Сколько стоит сделать раллийную машину. Рожденные в WRC: автомобили, популяризированные мировым ралли. Амуниция и снаряжение

Как построить автомобиль для ралли?

Вам понадобится:

Гражданская версия автомобиля

Каркас безопасности

Компоненты для двигателя и трансмиссии

Сварщик

Ручной инструмент

Инструкция.

1. Подготовительный этап.

Сперва необходимо определиться с базовой моделью автомобиля, который ляжет в основу Вашего будущего раллийного болида. Машина должна быть конкурентоспособной и не дорогой в обслуживание, а запчасти на нее должны доставаться легко и в кратчайшие сроки. Поэтому, оптимальными вариантами считаются: Ford, VW и Honda. Расскажем на примере Ford Fiesta.

Дальше выбираем класс (группу), в котором будет соревноваться автомобиль. От этого зависят вложения и уровень доступных мероприятий. Машину можно сделать в соответствии с правилами местных серий («Лужский Рубеж»), где требования минимальны, либо - «по высшему разряду», вплоть до класса WRC (здесь уже бюджет будет космический). Мы возьмем правила РАФ (КиТТ 2015)

2. Безопасность.

Какой бы раллийный регламент Вы не взяли, всегда будет необходим каркас безопасности в том или ином виде. Для всех автомобилей международных и национальных групп каркасы безопасности должны отвечать требованиям ФИА (п.8 Ст.253 Приложения «J» к МСК ФИА) и Приложения 14 к КиТТ 2015. В ралли-спринтах в СЗФО допускается наличие болтового (съемного) каркаса, во всех остальных соревнованиях - только вварной! Так же он должен иметь омологацию (шильду с датой и кодом на трубах), без неё Технический Инспектор не пропустит на соревнования.

Есть два варианта установки каркаса: сварить самому, купив необходимые детали в специализированном автоспортивном магазине (за рубежом), либо отдать автомобиль в лицензированную фирму. Перед тем как вваривать каркас необходимо вытащить из машины весь салон, что бы остались «голые стены».

Еще пара моментов для безопасности: необходимо сделать систему пожаротушения (продается в магазинах) либо установить огнетушитель, и закупить пятиточечные ремни , так же с действующей омологацией.

3. Начинка.

Если Вы еще не достигли вершины мастерства управления раллийным автомобилем, то уделять большое внимание «наворотам» и наращиванью мощности машины нет смысла. Вам в первую очередь необходимо совершенствовать мастерство на почти стоковом авто. А вот когда настанет момент, что Вы не сможете больше на этом болиде улучшать свое время на трассе, тогда постепенно надо вносить изменения в оснастку. Базовые изменения, которые следует внести в дорожный автомобиль - это установить защиту картера, закрепить аккумулятор крепко-накрепко, убрать всё лишнее из салона и поставить спортивный руль без airbag. Еще потребуются «ковши» - спортивные сидения из карбона, и вывести «ключ массу» наружу в районе капота. Конечно, надо осуществить базовое ТО: заменить все жидкости, фильтры, почистить двигатель, проверить выхлопную систему и трансмиссию.

Если же Ваш уровень мастерства высок, то можно «поиграть» с настройками машины. Со стандартного двигателя Fiest-ы при грамотной настройки можно снять дополнительных 20 лошадиных сил. Дальше перебираем подвеску, устанавливаем спортивные амортизаторы и пружины, можно увеличить ее ход. Меняем тормозные диски и колодки. Коробку выкидываем и ставим секвентальную либо кулачковую. Но тут надо понимать, что расходы на обслуживание сразу возрастут, а запчасти придется искать долго и усиленно.

4. Амуниция и снаряжение.

Помните, Вас в команде двое: пилот и штурма, поэтому комфортно должно быть всем. Расположение переговорного устройства, стропорезов и кнопки пожаротушения должно быть оптимальным для обоих. Сидение штурмана всегда находится чуть ниже и в глубине машины, чтобы иметь максимальную защиту при аварии.

