Как избежать лобовое столкновение 7 ступеней. Как избежать лобового столкновения с автомобилем. Что делать в случае опасности лобового столкновения. Ваше поведение за рулем

Лобовое столкновение – одно из самых страшных ДТП, которое может приключиться с водителем. В статье рассмотрим разные риски возникновения прямого удара двух автомобилей, опишем действия, которые помогут избежать ДТП или уменьшить последствия.

Способы возникновения опасности

Существует всего два варианта возникновения лобового столкновения:

  • ваш автомобиль попадает на полосу встречного движения;
  • появление на вашем пути другого транспортного средства.

Каждый из вариантов может иметь различные вариации. Выбор правильных методов, позволяющих уйти от столкновения, во многом будет зависеть от конкретных обстоятельств. Причиной появления на вашей полосе движения встречного автомобиля может быть как несоблюдение водителем мер безопасности при совершении обгона, так и потеря контроля над ТС. В последнем случае автомобиль заносит навстречу транспортному потоку.

Выбор действий зависит от вполне конкретных факторов:

  • времени года, во многом определяющее состояние дорожного полотна и обочины;
  • характера участка дороги, в котором возникла опасность;
  • плотности транспортного потока;
  • скорости автомобилей.

Но главное в таком случае – ваши навыки вождения, скорость реакции, умение быстро оценить ситуацию и выбрать правильные действия.

Что делать, если навстречу несется автомобиль

Предположим, что вы заметили движущийся навстречу автомобиль. При этом просчитали, что с сохранением прежней скорости движения водитель не успеет завершить обгон и есть шанс лобового столкновения. В таком случае вам необходимо:

  • немедленно начать снижение скорости. Резко замедляться можно лишь в том случае, если вы посмотрели в зеркало заднего вида и убедились в отсутствии вблизи вас другого автомобиля. В обратном случае вы рискуете получить удар в кормовую часть, что может спровоцировать потерю контроля над автомобилем;
  • поморгайте водителю дальним светом фар. Если скорость движения большая, то использовать гудок не имеет особого смысла. Водитель встречной машины, скорее всего, сигнал не услышит;
  • если расстояние до встречного ТС уменьшилось до критического, а машина продолжает прямолинейное движение вам навстречу, отпустите педаль тормоза и примите в одну из сторон. Такое возможно, когда водитель засыпает за рулем, продолжая двигаться по встречной полосе без видимых на то причин. Чтобы уйти от удара, вы можете принять влево либо вправо. Если на встречной полосе нет транспорта, можете выехать на встречку. Зимой такой вариант в большинстве случаев более предпочтительный, так как засыпанные снегом обочины могут «затянуть» автомобиль, спровоцировав занос;
  • если водитель начал возвращение на свою полосу, продолжайте снижение скорости. В крайнем случае можете принять влево.

Ошибкой некоторых автовладельцев, пытающихся избежать лобового удара, становится маневрирование в сторону движения встречного автомобиля, что приводит к удару. Иногда в таких случаях для избегания ДТП было бы достаточно начать замедление и сохранять прямолинейное движение.


Встречный автомобиль заносит на вашу полосу

Довольно частая ситуация, выйти из которой невредимым очень сложно. Многое зависит от времени, отведенном на реакцию. Случается так, что встречный автомобиль выскакивает в лоб настолько неожиданно, что совсем не остается времени на реакцию. Чаще всего это случается, когда, к примеру, фура преграждает осмотр встречной полосы движения.

Если вы издалека заметили, что встречный автомобиль начало раскачивать из стороны в сторону, немедленно начинайте замедляться. К сожалению, многое в таком случае зависит от везения, так как очень сложно предсказать, как среагирует автомобиль на попытки водителя вернуть контроль над ситуацией.

Вам важно сохранить обладание над собой и попытаться спрогнозировать траекторию движения автомобиля, скользящего по дорожному полотну. От направления движения ТС, состояния обочины и загруженности встречной полосы будет зависеть, в какую сторону вам нужно совершить маневр.

Некоторые водители совершают описанную выше ошибку, с испуга направляя свою машину под несущийся навстречу «снаряд».

Если вы не успеваете завершить обгон

Предположим, что перед обгоном вы неправильно оценили расстояние до встречного транспорта. Для того чтобы избежать лобового столкновения вам нужно:

Как не стать виновником ДТП

Чтобы не спровоцировать лобовое столкновение, придерживайтесь нескольких важных рекомендаций:

  • не совершайте обгон перед поворотами, изломами и горбами, перекрывающими вид на следующий за ними участок дороги. Существует громадный риск внезапного появления встречного транспорта;
  • воздержитесь от обгонов в густой туман, сильную снежную вьюгу;
  • воздержитесь от обгона, если вы заметили автомобиль, выезжающий из прилегающей дороги. Зачастую водители смотрят только налево, не предполагая наличие ТС на полосе, которую он планирует занять. Поэтому такая ситуация провоцирует лобовое столкновение;
  • всегда внимательно оценивайте шансы на успешное совершение обгона. Вы должны точно понимать способности своего автомобиля, коэффициент сцепления колес с дорожным покрытием. К примеру, слишком резкое нажатие на педаль газа в заднеприводном авто может ;
  • чтобы сократить время обгона, а следственно и время нахождения на встречной полосе, не начинайте обгон, выныривая из-за впереди идущего авто. Оставьте некоторую дистанцию, чтобы частично набрать скорость для обгона на своей полосе. А уже потом только, убедившись в безопасности маневра, начинайте обгон. При обгоне фуры разница даже в 30 км/час позволит вам выиграть пару драгоценных секунд.

Помощь на дороге

Часто избежать лобового столкновения помогают водители большегрузов. Благодаря высокой посадке им открывается лучший вид на дорогу. Вам важно ориентироваться в сигналах, которые может подать вам водитель. Особенно важно знать:

  • включение левого поворотника – от обгонного маневра лучше отказаться, поскольку впереди какая-то опасность;
  • включение правого поворотника – можете начинать обгон;
  • включение на 2-3 секунды аварийной сигнализации – благодарность за помощь в обгоне.

Если удар неизбежен

Когда времени на принятие спасительных действий уже не остается, попытайтесь направить автомобиль так, чтобы удар произошел по касательной. Перед самым лобовым столкновением мы рекомендуем:

  • прижмите локти плотно к груди, а ладонями закройте глаза. Это поможет уберечь ваши глаза и частично лицо от порезов осколками;
  • уберите ноги от педального узла, чтобы не получить повреждения, вминающимся моторным щитом.

