Снегоход с двигателем от мотоколяски. Как собрать своими руками самодельный снегоход на разных видах гусениц. Самодельный снегоход на гусеницах своими руками: с чего начать

Рыбаки, охотники и любители зимних видов спорта используют снегоходы для проезда к лучшим местам отдыха. Даже недорогие модели такой техники стоят около сотни тысяч рублей, чаще - больше. Желающие сэкономить могут собрать самодельный снегоход на гусеницах в условиях обычной гаражной мастерской. Стоимость деталей для постройки не превышает 40 тысяч рублей.

Устройство снегохода

Самодельные снегоходы устраиваются на гусеничном ходу. Гусеницы приводятся в движение двигателем внутреннего сгорания, установленным на жёсткой металлической раме. Поддерживаются в рабочем положении колёсами и специальными роликами. Основные варианты исполнения:

  • С цельной либо переломной рамой.
  • С жёсткой либо амортизированной подвеской.
  • С двигателем от мотоблока либо от мотоколяски.

Для рулевого управления используются короткие лыжи. Лёгкие снегоходы (массой до 100 кг), рассчитанные на движение с максимальной скоростью до 15 км/ч, не требуют обязательного оснащения тормозной системой. Они легко останавливаются при падении оборотов двигателя. Сделать самодельный снегоход на гусеницах можно по алгоритму:

  1. Подбор двигателя, расчёт рамы и ходовой части.
  2. Сборка рамы точечной сваркой.
  3. Устройство рулевого управления.
  4. Установка двигателя в проектное положение на временное крепление.
  5. Проверка конструкции на устойчивость к опрокидыванию.
  6. При успешной проверке - капитальная сварка рамы, установка двигателя.
  7. Установка приводной системы, мостов.
  8. Сборка и установка гусениц.
  9. Монтаж деталей кузова.

После этого проводят финальные испытания. Если снегоход едет нормально и не опрокидывается, то его загоняют в гараж и разбирают. Раму очищают от ржавчины, окрашивают в 2 слоя, производят финишную отделку остальных элементов, после чего собирают своими руками самодельный снегоход на гусеницах.

Подбор двигателя

Применяются бензиновые двигатели для мотоблоков или мотоколясок. Обороты двигателя управляются ручкой газа, вынесенной на рукоятку руля. Чтобы сделать самодельный снегоход на гусеничном ходу своими руками, проще всего использовать готовые двигатели малого объёма для мотоблоков с предустановленными:

  • Топливным баком.
  • Системой зажигания.
  • Понижающим редуктором с числом 1:2.
  • Центробежным сцеплением, автоматически срабатывающим при повышении оборотов.

Мощность этих моторов не превышает 10 лошадиных сил, зато они удобны в установке: мастеру не нужно отдельно собирать систему зажигания, подводить топливные патрубки, настраивать сцепление и т. д. На рынке представлены разные варианты:

Марка Модель Мощность, л. с. Объём, см3 Масса, кг Примерная цена, тыс. руб.
Kipor KG160S 4,1 163 15,5 20−25
Sadko GE- 200 R 6,5 196 15,7 15−20
Lifan 168 FD-R 5,5 196 18,0 15−20
Zongshen ZS168FB4 6,5 196 16,0 10−15
Nomad NT200R 6,5 196 20,1 10−15
Brait BR-177F-2R 9,0 270 30,0 10−15
Honda GX - 270 9,0 270 25,0 45−50

Если нет возможности приобрести готовый двигатель от мотоблока, то можно воспользоваться двигателем от мотоколяски. Такие движки мощней на 10−15 лошадиных сил, но требуют самостоятельной сборки. Система включает:

  • Двигатель.
  • Сцепление.
  • Редуктор.
  • Бензобак (объёмом 5−10 литров).
  • Глушитель.
  • Генератор.
  • Коммутатор и катушку электронного зажигания.

Часть элементов подойдёт от старых мотоциклов («Минск», «Восток», «Ява», «Урал»). Бензобак располагают как можно ближе к карбюратору, чтобы сократить длину патрубков.

Рама и кузов

Перед работой рекомендуется составить чертёж рамы. Конструкцию сваривают из трубы квадратного сечения 25 x 25 мм с толщиной стенки 2 мм. При полезной нагрузке свыше 150 кг размер сечения увеличивают до 30 х 25 мм. Погрузочную площадь и элементы кузова обшивают фанерой. Сидения подбираются с гидрофобным покрытием.

В центре переломной рамы располагают шарнир, допускающий вращение вокруг вертикальной оси. Максимальный угол поворота ограничивают, вваривая металлические пластины. Передняя половина используется для рулевого управления, а двигатель ставят на задней полураме.

