«Традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике. Нетрадиционные формы занятий в детском саду методическая разработка на тему Нетрадиционные формы проведения занятий доу

Название: Конспект занятия «ФГОС ДОУ: новые нетрадиционные методы в работе музыкального руководителя»
Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ, Музыкальному руководителю, Подготовительная группа

Должность: музыкальный руководитель
Место работы: МБДОУ детский сад № 33 «Берёзка»
Месторасположение: Московская область, г.Королёв

ФГОС ДО: новые нетрадиционные методы в работе музыкального руководителя

Введение.

Метод под названием «Драмогерменевтика» появился не случайно. Этот метод на практике подтвердил свою актуальность. Он не только способствует решению задач ФГОС (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт), но позволяет музыкальному руководителю выполнить программу в интересной, новой, нетрадиционной форме.

Применяя этот метод в своей работе, я ставлю перед собой цель: развивать основы музыкальной культуры, как части общей культуры посредством приобщения детей к шедеврам классического музыкального искусства. Использование драмогерменевтики, решает такие непростые задачи музыкального воспитания дошкольников:

— Формировать умение детей использовать коммуникативные навыки в сотрудничестве друг с другом.

— Учить детей анализировать, сравнивать варианты выразительной передачи образа,

— Развивать музыкальный и поэтический слух, чувство ритма, музыкальную память.

— Использовать новый метод и приёмы для удовлетворения потребности детей в творческом самовыражении

Основная часть

Автором драмогерменевтики является доктор педагогических наук, профессор Михаил Владимирович Букатов. Драмогерменевтика – наука понимания, подразумевает творческое применение полученных ранее знаний, умений, навыков.

В основе лежит социоигровой стиль обучения. Социо – означает небольшими группами, игровой – означает неформальный, увлекательный, интересный детям. Имеется ввиду сопряжение социоигровой педагогики и экзерсиса классической герменевтики. Что такое экзерсис классической герменевтики – это основа балета (различные виды ходьбы, бега, доступные детям, элементы экзерсиса – плие, батман, пике, балансе…, композиции перестроения, выполняемые в определённых позициях)

Пример. Дети слушали «Времена года. Июль, песня косаря», музыка П.И.Чайковского. Назначается, по желанию, режиссёр. Он отбирает актёров и излагает придуманный сюжет (историю), слушая музыку, определяет действия актёров в данной части музыкального произведения, или музыкальной фразы. Разыгрывается музыкальный спектакль, в котором режиссёр должен объяснить, куда идёт актёр, зачем и что делает, показать, как делать. Главное условие – действие должно длиться столько, сколько звучит музыка. Дети разыграли целый спектакль: на вступление вышли косари, взяли косы, построились ровными рядами, чётко, ритмично имитировали движения косарей, девочки вязали колоски, укладывали снопы, все действия закончились точно с окончанием произведения.

Использование этого метода невозможно без предварительной работы. Такая работа была проведена мною в сентябре месяце. Я проводила музыкальные занятия по проекту «Вот он, хлебушко душистый». Дети познакомились с тем, как растили хлеб в старину, и как растят сейчас, вместе с родителями инсценировали белорусскую сказку «Лёгкий хлеб». Дети два года занимались в хореографическом кружке, который я вела, используя экзерсис по методике Т. Ф. Кореневой.

Используя полученные знания, дети предлагали разные варианты инсценирования произведения П. И. Чайковского «Времена года. Июль». Так, по мнению другого ребёнка-режиссёра, на музыкальное вступление пьесы один из косарей должен был посмотреть на небо, потому, что если собирается дождь, то косить нельзя, сжатые колоски намокнут и сгниют.

Заключение.

Результат – произведение стало любимым, дети просили играть снова и снова. Запомнили название произведения, автора, каждую часть, каждую фразу. То есть, усвоили, предлагаемый педагогом материал, в игровой форме, без принуждения, с удовольствием, с большой заинтересованностью, с желанием. Дети научились видеть другого рядом с собой, взаимодействовать с ним, помогать, дружить. Драмогерменевтика направлена на формирование активного восприятия музыкального искусства через осознание драматургии музыкального произведения. Метод «Драмогерменевтика» развивает у детей дошкольного возраста музыкально эстетическое сознание через воспитание способности чувствовать характер музыкального произведения, через воспитание способности создавать музыкальные образы, через воспитание способности эстетически переживать музыку, излагать свои мысли, чувства.

Список использованной литературы.

  1. Журнал «Музыкальный руководитель» № 8, 2014г Статья Г. В. Кузнецовой «ФГОС ДО: новые подходы в работе музыкального руководителя»
  2. Программа О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры»

Фетисова Наталья Анатольевна

Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на нелегкую, порой почти непро­ходимую дорогу. У каждого по-разному складывается судьба в профессии. Одни просто выполняют свои обязанности и не пытаются открыть ничего нового там, где, казалось бы, все от­крыто. Другие находятся в бесконечном поиске и совсем не хо­тят многократно повторять один и тот же путь с разными груп­пами детей.

ЗАНЯТИЯ В ДОУ. ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ. КЛАССИФИКАЦИЯ

Занятие - это организованная форма обучения и временной отрезок процесса обучения, способный отразить все его струк­турные компоненты (общую педагогическую цель, дидактические задачи, содержание, методы и средства обучения).

Занятие - это:

Основная форма организации познавательной активности ребенка;

Динамическая, совершенствующаяся процессуальная сис­тема, отражающая все стороны воспитательно-образовательного процесса;

Элементарная структурообразующая единица учебною про­цесса, с реализацией определенной части учебной программы;

Единичное звено в системе учебно-познавательной дея­тельности.

Следует выделить основные признаки занятия :

Занятие - основная единица дидактического цикла и форма организации обучения;

По временному промежутку оно занимает от 10-15 минут (в младшем дошкольном возрасте) до 30-35 минут (в старшем дошкольном возрасте);

Занятие может быть интегрированным, то есть посвящено не одному виду познавательной деятельности (например: разви­тие речи + изобразительная деятельность);

Ведущая роль на занятии принадлежит воспитателю, кото­рый организует процесс передачи и усвоения учебного материа­ла, отслеживая уровень развития каждого ребенка;

Группа - основная организационная форма объединения детей на занятии, все дети приблизительно одного возраста и уровня подготовки, то есть группа гомогенна (исключение со­ставляют гетерогенные или смешанные группы), основной состав групп сохраняется на весь период пребывания в детском дошко­льном учреждении;

Группа работает по единой программе, согласно сетке позна­вательной деятельности;

Занятие проводится в заранее определенные часы дня;

В течение года проводятся каникулы, они соответствуют временному периоду школьных каникул (что важно даже в це­лях преемственности ДОУ и школы);

Заканчивается год подведением итогов познавательного развития личности каждого ребенка (по результатам деятельно­сти ребенка на занятиях).

