Двигатель на газ 21 современный аналог. Советский автомобиль ГАЗ-М21 "Волга": описание, технические характеристики. Особенности конструкции - недостатки и достоинства


На основную часть выпускавшихся Волг М-21 и ГАЗ-21 устанавливался двигатель ЗМЗ-21.
Он представлял собой цельноалюминиевый верхнеклапанный нижневальный двигатель рабочим объёмом 2,445 л. Так как конструктивно он во многом аналогичен широко известным в наше время двигателям типа ЗМЗ-402.10 («Волга», «ГАЗель»), проще всего описать особенности его конструкции через противопоставление именно с этим семейством.

Двигатель ГАЗ-21 был приспособлен к использованию смазочных материалов с крайне низким уровнем качества, доступных в то время в СССР - инструкция рекомендовала использовать «масло индустриальное-50, машинное масло СУ, автомобильное М8Б или автотракторное АС-9,5», что составляло выгодное отличие от иностранных моделей. Вместе с тем, использование низкокачественных смазочных материалов вело к уменьшению межсервисного интервала (смена масла каждые 3000 км со значительным снижением при усложнённых условиях эксплуатации) и снижению долговечности двигателя. Бензин употреблялся также очень низкой, по европейским меркам, сортности - с октановым числом по моторному методу не ниже 70 (в версии для внутреннего рынка).

При этом по долговечности двигатель «Волги» как минимум не уступал аналогичным по рабочему объёму иностранным моторам - гарантированный заводом ресурс до первого капитального ремонта составлял 200 тыс. км, но на практике при грамонтной и бережной эксплуатации двигатель мог «отходить» и 500 тыс. Для сравнения, в США для гораздо более крупных легковых двигателей хорошим показателем считался пробег до капитального ремонта в 140 тыс. миль (~250 тыс. км), а для грузовика тяжёлого класса с дизельным двигателем отличным показателем было 400 тыс. км. Высокая же ремонтопригодность, позволяющая проводить капитальный ремонт мотора в кустарных условиях, без требующей сложного оборудования расточки стенок цилиндров, по сути делала волговский мотор практически «вечным».

Главными особенностями ЗМЗ-21 по сравнение с «402-м» семейством являются: головка блока цилиндров с клапанами меньшего диаметра и иным расположением водяного насоса (насос смазывался не антифризом, а смазочным шприцем через пресс-маслёнку литолом); степень сжатия под бензины марок А-72 либо А-80 (последний не путать с современным АИ-80/А-76; в зависимости от модификации - обычная или для экспортирования); двухступенчатая система очистки масла (два неполнопроточных фильтра - грубой и тонкой очистки); впускной коллектор прямоугольного сечения с креплением под однокамерный карбюратор; контактная система зажигания. Существенным является наличие на блоке цилиндров верхней плоскости, фиксирующей гильзы (на ЗМЗ-402 гильзы ставятся в открытый блок). Имелись и иные, менее заметные отличия. Из вышесказанного вытекает, что в целом отличия двигателей семейств ЗМЗ-21 и ЗМЗ-402 незначительны. Карбюраторные двигатели «Волг» всех семейств (-21, −24, −31xx) и «ГАЗелей», кроме двигателей 406-го семейства, в принципе, взаимозаменяемы в сборе, но с учётом некоторых не значительных модификаций картера, трансмиссии и навесного оборудования. Возможности подетальной взаимозаменяемости гораздо у́же. Ситуация с двигателями УМЗ гораздо лучше в обоих отношениях.

Блок был алюминиевым, литым в кокиль. Гильзы - мокрые, сменные, из серого чугуна, посаженные в блок с натягом. Головка цилиндров литая, алюминиевая, со вставными чугунными сёдлами клапанов. Свечи в неё вворачивались слева. Справа на двигателе размещались впускной коллектор с однокамерным карбюратором и выпускной коллектор, генератор постоянного тока, фильтр грубой очистки масла и водосливной краник. Слева были расположены стартер, прерыватель-распределитель, маслощуп и топливный насос. Поршни - алюминиевые лужёные, с тремя поршневыми кольцами - двумя компрессионными и одним маслосъёмным. Поршневой палец смещён на 1,5 мм вправо для уменьшения шумности работы двигателя. Коленчатый вал пятиопорный, литой из чугуна, вкладыши тонкостенные, биметаллические (сталебаббитовые). Диаметры клапанов: впускной - 44 мм, выпускной - 36 мм.

Использовались карбюраторы К-22И (на всех автомобилях первой и второй серий и на части третьей серии вплоть до конца 1960-х), К-105 (на небольшой части ранней третьей серии - 1962-1965 гг.) и К-124 (на поздней третьей серии), все однокамерного типа. После окончания выпуска ГАЗ-21 в качестве запчасти для неё выпускались К-129, очень незначительно отличающиеся от К-124. Все четыре модели карбюраторов полностью взаимозаменяемы в сборе, а К-124 и К-129 ещё и по большинству деталей.

