Обозначение грузовых автомобилей. Классификация и маркировка автомобилей Классификация и маркировка российских автомобилей

Каждый уважающий себя автомобилист должен разбираться в маркировке и классификации автотранспортных средств.

Маркировка

Принятая в стране маркировка предполагает буквенные и цифровые обозначения. При этом каждая цифра и даже черточка в обозначении марки автомобиля несет свою информацию. Вот, казалось бы, незаметная разница в написании - "ГАЗ-24-10" и "ГАЗ-2410", но последней модели автомобиля в природе не существует, так как по цифровому обозначению это должен быть седельный тягач, но такая техника Горьковским автомобильным заводом не выпускается. В то же время неверно писать "УАЗ-315-12", так как этот автомобиль не модификация несуществующей модели УАЗ-315 (старые модели автомобилей Ульяновского автозавода имели трехзначный индекс в диапазоне от 450 до 499), а новая легковая модель и правильно она пишется "УАЗ-31512"...
Еще с середины 70-х годов СССР перешел на единую и обязательную маркировку автомобилей. Раньше в нашей стране существовала предельно простая схема цифровых обозначений моделей автомобилей.
Газовская техника имела цифровой диапазон обозначений от 1 до 99 (вспомним легковые автомобили ГАЗ-14, ГАЗ-21, ГАЗ-24, грузовые ГАЗ-53 и другие). Моделям ЗиЛ был отдан диапазон от 100 до 199 (лимузины ЗиС-101, ЗиС-114, грузовики ЗиЛ-157, ЗиЛ-130).
Цифрами от 200 до 299 обозначались модели Ярославского автозавода (впоследствии - моторный завод) и Кременчугского автозавода (например, автомобили ЯАЗ-200, КрАЗ-258).
Диапазон 300-399 "занимал" УралАЗ (например, "Урал-375").
Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА, впоследствии АЗЛК) присваивал своим моделям цифровые индексы от 400 до 449 (например, автомобили МЗМА-407, МЗМА-412). Ульяновский автозавод, как уже говорилось, - от 450 до 499 (УАЗ-450, УАЗ-452 и другие).
Модели автозаводов Белоруссии (в Минске и Жодино) обозначались с использованием цифр от 500 до 599 (МАЗ-500 и другие).
Кутаисский завод (Грузия) "эксплуатировал" "шестисотый" диапазон цифр (КАЗ-600, КАЗ-608 и другие) вместе с автобусными заводами СССР, которым была отдана вторая половина этого диапазона (например, ПАЗ-672, ЛиАЗ-677, ЛАЗ-695 и другие).
Сложнее обстояло дело с индексами от 700 до 999. Здесь встречались как модели автозаводов (например, ЗАЗ-968, РАФ-977), так и модели заводов автоприцепов и спецавтомобилей (например, автоприцепы ИАПЗ-754, полуприцепы ОдАЗ-885, автофургоны ГЗСА и другие).
В соответствии с современной системой цифровой индексации автотранспортных средств каждой модели автомобиля (прицепного состава) присваивается индекс, состоящий из четырех цифр. Модификациям соответствует пятая цифра, указывающая ее порядковый номер. Экспортный вариант отечественных автомобилей имеет шестую цифру. Перед цифровым индексом ставятся буквы, обозначающие завод-изготовитель. Цифры, входящие в полное обозначение автомобилей, указывают класс, вид, номер модели, знак модификации, знак экспортного варианта.
Первая цифра дает информацию о размерности автомобиля или класса подвижного состава. Если это легковой автомобиль, то цифры обозначают вариант рабочего объема двигателей: 1 - до 1 л; 2 - от 1,2 до 1,8 л; 3 - от 1,8 до 3,2 л; 4 - более 3,5 л.

СПРАВКА. Рабочий объем цилиндров (литраж двигателя) VЛ - эта величина, определяющаяся как сумма рабочих объемов всех цилиндров, то есть произведение рабочего объема одного цилиндра Vh на количество цилиндров i, то есть VЛ = Vh i. Измеряется VЛ в литрах или куб. дм. Именно цифровое обозначение литража наносится на кузовные элементы ряда автомобилей.
Рабочий объем цилиндра Vh - это объем пространства, освобождаемого поршнем при перемещении его от верхней мертвой точки (ВМТ) до нижней мертвой точки (НМТ).

Если это шасси грузового автомобиля, то первая цифра говорит о полной массе автомобиля: 1 - до 1,2 т; 2 - от 1,2 до 2 т; 3 - от 2 до 8 т; 4 - от 8 до 14 т; 5 - от 14 до 20 т; 6 - от 20 до 40 т; 7 - свыше 40 т.

