Что значит цифры в марке автомобиля. Маркировка отечественных автомобилей. Полная масса, т

На наших улицах можно встретить много советских и постсоветских автомобилей. ВАЗ, АЗЛК, ГАЗ, УАЗ да и великого множества других. И носят наши машины помимо названий народных и официальных типа «Москвич», «Лада», «Чайка» ещё и самые важные: обозначения по системе классификации автотранспорта. Так давайте разберёмся, что это за 2140, 2101, 21-е и 24-е «Волги» и 3110.

С 1945-го по 1966-й маркировкой была аббревиатура из букв завода-производителя и цифровой номер машины в определённом диапазоне.

Цифровой промежуток Завод изготовитель Модельный ряд Эмблема
1-99 ГАЗ, Горьковский автозавод ГАЗ-21, ГАЗ-24
100-199 ЗиС, Завод имени Сталина, в 1956-м переименованный в ЗиЛ, Завод имени Ленина ЗиС-110, ЗиЛ-111, ЗиЛ-130
200-249 ЯАЗ, Ярославский автозавод, в 1959-м преобразован в ЯМЗ, Ярославский моторный завод,а производство передано КрАЗ, Кременчугскому автозаводу ЯАЗ-210, КрАЗ-222
250-299 НАЗ, Новосибирский автозавод, в 1949-м расформирован и передан на КрАЗ КрАЗ-255
300-349 зарезервировано
350-399 УралЗИС, Уральский завод имени Сталина, в 1962-м переименован в УралАЗ, Уральский автомобильный завод Урал-375
400-449 постановлением Всесоюзного автотракторного объединения ВСНХ СССР (протокол №138) от 1930-12-26 создан ГАЗиКИМ, Государственный автосборочный завод им. Коммунистического Интернационала Молодежи (позже, с 1939-го по 1941-й «автомобильный»); с 1945-го по 1968-й МЗМА, Московский завод малолитражных автомобилей (или просто ЗМА); с 1968-го АЗЛК, Автозавод имени Ленинского КомСоМола; с 1992-го по 2010-й ОАО «Москвич»; также с 1965-го Иж, Ижевский автозавод Москвич-408
450-484 УАЗ, Ульяновский автозавод УАЗ-469
485-499 ДАЗ, Днепропетровский автозавод, в 1951-м перепрофилирован и назван ЮжМаш, Южный машиностроительный завод им. А. М. Макарова, который кроме авиационной и ракетной техники производит троллейбусы, автобусы и тракторы под маркой ЮМЗ
500-549 МАЗ, Минский автозавод; БелАЗ, Белорусский автозавод; МоАЗ, Могилевский автозавод им. С.М.Кирова МАЗ-525, БелАЗ-540
550-599 ММЗ, Мытищинский машиностроительный завод ЗИС/ЗИЛ-ММЗ-585
600-649 КАЗ, Кутаисский автозавод КАЗ-606 «Колхида»
650-674 Горьковский завод автобусов - ГЗА позднее передан Павловскому (ПАЗ) и Курганскому (КАвЗ) автобусным заводам ПАЗ-652
675-694 ЛиАЗ, Ликинский автобусный завод ЛиАЗ-677
695-699 ЛАЗ, Львовский автобусный завод ЛАЗ-695
700-899 ЕрАЗ, Ереванский автозавод ЕрАЗ-762, ОдАЗ-885
900-939 зарезервировано
940-949 АРТ, Тартусский авторемзавод, Tartu Autoremonditookoda ТА-942
950-964 зарезервировано
965-974 ЗАЗ, Запорожский автомобилестроительный завод; ЛуАЗ, Луцкий автозавод ЗАЗ-968, ЛуАЗ-967
975-999 РАФ, Рижская автобусная фабрика (Rīgas Autobusu Fabrika) РАФ-977

Из-за того, что производство периодически могло передаваться с завода на завод, с соответственным переносом номерации (например ГАЗ-69 выпускаемый на УАЗе маркировался как УАЗ-69, что не входило в рабочий диапазон этого завода), что приводило к путанице, в 1966-м году была введена отраслевая нормаль ОН 025270-66, которая регламентировала цифровое обозначение не по привязке к заводу-производителю, а согласно тактико-техническим характеристикам машины.

Значение первого разряда.

Определение класса вычисляется для легковых, грузовых и автобусов по-разному и значение имеет определённый параметр. Также у прицепов в первом разряде всегда стоит 8, а у полуприцепов и роспусков — 9.

У легковых (вторая цифра всегда 1): объём двигателя и сухая масса.

Цифра Класс и группа Объём двигателя, см³ Сухая масса, кг Модельный ряд
1 Особо малый 1 до 849 до 649 ВАЗ-1111 «Ока»
Особо малый 2 от 850 до 1099 от 650 до 799 ЗАЗ-1102 «Таврия»
2 Малый 1 от 1100 до 1299 от 800 до 899 ВАЗ-2101
Малый 2 от 1300 до 1499 от 900 до 1049 ВАЗ-2103
3 Малый 3 от 1500 до 1799 от 1050 до 1149 ВАЗ-2106
Средний 1 от 1800 до 2499 от 1150 до 1299
4 Средний 2 от 2500 до 3499 от 1300 до 1499 ГАЗ-3102 «Волга»
Большой 1 от 3500 до 4999 от 1500 до 1899
5 Большой 2 свыше 5000 свыше 1900
Высший не регламентирован не регламентирована ЗИЛ-4104

У грузовиков (вторая бывает 3, 4, 5, 6, 7): полная масса.

Значение второго разряда.

Вторая цифра: 1 — легковая машина, 2 — автобус, 3 — грузовик, 4 — тягач, 5 — самосвал, 6 — цистерна, 7 — фургон, 8 — зарезервировано, 9 — спецтранспорт.

