Что можно назвать творчеством в работе водителя. Профессия – водитель. И так, водитель вредная ли профессия? Как любая другая профессия, должность водитель имеет ряд негативных факторов

Дорогие ребята! Попробуйте разгадать такую загадку:

Умело он ведет машину —

Ведь за рулем не первый год!

Слегка шуршат тугие шины,

Он нас по городу везет.

Правильно, это водитель!

Что же это за профессия — водитель?

Водитель легковой машины возит людей, а грузовой — перевозит различные грузы. Но и тот и другой должны отлично знать устройство машины, умело ею управлять, особенно на улицах большого города, где много машин и пешеходов.

Правила дорожного движения водитель обязан знать назубок и никогда не нарушать их!

Водитель, который работает таксистом, возит людей по городу. Он хорошо знает все городские улицы и переулки.

Грузовой автомобиль гораздо больше и мощнее легкового. Управлять такой большой машиной не так-то просто! Поэтому водители грузовиков имеют очень высокую квалификацию.

Послушайте стихотворение о работе водителя грузовой машины.

Мой грузовик

Вот огромный грузовик!

Я водить его привык,

Грузы я вожу на нем,

Если строят новый дом.

Всем машинам он машина —

Настоящая махина!

Возит кирпичи, песок,

Он бы гору сдвинуть мог!

Целый день мы с ним вдвоем,

Я — в кабине за рулем.

Он послушный, как живой,

Словно он товарищ мой.

Тихо музыку включу

И баранку закручу,

Дождь ли хлещет, снег идет,

Едем, едем мы вперед!

Перед выездом водитель тщательно проверяет исправность своей машины. При малейшей неисправности машина не должна выходить на трассу, ею должен заняться специалист — механик.

Многие водители работают на общественном транспорте — трамваях, автобусах, троллейбусах. Перед выходом на трассы эти транспортные средства проверяются механиками, а врач осматривает водителя. Водитель должен быть здоров! Ведь он в ответе за жизнь многих людей.

На остановках водитель нажимает особую кнопку и открывает двери. Одни пассажиры выходят из автобуса, трамвая или троллейбуса, а другие входят.

Очень многие ребята на вопрос о том, кем они хотят стать, когда вырастут, отвечают: водителем!

В самом деле, эта профессия интересная! Машина все время в движении, за окном постоянно меняется пейзаж, меняются и люди в салоне автомобиля.

Но к человеку профессия водителя предъявляет высокие требования: быстроту реакции, отличную память, выносливость, силу, умение мгновенно принять правильное решение в сложной ситуации, крепкое здоровье, прекрасное зрение.

Водитель должен безошибочно различать все световые сигналы и обладать отличным слухом.

Профессия водителя привлекает к себе людей живых, любящих разнообразие и частую смену впечатлений.

Расскажите о работе водителя.

На каких видах транспорта работают водители?

Почему работа водителя считается очень ответственной?

Что должен знать водитель?

Какими качествами должен обладать водитель?

Хотели бы вы стать водителем?

Проект на тему:

«Профессия водитель»

(вторая младшая группа).

Срок реализации :

1 месяц.

Вид проекта:

Практико- ориентировочный.

Участники:

Дети 2 младшей группы, воспитатели, родители детей.

Направленность:

Познавательная, коммуникативная, художественно- творческая, игровая.

Актуальность проекта:

Актуальность выбранной темы заключается в том, что дети дошкольного возраста очень мало знают о профессиях, что, в новых социальных условиях, связанных с процессами демократизации, гумманизации общественного устройства, произошли изменения в отношении к труду, его социальной значимости, функций в обществе, что не могло не отразиться на процессе трудового воспитания детей. Дети всегда в своих играх, помыслах – «зеркало общества», поэтому в сложившихся условиях необходимо многое переосмыслить в организации педагогической работы в трудовом воспитании.

У детей недостаточно развит словарь профессиональной лексики, связанный с описанием профессий. Работа над данным проектом поможет сформировать у детей понятие «Профессия водитель», расширить знания детей о назначении транспорта. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире.

Цель проекта:

Расширить знания детей о видах транспорта, о профессиях тех, кто водит транспорт

Задачи проекта: закрепить знания детей о видах транспорта: наземный, воздушный, водный.

Расширять представления детей о строении автомобиля, самолета, корабля; месте передвижения.

Знакомить детей с правилами дорожного движения.

Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Формировать представления детей о безопасном поведении на дорогах.

Итоговое мероприятие:

создание альбома: «Профессии разные нужны, профессии разные важны».

Ожидаемые результаты проекта:

Вызвать интерес к окружающему миру.

Расширить у детей знания о профессиях, в том числе и профессиях своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей) .

Помочь родителям правильно организовать совместный семейный досуг. Поручить детям посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение.

Обеспечить активность ребёнка в сложном процессе его становления Человеком

Этапы проекта:

1 этап. Выявление проблемы, определение цели, задач.

2 этап. Разработка проекта.

3 этап. Выполнение проекта. Практическая деятельность по решению проблемы, планирование совместной деятельности.

4 этап. Подведение итогов.

Реализация проекта.

Совместная деятельность педагога с детьми.

Коммуникация :

Беседа «Для чего человеку транспорт», «Кто чем управляет», «Передвижение транспорта», «Поможем обезьянке попасть домой», «У нас в гостях светофор», «Правила поведения на улице», «Правила поведения в транспорте», «Где работает мой папа».