Мощность варьировалась от 70 л.с. и 80 л.с. (ранние модификации, обычная и экспортная комплектации) до 75 л.с. и 85 л.с. (поздние модификации) при ~4000 оборотах в минуту. Увеличение мощности на экспортных модификациях достигалось путём уменьшения высоты головки блока цилиндров при условии использования более высокооктанового топлива, доступного за рубежом. Крутящий момент составлял 166,7 Н·м на базовой модификации и достигался в районе ~2200 оборотов в минуту. Таким образом, по своей характеристике двигатель близок к современным легковым дизелям, а не бензиновым двигателям.

КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА :
Тип двигателя: Четырехтактный, карбюраторный, бензиновый, верхнеклапанный, четырехцилиндровый
Расположение цилиндров: Вертикальное, в ряд
Диаметр цилиндра и ход поршня в мм: 92Х92
Рабочий объем цилиндров в л: 2,445
Порядок работы цилиндров: 1–2–4–3
Степень сжатия: 6,7
Топливо: Бензин А–72 (А–76, А–80)
Максимальная мощность при 4000 об/мин в л. с.: 75 (80, 85)
Максимальный крутящий момент при 2000 об/мин в кГм: 17 (18, 19)
Масса двигателя в сборе с коробкой передач, центральным тормозом и со всем оборудованием (без масла и воды) в кг: 20


1 - рычаг ручной подкачки бензина
2 - указатель уровня масла
3 - топливный насос
4 - вытяжная труба вентиляции картера
5 - приемный патрубок водяного насоса
4 - фильтр тонкой очистки топлива
7 - распределитель зажигания
8 - регулировочные гайки октан–корректора распределителя зажигания
9 - стартер
10 - фильтр грубой очистки масла
11 - сливной краник водяной рубашки блока цилиндров
12 - краник радиатора отопителя кузова
13 - впускная труба
14 - выпускной коллектор
15 - карбюратор
16 - воздушный фильтр
17 - предохранительный щиток карбюратора
18 - установочная планка генератора
19 - генератор
20 - датчик давления масла

Двигатель ЗМЗ-21А использовался на микроавтобусах РАФ и фургонах ЕрАЗ; последние выпускались ещё в 1980-х годах. Ульяновский моторостроительный завод на его основе создал собственный вариант двигателя УМЗ-451, в течение длительного времени устанавливавшийся на автомобили марки УАЗ. Отличия УМЗ-451 от ЗМЗ-21А минимальные, особенно на первых выпусках: на первый взгляд, это один и тот же двигатель.

Одноклассники

Краткое описание

Двигатель ЗМЗ 21 (он же ГАЗ 21, который разрабатывался и выпускался на автозаводе ГАЗ в первые годы производства автомобиля Волга) предназначен для установки на седан среднего класса и его модификации. Двигатель использовался на микроавтобусах РАФ и фургонах ЕрАЗ. На основе оригинального мотора ГАЗ-21 были разработаны двигатели .
Особенности. Конструктивно двигатель ЗМЗ 21 ничем не отличается от известного нам мотора (ведь он его прародитель), что устанавливался на более поздние модели Волги и на автомобили ГАЗель. Основные отличия: водяной насос установлен на ГБЦ; головка с клапанами меньшего диаметра (впуск 44, выпуск 36 мм), каналы имеют прямоугольный вид; впускной коллектор прямоугольного сечения с площадкой под однокамерный карбюратор; два неполнопоточных масленых фильтра - грубой и тонкой очистки; на блоке цилиндров сверху имеется поверхность для фиксации гиль; используются сталебаббитовые вкладыши.
Все семейство моторов ЗМЗ по максимуму унифицировано и моторы вполне взаимозаменяемы с незначительными доработками. Моторы от УАЗов () практически идентичны двигателю ЗМЗ 21 (ГАЗ-21). На основе ЗМЗ-21А был создан двигатель , отличия между ними минимальны.
Двигатели ЗМЗ 21Е / 21Д устанавливались на 21-ую Волгу шедшую на экспорт. За счет повышенной степени сжатия, моторы развивали 80-85 л.с. а крутящий момент составлял 166,7 Н м.
Ресурс двигателя составляет в среднем 120-150 тыс. км, после чего он нуждается в капитальном ремонте.