Цельную раму сваривают в виде прямоугольника, внутри которого располагают мосты и гусеницы. Двигатель размещают спереди на специальной площадке, жёстко приваренной к остальной раме. В обоих случаях мотор ставится в поперечном направлении (вал выходит на торец).

Система привода

На выходной вал двигателя устанавливается ведущая звёздочка небольшого диаметра. С него крутящий момент через цепь передаётся на ведомый вал, располагаемый под сидением двигателя. На ведомом валу находятся:

  • Ведомая звёздочка большого диаметра.
  • Зубчатые колёса, приводящие в движение гусеницы.
  • Направляющие для гусениц.

Ведомый вал крепится на раме с помощью подшипников. Зубчатые колёса толкают траки, приводя гусеницы в движение. Цепь и звёздочки снимаются с одного устройства. На роль донора подходят старые мотоциклы, снегоходы («Буран»). Зубчатые колёса для траков снимаются только с другой гусеничной техники.

Направляющие ролики вращаются вместе с валом, крепятся рядом с зубчатыми колёсами и служат для натяжения ленты. Выполняются из дерева или пластмассы, на торцах имеют слой мягкой резины. Резина предотвращает повреждения гусеницы. Такие ролики легко изготовить самостоятельно, закрепив окантовку мебельным степлером.

Расчёт и сборка гусеницы

Гусеница представляет собой ленту, на внешней поверхности которой закреплены траки. Траки - это жёсткие грунтозацепы, установленные по всей длине гусениц. Варианты исполнения гусениц:

  • Из транспортной ленты толщиной 3 мм.
  • Из автомобильной покрышки.
  • Из клиновых ремней.
  • Готовые гусеницы заводского изготовления.

Конвейерную ленту необходимо закольцовывать. Её прочности достаточно только для лёгких снегоходов с двигателями не мощней 10 л. с. Автомобильные покрышки прочней ленты, они подойдут для мощных моторов. Цельные покрышки не нужно закольцовывать, поэтому вероятность разрыва минимальна. Покрышку нужной длины подобрать сложней, чем ленту.

Готовые гусеницы снимаются с другой аналогичной техники (снегоходы «Буран», «Шерхан»). На них с завода устанавливаются грунтозацепы. Изделия не годятся для использования с маломощными моторами от мотоблоков. Самодельные снегоходы из «бурановских» гусениц должны иметь зубчатые колёса от одного и того же «донора».

Размер гусеницы подбирается по требуемым ездовым характеристикам: чем больше ширина, тем ниже управляемость, но выше проходимость. Минимальная площадь пятна контакта от снегохода (лыж и гусениц) должна быть такой, чтобы давление от снаряжённого транспорта не превышало 0,4 кг/см 2 поверхности. В лёгких снегоходах используют конвейерную ленту шириной 300 мм, разрезанную вдоль на 2 полоски по 150 мм.

Подготовка ленты

Траки крепятся на самодельные гусеницы болтами М6 с широкой шляпкой. Болты фиксируют гайкой, используют шайбу и гровер. Перед креплением в ленте и траках просверливают лидирующие отверстия диаметром 6 мм. При сверлении используют кондуктор и свёрла по дереву со специальной заточкой.

Конвейерную ленту также закольцовывают болтами М6. Для этого края ленты накладываются друг на друга с перехлёстом 3−5 см, соединение содержит 1−2 ряда болтов. Для гусеницы шириной 150 мм выдерживают следующие расстояния:

  • От края ленты 15−20 мм.
  • Между болтами на траках 100−120 мм.
  • Между болтами при кольцевании 25−30 мм.

Всего на один трак уходит по 2 болта, на один соединения ленты - 5−10 болтов в зависимости от числа рядов. При использовании автомобильных покрышек оставляют только беговую дорожку, а боковины удаляют обувным ножом.

Траки выполняются из полиэтиленовой трубы диаметром 40 мм с толщиной стенки 5 мм, распиленной пополам в продольном направлении. Целый участок грунтозацепа прилегает к ленте. В лёгких снегоходах один трак соединяет гусеничную пару. При ширине гусениц 150 мм длина трака составляет 450−500 мм.

Грунтозацепы нарезают с помощью дисковой пилы по дереву. Используют специальный станок с двумя направляющими (металлической и деревянной), жёстко зафиксированными на неподвижной столешнице. Стенки труб распиливаются по очереди.

Расстояние между траками зависит от параметров зубчатых колёс на приводном валу. Обычно составляет 5−7 см. Заданное расстояние выдерживается с погрешностью не более 3 мм. В противном случае работа привода нарушается: грунтозацепы «набегают» на зубья ведущих колёс, гусеница начинает проскакивать и слетать с катков.

Ходовая часть

Лёгкие снегоходы, предназначенные для катания по рыхлому снегу, оснащаются шарнирной подвеской из удлинённой гайки М16. Это лёгкая конструкция с простым устройством, не обеспечивающая комфортных ездовых характеристик самоделки.