Третья-четвёртая цифры — порядковый номер модели, пятая — ея модификация

Значение шестого разряда.

Шестая цифра — экспортная вариация

Для обозначения грузовых автомобилей применяется следующая индексация (нормаль ОН 025270-66). Каждой модели грузового автомобиля присваивается 4-х-значный индекс, для модифицированной модели – 5-значный. Первые 2 цифры обозначают класс автомобиля по полной массе, вторые 2 цифры обозначают модель, 5-ая цифра обозначает модификацию модели. В таблице 3 приведена система обозначений (индексация) грузовых автомобилей.

Таблица 3.

Полная масса автомобиля состоит из собственной массы, массы груза по полной грузоподъемности и массы экипажа (водителя и пассажира(ов) из расчета 75 кг на человека. Вместимость кабины автомобиля определяется заводом-изготовителем.

Перед цифровым индексом ставится буквенное обозначение завода-изготовителя.

Седельный тягач КамАЗ-5410. 54 – цифры для обозначения седельного тягача полной массой в 14,9 тонн; 10- модель автомобиля (присваивается заводом-изготовителем)

7 .Возможные альтернативные топлива для автотракторных двигателей. Широкое использование альтернативных топлив - газа, биогаза, метанола, рапса и др.Особый интерес представляет природный газ (его октановое число – 104). По предварительным данным, при использовании газа в два раза снижаются расходы на топливо.Биогаз из растительных остатков, например, из навоза.Вообще же на биомассы в мире приходятся около 15% всех энергоносителей.Перспективен как топливо метанол (СН 3 ОН) – метиловый спирт (в отличии от обычного этилового спиртаC 2 H 5 ОН очень ядовит), имеющий высокое октановое число. По теплоте сгорания он в два раза уступает бензину. Поэтому при его использовании объем топливного бака приходится удваивать.Получают его по схеме уголь®метан (СН 2) и его окисляя®метанол.Метанол является идеальным топливом для двигателей с искровым зажиганием (ДсИЗ). Он позволяет увеличить степень сжатия этих двигателей и приблизить их по экономичности к дизелям. Метанол можно использовать и в смеси с бензином. При добавлении в бензин 10…20% метанола можно обходиться без антидетонационных присадок.Большую перспективу имеет и рапсовое масло, поскольку по удельной теплоте сгорания оно существенно не уступает дизельному топливу. Выгодное отличие его заключается в том, что содержание кислорода в нем намного выше, чем у дизельного топлива – около 11%.Продукты сгорания рапсового масла не токсичны и легко поддаются биологическому разложению. При сгорании рапсового масла в атмосферу выбрасывается ровно столько двуокиси углерода, сколько рапс брал из нее для своего роста. При современных ценах, как показывают простейшие расчеты, рапсовое масло может оказаться дешевле дизельного топлива на 25%.Первые двигатели, работающие на рапсовом масле, были созданы за рубежом в 1975 году и установлены на легковые автомобили. Расход топлива был таким же, что и при топливе нефтяного происхождения – составлял 5-6 литров на 100 километров (при мощности 70 л.с.).Растительные масла, к которым относится и рапсовое, являются липидами (эфирами жирных кислот) или глицеринами. Обладая высокой теплотворной способностью, они содержат прямые углеводородные цепи, что обуславливает их относительно высокие цетановые числа. Рапсовое масло обладает близкими к дизельному топливу энергетическими возможностями, но вязкость его в 11 с лишнем раз выше. Это создает определенные трудности в организации рабочего процесса дизеля, т.к. увеличивает сопротивление топливоподаче, уменьшает производительность топливного насоса, ухудшает распыливание и смесеобразование. Все это приводит (если не принять необходимые меры) к увеличению удельного расхода топлива и интенсивному нагароотложению на стенки деталей цилиндро-поршневой группы двигателя.



При этом рапсовое масло приобретает свойства, приближающие его к дизельному топливуПри использовании рапсового масла в качестве моторного топлива требуется ввести в топливную систему двигателя специальные подогреватели (теплообменники), обеспечивающие его локальный подогрев и, как следствие, снижающие вязкость.Вязкость рапсового масла можно снижать и замещением трехвалентных молекул глицерина одновалентными молекулами спирта посредством добавления небольшого количества метанола или этанола (трансэтерфикацией). На 1000 кг растительного масла обычно добавляют 110 кг метилового или этилового спирта и получают 1000 кг метилового или этилового эфира и 110 кг глицерина.В качестве топлива в ДВС может применяться и водород.Водород – один из самых легких газов – он в 14 раз легче воздуха, а жидкий водород в 13 раз легче авиационных топлив. В то же время теплота его сгорания в три раза больше теплоты сгорания бензина.Водород обладает рядом и других серьезных преимуществ по сравнению с другими топливами – быстро и хорошо образует смесь с воздухом, не создает проблему реконденсации и испарения, допускает быстрое обогащение смеси как при пуске ДВС, так и при разгоне автомобиля, не выделяет осадков, что гарантирует отсутствие окислений в камере сгорания, имеет более широкие границы воспламенения по сравнению с бензином – допускает нормальное воспламенение при коэффициентах избытка воздуха от 0,13 до 10,2 (это позволяет обеспечить качественное регулирование рабочей смеси даже без использования дроссельной заслонки и существенно повысить к.п.д. ДВС) и отличается более высокой максимальной скоростью сгорания. Токсичность выхлопных газов при нем намного ниже.



1. сырье возобновляемое,

2. выбросы СО 2 в атмосферу ниже на 50–80% по сравнению с традиционными видами топлива,

3. в процессе получения такого биотоплива производят еще несколько полезных побочных продуктов,

4. государства, где нет собственных запасов нефти, могут за счет этого обеспечить себе топливную независимость.