Характеристики двигателя ЗМЗ 21/21А (ГАЗ 21) Волга

Параметр Значение
Конфигурация L
Число цилиндров 4
Объем, л 2,445
Диаметр цилиндра, мм 92,0
Ход поршня, мм 92,0
Степень сжатия 6,7
Число клапанов на цилиндр 2 (1-впуск; 1-выпуск)
Газораспределительный механизм OHV
Порядок работы цилиндров 1-2-4-3
Номинальная мощность двигателя / при частоте вращения коленчатого вала 51,5 кВт - (70-75 л.с.) / 4000 об/мин
Максимальный крутящий момент / при частоте вращения коленчатого вала 170 Н м / 2200 об/мин
Система питания Карбюратор К-22И, К-105, К-124
Рекомендованное минимальное октановое число бензина А-72, А-76
Экологические нормы Евро 0
Вес, кг 180

Конструкция

Четырехтактный четырехцилиндровый бензиновый карбюраторный с контактным распределителем зажигания, с рядным расположением цилиндров и поршнями, вращающими один общий коленчатый вал, с нижним расположением одного распределительного вала. Двигатель имеет жидкостную систему охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией. Система смазки – под давлением и разбрызгиванием.

Блок цилиндров - литой, алюминиевый. В блок установлены чугунные гильзы мокрого типа, под гильзами резиновые кольца. Алюминиевые лужёные поршни со смещенным отверстием под поршневой палец на 1,5 мм вправо для снижения шумности мотора. Поршень имеет два компрессионных и одно маслосъёмное кольцо.
Коленчатый вал и распредвал ГАЗ-21. Коленвал пятиопорный, литой из чугуна, вкладыши сталебаббитовые. Используется набивка сзади. На первых двигателях задняя шейка коленвала шире остальных.
Головка блока цилиндра отлита из алюминия, имеет вставные чугунные сёдла клапанов. Клапаны оснащаются одной пружиной и приводятся в действие через коромысла.

Технические характеристики автомобилей ГАЗ-21 "ВОЛГА"

Автомобиль модели М-21А, М-21Т, ГАЗ-21Т легковой такси

Автомобиль модели М-21, М-21Б, М-21В, М-21И, М-21Л, ГАЗ-21Р, ГАЗ-21УС легковой, пассажирский, общего пользования

Автомобиль модели М-21Д, М-21Е, М-21К, М-21М, М-21П, ГАЗ-21С, ГАЗ-21Н легковой, пассажирский, экспортная комплектация

Число мест (включая место водителя) 5
Габаритные размеры (номинальные):
Длина 4770мм (второй выпуск) 4830 мм (третий выпуск)
Ширина 1800 мм
высота в снаряженном состоянии без нагрузки 1620 мм
База (расстояние между осями) 2700 мм
Колея передних колес 1410 мм
Колея задних колес 1420 мм
Низшие точки автомобиля с полной нагрузкой при нормальном давлении в шинах:
поперечина передней подвески 200 мм
труба глушителя 190 мм
Картер заднего моста (по фланцу) 190 мм
Наименьший радиус поворота по колее наружного колеса 6,3 м
Углы въезда с полной нагрузкой:

Передний 27°
задний 19°
Наибольшая скорость с номинальной нагрузкой на горизонтальных участках ровного шоссе 130 км/ч
Вес автомобиля (сухой) 1360 кг

Примечание. В сухой вес автомобиля не включается вес топлива, воды, смазки, запасного колеса и набора шоферского инструмента, составляющий в сумме округленно 100 кг.

Сорт топлива Автомобильный бензин А-72
Контрольный расход бензина летом на ровном шоссе с полной нагрузкой при скорости, 40-50 км/час. Не более 9 л на 100 км

Примечание. Контрольный расход бензина является показателем, определяющим исправность автомобиля. Норма расхода бензина заводом не устанавливается. Временная государственная норма расхода бензина равна 13,5 л на 100 км пробега.

Заводские номера двигателя и шасси вы биты на табличке, расположенной под капотом. Номер двигателя выбит также на блоке цилиндров с левой стороны, в середине верхней части.

ДВИГАТЕЛЬ

Тип Четырехтактный, карбюраторный, бензиновый.
Число и расположение цилиндров 4, вертикально в один ряд.
Диаметр цилиндра 92 мм
Ход поршня 92 мм
Рабочий объем 2,445 л
Степень сжатия 6,6
Мощность и число оборотов 70 л.с. при 4000 об/мин
Крутящий момент максимальный 17 кгм
Порядок работы цилиндров 1-2-4-3
Подвеска двигателя В 3 точках на резиновых подушках: две спереди и одна сзади.
Блок цилиндров Отлит из алюминиевого сплава, имеет мокрые
легкосъемные чугунные гильзы. В верхней части имеющие вставку из антикоррозийного износоустойчивого чугуна.
Головка блока Из алюминиевого сплава.
Поршни Из алюминиевого сплава, луженые.
Поршневые кольца 2 компрессионных и 1 маслосъемное кольцо на каждом поршне.
Верхнее компрессионное кольцо хромированное, остальные луженые.
Число опор коленчатого вала 5
Коленчатый вал- из магниевого чугуна литой с противовесами, статически и динамически сбалансированный. Поверхность шеек закалена.
Вкладыши подшипников Тонкостенные, биметаллические.
Распределительный вал и его привод Стальной, кованый, привод парой шестерен
Фазы распределения (при рас четной величине зазора:.Впуск: открытие 24° до ВМТ, закрытие 64° после НМТ. 0,35 мм между коромыслом и клапаном). Выпуск: открытие 50° до НМТ, закрытие 22° после ВМТ.