Уровни проведения занятия:

1. Высший: прогнозирование способов перевода деятельно­сти к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с детьми.

2. Высокий: включение детей в разрешение проблемы, преду­смотренной целью занятия.

3. Средний: выявление знаний и умений детей и сообщение информации соответственно теме и задачам занятия.

4. Низкий: организация взаимодействия с детьми, объясне­ние нового материала по заранее составленному плану, без ак­тивизации познавательной деятельности, направленной на полу­чение положительного результата.

Признаки высокой обучаемости (в ходе наблюде­ния за детьми дошкольного возраста):

Выделение и осознание проблемы, цели, вопроса, задачи;

Умение прогнозировать свою деятельность;

Умение использовать знания в различных (нестандартных) ситуациях;

Самостоятельность деятельности и преодоление затруднений (самостоятельность выбора путей решения);

Логика мышления;

Гибкость мысли;

Скорость преобразования способа деятельности в соответ­ствии с изменившимися ситуациями;

Возможность отказа от стандартных решений (от стереотипа);

Поиск целесообразного варианта (переключение или изме­нение варианта).

Традиционные занятия и их классификациям

Классификацию традиционных занятий логично осу­ществлять на основе выбранных задач и используемых видов деятельности для их реализации. Учитывая психологические особенности дошкольника, анализируя методические рекомен­дации к современным программам, нецеле­сообразно выделять отдельным типом занятия по изучению нового мате­риала, развитию и совершенствованию знаний и умений, так как на каждом из занятий происходит повторе­ние, закрепление и расширение представлений детей.

Классификация занятий, представленная в «Педагогике» В. И. Логиновой, приводит к смешению типов занятий с мето­дами и приемами обучения. Авторы современных программ представляют классификацию занятий для каждого вида дея­тельности.

Например, в «Радуге» познавательные занятия делятся на такие виды:

Информационные;

Практикумы;

Итоговые;

Познавательные рассказы;

Экскурсии;

- по музыкальной деятельности:

Доминантные;

Тематические;

- в программе «Из детства - в отрочество»:

Аналитические;

Творческие;

Теоретические и т. д.

Разнообразие определений не меняет решаемые задачи и струк­туру занятий, вариативными остаются методы, приемы и после­довательность структурных компонентов.

Поэтому представленная ниже классификация поможет определять типы проводимых занятий любого вида дея­тельности по любой программе, их соответствие поставленным задачам и выбранным структурам.

Нетрадиционные занятия и параметры их оценки

Виды нетрадиционных занятий.

Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревно­вания между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.

Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две под­группы и проводятся как математическая или литературная вик­торина).

Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).

Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжет­ную линию игры и решая таким образом задачи обучения).

Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по гори­зонтали», консультируясь у другого ребенка).

Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).

Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Ме­неджер»).

Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская дея­тельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)

Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).

Занятия-путешествия.

Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творче­ских рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)

Занятия-фантазии.

Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).

Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).

Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детек­тивной сюжетной линией).

Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чу­дес» для читающих детей).

Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на во­просы: что? где? когда?).

Требования к занятию

1. Использование новейших достижений науки и практики.

2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактиче­ских принципов.

3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.

5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разно­образных видов деятельности, содержания).

6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ре­бенком уровень.

7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).

8. Логика построения занятия, единая линия содержания.

9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание за­нятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).

10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.

11. Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектиро­вание и планирование каждого занятия педагогом.

Методы повышения познавательной активности

(проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева)

Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).

Сравнение.

Метод моделирования и конструирования.

Метод вопросов.

Метод повторения.

Решение логических задач.

Экспериментирование и опыты.

Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов)

Игровые и воображаемые ситуации.

Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

Игры-драматизации.

Сюрпризные моменты.

Элементы творчества и новизны.

Юмор и шутка (учебные комиксы).

Методы обучения и развития творчества (проф. Н. Н. Поддьяков)

Эмоциональная насыщенность окружения.

Мотивирование детской деятельности.

Исследование предметов и явлений живой и неживой при­роды (обследование).

Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явле­ния в движении - прошлое, настоящее и будущее).

Игровые приемы.

Юмор и шутка.

Экспериментирование.

Проблемные ситуации и задачи.

Неясные знания (догадки).

Предположения (гипотезы).

Комплексные и интегрированные занятия.

«Словарь иностранных слов»:

комплекс -

интеграция - восстановление, восполнение, объе­динение в целое каких-либо частей.

«Словарь русского языка» СМ. Ожегова:

комплекс - совокупность, сочетание чего-нибудь, каких-либо представлений;

интеграция - объединение в целое каких-либо частей.

«Советский энциклопедический словарь»:

комплекс - совокупность предметов или явлений, составляющих одно целое;

интеграция - понятие, означающее состояние свя­занности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Добрянский детский сад №13»

Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы занятий».

Подготовила воспитатель Воронцова А.Р.

г. Добрянка 2015г.

Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на нелегкую, порой почти непроходимую дорогу. У каждого по-разному складывается судьба в профессии. Одни просто выполняют свои обязанности и не пытаются открыть ничего нового там, где, казалось бы, все открыто. Другие находятся в бесконечном поиске и совсем не хотят многократно повторять один и тот же путь с разными группами детей.

В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения: занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей. Объединяя детей в подгруппу, следует учитывать, что уровень их развития должен быть примерно одинаковым.

Виды нетрадиционных занятий.

Занятия-соревнования (выстраиваются на основе соревнования между детьми): кто быстрее назовет, найдет, определит, заметит и т. д.

Занятия-КВН (предполагают разделение детей на две подгруппы и проводятся как математическая или литературная викторина).

Театрализованные занятия (разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию).

Занятия-сюжетно-ролевые игры (педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнер, подсказывая сюжетную линию игры и решая таким образом задачи обучения).

Занятия-консультации (когда ребенок обучается «по горизонтали», консультируясь у другого ребенка).

Занятия-взаимообучения (ребенок-«консультант» обучает других детей конструированию, аппликации, рисованию).

Занятия-аукционы (проводятся, как настольная игра «Менеджер»).

Занятия-сомнения (поиска истины). (Исследовательская деятельность детей типа: тает - не тает, летает - не летает, плавает - тонет и т. д.)

Занятия-формулы (предложены в книге Ш. А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!»).

Занятия-путешествия.

Бинарные занятия (авт. Дж. Родари). (Составление творческих рассказов на основе использования двух предметов, от смены положения которых меняются сюжет и содержание рассказа.)

Занятия-фантазии.

Занятия-концерты (отдельные концертные номера, несущие познавательную информацию).