СПРАВКА. Полная масса автотранс-портного средства состоит из снаряженной массы, массы груза (по грузоподъемности) или пассажиров, водителя, другого обслуживающего персонала. При этом полная масса автобусов (городских и пригородных) реально должна определяться для номинальной и предельной вместимостей. Полная масса автопоездов: для прицепного поезда - сумма полных масс тягача и прицепа; для седельного - сумма снаряженной массы тягача, массы персонала в кабине и полной массы полуприцепа.
Снаряженная масса автомобиля, прицепа, полуприцепа определяется как масса полностью заправленного (топливом, маслом, охлаждающей жидкостью и прочим) и укомплектованного (запасным колесом, инструментом и тому подобным), но без груза или пассажиров, водителя, другого обслуживающего персонала и их багажа.

Если это автобус, то возможны следующие варианты первой цифры и соответствующей ей габаритной длины автобуса: 2 - до 5 м; 3 - от 6 до 7,5 м; 4 - от 8 до 9,5 м; 5 - от 10,5 до 12 м; 6 - более 16 м. Цифра 8 на первом месте в марке автомобиля означает, что мы имеем дело с прицепом, 9 - с полуприцепом.
Вторая цифра характеризует вид подвижного состава или тип автомобиля: 1 - легковые автомобили; 2 - автобусы; 3 - грузовые (бортовые) автомобили; 4 - седельные тягачи; 5 - самосвалы; 6 - цистерны, 7 - фургоны; 8 - резерв; 9 - специальные автомобили.
Третья и четвертая цифры в этой системе обозначений говорят о заводском порядковом номере модели автомобиля, а пятая цифра (если она есть) - об ее модификации. Например, ВАЗ-2106 и ВАЗ-21061.
У каждой автомобильной державы своя маркировка автомобилей, и рассмотрение всего этого многообразия - тема отдельных публикаций.

Классификация

В России вступил в действие новый ГОСТ Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки", где классификация АТС соответствует обозначениям, принятым в международных требованиях Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН (см. табл.).
АТС категорий М2, М3 дополнительно подразделяют на:
- класс I (городские автобусы) - транспортные средства, оборудованные сиденьями и местами для перевозки стоящих вне проходов пассажиров;
- класс II (междугородные автобусы) - транспортные средства, оборудованные сиденьями, но в которых допускается перевозить стоящих в проходах пассажиров;
- класс III (туристские автобусы) - транспортные средства, предназначенные для перевозки только сидящих пассажиров.
Прицепы (полуприцепы) категорий О2, О3, О4 дополнительно классифицируют по типам:
- полуприцепы - буксируемые АТС, ось(и) которых расположена(ы) позади центра масс полностью загруженного транспортного средства, оборудованные седельно-сцепным устройством, передающим горизонтальные и вертикальные нагрузки на тягач. Одна и более осей полуприцепа могут быть ведущими с приводом от тягача;
- прицепы - буксируемые АТС, оборудованные по меньшей мере двумя осями и тягово-сцепным устройством, которое может перемещаться вертикально по отношению к прицепу и управляет направлением передней(их) оси(ей), но передает незначительную статическую нагрузку на тягач. Одна или более осей прицепа могут быть ведущими с приводом от тягача;
- прицепы с центральной осью - буксируемые АТС, оборудованные тягово-сцепным устройством, которые не могут двигаться относительно тягача в вертикальной плоскости. Ось(и) смещена(ы) относительно центра масс при полной загрузке прицепа таким образом, что только незначительная статическая вертикальная загрузка, не превышающая 10% массы прицепа или 10кН (меньшего из указанных значений), передается тягачу. Одна или более осей могут быть ведущими с приводом от тягача.
Какими же транспортными средствами можно управлять, имея на руках водительское удостоверение российского образца с теми или иными открытыми категориями? Российской категории В соответствуют категории М1 и N1 по требованиям ЕЭК ООН; С - N2 и N3; Д - М2 и М3; Е - О2, О3 и О4. Кроме того, российской категории А (мотоциклы) соответствует категория L по требованиям ЕЭК ООН. Непонятно, по каким причинам категория L не включена в вышеуказанный ГОСТ. Скорее всего, это оставлено до пересмотра стандарта.
Так что россиян неминуемо ждет очередная эпопея по обмену водительских удостоверений или приобретению каких-то специальных вкладышей, в первую очередь для желающих поуправлять автомобилем за рубежом. Сейчас же наши автомобилисты - головная боль для полиции зарубежных государств.
С нашим так называемым международным водительским удостоверением можно управлять автомобилем на зарубежных автобанах, но... Все их полицейские при этом проходят специальные курсы по переобучению на предмет умения читать наши права. И все же мы полноценно "въезжаем" в мировое экономическое пространство.