Задачи: расширять представления детей о видах транспорта, его назначении

Беседа по картине «Правильно переходим дорогу», «Мой друг светофор». Учить делать простейшие обобщения. Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их значения.

Рассматривание иллюстраций с транспортом.

Цель: воспитывать культуру речи. Строить фразовую речь. Пополнять словарный запас о видах транспорта.

Чтение художественной литературы

Сказка «Кораблик».

Чтение рассказов: «Рассказ о маленьком автомобильчике» Л. Берг, «Светик – трехцветик» Т. Александрова.

Чтение стихотворений: «Жил на свете самосвал» А. Барто, «Ветер по морю гуляет» А. Пушкин, «Папин праздник самый главный» С. Маршак.

Цель: воспитывать интерес к художественной литературе. Развивать умение слушать художественное произведение как с наглядным сопровождением так и без него. Развивать умение рассматривать иллюстрации в книге. Расширять знания детей о видах транспорта.

Художественно- эстетическое.

Рисование: «Веселый самолет

Цель : закреплять умение рисовать предметы круглой формы. Учить правильным приёмам закрашивания красками, не выходя за контур.

Лепка: плоскостная лепка, «Светофор».

Цель: продолжать учить детей отщипывать большие и маленькие комочки от большого куска пластилина, раскатывать комочки круговыми движениями ладони. Закреплять умения скатывать пластилин в комочки, аккуратно размазывать пальцем

Аппликация: «Светофор».

Цель: учить детей правильно наклеивать детали. Развивать восприятие цвета, закреплять знание цветов. Развивать желание у детей любоваться готовыми работами.

Познавательно- речевое. «Путешествие в страну Профессий»

Цель:

Познакомить детей с такими профессиями, как повар, врач, шофер, их трудовыми процессами, с предметами – помощниками. Воспитать уважение к труду, вызвать желание трудиться, активизировать речь детей.

Дидактические игры:

«Светофор», «Трактор и машина», «Гараж для автомобиля» «Пешеходный переход». «Чудесный мешочек», «Угадай по описанию», «Разрезные картинки», «Назови ласково», «Летает, не летает», «Сравни», «Какой, какая», «Кто, чем управляет», «Чего не хватает», «Наоборот», «Можно или нельзя».

Побуждать детей к конструированию, развивать умение использовать свои постройки в игре, продолжать учить различать предметы по размеру.

Закреплять умений детей подбирать предмет по цвету и величине. Развивать тактильные ощущения мелкой моторики рук. Формирование умения собирать картинку из 4-6 частей

Формировать умение классифицировать предметы по цвету, группировать предметы по оттенкам.

Труд.

«Уборка игровых уголков»

Цель : приучать детей к самостоятельному выполнению элементарных трудовых поручений.

Социально- личностное.

Сюжетно- ролевая игра «Отправляемся в путешествие», «Семья», «Водители»

Цель: поддерживать у детей интерес к новым играм, учить развивать сюжет в совместной деятельности со взрослым, формировать умение принимать воображаемую ситуацию. Развитие умения играть рядом со сверстниками. Формировать умение выполнять несколько действий с одним предметом и переносить знакомые действия с одного объекта на другой. Развивать интерес к различным видам игр. Помогать детям, объединяться для игры в группы по 2-3 человека на основе личных симпатий.

Игровая ситуация «Водитель автобуса »

Цель: учить детей договариваться об игре, брать на себя различные роли, использовать в игре свои знания и опыт.

Здоровье:

Дыхательная гимнастика «Заведем мотор», «Как гудит самолет». Пальчиковые игры: «Самолет», «Лодка», «Пароход».

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, развивать память.

Подвижная игра :

«Самолет», «Автобус», «Гараж», «Светофор», «Поезд», «Воробышки и автомобиль», «Едем, едем на машине», «Строевая подготовка».

Цель: Развивать быстроту реакции, двигательную активность детей Развивать стремление у детей играть в подвижные игры, способствующие совершенствованию основных движений (ходьба, бег, бросание, катание).

Предметно- развивающая среда.

Центр книги: книги с иллюстрациями, картинки.

Центр сюжетно- ролевых и дидактических игр: уголок «Транспорт»

Центр творчества: раскраски, ножницы для вырезывания, пластилин.

Работа с родителями :

Консультация для родителей «Знакомство дошколят с профессиями»

«Как сформировать положительное отношение к труду у детей дошкольного возраста через ознакомление с профессиями».

Просмотр телепередач, мультфильмов о транспорте, водителях.

Создание страничек «Стихи и загадки»

Помощь детям в создании поделок, рисунков.

Заучивание стихотворений.

Итог проекта: Дети называют различные профессии, в том числе профессии своих родителей, для чего они нужны. Знают, что самолетом управляет пилот, поездом- машинист, кораблем- штурман, машиной- водитель.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Педагогический проект "Знакомство детей с профессией водитель" во второй младшей группе №12

Творческий проект по теме "Знакомство детей с профессией водитель" подготовили: Платонова Н. Г, Ахмедова Г. М.

