Гребной винт для лодки моторки. Как выбрать гребной винт?

Для начала, необходимо определиться с постановкой задач для своего катера или мотолодки . Важна большая максимальная скорость, уверенный и скорейший выход на глиссер с максимальной загрузкой, или же нужна скорость оптимальная для троллинга. Не всегда возможно решить все эти задачи установкой одного винта, однако всегда можно подобрать компромисс, т.е. оптимально комфортный винт для нужных режимов. Можно, конечно, возить с собой два или три винта, на все случаи жизни, но практика показывает, что нам просто лениво заниматься переустановкой винтов. Правда, существуют еще , о которых мы недавно писали, но не будем зацикливаться на них и рассмотрим другие варианты.

Если этот тест прошла успешно, то мы должны проверить винты на плоской поверхности винта лопасти находятся на одинаковой высоте от поверхности, поставить винт мы делаем плоский и измерения от поверхности к внешней стороне плеча, результат сравнивается с остальной частью лопасти. Винтовые электродвигатели изготовлены из пластмассы, композиты и т.д. кроме того, это может быть такая ситуация, что проехал двигатель в багажнике и то, что мы раздавлен двигатель, крыло гайки и она нас деформирован, и лезвие другой формы придется сделать неисправность в двигателе, в частности, следует рассматривать как двигатели с множеством лопастей, двигатель, расположенный на стороне всегда лежит на одной или двух лезвий, которые при высоких температурах является причиной деформации лопатки лопастей.

Стальной или алюминиевый? Определяемся с материалом, из которого выполнен винт.

Плюсы стального винта.

КПД стального винта лучше , чем у алюминиевого (легкосплавного) это достигается за счет малой толщины лопасти, более сложной модели крыльчатки и лучшей зеркальности поверхности. Стальной винт меньше подвержен кавитации. Как следствие он имеет высокие скоростные характеристики, до 5-7% прибавка в скорости в сравнении с алюминиевым аналогом.

По-прежнему иногда возникает проблема с плохими отливками болтов, но они представляют собой небольшие подрезы, которые не оказывают существенного влияния на характеристики двигателя. В общем, электродвигатели выше 35 л.с. и выше третьей передачи имеют тенденцию вибрировать.

Всегда читайте и следуйте инструкциям продукта, предоставленный мной совет позволит вам продлить правильность работы двигателя. Установите предохранитель на источник питания двигателя, очень важно защитить двигатель, аккумулятор, здоровье. Короткое замыкание или внезапное попадание в рыболовную сеть, скалы и т.д. могут даже вызвать взрыв огня или батареи! Обязательно иметь запасные вставки предохранителей под рукой, когда он горит, проверить причину и вставить новую вставку. Перезагрузите двигатель и убедитесь, что он работает правильно.

Прочность стального винта позволяет не стираться о песчаное дно, на нем не образуется, выщерблен. Стальной винт может без изменения геометрии лопастей справиться с небольшим ударом о топляк или дно.

Стальной винт не коррозирует в соленой воде.

Минусы стального винта.

Стоимость стального винта выше , чем алюминиевого. В случае удара о камень стальной винт окажет нбольшее сопротивление, чем алюминиевый и значительная часть разрушительной энергии удара перейдет на редуктор редуктор и вал. Следствием может быть деформация частей редуктора, что намного хуже повреждения самого винта.

Всегда принимайте обязательное аварийное оборудование! Возьмите также весло, телефон, аптечку, чистую питьевую воду. Пропеллеры почти как шины в машине. Они должны быть адаптированы к размерам лодки и двигателя и окружающей среды, в которой они работают. Поэтому нет такой вещи, как «универсальный тип - он вписывается в любую лодку или двигатель».

Это отличный выбор для общего использования. Агрессивный угол наклона и дополнительные чаши наверху - они обеспечивают среднюю экономию топлива и улучшают характеристики антивентиляции. Для рыбаков или прибрежных рыбаков это означает более продолжительный крейсерский диапазон и лучшее поведение лодки на волнах.

Плюсы алюминиевого винта.

Относительно недорогая цена (особенно у неоригинальных винтов производства SOLAS для моторов Suzuki, Tohatsu, Selva, Mercury, Mariner, Yamaha, Johnson/Evinrude, Honda) Ремонтопригодность, В случае жесткого удара о камень или топляк - минимальный ущерб для дорогостоящих деталей редуктора двигателя, винт примет часть энергии удара на себя.