Занятия-диалоги (проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной).

Занятия типа «Следствие ведут знатоки» (работа со схемой, картой группы детского сада, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией).

Занятия типа «Поле чудес» (проводятся как игра «Поле чудес» для читающих детей).

Занятия «Интеллектуальное казино» (проводятся по типу «Интеллектуального казино» или викторины с ответами на вопросы: что? где? когда?).

Требования к занятию

1. Использование новейших достижений науки и практики.

2. Реализация в оптимальном соотношении всех дидактических принципов.

3. Обеспечение условий предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм к организации деятельности детей.

5. Установление интегративных связей (взаимосвязь разнообразных видов деятельности, содержания).

6. Связь с прошлыми занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.

7. Мотивация и активизация познавательной деятельности детей (методы и приемы).

8. Логика построения занятия, единая линия содержания.

9. Эмоциональный компонент занятия (начало и окончание занятия всегда проводятся на высоком эмоциональном подъеме).

10. Связь с жизнью и личным опытом каждого ребенка.

11. Развитие умений детей самостоятельно добывать знания и пополнять их объем.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия педагогом.

Методы повышения познавательной активности (проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева)

Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей).

Сравнение.

Метод моделирования и конструирования.

Метод вопросов.

Метод повторения.

Решение логических задач.

Экспериментирование и опыты.

Методы повышения эмоциональной активности

(проф. С. А. Смирнов)

Игровые и воображаемые ситуации.

Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

Игры-драматизации.

Сюрпризные моменты.

Элементы творчества и новизны.

Юмор и шутка (учебные комиксы).

Методы обучения и развития творчества

(проф. Н. Н. Поддьяков)

Эмоциональная насыщенность окружения.

Мотивирование детской деятельности.

Исследование предметов и явлений живой и неживой природы (обследование).

Прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении - прошлое, настоящее и будущее).

Игровые приемы.

Юмор и шутка.

Экспериментирование.

Проблемные ситуации и задачи.

Неясные знания (догадки).

Предположения (гипотезы).

Нетрадиционные формы занятий могут сочетаться с кружковой работой: по ручному труду, по изобразительной деятельности.

Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

Метод проектов используется сегодня не только в процессе проведения занятий по экологическому воспитанию детей в ДОУ. Его использование характеризует поиск воспитателями новых форм организации процесса обучения и проведения занятий с детьми в ДОУ.

Метод проектов достаточно широко применяется сегодня в работе с воспитанниками разновозрастных групп, групп кратковременного пребывания детей в ДОУ. При этом, как считает Н.А. Короткова и ряд других исследователей, занятия в этом случае, в отличие от традиционного подхода, можно проводить в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми, где соблюдается принцип добровольного включения в деятельность.

В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности: конструированием или лепкой, рисованием, аппликацией.

Широко используются различные формы «занятий с увлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.

Широкое применение в практике организации и проведения занятий получили такие формы, как занятие - беседа и занятие - наблюдение.

Данные формы применяются в старших группах ДОУ. Популярностью пользуются сказкотерапевтические занятия. Сказкотерапевтические занятия с детьми - это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста.

Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка. Использование дидактических сказкотерапевтических тренингов в формате дошкольного образования позволяет детям легко и быстро усваивать необходимые знания.

В процессе общения на занятии должно быть не только одностороннее воздействие педагога на ребенка, но и обратный процесс. Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него, а не просто безоговорочно принимать («усваивать») все, что сообщает ему педагог.

В этом смысле педагог и ребенок выступают как равноправные партнеры, носители разнородного, но одинаково необходимого опыта.

Основной замысел личностно-ориентированного занятия состоит в том, чтобы раскрыть содержание индивидуального опыта ребенка, согласовать его с задаваемым и тем самым добиться личностного усвоения этого нового содержания.

Педагог должен продумать не только то, какой материал он будет сообщать, но то, какие возможны переклички этого материала с личным опытом детей. При организации занятия профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы.

Нужно подумать, как обсуждать детские «версии» не в жестко-оценочной ситуации (правильно - неправильно), а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослым.

Одной из форм повышения работоспособности детей, предупреждения утомления, связанного с большой сосредоточенностью, длительным напряжением внимания, а также однообразным положением тела во время сидения за столом, является физкультурная минутка .

Физкультминутки благоприятно влияют на активизацию деятельности детей, помогают предупредить нарушения осанки. Во всех детских садах города физкультминутки организуются систематически. Обычно это кратковременные перерывы (2-3 мин) для проведения 2-3 физкультурных упражнений на занятиях математикой, родным языком, изодеятельностью.

Во второй младшей и средней группах физкультминутки проводятся в игровой форме. Время их проведения и подбор упражнений определяются характером и содержанием занятия.

Так, например, на занятиях по рисованию, лепке физкультминутка включает активное сгибание, разгибание рук, сведение и разведение пальцев, свободное потряхивание кистями рук.

На занятиях по развитию речи, математике используются упражнения для мышц спины - потягивания, выпрямления с глубоким дыханием через нос. Во время упражнений дети, как правило, остаются на своих местах.

С целью усиления эмоционального воздействия физкультурных минуток воспитатели могут использовать небольшие стихотворные тексты. В каждой возрастной группе занятия имеют свою особенность и по времени, и по организации.

С детьми:

    4-го года жизни - 10 занятий продолжительностью не более 15 минут.

    5-го года жизни - 10 занятий продолжительностью не более 20 минут.

    6-го года жизни 13 занятий продолжительностью не более 25 минут.

    7-го года жизни - 14 занятий продолжительностью не более 30 минут.

Форма организации детей на занятия может быть различной: малыши сидят за столом, на стульчиках, расставленных полукругом, или свободно передвигаются по групповой комнате.

Эффективность занятия в большей степени зависит от того насколько эмоционально оно протекает.

Подготовка воспитателя к занятию

Организуя занятие с дошкольниками, необходимо, прежде всего определить его главную цель. А заключается она в том, будет ли это занятие носить развивающий характер или преследовать сугубо обучающую цель.

На обучающем занятии дети накапливают необходимый личностный опыт: знания, умения, навыки и привычки познавательной деятельности, а на развивающем они, используя приобретенный опыт, самостоятельно добывают знания.

Поэтому в образовательном процессе дошкольного учреждения должны использоваться и развивающие, и обучающие занятия.

При этом необходимо помнить, что, для того чтобы ребенок мог быть успешен в собственной исследовательской деятельности, ему необходимы определенные знания и навыки. Навыки самостоятельной исследовательской деятельности дети начинают приобретать на обучающих занятиях.

Уровни проведения занятия:

1. Высший: прогнозирование способов перевода деятельности к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с детьми.