Клапаны. Верхние установлены в головку блока, вертикально в один ряд.
Диаметр тарелки впускного клапана: 44 мм, выпускного-36 мм
Седла клапанов Вставные. Изготовлены из специального чугуна.
Штанги толкателей Из дюралюминия, со стальными наконечниками.
Коромысла Стальные, кованные, снабжены регулировочными болтом и
контргайкой для установки зазора между клапаном и коромыслом.
Газопровод Расположен с правой стороны двигателя. В центральной части
газопровода имеется автоматически действующее устройство для подогрева рабочей
смеси, снабженное регулировочной заслонкой.
Глушитель Овальной формы с асбестовой тепло- и звукоизоляцией.
Система смазки Комбинированная. Подшипники коленчатого и распределительного вала, шатунные подшипники, подшипники коромысел и верхние наконечники штанг смазываются под давлением, остальные детали- разбрызгиванием.
Масляный картер Стальной, штампованный
Забор масла из картера Плавающим маслоприемником
Масляный фильтры Два: грубой очистки- пластинчатый, фильтрующий 100% масла, подаваемого насосом в магистраль, и тонкой очистки- со сменным фильтрующим элементом, частичной фильтрации.
Элементы фильтра тонкой очистки Сменный, типа ДАСФО- 2
Клапаны масляной системы Два: редукционный, поршневого типа- установлен с правой стороны (изменять их регулировку воспрещается) двигателя, в передней части, и перепускной- в корпусе фильтра грубой очистки
Вентиляция картера Принудительная
Воздушный фильтр......Инерционно- масляной, сетчатый с глушителем шума всасывания
Карбюратор Типа К-22И или К-105.(второй выпуск) Типа К-124.(третий выпуск)
Бензиновый насос Диафрагменный, с верхним отстойником, в котором помещен сетчатый фильтр, и рычагом для ручной подкачки
Бензиновый бак Штампованный из двух половин, расположен в задней части кузова под полом.
Система охлаждения двигателя Жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией.
Радиатор Трубчатый, с гофрированными пластинами между трубок, трехрядный.
Пробка радиатора Герметичная. Снабжена двумя клапанами.
Створки радиатора Установлены перед радиатором. Величина открытия створок. регулируется вручную с места водителя.
Термостат Установлен в патрубке головки блока. Клапан термостата начинает открываться при температуре охлаждающей жидкости 70°C: полное открытие клапана происходит при температуре жидкости 83°C
Водяной насос Центробежный с торцовым самоподтягивающимся сальником
Вентилятор Четырех лопастный, штампованный
Привод вентилятора и водяного насоса Клиновидным ремнем от коленчатого вала.

ШАССИ

Сцепление Однодисковое сухое с гидравлическим приводом выключения
Размер цилиндров привода сцепления Диаметр главного цилиндра 22 мм
Диаметр рабочего цилиндра 24 мм
Коробка передач Механическая, трехступенчатая, имеет три передачи вперед и одну назад. Снабжена синхронизатором на второй и третей передачах.
Рычаг переключения установлен на рулевой колонке
Передаточные числа

1 передача - 3,115
2 передача - 1,772
3 передача - 1,000
Задний ход - 3,738
Карданная передача Открытого типа. Имеет два вала три кардана с игольчатыми подшипниками. Снабжена промежуточной опорой.
Задний мост Разъемный, с литым чугунным картером и кованой стальной крышкой, соединенными по фланцу в вертикальной плоскости
Главная передача Гипоидная. Передаточное число - 4,555 (41: 9)
Дифференциал Конический, с двумя сатиллитами
Полуоси Фланцевые, полуразгруженные
Передача усилий от заднего моста Толкающее усилие и реактивный момент заднего моста воспринимаются рессорами.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

Колеса Штампованные, дисковые. Запасное колесо помещается в багажнике.
Шины Низкого давления, размер 6,70 - 15
Ступицы передних колес Литые из ковкого чугуна, на шаровых радиально-упорных подшипниках.
Передняя подвеска Независимая, рычажная, на витых цилиндрических пружинах, смонтированная на отъемной поперечине. Все шарниры рычагов подвески выполнены с применением резьбовых пальцев и втулок.
Стабилизатор поперечной устойчивости Торсионного типа, расположен впереди передней подвески.
Передние амортизаторы Гидравлические, поршневые, рычажные, двустороннего действия.
Задняя подвеска Рессорная. Рессоры листовые, продольные, полуэллиптические, закрытые чехлами. Все шарниры подвески снабжены резиновыми втулками.