1. пока что высокая себестоимость производства,

2. меньшая мощность двигателей на таком топливе, больший расход,

3. необходимость больших площадей под выращивание нужных культур.

ОН 025 270-66*

Группа Д20

ОТРАСЛЕВАЯ НОРМАЛЬ

КЛАССИФИКАЦИЯ И СИСТЕМА ОБОЗНАЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА, А ТАКЖЕ ЕГО АГРЕГАТОВ И УЗЛОВ, ВЫПУСКАЕМЫХ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ


Дата введения 1966-08-01

УТВЕРЖДЕНА 30 июня 1966 г.

Срок введения 1 августа 1966 г.

* ПЕРЕИЗДАНИЕ с изменением, внесенным в нормаль в феврале 1968 г.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Данная нормаль устанавливает классификацию и систему обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями, в том числе предприятиями топливной аппаратуры и электрооборудования.

Нормаль не распространяется на индексы моделей автомобилей, прицепов, полуприцепов и роспусков, присвоенные до утверждения настоящей нормали.

2. Обозначение базовой модели автомобиля производится четырьмя цифровыми знаками, а прицепов, полуприцепов и роспусков - четырьмя или пятью цифровыми знаками, образующими их индекс.

3. Обозначение модификаций базовой модели автомобиля осуществляется в пятом цифровом знаке их индекса.

4. Экспортным вариантам базовой модели автомобиля и ее модификации, а также прицепа, присваивается обозначение в шестом цифровом знаке его индекса.

По изделиям специализированных предприятий экспортным вариантам присваивается обозначение в следующем знаке за модификацией индекса модели.

5. Полное обозначение автомобиля и прицепа, как товарной продукции предприятия, состоит из индекса модели, дефиса, семизначного номера, дефиса и возможного суффикса вариантного исполнения.

Полное обозначение изделий применяется в технической документации, прейскурантах и официальных документах.

6. По автомобилям и прицепам устанавливаются следующие ступени классификации:

первая ступень

вторая ступень

третья ступень

Модель (тип).

7. На первой ступени классификации первым знаком предусматривается 9 классов (1-9), на второй ступени вторым знаком - 9 видов (1-9), а на третьей ступени третьим и четвертым знаками предусматривается 99 моделей изделия.

8. Номер модели изделия (двухзначный) устанавливается порядковой нумерацией в пределах каждого вида и класса.

9. Агрегаты, узлы и их детали (кроме принадлежащих к электрооборудованию и топливной аппаратуре), изготовляемые автомобильными заводами, сохраняют в качестве пpeфикса индекс модели автомобиля или прицепа, в котором они впервые нашли применение согласно действующим отраслевым нормалям автомобилестроения.

Примечания:

1. Под топливной аппаратурой следует понимать изделия специализированной отрасли машиностроения, проектирующей и изготовляющей воздушные фильтры, карбюраторы, топливные насосы высокого и низкого давления, форсунки, регуляторы и ограничители числа оборотов двигателя, газовое оборудование, аппаратуру факельного зажигания и электронное управление впрыском топлива.

2. Под электрооборудованием следует понимать изделия специализированной отрасли машиностроения, проектирующей и изготовляющей источники тока, узлы зажигания, освещение, сигнализацию и электропуск двигателей, а также приборы контроля режимов работы и эксплуатации автомобилей.

10. Индекс модели присваивается автомобилю или прицепу в целом. Основные составные части их - шасси, кузов и платформа - обозначаются семизначным цифровым номером с индексом в качестве префикса.

11. Предприятие, изготовляющее отдельные узлы и агрегаты автомобилей и прицепов в качестве комплектующих и товарных изделий и запасных частей по своим собственным чертежам, определяется данной нормалью как специализированное (агрегатное) головное предприятие по данным изделиям.

12. Агрегаты, узлы и детали автомобилей и прицепов, изготовляемые смежным предприятием по чертежам предприятия-заказчика в качестве комплектующих изделий и запасных частей, сохраняют присвоенное им заказчиком обозначение с установлением между предприятиями отношений головного предприятия и предприятия-дублера.

13. Агрегаты и узлы, передаваемые вместе с их технической документацией на производство специализированному предприятию, которое становится калькодержателем, сохраняют присвоенное им обозначение. Их номера меняются по системе изделий специализированных предприятий лишь в случае появления невзаимозаменяемых вариантов.

14. Агрегатам и узлам автомобилей и прицепов, изготовляемым специализированными предприятиями по своим чертежам, присваивается новое обозначение, предусмотренное данной нормалью для изделий специализированных предприятий.

15. По заимствованным деталям и узлам в осваиваемых изделиях специализированного предприятия, выпуск которых на автомобильных заводах продолжается, сохраняется присвоенное им обозначение с установлением между предприятиями по каждой номенклатуре деталей и узлов и специализированным предприятием отношений головного предприятия и предприятия-дублера.

16. Сокращенное обозначение новой модели узла или агрегата автомобиля и прицепа, кроме двигателя, изготовляемого головным специализированным предприятием в качестве комплектующего изделия, составляется из 4, 5, 6 и 7 знаков (00.00; 000.00; 00.0000; 000.0000). Знаки эти обозначают:

- первые два - номер модели;

- третий знак - модификацию; первой модификации присваивается цифра 1;

- знак "точка" используется в обозначении изделия специализированного предприятия и его деталей и узлов в отличие от знака "дефис", применяемого в обозначении деталей и узлов, изготовляемых предприятиями, производящими автомобили и прицепы, отделяет номер модели и ее модификации от номера типовой группы или подгруппы;

- последние два или четыре знака обозначают типовую группу или подгруппу по отраслевой нормали автомобилестроения - ОН 025 211-66.

Примечание. При отсутствии модификации ноль в третьем знаке не ставится.

17. По мере разработки типажа отдельных узлов и агрегатов впереди к номеру модели изделия специализированного предприятия прибавляется знак типоразмерности.