2. Высокий: включение детей в разрешение проблемы, предусмотренной целью занятия.

3. Средний: выявление знаний и умений детей и сообщение информации соответственно теме и задачам занятия.

4. Низкий: организация взаимодействия с детьми, объяснение нового материала по заранее составленному плану, без активизации познавательной деятельности, направленной на получение положительного результата.

Признаки высокой обучаемости (в ходе наблюдения за детьми дошкольного возраста):

выделение и осознание проблемы, цели, вопроса, задачи;

умение прогнозировать свою деятельность;

умение использовать знания в различных (нестандартных) ситуациях;

самостоятельность деятельности и преодоление затруднений (самостоятельность выбора путей решения);

логика мышления;

гибкость мысли;

скорость преобразования способа деятельности в соответствии с изменившимися ситуациями;

возможность отказа от стандартных решений (от стереотипа);

поиск целесообразного варианта (переключение или изменение варианта).

Практические советы проведения занятия по ФГОС ДО

    Продумывать организацию детей на занятии (чередование различных видов деятельности детей: сидя, стоя, на ковре, по группам, в парах и т.д.)

    Качественная подготовка наглядных материалов занятия (доступность каждому ребенку, современность, качество и размер иллюстраций, возможен показ мультимедийных презентаций)

    Соблюдение структуры занятия:

    Вводная часть (создание мотивации и «не забывать» о ней на протяжении всего занятия. Например, если пришел Незнайка, значит всё занятие он «участвует» в деятельности с детьми, в конце занятия можно подвести итоги от лица персонажа)

    Также в первой части НОД необходимо создать проблемную ситуацию (или проблемно-поисковую ситуацию) для детей, решение которой, они будут находить в течение всего мероприятия. Такой прием позволяет дошкольникам не потерять интерес, развивает мыслительную деятельность, учит ребят взаимодействовать в коллективе или в паре.

    В ходе основной части педагогу можно использовать различные приемы руководства: наглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации.

    После каждого вида детской деятельности педагогу необходимо провести анализ деятельности детей (либо от своего лица, либо от лица персонажа или с помощью других детей) – это требование

    В случае, когда у детей что-то не получается педагог может использовать такой прием, как педагогическая поддержка . Например, воспитатель говорит: «Мне очень понравилось, как Сережа, Марина и Лена сделали светофор, а вот у Максима и Олега отклеились детали, но я думаю, что в следующий раз они обязательно постараются и сделают все качественно»)

    На протяжение всего занятия (особенно на группах старшего дошкольного возраста) педагог должен следить и побуждать детей к речевой деятельности с помощью вопросов. Поэтому, вопросы к детям необходимо продумывать заранее, они должны носить поисковый или проблемный характер; стремиться к тому, чтобы дети отвечали «полным ответом». Еще нужно контролировать собственную речь и выстраивать речевые фразы от третьего лица. Например, отходить от выражения: «Я хочу вас пригласить в путешествие…» - это не правильно, т.к. педагог как бы «навязывает» предстоящую деятельность. Правильнее будет обратиться к детям таким образом: «Давайте отправимся в путешествие…»

    Также в соответствие с новыми образовательными стандартами педагог может использовать педагогические технологии: проблемное обучение, исследовательская деятельность, проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии и другое. (В зависимости их вида детской деятельности и от поставленных задач на занятии) Например, на занятии по познавательному развитию на второй младшей группе «В гости к Петушку» воспитатель может провести артикуляционную гимнастику на развитие дыхания и т.д.

    Заключительную часть занятия следует организовывать таким образом, чтобы прослеживалось решение проблемной и поисковой ситуации (чтобы дети увидели решение поставленной задачи: либо словесное заключение, либо результат продуктивной или исследовательской деятельности и т.д.).

    Также необходимо подвести итог всего занятия: дать оценку детской деятельности

(можно использовать педагогическую поддержку, анализ детей друг друга, самих себя, похвалить детей от лица персонажа и т.д.). Главное - это не забывать о мотивации (которая поставлена в начале занятия см.пункт выше)

4.Отличительной особенностью занятия по ФГОС ДО является активная речевая деятельность детей (вопросы к детям должны носить проблемно-поисковый характер), а также тщательно продумываться.

Например, детям нужно помочь Курочке найти цыплят. Педагог может спросить: «Вы хотите помочь Курочке найти цыплят? А как это можно сделать?» То есть, вопрос носит проблемный характер и заставляет детей продумать варианты ответа: позвать цыплят, отправиться вслед за ними и т.д.

5.Педагог просто обязан предоставлять детям «свободу выбора» предстоящей деятельности и, в тоже время, своим мастерством увлечь детей за собой. Например, воспитатель первой младшей группы на познавательном занятии рассказала детям сказку «Колобок», а потом предлагает мотивацию предстоящей деятельности (коллективная аппликация персонажа Колобок)

«Ребята, Колобок убежал от бабушки и дедушки, они горько плачут. Как же мы можем помочь бабушке с дедушкой? Далее предлагает варианты ответов: может быть нам нарисовать Колобка и подарить его бабушке и дедушке? Таким образом, она увлекла ребят, организовала мотивацию для рисования, заинтересовав их, также решила воспитательную задачу: вызвать у детей желание помочь бабушке и дедушке в поисках Колобка.

Таким образом, следует заключить, в настоящее время требования к проведению занятий изменились, т.к. существуют педагогические технологии, которые необходимо использовать при реализации ФГОС ДО.

Карта анализа занятия в ДОУ

Дата

ДОУ

Возраст детей

Длительность

Педагог

Присутствующий педагог

Форма

Тема

Критерии оценки

Умение составить конспект занятия и творчески его использовать (вносить изменения в ходе занят.)

Подготовка к занятию

Выполнение санитарно-гигиеничес. требований

Использование разл. форм организации (работа в малых группах, в парах, индив., коллективная)

Рациональность выбора методов и приемов работы с детьми

Умение регулировать поведение детей на занятии

Индивидуальная работа с детьми

Поведение детей на занятии (активность, интерес, внимание)

Оценка работы (детей/педагога) на занятии

Усвоение детьми программного материала

Подбор демонстр. и раздаточ. материала

Рациональное размещение материала

Предварит. работа с детьми

Удовлетворение двигат. акт-ти детей во время занятия

Смена поз детей во время занятия

Контроль за правильностью осанки детей

Соотв-вие длит-ти занятия гиен. нормам

Игровые приемы

Приемы привлечения и сосредоточения внимания

Приемы обеспечения интереса и эмоцион-сти детей

Приемы активизации самост. мышления детей

Приемы подачи нового мат-ла с опорой на имеющиеся знания

высокий

средний

низкий

Положи-тельные моменты

Рекомен-дации

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Нетрадиционные формы работы с дошкольниками

Выполнила: Кучерова Н.С.