Классификация АТС согласно требованиям ЕЭК ООН

М1 - Для перевозки пассажиров (АТС, имеющие не более восьми мест для сидения, кроме места водителя)
М2 До 5 т.** То же (АТС, имеющие более восьми мест для сидения, кроме места водителя)
М3 Св. 5т.** То же (АТС, имеющие более восьми мест для сидения, кроме места водителя)
N1 До 3,5т.*** Для перевозки грузов
N2 Св. 3,5т. до 12,0т.*** Для перевозки грузов
N3 Св. 12,0т.*** Для перевозки грузов
О1 До 0,75 Буксируемые АТС - прицепы
О2 Св. 0,75 до 3,5 Буксируемые АТС - прицепы и полуприцепы
О3 От 3,5 до 10**** Буксируемые АТС - прицепы и полуприцепы***
О4 Более 10**** Буксируемые АТС - прицепы и полуприцепы***

* Специальное оборудование, устанавливаемое на специальных АТС, рассматривают как эквивалент груза.
** Сочлененный автобус состоит из двух или более нераздельно скрепленных секций, в которых размещены пассажирские салоны, связанные между собой проходом для свободного перемещения пассажиров; нераздельные секции постоянно скреплены друг с другом и могут быть разделены только с помощью специального оборудования, имеющегося только в специальных мастерских.
Сочлененный автобус, состоящий из двух или более нераздельных, но сочлененных секций, рассматривают как одно транспортное средство.
*** Для седельных тягачей, предназначенных для буксирования полуприцепов, в качестве разрешенной максимальной массы рассматривают сумму массы тягача в снаряженном состоянии и массы, соответствующей максимальной статистической вертикальной нагрузке, передаваемой тягачу от полуприцепа через седельно-сцепленное устройство, а также, в случае необходимости, максимальной массы груза тягача.
**** Для полуприцепов, сцепленных с тягачом, или прицепов с центральной осью в качестве разрешенной максимальной массы рассматривают массу, соответствующую максимальной статической вертикальной нагрузке на опорную поверхность от оси(ей), когда полуприцеп или прицеп с центральной осью присоединен к тягачу и максимально загружен.
Николай КУЗЬМИН
профессор НГТУ

БИРЖА ПЛЮС АВТО

В СССР до 1966 г. маркировка автомобилей производилась буквами, обозначающими завод-производитель и цифрами номера модели. Каждому заводу выделялся свой диапазон цифр.

Маркировка автомобилей по заводам-производителям:


ГАЗ - Горьковский автомобильный завод (г. Горький) – цифры маркировки 1 - 99
ЗИЛ - завод имени Лихачева (г. Москва), цифры маркировки 100 - 199
КрАЗ - Кременчугский автомобильный завод (г. Кременчуг, Украина), маркировка 200 – 299

В 1966 г. была принята «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» - отраслевая нормаль ОН 025270 66. Классификация автомобилей с этого времени производится на основе ОН 025270 66, устанавливающей классификацию грузовых автомобилей, классификацию легковых автомобилей, автобусов, прицепов и полуприцепов.

Классификация автомобилей, общая классификация грузовых автомобилей

Классификация автомобилей - это разделение автомобилей на группы, классы или категории в зависимости от конструкции, назначения или технических особенностей.


По назначению автомобили классифицируются на пассажирские, грузовые и специальные.
Пассажирские автомобили предназначены для перевозки пассажиров.


Грузовые автомобили - для перевозки грузов.


Специальные автомобили перевозят специальное оборудование, установленное на них. К специальным относятся пожарные автомобили, уборочные, автомастерские, автолавки, автокраны, автовышки и т.п.


Пассажирские автомобили вместимостью до 8 человек (без водителя) – легковые автомобили.
Свыше 8 человек - автобусы.

Грузовые автомобили разделяют на автомобили общего назначения и специализированные грузовые автомобили .

Грузовые автомобили общего назначения имеют неопрокидывающийся кузов, в том числе, оборудованный дугами и тентом.

Специализированные грузовые автомобили предназначены для перевозки определённого вида груза.