Информационная карта проекта. Полное название проекта: «Знакомство детей второй младшей группы в детском саду с профессией водителя ». Авторы проекта: Платонова Н. Г., Ахмедова Г. М., воспитатели МБДОУ детского сада №94 «Соенеч» г. Нижнекамска. Продолжительность проекта: долгосрочный 2015-2016 уч. год. Тип проекта по количеству: групповой. Участники проекта: педагоги, дети, родители. Проблема: недостаточно сформированы знания о профессии водитель. Цель проекта: расширить и закрепить представление о профессии водитель, ее значении.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что дети дошкольного возраста очень мало знают о профессиях, не осознают социальную значимость, ценность профессии, не выделяют результат труда. У детей недостаточно развит словарь профессиональной лексики, связанный с описанием профессий. Работа над данным проектом поможет сформировать у детей понятие "Профессия водитель", расширит знания детей о назначении транспорта. Представления о профессиях у ребенка 4 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом - работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, полицейского, продавца, но б этих так и иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий - это необходимый процесс, который актуален в современном мире.

Задачи: Расширять знания детей о профессии водитель. Познакомить детей с разными видами транспорта. Развивать умение понимать слова: транспорт, пешеход, светофор, зебра. Формировать умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него. Способствовать возникновению сюжетно-ролевых игр. Развивать навыки продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация). Обучать детей правилам безопасного поведения на дороге, в транспорте.

Ожидаемые результаты реализации проекта Педагог: Осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме. Совершенствование предметно-развивающей среды. Дети: Обогащение знаний и представлений о разных видах транспорта. Формирование уважительного отношения к водителям транспорта. Расширение словарного запаса детей. Родители: Привлечение родителей к участию в педагогическом процессе группы. Подготовка выставки поделок на тему "Мы едем, едем.."

Этапы РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

I этап. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ. Подбор методической литературы и пособий Подбор художественной, детской литературы Подбор загадок о профессии водитель, транспорте Подбор стихов о профессии водитель Подбор дидактических и настольных игр Атрибуты к сюжетно-ролевым играм Подбор машин разных размеров Подбор материала для художественного творчества Создание предметной среды

II ЭТАП. ОСНОВНОЙ. Работа по образовательным областям Познавательное развитие Беседы: "Для чего человеку нужен транспорт", "Кто чем управляет", Правила поведения на улице", "Правила поведения в транспорте", "Где работает мой папа"

Конструирование "Вагончики"

Речевое развитие Отгадывание и составление загадок по теме "Профессия водитель" Рассматривание иллюстраций Заучивание стихов Рассматривание фото, репродукций, иллюстраций Чтение стихотворений о шофере, светофоре, пешеходном переходе

Социально-коммуникативное, физическое развитие Подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации

Художественное творчество

III ЭТАП. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. Подведение итогов о проделанной работе Мониторинг по выявлению уровня роста знаний по теме проекта Презентация проекта "Знакомство с профессией водитель"

Взаимодействие с родителями Ознакомление с темой проекта Консультации для родителей "Рекомендации родителям о ПДД" Оформление родительского уголка на темы: "Правила дорожного движения", "Памятка для взрослого пешехода-родителя", "Осторожно дорога", "Красный, желтый, зеленый" Выставки детского творчества Выставка моделей транспорта руками родителей совместно с детьми Привлечение родителей в изготовлении атрибутов к игре "Шоферы"

Выставка моделей машин, изготовленных руками родителей совместно с детьми

Заключение Проект "Знакомство с профессией водитель" - это попытка решения актуального вопроса. Для этого были созданы условия для разностороннего развития дошкольника через грамотное построение педагогического процесса в ДУ. В результате организации интегрированных видов образовательных областей у детей расширились и обогатились знания о профессии водитель, разных видах транспорта, правилах поведения на дороге, в общественном транспорте. Расширился словарный запас детей. Родители приняли активное участие в педагогическом процессе группы и организации выставки моделей транспорта своими руками, а также в оформлении фотовыставки на заданную тему.

Благодарим за внимание!


Описание профессии водитель, выбор профессии водитель

ВОДИТЕЛЬ АВТОМОБИЛЯ

  • Введение


Водитель автомобиля – одна из наиболее массовых профессий в мире.
Нет ни одной отрасли экономики, где бы ни работал водитель. Большой отряд водителей строительной отрасли вносит заметный вклад в общее дело строителей-созидателей.
Профессия водителя появилась после создания в 1769 году французским инженером Никола-Жозефе Кюньо паровой повозки. На трехколесную повозку весом 3,5 тонны был установлен огромный паровой котел. Человека, который его топил, называли шофером (в переводе с французского – кочегар). Шофер управлял паровой машиной и постоянно подбрасывал уголь в топку. При помощи рычага поворачивал переднее колесо. Скорость такой машины развивалась до 7 километров в час.
В 80-х годах ХIХ века Г. Даймлер и К. Бенц создали первый бензиновый двигатель внутреннего сгорания, который был установлен на новом транспортном средстве – безрельсовой самодвижущейся повозке, получившей название «автомобиль». В России первый автомобиль и, соответственно, профессия «шофер» появились в 1895 году.
В настоящее время в официальных и профессиональных документах слово «шофер» было заменено словосочетанием «водитель автомобиля». Слово «шофер» является просторечным, несмотря на то, что «шофер» исторически первое название профессии «водитель автомобиля», ставшей сегодня профессией миллионов.
Автомобиль в строительстве незаменимый вид транспорта. 85% всех перевозок грузов в строительстве осуществляется автомобилями.
Автотранспорт в строительстве бывает внешний, внутрипостроечный и объектный.
Крупные строительные предприятия имеют собственный автотранспорт, который находится в ведении управления механизации транспортного предприятия, которое кроме эксплуатации всех автотранспортных средств обеспечивает их ремонт и подготовку к выходу на линию.