По сравнению с обычными 3-винтовыми винтами, 4-лопастная конфигурация имеет увеличенную поверхность лезвия, которая позволяет вам накачивать больше воды и получать лучший привод. В результате ускоряется ускорение и повышается устойчивость к проблемным водам. Что касается 3-лезвийного винта, это, однако, за счет более низкой максимальной скорости.

Считается, что отличная производительность требует отличных пропеллеров. Вся разница в пропеллере. Проверьте текущий шаг и размер используемого винта. Для «хорошего старта» - проверьте шаг винта, как указано на втулке. Любое впечатление от работы используемого винта будет очень полезно при выборе винта лучше, чем в текущем.

Минусы алюминиевого винта.

Мягкий алюминиевый винт стирается о песчаное дно , образующиеся на его лопастях выщерблены (от песка поднимаемого винтом при движении по мелководью) создают дополнительную турбулентность и уменьшают КПД. Геометрия лопастей может меняться при столкновении с незначительными препятствиями – затопленные коряги, бутылки.

Спросите своего дилера. Используйте его знания и рекомендации, модель и год выпуска, модель и номер двигателя вашего лодочного двигателя. Обратите внимание на размер и тип болтов, максимальные обороты при открытии полной дроссельной заслонки и среднюю и максимальную нагрузку на лодку. Насколько это возможно, проверьте практическую работу рекомендованного винта на воде.

Больший диаметр увеличивает способность накачивать глубже под поверхностью воды, поэтому его обычно используют для больших и тяжелых лодок или для более высокой подвески двигателя. Меньший диаметр используется в легких лодках, где винт работает ближе к поверхности воды или когда дело доходит до повышения частоты вращения двигателя.

Подбор лодочного винта по шагу.

Шаг винта – это основная техническая характеристика. Шаг винта соответствует расстоянию, которое пройдет винт в плотной среде, без проскальзывания, за полный оборот и измеряется в дюймах. Это угол наклона лопасти к горизонтальной оси крыльчатки. Чем больше шаг (угол наклона лопасти), тем больший упор создает винт при вращении. Упор создаваемый при вращении переходит в энергию движения мотолодки или катера. Шаг винта напрямую влияет на максимальные обороты подвесного лодочного мотора. Чем шаг меньше – тем большие максимальные обороты может развить мотор. Наша задача подобрать шаг винта так, что бы при максимально открытой дроссельной заслонке обороты двигателя находились в рабочем диапазоне рекомендованным производителем лодочного мотора.

Четырехместные винты в свою очередь - увеличивают передний и задний подъём с уменьшением вентиляции. Это, однако, обычно увеличивает нагрузку на двигатель - следовательно, ограничение максимальной достигнутой скорости и изменение характеристик управления лодкой.

Изменяя форму лопастей, диаметр и угол тангажа, вы можете достичь желаемых рабочих характеристик для разных типов и вариантов винтов. Чем больше поверхность, тем больше воды накачивается насосом - так лучше «первый круг» и выравнивание лодки на поверхности воды. Однако слишком большая поверхность лезвия может вызвать чрезмерную водостойкость, снизить частоту вращения двигателя и ухудшить управление лодкой.

Получим и хороший выход на глиссирование, и достойную максимальную скорость и самое главное – правильную работу двигателя без лишнего износа.

Разберем подбор шага на примере катера:

Катер длинной 5.5 метра без транцевых плит. Мотор 115 л.с. четырех тактный, рабочий диапазон 5400 – 5900 об в мин. Загрузка – 5 человек на борту.

В правильном размере чаша улучшает вентиляцию и скольжение винта, увеличивая высоту крепления двигателя и увеличивая носовой подъем лодки. Слишком большая «чаша» может чрезмерно увеличить сопротивление рулевому управлению и передний подъем, ограничивая способность поддерживать скорость двигателя при заданном шаге винта.

Угол тангажа лезвий - это острый угол между лезвием лезвия и его втулкой, выраженный в градусах. Лезвие с высоким углом тангажа пилы лучше всего подходит для установки с большим двигателем, чтобы уменьшить эффект всплеска при увеличении носового подъемника лодки. Однако слишком большой угол может привести к перегрузке двигателя, ограничению «выстрела в отверстие» и ухудшению характеристик и управлению лодкой. Низкоугольный лезвийный винт уменьшает нагрузку на двигатель, что приводит к потенциально лучшему выстрелу и более высоким оборотам при максимальном открывании дроссельной заслонки.