Полезная тренировка для водителей

Чтобы лучше просчитывать время приближения объектов на скорости, существует простой метод тренировки. Двигаясь в повседневной жизни с постоянной скоростью, пытайтесь спрогнозировать время, за которое ваше авто либо встречная машина преодолеет некоторое расстояние. В качестве ориентира выбирайте статические объекты. К примеру, дорожные знаки.

ДТП с дикими животными ежегодно уносят многие сотни жизней водителей и приводят к сильнейшим повреждениям автомобилей. Осенью число таких аварий многократно возрастает. В это время года водителям нужно быть особенно внимательными и готовыми к появлению нежданных гостей на дорогах. Рассказываем, как избежать столкновения с дикими животными и что делать, чтобы минимизировать последствия аварии.

Главную опасность для автомобилистов на дорогах отечества представляют лоси и косули. Однако нередко российские водители встречаются и с другими представителями животного мира - лисами, кабанами и даже медведями. Осенью лесные обитатели становятся чрезвычайно активными из-за сезонных миграций и поисков корма в преддверии холодов.

Потенциальную опасность для участников дорожного движения несут все без исключения представители животного мира. Заяц едва ли станет причиной смертельного ДТП, но при столкновении может играючи «забрать» с собой бампер или фару вашей машины. А при аварии с участием косулей или лосей вероятность гибели водителя и пассажиров легковушки чрезвычайно высока: сохатые могут весить под 500 кг; столкновение с ними соизмеримо с въездом в стену, которая, в придачу, частенько влетает прямиком в салон и сминает всё на своём пути до самых спинок заднего ряда. Именно эти животные считаются наиболее опасными и непредсказуемыми.

1. Следите за автомобилем

Помните, что чем раньше вы заметите зверя, тем больше у вас шансов благополучно с ним разминуться. Для обеспечения наилучшей обзорности уделяйте пристальное внимание работе «дворников» и состоянию лобового стекла. Со временем последнее покрывается паутиной царапин и сколов, которые сильно снижают видимость в тёмное время суток. Отрегулируйте свет фар и всегда держите их в чистоте. Климатическая система автомобиля также должна работать исправно, в противном случае вы столкнётесь с проблемой запотевания и ухудшением обзорности.

2. Правильно пользуйтесь головным светом

В тёмное время суток всегда переключайтесь на «дальний» при движении вне населённых пунктов и отсутствии встречного транспорта. При наличии передних «противотуманок» используйте их совместно с ближним или дальним светом фар для усиления светового потока - они отлично подсвечивают обочины и помогают раньше заметить приближающихся животных. Не забывайте, что при неблагоприятных погодных условиях дальний свет лишь ухудшает видимость, «высвечивая» туман, капли дождя и снежинки.

3. Выбирайте время поездки

Принято считать, что лесные обитатели наиболее активны в ночное время суток. Это утверждение не лишено оснований, однако самым опасным периодом является переходное время - рассвет и закат. Человеческому зрению сложно адаптироваться к условиям слабой освещённости, при этом животные не спят и не прочь удивить вас внезапным появлением. Вероятность столкновения в сумерках крайне высока. По возможности избегайте движения в условиях ограниченной видимости. Во время сумерек сделайте перерыв - просто отдохните или перекусите.


4. Следите за ландшафтом

Наиболее часто звери выходят на дорогу, окружённую лесополосой, а также на участках, граничащих с водоёмами. Двигаясь в непосредственной близости от деревьев и кустарника, сбавляйте скорость. Увидеть животное в высокой траве или листве непросто, а значит, высока вероятность, что ваша реакция будет запоздалой.

5. Не игнорируйте знаки

Самые опасные участки дорог обозначаются специальными знаками, информирующем о возможном появлении диких животных. Игнорировать их чревато: эти информационные таблички появились не просто так и говорят о том, что здесь уже случились многочисленные инциденты и ДТП. Сбавьте скорость и удвойте бдительность.


6. Не переоценивайте свои возможности

Основной причиной всех бед и ДТП с животными являются сами водители. Эксперты рекомендуют в местах обитания зверей двигаться со скоростью не более 90 км/ч. В большинстве случаев она позволяет грамотно сориентироваться в ситуации и выполнить экстренную остановку или манёвр объезда. А если столкновение всё же происходит, то на гораздо меньшей скорости, что снижает последствия.

7. Пользуйтесь подсказками пассажира

Если вы едете не в одиночку, и чувствуете, что на конкретном участке дороге вас могут подстерегать неожиданные встречи, попросите пассажира внимательно следить за правой обочиной. Он увидит зверя быстрее водителя, поскольку не фокусируется на дороге и знаках, а значит, вовремя вам подскажет. В тёмное время суток животных выдают глаза, которые отражают свет фар. Заметили белые или красные точки - немедленно сбавляйте скорость!

8. «Читайте» подсказки животных

Если вы уже встретили на обочине или дороге животное, сбавьте скорость и двигайтесь особенно внимательно. Высока вероятность, что эта встреча не станет единственной. Косули и лоси нередко ходят группами. Автор этих строк за один вечер умудрился повстречать сразу шесть лосей. Помните: даже если вы увидели лису, на этом же отрезке можете повстречать ещё несколько; будьте уверены - их здесь много!


9. Не теряйте бдительность в населённых пунктах

В поисках пищи лоси, олени и другие животные нередко забредают в населённые пункты. Смертельные ДТП с их участием не исключены даже в мегаполисах. Всегда пристёгивайтесь ремнём безопасности и помните, что ваш тормозной путь должен укладываться в отрезок, освещённый светом ваших фар. Если это не так, сбавьте скорость до разумной.

10. Не пугайте животное

Заметив на дороге зверя, не тратьте время на клаксон и моргание фарами. Примите все возможные меры для максимального замедления или полной остановки. Не пытайтесь проскочить мимо - животное может броситься по совершенно непредсказуемой траектории и оказаться у вас под колёсами, а то и вовсе атаковать автомобиль.

11. Минимизируйте последствия ДТП

Если ДТП неизбежно, минимизируйте его последствия. Направьте автомобиль в сторону, откуда бежит животное: оно вряд ли успеет отскочить назад. Постарайтесь сделать всё, чтобы удар пришёлся по касательной. При столкновении с крупным животным отклонитесь к боковой стойке и закройте голову руками - силовая структура кузова здесь прочнее, чем в центральной части.