Пилоту необходимы: спец. обувь, комбинезон несгораемый, белье, шлем, ханс (гибрид)(не всегда) и перчатки. Штурману почти тоже самое, плюс: тетрадь для записей, канцелярия и сумка для документов. Вся экипировка обязательно должна иметь действующую омологацию!

5. Наводим марафет

На автомобиле должны быть специальные наклейки : стрелочки указывающие на проушину и на «ключ массы», а так же обязательные наклейки организаторов, их Вам выдадут на регистрации перед гонкой. Не забываем про резину! Для грунтовых трасс продается специальная резина с глубокой шашечкой, для асфальта - слики, а для снега и льда - зимние с «боевым» шипом.

Внимание!

При постройке автомобиля обязательно консультируйтесь со специалистами, всегда сверяйтесь с актуальными регламентами и правилами, не пытайтесь «скостить» или «наколхозить» - автоспорт смертельно опасен! Правильный автомобиль - залог Вашей безопасности.

10 лучших раллийных автомобилей в истории

Раллийные гонки – один из интереснейших видов автоспорта, требующий от пилотов филигранного пилотажа в преодолении коварных поворотов. Но даже отличные спортсмены не добиваются успехов без хорошей машины. сайт называет и показывает 10 лучших раллийных автомобилей – от угловатой «Лянчи Стратос» до беспощадного к соперникам «Ситроена» C4 Себастьяна Леба.

«Рено-Альпин» А110 (с 1963 года)

Собранная из деталей различных моделей «Рено», «Альпин» А110 метеором ворвалась в мир ралли. Первые победы пришли уже в самом начале «карьеры» автомобиля – в 1963 году, но более оглушительные успехи последовали позже: автомобили А110 заняли три первых места на Ралли Монте-Карло’71, а также выиграли самый первый чемпионат мира по ралли, проведенный в 1973 году. Элегантный дизайн, задний привод с расположенным позади двигателем, а также относительно небольшой вес сделали машину очень послушной. Однако после резкого скачка в развитии раллийных машин, этот проект исчерпал весь свой потенциал и уже не мог конкурировать с грандами. Тем не менее, именно эта машина стала толчком для дальнейшего участия «Рено» в раллийных гонках.

«Форд Эскорт» RS1600/RS1800 (конец 60-х – 1998 годы)


Рожденный в образе маленького семейного автомобиля, «Эскорт» чуть позже стал первой раллийной машиной марки «Форд». Дебютировав на гоночных трассах в конце 60-х, уже в 1970 году «Эскорт» с подавляющим преимуществом выиграл марафон Лондон-Мехико: из более чем сотни заявленных экипажей 26 000 километров до финиша преодолели лишь 23, четверть из которых выступала на этой машине. В 1979 году «Эскорт» с двигателем объемом 1,8 литра принес «Форду» первые титулы в чемпионате мира по ралли, а двумя годами позже Ари Ватанен выиграл свой первый чемпионат, одержав победы на Ралли Акрополис и Ралли Финляндии. В последующие годы «Эскорт» снискал славу одного из самых успешных автомобилей в истории ралли, а также послужил базисом для других раллийных машин американской марки.

«Лянча Стратос» (1972-1974 годы)


Созданный с нуля специально для гонок, «Стратос» смотрелся несколько кривовато на фоне других раллийных машин – угловатый дизайн, реализованный в стекловолокне, с огромными спойлерами выглядели очень экстравагантно. Однако внешний вид отошел на второй план после оглушительных четырех подряд побед в чемпионате мира и трех триумфов в европейском первенстве. Этот автомобиль значительно поднял авторитет итальянской компании на гоночных трассах, но вынужден был отступить в связи с появлением машин «Группа Б» – «Лянча» сосредоточилась на развитии других моделей.