Организация оздоровительной работы на физкультурных занятиях

Характеристика нетрадиционных методов, используемых для сохранения и укрепления здоровья

Заключение

Литература

Введение

Здоровье детей Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. В рамках реализации программы "Образование и здоровье" (1998) особую значимость приобретает внедрение наиболее эффективных форм оздоровления детей в системе дошкольного образования.

Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития дошкольника.

В многочисленных научных исследованиях отмечается неблагоприятная динамика состояния здоровья дошкольников (Юрко Г.П., 2000; Маймулов В.Г. и соавт., 2003; Рапопорт И.К. и соавт., 2004; Симонова И.В., 2006). В настоящее время не более 10% детей старшего дошкольного возраста можно считать абсолютно здоровыми. Почти у 60% детей выявляются хронические заболевания (Баранов А.А, Кучма В.Р., Тутельян В.А. и др., 2006).

Частые заболевания у детей представляют собой не только медицинскую проблему, но и имеют серьезные социальные и экономические последствия. Показано, что частые заболевания могут приводить к социальной дезадаптации ребенка из-за ограничения возможностей к его общению со сверстниками (Богина Т.Л., 2002; Timmerman A. et al, 2007).

Кроме того частая заболеваемость приводит как к большим экономическим затратам со стороны родителей, так и со стороны здравоохранения и государства в целом (Баранов А.А., 2002).

В связи с этим разработка эффективных методов профилактики заболеваемости детей дошкольного возраста, и поиск действенных способов оздоровления являются актуальными задачами не только здравоохранения, но и образовательных учреждений.

Для успешного физического развития ребенка необходимы разно образные закаливающие мероприятия (солевое, сухое, водное, воздушное закаливание), активная двигательная деятельность в течение дня, физкультурное оборудование и инвентарь. Традиционных методов работы по оздоровлению дошкольников явно не всегда бывает достаточно.

Комплексное использование и стереотипное повторение всех форм физической работы (утренняя ритмическая гимнастика, физкультурные занятия, подвижные и спортивные игры, прогулки, организация самостоятельной двигательной деятельности детей, физкультурные до суги, спортивные праздники) обеспечивают нормальное физическое развитие детей дошкольного возраста.

В условиях возрастания объемов и интенсивности учебно-познавательной деятельности особую актуальность приобретает поиск новых форм, путей и средств повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы с детьми

Таким образом, проблема может быть сформулирована как противоречие между необходимостью использования физкультурных занятий с целью оздоровления дошкольников и отсутствием методических рекомендаций по использованию нетрадиционных методик оздоровления в организации физкультурных занятий.

Организация оздоровительной работы на физкультурных занятиях

Физическое воспитание - это процесс приобщения ребенка к ценностям физической культуры как предпосылкам формирования гармонично развитой личности.

Физическое воспитание в дошкольных учреждениях проводится с учетом возрастных, психологических особенностей детей при обязательном контакте с семьей. Целью физического воспитания является высокий уровень здоровья дошкольника и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека. В процессе физического воспитания решаются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

В группе оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья ребенка, всестороннее физическое совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.

Оздоровительная роль физических упражнений весьма важна и заключается в следующем:

Повышение неспецифической устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, что способствуют снижению заболеваемости;

Стимулирование процессов роста и развития, что благоприятно сказывается на созревании и функциональном совершенствовании ведущих систем организма;

Совершенствование реакций терморегуляции, обеспечивающее устойчивость к простудным заболеваниям;

Своевременное формирование двигательного анализатора и стимулирование развития основных физических качеств (сила, быстрота, ловкость, выносливость, равновесие и координация движений), что обеспечивает оптимальную работоспособность

Нормализация нарушенной деятельности отдельных органов и функциональных систем, а также коррекция врожденных или приобретенных дефектов развития;

Повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций, что способствует охране и укреплению психического здоровья;

Выраженное положительное влияние на кровообращение растущего организма, повышение адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы, усиление кровотока.

К средствам физического воспитания детей дошкольного возраста относятся:

Физические упражнения;

Оздоровительные силы природы;

Гигиенические факторы.

В физической культуре дошкольника физические упражнения представлены следующими видами: гимнастикой, подвижными и спортивными играми, простейшим туризмом.

Основное содержание физического воспитания в дошкольных учреждениях базируется на разных вариантах ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания; некоторых видах спортивных упражнений (плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, катание на роликовых коньках); спортивных игр (футбол, хоккей, бадминтон, городки, баскетбол и др.); общеразвивающих упражнениях; подвижных играх; элементах акробатики и ритмической гимнастики. Важно приучить детей к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, закрепить у них положительное отношение к данному виду деятельности.

В системе физического воспитания в детском саду используются следующие организованные формыдвигательной деятельности детей:

Утренняя гимнастика;

Физкультурное занятие;

Физкультурные минутки;

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке;

Физкультурные праздники, дни здоровья, простейший туризм.

Примерное содержание двигательного режима для детей 2-3 лет

Утренняя гимнастика (ежедневно) 5-8 минут

Занятия физкультурой (3 раза в неделю) 15-20 минут

Подвижные игры и физические упражнения на первой и второй прогулках (ежедневно) 20-25 минут

Всего: 40-53 минуты

Организованная двигательная деятельность детей 4-5 лет

Утренняя гимнастика (ежедневно 8-10 минут);

Физкультурные занятия (3 раза в неделю) 20-25 минут;

Подвижные игры и физические упражнения на первой и второй прогулках (ежедневно 20-25 минут);

Движения на занятиях, связанных с физкультурой (ежедневно 8-10 минут);

Физкультурные досуги (2 раза в месяц);

Дни здоровья (1 раз в квартал);

Всего не менее 60-74 минут.

Организованная двигательная деятельность детей 6-7 лет.

Утренняя гимнастика (ежедневно) 10-12 минут

Занятия по физкультуре (3-5 раз в неделю) 25-30 минут

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке (ежедневно) 25-30 минут

Физкультминутки (ежедневно) 3-5 минут

Коррекционная и кружковая работа (1-2 раза в неделю) 25-30 минут

Пешеходные (лыжные) прогулки на природу (1 раз в неделю) 120-165 минут

Физкультурные досуги (2 раза в месяц)

Физкультурные праздники (2-3 раза в год)

Дни здоровья (1 раз в квартал)

Самостоятельная двигательная деятельность детей с различными физкультурными пособиями .