Итак, можно ли избежать столь неприятного события или это все-таки неизбежность? Вот на этот, весьма неоднозначный вопрос и попробуем ответить. По крайней мере, постараемся выяснить, как сделать вероятность этого меньше.
Так вот, если верить статистике, причин ДТП, можно сделать вывод, что избежать его в подавляющем большинстве случаев можно. Как считает сия весьма точная наука, только в 3% случаев от их общего числа этого сделать бы не удалось при любых действиях.
Согласитесь, это радует. Значит в 97% случаев все-таки возможно что-либо сделать. Но как вы понимаете, вышеприведенная статистика разграничивает на две группы уже свершившиеся ДТП. Хуже с другим – нет данных, скольких ДТП все-таки удалось избежать. Поясню. На первый взгляд обнадеживающая статистика, говорящая о том, что очень мало неизбежных ДТП, оказывается не столь хороша. Т.к. по тем или иным причинам эти ДТП все же произошли. И даже, наоборот, получается, что в 97% случаев можно было избежать печальных последствий, но этого, к сожалению, не случилось. Может, не хватило мастерства водителям, может, подвела техника.
Таким образом, вопрос разветвляется на два направления:

  1. как предупредить такие случаи;
  2. как избежать столкновения.
Казалось бы масло масляное, но это не совсем так. Дело в том, что можно поступать по-разному. Можно прогнозировать дорожную ситуацию и заранее принять соответствующие меры, а можно полагаться на свою быструю реакцию. Правда, можно полагаться на реакцию оппонента, но это вы не можете предполагать, поэтому и не стоит рассчитывать на него. Но в любом случае необходимо еще и оценивать свойства своего автомобиля и текущее его техническое состояние.

Всё дело в технике!


Может, это выглядит не так категорично, как в действительности, но, тем не менее, это немаловажный аспект безопасности. И тут множество вариантов. Естественно, мы не будем вдаваться в подробности и рассматривать все варианты влияния технического состояния авто на аварийность в движении. Тем более что многие неисправности и не влияют, как, например, токсичность выхлопа. Хочу рассказать читателям МирСоветов о наиболее явных и значимых из них.
Несложно догадаться, что наибольшее влияние оказывает работа тормозной системы.
Посмотрим на нее несколько шире, чем это делается в автошколе.
При воздействии водителем на педаль тормоза колодки затормаживают колеса, а последние за счет сцепления шин с дорожным покрытием – весь автомобиль. Каждый элемент в этой цепочке крайне важен. Работает ли главный тормозной цилиндр, целы ли тормозные шланги, исправны ли рабочие цилиндры, от всего этого зависит работа тормозов. Но не их эффективность, которая в основном зависит от других факторов. А именно, от герметичности системы гидропривода и применяемой тормозной жидкости, от состояния тормозных колодок и дисков (барабанов), а также от состояния шин. Последние являются важнейшими элементами активной безопасности авто.
А что собственно значит «элемент активной безопасности»? Проще говоря, это элемент, который поможет непосредственно избежать опасности. «Элемент пассивной безопасности» – это тот элемент, который защищает людей в случае столкновения. Например. Элементы активной безопасности: шины, тормозная система, подвеска (элементы ходовой части), ГУР (гидроусилитель руля) и прочие усилителя руля; антиблокировочная система тормозов (ABS); система электронного распределения тормозных усилий и т.п. Пассивная безопасность – прогнозируемые места деформации кузова (энергопоглощающий кузов); подушки безопасности (airbag); преднатяжители ремней безопасности; травмобезопасная конструкция отделки салона и т.п.
Так вот шины не только должны быть не сильно изношены и не иметь дефектов, но и быть одинаковыми на всех колесах. И вдобавок соответствовать сезону.

Методы торможения различаются в зависимости от времен года, текущего состояния дороги и наличия или отсутствия ABS. Важно понимать одно – необоснованно резкое торможение, как и промедление с торможением может явиться причиной ДТП. Кроме того, торможение юзом без ABS, как правило, приводит к заносу автомобиля.
Без ABS на скользкой дороге необходимо тормозить прерывисто. С таковой системой – не повторяйте такого же опыта. ABS предполагает однократное и сильное воздействие на тормоз.
Как это ни странно, но заглохнувший автомобиль тоже источник повышенной аварийности. Почему? Всякие непредвиденные и неожиданные действия на дороге – это потенциальная опасность. Если авто внезапно остановилось, то это создаст непредвиденную и весьма аварийную ситуацию. Поэтому и за исправностью двигателя необходимо тщательно следить. Не говоря уже о понятных вещах, как уход за ходовой частью и оптикой. Кстати, даже чистота стекол, зеркал, фонарей и фар тоже весьма немаловажны особенно в темное время суток. Более того, полезно включать ближний свет фар даже в светлое время суток при хорошей видимости. Это позволяет обозначить авто, которое становится заметней (его быстрей обнаруживают), причем дистанция обнаружения заметно увеличивается, т.е. авто с включенными фарами заметно издалека.
Учитывать необходимо и цвет вашего железного друга. Наилучшее восприятие у двух цветов – белого и рыжего (желтого). Белый становится хуже виден зимой, т.к. сливается со снегом. Если вы обладатель «темной лошадки», то скорость обнаружения вашей машины, особенно когда темно, значительно ниже, чем у светлых собратьев. Правда, если у вас уже есть авто, то ничего не поделаешь, надо просто это учитывать.
Очень опасный момент, когда горит только одна фара. Тогда окружающим сложно определиться то ли это мотоцикл, то ли автомобиль. А если последнее, то по какую сторону у него находится «продолжение», т.к. неизвестно какая это фара – левая или правая. Надо опасаться «одноглазых» и принимать как можно правее. И, естественно, не допускать «одноглазости» у своего «коня».
Самым же главным обуславливающим фактором большинства ситуаций, как вы понимаете, является, конечно же, водитель. И от его решений зависит, не побоюсь этого слова, всё! Вот и поговорим о том, что же может сделать водитель.