Задние амортизаторы Гидравлические, поршневые, рычажные,(второй выпуск) телескопические (третий выпуск)

Рама Короткая рама только в передней части автомобиля.

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Тип рулевого механизма Глобоидальный червяк с двойным роликом
Передаточное число 18,2 (среднее)
Рулевое колесо Диаметром 430 мм с тремя спицами
Свободный ход рулевого колеса В положении движения по прямой - не свыше 5°, в крайних положениях - до 30°
Рулевая трапеция Передняя

ТОРМОЗА

Основной Колодочный, на все 4 колеса
Тормоз стоянки Центральный, барабанного типа
Привод тормозов Ножной гидравлический - действует на все четыре колеса от педали. Ручной механический - действует от рычага, расположенного под панелью приборов.
Размер тормозных цилиндров: Диаметры главного и колесных тормозных цилиндров-32 мм

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ И ПРИБОРЫ

Номинальное напряжение в сети 12 вольт
Система проводки Однопроводная,

"плюс" соединен с "массой" (до1960 года),

"минус" соединен с "массой" (после 1960 года)
Генератор Типа Г12 шунтовой, мощностью 220 ватт
Реле - регулятор Типа РР24. Имеет три автомата: реле обратного тока, регулятор
напряжения и ограничитель тока.
Аккумуляторная батарея Типа 6-СТЭ-54-ЭМ емкостью 54 а. ч.
Включатель зажигания и стартера Типа ВК21
Катушка зажигания Типа Б7, с добавочным сопротивлением, автоматически выключающимся при пуске двигателя стартером
Распределитель зажигания Типа Р-3Б, с центробежным и вакуумным регулятором опережения зажигания и октан-корректором.
Запальные свечи С тепловой характеристикой А14У (А11). диаметр резьбы 14 мм
Гасящее сопротивление Типа СЭ12; включено в цепь провода высокого напряжения каждой свечи
Стартер Типа СТ21 с дистанционным управлением
Реле стартера Типа РС24
Включатель освещения заднего хода Типа ВК20-Б
Центральный переключатель света Типа П38
Ножной переключатель света Типа П39
Фары Типа ФГ21, с "дальним" и "ближним" светом. В фарах установлены полуразборные оптические элементы с лампами в 50X21 свечу
Подфарники Типа ПФ21, с двухнитевыми лампами в 6Х21 свечу для указания поворота и света стоянки.
Задние фонари Типа ФП25, обеспечивают задний габаритный свет, свет "стоп", белый свет при движении назад и указывают направление поворота.
Снабжены двухнитевыми лампами в 6Х21 свечу и однонитевыми лампами в 21 свечу
Фонарь освещения номерного знака С лампой в 6 свечей
Плафон Типа ПК4 с лампой в 6 свечей
Включатели плафона Ручной, типа ВК24-А и два дверных типа ВК2-А
Подкапотная лампа Типа ПД1К с включателем и лампой в 3 свечи
Штепсельная розетка Для включения переносной лампы; расположен под панелью приборов с
Фонарь освещения багажника Типа ФП12, включается автоматически при открывании крышки багажника (при включенном свете стоянки)
Переносная лампа Типа ПЛТ-36 с лампой в 15 свечей
Включатель света "Стоп" Типа ВК19
Звуковые сигналы Типа С28 и С29. Комплект из двух тональных сигналов
Реле сигналов Типа РС3-Б
Предохранители Кнопочный биметаллический предохранитель типа ПР2-Б в цепи освещения. Три плавких предохранителя в блоке типа ПР12-В2
Соединители электропроводов Типа ПС2-А2 - 2шт. ПС-1-А2 - 4шт.
Провода низкого напряжения Типа АОЛ
Прикуриватель Типа ПТ4
Переключатель указателей поворота Типа П43
Прерыватель указателей поворота Типа РС55.

Электродвигатель вентилятора отопителя Типа МЭ13 мощностью 20 ватт
Переключатель электродвигателя Типа П42 с реостатом и сигнальной лампой включения
Стеклоочиститель Типа СЛ45, электрический, с двумя щетками. Имеет переключатель на две скорости.
Комбинация приборов Типа КП21, состоит из амперметра, указателя уровня бензина, указателя давления масла, указателя температуры воды и спидометра со счетчиком пройденного пути. Освещается 4 лампами в 1 свечу
Контрольная лампа температуры воды (Красная) Тип ПД-20-В с датчиком ММ7. Загорается при повышении температуры воды до 92-98С
Контрольная лампа ручного тормоза (красная) Типа ПД20 с выключателем типа ВК2-А. Загорается при затянутом ручном тормозе и включенном зажигании
Контрольная лампа дальнего света фар Загорается при включенном дальнем свете фар
Контрольная лампа указателя поворота дает мигающий свет при включенном указателе поворота
Часы Типа АЧВ с электрической заводкой от аккумуляторной батареи. Освещены двумя лампами в 1 свечу
Радиоприемник