«Ауди Кваттро» (с 1981 года)

«Ауди Кваттро» за свою яркую историю стал одним из тех автомобилей, что указали направление развития для всей раллийной техники. Полный привод и 600-сильный двигатель с турбонаддувом превратили эту машину в ракету с колесами – преимущество немецких автомобилей над конкурентами невозможно описать привычными терминами. На «Кваттро» Мишель Мутон стала первой женщиной, выигравшей этап чемпионата мира по ралли, и самой быстрой женщиной в соревнованиях по подъему на холм Пайкс-Пик. Слабым местом немецкой машины была надежность, но если «Ауди Кваттро» доезжала до финиша, то быстрее всех. Тем не менее, на этом автомобиле были выиграны два личных титула в чемпионате мира и два титула в зачете производителей.

«Мицубиси Паджеро» (с 1983 года)


«Паджеро» никогда не принимал участия в гонках чемпионата мира по ралли, но стал настоящей легендой «Дакара». Построенная на базе «Мицубиси Джип», копии знаменитого Jeep CJ3A, «Паджеро» 26 раз выходила на старт главного ралли-рейда планеты и 12 раз доезжала до финиша первой, в том числе семь раз подряд в период с 2001 по 2007 годы. За рулем японского автомобиля триумфаторами «Дакара» становились такие гонщики и гонщицы как Стефан Петерансель и Ютта Кляйншмидт. Вплоть до успехов «Туарегов» последнего времени, именно «Паджеро» был доминирующей силой в зачете внедорожников.

    Любительские гонки на автомобилях разных классов набирают обороты. Сегодня на самых разных трассах можно увидеть как профессиональные подготовленные автомобили, так и просто машины в нужном класса с обычной комплектацией. Именно водителям в последних авто посвящается информация в данной статье. Дело в том, что эксплуатировать автомобиль в таком режиме опасно. Ралли может оказаться не самым приятным и простым действием для транспорта. Вы можете разбить авто, а при этом пострадать сами. Нередко случается переворот машины. При этом с подготовленными раллийными видами транспорта ничего не случается, после переворота они могут продолжать двигаться дальше. А вот гражданский автомобиль, приехавший с асфальтовой дороги на ралли, просто обречен на полное разрушение. Да и ремонт подготовленной машины выполнять проще и дешевле.

    Наиболее популярные машины для ралли в наше время - старые ВАЗ 2109 и 2108. Это прекрасные переднеприводные авто, которые становятся просто отличной базой для формирования очень качественного и надежного автомобиля для гонок. Переделать, конечно, придется практически все, но конструкция уже готова к установке нормальных спортивных запчастей. Впрочем, часто используют хэтчбеки и седаны других классов, марок и годов выпуска. Вы можете превратить в раллийное авто практически любой автомобиль, а изначальный транспорт будет лишь отвечать на вопрос, в каком классе вы будете выступать на машине. Есть любительские гонки, а есть профессиональные, и допуск машин на каждый этап является индивидуальным. Так что подготовка машины часто проходит по определенным требованиям. Мы же сегодня поговорим про общие процессы.

    Усиление кузова - мера безопасности и осторожности

    Чтобы использовать автомобиль достаточно долго и успешно, придется превратить его исключительно в гоночный аппарат. Для этого сначала снимаются все стекла, включая лобовое. Чтобы не было никаких проблем с летящими камнями, устанавливается достаточно мелкая сетка вместо стекол. Это позволяет избежать травм в процессе эксплуатации авто. Также с кузовом проводят такие работы, которые позволяют усилить его и подготовить к поездкам по треку:

    • первым делом стоит выбросить из салона все ненужное, а также все, что имеет вес, это карты дверей, заднее сидение, пластиковые панели и полки, ковры и прочие детали;
    • остается руль, педали и два передних сидения - для штурмана и водителя, также обеспечивается нормальный контроль приборов, устанавливаются более точные датчики;
    • следующим шагом станет приваривание в салоне дуг жесткости кузова, они проходят через весь салон, могут располагаться в хаотичном порядке и являются важной деталью;
    • все новые установленные детали обязательно обрабатываются антикоррозийными покрытиями или грунтовкой, красятся и приводятся в нормальный эстетический вид;
    • кузов приводится в нормальное состояние, устраняются любые функциональные проблемы с деталями, удаляется ржавчина и провариваются потенциально опасные места.