Снегоходы на гусеницах, предназначенные для проезда по укатанному снегу, должны предусматривать амортизаторы (от мотоцикла или мопеда). Амортизаторы устанавливаются в местах крепления лыж и мостов к раме. Ход подвески подбирают таким, чтобы движущиеся элементы не касались кузова снегохода во время работы.

Рулевая и лыжи

Рулевое управление выводится на две фронтальные лыжи по схеме, конструктивно схожей с подвеской. Выполняется из шпильки с резьбой, установленной в удлинённой гайке М16, жёстко приваренной к раме. Используется руль от мопеда или мотоцикла («Минск»).

Всего в конструкции используется 3 пластиковые лыжи от детского самоката (либо самодельные из фанеры толщиной 3 мм). Пара фронтальных лыж применяется для руления. Используются лыжи длиной до 1 метра, при необходимости усиливаются стальной трубой и пластиной.

Третья лыжа опорная, служит для поддержания ленты в рабочем состоянии. Она короче остальных, размещается между мостами (по центру). К опорной лыже крепится Т-образная балка, жёстко приваренная к раме. Сверху балки - свободно вращающиеся ролики для гусениц. Установка такой конструкции не нужна, если гусеница не провисает.

Устройство мостов

Мосты размещаются под погрузочной площадкой. На один мост уходит 2 надувных колеса от садовой тележки и металлический стержень. Колёса свободно вращаются и не имеют привода. В снегоходах, построенных на базе моторов от мотоблоков, колёса накачивают наполовину. К внешним торцам колёс привариваются фиксаторы, с помощью которых мосты крепятся к раме.

Передний мост неподвижен, его фиксаторы жёстко привариваются к раме. Задний мост должен свободно передвигаться вдоль рамы, поскольку служит для натяжения гусеницы. Его фиксаторы предусматривают фрикционные затяжки из болтов М10, закрепляющие мост в рабочее положение.

«Буран-2»

Свою версию снегохода «Буран» представил 18-летний Алексей Сотников, выпускник технического лицея из села Нижний Мамон. На это у него ушло половина мотоцикла, немного мотороллера, немного запчастей от сельхозтехники и два года исследований. Это третья модель Алексея: изначально он строил квадроцикл, затем решил, что лыжи зимой надёжнее, после чего пришлось строить новую раму (первая не выдержала нагрузки и сломалась. Воронежская копия «Бурана» оснащена двухцилиндровым двигателем от мотоцикла «Иж-Юпитер» мощностью 24 лошадиные силы, трансмиссией от мотороллера с задней передачей, фарой от трактора, самодельным бензобаком и сваренной из металлического профиля рамой. Сзади снегоход приводится в движения гусеницей от транспортерной ленты с траками собственного изготовления, впереди стоят две амортизированные алюминиевые лыжи. На самодельном снегоходе можно преодолевать полуметровые сугробы, а запаса мощности даже хватает для дрифта.

«Зимогор»

Два самодельных снегохода «Зимогор», оснащенные 4-тактными двигателями фирмы Briggs & Stratton (22 и 18 лошадиных сил) и гусеницами от длинного «Бурана» в 2009 году приняли участие в большой экспедиции: четыре тысячи километров от Рыбинска до Салехарда. Из двух снегоходов, участвующих в пробеге, один на момент старта уже прошёл около 4000 км – это была испытательная модель, на которой пробовались различные варианты конструкции (ходовая, амортизаторы, пружины и прочее). Путешествие началось 14 марта, а завершилось 20 апреля: дистанцию в 4000 км снегоходы преодолели за 37 дней. Пониженной передачи и заднего хода у снегоходов не было, зато весили машины по 200 килограммов, а баки ёмкостью 50 литров допускали значительный запас автономной работы. Местами «Зимогорам» удавалось развивать скорость до 70 километров в час.

Лыжный «Минск»

Базовая машина следующего самодельного снегохода — мотоцикл «Минск» с двигателем объёмом 125 кубиков. Задний мост с дифференциалом и полуосями позаимствован у автомобиля УАЗ-469. Подвеска — самодельная с дополнительными амортизаторами от мотоцикла «Иж». Камеры диаметром 1050×420 мм, «обуты» в шины со срезанными протектором и боковинами. И те, и другие — от тракторной тележки. Максимальная скорость колёсно-лыжного «Минска» составляет 45 километров в час. Этот же конструктор стал автором и гусенично-лыжной модификации «Минска», поставив ведущий вал с 17-зубыми звёздочками от снегохода «Буран». Гусеничный «Минск» способен разгоняться до 50 километров в час.