Утром 1-15 минут

После завтрака 5-7 минут

На первой прогулке 40-50 минут

После сна 7-10 минут

На второй прогулке 30-40 минут

Всего не менее 92-1222 минут

Бытовая и игровая деятельность 60-100 минут

В целом время двигательной деятельности должно составлять 3,5 - 4 часа в день.

Физкультурное занятие является основной формой физического воспитания детей, выполняет задачи формирования двигательных навыков и умений, мотивации физкультурной деятельности, закладывает базу физической подготовленности, необходимую для активного участия в других формах физического воспитания, развивает начальные физкультурные знания.

Два занятия проводится в спортивном зале, одно - на воздухе. По возможности занятия организуются по подгруппам (10-12 детей). Формируются подгруппы на основе показателей здоровья, особенностей физической подготовленности дошкольников.

Реализации программных задач способствуют физкультурные занятия следующих типов:

Учебно-тренировочные (типовые), содержание которых составляют доступные детям виды физических упражнений:

Основные и танцевальные движения, строевые, общеразвивающие упражнения, подвижные игры. Если позволяют условия, занятия проводятся на тренажерах, спортивном оборудовании, полосе препятствий;

Сюжетно-игровые, построенные на материале подвижных игр, по сюжету рассказа, литературного произведения.

Тематические с одним видом физического упражнения (лыжи, плавание, велосипед, коньки) или спортивной игры (баскетбол, футбол и др.)

Комплексные, с включением дополнительной задачи из других разделов программы, которая решается через движения

Двигательные навыки в условиях природного окружения.

Любой тип физкультурного занятия включает в себя три части: вводную, основную и заключительную.

В зависимости от поставленной задачи, программного материала, места проведения (в зале, на улице, в бассейне), структура и продолжительность частей занятия может меняться при условии соблюдения нагрузки физиологическим возможностям ребенка.

Физкультурные занятия организуются во всех группах детского сада. С детьми до I года они проводятся индивидуально, с детьми от 1 года до 3 лет -- небольшими подгруппами (6--12 человек) и со всей группой в целом, с детьми от 3 до 7 лет -- со всей группой одновременно.

Схема построения занятия обусловлена закономерностями изменения работоспособности организма ребенка: в начале занятия организм включается в работу и уровень работоспособности возрастает постепенно, затем он колеблется, то повышаясь, то снижаясь, и к концу занятия снижается, наступает утомление.

В основной части занятия происходит формирование двигательных навыков и воспитание физических качеств. Для этого требуется наивысший уровень работоспособности. Организм ребенка испытывает при этом наибольшую физическую на грузку. Эта часть занятия требует предварительной подготовки всего организма ребенка. Выполнение сложных упражнений без предварительной подготовки организма может привести к травме мышц, связок, суставов, отрицательно сказаться на работе сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов. Поэтому основной части предшествует подготовительная, задачей которой является общая и специальная под готовка организма ребенка к выполнению сложных физических упражнений, которые планируются в основной части занятия.

Чтобы успешно осуществить общую и специальную подготовку, необходимо организовать детей, активизировать, собрать их внимание, создать у них бодрое настроение, интерес к занятию. Это делается в вводной части.

После основной части занятия проводится заключительная. Ее назначение -- привести организм ребенка в относительно спокойное состояние, сохранив при этом бодрое настроение, и подвести итоги занятия.

Итак, выделение частей в занятии (вводная, подготовительная, основная, заключительная) соответствует закономерностям работоспособности организма и дает возможность обеспечить наилучшие условия для решения задач физического воспитания детей.

На каждом занятии должны решаться оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Готовясь к занятию, воспитатель ставит, прежде всего, образовательные задачи, так как занятие является основной фор мой обучения физическим упражнениям и отличается этим от других форм организации физического воспитания.

Но решая на занятии задачи по овладению знаниями, умениями, навыками с помощью комплекса физических упражнений, строго дозируя при этом физические нагрузки, нужно одновременно добиваться оздоровительного и воспитательного эффекта.

Если в основу классификации занятий положить образовательные задачи, то можно выделить еще несколько типов: 1) занятия, в которых проводится ознакомление с новым материалом, разучивание его, и наряду с этим закрепляются двигательные навыки (смешанный тип); 2) занятия, построенные на повторении пройденного материала с целью закрепления двигательных навыков и умений; 3) занятия контрольного, учетного характера, на которых подводятся итоги работы за определенный период, проверяются знания и двигательные навыки, физические качества и умение играть в подвижные игры.

Снижение заболеваемости;

Харак теристика нетрадиционных методов, используем ых для сохранения и укрепления здоровья

Виды

оздоровительных технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Стретчинг

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Гимнастика дыхательная

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Физкультурное занятие

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Занятия из серии "Здоровье"

1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста

Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Точечный самомассаж

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста

Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал

Биологическая обратная связь (БОС)

От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин. в специальном помещении. Рекомендуется со старшего возраста

Необходимы соблюдение правил работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников

Арттерапия

Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы

Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

Психогимнастика

1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.

Занятия проводятся по специальным методикам

Фонетическая ритмика

2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин.

Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям. И.Д. Маханева (2000), С.Н. Дышаль, М.Н. Кузнецова (2002) указывают на то, что растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний.

В системе средств естественной профилактики ведущее место принадлежит физической культуре, обеспечивающей удовлетворение биологической потребности ребенка в двигательной активности. В работах И.И. Мастюковой (1997), С.Н. Попова (1999, 2005), С.С. Бычковой (2001), Т.И. Богиной, Е.А. Сагайдачной (2001) указывается, что дозированные физические нагрузки обладают общетонизирующим воздействием на растущий организм, что приводит к стимуляции деятельности жизненно важных систем и улучшению показателей физической подготовленности.

В разных типах ДОУ разрабатываются методики физкультурно-оздоровительной, лечебно-профилактической и реабилитационной работы с использованием новейшей медицинской техники (галокамеры, гидромассажные ванны, гипоксикаторы, аэрофитоустановки и др.).

Как свидетельствуют многочисленные данные литературы В.К. Велитченко (2000), Т.В. Антонова, Л.А. Парамонова (1997), М.Н. Кузнецова (2002), С.Н. Дышаль (2001), А.С. Галанов (2001), М.В. Антропова (2004), М.М. Безруких (2004) проблема оздоровления детей с ослабленным здоровьем требует комплексного подхода к введению новых методов физкультурно-оздоровительной работы и оценки их эффективности.

Очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.

Применение в работе ДОУ всех перечисленных технологий невозможно и неоправданно. Предлагаем более подробно остановиться на описании нескольких, наиболее распространенных, легко подстраиваемых для конкретных условий и специализации ДОУ.