Ваше поведение за рулем

Садясь за руль, мы берем на себя ответственность не только за себя, но и за окружающих – пассажиров, других участников дорожного движения, включая пешеходов. Эти обязанности вытекают из определения автомобиля как источника повышенной опасности.
Поэтому необходимо очень внимательно и трепетно относиться ко всему. И начинать надо с самого начала – с того, как вы садитесь за руль. А садиться следует в здоровом состоянии, отдохнувшими и спокойными. От этого зависит ваше поведение на дороге, качество и скорость реакции. Я, надеюсь, что рассказывать вам о том, что нельзя принимать спиртных напитков (даже слабых, т.к. они тоже сильно снижают реакцию), ряда лекарственных препаратов и т.п., не требуется.
Второе – как вы садитесь. А делать это надо, с одной стороны, чтобы было удобно. Это не допускает перенапряжений мышц и снижает общее утомление. Но, с другой стороны, и не сильно вальяжно, чтобы не произошло перерасслабления. Только правильная посадка позволяет корректно видеть дорожную обстановку, а также правильно ее оценивать. Дело тут еще в том, что вестибулярный аппарат человека работает корректно только при вертикальном расположении тела.
Хорошо, уселись. Не забываем пристегнуться сами и проследить за пассажирами. Поверьте, это не только спасает от штрафов, но и существенно повышает вашу безопасность.
И тут вы по привычке врубаете музыку так, что остальным вполне можно только этим и довольствоваться. Дело, конечно, ваше. Но это, во-первых, нагружает вашу психику, а, во-вторых, лишает вас некой информации. Например, вы не будете слышать шум приближающегося авто по соседству, а вполне возможно, что и не услышите предупредительных сигналов. Старайтесь манипулировать всеми вспомогательными системами при остановках на светофорах и т.п.
Также неблагоприятно могут влиять на психику и некоторые ароматы «отдушек». Старайтесь избегать резких и вызывающих запахов в машине – это может приводить к утомлению и (или) к аллергическим реакциям. Будет крайне неприятно, если вы будете, например, беспрестанно чихать.
Всё, поехали! Но стоп, как вы держите руки на руле? И вообще, держите ли вы на нем руки? Это тоже крайне важно! Руки, за исключением случаев манипуляций с органами управления, должны быть всегда на руле. Для того чтобы вернуть даже одну руку на руль требуются доли секунды. Ерунда, скажете вы, и будете не правы! При необходимости выполнить экстренный маневр этих долей секунды может и не хватить. А вывернуть руль одной рукой на требуемый угол, причем быстро, не реально.
Не говоря уже о полном освобождении руля от рук при движении. Переднее колесо может наехать на препятствие (камень, яма и т.п.) и руль самопроизвольно вывернется на некий угол, авто неожиданно для вас и окружающих сменит направление движения. И не дай Бог спустит колесо! Тогда единственное спасение – надежная фиксация руля двумя руками. Особенно это касается тех, кто не располагает гидроусилителем руля (ГУР). ГУР принимает удар на себя, спасая ваши руки от травм.
При движении старайтесь не смотреть постоянно в одну точку. Это, во-первых, сильно утомляет зрение, во-вторых, лишает вас полезной информации. Причем необходимо не только водить взглядом, но и поворачивать голову. Смотрите в зеркала, изредка на приборную доску. Просматривайте проезжую часть через лобовое стекло, по возможности захватив обе обочины. Только без фанатизма! Не засматривайтесь в зеркала, на приборы и на обочины – вы можете упустить момент торможения впереди идущего ТС или момент вклинивания перед вами. В случае ДТП вы окажетесь виновны за несоблюдение безопасной дистанции.
Еще перед выездом со стоянки проверьте состояние тормозов и качество сцепления колес с покрытием. Что? Развернуло? Значит, тормоза исправны, а дорога скользкая (если нет АБС, т.к. с наличием оной машину не заносит). Будьте крайне бдительны. Учтите еще тот факт, что холодные тормоза малоэффективны, а холодные шины нуждаются в обкатке. Да-да, именно в обкатке, т.к. за время стоянки нижняя часть шины деформируется.
Самая большая опасность – это скользкая дорога. Причем не только ледяная дорога может быть скользкой. Мокрая дорога также куда более скользкая, чем сухая. Не надейтесь на шины и шипы, надейтесь только на себя! Держите приличную дистанцию до впереди идущего ТС. Смотрите за любителями вклиниться. Держите достаточные интервалы (расстояния межу бортами). Особенно на перекрестках, где образуются наледи (накаты) из-за торможений/разгонов.
При трогании или торможении на скользком покрытии может возникнуть занос. Причем на занос возникает наиболее часто при трогании, а на переднем при торможении (если резко бросить газ). Причем занос может возникнуть не только у вас, но и у «соседей».
И самое главное. Разумно выбирайте скорость! Например, на снежном накате или на голом льду никакие шипы не предотвратят столкновения при дефиците дистанции, который возникает при слишком высокой скорости и низкой динамике торможения.
При скользкой дороге необходимо становиться стратегом, т.е. учиться прогнозировать ситуацию. А для этого вам необходимо хорошо видеть обстановку и обладать опытом. А вот опыт, как хорошо заметил известный поэт, сын ошибок трудных. Дай Бог, чтобы эти ошибки не имели плачевных последствий. И самое интересное. А как накопить этот опыт? Ответ один – только практикой! А вот тут-то и начинается самое интересное. Призовем на помощь математику, а именно теорию вероятностей. Так вот она гласит, что чем больше попыток, тем выше вероятность наступления события. Переложив это на нашу тему, получаем. Чем больше поездок мы совершаем, тем выше вероятность попасть в неприятную ситуацию. Но с другой стороны, даже неприятные ситуации есть тоже опыт. И происходит потом обратное – чем больше опыт, тем меньше вероятность попасть в ДТП. И что самое интересное, что аварийность от опыта зависит примерно так, как показано на графике.

Новички (точка №1 на графике) попадают в передряги из-за отсутствия опыта, но ездят, как правило, аккуратно и осторожно. Потом аварийность падает, т.к. появляется вожделенный опыт (точка №2). Но и «избыток» опыта тоже может быть вреден, если человек считая себя асом, теряет бдительность и осторожность (точка №3). Поэтому нельзя расслабляться и полагаться только на свой опыт. Есть и другие, в т.ч. весьма малоопытные водители. Помните – совершенствованию нет предела! Надо постараться преобразовать вышеприведенный график в следующий вид.

Не стесняйтесь признавать свои ошибки и работать над ними. Ни в коем случае не занимайтесь самообманом и самоуспокоением.
Повторюсь, самое опасное время – это межсезонье и зима, когда погода изменчива и столь же изменчиво сцепление шин с дорожным покрытием.

