Как охладиться в автомобиле без кондиционера. Способы охлаждения салона автомобиля Охлаждение в машине без кондиционера

Особо умные, обеспеченные или предусмотрительные автовладельцы летом либо оставляют свой транспорт в тени или на крытых , либо устанавливают под лобовым стеклом противосолнечные отражающие экраны, чтобы салон авто не нагревался под лучами солнца. Однако подавляющему большинству водителей не доступна благодать подземных парковок, а возить в багажнике громоздкую блестящую «раскладушку» исключительно из-за пары недель нормальной летней погоды в году - выбор «на любителя». Вот и приходится иногда оставлять машину на , а потом опасаться ожогов рук и «пятой точки» при посадке в ее раскаленный салон.

Прежде всего, нужно избавиться от раскаленного воздуха внутри машины. Для этого нужно на пару минут открыть все двери: как бы ни было тепло на улице, «топка» внутри машины, скорее всего, еще жарче и получив свободу он немедленно уйдет ввысь. Далее придется разбираться с нагретыми деталями интерьера: на горячее сиденье не сядешь, горячий руль особо не покрутишь, а разогретый пластик «подоконника» под лобовым стеклом и передней панели пышет жаром, вновь нагревая воздух в салоне.

По идее, для охлаждения всего и вся в салоне машины придуман . Но беда в том, что, во-первых, он начинает «холодить» далеко не сразу после включения, а во-вторых справиться с перегревом он все равно сможет не сразу. Разве что для обладателей машин (преимущественно премиальных марок), оснащенных сиденьями со встроенной вентиляцией в этом смысле полегче.

Завел машину, включил на «максимум охлаждения», активировал вентиляцию сидений, закрыл все двери - через минуту-другую можно ехать. Главное при этом - проследить за тем, чтобы не было обдува холодного воздуха на лобовое стекло. Может треснуть от перепада температур. Если же у тебя машина попроще, порой требуются дополнительные меры для экстренного охлаждения деталей интерьера. Самый доступный вариант подразумевает применение какого-нибудь флакона-«пшикалки» с обычной водой и тряпок. Вместо последних, кстати, очень эффективно использовать «полотенца» из нетканого материала, которые в рулонах продаются в автомагазинах.

Нужно попшикать на горячий , который на солнце он мо-жет раскалиться до 70-80 С°. Испаряющаяся вода гарантированно быстро снизит температуру горячей поверхности. А в тех местах, куда лить воду не рекомендуется - на «мультимедийку» или (если имеются) кнопки на рулевом колесе, - можно пройтись влажной тряпкой. Результат будет примерно таким же как и от обрызгивания. Пока только что включенный кондиционер не «раскочегарился» и на начал охлаждать в полную силу, можно помочь ему. Или машина совсем уж бюджетная и климатической установкой. В этих случаях можно прикрыть мокрыми тряпочками дефлекторы системы вентиляции. Принудительно испаряющаяся воздушным потоком вода сильно понижает его температуру. Иной раз даже лучше, чем кондиционер старенькой машины.

Летом всегда жарко. Ну а если не всегда, то иной раз бывают такие погожие деньки, когда жара стоит просто неимоверная. Пешеходы спасаются от зноя в тени, обливаются водой и «лопают» мороженное. А вот жара для водителей становится настоящим испытанием. Особенно для владельцев авто без кондиционеров. С другой стороны, с проблемой езды в раскаленной машине рано или поздно сталкивается каждый водитель.

Автомобиль стоит весь день на солнце, на улице +30 (а то и выше), из-за чего температура в салоне может достигать 60-70 градусов. Вы после трудового дня открываете авто, но сесть в него не можете физически, раскаленный воздух буквально сбивает дыхание. Знакомо?

Как же быть в такой ситуации? Как быстро понизить температуру в салоне?

Сначала предлагаю рассмотреть варианты того, как максимально эффективно защитить кузов и салон от чрезмерного нагревания. Идеальным вариантом будет оставлять свой автомобиль на «прохладных» подземных парковках. Но в наших краях это большая редкость. Также можно оставить машину под небольшим навесом, который уменьшит тепловое воздействие. Подобный навес можно сделать самостоятельно, особенно если вы постоянно оставляете автомобиль в одном месте (например, выделенное паркоместо или двор дома). Если и такой возможности нет, остается тень от зданий или деревьев. Однако тут следует помнить о перемещении солнца. Оставив в 9 утра автомобиль в тени, к 15:00 там уже будет пекло.