18. Сокращенное обозначение модели двигателя, выпускаемого головным специализированным предприятием, состоит из 5 или 6 знаков (000.10 или 0000.10), причем:

- первый знак предусматривает класс (типоразмерность) - рабочий объем двигателей в установленных ниже пределах;

- второй и третий знаки - порядковый номер базовой модели двигателя;

- четвертый знак - модификацию двигателя;

- знак "точка" - отличительный знак в обозначении изделия специализированного предприятия;

- пятый и шестой знаки (10) - номер типовой группы "Двигатель" по отраслевой нормали.

Примечание. При отсутствии модификации ноль в четвертом знаке не ставится.

19. Полное обозначение деталей и узлов, образующих изделие специализированного предприятия, состоит из сокращенного обозначения и дополнительных пяти или трех знаков по единой системе обозначения автомобильных деталей (ОН 025 210-66), если данное изделие соответственно предусмотрено типовой группой или подгруппой.

20. Двигателям, агрегатам и узлам топливной аппаратуры и электрооборудования, предназначенным для производства на головных специализированных предприятиях, присваивается обозначение по системе, установленной данной нормалью для таких изделий, и в случае их проектирования автомобильными заводами, научно-исследовательскими институтами и проектными организациями.

Примечание. Этот порядок распространяется и на другие узлы и агрегаты автомобилей и прицепов по мере организации их производства на головных специализированных предприятиях.

21. Присвоение индексов изделиям основного производства автомобильной промышленности, а также знаков модификаций производится централизованно (ГОСТ 5294-60*, п.22).
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 2.201-80 . - Примечание изготовителя базы данных.

22. Индексы автомобилям, прицепам, а также их агрегатам и узлам, выпускаемым специализированными предприятиями, присваиваются лишь при наличии разрешения вышестоящей организации на ведение проектирования.

23. Индекс, присвоенный по данной нормали какому-либо изделию основного производства, не может быть использован для другого изделия.

II. КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ

24. Установлены следующие классы автомобилей по первому знаку четырехзначного цифрового индекса их обозначения:

1 - автомобили - полным весом до 1,2 т (легковые - с рабочим объемом двигателя до 1,2 л),

2 - автомобили - полным весом свыше 1,2 до 2 т (легковые - с рабочим объемом двигателя свыше 1,2 до 2 л),

3 - автомобили - полным весом свыше 2 до 8 т (легковые - с рабочим объемом двигателя свыше 2 до 4 л),

4 - автомобили - полным весом свыше 8 до 14 т (легковые - с рабочим объемом двигателя свыше 4 л),

5 - автомобили - полным весом свыше 14 до 20 т,

6 - автомобили - полным весом свыше 20 до 40 т,

7 - автомобили - полным весом свыше 40 т.

Примечание. Полный вес равен весу снаряженного автомобиля (собственный вес, снаряжение и заправка) с полезной нагрузкой, дополнительным снаряжением (шанцевый инструмент, цепи противоскольжения, огнетушитель и т.д.), водителем и пассажирами в кабине (см. ОН 025 274-66).

25. Тягачи классифицируются по своему полному весу плюс допустимая нагрузка на седельное устройство, а одноосные тягачи - по собственному весу плюс полный вес полуприцепа.

26. Класс автомобиля сохраняется в случае превышения или уменьшения его полного веса в пределах 0,25 т для 1 и 2 классов и 1 т для остальных классов, например при использовании в конструкции автомобиля ранее спроектированных и изготовляемых узлов и агрегатов предприятия.

27. В основу деления классов на виды положен признак эксплуатационного назначения автомобилей.

Установлены следующие виды по второму знаку четырехзначного цифрового индекса моделей автомобилей:

1 - легковые,

6 - цистерны,

2 - автобусы,

7 - фургоны,

3 - грузовые,

8 - резерв,

4 - тягачи,

9 - специальные.

5 - самосвалы,

28. Автомобили по данной классификации подразделяются на следующие категории:

- стандартные (виды 1-3) - легковые, автобусы и грузовые, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов разного назначения;

- специализированные (виды 4-7) - тягачи, самосвалы, цистерны и фургоны, предназначенные для перевозки сыпучих, вязких и жидких, скоропортящихся, а также однородных грузов (хлеб, одежда и т.д.);

- специальные (вид 9), имеющие технологическое или другое назначение.

29. Автомобилям повышенной и высокой проходимости разного эксплуатационного назначения присваиваются отдельные индексы моделей в пределах их класса и вида в отличие от их базовых моделей.

30. Легковым автомобилям с грузопассажирским кузовом типа "Универсал" присваиваются отдельные индексы в отличие от базовых моделей.

31. Санитарным автомобилям, сконструированным на базе агрегатов легковых автомобилей, присваиваются отдельные индексы изделий.

Санитарные автомобили, спроектированные на базе легковых автомобилей с грузопассажирским кузовом "Универсал", рассматриваются как модификации последних.

Санитарным автомобилям, спроектированным на базе шасси грузовых автомобилей, присваиваются из соответствующих классов индексы специальных автомобилей.

32. Автомобилям-такси со специальным кузовом присваиваются новые индексы моделей.

III. ОБОЗНАЧЕНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ И ПРИЦЕПОВ

33. Появление новой модели автомобиля, которой присваивается самостоятельный индекс, обусловливается изменением одного из основных параметров характеристики автомобиля, т.е. полного веса, рабочего объема применяемого двигателя, колесной формулы, эксплуатационного назначения, а также установки нового кузова; по изделию специализированного предприятия - основных параметров его характеристики.

34. В диапазоне номеров моделей индексов изделий предусматривается по основным автомобильным заводам группа номеров (10-20 индексов) для нумерации базовых моделей стандартных автомобилей с сохранением, по возможности, номера модели (последние два знака четырехзначного индекса) в остальных видах специализированных и специальных автомобилей.