Небольшие строительные организации не имеют на своем балансе парка грузовых автомобилей. Обычно они заключают договоры с автотранспортными предприятиями на аренду автомобилей и услуги водителя автомобиля.
Водитель автомобиля в строительном предприятии осуществляет перемещение грузов и пассажиров.
В строительстве используют автомобили грузоподъемностью 1,5–40 тонн. Кроме одиночных автомобилей применяют автопоезда.
По назначению и роли в строительном производстве средства автомобильного транспорта классифицируют на две группы:
- автомобили общетраспортного назначения (грузовые бортовые машины, самосвалы, автопоезда в составе автомобиля и прицепов);
- специализированные автотранспортные средства.
Специализированные транспортные средства приспособлены (специализированы) для перевозки определенных категорий грузов: бетонной смеси, раствора, порошкообразных и пылевидных строительных материалов, крупногабаритных железобетонных конструкций и др. Для перевозки бетонной и растворной смесей сейчас используют передвижные автобетоносмесители. При бестарной перевозке порошкообразных материалов (цемента, гипса, извести, молотого известняка и др.) применяют автоцементовозы, оборудованные устройствами для саморазгрузки. Крупногабаритные железобетонные конструкции перевозят преимущественно автопоездами, состоящими из автомобильного тягача и специализированных прицепов или полуприцепов. В зависимости от вида перевозимого строительного груза применяют полуприцепы: плитовозы, балковозы, панелевозы, фермовозы, сантехкабиновозы и блоковозы. К специализированным видам транспорта относятся прицепы-тяжеловозы (трейлеры) грузоподъемностью до 120 т.
Профессиональная деятельность водителя автомобиля в строительной отрасли – это работа на автомобилях общетранспортного назначения и специализированных автотранспортных средствах: грузовых бортовых машинах, самосвалах, бензовозах, КАМАЗах, МАЗах, ГАЗелях, технике с прицепами и полуприцепами, а также на автобусах и легковых автомобилях.
Работая в автомобильном парке строительной компании, водитель должен иметь навыки вождения разных видов автотранспорта: и общетранспортного назначения, и специализированного.
Многое надо знать и уметь, чтобы управлять грузовой машиной. Ведь только за один километр пути водителю приходится выполнять до 40-50 операций.
Профессию водитель автомобиля можно назвать «сквозной», так как нет ни одной отрасли экономики, в которой бы не трудились водители. Поэтому эта профессия остается наиболее привлекательной для тех, кто выбирает профессию или думает о смене места работы.

  • Профессиональная самоидентификация

В большинстве своем водители автомобилей очень увлеченные своей профессией люди. Они идентифицируют себя с шоферами, водителями. «Я не извозчик, а водитель машины».
Водители со стажем работы отмечают большую привязанность к своей профессии. Они любят технику и, особенно, свою машину.
Как правило, люди, однажды выбравшие для себя профессию водителя, связывают с ней всю свою жизнь. Меняются места работы, марки машин, но неизменной остается любовь к технике, которая не позволяет сменить профессию, сложную и очень ответственную.
«Я водитель! Всегда хотел им быть и в дальнейшем хочу работать только водителем. Не представляю себя в другой профессии», - это слова водителя полуприцепа с стажем работы.
Ни один этап строительства не может обойтись без труда рабочего – водителя автомобиля, поэтому многие водители, работающие в отрасли строительства, с гордостью называют себя «строителями».
  • Причины выбора профессии

В рядах водителей редко оказываются случайные люди. В эту профессию идут по призванию.
Желание освоить профессию водителя автомобиля возникает у молодых людей, как правило, еще в детстве. По мнению профессиональных водителей, любовь к технике, которая и является главным условием для работы водителем, зарождается именно в этом возрасте, а у некоторых и еще раньше. Сначала объектом пристального внимания для мальчика становится велосипед, на котором он учится азам передвижения, маневрирования и элементарным слесарным работам. По мере взросления формируется тяга к освоению более сложной техники. Часто для мальчика (юноши) примером является его отец, работающий водителем автомобиля.
«Профессия водителя мне нравилась всегда. Отец был водителем, и я всегда мечтал посидеть за рулем. Я считаю, что к машине тянет любого парня»; «В профессию пришел осознанно. Еще ребенком был, а уже к технике тянуло, нравились разные механизмы. Мечтал машиной управлять. Так что моя профессия – мечта детства».
Человек, мечтающий стать водителем и не сумевший сразу реализовать свои намерения по каким-либо обстоятельствам, в дальнейшем обязательно «приходит» в профессию. «Профессия водителя модная, престижная. Целенаправленно стремился пойти учиться на водителя. С первого раза не поступил, пошел учиться на сварщика. И все равно не отступил от выбранного пути – поступил на вечерние курсы и освоил профессию водителя. Работа очень нравится».