Бывает, что на месте стоянки машины тени нет и не предвидится. В этом случае лучше поставить автомобиль так, чтобы солнечные лучи не попадали на приборную панель и рулевое колесо (то есть «спиной»). Если же у вас есть в наличии специальная солнцезащитная шторка, тогда авто нужно ставить «лицом» к солнцу. Отражающие шторки бывают самыми разными и с разными креплениями (присоски, крюки, тесемки, липучки).

Тут следует помнить, что размер такого «щита» должен соответствовать размеру лобового стекла (маленький будет пропускать много прямых солнечных лучей, а большой тяжело и неудобно крепить). Также очень хорошо, если он будет крепиться не только по бокам, но и центральной частью к стеклу. Кроме того, защитный экран лучше расположить снаружи, чтобы отраженное тепло не скапливалось в салоне под стеклом. Но тут нет никакой гарантии, что его кто-то не позаимствует.

Не лишним будет на время стоянки накрыть торпеду и руль светлой тканью, это также уменьшит нагрев салона и защитит пластик от выгорания и деформации.

Еще один способ избежать нагрева салона – чехол на машину из светоотражающей ткани. Он уменьшит не только нагрев салона, но и защитит лакокрасочное покрытие от воздействия ультрафиолетовых лучей.

Для снижения нагрева салона, при возможности, можно оставить приоткрытыми окна. Это создаст благоприятные условия для циркуляции воздуха. В данном случае Вам пригодятся . «Ветровики» на окнах замаскируют приоткрытые окна, что поможет избежать нездорового интереса со стороны мелких воришек. Кроме того, в случае резкой перемены погоды, внезапно начавшийся дождь не попадет в салон.

Теперь давайте разбираться, что делать, если в салоне автомобиля уже «пекло»?

Первое желание – включить кондиционер на максимум. Но не спешите. Поток холодного воздуха (особенно направленный на лобовое стекло) может спровоцировать появление трещины, а это существенные расходы. Да и вам резкий перепад температур не пойдет на пользу. Зачем болеть летом?

Прежде чем садится за руль, откройте окна и двери с противоположных сторон авто, чтобы прогретый воздух вышел из салона. Если руль и сидения нагрелись настолько сильно, что к ним прикоснуться нельзя, на помощь придут влажные салфетки или полотенце. Только помните, не используйте обычные влажные салфетки для рук. Они оставляют липкие следы. Лучше применять те, что пропитаны специальными чистящими средствами.

После того, как горячий воздух немного вышел из салона, можно включить кондиционер и направить поток через центральные и боковые дифлекторы. При этом регулятор климатической системы выставить на самую низкую температуру, а вентилятор на максимальные обороты. Для облегчения работы кондиционера или климат-контроля можно приоткрыть окна (в таком случае теплый воздух выветрится быстрее). Но не забывайте, что не стоит использовать кондиционер слишком долго в режиме «максимум», это может привести к перегреву двигателя.

Если вам повезло и вы охладили салон при помощи кондиционера, во время движения держите все окна закрытыми, чтобы прохладный воздух не покидал салон. А вот водителям, у которых нет такой роскоши как кондиционер, следует поступать с точностью до наоборот – открытыми окнами ловить свежий ветер. Но не переусердствуйте. Лучше открывать те окна, возле которых никто не сидит (чтобы не простудиться). Оптимальным решением – открыть окна по диагонали.

Также важно помнить о том, что самые сложные условия для работы автомобиля это городские пробки. Как правило, машина двигается медленно, а система кондиционирования работает на «максимум», что, как я писал выше, может привести к перегреву двигателя. Необходимо следить за температурой охлаждающей жидкости. Тут оптимальным и более щадящим способом охлаждения салона будет отключение внешнего забора воздуха на 10-15 минут. Это позволит кондиционеру работать в рамках одной атмосферы. Другими словами, система будет охлаждать уже немного остывший воздух.

В авто без системы кондиционирования на помощь придут влажные полотенца на дефлекторах обдува. Некоторые водители машин «без удобств» советуют прикупить автомобильный вентилятор. Довольно сомнительное оружие в борьбе с жарой, но, возможно, кому-то поможет.

Частично от «пекла» в салоне могут спасти тонировка и шторки. Но, пожалуй, самый действенный и реальный способ предотвратить нагревание салона – это термопленка на стекла. Вещь нужная, даже для владельцев автомобилей с кондиционерами. Стоит она не дорого, однако нужно правильно ее нанести.

Идеального совета по борьбе с жарой нет, но выполнение перечисленных лайфхаков должно немного облегчить ваши мучения.

  • , 15 Июн 2017

Как охладить салон автомобиля, если он в жару простоял пару часов на солнцепеке? Конечно, тут нужен кондиционер, но и без него есть варианты.