Аварийно опасные ситуации на дороге


В межсезонье проблем в дорожном движении хоть отбавляй. Причем далеко не все хорошо умеют адаптироваться к ним. Кто-то еще не «переобулся», кто-то не умеет подстраиваться к дороге, к метеоусловиям. А вы, как матерый ездок, это уже знаете и умеете и для вас это не проблема. Жаль, но эти знания и умения не всегда спасают от других малоопытных коллег по дороге. Поэтому совет: если нет крайней необходимости, то такие периоды лучше переждать, каков бы ни был ваш опыт. Пусть наберутся опыта и привыкнут к обстановке остальные участники. По крайней мере, желательно уменьшить количество поездок. Кстати, по той же причине нежелательно ездить в самый аварийный день недели – понедельник. Многие после выходных отвыкли от машины, а, учитывая российскую специфику, многие находятся в затруднительном состоянии здоровья.
Немного отвлеклись, продолжаем. И когда, наконец, закончится достаточно затяжной «день жестянщика», тогда вы можете смело выезжать на покорение дорожных просторов страны. Стоп! Но тогда же вы окажетесь малоподготовленным, так как, каков бы ни был опыт, все равно требуется время вспомнить и привыкнуть. Но это, к счастью, все-таки проще и куда быстрей. Вспомните поговорку: «Лучше быть бараном среди мудрецов, чем мудрецом среди баранов». Она здесь как нельзя кстати.
При движении по дороге с двусторонним движением в гололед, по возможности, старайтесь не двигаться по левому ряду. Есть крайне неприятная ситуация. Со встречки вылетает машина, она просто поскользнулась, но вы сталкиваетесь лоб в лоб. В любом случае при таком столкновении тяжелые последствия вам гарантированы, а может быть, и фатальный исход. Причем не льстите себе, какая бы ни была у вас реакция, вы не успеете ничего сделать. А при «выскакивании» в нескольких метрах от вас, вы даже не успеете о чем-либо подумать, не говоря о том, чтобы что-то сделать. Эта ситуация как раз относится к числу неизбежных ДТП. Ее можно избежать только в одном случае – как я вам уже сказал, не лезть в левый ряд без нужды. Может быть, вы приедете из точки «А» в точку «Б» чуть позже, но вероятность, что доедете куда выше.
Левый ряд вообще куда аварийней, т.к. более высокая скорость и рядом встречка – учтите этот факт. Правда, крайний правый ряд тоже несет в себе скрытую опасность. Хоть и автомобилей справа нет, и в этом плане проще, т.к. не надо следить за правым бортом (почти не надо), но там могут выскакивать пешеходы, как сайгаки из леса. Поэтому и здесь советую читателям МирСоветов придерживаться «золотой середины» – средних рядов, если таковые имеются.
Исходя из вышесказанного, замечу, что наиболее опасны двухполосные дороги с двусторонним движением (по одной полосе на сторону). На них вы одновременно находитесь и в крайнем левом, и в крайнем правом рядах. Если можно объехать по более широкой улице или дороге с односторонним движением, делайте это!
Двухполосные проезжие части еще опасны также обгонами, которые, естественно, возможны в этом случае только по встречной полосе.
Поговорим об обгонах. В данном случае нас не волнует само понятие обгон. В рамках данной статьи под обгоном будем понимать любое опережение впереди идущих ТС. Разумеется, самый опасный маневр – обгон по встречной полосе. Тут важно уяснить, что идти на столь опасный маневр следует только после того, как хорошо все продумано и просчитано. Не надо идти на обгон ради обгона, особенно зимой.
Начнем с оценки дистанции до ближайшего встречного ТС. При этом не дай Бог на встречке кто-то тоже затеет подобное мероприятие! Если все-таки вы, соизмерив возможности акселерации своего авто и скорость приближения встречного ТС, считаете, что дистанции хватит еще и с запасом, то вперед. Но вот как это лучше сделать? Оценивать дистанцию и обгонять, лучше «дав фору» обгоняемому, т.е. необходимо немного отстать от него. Тогда вы получаете поле для разгона еще на своей полосе, что на руку не столь мощным ТС, которые не имеют шикарной динамики разгона. А также более хороший обзор, последнее очень актуально для «праворуких» авто. Запомните основное правило обгона – его надо выполнять как можно быстрее, следовательно, вы должны набрать высокую скорость. Скорость эта, точнее сказать, ее превосходство над обгоняемым должна быть не менее 20…30 км/час.
Еще один совет по обгону. Никогда не тормозите на обгоне! Во-первых, вы практически уже не контролируете уже то, что позади, ибо делать этого некогда. А ваше место уже могли занять и возвратиться уже некуда. Во-вторых, за вами могли пойти на обгон и другие автомобили, что называется «паровозиком», а такое часто бывает, и ваше торможение приведет к «гармошке». В этих случаях повторно набрать скорость вам уже не удастся. Оцените, если до встречного авто остается мало места, успеете ли вы ускориться так, чтобы успеть попасть в «ножницы», т.е. в сходящееся пространство между встречным и обгоняемым автомобилями. Нет? Тогда показываем левый поворотник (по возможности, чтобы исключить такого же маневра у встречного авто) и выезжаем на обочину, если там нет людей. Если есть – то тормозим, т.к. другого выхода не остается, и готовимся к удару. Надеюсь, вы не забыли пристегнуться перед поездкой?
Обгон, не связанный с выездом на встречную полосу менее опасен, но все-таки есть вероятность, что кто-то перестроится с другого ряда и вы встретитесь при перестроении (виноват будет тот, кто слева).
Поэтому обгон – один из самых опасных маневров на дороге. Надо десять раз подумать перед тем, как решиться на сей поступок. Особенно актуален этот совет, если в машине вы не один – могут пострадать невинные люди.
В любых ситуациях лучше избегать лобовых столкновений. Как и говорилось выше, они зачастую бывают фатальны.
Аккуратно и внимательно проезжайте перекрестки, особенно нерегулируемые. Далеко не факт, что вам предоставят законное преимущество в движении. Смотрите во все стороны, делайте это оперативно. Никогда не проскакивайте! Если вы, приближаясь к перекрестку, видите, что для вас горит «зеленый» и делает это уже давно, то не ускоряйтесь в надежде «эх, проскочу!», а начинайте плавно тормозить. Для начала плавно отпустите педаль газа. Лучше зажечь хотя бы ненадолго стоп-сигналы, чтобы проинформировать других о вашем намерении тормозить. Также желательно воздержаться от проезда перекрестка на мигающий «зеленый», ибо есть желающие повернуть налево, а выполнить они это по ПДД могут только либо при отсутствии помех, либо в конце горения «зеленого» сигнала светофора. Подчеркиваю, что по ПДД они обязаны завершить маневр (освободить перекресток) даже на запрещающий сигнал светофора. «Летуны» как раз и «ловят» их.
Также постарайтесь не допускать «фальстартов» (как только загорится «желтый» свет) по тем же причинам.
Вот, пожалуй, два самых опасных маневра – обгон и проезд перекрестков.