Примеры специализированных грузовых автомобилей:


панелевоз – грузовой автомобиль, предназначенный для перевозки плит и панелей
самосвал – грузовой автомобиль для перевозки сыпучих грузов,
бензовоз - для перевозки светлых нефтепродуктов и т.п.

Специализированные грузовые автомобили оборудуются кузовом или оборудованием для перевозки определенного вида груза.

Грузовые автомобили могут эксплуатироваться с прицепом, полуприцепом или прицепом-роспуском.

Тягач - грузовой автомобиль, буксирующий прицеп (полуприцеп, прицеп-роспуск). Седельный тягач – грузовой автомобиль оборудованный опорно-сцепным устройством ("седло" – седельно-сцепное устройство) для буксировки полуприцепа. Тягач и буксируемые им прицепы называются – автопоезд .

Принцип маркировки автомобилей по ОН 025270 66

ОН 025270 66 определяет классификацию автомобилей и их маркировку. Маркировка каждого нового автомобиля включает название завода-производителя и цифровой индекс из цифр (не менее четырех цифр в маркировке).


В ОН 025270 66 определена система маркировки автомобилей, используемая до настоящего времени.

Классификация грузовых автомобилей

Классификация грузовых автомобилей ОН 025270 66 разделяет автомобили на 7 классов в зависимости от полной массы автомобиля. Классификация автомобилей по массе дает первую цифру маркировки грузового автомобиля:

Первая цифра индекса грузового автомобиля (класс грузового автомобиля)

Полная масса,т (тонны)

до 1,2

от 1,3 до 2,0

от 2,1 до 8,0

от 9 до 14

от 15 до 20

от 21 до 40

свыше 40


Полная масса автомобиля – это предельно допустимая масса автомобиля с грузом, водителем и пассажирами. Полная масса автомобиля устанавливается предприятием-изготовителем.

Маркировка автомобиля – цифры индекса

Вторая цифра маркировки автомобиля указывает вид автомобиля:

Вторая цифра маркировки автомобиля

Вид автомобиля

Легковой автомобиль

Автобус

Грузовой автомобиль (общего назначения)

Седельный тягач

Самосвал

Цистерна

Фургон

Резерв

Специальный автомобиль


Третья и четвертая цифры маркировки автомобиля указывают на порядковый номер модели. Порядковый номер присваивается модели заводом-изготовителем.

В состав индекса могут также входить пятая и шестая цифры.

Пятая цифра показывает, что это модификация, а не базовая модель.

Шестая цифра показывает вариант исполнения, например:

Для холодного климата - 1;
экспортное исполнение для умеренного климата - 6;
экспортное исполнение для тропического климата - 7.

Пример маркировки грузового автомобиля

КАМАЗ-4326.

Производитель – Камский автомобильный завод (КамАЗ)


Вторая цифра в маркировке автомобиля указывает, что это – грузовик.


Классификация грузовых автомобилей - по полной массе (первая цифра индекса). Индекс 4 говорит, что полная масса этой модели автомобиля КАМАЗ от 9 до 14 тонн (по техническим характеристикам – 12300 кг.).


Последние две цифры (26) – номер модели.

Маркировка и классификация автомобилей – заключительные замечания

В настоящее время соблюдение ОН 025270 66 не обязательно, однако ОАО КАМАЗ, как и другие отечественные автозаводы, в основном придерживается системы цифровой маркировки автомобилей по ОН 025270 66 при цифровой маркировке моделей вновь выпускаемых автомобилей.

Есть автомобили КАМАЗ, маркировка которых не соответствует числовому индексу. Причины могут быть разные – разработка модели на базе автомобиля другого вида или изменение параметров автомобиля (полной массы) в процессе доработки модели.

Источник информации Сайт: http://kamaz.most-e.ru/KAMAZ-spravka/markirovka-auomobilei/

Для обозначения грузовых автомобилей применяется следующая индексация (нормаль ОН 025270-66). Каждой модели грузового автомобиля присваивается 4-х-значный индекс, для модифицированной модели – 5-значный. Первые 2 цифры обозначают класс автомобиля по полной массе, вторые 2 цифры обозначают модель, 5-ая цифра обозначает модификацию модели. В таблице 3 приведена система обозначений (индексация) грузовых автомобилей.

Таблица 3.

Полная масса автомобиля состоит из собственной массы, массы груза по полной грузоподъемности и массы экипажа (водителя и пассажира(ов) из расчета 75 кг на человека. Вместимость кабины автомобиля определяется заводом-изготовителем.

Перед цифровым индексом ставится буквенное обозначение завода-изготовителя.