Например: седельному тягачу, спроектированному на базе грузового автомобиля, обозначенного 0301, присваивается индекс изделия 0401; самосвалу - 0501; автомобилю-цистерне - 0601; автомобилю-фургону - 0701 и специальному автомобилю - 0901.

Примечание. По истечении длительного срока (10-20 лет) и при незначительном использовании диапазона, выделенного автомобильному заводу, допускается по усмотрению головного института автомобилестроения присвоение свободных индексов из этого диапазона изделиям других предприятий.

IV. КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЕ ПРИЦЕПОВ, ПОЛУПРИЦЕПОВ И РОСПУСКОВ

35. Установлены следующие классы прицепов:

36. В основу классификации прицепов и полуприцепов в качестве второй ступени (деление классов 8 и 9 на виды) положен признак эксплуатационного назначения прицепа или полуприцепа.

Установлены следующие виды прицепов и полуприцепов по второму знаку четырехзначного цифрового индекса модели:

1 - к легковым автомобилям,

6 - цистерны,

2 - автобусы,

7 - фургоны,

3 - грузовые,

8 - резерв,

4 - резерв,

9 - специальные.

5 - самосвалы,

37. а) В третьем и четвертом знаках четырехзначного индекса модели прицепов, полуприцепов и роспусков предусмотрены диапазоны для обозначения их полного веса следующими цифрами:

Группы

Диапазоны номеров в третьем и четвертом знаках индекса изделия

Прицепы и полуприцепы (полный вес), т

Роспуски (полный вес), т

свыше 4 " 10

свыше 6 " 10

б) При использовании диапазона номеров, предназначенного для индексации прицепов и полуприцепов полным весом до 4 т (01-24), за очередной двадцать пятой моделью автоматически присваивается пятизначный индекс с тремя знаками обозначения модели (серийно-порядковая часть).

в) Ниже приводятся диапазоны пятизначных индексов моделей прицепов, полуприцепов и роспусков с разбивкой их по соответствующим группам полного веса:

1 - 00001-00249 (включительно),

4 - 00700-00849,

2 - 00250-00499,

5 - 00850-00999.

3 - 00500-00699,

V. СИСТЕМА ОБОЗНАЧЕНИЯ АГРЕГАТОВ И УЗЛОВ, ВЫПУСКАЕМЫХ СЛЕЦИАЛИЗИРОВАННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

38. Агрегаты (кроме двигателей), узлы, электрооборудование и топливная аппаратура автомобилей и прицепов, изготовляемые специализированными предприятиями, обозначаются девяти- или десятизначными цифровыми номерами с точкой, проставляемой между вторым и третьим или третьим и четвертым знаками:

Полный номер базовой модели изделия в сборе, его узлов и деталей;

Полный номер модификации изделия, его узлов и деталей, в которых

Первые два знака обозначают порядковый номер модели агрегата или узла; первая модель начинается с 11;

Третий знак - модификацию изделия; при отсутствии модификации этот знак опускается;

Знак "точка", отделяющий номер модели или модификации изделия от номера типовой группы или подгруппы и номера детали;

Номер типовой группы или подгруппы (00 или 0000);

Порядковый номер детали в пределах типовой подгруппы, устанавливаемый в соответствии со спецификациями типовых деталей автомобилей и прицепов и номерными книгами по обозначению деталей на предприятиях.

Произошла ошибка

Платеж не был завершен из-за технической ошибки, денежные средства с вашего счета
списаны не были. Попробуйте подождать несколько минут и повторить платеж еще раз.

Основой любой грузоперевозки является использование для нее того или иного вида транспорта. На данный момент грузоотправитель может выбрать один из четырех существующих видов транспорта – автомобильный, железнодорожный, авиационный или водный. У каждого из этих видов транспорта есть свои плюсы и минусы, однако, автомобили пользуются наибольшей популярностью среди всех.

Перевозка грузов автомобильным транспортом является самой удобной и надежной. Автомобили сочетают в себе скорость и маневренность, возможность выбора маршрута, разнообразие по грузоподъемным возможностям и т.д. Конечно, содержание грузового автомобильного парка требует особых условий и довольно серьезных затрат. Однако, они всегда окупаются.

Автомобильный транспорт используется для перевозки практически любого вида грузов – от самых простых до опасных. Правда, для каждого вида груза существует свой вид автомобильного транспорта. Грузовики различают по видам кузова . Самый распространенный из них – бортовая платформа. Этот вид кузова считается базовым и предназначенным для перевозки практически любых грузов. Однако, существует еще несколько видов кузовов, предназначенных для перевозки определенного вида грузов. Для штучных и пакетированных грузов используются фургоны , для перевозки грузов в контейнерах – контейнеровозы, для перевозки жидких грузов – цистерны, для навалочных грузов – самосвалы и т.д.

Все грузовики можно поделить на следующие популярные категории по виду кузова:

1. Тенты, полуприцепы – наиболее распространенный для грузоперевозок вид. Предназначены они для большинства грузов. Загружать такого рода грузовики можно и сбоку, и сзади, что очень удобно. Средняя грузоподъемность варьируется от 20 до 25 тонн.

2. Рефрижераторы, полуприцепы – это полуприцепы, оборудованные холодильными установками, предназначенные для перевозки скоропортящихся грузов. В холодильном отделении можно устанавливать температуру от +25 до -25. Средняя грузоподъемность таких видов грузовиков – 12-20 тонн.

3. Автосцепка представляет собой автомобиль и прицеп к нему. Такие виды очень удобны при погрузке и разгрузке и очень функциональны. На них можно перевозить практические любые грузы, кроме длинномерных, а также требующих особых условий. Вместимость: от 16 до 25 тонн.