Экстренные действия перед ДТП

Но вот что же делать, если ДТП уже неизбежно? Естественно, первым делом необходимо попытаться уйти от лобового столкновения и как можно больше снизить скорость. Но тут нужно вспомнить о технике. Если автомобиль с АБС, то все относительно просто – тормозим, как можно сильней и выворачиваем руль в нужном направлении. АБС позволяет сохранить управляемость. Без АБС придется комбинировать. Маловероятно, что в такой ситуации вы сможете прерывисто нажимать на тормоз. Лучше будет немного (до блокировки колес) тормозить и поворачивать руль.
Есть также маленькая хитрость – ручник. Быстро подкорректировать направление движения авто на любом покрытии (даже на голом льду) можно с помощью ручника. Все просто! Сначала поворачиваете руль в нужную вам сторону (желательно не на встречку), затем резко затягиваете ручник. Задние колеса блокируются, и машину начинает заносить. Как только произошел разворот на необходимый угол, отпускаем ручник.
Перед столкновением займите правильное положение, как можно сильней отклонитесь назад и прижмитесь к спинке сиденья, а левой ногой упритесь в пол. Старайтесь не отпустить руль! Это поможет сохранять управление до последнего, т.к. машину может отбросить. Естественно, при серьезных ДТП ее отбросит независимо от этого, поскольку машину сначала подбрасывает вверх, а потом уже отбрасывает в ту или иную сторону.
Многое зависит от марки авто и его производителя. В большинстве случаев, иномарки значительно безопасней отечественных автомобилей и позволяют без серьезных последствий для людей в них пережить большинство ДТП. Есть, правда, неудачные модели, например, Daewoo Nexia, которая весьма опасна.
Увы, но наши автомобили куда более опасны. Особенно это касается так называемой «классики», где можно сказать нет элементов пассивной безопасности, а активная безопасность весьма скромна. Кузов же при серьезном ДТП утрачивает свою структурную целостность и зажимает своих обитателей. Увы, но обладатели этих авто находятся в зоне повышенного риска. И тут надо делать всё возможное и невозможное, чтобы избежать лобовых столкновений.
Многое зависит и от кузова авто. Вернее сказать от его массы. Чем выше масса, тем больше момент инерции. При столкновении тяжелого авто с более легким, первое «передавит» второе и наибольший ущерб получит легковесное ТС. Удар от более высоких авто может угодить в зону остекления и нанести травмы куда тяжелей, чем при столкновении «сверстников». Но и у высоких авто есть уязвимость – они менее устойчивы, что ведет к увеличению риска опрокидываний.
И уж не дай Бог сталкиваться с грузовиками – они могут расплющить весьма сильно.
Если все-таки столкновение произошло, то постарайтесь сильно не впадать в транс, оценить тяжесть обстановки, в случае необходимости оказать первую помощь и вызвать спецслужбы, найти свидетелей. Не паникуйте, делайте все аккуратно и внимательно.
Но о том, что делать после ДТП, мы расскажем читателям МирСоветов в следующей статье. Запомните простую истину – педалью безопасности является газ, а не, как это принято, тормоз. Разумно выбрав скорость, вы избавите себя от многих проблем в дороге. Как говорится, тише едешь – дальше будешь!
Удачи вам в покорении дорог автомобильных и жизненных! До встречи!

Одно из самых страшных дорожно-транспортных происшествий - это лобовое столкновение. При этом, даже если оба автомобиля двигались с достаточно умеренной скоростью, последствия все равно могут быть катастрофичны, поскольку скорость обоих транспортных средств при лобовом столкновении суммируется. Т. е. если автомобили двигались со скоростью 50 км/ч каждый, столкновение вызовет такие же последствия, как если бы авто врезалось в стену на скорости 100 км/ч. На основании многочисленных исследований, такой удар будет иметь самые печальные последствия для водителя и пассажиров.

После столкновения и мгновенной остановки транспортного средства, водитель с пассажирами продолжают движение вперед по инерции. Именно поэтому получают серьезные травмы. К числу наиболее распространенных относится удар головой о стекло. Поэтому для водителя крайне важным навыком является умение уйти от лобового столкновения. В ряде случаев при невозможности избежать дорожно-транспортного происшествия полностью, имеет смысл предпочесть столкновение «по касательной» или же «контакт» с автомобилем, двигающемся в попутном направлении.

Первое, что нужно сделать при угрозе лобового столкновения

Как показывает практика, чем ниже скорость транспортного средства перед лобовым столкновением, тем менее серьезные последствия оно за собой влечет. Поэтому при малейшей угрозе столкновения, первое, что обязан сделать водитель - максимально снизить скорость своего автомобиля. На сегодняшний день многие автомобили оснащаются самыми совершенными системами, которые в автоматическом режиме ведут мониторинг дорожной ситуации. При опасном сближении или его угрозе подаст водителю соответствующий сигнал.

Кроме того, ряд систем, к примеру, CMBS, способны самостоятельно активировать систему экстренного торможения. Но при их отсутствии, слежение за ситуацией на дороге становится обязанностью водителя. Кроме соблюдения скоростного режима, стоит осознавать, что при угрозе лобового столкновения куда предпочтительнее оказаться в придорожных кустах или кювете, нежели подвергнуть собственную жизнь опасности, а автомобиль - серьезному разрушению. Естественно, не стоит пренебрегать использованием ремней безопасности, поскольку подушка безопасности рассчитана только на пристегнутого водителя.