Большинство водителей отмечают, что для того, чтобы овладеть профессией водителя автомобиля специальное образование необходимо. «Обучение следует пройти, иначе не поедешь. Особенно важно получение образования в условиях постоянной модернизации транспорта».
Каждый, кто собирается стать профессиональным водителем, должен в совершенстве овладеть искусством вождения автомобиля. А для этого необходимо не просто знать правила дорожного движения, а уметь правильно применять их, постоянно анализировать свои действия на дороге. Для рациональной эксплуатации автомобиля необходимо хорошо знать его устройство, правила обслуживания механизмов, агрегатов, приборов.
Некоторые водители считают, что овладение профессией водителя автомобиля – это дар от Бога, и человек, имеющий этот дар, может и без образования стать профессиональным высококлассным специалистом. «Конечно, теорию знать необходимо, но практические навыки все-таки важнее». Однако трудоустройство по данной профессии возможно лишь при наличии водительского удостоверения на управление транспортными средствами категории «В», «С», «Д» и «Е», а его можно получить только после прохождения обучения.
Успешному освоению профессии способствует наличие интереса к технике, техническому творчеству, стремление работать на машинах.
Необходимые теоретические знания и практическую подготовку можно получить в учреждениях начального профессионального образования, а также на курсах профессиональной подготовки.
Перспективы профессионального роста: повышение профессионализма и автоматизма выполняемых действий.
Возможна переквалификация на другие виды транспорта, а также в специалиста родственных профессий
Родственные профессии: специалист по эксплуатации и ремонту транспорта, инструктор по обучению вождению.
  • Особенности профессионалов и профессиональной деятельности
Особенности профессионалов

Профессия водителя автомобиля предъявляет особые требования к психологическим и психофизиологическим особенностям человека, а также к состоянию его здоровья.
Водителю важно обладать такими качествами, как память на движение, внимание на дороге, быстрая реакция и ориентация, хорошее цветоразличие.
Высокие требования предъявляются к такому качеству водителей, как внимание. С одной стороны, необходима длительная концентрация внимания в течение нескольких часов работы. С другой стороны, внимание водителя все время переключается во время движения с одного объекта на другой. Особенно необходимо внимание при работе на строительном объекте.
У водителя должна быть хорошая реакция на неожиданные ситуации, которые возникают на дороге, на строительном объекте. Часто решающее значение имеют доли секунды.
По мнению профессионалов, «водителю важна не только хорошая координация рук и ног, но и работа головой». Особенность профессионального мышления водителя состоит в том, чтобы предугадывать действия других людей, прогнозирование ситуации. Необходимость принятия решений при аварийных ситуациях требует от водителя оперативного мышления и умения сосредоточиться.
Профессионалы считают, что «водитель должен обладать хорошим пространственным воображением, которое помогает совершать маневрирование автомобилем, иногда достаточно сложные развороты на строительном объекте. Тут необходим и глазомер, чтобы точно остановиться или проехать там, где нужно, и ни сантиметра в сторону. В этом высшее мастерство водителя на стройке».
Водители считаю, что рабочему необходимо обладать такими личностными качествами, как трудолюбие, терпеливость, исполнительность. Приобретенными в ходе деятельности чертами характера они называют ответственность, настороженность, умение прогнозировать ситуацию и, что не очень приятно, нервозность и грубость.
Выбирая профессию водителя автомобиля важно учитывать состояние здоровья. Работа не рекомендуется людям, страдающим нервно-психическими заболеваниями, заболеваниями позвоночника, язвенной болезнью, дальтонизмом, эпилепсией, имеющим монокулярное зрение и нарушения вестибулярного аппарата.