    При всех этих работах нужен профессионализм. Можно самостоятельно разве что разобрать салон и выбросить ненужные элементы. В остальном можно полагаться только на работу специалистов. Иначе проделанные процессы будут некачественными и не смогут обеспечить необходимую надежность работы автомобиля в самых разных и сложных условиях. Именно поэтому есть проблемы у неподготовленных автомобилей.

    Двигатель и трансмиссия - важные детали гоночного авто

    Прежде чем менять силовой агрегат или коробку передач, узнайте, что именно за требования выставляют разные ассоциации и турниры. Вполне можно на ВАЗ 2108 установить крупный турбированный двигатель на пару литров и более двух сотен лошадиных сил, но такие машины смогут далеко не на все соревнования выставляться. Так что с техникой стоит быть осторожнее. Среди важных аспектов работы с силовым агрегатом можно выделить такие черты:

    • двигатель можно оставить и родной, но он должен быть в максимально исправном состоянии, готовность к самым большим нагрузкам должна присутствовать обязательно;
    • коробка передач зачастую усиливается и дорабатывается, устанавливается с других автомобилей, которые имеют более короткий ход и более эластичную работу КПП;
    • все переделки должны соответствовать требованиям ассоциации, в которой вы хотите выступать, даже если сначала это просто любительский уровень, и авто не контролируют;
    • сразу равняйтесь на самые высокие уровни гоночных соревнований и их требования, чтобы в случае удачи не переделывать ваш автомобиль снова в заводские параметры;
    • любые работы по установке двигателя и КПП должны проводиться в профессиональной мастерской, иначе качественная работа этих узлов не может гарантироваться никем.

    Как видите, переделка двигателя также является довольно сложным и специфическим занятием, которое может оказаться приятным для вашего хобби, но очень неприятным для кошелька. Так что есть определенные тонкости в каждом процессе. Для кого-то приобрести подержанную старую «Восьмерку» уже будет достижением, а кто-то может установить в нее новый двигатель от Мазды, к примеру. Все в этом мире условно и зависит от обстоятельств.

    Подвеска и важные модули автомобиля для гонок на ралли

    Конечно, заводская подвеска ни от одного в мире бренда не сможет долго выдерживать нагрузки ралли. Если вы переделываете в гоночную машину отечественное авто, то подвеску нужно поменять сразу. Иначе посреди гонки могут повылетать шаровые опоры, ШРУСы, согнуться рычаги подвески или загреметь балка. Тогда придется остановить соревнования и ехать на ремонт. Лучше сразу позаботиться о таких особенностях, которые являются минимумом для гонок:

    • полная замена сайлентблоков в подвеске на качественные изделия не из резины, а из более прочных и надежных материалов, установка новых качественных креплений на эти узлы;
    • замена стоек на спортивные, они не должны быть масляными, здесь лучше использовать жесткие, отбойные и неубиваемые стойки специальных производителей для спорта;
    • стойки меняются вместе с верхними опорами спортивного типа, а также новыми пружинами и шаровыми опорами с усиленным корпусом и подвижным механизмом;
    • осматриваются рычаги подвески и балка, при необходимости они усиливаются или меняются на более выносливые, также осматривается остальная часть подвески автомобиля;
    • тормоза лучше установить более эффективные, причем менять из лучше вместе с суппортами и барабанами, чтобы получить более качественные результаты по всем статьям.

    Система подшипников в колесах на многих автомобилях живет до 200 000 километров в обычном режиме. Менять ступичные детали при подготовке к ралли не обязательно. А вот при выходе из строя стоит заменить как минимум комплект из двух подшипников, и выбирать лучше не заводские, а усиленные и подготовленные к высоким нагрузкам подшипники. Все это поможет получить вам наиболее качественные решения с нужными параметрами.