Скажем сразу: без кондиционера снизить температуру ниже забортной вряд ли удастся, но во многих случаях и это – большой успех. Поскольку в закрытом салоне уже через час-полтора пребывания автомобиля на солнце температура достигает 60 градусов. И это при забортных 30 градусах, а ведь в Украине случаются и более .

Предлагаем вам несколько советов на эту тему. Никаких особых хитростей тут нет, нам было достаточно вспомнить школьные уроки физики и наложить их на многолетний опыт эксплуатации автомобилей различных типов.

Окна настежь!

Жара в салоне – это не просто дискомфорт, высокая температура влияет на способность водителя управлять автомобилем: нарушается концентрация внимания, повышается время реакции, раньше приходит усталость. Кроме того, разогретый пластик может выделять те или иные вещества, не самые полезные для организма. Поэтому лучше не начинать движение, когда машина представляет собой мобильную сауну.

Первым делом, нужно освободить салон от горячего воздуха, для чего просто откройте все двери, а у хэтчбека – еще и багажник. Достаточно одной минуты, даже если не наблюдается и малейшего ветерка, чтобы разогретый воздух (его плотность ниже) за счет конвекции покинул вашу кабину.

Но в целом этого недостаточно, поскольку в интерьере остается еще много вполне массивных элементов, нагретых до тех же 60 о С – сиденья, торпедо со всей начинкой, ковер, обивка дверей и потолка. Чтобы все это остыло, нужно больше времени и более-менее заметное движение воздуха.

В тень!

Тут желательно переехать в тень или в место, продуваемое хотя бы легким ветерком. Если такой возможности нет, пусть машина постоит со всеми открытыми дверями минут 5 – 10. Горячий руль и сиденье можно протереть мокрым платком, испаряющаяся с поверхности влага охладит баранку и обивку кресла так, чтобы их можно было касаться без опаски.

Быстрее салон остынет в движении, при работающей штатной вентиляции и при открытых окнах. Эффективнее всего на ходу салон проветривается, когда открыты не все окна, а “по диагонали” – например, в правой передней двери и левой задней, но честно говоря, разница тут невелика. Очень эффективное средство – поворотные форточки в дверях, они позволяют создать заметный напор воздуха при небольшой скорости движения, но увы, на современных автомобилях их редко встретишь.

Вентилятор системы отопления (регулятор температуры на минимум!) включите на максимальные обороты, а регулятор потоков направьте в ноги и в лицо – обычно эти каналы оказывают наименьшее сопротивление потоку воздуха.

Небывалая жара, установившаяся этим летом в России, нанесла ощутимый ущерб владельцам старых транспортных средств, двигатели которых имеют водяное охлаждение. То и дело можно увидеть, как на окраине дороги стоит подержанная «тройка» или «пятерка» ВАЗ с открытым капотом, из-под которого валит белый пар. Не меньше проблем усиливающееся с каждым годом пекло доставляет тем, чьи машины не оборудованы климатическими системами – кондиционерами и климат-контролями. Им точно не позавидуешь: езда с открытыми окнами от жары особо не спасает, зато приносит другие неприятности: шум, вонь выхлопных газов, и, что самое печальное, повышенный расход топлива.

Конечно, езда с включенным кондиционером или климат-контролем тоже влияет на топливный «аппетит» автомобиля, который во многом сопоставим с повышенным расходом двигателя машины, у которой во время движения открыты все окна. Но у кондиционированн ого автомобиля есть свои неоспоримые преимущества – тот же климатический комфорт в салоне. Правда, создать этот самый комфорт нужно с умом, ведь неправильное пользование климатической системой может привести к ее поломке, так и к проблемам со здоровьем у пассажиров авто. Сегодня мы дадим несколько советов, как правильно пользоваться кондиционером в автомобиле.

На фото: кнопка включения/выключения кондиционера

Каждый уважающий себя автолюбитель, заботящийся об исправном состоянии и своего «железного коня», накануне сезонов проводит диагностику всех систем – в том числе и климатической. Осенью мы проверяем работу , весной – кондиционера. Не зря в апреле-мае интернет пестрит объявлениями о скидках на диагностику кондиционеров – ее рекомендуется проводить два раза в год, весной и осенью.

Что включает в себя диагностика кондиционера? Перво-наперво, проверку уровня фреона – вещества, ответственного за охлаждение воздуха, поступающего в салон из кондиционера. Если этот уровень меньше нормы, то это чревато как плохим охлаждением воздуха, так и выходом из строя частей охлаждающей установки – компрессора, конденсора (радиатор кондиционера) и напорной магистрали. Причина таких неприятностей – разгерметизация системы кондиционировани я, которая может наступить в результате образования микротрещин на корпусе конденсора или трубок, по которым течет смешанный со специальным маслом, выполняющим смазывающую функцию для трущихся деталей системы, фреон.

