использоваться более 2-3 лет эксплуатации автомобиля (при пробеге не более 20,000-30,000 в год). После этого тормозная жидкость полностью теряет свои свойства. В итоге из-за плохой жидкости в вашей машине могут неожиданно полностью отказать .
  • - Также если вовремя не менять тормозную жидкость ваша тормозная система может выйти из строя. Особенно если ваш оснащен системой ABS. В таком случае ремонт может составить несколько тысяч долларов.

Как проверить свойства тормозной жидкости


Некоторые автопроизводители автомобилей рекомендуют, как мы уже сказали, менять тормозную жидкость раз в два года. Некоторые производители транспортных средств заявляют, что интервал замены тормозной жидкости должен составлять раз в пять лет. Но некоторые производили порой не указывают срок службы тормозной жидкости. Но это не говорит о том, что тормозная жидкость вечная. Мы не советовали менять жидкость очень редко. Особенно это касается эксплуатации автомобиля в нашей стране, где условия гораздо суровее, чем в той же Европе.

К сожалению, многие владельцы автомобилей не уделяют должного внимания тормозной жидкости, забывая проверять не только ее уровень в бачке, но и менять ее на новую через определенное время эксплуатации машины. В итоге неправильный интервал замены жидкости приводит загрязнению и коррозии тормозной системы.

На свойство тормозной жидкости влияет много факторов. Например, изменение климатических условий в течение года, содержание влаги в окружающей среде, состояние тормозной системы и снятие крышки бачка тормозной жидкости, напрямую влияет на , которая в итоге со временем начинает разъедать компоненты тормозной системы.

Вот почему так важно проверять не только уровень тормозной жидкости, но ее состояние. Мы рекомендуем проверять жидкость в тормозной системе два раза в год и менять ее на новую каждые два-три года даже в том случае если ваш автопроизводитель рекомендует вам менять тормозную жидкость через более долгие интервалы владения машиной.


Многие также ошибочно полагают, что состояние тормозной жидкости можно определить по ее цвету. Но на самом деле цвет жидкости не может точно сказать вам о реальных свойствах тормозной жидкости.

Да, когда жидкость новая она, как правило, имеет прозрачный светло-желтый цвет, который с течением времени может потемнеть. Но изменение цвета не обязательно является показателем ухудшения свойств тормозной жидкости.

С другой стороны загрязнение жидкости (за исключением накопления влаги) может привести к потемнению тормозной жидкости.

Наиболее простой и практичный способ проверить состояние жидкости в тормозной системе это использовать тест-полоски тормозной жидкости. Тест-полоски вы можете приобрести в автомагазине или заказать их в интернет-магазинах.

Тестирование свойства жидкости займет всего 1 минуту.

Проверка тормозной жидкости с помощью тест-полосок


1. Для тестирования тормозной жидкости вы должны очистить крышку бачка жидкости от пыли, грязи и т.п. чистой салфеткой и затем открыть ее.

2. Затем вытащите тест--полоску из упаковки.

3. Опустите частично тест-полоску в бачок тормозной жидкости.

4. Установите крышку бачка тормозной жидкости назад.

5. Подождите от 30 до 60 секунд, пока жидкость вступит в реакцию с химическими веществами, нанесенными на тест-полоску.

6. Посмотрите на поверхность тест-полоски, и сравните их с образцами, указанными на упаковке (описание образцов тестирования смотрите на упаковке или в инструкции к тест-полоскам).

7. Если цвет тест-полоски изменился, то это говорит о том, что тормозная жидкость в вашей машине находится в хорошем состоянии.

Благодаря этим тест-полоскам вы избавите себя от вопроса, менять ли тормозную жидкость на новую.

Кроме того, на Российском рынке также есть электронные тестеры, с помощью которых вы можете проверять состояние тормозной жидкости. Но, к сожалению, стоимость подобных устройств, оправдана только для применения тестеров или частных автомастерских.

Зная как проверить тормозную жидкость, вы самым простым способом сможете . Меняя вовремя тормозную жидкость и следя за ее уровнем в тормозной системе, вы способствуете долгому сроку службы всей тормозной системы. Если же не следить за тормозной жидкостью в машине, это может привести к преждевременному выходу из строя тормозной системы, ремонт которой может стоить очень дорого.


Таким образом, проверяйте уровень тормозной жидкости не реже одного раза в месяц или каждый раз, когда вы поднимаете капот машины. Но старайтесь не поднимать часто крышку бачка тормозной жидкости, чтобы избежать быстрого насыщения жидкости влагой, которая содержится в воздухе.

Также проверяйте состояние (свойство) тормозной жидкости один раз в два года и в случае необходимости замените ее на новую.