Пневмоход

Снегоход на шинах низкого давления универсален тем, что летом он с лёгкостью превращается в обычный вездеход. Наш следующий экземпляр соорудил некто Владимир из Соликамска. Пневмоход построен на базе мотоколяски СЗД с использованием силового агрегата от мотоцикла Иж Планета-4 мощностью около 20 лошадиных сил. Камеры огромных колёс некогда принадлежали большегрузному КрАЗу. Своё изобретение автор выставил на продажу. Стоит такой снегоход всего 55 тысяч рублей.

Как сделать снегоход своими руками . Схему снегохода использовал ту же, что и в машине братьев Матвейчук: трехопорную с двумя передними управляющими лыжами и одной ведущей гусеницей сзади. Такая компоновка обещала машине хорошую проходимость и устойчивость, что немаловажно при езде по пересеченной местности без дорог. Только вот посадка водителя на «Мысли-2» как на мотороллере, меня не устраивала.

Мне было привычнее, да и удобнее управлять снегоходом , сидя на нем, как на мотоцикле, - верхом. А потому компоновку силового агрегата с коробкой передач у снегохода выполнил такой же, как у мотоцикла, при этом даже рычаги управления переделывать не потребовалось.

Рама моей машины, в отличие от пространственного каркаса снегохода братьев, более простая - мотоциклетного (хребтового) типа с консольными балками (траверсами). Материал основного лонжерона - стальной швеллер 40x40x4 мм. Верхняя часть (ригель) подобрана готовой (от мопеда «Карпаты»). Она довольно сложной конфигурации.

Но это не вызвано какой-то необходимостью. Поэтому на рисунках ее форма упрощена. Передняя стойка выполнена из стальной трубы диаметром 28 мм в форме вилки, нижние ее концы опираются на переднюю балку, взятую вместе с рычагами подвески от легкового автомобиля (балка укорочена, а рычаги использованы только нижние). Поперечины подрамника гусеничного блока - из стальной трубы.

Стяжки вставляются в них через капроновые втулки. Консоль под промежуточный вал выполнена из уголка 60x60 мм. Кронштейны для крепления седла и кузова - из стальной 4-мм полосы. Подрамник гусеничного блока тоже простой конструкции.

Его основа - два лонжерона, выполненные из стального уголка 60x60 мм Лонжероны стянуты поперечинами; передняя приварена к раме снегохода . Снизу к лонжеронам также приварены две дугообразные стойки опорной лыжи гусеничного блока, а сверху прикреплена болтами М8 дугообразная багажная стойка.

Все стойки выполнены из стальной полудюймовой водопроводной трубы. По первоначальным прикидкам на снегоходе в качестве силовой установки предполагал использовать двигатель от мотоцикла повышенной проходимости «Тула» рабочим объемом 200 см3 и мощностью 13 л.с. с принудительным воздушным охлаждением.

В этом случае можно было бы передок снегохода закрыть традиционным для машин этого типа капотом-обтекателем, который значительно улучшал комфортабельность езды, особенно в мороз и при встречном ветре. Однако «тульский» двигатель по приемлемой для меня цене приобрести не удалось, и машину пришлось комплектовать стареньким, капитально отремонтированным силовым агрегатом (мотор с коробкой передач) от мотоцикла «Восход-ЗМ».

Мощность его даже чуть больше (14 л.с), хотя рабочий объем и меньше (175 см3). Однако принудительного охлаждения у него нет. Поэтому от капота пришлось отказаться, а вместо него установить два ветровых щитка (наподобие грязевых) с промежутком между ними, в который и проходит поток воздуха для охлаждения двигателя.

Трансмиссия на моих мотонартах немного посложнее, чем на снегоходе «Мысль-2», - с промежуточным валом. Но вал не стал лишним звеном - имея звездочки с разным количеством зубьев (22 и 12), он выполняет роль редуктора (или, как его называют местные самодельщики, - «ходоуменьшителя»). Вращение от коробки передач силового агрегата на промежуточный вал и с него - на приводной вал гусеничного блока осуществляется цепными передачами.

Натяжение цепей регулируется пластинами, подкладываемыми под корпуса подшипников промежуточного и приводного валов. Гусеничный блок - наиболее сложный из самодельных узлов. Опыта его изготовления у меня не было, поэтому ориентировался на конструкцию и размеры деталей, приведенные в журнале. Поскольку публикация давняя и у молодых читателей-самодельщико этого журнала нет, думаю, стоит привести рисунки блока, его основных узлов и деталей еще раз.

Конечно, какие-то отличия в конструкции и материалах моего гусеничного блока есть, и хотя они не столь принципиальны и существенны, заострить на них внимание, думаю, стоит. Так, подшипники вала и оси у моего гусеничного блока не 203, а 80204 - они и размером побольше, и имеют с обеих сторон сепаратора защитные шайбы.