Шаг винта 15; Максимальные обороты 6200; Макс. Скорость 65 км/ч
Быстрый выход на глиссирование, после 5500 оборотов скорость не увеличивается. Тенденция к перекручиванию мотора. Повышенная нагрузка на шатуны. Винт слишком гидродинамически легкий.

Шаг винта 17; Максимальные обороты 5900; Макс. Скорость 72 км/ч
Нормальный выход на глиссирование, скорость увеличивается до 5700 об в мин. Двигатель работает комфортно. Винт оптимальный.

Электродвигатели Современные электродвигатели обеспечивают более быструю, более тихую и эффективную лодочную навигацию, чем даже лучшие весла. Производители двигателей участвуют в гонках, чтобы улучшить свои характеристики и оборудование с инновационным дизайном, чтобы мы не могли потерять время и силы во время рыбалки. сосредоточиться исключительно на рыбалке.

Из года в год увеличивается номинальная мощность электродвигателей - статическая тяга, достигающая значений от 14 кГ в самых маленьких двигателях до 73 кг в единицах, сравнимых с малыми двигателями внутреннего сгорания. Поскольку этот параметр не говорит среднему клиенту, большинство производителей пытаются упростить выбор двигателя, указав приблизительную максимальную массу лодки, которую может управлять двигатель. Самые маленькие двигатели предназначены для лодок весом 600 кг, а самые крупные из них могут обрабатывать склепы весом до 2, 5 тонн.

Шаг винта 19; Максимальные обороты 5400; Макс. Скорость 75 км/ч
Затяжной выход на глиссирование, скорость равномерно увеличивается до 5400 об в мин. Показано максимальное значение скорости. Двигатель работал с явным натягом. Винт тяжеловат. Но если высадить трех пассажиров, то нормально. Скорость не вырастает, но выход на глиссер уверенный.

Двигателям разных производителей с одинаковой заявленной тягой не нужно толкать лодку одинаково. Очень многое зависит от количества лезвий. Двухлопастные болты хорошо работают в условиях высокого движения. Трехвинтовые винты демонстрируют несколько худшие характеристики при высоких условиях движения, но в хороших условиях они обеспечивают несколько более высокие скорости. В типичных двигателях колонка изготовлена ​​из алюминиевых, стальных или пластиковых труб - наиболее гибкая и, следовательно, лучшая амортизация на подводном препятствии.

Шаг винта 21; Максимальные обороты 5000; Макс. Скорость 65 км/ч
На глиссер вышли, только оставшись вдвоем на катере. Повышенная нагрузка на поршневую группу мотора. Повышенный расход топлива. Винт гидродинамически тяжелый.

В данном примере специально не указаны водоизмещение, обводы катера, марка двигателя – эти характеристики индивидуальны, но принцип изменения технических показателей будет примерно одинаков.

Электродвигатель обычно используется в качестве переносного устройства, поэтому он должен быть оснащен соответствующим типом, чтобы прикрепить его к лодке. В Польше самыми популярными являются двигатели с транцевым креплением, то есть прикрепленные к транцу на корме лодки. Иногда возможно установить такой двигатель на стороне лодки. Существуют также двигатели, предназначенные исключительно для носовых якорей. Они получили большую популярность, особенно в Америке, а в последнее время также в Скандинавии.

Такой двигатель прикреплен к носу лодки, оснащенной двигателем внутреннего сгорания. Двигатель внутреннего сгорания используется для быстрого перемещения на большие расстояния, во время которого электродвигатель поднимается специальным механизмом и фиксируется горизонтально в передней части лука. По прибытии на промысел он заброшен и используется для бесшумных, точных маневров на лодке.

Правило – изменение шага винта на один дюйм (25,4 мм) забирает/добавляет у двигателя 150 – 200 оборотов в минуту.

Винты с четырьмя лопастями.

Все выше написанное относилось к трех лопастным винтам. Однако, существуют винты с четырьмя и более лопастями. Винты с четырьмя лопастями активно применяются. Например компания HONDA изначально комплектует свои подвесные лодочные моторы четырех лопастными винтами.

Наличие еще одной лопасти плюсы и минусы.