(автомобили такси приемника не имеют)

Первый выпуск Типа А-8, двухдиапазонный, с плавной и кнопочной настройкой (с плюсом на корпусе) второй выпуск Типа А-12, двухдиапазонный, с плавной и кнопочной настройкой(с плюсом на корпусе до 1960 года, и соответственно с минусом после 1960 года), блок питания БП-12 или ВП-9

Третий выпуск Типа А-18, Трехдиапозонный, с плавной и кнопочной настройкой (с минусом на корпусе), блок питания П4А (П4В)

Антенна Типа АР41- Б телескопическая

КУЗОВ

Кузов Закрытый, четырехдверный, цельнометаллический, несущий
Оборудование кузова Багажник в задней части кузова. Ящик для мелких вещей в панели приборов, стеклоочиститель, зеркало, 2 противосолнечных козырька, пепельница, прикуриватель, отопитель кузова и обогреватель ветрового стекла
Сиденья Передние и задние, мягкие, пружинные. Переднее сиденье - регулируемое, имеет откидную спинку, позволяющую превращать сиденье в спальное место.
Капот Цельный, открывающийся спереди
Отопление, вентиляция и обдув ветрового стекла Свежий воздух, поступающий в кузов через люк вентиляции, подогревается радиатором водяного отопления и подается электрическим вентилятором в переднее отделение кузова и для обдува ветрового стекла. В летнее время радиатор отопления выключается, и система используется как приточная вентиляция. Кроме того, вентиляция производится опусканием стекол в дверях и поворотом части стекла передней дверей

ОБОРУДОВАНИЕ

Шоферский инструмент к автомобилю прилагается: две сумки с набором инструмента, домкрата, пусковая рукоятка, ручной насос и переносная лампа.

ЗАПРАВОЧНЫЕ ЕМКОСТИ И НОРМЫ

Бензиновый бак 60 л
Система охлаждения 11,5 л
Система смазки двигателя 6,2 л
Воздушный фильтр 0,3 л
Картер коробки передач 0,8 л
Картер заднего моста 0,9 л
Картер рулевого механизма 0,25 л
Система централизованной смазки 0,6 л
Передние амортизаторы 0,235 л (каждый)
Задний амортизаторы 0,145 л (каждый)
Система привода тормозов и привода сцепления 0,7 л
Передние ступицы 120 г (каждая)

РЕГУЛИРОВОЧНЫЕ ДАННЫЕ

Зазор между рычагом коромысла и клапаном. 0,25 мм, на холодном двигателе.
Давление масла в двигателе (для контроля, регулировке не подлежит) От 2 до 4 кг/см2 при скорости 50 км/час. На холодном ходу. У прогретого двигателя - не менее 0,5 кг/см2
Прогиб ремня вентилятора 10 - 15 мм
Зазор между электродами свечей 0,8 - 0,9 мм
Зазор в прерывателе 0,35 - 0,45 мм
Нормальная температура воды в радиаторе 75 - 85°С
Свободный ход педали сцепления 32 - 40 мм
Свободный ход педали тормоза 10 - 15 мм
Давление воздуха в шинах 1,7 кг/см2

Двигатель автомобиля «Волга» четырехцилиндровый четырехтактный, бензиновый, карбюраторный, верхнеклапанный, с рядным вертикальным расположением цилиндров и с водяным охлаждением. Рабочий объем цилиндров двигателя равен 2,445л. Ход поршня принят равным диаметру цилиндра (92 мм), то есть двигатель является «квадратным».

Сравнительно малый ход поршня обусловил и его малую скорость, вследствие чего путь поршня на 1 км пробега автомобиля также мал. Это обеспечило малый износ цилиндро-поршневой группы и высокую долговечность узла. Коленчатый вал пятиопорный с большой рабочей поверхностью как шатунных, так и коренных подшипников. Вследствие этого удельные нагрузки на подшипники сравнительно малы. Распределительный вал опирается на пять подшипников, выполненных из сталебаббитовой ленты. Седла клапанов изготовлены из легированного чугуна высокой твердости и выдерживающего высокую температуру и ударные нагрузки. Направляющие втулки для клапанов выполняются из металлокерамики с высокими износостойкими качествами. Клапаны изготовлены из жаропрочной стали. Все ответственные поверхности, подвергающиеся истиранию: кулачки и шейки распределительного вала, толкатели, наконечники штанг толкателей, коромысла, регулировочные винты коромысел и т.д. - изготовлены из специального материала и подвергнуты термической обработке. В верхнюю часть цилиндров установлены вставки, выполненные из кислотоупорного износоустойчивого чугуна. Смазка трущихся поверхностей производится под давлением маслом АС–8. В системе смазки установлены два фильтра: грубой очистки, пропускающий все масло, нагнетаемое масляным насосом в систему, и тонкой очистки, включенный параллельно системе и пропускающий только часть масла.