Опорная лыжа - полностью капроновая. На ней я не предусматривал боковых латунных направляющих - при правильной (параллельной) установке оси относительно приводного вала и хорошем натяжении гусеницу в сторону не уводит.

Эксплуатация снегохода показала, что вместо задних звездочек лучше использовать катки, которые можно без особого труда изготовить из тех же звездочек, отрезав у них зубья, что я впоследствии и сделал. Болты крепления планок-траков к ленте установлены выступающими концами с гайками наружу: теперь они работают как шипы у шин мотоциклов для ледяного спидвея - обеспечивают хорошее сцепление и со снежным накатом на дороге, и с твердым настом в поле, и со льдом на реке или озере.

Передние управляющие лыжи изготовил из осиновой доски толщиной 15 мм и шириной 180 мм. Носки лыж распарил в кипящей воде и загнул в шаблоне до высыхания. После этого пропитал олифой и обшил снизу алюминиевым листом. К подошве посередине прикрепил направляющие полозки из дюралюминиевого уголка 25x25 мм.

Стойки рулевых лыж смонтированы в корпусах-втулках, закрепленных на концах рычагов поворотных кулаков, взятых от легкового автомобиля. Рычаги подрессорены амортизаторами с пружинами от старенького мопеда. Управление лыжами осуществляется через доработанные рулевые тяги от мотоколяски (штатные наконечники у тяг заменены вилками карданных шарниров), соединенные с сошкой, закрепленной на конце рулевого вала.

Все оборудование снегохода: сиденье, руль, фара, сигнал, электроприборы, так же, как и силовой агрегат, - от старенького мотоцикла «Восход-ЗМ». Багажник - сварной из стального листа толщиной 1 мм, снизу для жесткости окантован уголком 25x25 мм. Бензобак емкостью 6 литров - от мопеда. Под сиденьем смонтирован инструментальный ящик.

Гусеница под сиденьем, чтобы на ноги водителя попадало меньше снега, прикрыта дюралюминиевым листом. Для защиты от встречного потока воздуха туловища и лица в дополнение к передним щиткам над ними укрепил ветровое стекло. Конструкция трансмиссии и движителя позволяет машине обходиться без тормозов - наката практически нет.

Учета затрат на строительство снегохода не производил - это нужно было бы делать довольно скрупулезно, поскольку потратил не много, так как в основном использовал кем-то когда-то брошенные (а мной подобранные) агрегаты, узлы и механизмы, дожидавшиеся своего часа в дворовом «арсенале».

Потраченное же время убитым не считаю, так как кроме конструкторского опыта, дополнительных навыков по работе с металлом и морального удовлетворения от сработанной своими руками машины в результате имею транспортное средство, очень нужное в хозяйстве для перевозки различных грузов и вообще для быстрого преодоления значительных расстояний даже по глубоким снегам нашего северного края в продолжительный зимний период.

Снегоход: 1 - кузов (СтЗ, лист s0,8, окантовка - уголок 25x25); 2 - сиденье (от мотоцикла «Восход-ЗМ»); 3 - бензобак емкостью 6 л (от мопеда «Карпаты»); 4 - руль (от мотоцикла «Восход-ЗМ»); 5 - гусеничный блок (движитель); 6 - промежуточный вал: 7 -рама; 8 силовой агрегат (от мотоцикла «Восход-ЗМ»); 9- глушитель; 10-управляющая лыжа (2 шт.); 11 - рулевая тяга (от мотоколяски СЗД): 12 - приборный щиток (от мотоцикла «Восход-ЗМ»); 13 - рычаг подвески (от мотоколяски СЗД); 14 - снегозаградительный щиток (дюралюминий, лист s1); 15 -ветровое стекло (плексиглас); 16 - ветровой щиток (дюралюминий, лист s1, 2 шт.); 17 - фара (от мотоцикла «Восход-ЗМ»); 18 - амортизатор (от мопеда «Карпаты»)

Рама снегохода и подрамник гусеничного блока: 1 -основной лонжерон (швеллер 40x40x4); 2 - верхний ригель (от мопеда «Верховина»); 3 -подседельная стойка (труба 30x30); 4 - передняя стойка (труба диаметром 28); 5 - подкузовная опорная стойка (труба 1/2"); 6 -стойка опорной лыжи (труба 1/2", 2 шт.); 7 - ушко для кронштейна опорной лыжи (СтЗ, лист s5, 8 шт.); 8- кронштейны крепления силового агрегата; 9,12 - задняя и передняя поперечины (труба 1"); 10 - кронштейн крепления кузова (СтЗ, лист s4. 2 шт.): 11- кронштейн крепления сиденья (СтЗ, лист s4); 13 - консоль крепления промежуточного вала (уголок 60x60); 14 - передние балки (от легкового автомобиля, 2 шт.); 15 - кронштейн крепления амортизатора (от легкового автомобиля, 2 шт.); 16 - дуга (труба 1/2"); 17 -стяжка (шпилька диаметром18.2 шт.); 18 гайка М22 (4 шт.); 19 - капроновая втулка (4 шт.); 20 - лонжерон подрамника гусеничного блока (уголок 60x60, 2 шт.); 21 - стакан рулевого вала (труба диаметром вн. 22,5)