Чтобы управлять направлением и скоростью движения лодки, он используется в двигателях с транцевым креплением, все больше и больше телескопических моделей, а в некоторых двигателях, также поворотных, адаптированных к положению рыболова. Верблюжьей ручкой является «газовая ручка». В пошаговых двигателях, поворачивая эту ручку, вы можете переключать передачи, чтобы изменить скорость лодки. Стандарт - пять передач вперед и три оборота. Гораздо лучше и удобнее, однако, это все более распространенное цифровое управление, бесступенчатое, которое, поворачивая ручку, обеспечивает плавную регулировку частоты вращения двигателя и, следовательно, скорости лодки.

Плюсы: Меньшая скорость глиссирования, можно экономить топливо, мягкая работа на малом ходу особенно удобно для троллинга 4 – 7 км в час. Возможность при тех же оборотах что и с трех лопастным винтом, выводить на глиссер мотолодку с еще большим грузом.

Минусы: Меньшая максимальная скорость судна по сравнению с трех лопастным винтом того же шага, потеря скорости до 10%.

Стационарный блок питания или подвесной двигатель?

Яцек Колендович описывает важнейшие особенности «Электродвигателей». Стационарный силовой агрегат - это двигатель, установленный внутри корпуса лодки. Благодаря этому он хорошо демпфируется и приносит относительно низкую вибрацию на борту. Стационарные двигатели менее подвержены внешним воздействиям. Они больше, чем боковые мощности. Лодочные двигатели легче, чем упомянутые выше, дешевле и дешевле. Их легче заменить, для новых или с увеличенной емкостью. Это так называемые двигатели. но это означает, что они представляют собой единую двигательную установку.

Правило - изменение шага винта на один дюйм (25,4 мм) забирает/добавляет у двигателя 250 – 300 оборотов в минуту.

Подведем итоги: Выбор винта дело индивидуальное. Желательно что бы двигатель был оборудован тахометром.

Поскольку мы имеем более чем десятилетний опыт установки и продажи винтов, нашим специалистам известны варианты оптимального подбора винтов для различных комплектаций катеров и двигателей. Наши менеджеры всегда готовы оказать помощь в выборе винта, так что звоните по телефонам указанным на сайте, спрашивайте.

Подвесной двигатель можно поднимать над водой, но с неподвижными двигателями коробка передач всегда под водой. Обслуживание подвесного двигателя также является финансово выгодным. Недостатком этого силового агрегата является возможность демонтажа его в незащищенных водоемах посторонними лицами.

К счастью, такие ситуации случаются все реже и реже. Как правило, мы предлагаем двигатель с большей мощностью, чем вес лодки для комфорта и безопасности. Этот «запас хода» будет полезен, особенно в экстремальных ситуациях, например, с большим количеством людей на борту или в плохих погодных условиях. Это связано с более высоким расходом топлива. Однако опытные автомобилисты умеют плавать экономично, используя более низкий диапазон оборотов. Из-за запаса мощности более сильные двигатели работают реже при максимальной скорости.

Выбор гребного винта – это актуальный вопрос для всех людей, использующих моторные плавательные средства. Без него невозможна полноценная и максимальная реализация возможностей двигателя, поскольку на лодках он не имеет возможности переключения передач.

Использование правильно подобранного устройства позволяет получить следующие преимущества:

Дизельный или бензиновый двигатель?

Малые двигатели, в свою очередь, более активно эксплуатируются, но их преимуществом является более низкая закупочная цена. В настоящее время все двигатели - как с высокой, так и с малой мощностью - должны быть оснащены катализатором выхлопных газов. Отвечая на самое короткое: вещь вкуса. Некоторые люди любят конкретный, более вибрирующий звук дизельного двигателя, другие наоборот. Для некоторых также будет разница в запахе выхлопных газов между одним двигателем. Крейсерские и рекреационные лодки, а также те, которые предназначены для водных видов спорта, доминируют в бензиновых двигателях.

  1. Уменьшение расхода топлива.
  2. Понижение шумового фона.
  3. Улучшение производительности двигателя.
  4. Возможность достижения большей скорости или повышения показателей грузоподъемности.
  5. Уменьшение сопротивления воды во время движения лодки.