    Как выступать на ралли новичку - основные моменты

    Если вы уже сделали автомобиль, но не знаете, как начать свои выступления, стоит провести некоторые действия. В первую очередь, вам потребуется напарник для многих гонок. Это штурман, который на многих авто также исполняет роль уравновешивания машины. Далее стоит подыскать несколько чемпионатов и соревнований для любителей автомобильных гонок. Принцип поиска следующий:

    в соревнования принимают любых желающих, ваш автомобиль полностью подходит по всем ограничениям, в названии состязания есть слово Open, что позволяет выступать всем;

    • вас устраивают все временные рамки чемпионата, его места проведения, этапы и условия выбора победителя, есть определенные условия в каждом соревновании, которые нужно учесть;
    • следует заявляться на чемпионат с демонстрацией автомобиля, так что для начала лучше выбирать только соревнования в вашем городе или районе, это поможет встать на путь гонщика;
    • далее по мере набора опыта вы можете точно сказать, какие именно условия следует соблюдать для участия в том или ином соревновании, так что сможете заявлять себя и в другие города;
    • обратите внимание на призовой фонд, а также на принципы его формирования, часто любительские гонки устраивают инвесторы, которые и являются создателями всех призов;
    • иногда призовой фонд собирается с участников, а затем распределяется на первые, вторые и третьи места в каждом классе автомобилей, в таком случае придется вносить свои деньги.

    Конечно, для начала лучше участвовать в спонсорских заездах, где вам не придется вносить свои деньги. Выиграть гонку у людей, которые долгое время тренируются и сражаются на разных этапах ралли будет непросто. Поэтому вы просто будете проигрывать деньги. А в бесплатных соревнования всегда можно показать себя, потренироваться и проявить все качества автомобиля, не потратив при этом никаких денег вовсе. Предлагаем посмотреть требования к автомобилю для автокросса:

    Подводим итоги

    Стать гонщиком в России достаточно сложно. Для этого нужно учитывать множество важных особенностей каждого соревнования и чемпионата, стоит выдерживать определенные условия по автомобилю. Есть масса ограничений, которые должны быть всегда учтены при формировании автомобиля и выполнении всех правил и норм ралли. Если вы нарушите правила участия, вас дисквалифицируют, и вы потеряете средства. Помните также, что часто ездить на авто для ралли по дороге нельзя, так как в нем нет определенных элементов, необходимых для дорожного движения. В таком случае вам понадобится еще и прицеп, а также автомобиль-тягач для перевозки гоночного транспорта в нужные места.

    Все это достаточно затратный процесс, так что вам сразу нужно определиться с суммой денег, которые вы готовы потратить на гонки. Не рассчитывайте сразу же отыскать спонсора, который предложит вам невероятные возможности участия в самых высоких чемпионатах. Обычно гонщики несколько лет устанавливают свое имя на любительских гонках и катаются за свой счет, прежде чем их берет под свое крыло какая-либо крупная корпорация. Так что всех стоит быть осторожным с началом таких сложных и дорогостоящих соревнований, как ралли и любые другие автомобильные гонки. А вы бы хотели поучаствовать в ралли на специально подготовленном автомобиле?

    Пытливый ум найдет для каждой вещи прямое и косвенное применение. Вот и автомобиль стал не только средством передвижения. Жажда острых ощущений, вкуса победы и демонстрации мастерства толкает некоторых любителей на состязания, где можно проверить свой крутой нрав и характер автомобиля.

    Разновидностью автомобильных гонок является ралли. Его история начинается с 1894 года, хотя термин «ралли» был введен только в 1907 году. Это гонка по пересеченной местности, часто без асфальтового покрытия, в которой залогом успеха служит не столько технические показатели автомобиля, сколько мастерство водителя.