Гусеничный блок: 1 -опорная лыжа (капрон, лист s15); 2- ведущая звездочка привода гусеницы; 3 - стойка опорной лыжи; 4 - лонжерон подрамника гусеничного блока; 5 - ведомая (натяжная) звездочка (капрон s20, z = 10, 2 шт.); 6 - ось ведомых натяжных звездочек (труба 032); 7 - натяжное устройство гусеницы; 8 - фланец звездочки (СтЗ, лист s3, 4 шт.); 9 -приводной вал гусеницы (труба диаметром 32); 10 - подшипник 80204 в корпусе (4 шт.); 11 - передняя поперечина подрамника и ось гусеничного блока; 12 - соединительная лента (резинотканевая транспортерная лента 45x8, 2 шт.); 13 - болт М6х40 с шайбой (112 шт.); 14 - снегозацеп (березовая планка 45x18, L500, 28 шт.); 15 - направляющий уголок (дюралюминий, уголок 45x25, 56 шт.); 16 - ушко кронштейна опорной лыжи (СтЗ, лист s5, 8 шт.); 17 - резиновая втулка (4 шт.); 18- ось (болт М8х50, 4 шт.); 19 - кронштейн опорной лыжи (4 шт.); 20 - болт М6х35 с потайной головкой (8 шт.); 21 - цепная звездочка (z = 32, мотоциклетная)

Опорная лыжа: 1 - стяжка (дюралюминиевая трубка диаметром 10, 4 шт.); 2 - кронштейн (4 шт.); 3 - лыжа (капрон, s15); 4 - болты М6 с потайными головками крепления кронштейнов (8 шт.)

Рулевое управление: 1 - руль с кронштейном (от мотоцикла «Восход-ЗМ»); 2 - буртик рулевого вала; 3 - шайба (бронза); 4 - втулка; 5 - рулевой вал (труба 022); 6 - рулевая сошка (СтЗ, лист s10); 7 - стакан (труба диаметром вн. 22,5); 8 - подпятник (бронза); 9 - основной лонжерон рамы; 10 - шарнир (болт М10); 11 - поперечная рулевая тяга (2 шт.); 12 - передняя опорная стойка рамы

Привод гусеницы: 1 - цепная звездочка (z = 32, мотоциклетная); 2 - корпус подшипника; 3 - болт М6 крепления гусеничной звездочки к фланцу (4 шт.); 4 - ведущая гусеничная звездочка (z = 8, 2 шт.); 5 - трубчатый вал ведущего моста; 6 - фланец гусеничной звездочки; 7 подшипник № 80204; 8 - ступица цепной звездочки (СтЗ, труба диаметром 30x5); 9 - вставка (СтЗ, круг диаметром 32); 10 - штифт (болт М8)

Рулевая лыжа: 1 - лыжа (осиновая доска 180x15); 2 - подошва (алюминий, лист s1); 3 - направляющая (дюралюминиевый уголок 25x25); 4 - скоба (стальная труба диаметром 10); 5 - опорный кронштейн (СтЗ, лист s3); 6 - вилка стойки (от карданного шарнира); 7 - стойка (СтЗ, круг диаметром 32); 8 - корпус поворотного кулака (СтЗ, труба 032); 9 вилка поперечной рулевой тяги (от карданного шарнира); 10 - шарнир (болт М8); 11 - рычаг поворотного кулака с втулкой; 12 - штифт (болт М8); 13 - втулка (бронза, 2 шт.); 14 - ось (шпилька М12 с двумя гайками); 15 - втулка (капрон, 2 шт.); 16 - корпус шарнира (труба 1/2")


Каракаты очень распространены среди населения нашей страны и вопреки мнению о том, что трехколесные вездеходы во всех смыслах уступают четырехколесным, активно строятся самодельщиками ввиду простоты конструкции. Хотя справедливости ради стоит отметить, что и в конструкции трехколесного караката есть свои особенности и тонкости.

Каракаты - это пожалуй одно из немногих правильных транспортных средств для передвижения в условиях тундры. Почему одно из немногих? Потому что есть еще гусеничные вездеходы , но они гораздо дороже и не подходят для нашего портала по тематике- о них мы говорить не будем.