В результате указанных конструктивных и технологических мер долговечность двигателя (срок работы до капитального ремонта) установлена 180тыс.км пробега автомобиля по дорогам 1 класса. Однако при соблюдении инструкции по уходу долговечность двигателя доходит до 250 и даже до 300 тыс.км пробега автомобиля.

При данной конструкции газопровода с подогревом центральной части впускной трубы отработавшими газами, обеспечивающей равномерное распределение горячей смеси по цилиндрам, а также при оптимальных фазах открытия впускных и выпускных клапанов двигатель развивает мощность 75 л.с. при 4000 об/мин коленчатого вала. Степень сжатия принята равной 6,7:1 в расчете на применение бензина А–72. Допускается использование бензина А–76, но в этом случае необходимо несколько увеличить угол опережения зажигания. Выпускаются также модификации двигателя со степенями сжатия 7,15:1 (80 л.с., бензин А–76) и 7,65:1 (85 л.с., бензин А–80).

Конструкция двигателя предусматривает удобный доступ ко всем агрегатам для их обслуживания: стартер, бензиновый насос, распределитель–прерыватель зажигания и указатель уровня масла находятся с левой стороны двигателя в доступных местах, а фильтр грубой очистки масла, генератор, кран слива воды из блока цилиндров и карбюратор - с правой стороны. Доступ к масленке подшипников водяного насоса открывается с левой стороны двигателя. Достаточность количества нагнетаемой смазки определяется визуально через отверстие в шкиве насоса (по выходу смазки из контрольного отверстия на корпусе насоса). Регулирование зазора между коромыслами и клапанами производится при снятой крышке коромысел, доступ к ним очень удобен. Конструкцией двигателя также предусмотрена возможность легкого ремонта. Для этой цели цилиндры выполнены в виде отдельных деталей - «мокрых» гильз, легко вставляемых в блок цилиндров, а коренные и шатунные подшипники имеют тонкостенные сталебаббитовые вкладыши, которые можно заменить, не прибегая к услугам ремонтных заводов, а иногда даже не снимая двигателя с автомобиля.

Для изготовления деталей двигателя широко применены алюминиевые сплавы; кроме такой алюминиевой детали, как поршень, из алюминиевого сплава изготовлены также основные корпусные детали: блок цилиндров, картер сцепления, головка цилиндров, крышка распределительных шестерен, кронштейн водяного насоса, выпускной патрубок водяной рубашки, корпус масляного фильтра, корпус масляного насоса. В результате широкого применения алюминиевых сплавов двигатель в сборе с оборудованием, сцеплением и коробкой передач, но без воздушного фильтра и вентилятора весит только 200 кг. Подробное описание конструктивных особенностей двигателя приводится ниже.

КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Тип двигателя: Четырехтактный, карбюраторный, бензиновый, верхнеклапанный, четырехцилиндровый
Расположение цилиндров: Вертикальное, в ряд
Диаметр цилиндра и ход поршня в мм: 92Х92
Рабочий объем цилиндров в л: 2,445
Порядок работы цилиндров: 1–2–4–3
Степень сжатия: 6,7
Топливо: Бензин А–72 (А–76, А–80)
Максимальная мощность при 4000 об/мин в л. с.: 75 (80, 85)
Максимальный крутящий момент при 2000 об/мин в кГм: 17 (18, 19)

Двигатель ГАЗ 21 - это силовой агрегат, который был разработан в 50-е годы 20 века. Так, моторы не получили широкого распространения, но обладали высокими техническими характеристиками. Кроме этого, на автомобиль устанавливались экспортные варианты силовых агрегатов, которые работали на дизельном топливе.

Технические характеристики

Мотор ГАЗ 21, он же ЗМЗ 21/21А обладал достаточно высокими техническими характеристиками. На то время почти все Волги оснащались двигателями объемом 2,5 литра, кроме экспортных вариантов, которые для советского человека были почти не доступны. Так в 60-е годы практически все водители хотели иметь 21-ю модель ГАЗа, что было показателем престижа и достатка.

Силовой агрегат был разработан на базе не менее знаменитой модели - Ford Mainline. Также, некоторые элементы двигателя были взяты с других моделей американских автомобилей 50-х годов. Кроме Форда, схожие конструктивные особенности можно проследить в силовыми агрегатами - Plymouth Savoy, Chevrolet 210 DeLuxe, Kaiser Henry J и Opel Kapitän.