Разновидности

Для выбора и приобретения наиболее подходящего гребного винта первоначально следует разобраться в существующих классификациях. Имеется множество различных критериев для их деления, самые значимые из них рассмотрены ниже:

  1. Показатель расстояния, которое винт способен преодолеть при совершении одного оборота. Данный критерий называется шагом, скольжение при этом не учитывается.
  2. Диаметр – это крайние точки окружности , которая создается при вращении лопастей.
  3. Соотношение общей площади всех лопастей и площади диаметра , данный критерий обычно называют дисковым отношением.
  4. Число лопастей, которое может составлять 2, 3, 4 или 5 штук в зависимости от особенностей конструкции выбранной модели. На сегодняшний день наиболее распространены трехлопастные варианты.
  5. Материал, который использовался для изготовления. Чаще всего встречаются модели из различных алюминиевых сплавов, углеродистой стали, латуни, нержавеющей стали или пластика. Меньшей популярностью пользуются бронзовые устройства, поскольку они отличаются слишком высокой стоимостью при отсутствии видимых преимуществ перед аналогами из латуни. Пластиковые модели изготавливаются из современного и прочного материала, но металлические варианты все равно остаются более надежными и отличаются длительным эксплуатационным сроком.
  6. Особенности конструкции ступицы , от которых также зависит способ выведения выхлопов.

Маркировка

На каждом гребном винте обязательно присутствует специальная маркировка, которая может быть нанесена на его лопасти или непосредственно на ступицы; все размеры указываются в дюймах.

Маркирование устройств на сегодняшний день осуществляется разными способами, наиболее распространенные примеры приведены ниже:

  1. 1¼х15–G — в данном примере имеется два числовых значения, они обозначают показатели диаметра лопастей и шага устройства.
  2. 3х10-3/8х11R — является более детализированной маркировкой, которая показывает, что устройство оснащено тремя лопастями и обладает правосторонним вращением.
  3. 3213-101-14 — является каталожной маркировкой, расшифровка артикулов должна присутствовать в прилагаемой инструкции или на упаковке.


Делаем расчеты

На сегодняшний день существует большое количество различного программного обеспечения, которое позволяет рассчитывать оптимальные параметры гребного винта с учетом задаваемых показателей.

Считается, что наиболее точным расчеты формируются программами, которые для этих целей задействуют диаграммы Пампеля. Однако даже в таком случае допускаются погрешности, поэтому окончательный подбор показателей осуществляется только путем тестовых заводов.

Для получения наиболее точных расчетов необходимо учитывать следующие значимые факторы:

  1. Размеры и вес плавательного средства.
  2. Особенности формы днища моторной лодки.
  3. Объем воды, который вытесняется лодкой.
  4. Наличие продольных или поперечных реданов, снижающих сопротивление.
  5. Рабочие показатели двигателя.
  6. Показатели редукции.

Основная задача заключается в получении навыка осуществлять максимально точные расчеты при наличии минимального объема информации. Для этого потребуется располагать следующими сведениями:

  1. Передаточное отношение редуктора , которое можно посмотреть в документации, прилагаемой к двигателю.
  2. Обороты максимальной мощности мотора. Эти сведения наносятся непосредственно на двигатель или в моторном отсеке, при их отсутствии данную информацию можно уточнить у производителя или посмотреть на его официальном сайте.
  3. Максимальная скорость, которую предполагается достичь. Необходимо приводить реальные показатели, которые можно получить при сопоставлении мощности двигателя и особенностей лодки.

Для расчета шага обычно используется следующая формула:

(750х (желаемая максимальная скорость)) / количество оборотов вала.

Для точного подбора устройства полученный показатель шага необходимо использовать следующим образом:

  1. Диаметр устройства и ее шаг являются взаимосвязанными показателями, но даже при известном шаге будет присутствовать около 2-3 моделей с различными диаметрами. Здесь необходимо учитывать максимально разрешенную мощность двигателя: чем она выше, тем больше должен быть диаметр винта.
  2. При наличии возможности рекомендуется попросить продавца провести тестовые испытания или взять под залог винт с шагом, который соответствует не только рассчитанному показателю, но и близкими к нему значениями. Это позволит на практике проверить правильность расчетов путем замеров скорости и выбрать наиболее подходящий вариант.