Особенности профессиональной деятельности

Водитель автомобиля в строительстве – квалифицированный рабочий.
Доминирующие виды деятельности:
- осуществление транспортных и пассажирских перевозок;
- эксплуатация, управление автомобилем;
- наблюдение за показателями приборов (амперметра, указателей температуры воды и давления масла и т.д.);
- техническое обслуживание автомобиля (мойка, заправка топливом и маслом, смазка, осмотр и пр.);
- регулярное проведение осмотров транспортного средства перед выездом из гаража;
- обнаружение и устранение неисправности в результате поломки на дороге;
участие в ремонте автомобиля в стационарных условиях.
Типичный рабочий день водителя автомобиля зависит от предприятия и машины, которой он управляет. Работа может быть в одну смену с 8-00 до 17-00 с часовым перерывом на обед, может быть в две смены, возможны командировки на отдаленные объекты, в другие города. Водитель автомобиля рассказывает: «Мы доставляем на строительные объекты предприятия строительные материалы из Екатеринбурга, Владимира, Москвы, Санкт-Петербурга, Костромы и других городов России».
В связи с различной грузоподъемностью машин и разнообразием строительных материалов, водители специализируются на перевозке разных грузов. «В мои обязанности входит заправка строительной техники горючими материалами, в частности, бензином. Нужно заправиться на бензоколонке и доставить бензин по месту требования». «Сейчас я работаю в бригаде электриков, развожу рабочих по объектам. Также перевожу стройматериалы (провода, электроприборы».
Результатом профессиональной деятельности водителя является в срок и аккуратно доставленный груз.
Рабочее место водителя – кабина автомобиля, а также гараж или стоянка, где осуществляется парковка и уход за автомобилем.
Водитель управляет машиной, сидя в удобном кресле, когда даже при интенсивной нагрузке мышцы не очень напрягаются: ведь водитель не «катается» на машине, а совершает многочасовые и многодневные рейсы. Окна современных машин дают возможность хорошо видеть дорогу впереди и сбоку, а специальные зеркала позволяют наблюдать обстановку сзади автомобиля. Водитель систематически смотрит в такие зеркала, так как ему важно знать, не сдерживает ли он движение других, более скоростных машин, не собирается ли кто обогнать его. Особенно важно ориентироваться в дорожной обстановке при многорядном движении. Передние стекла кабины, как наиболее важные, оборудованы специальными омывателями и щетками, так называемыми «двориками». Главное здесь – наблюдать, анализировать и предвидеть. Дорога узкая и надо быть начеку. Водитель должен быстро оценить, проанализировать сложившуюся дорожную обстановку и заблаговременно принять необходимое решение: снизить или увеличить скорость, осуществить необходимый маневр. «На дороге с другими водителями мы вступаем в своеобразные молчаливые отношения. Со всеми нужно найти общий язык».
Условия труда водителя имеют ряд специфических трудностей:
Во-первых, особенностью и не очень приятной этой профессии является то, что при всей внешней динамике и свободе передвижения у водителя сидячая работа. Это источник большого напряжения.
Во-вторых, в профессиональной деятельности водителей существует возможность экстремальных условий труда, когда возникает стрессовая аварийная, катастрофическая ситуация на дороге.
В-третьих, бывают плохие погодные условия – снегопад, гололед, туман, которые требуют особого внимания. В тумане можно не заметить дорожных указателей, в результате чего может произойти столкновение с встречным транспортом.
В-четвертых, одной из неприятных сторон профессии является необходимость ремонта машины в пути. В любую погоду (и в грязь, и снег) приходится залезать под машину в поисках неисправности, менять колесо или разбираться в моторе.
В-пятых, находясь в командировке, водитель может оказаться далеко от населенного пункта, поэтому иногда ему приходится ночевать в кабине машины в любую погоду.
К неблагоприятным факторам профессиональной деятельности относится также загазованность и запыленность воздушной среды. А движение машины и работа двигателя оказывают на водителя повышенное шумовое воздействие.
Такие условия труда водители считают для себя привычными. «Со временем привыкаешь к своей работе, многие трудности не замечаешь», - говорит водитель.
Основная проблема, волнующая водителей автомобилей, - это разбитые дороги. «Выбоины, к сожалению, на пути встречаются чаще, чем ровное полотно. От этого встряска, качка, вибрация и в результате поломка техники. На объектах также разбитые дороги. Машину мотает в разные стороны, а груз надо беречь».
Волнует водителей большой износ техники. «Конечно, это проблема постепенно решается руководством компаний. Строительные предприятия стремятся закупать новую технику, более совершенную, удобную в эксплуатации».
Несмотря на трудности водители удовлетворены своей профессиональной деятельностью. Причастность к возведению строительных объектов рождает в их душе гордость за свой труд «Ты как ветер, когда мчишься по дороге и везешь необходимый для стройки груз», - так описывает свое состояние водитель грузовой машины.
Водителей привлекает в профессии то, что она связана с техникой «Когда душу отдаешь своей машине, она отвечает тебе тем же», «Я – хозяин машины, она послушна моим рукам», «Моя профессия – это движение, это радость, это труд, это дорога, это хорошая профессия, и я ее уважаю».
В Сыктывкаре средняя заработная плата водителей от 10 тысяч рублей. Большую роль при начислении заработной платы играет классность водителя и сложность выполняемой работы. Заработная плата устраивает водителей относительно, всегда хочется получать больше.

  • Рынок труда профессии


Профессия водителя автомобиля в строительстве достаточно распространена и имеет стабильный спрос на рынке труда. По данным Министерства экономического развития Республики Коми, прогнозная потребность в водителях до 2010 года в республике составляет 4455 человека, в том числе, в Сыктывкаре – всего 1360 человек (270 чел. в год), в Воркуте – 409 человек (75-85 чел. в год), в Инте – 95 человек (20 чел. в год), в Печоре – 194 человек (40 чел. в год), в Усинске – 308 человек (55-64 чел. в год), в Ухте – 704 человека (130 чел. в год).
Объемы строительного производства в Республике Коми наращиваются. Перспективы трудоустройства по профессии можно рассматривать, как благоприятные. Водители говорят: «Шофер не пропадет. Возможностей трудоустройства у нас много. Чем больше у водителя категорий, тем выше его конкурентоспособность на рынке труда».
В связи с постоянным усовершенствованием техники, в частности, оснащением транспорта электронными приборами, требуются водители, обладающие знаниями и навыками вождения модернизированной техники.
Водители называют свою профессию перспективной и считают, что она будет нужна всегда. «Груз на плечах не понесешь», - говорит водитель. «Профессия будет востребована, пока есть стройка».
Помимо строительной отрасли водитель автомобиля может работать в любой другой сфере человеческой деятельности, где необходимо перемещение грузов и пассажиров: автотранспортные предприятия (таксопарки, автобусные парки, автобазы, компании по автоперевозкам и т.д.); промышленные предприятия; автомобильный спорт; частный извоз.
Работать водитель автомобиля может как в государственном, так и в частном секторе экономики.
Без дополнительного обучения водитель автомобиля может выполнять работу слесаря по ремонту автомобилей. «Могу быть слесарем по ремонту. В работе с этим приходится сталкиваться довольно часто», - говорит водитель.
В профессии существуют производственные риски. Работа водителя автомобиля относится к травмоопасным видам труда, поэтому всегда есть риск угрозы для жизни.