Вот, к примеру, один из представителей самодельных трехколесок, с нестандартным расположением двигателя от мотоколяски СЗД. Двигатель расположен не так как в большинстве случаев (на раме под бензобаком), а в задней части караката, под сиденьем водителя.

Из нововведений в этом каракате больше ничего замечено не было. Мост использовали от какого-то старого, забытого Москвича. Камеры для колес заимствованы от тракторного прицепа. Рама, не сказать уж прям чтобы от Минска, но передняя часть взята точно от него. Остальное сварено из того, что было под рукой- невостребованные трубы, уголки и пр. Вилка также сварена из труб.

Хоть это и банально, но да, этот каракат, также как и другие его собратья по низкому давлению в шинах, отлично держится на воде, а значит может, хоть и не быстро, но плавать. При его скорости по укатанному снегу в 70 км.час, по воде он выдает в лучшем случае не больше 5 км.час. На фото видно, что погружается в воду он не дальше чем середина колеса. Да и до середины-то вода не доходит.


Как видно по фотографиям, донором для переднего диска послужило мотоциклетное колесо.


На заднем плане можно рассмотреть одного из конструкторов этого караката. Собирали отец с сыном.






Один из авторов собственной персоной.

Как сделать снегоход на гусеницах своими руками?

С наступлением зимнего периода двухколесные транспортные средства теряют свою актуальность. Использование автомобиля для преодоления небольших дистанций с высокой заснеженностью является не особо практичным, а в большинстве случаев – невозможным процессом. Куда лучше с данной задачей справляется снегоход.

Зимнее механическое транспортное средство в большинстве случаев оснащается гусеничным задним приводом и передними рулевыми лыжами. Высокая проходимость, универсальность и простота использования делают снегоход на сегодняшний день наиболее популярным средством передвижения в зимнее время года.

Особенности самодельных снегоходов

Купить снегоход в наше время можно в любом мотосалоне, как крупного мегаполиса, так и небольшого города, однако цены данной техники вынуждают многих любителей зимней езды изготавливать самодельный снегоход на гусеницах своими руками.

Можно выделить четыре важных преимущества самостоятельно выполненного ТС над заводским:

  1. Цена – важнейший для большинства фактор. Стоимость некоторых агрегатов ведущих производителей мототехники может превышать стоимость собранных из подручных материалов в 5-10 раз.
  2. Параметры – возможность собрать средство передвижения желаемой конфигурации. Это касается как внешнего вида, так и запаса мощности, типа ходовой части и пр.
  3. Надежность – тот пункт, которым не всегда могут похвастаться изделия даже известных производителей. При самостоятельном изготовлении человек использует наиболее качественные материалы и уделяет особое внимание важнейшим узлам механизма.
  4. Польза – возможность задействовать завалявшиеся в гаражах и подсобках материалы, детали и приспособления с других устройств.

При этом самодельные снегоходы находят свое применение, как на улицах населенных пунктов, так и на бездорожных участках загородных раздолий и горнолыжных курортов.

Самодельный снегоход на гусеницах своими руками: с чего начать?

1 - задний фонарь; 2 - прицепное устройство; 3 - кузов (фанера, s16); 4 - боковые катафоты; 5 - задний амортизатор (от мотоцикла «Днепр», 2 шт.); 6 - бензобак (от пускача трактора Т-150); 7 - сиденье; 8 - основная рама; 9 - коммутатор электронного зажигания (от мотоцикла «Восход»); 10 - катушка зажигания (от мотоцикла «Восход»); 11 - силовая установка (от мотоколяски, 14 л.с.); 12 - глушитель (от мотоколяски); 13 - рулевая колонка; 14 - рулевой шарнир в кожаном чехле, заполненном смазкой (шарнир от «УАЗа»); 15 - ограничитель вертикального перемещения рулевой лыжи (цепочка); 16 - ограничитель поворота рулевой лыжи; 17 - рулевая лыжа; 18 - боковая лыжа (2 шт.); 19 - генератор; 20 - рычаг сцепления (от мотоколяски); 21 - щиток цепи привода; 22 - подножка; 23 - цепь привода ведущего вала; 24 - ведущий вал гусеницы; 25 - нижняя направляющая цепи гусеницы (полиэтилен, s10, 2 шт.); 26 - цепь гусеницы (от жатки кормоуборочного комбайна, 2 шт.); 27, 31 - верхние передняя и задняя направляющие цепи (полиэтилен s10, по 2 шт.); 28 - амортизатор шарнирной рамы движителя (укороченные задние амортизаторы мотоцикла «Днепр», 2 комп.); 29 - опорная лыжа; 30 - задняя рама проставки; 32 - задний мост.

Чертеж самодельного снегохода является важнейшим этапом на подготовительной стадии изготовления. Здесь в помощь пригодятся инженерные навыки . а в случае отсутствия таковых – производятся поверхностные наброски, создающие общий образ будущего механизма.