4. "Jumbo" – это прицепы повышенной вместимости. Пол прицепа сделан в виде буквы «Г», а также уменьшен диаметр колес, засчет чего достигается дополнительное пространство. Средняя грузоподъемность таких прицепов – до 20 тонн.

5. Контейнеровоз – для перевозки контейнеров.

6. Автоцистерна – для перевозки жидки и сыпучих грузов.

7. Автовоз – для перевозки автомобилей.

8. Зерновоз – для перевозки зерна.

9. Самосвал – для сыпучих грузов.

Существуют и другие специализированные виды кузовов. (см. Типы грузовиков (кузов, спец. оборуд.))

Грузовики , при помощи которых осуществляются перевозки разнообразных грузов по общим дорогам, бывают нескольких типов. Наиболее легкими и компактными из них являются так называемые развозные грузовики . Это автомобили с пониженной грузовой высотой. Полная масса таких автомобилей по правилам не должна быть больше 3,5 тонн. У такого вида грузовиков чаще всего встречается кузов фургон вагонной или полукапотной компоновки со сдвижными боковыми дверями для удобства погрузки.

Второй распространенный вид легких грузовых автомобилей – пикап. Пикапы представляют собой модификацию обычных легковых автомобилей со специальным открытым кузовом или специальную модель с рамным шасси. Пикапы особенно любимы в Америке, где их часто используют фермеры.

Грузовые автомобили, которые могут передвигаться по общим дорогам, обычно ограничивают по осевой нагрузке.

Модификации таких грузовиков бывают различными. Кабина водителя может быть расположена над двигателем, компоновка кузова может быть капотная или полукапотная. Также грузовики различаются по количеству осей – от двух до пяти, бывает и больше. Еще одно техническое отличие – разновидности двигателей, которые используются на грузовиках. Они могут быть любыми (бензиновыми, дизельными, газовыми, многотопливными или гибридными). Традиционно грузовики, которые могут передвигаться по дорогам общего пользования, делаю грузоподъемностью около 20-25 тонн.

см. по теме классификация грузовиков:

Классификация грузового автомобильного транспорта

Для перевозок грузов автотранспортными предприятиями используется грузовой подвижной состав: грузовые автомобили и автомобильные прицепы различной грузоподъемности (бортовые, самосвалы, фургоны, в том числе изотермические, цистерны и другие), автомобили повышенной проходимости, автомобили-тягачи с полуприцепами. Эта часть транспортной сети также имеет свою разветвленную структуру.

Классификация грузовых транспортных средств по различным основаниям выглядит следующим образом:

По типу кузова

  • закрытый тип
  • контейнер
  • тентованный
  • рефрижератор (изотермический кузов)
  • изотермический фургон
  • микроавтобус
  • открытый тип
  • бортовой
  • самосвал
  • конт. площадка
  • автотранспортер
  • цистерна
  • лесовоз
  • седельный тягач

По группам

I группа
бортовые автомобили
(автомобили-фургоны общего назначения)

II группа
специализированные
(самосвалы, фургоны, рефрижераторы, контейнеровозы, седельные тягачи с полуприцепами, балластные тягачи с прицепами)

III группа (условно) автомобили-цистерны

По количеству осей

  • двухосные
  • трехосные
  • четырехосные
  • пятиосные и более

По осевым нагрузкам (на наиболее загруженную ось)

  • до 6 т включительно
  • свыше 6 т до 10 т включительно

По колесной формуле

По составу

  • одиночное транспортное средство
  • автопоезд в составе:
    • автомобиль-прицеп
    • автомобиль-полуприцеп

По типу двигателя

  • бензиновые
  • дизельные

По грузоподъемности

  • малой
  • средней
  • большой
  • от 1,5 до 16 тонн
  • свыше 16 тонн

Такое многообразие способов классификации объясняется потребностью выделения отдельных параметров транспортных средств для выбора последних при перевозке грузов на основании оптимального сочетания экономичности, скорости доставки, коммерческой пригодности, безопасности, вместимости, грузоподъемности и т.д.

Список перечисленных оснований является приблизительным, так как его можно продолжить, исходя из определенных функциональных назначений транспортных средств, их эксплуатационных характеристик, специфики перевозимых грузов и т.д.

Кроме вышеперечисленных способов классификации, отраслевой нормалью ОН 025 270-66 введена классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава. Так, в отношении грузовых автомобилей принята следующая система обозначения автотранспортных средств (АТС):

1-я цифра обозначает класс грузовых автомобилей по полной массе:

Полная масса, т

Эксплуатационное назначение автомобиля

Бортовые

Тягачи

Самосвалы

Цистерны

Фургоны

Специальные

до 1,2

1,2 до 2,0

2,0 до 8,0

8,0 до 14,0

14,0 до 20,0

20,0 до 40,0

свыше 40,0

Примечание. Классы от 18 до 78 являются резервными и в индексацию не включены.

2-я цифра обозначает тип АТС:

3 - грузовой бортовой автомобиль или пикап;
4 - седельный тягач;
5 - самосвал;
6 - цистерна;
7 - фургон;
8 - резервная цифра;
9 - специальное автотранспортное средство.

3-я и 4-я цифры индексов указывают на порядковый номер модели;

5-я цифра - модификация автомобиля;

6-я цифра - вид исполнения:

1 - для холодного климата;
6 - экспортное исполнение для умеренного климата;
7 - экспортное исполнение для тропического климата.

Некоторые автотранспортные средства имеют в своем обозначении через тире приставку 01, 02, 03 и т.д., что указывает на то, что модель или модификация является переходной или имеет дополнительные комплектации. Перед цифровым индексом по данной классификации, в большинстве случаев, указывается буквенное обозначение завода-изготовителя (например, КамАЗ 5320). Обозначения автомобилей иностранных марок, в большинстве случаев, состоят из буквенного обозначения марки завода-изготовителя и заводского порядкового номера модели и модификации.