Елена Дадасян
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Знакомство с профессией водитель»

Конспект занятия на тему : Знакомство с профессией «Водитель »

Программное содержание : Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о труде людей; расширять знание о профессиях . Обогащать словарный запас, развивать связную речь. Активизировать в речи слова : механик, тракторист, комбайнер. Развивать внимание, память и логическое мышление.

Материал : картинки с изображением шофера, комбайнёра, тракториста, машинист; дидактическая игра «изучаем знаки » , два светофора, руль.

Ход занятия:

Загадка - Умело он ведёт машину

Ведь за рулём не первый год

Слегка шуршат тугие шины

Он нас по городу везёт.

В : Правильно это водитель , как назвать одним словом чем управляет водитель ?

Д : транспорт

В : Какие виды транспорта вы знаете?

Д : машины легковые и грузовые, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, электричка, самолёт и т. д.

В : как по-другому мы можем назвать человека который управляет этими разными видами транспорта? (если дети затрудняются с ответами воспитатель задаёт наводящие вопросы)

Д : Шофёр - управляет машинами легковыми и грузовыми, автобусом, троллейбусом.

Машинист - управляет, трамваем, поездом, электричкой.

Капитан- - управляет кораблём.

Пилот- управляет самолётом

В : можно по вашему тракториста и комбайнёра тоже назвать водителями ?

Д : Да можно ведь они тоже водят транспорт.

В : Водители должны много знать и многое уметь, например : знать устройство машины, умело ею управлять, если на дороге произошло дорожная транспортное происшествие он должен уметь оказать пострадавшему первую помощь. А самое главное по-вашему мнению, что должен знать водитель ? Правильно правила дорожного движения мы с вами тоже уже некоторые знаки знаем , и я предлагаю вам поиграть в игру «Поставь нужный знак » .

В : К человеку который управляет транспортом предъявляют высокие требования :быстроту реакции, выносливость, силу, умение мгновенно принимать правильное решение в сложных ситуациях, крепкое здоровье, прекрасное зрение. Водитель безошибочно должен различать все световые сигналы и обладать отличным слухом.

Предлагаю нам сваями тоже проверить себя и поиграть в игру «Собери светофор»

Шофёр не любит дома спать

Чуть свет шофёр встаёт

К своей машине он спешит

Чтоб завести мотор.

В : Да водители просыпаются очень рано. КАК по-вашему мнению, для чего они это делают?

Д : подготовить машину для поездки .

В : правильно, перед выездом на дорогу водитель обязан проверить исправность машины. Если машина не исправна. ею должен заняться специалист – механик.

В : Что ещё должен сделать водитель перед поездкой ?

Д : заправить машину бензином.

В : Где заправляют машины?

Д : на бензозаправки.

В : кто из вас знает правила безопасности на бензозаправке? Дети перечисляют запрещающие действия на заправках, если дети затрудняются в ответах, воспитатель подсказывает или дополняет ответы детей .

В : многие водители работают на общественном транспорте, перед поездкой этот транспорт проверяет механик, а вот водителей осматривает врач . Водитель должен быть здоровым! Ведь он отвечает за людей. Вот какая трудная и очень серьёзная работа у водителей наше занятие я хочу закончить стихотворением

Шуршат по дороге весёлые шины

Спешат по дорогам машины.

Работа шофёра трудна и сложна

НО как она людям нужна.

В конце занятий организовать сюжетно ролевую игру «Водитель и пассажиры автобуса» .

Список используемой литературы :

1. Т. Шорыгина «Знакомим дошкольников с профессиями »

2. Комплекты НДМ «Профессии » , «Безопасная улица» , «Транспорт»

3. Комплект «Азбука пешехода»

4. В. Полынова «Основы безопасности жизнедеятельности в дошкольном возрасте»

Публикации по теме:

Конспект занятия «Знакомство с профессией повара-кондитера» Непосредственная образовательная деятельность в средней группе на тему «Знакомство с профессией повар-кондитер» Цель: Познакомить детей.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе (6-7 лет) по теме: «Знакомство с профессией лесника» Цель: продолжать.

Возрастная группа: 2 – 3 лет. Форма совместной деятельности: интегрированное занятие. Форма организации: коллективная, групповая, индивидуальная.

НОД «Знакомство с профессией библиотекаря» (для детей подготовительной группы) Цель. Закрепление знаний о библиотеке. Задачи: 1. Расширять представления детей о профессии библиотекарь, содержании и значимости труда.

НОД «Знакомство с профессией пожарного» Задачи: Обучающие: - Учить устанавливать связь прошлого и настоящего в истории развития пожарной службы, составлять ленту времени. - Учить.

Конспект занятия «Знакомство с профессией повара. Игра «Кафе» Профессия «Повар». Игра «Кафе». Задача воспитателя: - помочь ребятам организовать игру, сделать её увлекательной, насыщенной действиями;.

В мире стремительного технического развития и прогресса во всех сторонах общественной жизни, все чаще становится востребованной профессия водителя, растет ее престижность, становятся все более высокооплачиваемыми эти услуги. Нет ни одной жизненной сферы, где на сегодняшний день не требуются услуги водителя.

Значение слова «водитель» и немного истории

Происхождение слова «водитель» вызывает давние споры, ведь нет достоверных данных, когда и где оно возникло. Если посмотреть любой толковый словарь, а также современные правила дорожного движения, то «водитель» означает человека, который управляет транспортным средством (самоходным и наземным). Сам термин уже непосредственно указывает на сущность этой профессии – «водитель» от слова «водить».