Одним из важных моментов, которые позволяют уйти от лобового столкновения является опыт. Но совершенно необязательно проводить за рулем многие годы, достаточно пройти специальные курсы контраварийного или экстремального вождения. Такие занятия длятся максимум 6 дней, и дают водителю не только достаточный набор навыков, но и так необходимую «мышечную память», позволяющую действовать в экстремальной ситуации практически автоматически (рефлекторно). При невозможности пройти специальное обучение, можно проводить самостоятельные занятия на пустынных площадках. Несколько дельных советов о том, как уйти от лобового столкновения можно посмотреть на видео:

Правильная посадка в автомобиль и правило 2-х секунд

Правильная посадка в транспортное средство начинается с регулировки положения кресла. При его нормальном положении водителю доступно включение любой скорости и полное выжимание любой педали. Кроме этого, перед началом движения необходимо отрегулировать положение зеркал «под себя» - они должны обеспечивать максимально возможный обзор. Ни в коем случае нельзя начинать движение при замерзших стеклах, которые препятствуют нормальному обзору.

Правило двух секунд существует уже достаточно давно. Его основной принцип заключается в измерении дистанции до ближайшего автомобиля не в его корпусах или метрах, а в секундах. Для реализации этого правила на практике следует выбрать ориентир для автомобиля, движущегося впереди, и засечь время его прохождения. Если пройти выбранную дистанцию удается быстрее 2-х секунд, ее необходимо будет увеличить. Стоит знать, что при движении по скользкой дороге дистанция увеличивается в несколько раз.

На практике это дает возможность адекватно оценить надвигающуюся опасность и вовремя принять соответствующие меры для ее недопущения. Так называемое расстояние реакции для водителя, движущегося на скорости 60 км/ч составляет около 20-ти метров - такое расстояние успевает проехать автомобиль, прежде чем водитель успевает нажать на тормоз. К этому прибавляется и тормозной путь. В общем, дистанция должна получиться таковой, чтобы автомобиль успел снизить скорость и совершить маневр, уходя от лобового столкновения.

Простые правила, помогающие избежать лобового столкновения


Достаточно часто лобовое столкновение является результатом неправильного обгона, перед совершением которого водитель не смог адекватно оценить ситуацию на дороге. Чтобы ответить на вопрос как избежать лобового столкновения при совершении обгона, имеет смысл перечислить простые правила:

  • своевременное включение поворотника предупредит всех участников о совершении маневра;
  • при смещении всего на один метр влево видимость вперед должна быть не менее 100 метров;
  • следует позаботится о запасе места для разгона, чтобы время нахождения на встречной полосе оказалось минимальным;
  • перед маневром следует выбрать ту передачу, которая позволит мгновенно набрать скорость;
  • появление на «встречке» автомобиля - это повод отказаться от обгона и вернуться на свою полосу.

Навыки, помогающие предотвратить лобовое столкновение

Помимо банального соблюдения простейших правил и культуры на дороге (подавать сигнал поворота, избегать резких маневров), необходимо проявлять максимальную концентрацию и не отвлекаться на занятия посторонними делами. Принимать пищу, употреблять напитки или поднимать упавшие на пол веще во время движения недопустимо. Также, как и менять радиостанцию или разговаривать по телефону - все это существенно отвлекает от дороги.

Важно! При скорости 100 км/ч всего за одну секунду автомобиль проезжает 30 метров, и даже легкого ослабления внимания со стороны водителя достаточно для выезда на встречную полосу и совершения лобового столкновения.

Достаточное внимание необходимо уделять и наличию свободного пространства вокруг транспортного средства. При этом, дистанцию необходимо выбирать в соответствии с типом транспортного средства, находящимся спереди. Так, от мотоцикла лучше держаться подальше, поскольку тормозной путь у него меньше. Подальше стоит ехать и от грузовика, поскольку он существенно затрудняет обзор, а внезапную опасность можно заметить слишком поздно, когда лобовое/иное столкновение будет уже неизбежно.

Несомненно, любое ДТП – это крайне неприятное происшествие, которое нередко заканчивается трагедией. Однако, как бы ни хотелось сторонам побыстрее все забыть, в любом случае, необходимо определить виновника и оценить причиненный ущерб. Помочь в выполнении такой задачи может правильная классификация вида ДТП и воссоздание общей картины событий, частью которой является скорость движения обоих автомобилей.

Расчет скорости, и как происходит лобовое столкновение

Многие автолюбители считают, что при столкновении двух машин лоб в лоб их скорости суммируются, и конечный результат окажется таким же, как при столкновении одного автомобиля на суммарной скорости об бетонную стену.

То есть предположим, что два транспортных средства перед столкновением двигались со скоростью 65 км/ч каждое, но будет ли это означать, что один такой автомобиль, врезавшийся на скорости 130 км/ч в бетонную стену, получит такие же повреждения, как и машины в предыдущем варианте? Складываются ли скорости при лобовом столкновении? Давайте попытаемся разобраться в этом вопросе.

При столкновении транспортных средств все происходит буквально за считанные секунды, в течение которых каждый из автомобилей деформируется, либо полностью разрушается. Основными факторами, влияющими на силу разрушений, выступает конструкция машин и их скорость, а по линии удара действует ударный импульс. Направленность этой линии в процессе столкновения зависит от направления и скорости перемещения двух тел. Если транспортные средства передвигались на разных скоростях, то и линия удара пройдет под меньшим углом по отношению к оси машины, движущейся с большей скоростью.

В то же время, рассматривая столкновение транспортного средства с каким-либо препятствием, в этом процессе можно выделить два последующих этапа: момент соприкосновения (считается до момента максимального сближения) и момент перемещения транспортного средства , который длится до самого разъединения автомобилей. Первый этап характеризуется частичным переходом кинетической энергии движения в потенциальную тепловую энергию, энергию упругой деформации и т.д. С началом второго этапа, полученная потенциальная энергия деформации снова трансформируется в кинетическую энергию транспортного средства. Если же речь идет о неупругих телах, то удар закончится уже на первом этапе.

Даже если предположить, что машина двигалась с небольшой скоростью, ее кинетическая энергия будет достаточно большой, а удар в неподвижную стену с большой массой приведет к поглощению всей его энергии. Прочная и жесткая стена почти не деформируется.

Конечно, нельзя сказать, что удар о каменную стену будет полностью идентичным столкновению двух одинаковых легковых машин. К примеру, если одно транспортное средство движется быстрее другого, то суммарная энергия, выделяемая при столкновении, будет меньше аналогичного показателя в предыдущем случае. Более легкий автомобиль или транспортное средство, передвигающееся с меньшей скоростью, получит больше энергии, чем та, которую они имели до момента столкновения. То есть, выясняя, суммируется ли скорость при лобовом столкновении, необходимо понимать, что прибавить необходимо не этот показатель, а импульсы – сочетание скоростей и масс.