В настоящее время все большее распространение получают обозначения, принятые в международных требованиях по безопасности (Правилах ЕЭК ООН), разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН. В соответствии с вышеуказанными Правилами принята следующая международная классификация грузовых АТС:

Категория АТС Тип АТС Полная масса, т Примечания
1 2 3 4
N1 АТС с двигателем, предназначенные для перевозки грузов До 3,5 Грузовые автомобили, специальные автомобили
N2 Свыше 3,5 до 12,0 Грузовые автомобили, автомобили-тягачи, специальные автомобили
N3 -»- Свыше 12,0 -»-
01 АТС без водителя До 0,75 Прицепы и полуприцепы
02 -»- Свыше 0,75 до 3,5 -»-
03 -»- Свыше 3,5 до 10,0 -»-
04 -»- Свыше 10,0 -»-

Классификация коммерческих грузовых автомобилей в США

В США классификация коммерческих грузовых автомобилей основывается на размере полной массы автопоезда (разрешённая максимальная масса). Классы автомобилей - от 1 до 8. Более широко автомобили разделила Администрация федеральных скоростных дорог из Департамента Транспорта, а именно, первый, второй и третий класс - это легкие грузовики; 4,5, и 6 - грузовики средней грузоподъемности, седьмой и восьмой - большегрузные автомобили.

Класс 1

Разрешённая максимальная масса грузовых автомобилей первого класса варьируется от 0 до 2722 кг. Как пример, такие автомобили есть у Форда - Ford Ranger, в GMC - Canyon.

Chevrolet Colorado/GMC Canyon

Класс 2

Разрешённая максимальная масса грузовых автомобилей второго класса варьируется от 2722 до to 4536 кг. Например, Dodge Dakota или Ford F-150. Машины второго класса подразделяются на 2а класс с разрешенной максимальной массой от 2722 до 3856 кг и 2б класс - с грузоподъемностью от 3856 до 4536 кг. К классу обычно относят легкие грузовики, а автомобили класса - это низший класс большегрузных автомобилей, его называют класс легких большегрузных автомобилей.

Класс 3

Разрешённая максимальная масса грузовых автомобилей третьего класса варьируется от 4536 до 6350 кг. Примером могут послужить Dodge Ram 3500, Ford F-350 и GMC Sierra 3500 как с двойным задним колесом, так и с одним. Hummer H1 – пример грузового автомобиля третьего класса с одной задней осью с разрешённой максимальной массой 4672 кг.

Hummer HMC4 (1992–2002)

Класс 4

Разрешённая максимальная масса грузовых автомобилей четвертого класса варьируется от 6351 кг до 7257 кг. Примером являются Ford F-450 и GMC 4500.

Класс 5

Разрешённая максимальная масса грузовых автомобилей пятого класса варьируется от 7258 до 8845 кг. Примером являются автомобили International MXT, GMC 5500 и Ford F-550.

International XT (фото: Andrew Fresh www.flickr.com/people/39976636@N03)

Класс 6

Разрешённая максимальная масса грузовых автомобилей шестого класса варьируется от 8846 до 11793 кг. Примером являются автомобили International Durastar, GMC Topkick C5500 и Ford F-650.

Класс 7

Для управления автомобилями седьмого класса и выше в США требуется лицензия категории В. Их разрешённая максимальная масса от 11 794 до 14969 кг.

Большегрузный самосвал Kenworth (фото: Ky MacPherson)

Класс 8

Разрешённая максимальная масса грузовых автомобилей восьмого класса 14 969 кг и выше. К этому классу относятся также все грузовые тягачи с прицепом.


К лёгким грузовикам относят грузовики класса 1-3.

пример: FORD F350

К среднетяжёлым грузовикам относят грузовики класса 4-6.

Пример: ISUZU FTR

К тяжёлым грузовикам относят грузовики класса 7-8.

Пример: FREIGHTLINER BUSINESS CLASS M2 106

Классификация автомобилей по грузоподъемности в тоннах

Когда впервые стали выпускаться легкие грузовики они ранжировались согласно полезной грузоподъемности в тоннах, например, ½-, ¾- и 1 тонна. Ford Ranger, Chevy S-10 и GMC S-15 относятся к автомобилям с грузоподъемностью в четверть тонны. Ford F-150, Chevy 10, Chevy/GMC 1500 и Dodge 1500 , их грузоподъемность - полтонны. Ford F-250, Chevy 20, Chevy/GMC 2500 и Dodge 2500 - могут везти три четверти тонны груза. Ходовая часть подвески Chevy/GMC"s (¾-тонный) была основой для разработки легких и большегрузных автомобилей; Ford F-350, Chevy 30, Chevy/GMC 3500 и Dodge 3500 - однотонные автомобили.

Похожие схемы существуют для фургонов и рамных внедорожников (например, 1-тонный Dodge фургон и GMC Suburban грузоподъемностью в полтонны), средней грузоподъемности автомобили: полуторатонный Ford F-450 и некоторые военные автомобили, как например, вездесущий 2.5-тонный грузовик "deuce - and - a - half " (прим. перев. грузовик времен вьетнамской войны )

Со временем грузоподъемность для грузовиков выросла, и сейчас дифференциация по весу в тоннах не больше, чем разговорный вариант классификации автомобилей.

Классификация автомобилей в Евросоюзе .

Классы грузовых автомобилей в Евросоюзе немного отличаются от американских. Лицензия класса В позволяет управлять автомобилем с разрешенной максимальной массой не более 3500 кг. и трейлеров не превышающих вес в 7500 кг, а обладатели лицензии класса ВЕ могут управлять трейлером массой более 7500 кг. Такие автомобили обычно называют легкими коммерческими автомобилями, например, Ford Transit, Mercedes-Benz Sprinter и Fiat Ducato.