Специалист проверяет всю систему, и при обнаружении очагов разгерметизации принимает решение о замене вышедших из строя деталей. Это – серьезные последствия, диагнозом которых становится падение уровня фреона. Но есть и другие причины. Фреон – газ, и как все подобные вещества, он испаряется естественным путем. Так что падение уровня фреона может быть продиктовано сроком службы автомобильного кондиционера без его дозаправки. Помимо проверки уровня фреона, нужно следить и за тем, чтобы на испарителе не образовывались грибки. Эту проблему выдает неприятный запах при включении кондиционера – пахнет мокрой собакой. В сервисных центрах эту проблему устраняют при помощи дезинфекции испарителя и смены фильтров кондиционера.

Провести такие операции можно и самостоятельно. В любом случае, советуем вам не игнорировать рекомендации автопроизводител ей по обслуживанию автомобильных кондиционеров и регулярно диагностировать их состояние.

Допустим, климатическая система вашего автомобиля исправна и лето вы встречаете во всеоружии. Но мало иметь исправный автомобильный кондиционер – важно правильно им пользоваться. Особенно в сильную жару. Приведем несколько простых правил, которые сделают поездку в автомобиле с кондиционером максимально комфортной.

Проветриваем автомобиль. Не следует включать кондиционер сразу же, как только заведете двигатель, особенно если машина стояла на солнце, а в салоне образовался «Ташкент». Первым делом открываем в авто все окна и минут 10 проветриваем салон. После этого окна закрываем, и включаем вентилятор кондиционера сначала на «единичку», установив указатель температуры в среднее положение, а по истечении нескольких минут – на «двойку», повернув тумблер датчика температуры на максимум. Охлаждать салон лучше не на стоянке, а в движении – поступающий внутрь салона воздух извне на скорости облегчит задачу кондиционера по созданию комфортной температуры. Также важно при охлаждении салона, особенно если температура за бортом выше +25 градусов, не направлять холодный воздух на стекла – из-за резкого перепада температур, в стекле могут образоваться микротрещины, которые со временем перерастут в большие трещины.

2. Устанавливаем корректный режим охлаждения . Не рекомендуется долгое время ездить в авто, кондиционер которого работает на максимуме – так недолго и ангину подхватить. Поэтому после достаточного охлаждения воздуха в салоне лучше установить скорость вентилятора на «двойку» или «единичку», а также повысить температуру.

3 . Устанавливаем оптимальную температуру в салоне . Медики говорят, что самая комфортная температура в салоне автомобиля – 20-22 градуса. Поэтому, чтобы избежать простудных заболеваний, после достаточного охлаждения интерьера, лучше установить указанную выше температуру (если кондиционер не цифровой, а механический – то выставить указатель температуры на средние деления), а обдув направить на ноги.

4 . Правильно регулируем приток воздуха в салон . Если охладить воздух в салоне автомобиля нужно быстро, то включаем режим внутренней циркуляции воздуха.

Таким образом, в интерьере образуется замкнутое пространство, ограничен доступ горячего воздуха извне, и салон быстрее охлаждается. Такой способ часто применяют, когда авто стоит на стоянке или если температура воздуха вне автомобиля выше 25 градусов.

5 . Следим за направлением холодного воздуха . Автомобильные производители не зря оснастили воздуховоды «шторками»-дефле кторами, при помощи которых можно регулировать направление потока воздуха и его интенсивность. При кондиционировани и важно настроить все дефлекторы так, чтобы охлажденный воздух равномерно распределялся по салону.

Приведенные рекомендации в большей части подойдут для владельцев автомобилей, оснащенных механическими кондиционерами. Автоматические климатические системы обучены регулировать все параметры автономно, без участия водителя.

- Гиви! Давай откроем окно - жарко!

- Нэт! Пусть думают, что у нас кандыцыонэр!

Анекдот советских времен

Когда-то, будучи в одной из жарких и при этом нищих стран, я обратил внимание на местные Жигули, которых там было довольно много. Почти у всех была общая черта: рулевое колесо, а также торпедо, были обтянуты каким-то мехом - эдакий тюнинг на местный манер. Смотрелось, честно говоря, весьма убого.

Впрочем, вскоре до меня дошло, что от африканского «тюнинга» есть реальная польза. Ведь машина, постоявшая на солнцепеке, порой раскаляется так, что схватиться за баранку просто невозможно. Можно долго спорить о том, какой цвет автомобиля даст при этом пару градусов бонуса, но какая принципиальная разница, скажем, между 60 и 70 градусами?