Рассмотрим, основные технические характеристики, которыми обладают двигатели ГАЗ-21:

ГАЗ-21Б

ЗМЗ 21/21А

ЗМЗ 21Е/ 21Д

Двигатель Perkins (экспортный вариант)

Двигатель Rover

Indenor XDP 4.90

Как видно, автомобиль ГАЗ 21 имел широкий выбор силовых агрегатов. Конечно, дизельные двигатели были экспортным вариантом, который поставлял в Европу. Особенно большое количество транспортных средств с маркировкой 21 получила Бельгия.

Обслуживание мотора

Бензиновые моторы обслуживались довольно просто и по накатанной схеме. Так, межсервисное техническое обслуживание должно проводиться в диапазоне 10-12 тыс. км пробега. Что касается дизельных вариантов, то согласно сервисной документации, ТО проводится в приделах 8-10 тыс. км.

Поскольку автомобилю и двигателям больше чем полвека, то до нашего времени дошло не много оригинальных силовых агрегатов. В основном автомобилисты используют модифицированный или усовершенствованный мотор.

В техническое обслуживание двигателя входит замена масла и фильтров. Если эту процедуру проводить регулярно и в точности с рекомендациями завода изготовителя, то можно сохранить первоначальный ресурс в 250 000 км пробега.

К тому же, современные технологии позволяют это сделать. Так, использование полусинтетического качественного масла поможет не только сберечь ресурс двигателя, но и сохранить основные конструктивные элементы от повышенного износа.

Тюнинг и доработка

В последнее время стало популярным проводить тюнинг старых автомобилей. Так, автолюбители покупают автомобили с многолетней историей и дарят им новую жизнь. Кроме кузова дорабатывается также и двигатель. Конечно, чип тюнинга в данном моторе не предусмотрено, а вот провести расточку и добавить несколько дополнительных узлов можно, что поможет увеличить мощность.

Каким же образом проводится тюнинг мотора? Многие тюнинг-ателье предлагают заменить стандартный мотор на силовой агрегат зарубежного производства, с инжекторной системой впрыска. Но, не все автолюбители идут на это и стараются доработать старый силовой агрегат.

Двигатель растачивается до стандартных размеров ЗМЗ-24 - 92 мм. Это не всегда получается, да и существует вероятность того, что стенки между цилиндров треснут. Также, заказывается и устанавливается новый коленчатый вал. Заменяется клапанный механизм на более облегченный.

Чтобы улучшить впрыск топлива меняется впускной коллектор и карбюратор. Чтобы обеспечить получение полноценной воздушно-топливной смеси, необходимо заменить воздушный фильтр с нулевым сопротивлением. Для особых фанатов добавления мощности можно установить турбонагнетатель.

Неотъемлемым элементом доработки мотора является тюнинг системы охлаждения и выпуска отработанных газов. Так, вместо стандартной системы охлаждения в двигатель устанавливается силиконовые патрубки, доработанный водяной насос, а также алюминиевый радиатор.

Чтобы мотор не перегревался, к радиатору крепится электровентилятор принудительного включения. При этом датчик температуры располагается на радиаторе. Для полной уверенности, на силовой агрегат ставится модифицированный термостат.

Что касается системы выпуска отработанных газов, то на автомобильном рынке моно подобрать и найти подходящие варианты, поскольку ассортимент выбора достаточно широкий. Так, бельгийское тюнинг ателье Deht-Wretheer проводило доработку 21-й волги и устанавливало выхлопную производства TrialDWQ, производства Германии.

Ретро выставки

Мотор ГАЗ 21 в оригинальном исполнении очень цениться на ретро выставках, поскольку с каждым годом этих силовых агрегатов становится все меньше и меньше. Так, за последнее десятилетия, кроме тюнинга довольно большой популярностью стали пользоваться ретро автомобили.

Неотъемлемой частью этой культуры является и ГАЗ 21 со своим легендарным двигателем. Молодому поколению интересно, какие моторы устанавливались полвека назад, и на каких силовых агрегатах ездило целое поколение автомобилистов.

Как показывает практика, ретро автомобили ГАЗ 21 с оригинальным двигателем в последние годы значительно выросли в цене, поскольку все больше коллекционеров старается получить данное транспортное средство себе в коллекцию. Основополагающим вопросом, который задается перед осмотром автомобиля, является - оригинальный ли мотор установлен на транспортном средстве?

Вывод

Мотор ГАЗ 21 стал легендой целого поколения. Они верой и правдой служили 30 лет, а некоторые дошли до нашего времени. Так, двигатели, которые устанавливались на автомобиль, имели высокие технические характеристики и ресурс.

Провести обслуживание, ремонт и тюнинг силового агрегата достаточно просто. Так, любой автомобилист, который знаком с конструктивными особенностями мотора, сможет заменить масло и отремонтировать мелкие повреждения. Что касается капитального ремонта, то рекомендуется его проводить на автосервисе.