Лицензия LCV в США позволяет управлять автомобилем 1, 2 класса с разрешенной максимальной массой не более 3500 кг. Лицензия Евросоюза должна быть С1 (на управление легкими грузовиками), а в США - это для 1,2,3 или 4 класса автомобилей и трейлеров весом не более 7500 кг. Лицензия С1Е позволяет управлять трейлерами весом более 7500 кг. Лицензии С1 и С1Е Евросоюза разрешают сесть за руль грузовых автомобилей 5 класса с разрешенной максимальной массой не превышающей 7500 кг, а для управления автомобилем с массой более 7500 кг потребуется лицензия LGV. Владельцы лицензии класса С в США могут управлять грузовиками от 1 до 8 класса, но есть ограничения по массе до 7500 кг или свыше этой массы. LGV и CE лицензии дают возможность управлять трейлерами массой более 7500 кг. Примером транспортных средств для управления по лицензии LGV являются Scania P-series, Volvo FH и DAF 95XF.



Ваше имя:

а) грузоподъемности (особо малой – до 0,5т, малой – от 0,5 до 2т, средней – от 2 до 5т, большой – от 5 до 15т и особо большой – свыше 15 тонн); б) назначению (общего назначения и специализированные); в) условиям движения (дорожные и внедорожные). Дорожные АТС предназначены для выполнения работ по дорогам общей сети I-V категории, внедорожные – для использования вне дорог общей сети (карьерные автомобили);

г) проходимости (обычной и повышенной). Автомобили обычной проходимости предназначены для выполнения транспортных работ в основном по благоустроенным дорогам, повышенной проходимости – для выполнения работ по неблагоустроенным дорогам и кратковременно в условиях бездорожья;

д) колесной формуле (4×2; 6×4; 4×4). Первая цифра обозначает число колес автомобиля, вторая – число ведущих колес. При этом каждое из сдвоенных колес считается за одно;

е) по характеру использования (одиночные автомобили и автомобили-тягачи с прицепами и полуприцепами);

ж) по роду потребляемого топлива – бензиновые (карбюраторные и инжекторные); дизельные; газовые (на сжиженном и сжатом газе).

Классификация грузовых автомобилей по их исполнению и назначению приведена в таблице 2. Таблица 2.

Назначе- ние

Тип автомобиля по устройству кузова

Характер использования

Конструктивные особенности

Виды перевозимых грузов

Общего назначе- ния

Бортовой

Одиночный автомобиль

Неопрокидывающийся бортовой кузов

Бортовой

Автомобиль-тягач с одним или двумя прицепами

Неопрокидывающийся бортовой кузов.Имеет тягово-сцепное устройство

Грузы общего назначения, кроме жидких без тары

Седельный тягач

Седельный тягач с полуприцепом

Без кузова.Имеет седельно-сцепное устройство для буксировки полуприцепа

Грузы общего назначения, кроме жидких без тары

Специали-зирован- ные

Самосвал

Одиночный автомобиль

Самосвальная платформа

Самосвал

Самосвал-тягач с одним или двумя прицепами (автопоезд)

Самосвальная платформа. Имеет тягово-сцепное устройство

Строительные и сельскохозяйственные грузы

Автоцистерна

Одиночный автомобиль

Цистерна цилиндрической, эллиптической или смешанной формы

Автоцистерна

Автоцистерна с прицепом

Цистерна цилиндрической, эллиптической или смешанной формы. Имеет тягово-сцепное устройство

Нефтепродукты, вода, молоко, вино, мука, цемент, бетонно-растворные смеси, битум, минеральные удобрения и другие жидкие и сыпучие грузы

Автофургон

Одиночный автомобиль

Кузов-фургон цельно-металлический, изотермический, кузов-рефрижератор, кузов-фургон с грузоподъемным бортом

Автофургон

Автофургон с одним или двумя прицепами

Кузов-фургон цельно-металлический, изотермический, кузов-рефрижератор, кузов-фургон с грузоподъемным бортом. Имеет тягово-сцепное устройство

Почта, бумага, мебель, медикаменты, продукты, промтовары, хлебо-булочные изделия, животноводческие продукты в охлажденном и замороженном состоянии

Седельный тягач

Седельный тягач с полуприцепом (автопоезд)

Без кузова. Имеет седельно-сцепное устройство для буксировки специализированного полуприцепа

Для перевозки грузов определенных видов

Обозначение грузовых автомобилей

Для обозначения грузовых автомобилей применяется следующая индексация (нормаль ОН 025270-66). Каждой модели грузового автомобиля присваивается 4-х-значный индекс, для модифицированной модели – 5-значный. Первые 2 цифры обозначают класс автомобиля по полной массе, вторые 2 цифры обозначают модель, 5-ая цифра обозначает модификацию модели. В таблице 3 приведена система обозначений (индексация) грузовых автомобилей.

Таблица 3.

Полная масса, т

Базовые (первые 2 цифры) индексы для:

бортовых автомобилей

седельных тягачей

самосвалов

автоцистерн

автофурго-нов

До 1,2 вкл.
От 1,2 до 2,0 вкл.
От 2,0 до 8,0 вкл.
От 8,0 до 14,0 вкл.
От 14,0 до 20,0 вкл.
От 20,0 до 40,0 вкл.
Св. 40,0

Полная масса автомобиля состоит из собственной массы, массы груза по полной грузоподъемности и массы экипажа (водителя и пассажира(ов) из расчета 75 кг на человека. Вместимость кабины автомобиля определяется заводом-изготовителем.

Перед цифровым индексом ставится буквенное обозначение завода-изготовителя.

Седельный тягач КамАЗ-5410. 54 – цифры для обозначения седельного тягача полной массой в 14,9 тонн; 10- модель автомобиля (присваивается заводом-изготовителем)