Седельный тягач КамАЗ-5410. 54 – цифры для обозначения седельного тягача полной массой в 14,9 тонн; 10- модель автомобиля (присваивается заводом-изготовителем)

7 .Возможные альтернативные топлива для автотракторных двигателей. Широкое использование альтернативных топлив - газа, биогаза, метанола, рапса и др.Особый интерес представляет природный газ (его октановое число – 104). По предварительным данным, при использовании газа в два раза снижаются расходы на топливо.Биогаз из растительных остатков, например, из навоза.Вообще же на биомассы в мире приходятся около 15% всех энергоносителей.Перспективен как топливо метанол (СН 3 ОН) – метиловый спирт (в отличии от обычного этилового спиртаC 2 H 5 ОН очень ядовит), имеющий высокое октановое число. По теплоте сгорания он в два раза уступает бензину. Поэтому при его использовании объем топливного бака приходится удваивать.Получают его по схеме уголь®метан (СН 2) и его окисляя®метанол.Метанол является идеальным топливом для двигателей с искровым зажиганием (ДсИЗ). Он позволяет увеличить степень сжатия этих двигателей и приблизить их по экономичности к дизелям. Метанол можно использовать и в смеси с бензином. При добавлении в бензин 10…20% метанола можно обходиться без антидетонационных присадок.Большую перспективу имеет и рапсовое масло, поскольку по удельной теплоте сгорания оно существенно не уступает дизельному топливу. Выгодное отличие его заключается в том, что содержание кислорода в нем намного выше, чем у дизельного топлива – около 11%.Продукты сгорания рапсового масла не токсичны и легко поддаются биологическому разложению. При сгорании рапсового масла в атмосферу выбрасывается ровно столько двуокиси углерода, сколько рапс брал из нее для своего роста. При современных ценах, как показывают простейшие расчеты, рапсовое масло может оказаться дешевле дизельного топлива на 25%.Первые двигатели, работающие на рапсовом масле, были созданы за рубежом в 1975 году и установлены на легковые автомобили. Расход топлива был таким же, что и при топливе нефтяного происхождения – составлял 5-6 литров на 100 километров (при мощности 70 л.с.).Растительные масла, к которым относится и рапсовое, являются липидами (эфирами жирных кислот) или глицеринами. Обладая высокой теплотворной способностью, они содержат прямые углеводородные цепи, что обуславливает их относительно высокие цетановые числа. Рапсовое масло обладает близкими к дизельному топливу энергетическими возможностями, но вязкость его в 11 с лишнем раз выше. Это создает определенные трудности в организации рабочего процесса дизеля, т.к. увеличивает сопротивление топливоподаче, уменьшает производительность топливного насоса, ухудшает распыливание и смесеобразование. Все это приводит (если не принять необходимые меры) к увеличению удельного расхода топлива и интенсивному нагароотложению на стенки деталей цилиндро-поршневой группы двигателя.



При этом рапсовое масло приобретает свойства, приближающие его к дизельному топливуПри использовании рапсового масла в качестве моторного топлива требуется ввести в топливную систему двигателя специальные подогреватели (теплообменники), обеспечивающие его локальный подогрев и, как следствие, снижающие вязкость.Вязкость рапсового масла можно снижать и замещением трехвалентных молекул глицерина одновалентными молекулами спирта посредством добавления небольшого количества метанола или этанола (трансэтерфикацией). На 1000 кг растительного масла обычно добавляют 110 кг метилового или этилового спирта и получают 1000 кг метилового или этилового эфира и 110 кг глицерина.В качестве топлива в ДВС может применяться и водород.Водород – один из самых легких газов – он в 14 раз легче воздуха, а жидкий водород в 13 раз легче авиационных топлив. В то же время теплота его сгорания в три раза больше теплоты сгорания бензина.Водород обладает рядом и других серьезных преимуществ по сравнению с другими топливами – быстро и хорошо образует смесь с воздухом, не создает проблему реконденсации и испарения, допускает быстрое обогащение смеси как при пуске ДВС, так и при разгоне автомобиля, не выделяет осадков, что гарантирует отсутствие окислений в камере сгорания, имеет более широкие границы воспламенения по сравнению с бензином – допускает нормальное воспламенение при коэффициентах избытка воздуха от 0,13 до 10,2 (это позволяет обеспечить качественное регулирование рабочей смеси даже без использования дроссельной заслонки и существенно повысить к.п.д. ДВС) и отличается более высокой максимальной скоростью сгорания. Токсичность выхлопных газов при нем намного ниже.