Правила выбора

Критерии выбора

Помимо рассчитанных показателей существует еще большое количество особенностей, на которые необходимо обратить внимание при выборе гребного винта:

  1. Число лопастей будет оказывать влияние в первую очередь на ходовые качества. Рекомендуется выбирать трехлопастные модели, варианты с 2 или 5 лопастями фактически не используются. Устройства, оснащенные 4 лопастями, применяются при наличии необходимости тяги. Их задействование является целесообразным при нужде в повышенной грузоподъемности, если особенности редуктора не позволяют увеличить винтовой диаметр.
  2. Форма лопастей также должна быть подобрана правильно, здесь в первую очередь учитывается, что модели с увеличенной кривизной ускоряют кавитацию. К тому же передние кромки не должны быть слишком острыми, это негативно сказывается на рабочих параметрах.
  3. Особое внимание необходимо уделить и материалу гребного винта. Наиболее надежными, прочными и долговечными считаются модели, изготовленные из нержавеющей стали нового поколения. Однако для лодок, оснащенных двигателями с малой мощностью, особенно при их использовании в пресных водоемах, подойдет и устройства, изготовленные из алюминиево-кремниевых или алюминиево-магниевых металлических сплавов.


Как определить подходит ли винт

Понять, подходит ли имеющийся гребной винт, можно сняв замеры оборотов при максимальных и минимальных нагрузках, показатель должен при этом находиться в рамках, определенных производителем.

Ниже приводятся конкретные примеры соответствия и несоответствия выбранных устройств:

  1. При минимальных нагрузках двигатель показывает количество оборотов, заявленное производителем; при максимальных нагрузках не наблюдается серьезного сопротивления движения, имеется возможность выйти на глиссирование. Это свидетельствует об универсальность гребного винта, он был подобран правильно.
  2. Ни при каких нагрузках двигатель не выдает заявленное количество оборотов, возникают проблемы при выходе на глиссирование. Подобная ситуация наглядно демонстрирует, что был выбран винт со слишком большим показателем шага.
  3. Возникают перекруты: мотор совершает слишком большое количество оборотов, превышая показатели, установленные производителем; при этом скорость лодки далека от максимального предела. Это свидетельствует, что требуется винт с более высоким показателем шага.
  4. Правильно подобранный грузовой винт позволит без особых проблем выходить на глиссирование даже при полной загрузке плавательного средства , небольшая потеря скорости в данной ситуации является нормальным явлением.
  5. Максимальные показатели оборотов двигателя и скорости лодки достигаются только при незначительной загрузке плавательного средства и нахождении гидроподъема в верхнем положении , подобные ситуации наблюдаются при установке скоростных винтов.


Защита для гребного винта

Правила эксплуатации

Даже самые прочные и надежные гребные винты отличаются повышенной уязвимостью, это наиболее хрупкая часть лодки. Ниже приведен список правил, соблюдение которые повышает безопасность и положительно сказывается на эксплуатационном сроке устройства:

  1. Реверс разрешено включать только при полной уверенности, что гребному винту хватает глубины. Лучше не рисковать лишний раз и несколько раз оттолкнуться от мелководья при помощи весел.
  2. Необходимо следить за состоянием лопастей , поскольку любые деформации, неровности и выбоины мешают полноценному функционированию винта и способны вывести его из строя.
  3. При прохождении судна возле наиболее проблемных участков водоема , которыми являются мелководья и разнообразные подводные препятствия, нужно не забывать пользоваться гидроподъемом.
  4. Постоянно нужно следить, чтобы гребной винт даже кратковременно не соприкасался с поверхностью дна – это является основным условием для обеспечения длительной службы.

Подводя итоги, можно привести следующие советы, касающиеся гребных винтов и их использования:

  1. Не рекомендуется дополнительно покрывать подобные устройства краской, поскольку при отсутствии у нее водоотталкивающих свойств , поверхность в скором времени начнет сильно шелушиться, что ухудшит функционирование винта. В результате скорость будет падать даже при увеличении количества совершаемых оборотов.
  2. Лучше всего приобретать гребные винты у крупных производителей, которые успели зарекомендовать себя с хорошей стороны и имеют достаточное количество положительных отзывов. Такие компании дают продолжительную гарантию на свое оборудование и зачастую дают предварительно протестировать выбранные модели.
  3. Для обеспечения прямолинейности движения судна можно установить два винта с разным направлением вращения. Необходимо помнить, что монтаж нескольких устройств, имеющих одинаковое вращение, будет способствовать наклону плавательного средства в одну из сторон.