Перед созданием чертежа необходимо определить перечень требуемых компонентов. Основу снегохода стандартной конфигурации составляют:

  1. Рама – в зависимости от сложности конструкции она может быть позаимствована у квадроцикла, мотороллера, скутера, мотоцикла и пр. В случае их отсутствия деталь, как правило, варится из металлических тонкостенных труб диаметром около 40 мм.
  2. Сиденье – учитывая непростые условия эксплуатации техники, материал этого элемента должен иметь высокую влагоотталкивающую способность.
  3. Двигатель – выбирается с расчетом необходимой скорости и общего веса ТС. Чаще всего используются моторы мотоблоков, скутеров, мотоциклов и т.п.
  4. Бак – 10-15 литровая металлическая/пластиковая емкость вполне обеспечит беззаботные выезды на относительно далекие дистанции и не займет на агрегате много места.
  5. Лыжи – в случае отсутствия готовых вариантов, для самостоятельного изготовления рекомендуется применять девяти/десятислойные листы фанеры толщиной около 3 мм.
  6. Руль – выбирается с расчетом удобства и практичности. Подобно раме, двигателю и сиденью изымается у указанных двухколесных агрегатов.
  7. Привод – деталь, передающая вращающее движение от двигателя к гусенице. Данную функцию хорошо выполняет мотоциклетная цепь.
  8. Гусеница - наиболее сложный и важный элемент. Об их видах и способах самостоятельного изготовления речь пойдет дальше.

Как сделать самодельные гусеницы?

Одним из самых распространенных материалов изготовления движителя в домашних условиях является автомобильная покрышка . Самодельная гусеница для снегохода из шины автомобиля имеет над другими вариантами одно важное преимущество - она изготовлена в виде замкнутого контура, что значительно снижает вероятность разрыва.

Борта от покрышки отделяются при помощи сапожного ножа, после чего остается гибкая беговая дорожка. На приводное полотно крепятся грунтозацепы - распиленные вдоль пластиковые трубы диаметром около 40 мм и толщиной около 5 мм. Обрезанные под ширину покрышки, полутрубы крепятся к полотну при помощи болтов (М6 и т.п.) с интервалом в 5-7 см.

Этим же способом изготавливаются и самодельные гусеницы из транспортерной ленты . Основным их достоинством является возможность выбора длины движителя. После обрезания под необходимую длину, особое внимание следует уделить сцепке. Концы ленты накладываются друг на друга на 3-5 см, и фиксируются по всей ширине теми же болтами, что и грунтозацепы.

Сделать самодельные гусеницы часто помогают и такие подручные материалы, как клиновые ремни. Скрепленные по ширине при помощи грунтозацепов, они составляют полноценное гусеничное полотно с уже имеющимися с внутренней стороны впадинами под шестерню.

Учтите, что чем шире гусеница, тем лучше проходимость снегохода, но хуже его управляемость. Заводские варианты имеют три образца ширины полотен в дюймах: 15 – стандартное; 20 – широкое; 24 – сверхширокое.

Переходим к практике

Рама, изготовленная из труб или уголков, в первую очередь оснащается рулевым механизмом. Выбрав высоту и угол наклона, приварите элемент точечной сваркой. Установите и зафиксируйте двигатель в соответствии с чертежом, уделив внимание отсутствию сильного наклона. Снегоход не должен иметь длинную топливную магистраль, поэтому постарайтесь расположить бак поближе к карбюратору.

Следующий шаг – установка гусеницы. Ведомый мост с надетым полотном крепите сзади рамы (на вилку, подвес, амортизатор и т.п. в зависимости от типа конструкции), ведущий – в средней части снегохода (чаще всего под водительским сиденьем), в максимально короткой сцепке с двигателем. Шестерни обоих мостов сцепляются предварительно.

Самодельный снегоход из мотоблока

Данное преобразование сегодня особо популярно. Мотоблок может быть использован, как частично, так и полностью. В первом случае, к агрегату (двигателю с рулевой вилкой и колесами) доваривается несущая рама с задней осью. Самым сложным этапом при этом становится преобразование рабочего вала мотоблока в приводную шестерню.

Самодельный снегоход из мотоблока с частичным использованием деталей более универсален. В таком случае из “донора” изымается только двигатель и рулевая вилка, к нижней части которой вместо колес крепятся лыжи. Сам мотор же может быть расположен и в задней части конструкции.

Следует заметить, что двигатели основной части мотоблоков рассчитаны на вес и давление колес, которое в разы меньше гусеничного. Поэтому во избежание повышенного износа деталей и расхода топлива такой снегоход лучше оснастить колесами низкого давления.

http://motoholder.ru