1. сырье возобновляемое,

2. выбросы СО 2 в атмосферу ниже на 50–80% по сравнению с традиционными видами топлива,

3. в процессе получения такого биотоплива производят еще несколько полезных побочных продуктов,

4. государства, где нет собственных запасов нефти, могут за счет этого обеспечить себе топливную независимость.

1. пока что высокая себестоимость производства,

2. меньшая мощность двигателей на таком топливе, больший расход,

3. необходимость больших площадей под выращивание нужных культур.

  • 4. Устройство и работа системы питания бензинового двигателя с впрыском топлива
  • Автотранспортные средства
  • 5. Параметры акб, порядок их проверки, определение степени разряженности акб
  • 6. Индикаторная диаграмма, диаграмма фаз газораспределения двухтактного дизеля (на примере двигателя 5тдф)
  • Автотранспортные средства
  • 7. Основные приборы и работа бесконтактно-транзисторной системы зажигания, ее преимущества
  • 8. Назначение, устройство и работа генераторов переменного тока
  • 9. Трансмиссия автомобиля, виды, назначение агрегатов механической трансмиссии
  • 10. Назначение, устройство и работа сцепления
  • Автотранспортные средства
  • 11. Устройство и работа коробки передач с делителем
  • 12. Назначение, устройство и работа раздаточной коробки с дифференциалом
  • 13. Устройство и работа тормозной системы с пневмо-гидропри-водом.
  • 14. Устройство и работа гидроусилителя рулевого управления
  • Автотранспортные средства
  • 15. Требования, предъявляемые к автомобилям. Активная, пассивная безопасность. Экологические и эргономические требования
  • 16. Углы установки колес, их влияние на свойства автомобиля, порядок регулировки
  • 18. Назначение главной передачи, виды, их применение в зависимости от вида
  • Автотранспортные средства
  • 19. Принцип подбора двигателя по мощности при проектировании автомобиля
  • 20. Принцип определения передаточного числа главной передачи при проектировании автомобиля
  • 21. Устройство и работа тормозного крана, обеспечение следящего действия тормозов
  • 22. Явление «кинематическое несогласование трансмиссии», конструктивные решения, исключающие отрицательное влияние этого явления
  • Автотранспортные средства
  • 23. Рулевая трапеция, ее состав и назначение
  • 24. Классификация и индексация автомобилей
  • 25. Составные элементы ходовой части и их назначение
  • Автотранспортные средства
  • 26. Виды подвесок, составные элементы и их назначение
  • 27. Принцип работы датчиков: детонации, расхода воздуха, положения коленчатого вала, кислородного датчика электронных систем управления двигателем
  • Автотранспортные средства
  • 28. Виды форсунок применяемых в дизельных двигателях, их устройство и работа
  • 29. Вспомогательное оборудование автомобиля, его назначение и работа
  • 30. Принцип работы датчика «Холла», электромагнитного датчика импульсов бесконтактной системы зажигания
  • Автотранспортные средства
  • 31. Механические устройства, автоматически изменяющие угол искрообразования, их работа
  • 32. Система электрозапуска двигателя, ее работа
  • 33. Тепловой баланс двигателя, способы снижения тепловых потерь
  • 24. Классификация и индексация автомобилей

    Все автомобили разделяются на три группы:

    1. пассажирские - легковые автомобили и автобусы; 2. грузовые - грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы, в т. ч. специализированные для выполнения транспортной работы; 3. специальные - автомобили, предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных, работ.

    Пассажирские автомобили делятся на легковые и автобусы.

    Легковые автомобили подразделяются по рабочему объему двигателя классы: особо малый (до 1,1 дм 3), малый (1,1–1,8 дм 3), средний (1,8–3,5 дм 3), большой (свыше 3,5 дм 3), высший (рабочий объем не регламентируется).

    Автобусы подразделяются на классы по назначению и габаритной длине. Классы автобуса: особо малый (до 5,5 м), малый (6,0–7,5 м), средний (8,5–10,0 м), большой (свыше 11,0‑12,0 м), особо большой (16,5‑24,0 м).

    Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы различаются по грузоподъемности и полной массе. В зависимости от устройства кузовов и других конструктивных особенностей, определяющих характер использования, они подразделяются на грузовые автомобили общего назначения и специализированные. Грузовые автомобили общего назначения имеют неопрокидывающийся бортовой кузов, оборудованный дугами и тентом или без них, и используются для перевозки различных грузов. Специализированные автомобили имеют различные кузова, предназначенные для перевозки грузов определенных видов. К ним относят пожарные автомобили, автолавки, автомобили с компрессорн. установками, автокраны, уборочные а\м и т. д. Каждой модели автомобиля присваивается индекс , состоящий из ряда цифр. Первая цифра обозначает класс автомобиля: по рабочему объему двигателя - для легковых автомобилей; по габаритной длине - для автобусов; по полной массе - для грузового автомобиля, прицепа или полуприцепа.