Заключение

Рост численности дошкольников с отклонениями в физическом и нервно-психическом развитии, со сниженными функциональными возможностями и уровнем физической подготовленности, частая заболеваемость свидетельствует о неблагополучии в состоянии здоровья детей данного возраста. Поэтому, в каждом ДОУ необходимо проведение комплекса оздоровительно-коррекционных мероприятий, направленных на укрепление здоровья, нормализацию физического и нервно-психического развития детей, повышение адаптационных возможностей организма к неблагоприятным воздействиям факторов внешней среды.

В ДОУ следует стремиться создать оптимальный двигательный режим, обеспечивающий детям достаточный уровень двигательной активности, являющейся биологической потребностью ребенка, одним из главных факторов его роста и развития. Разработка оптимального двигательного режима осуществляется за счет:

Интенсификации двигательной активности (увеличение моторной плотности физкультурных занятий и др.);

Увеличения времени двигательной активности (введение различных дополнительных форм двигательной деятельности, в том числе лечебно-оздоровительной направленности; создание условий и выделение свободного времени в режиме дня для самостоятельной двигательной деятельности);

Составления дифференцированных программ физического воспитания с учетом выявленных нарушений состояния здоровья и развития детей.

Включение в двигательный режим дополнительных форм двигательной деятельности лечебно-оздоровительной направленности позволяет качественно проводить коррекционную работу с детьми. Эффективно использование корригирующих и дыхательных упражнений, оздоровительных игр, включаемых в заключительную часть физкультурного занятия.

При организации физического воспитания с детьми дошкольного возраста основной формой остаются физкультурные занятия. В эти занятия целесообразно включать физические упражнения для укрепления основных мышечных групп, формирующих правильную осанку; корригирующие упражнения для формирования свода стопы и укрепления мышц брюшного пресса; дыхательную гимнастику; релаксационные упражнения для снятия повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и гипертонуса мышц; комплексы упражнений для развития основных двигательных качеств и навыков, совершенствования психомоторного развития, мелкой моторики; лечебно-оздоровительные игры.

Как свидетельствуют многочисленные данные, литературы проблема оздоровления детей с ослабленным здоровьем требует комплексного подхода к введению новых методов физкультурно-оздоровительной работы и оценки их эффективности. Современная педагогика считает возможным и необходимым применение в практике проведения физкультурных занятий сил природы (свет, цвет, вода, природные фитонциды, звук, минералы и другое). Эффективность применения этих терапевтических факторов доказана многими сотнями лет использования в нетрадиционной медицине, а наше исследование доказало возможность использования в практике ДОУ.

Организацию физического воспитания в ДОУ можно считать эффективной, если за учебно-воспитательный период отмечается:

Гармонизация физического и нервно-психического развития детей;

Улучшение функционирования органов и систем организма: хороший аппетит и сон, совершенствование процессов торможения и возбуждения центральной нервной системы, положительный эмоциональный настрой;

Положительная динамика развития двигательных навыков и качеств, повышение уровня физической подготовленности;

Формирование правильной осанки и нормального свода стопы;

Расширение функциональных возможностей организма;

Снижение заболеваемости;

Устойчивое желание заниматься физкультурой.

физкультура нетрадиционный двигательный здоровье

Литература

1. Айенгар Б. Прояснение йоги. - М., 1993.

2. Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. - М., 1993.

3. Алферова В.П. Как вырастить здорового ребенка.- Калининград, 1991.

4. Беззубцева Г.Г., Ермолина А.М. В дружбе со спортом.- М., 2003.

5. Борисова Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками.- М., 2006.

6. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей.- М., 1987.

7. Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать.- М., 1983

8. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. - М., 1983

9. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. - Ярославль, 1997.

10. Галанов А.С. Игры, которые лечат. (для детей 3-5, 5-7 лет). - М., 2005.

11. Глазырина Л.Д., Овсянник В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М., 2001.

12. Дидур М.Д., Потапчук А.А. Осанка и физическое развитие детей. - СПб., 2001.

13. Зайцев А. А., Конеева Е. В. Физическое воспитание дошкольников. - Калининград, 1997.

14. Змановский Ю. Ф. Воспитаем детей здоровыми.- М., 1989.

16. Казьмин В. Д. Дыхательная гимнастика. - Ростов/н-Д., 2000.

17. Картушина М.Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4, 5-6, 6-7 лет. - М., 2004.

18. Короткое В. Т. Подвижные игры детей. - М., 1987.

19. Кудрявцев В. Т., Егоров В. Б. Развивающая педагогика оздоровления. - М., 2000.

20. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка.- М., 1987.

21. Мацкешвили Т. Я. Нарушения осанки и искривления позвоночника у детей. - М., 1999.

22. Миллер Э. Б. Упражнения на растяжки. Простая йога везде и в любое время. - М.,2001.

23. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. - Владимир, 2005.

24. Муравьев В.А. Воспитание физических качеств детей дошкольного возраста. - М., 2004.

25. Назарова А.Г. Игровой стретчинг: методика работы с детьми дошкольного возраста. - СПб., 1994.

26. Нестерюк Т., Шкода А. Гимнастика маленьких волшебников. - М., 1993.

27. Потапчук А. А., Дидур М. Д. Осанка и физическое развитие детей. - М.,2001.

28. Празников В. П. Закаливание детей дошкольного возраста. - Кали нинград, 1987.

29. Полтавцева Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве.- М., 2005.

30. Программа "Детство". - СПб., 1997.

31. Программа "Радуга". - М, 2003.

32. "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. - М., 2005.

33. Сивачева Л.Н. Спортивные игры с нестандартным оборудованием.- СПб. 2005.

34. Тарасова Т.А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. - М., 2005.

35. Утробина К.К. Занимательная гимнастика для дошкольников.- М.2003.

36. Хиттелмен. Йога. Путь к физическому совершенству.- Ульяновск, 1992.

37. Чистякова М. И. Психогимнастика. - М., 1995.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Определение влияния нетрадиционных методов и приемов физического воспитания на состояние здоровья дошкольников. Медико-психолого-педагогические условия оздоровления детей старшего дошкольного возраста в условиях Севера. Оздоровительное направление работы.

    дипломная работа , добавлен 13.04.2015

    Система методов укрепления состояния здоровья ослабленных детей: закаливание, эмоциональное состояние дошкольника, рациональное питание, физическое развитие и режим. Программа укрепления здоровья детей старшего дошкольного возраста в ДОУ "Золотой ключик".