Энергия тратится на деформацию (сопровождается выделением тепла) и упругую деформацию с изменением импульса (скорости по модулю направления). Баланс данных деформаций определяется начальными условиями ДТП, а конечный результат исходит из баланса происходящих деформаций. Таким образом, происходит гашение импульсов.

Распространенные причины лобовых столкновений автомобилей

Если вас интересует, как можно избежать лобового столкновения, тогда нелишним будет знать о возможных причинах, которые приводят к подобной неприятности. Так, в большинстве случаев столкновение транспортных средств является результатом обгона с выездом на полосу встречного движения, объезда разных препятствий (в том числе и других припаркованных автомобилей), пересечения перекрестков (в особенности кольцевых), а также следствием опережения с перемещением в крайнюю левую полосу и перестроения.

Также нельзя не вспомнить и о превышении скоростного режима, что также является частой причиной создания аварийных ситуаций на дорогах. Такое поведение особенно опасно, если автомобилист не владеет основными навыками вождения, вследствие чего машина может опрокинуться (особенно актуально для условий гололеда).

Обратите внимание! Согласно информации, предоставляемой ГИБДД, большая часть лобовых столкновений происходит именно в зимний период, когда поверхность дороги покрывается ледовой коркой, а водители оказываются неподготовленными к подобным погодным условиям.

Нередко первопричиной ДТП также становится излишняя самоуверенность водителей. Решившись обогнать движущееся впереди транспортное средство, далеко не все автомобилисты правильно оценивают скорость автомобиля, едущего по встречной полосе, и попутных транспортных средств. Кроме того, из поля их зрения исчезают различные оптические эффекты, возникающие в результате ограниченной видимости и плохих дорожных условий.

Частой причиной лобовых столкновений автомобилей можно назвать и усталость водителя, который просто засыпает за рулем и несознательно направляет свое транспортное средство на полосу встречного движения. Такое нередко случается с водителями габаритных фур, а понять, что человек спит за рулем, можно, исходя из динамики разгона машины на встречной полосе и траектории ее движения.

Интересно знать! Зарубежное издание «Форбс» называет основной причиной лобовых аварий пьянство водителей. Не секрет, что даже небольшое количество алкоголя в крови человека заметно снижает его реакцию на все происходящее, из-за чего в той же Америке происходит половина всех аварий на дорогах.

Что касается отечественных автолюбителей, то можно с уверенностью сказать, что это далеко не единственное основание для роста аварийных ситуаций на дорогах. Водитель может потерять контроль над управлением автомобиля и вследствие заноса, блокировки руля или выезда на плохой участок дороги.

Так как же уйти от лобового столкновения на трассе, если на вас несется неуправляемый автомобиль? Главное – это постараться избежать удара лоб в лоб , поскольку в таком случае повреждения автомобиля и травмы пассажиров часто оказываются более значительными, чем при других вариантах столкновений (например, при ударе по касательной). Поэтому, первое, что нужно сделать в непредвиденной ситуации – это сбросить скорость и постараться затормозить и только после этого начинать действовать рулем.

Однако, если вы видите, что лобовое столкновение все равно неминуемо, лучше направить авто в сторону от дороги. В любом случае, въезд в кустарник, кювет или сугроб будет менее опасным, чем встреча с встречным транспортом (конечно, больших деревьев, столбов или стен также лучше избегать).

Важно! При лобовом ударе подушки безопасности не срабатывают, поэтому единственное, что может спасти водителя и пассажиров – это ремень безопасности.

Кроме того, как только вы заметили, что встречное авто выехало из своей полосы движения и оказалось практически рядом с вашей машиной, лобовому удару лучше предпочесть касательное столкновение с попутным транспортным средством. Этот совет актуален и для ситуаций, когда на дороге появляется неожиданное препятствие (например, крупное животное), и у вас нет возможности уйти от встречи с ним.

Достаточно большое количество тяжелых или даже смертельных травм появляются вследствие ударов в боковые части транспортного средства. В том случае, когда вы не сразу заметили приближающийся сбоку автомобиль, а остановка собственного транспортного средства точно приведет к столкновению, постараться уйти от него можно и с помощью увеличения скорости. Нужно понимать, что попытка предотвращения лобового столкновения с одним автомобилем всегда может закончиться встречей с другим.

Знаете ли Вы? Согласно официальной статистике ГИБДД России, за первое полугодие 2016 года (с января по июнь) в ДТП погибло больше 8 000 человек, а причиной 34,3 тыс. аварий стало низкое качество дорожного покрытия. В сравнении с прошлым годом, рост подобных ДТП составил 7,8%.

Что делать, если столкновения не избежать

Из-за растерянности многие водители не успевают вовремя среагировать на появившуюся опасность, и часто предпринимать какие-либо действия для ухода от столкновения с летящим на вас автомобилем уже поздно.

Что же делать при лобовом столкновении? На самом деле вариантов у вас немного, и помимо уже описанных действий, основным из которых является попытка ухода от удара лоб в лоб, все, что вам остается, – это предупредить остальных участников дорожного движения об аварийной ситуации. Вполне вероятно, что звуковой или световой сигнал подействует и на водителя встречного транспортного средства, выводя его из ступора. Так, раздающийся в такие моменты громкий сигнал действует как раздражитель, способный привести в чувство растерявшегося или усталого человека.

Однако, если несущийся на вас водитель потерял контроль над своим транспортным средством, то таким образом вы только сможете предупредить остальных водителей о неизбежной аварии, хотя и это уже немало.

Хорошо, если в критической ситуации вы оказались пристегнуты , но если это не так, постарайтесь быстро лечь набок, перебравшись на пассажирское сиденье – это избавит вас от опасных травм от летящих предметов. Пристегнутому водителю также необходимо закрыть руками лицо, что поможет защитить глаза и лицо от осколков разбитого стекла, а также быстро убрать ноги с педалей (так вы убережете себя от серьезных переломов стоп и голеней).

Как бы там ни было, но в любой ситуации стоит сохранять спокойствие и не поддаваться панике. Только так вы сможете сориентироваться и сделать все возможное, чтобы максимально снизить возможность получения повреждений.

Обратите внимание! Разговор по мобильному телефону в процессе управления транспортным средством увеличивает риск аварийной ситуации в четыре раза, а если водитель еще и сообщения додумался набирать, то вероятность получения повреждений при лобовом столкновении увеличивается в целых шесть раз. Скорость реакции водителя в такой ситуации снижается на 9% и 30% соответственно.

Подписывайтесь на наши ленты в