    Вторая цифра указывает на тип автомобиля: легковой автомобиль – 1, автобус – 2, грузовой автомобиль или пикап – 3, седельный тягач – 4, самосвал – 5, цистерна – 6, фургон – 7, резерв – 8, специальное автотранспортное средство – 9.

    3 и 4 цифры указывают на пор. номер мод, 5 говорит о том, что это не баз. мод, а модифик, 6 ‑ обозначает вид исполнения: для хол климата – 1, экспортное исполн для умер климата ‑ 6, экспортное исполн для тропического климата – 7.

    Некоторые а\м имеют в своем обозначении через тире две цифры, например-01, 02 и др. Они указ, что мод. или модификация явл-ся переходной или имеет какие-то дополнительные комплектации.

    Автотранспортные средства

    25. Составные элементы ходовой части и их назначение

    Рама . Является основным несущим элементом грузового автомобиля. На нее устанавливают и закрепляют двигатель, агрегаты шасси, кабину и кузов автомобиля. Рама воспринимает нагрузки от массы автомобиля, а также нагрузки, возникающие при движении.

    По конструкции рамы могут быть лонжеронными и хребтовыми. Лонжеронные рамы состоят из двух продольных балок (лонжеронов), соединенных поперечинами. Хребтовые рамы состоят из одной продольной балки с поперечинами.

    На грузовых автомобилях наиболее распространены лонжеронные рамы. На легковых автомобилях роль рамы выполняет кузов, каркас которого представляет собой жесткую сварную конструкцию, усиленную наружными облицовочными панелями.

    Передний неведущий мост . Передний неведущий мост грузовых автомобилей служит для установки передних управляемых колес. Он передает от колес через подвеску на раму автомобиля продольные и боковые силы, возникающие от контакта автомобиля с дорогой.

    Основу переднего моста составляет двутавровая балка. Средняя часть балки выгнута вниз, что позволяет расположить ниже двигатель на раме. Верхняя полка моста имеет опорные площадки для крепления рессор подвески.

    На легковых заднеприводных автомобилях с независимой подвеской передних колес передний мост образуется короткой балкой или поперечиной, закрепленной к кузову автомобиля. Она служит одновременно и для крепления двигателя.

    Балка заднего ведущего моста . На автомобилях с колесной формулой 4x2 она передает через подвеску на раму или кузов автомобиля толкающие усилия от ведущих колес в режиме тяги и тормозные усилия при торможении.

    В зависимости от конструкции балка ведущего моста может быть разъемной или неразъемной. Внутри балки размещаются механизмы ведущего моста, а по концам на подшипниках устанавливают ступицы ведущих колес. Балка моста имеет спереди фланец для крепления картера главной передачи и дифференциала, а сзади крышку. В верхней части на балку приварены две опорные площадки для крепления рессор.

    Подвеска автомобиля осуществляет упругую связь рамы или кузова с мостами и колесами, смягчает воспринимаемые ими удары и толчки при езде по неровностям дороги. Упругие свойства подвески достигаются применением упругого элемента. Работа подвески основана на превращении энергии удара при наезде колеса на неровность дороги в перемещение упругого элемента подвески, в результате чего сила удара, передаваемого на кузов, уменьшается, и плавность хода автомобиля становится лучше. По характеру взаимодействия колес и кузова при движении автомобиля все подвески делят на зависимые и независимые. Зависимая подвеска имеет жесткую связь между левым и правым колесом, в результате чего перемещение одного из них в поперечной плоскости передается другому и вызывает наклон кузова. Независимая подвеска характеризуется отсутствием жесткой связи между колесами одного моста. Каждое колесо подвешено к кузову независимо от другого колеса. В результате при наезде одним колесом на неровности дороги колебания его не передаются другому колесу, уменьшается наклон кузова и повышается в целом устойчивость автомобиля при движении.

    Амортизаторы . При движении автомобиля по неровностям дороги возникают колебания кузова, которые продолжаются некоторый промежуток времени после наезда колес на препятствие. Для гашения возникающих колебаний на автомобилях в конструкции подвески применяют амортизаторы преимущественно жидкостные телескопического типа.