Лучше зададим более насущный вопрос: как побыстрее проветрить такую машину?

Страшилка

Дело даже не только в раскаленной баранке. Опасно еще и то, что нагретый салонный пластик частенько норовит снабдить наши легкие какой-нибудь гадостью - от брома и бензола до свинца и хлора. И чем выше температура, тем нам с вами хуже. Про детей и говорить нечего.

Что делать?

Рекомендации применять автозапуск отбросим сразу - у меня, к примеру, такой опции нет и не будет… А те, у кого она есть, и без наших подсказок умеют дистанционно пускать мотор и, соответственно, кондиционер. Нажал кнопочку минут за десять «до того» - и милости просим в охлажденный салон.

Обладатели машин без автозапусков обычно предлагают перед поездкой открыть одно окно, а затем 5–6 раз открыть-закрыть противоположную дверь. На улице воздух не настолько раскаленный, а потому такая «продувка» может быть полезной.

Впрочем, в движении автомобиль остынет гораздо быстрее. Поэтому придется заняться раскаленным рулём и, иногда, сиденьем. Перегревшуюся баранку проще всего протереть чистой мокрой тряпкой - испаряющаяся вода очень быстро сделает свое дело. А вот всякими салфетками для рук лучше не пользоваться: если рулевое колесо вдруг станет липким, то эффект будет сродни больному зубу: язык постоянно будет его ощупывать. По себе знаю: липкий руль доводит до бешенства.

То же относится и к раскаленному сиденью, хотя и в меньшей степени. Но если вы собираетесь ехать с пляжа - в плавках или купальнике, то в этих случаях обычно сразу вспоминают про тряпочные чехлы…

Тронувшись с места, надо постараться побыстрее прогнать горячий воздух наружу. Тут, понятное дело, помогут боковые окна - откройте их хотя бы на несколько минут. Любопытно, что многие советуют открывать не все окна, а по диагонали - дескать, при таком раскладе проветривание ускорится. Ну не знаю, насколько это верно - впрочем, нужно верить в народную мудрость. Хотя, если электропривод имеется только на передних дверях, то про диагонали можно забыть: никто в здравом уме не полезет назад крутить ручки стеклоподъемников. Кстати, в хэтчбеках проветриванию очень даже способствует открытая задняя дверь. Как известно, они и вымораживаются быстрее.

Если в машине нет кондиционера - а такое, поверьте, встречается, - то вы уже сделали все, что могли. Правда, в Сети попался забавный совет положить на пол кусок сухого льда, но это, конечно же, очень странный совет. Во-первых, это вредно. А во-вторых - в каком супермаркете это продается?

Если же машина оборудована кондеем, то уже через несколько минут вы почувствуете облегчение. Но в любом случае в первые минуты движения окна надо открыть - пусть пекло быстрее улетучивается наружу. Главное - не забыть закрыть их обратно, иначе от кондиционера особого толка не будет.

Еще страшилки

Иногда включение кондиционера в нагретой машине приводит к растрескиванию ветрового стекла вследствие резкого перепада температур. Такое бывает нечасто, но все же случается. Поэтому не направляйте ледяной поток сразу на стекло - пусть оно сперва слегка остынет.

Не заставляйте свой кондиционер обеспечивать вам запредельно низкую температуру. Вместо теплового удара при этом можно заработать что-то ангиноподобное. В жару это случается сплошь и рядом.

Советы из серии «Чтобы этого не случилось» всегда звучат немножко банально. Дескать, ставьте машину в тень или на подземную парковку, используйте солнцезащитные шторки, применяйте отражающие экраны. Все эти советы, в общем-то, правильные, но немножко избитые. И не всегда реализуемые - ну где мне взять на пляже подземную парковку?

А вот что совсем просто сделать, так это завести привычку возить с собой канистру с чистой водой. Пятилитровка много места не съест. И неважно, что в горячей машине она нагреется - для протирки руля, сидений и даже, извините, собственной физиономии она вполне подойдет. Кстати, последнее обстоятельство очень важно: в жару крайне желательно время от времени устраивать себе водные мини-процедуры: протирать лицо, шею, руки - а лучше и ноги!

Еще в жару надо больше пить. И не ту дрянь, о которой сразу все подумали, а самую обыкновенную воду. Где взять? Ну, мне кажется, что это решаемый вопрос.

И еще - насчет нагретого салона. Чистая машина любого цвета нагревается меньше, чем грязная. Надеюсь, с этим никто не будет спорить.

Счастливого пути и крепкого здоровья!