    курсовая работа , добавлен 16.01.2012

    дипломная работа , добавлен 24.07.2011

    Психолого-педагогическая характеристика детей раннего возраста. Понятие и критерии здоровья ребенка. Процесс сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста. Основа разработки здоровьесберегающей среды. Планирование систем здоровьесбережения.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2015

    Нетрадиционные формы обучения. Творческие работы нетрадиционных жанров. Уроки-семинары по русскому языку в старших классах. Урок – лекция, интегрированный урок, урок - дидактическая игра. Методика разработки нетрадиционных уроков русского языка в 6 классе

    курсовая работа , добавлен 12.04.2007

    Понятие "двигательная активность" детей старшего дошкольного возраста. Особенности развития устойчивого равновесия у дошкольников. Способы повышения двигательной активности детей на физкультурных занятиях. Конспект занятия по физкультуре в старшей группе.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2013

    Цели и задачи оздоровительной работы с детьми и подростками в лагере. Методы воспитательной работы в летний период. Охрана жизни и здоровья детей. Организация коллективно-творческой деятельности с учетом интересов и индивидуальных особенностей детей.

    отчет по практике , добавлен 03.09.2014

    Мотивы, познавательные интересы младших школьников. Нетрадиционные уроки как форма повышения познавательного интереса. Особенности нетрадиционных уроков. Характеристика разных видов уроков. Порядок подготовки и проведения нетрадиционных уроков в школе.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2009

    Особенности возрастного и психологического развития детей. Педагогический опыт в использовании нетрадиционных форм работы с родителями. Методы и приёмы домашнего воспитания. Тренинговые игровые упражнения. Конкурсы и спортивно-массовые мероприятия.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2015

    Значение животного мира в природе и жизни человека. Задачи и содержание работы с дошкольниками по ознакомлению с птицами. Методы и формы работы в детском саду с дошкольниками по ознакомлению с птицами. Эволюция и происхождение птиц, анатомия и полет.

Александра Паламарчук
Нетрадиционные формы обучения дошкольников

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Звездочка» с. Калинка Хабаровского муниципального района

Хабаровского края

Доклад на тему :

«Нетрадиционные формы обучения

дошкольников »

Воспитатель : Паламарчук

Александра Сергеевна

Нетрадиционные формы обучения дошкольников

В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные формы организации обучения : занятия по подгруппам, которые формируются с учетом возрастных особенностей детей.

Они сочетаются с кружковой работой : по ручному труду, по изобразительной деятельности.

Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению : отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.

В особенности это касается занятий продуктивными видами деятельности : конструированием или лепкой, рисованием, аппликацией.

Широко используются различные формы «занятий с увлечением» , насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.

Широкое применение в практике организации и проведения занятий получили такие формы , как занятие - беседа и занятие - наблюдение.

Данные формы применяются в старших группах ДОУ. Популярностью пользуются сказкотерапевтические занятия. Сказкотерапевтические занятия с детьми - это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста.

Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка. Использование дидактических сказкотерапевтических тренингов в формате дошкольного образования позволяет детям легко и быстро усваивать необходимые знания.

В современной дидактике ДОУ выделяются такие нетрадиционные формы :

Игры - соревнования.

(Выстраиваются на основе соревнования между детьми : кто быстрее назовёт, найдёт, определит, заметит и т. д.)

(Предполагает разделение детей на 2 подгруппы и проводится как математическая или литературная викторина) .

Театрализованные игры.

(Разыгрываются микросценки, несущие детям познавательную информацию )

Сюжетно-ролевые игры.

(Педагог входит в сюжетно-ролевую игру как равноправный партнёр, подсказывая сюжетную линию игры и решая, таким образом, задачи обучения ) .

Консультации. (Когда ребёнок обучается , консультируясь у другого ребёнка)

Игры по взаимообучению .

(Ребёнок-«консультант» обучает других детей сравнивать, классифицировать, обобщать) .

Аукционы.

(Проводятся как настольная игра «Менеджер» )

Игры-сомнения (поиск истины) .

(Исследовательская деятельность детей типа тает - не тает, летает - не летает)

Игры-путешествия.

Диалоги. (Проводятся по типу беседы, но тематика выбирается актуальной и интересной) .

Игры типа «Следствие ведут знатоки» .

(Работа со схемой, ориентировка по схеме с детективной сюжетной линией) .

Игры типа «Поле чудес» .

(Проводится как игра «Поле чудес» для читающих детей) .

Игры викторины.

(Проводятся викторины с ответами на вопросы : Что? Где? Когда?

Методы повышения познавательной активности

(проф. Н. Н. Поддьяков, А. Н. Клюева)

Элементарный анализ (установление причинно-следственных связей) .

Сравнение.

Метод моделирования и конструирования.

Метод вопросов.

Метод повторения.

Решение логических задач.

Экспериментирование и опыты.

Методы повышения эмоциональной активности (проф. С. А. Смирнов)

Игровые и воображаемые ситуации.

Придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т. д.

Игры-драматизации.

Сюрпризные моменты.

Элементы творчества и новизны.

Юмор и шутка (учебные комиксы) .

Практическое задание на примере одной из нетрадиционных форм : сказка - Русская народная сказка «Рукавичка»

Вывод :

Исходя, из всего выше сказанного можно сделать следующие выводы :

Использование занятий в нетрадиционной форме помогает привлечь к работе всех учащихся;

Можно организовать проверку любого задания через взаимоконтроль;

-нетрадиционный подход таит в себе огромный потенциал для развития речи учащихся;

Занятия способствуют развитию умения работать самостоятельно;

в группе меняются отношения между детьми и воспитателем (мы партнеры)

Ребята с удовольствием ждут таких занятий.

Но занятия в нетрадиционной форме приносят пользу тогда, когда им найдено точное место среди обычных типов занятий. И только проанализировав весь материал по предмету, который подлежит пройти, можно определить, какие занятия целесообразно провести в нетрадиционной форме .

Нетрадиционные занятия чаще имеют место при проверке и обобщении знаний детей. Но некоторые из них (путешествие, интегрированные) использую при изучении нового материала.

Каким бы многоопытным воспитатель не был, всегда ему приходится искать, думать, пробовать, чтобы сделать свои занятия интересными.

Я считаем, что занятия в нетрадиционной форме помогли мне повысить активность детей на занятии, привлечь их внимание, расширить словарный запас.

Публикации по теме:

Доклад «Формы и методы работы с семьями» Доклад «Формы и методы работы с семьями воспитанников в ДОО» (Слайд 2) Семейное воспитание происходит в процессе жизни – в отношениях близких,.

Роль художественной литературы в развитии у младших дошкольников свободного общения Общеизвестное воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольника.

Нетрадиционные формы организации в экологическом образовании дошкольников Проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское.

Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников ГБОУ Школа №1034 ДО-4 Консультация для воспитателей и родителей «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» Подготовила воспитатель.

Нетрадиционные формы работы с детьми Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Основным структурным.

Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. В ходе конструирования окружающий мир моделируется.