    Работа амортизатора основана на сопротивлении перетеканию специальной жидкости, находящейся во внутренних полостях амортизатора и перетекающей из одной полости в другую при изменении их объемов. Телескопические амортизаторы имеют двустороннее действие, т.е. гасят колебания подвески при ходе сжатия и при ходе отдачи.

    Колеса автомобиля обеспечивают непосредственную связь с дорогой, участвуют в создании и изменении направления его движения, передают нагрузки от массы автомобиля на дорогу.

    Для обозначения марки отечественного автомобиля в настоящее время используют сокращенное название завода-изготовителя (ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ) и через дефис - цифру, указывающую класс, вид и номер модели. Принятая классификация автомобилей приведена в табл. 1.

    Классификация автомобилей

    Параметр вид класс
    Рабочий объем двигателя (литраж),л легковые автомобили
    до 1,2 1,3...1,8 1,9...3,5 свыше 3,5 - - -
    - - -
    автобусы
    Длина, м индекс до 5 6...7,5 8...9,5 10,5...12 свыше 16,5 - -
    - -
    грузовые автомобили (с бортовой платформой)
    Полная масса, т индекс до 1,2 1,3...2 2,1...8 9...14 15...20 21...40 свыше 40

    Цифровое обозначение для базовых моделей состоит из четырех цифр.

    1. Первая цифра обозначает класс,

    2. вторая - вид автомобиля

    3.последующие две цифры - номер модели.

    4. Номер модификации базовой модели обозначают пятой цифрой.

    5. Шестая цифра указывает на номер экспортного варианта.

    Например, марка автомобиля ГАЗ-3307 означает, что это грузовой автомобиль 3-го класса (имеет полную массу 7,7 т) с бортовой платформой и номером модели серийного выпуска 07.

    Исключение составляет первая цифра в марке автомобилей «Бычок» и «Газель».

    Класс специализированных грузовых автомобилей обозначается в зависимости от полной массы, как у грузовых автомобилей общего назначения (с бортовой платформой). Каждый специализированный грузовой автомобиль в обозначении вида имеет свою определенную цифру: например, седельный тягач - 4, самосвал - 5, цистерна - 6, фургон - 7.

    Каждый автомобильный завод выпускает основную (базовую) модель автомобиля и ее модификации, которые отличаются от базовой некоторыми показателями и конструкцией. До 1966 г. обозначение моделей состояло из букв, показывающих завод-изготовитель, и цифр, присваиваемых каждой модели. Например, ЗИЛ-130 расшифровывается так: завод имени Лихачева, 130 - номер разработки модели.

    Всем заводам были выделены группы цифр для обозначения моделей, так Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) имел диапазон цифр до 99, ЗИЛ от 100 до 199 и т. д. Но с увеличением числа заводов и количества выпускаемых моделей эта система обозначений перестала удовлетворять требованиям времени. В результате была введена новая система обозначений (индексация) подвижного состава.



    Новая система обозначений, как и прежняя, включает буквы, отражающие название завода-изготовителя, и четыре или пять цифр.

    1. Первая цифра обозначает класс, вторая - вид автомобиля, третья и четвертая - номер модели, пятая (если имеется) - порядковый номер модификации.

    2. Вторая цифра позволяет различать автомобили по их назначению или специализации:
    1 - легковые автомобили,

    2 - автобусы,

    3 - грузовые автомобили,

    4 - седельные тягачи,

    5 - самосвалы,

    6 - цистерны,

    7 - фургоны,

    8 - резерв,

    9 - специальные.

    Система индексации автомобилей по первым двум цифрам (индексу) имеет следующий общий вид:

    Грузовые автомобили

    Легковые автомобили

    Автобусы

    Рассмотрим примеры обозначений автомобилей по новой системе индексации:
    - бортовой автомобиль Камского автозавода полной массой 15 184 кг, двадцатая модель - КамАЗ-5320;

    Легковой автомобиль Горьковского автозавода с двигателем рабочим объемом 2,445 л, вторая модель - ГАЗ-3102;

    Автобус Павловского автозавода, длина 7,15 м, первая модель - ПАЗ-3201.

    Каждой новой модели автомобиля присваивается индекс, состоящий из четырёх цифр, где первые две цифры, обозначают класс автомобиля:

    · для легковых – по объему двигателя

    · для автобусов – по длине салона

    · для грузовых – по полной массе

    Вторые же две цифры обозначают модель.

    Модификации моделей имеют дополнительную пятую цифру; обозначающую порядковый номер модификации. Перед цифровым индексом ставятся буквенные значения завода изготовителя.