Кроме того, водителя часто отождествляют с шофером (слово «шофер» – французского происхождения – «chauffeur»), но такое отождествление не совсем правильно, ведь изначально шофер означал «истопник или кочегар», который был призван следить за уровнем топлива в паровом автомобиле. Современное же толкование слова «шофер» давно воспринимается, как синоним «водитель автомашины».

Не меньшие дискуссии вызывает и непосредственное происхождение самой профессии водителя. Большинство историков связывают ее происхождение с появлением самих автомобилей – а это 1768 г., когда изобрели и стали собирать первые паросиловые автомашины, способные перевозить людей. Время шло, автомобили менялись конструктивно и по дизайну, а профессия водителя не потеряла актуальности и по сегодняшний день.

Основные требования к личности водителя

Как и любая другая, требует конкретных личностных характеристик. К таковым относятся как психофизиологические особенности человека, так и определенные личностные качества – внимание, усидчивость, реакция, способность ориентироваться и концентрироваться, память, правильное различение цветов и т.д.

Человек, который выбрал профессию водитель должен обладать следующими необходимыми качествами:

  • отличной реакцией, при возникновении нестандартных ситуаций;
  • вниманием и высоким уровнем концентрации;
  • умением координировать свои движения;
  • способностью прогнозировать неожиданные ситуации;
  • умением принимать быстрые решения;
  • пространственным воображением;
  • хорошим глазомером и точностью;
  • исполнительностью;
  • трудолюбием;
  • ответственностью;
  • психологической устойчивостью и т.д.

Безусловно, вышеуказанные качества не являются исчерпывающим перечнем, но они играют значительную роль при выборе такой ответственной профессии, как водитель.

Немаловажным фактором, влияющим на выбор данной профессии, считается и состояние здоровья. Не рекомендуется профессия водителядля людей, которые имеют заболевания нервно-психического характера, проблемы с позвоночником, дальтонизмом, нарушение координации, эпилепсией и т.д. Обусловлены такие «жесткие» требования объективными причинами – ведь водитель несет ответственность не только за себя, за целость и сохранность автомобиля, но и пассажиров, а также всех, кто участвует в процессе дорожного движения.

Мотивация (причины) для выбора профессии водителя

Водителем не может быть случайный человек, эту профессию чаще всего выбирают люди, которые чувствуют к этому призвание. Те, кто выбирает профессию водителя, еще в юном возрасте имели особые пристрастия к технике. Профессиональные водители именно это и считают определяющим фактором при выборе их профессии. Другим, но не менее важным условием, является желание управлять автомобилем.

Необходимые навыки (знания, умения) в профессии водитель

Помимо отменного здоровья и хорошей физической подготовки, водитель должен иметь элементарные навыки и умения, такие как:

  • знания правил дорожного движения;
  • способность к маневренному передвижению на дороге;
  • умение разобраться в элементарной поломке транспортного средства и принять участие в ремонте транспортного средства;
  • умение осуществлять ежедневное техническое обслуживание;
  • наблюдение за данными и показателями приборов технического средства во время движения и т.д.

Именно эти навыки характеризуются, как технический склад ума и техническое мышление человека, что немаловажно для выбора профессии водителя.

Недостатки и достоинства профессии водитель

Достоинства профессии водитель трудно переоценить и они заключаются в следующем:

  • свобода передвижения и динамичность;
  • достойная оплата труда;
  • возможность общения с большим количеством людей;

Любая профессия имеет свои недостатки и водителя в том числе:

  • сидячая работа, которая чревата определенными заболеваниями, связанными с этим;
  • постоянное напряжение и регулярные стрессовые ситуации;
  • необходимость ремонта транспортного средства в любых погодных условиях;
  • чаще всего ненормированный рабочий графики т.д.

Недостатки, как и достоинства, являются результатом специфики выбранной профессии. Для того чтобы в последующем не возникало недовольства тем, что ты делаешь, необходимо тщательно взвешивать все плюсы и минусы профессии. Моральная готовность к трудностям профессии водителя также должна быть проанализирована и должен быть сделан вывод о том, подходит ли она индивидуально для человека, принявшего решение стать водителем.

Сфера применения профессии водитель

Водительский труд широко используется в различных областях современной жизни:

Водитель может управлять и грузовым, и легковым, и пассажирским, и специальным транспортом.

В последнее время очень актуальными разновидностями профессии водитель являются должности, сочетающие в себе помимо водительских функций и другие, например: , водитель-грузчик, водитель-курьер и т.д.

Умения и опыт водителей применяется в разных направлениях, это: водители скорой помощи, личные водители, офисные водители, семейные водители, водители автокаров, водители такси и т.д. Разнообразие областей и сфер использования труда водителя настолько обширны, что не существует ни одной области, в которой бы он не использовался.

Получение образования

Для того чтобы стать водителем, естественно, требуется получение водительских прав. Без этого непременного условия, может не состояться. Получают водительские права после обучения в специализированных автошколах либо профессиональных техникумах.

Однако, для того, чтобы стать профессионалом в этой области нужно помимо теоретических знаний приобрести практические навыки. Именно с опытом к водителю приходит профессионализм. Конечно же, дело не ограничивается только опытом и теоретическими познаниями, всегда можно стремиться к большему и получить специализированное высшее образование, например, в сфере автомобильной промышленности.