    Выступать на ралли может любой участник со своим гражданским автомобилем. Но желание быть лидером толкает автолюбителей к усовершенствованию технической части.

    Организаторы соревнований «ралли-спринт» вынуждены были устанавливать определенные ограничения на конструктивные изменения автомобиля. Некоторые из них будут описаны ниже, а сейчас необходимо отметить, что мощность силовой установки является обязательным, но не единственным параметром, ведущим к успеху.

    Роль подвески раллийного автомобиля

    В соцсетях часто встречаются посты, в которых любители адреналина выкладывают фото своих машин с обрезанными пружинами, указывая, что установили раллийную подвеску. Немудрено, что сразу начинают сыпаться дерзкие комментарии. Ведь ничего общего у такого автомобиля с ралли быть не может.

    Подвеска для ралли должна выполнять свое прямое назначение. Какова роль подвески? Она обеспечивает связь кузова с колесами, гасит колебания, повышает комфорт? Пора расстаться с этим тривиальным определением.

    Главная задача подвески заключается в обеспечении сцепления колеса с поверхностью. При попадании колеса в яму должен произойти своевременный отбой, иначе колесо останется вывешенным и машина будет неуправляема. При наезде же на препятствие слишком жесткая подвеска передаст усилие на кузов, и последний отреагирует чрезмерным вылетом.

    Опытные пилоты подчеркивают, что правильно настроенная подвеска заметно увеличивает динамические показатели автомобиля.

    Устройство раллийной подвески

    В любой статье, посвященной работе , можно встретить утверждение, что она не применима на спортивных карах. Использование МакФерсон в раллийных авто ставят любого читателя в тупик. В чем заключается парадокс?

    Знаменитый поэт Владимир Маяковский в свое время написал стихотворение "Товарищу Нетте, пароходу и человеку". Если кто не помнит, то речь в нем идет про то, как автор встретил в порту Ялты пароход, носящий имя его старого друга, красного дипкурьера Теодора Нетте. Это было в уже далеком 1926 году.

    С тех пор прошло немало лет. И сейчас «людей и пароходов» можно встретить не только в морских портах, но и… на вполне обычных автомобильных дорогах. Точнее, речь идет не о пароходах, а об автомобилях. Об автомобилях, которые относятся к так называемым limited edition, то есть ограниченным сериям. Именно эти ограниченные серии обычно и бывают именными.

    В нашей статье речь пойдет, в частности, о машинах, которые носят гордые имена чемпионов мира по ралли, и ведут свою историю из мира снега, льда, гравия, пыли, грязи, бешеных скоростей, прохождений виражей в управляемом заносе и сумасшедших прыжков на трамплинах. В общем, наш рассказ о тех автомобилях, которые могут помочь своему владельцу хоть на некоторое время почувствовать себя как минимум Себастьеном Лёбом.

    Ford Escort Mexico

    Пилот: Ханну Миккола.
    Год: 1970.


    Ford Escort Mexico стал, пожалуй, первым гражданским автомобилем, вышедшим из мирового ралли. Технически этот автомобиль был аналогичен спортивным модификациям Escort Twin Cam и, с 1971 года, Escort RS1600. Но, как и автомобили-участники ралли-марафона, Escort Mexico оснащался более простым и надежным двигателем семейства Kent, что ставили на более тяжелые Cortina и Capri и который выдавал всего 86 л.с. против 120 у версии RS1600. На фоне 48 сил у массовой модификации с двигателем 1.1 литра, 57 «лошадей» у Эскорта 1.3 и даже рядом с 72 л.с. «горячей» модификации 1300GT новинка выглядела вполне быстрой и относительно доступной машиной.


    Внешне Ford Escort Mexico от «старшего брата» Escort RS1600 отличался только шильдиками и наклейкой вдоль кузова с гордым именем модификации. Всего с 1970 по 1974 год успели выпустить 9 382 заряженных Эскорта с мексиканским акцентом (RS1600 разошелся тиражом лишь 1 108 экземпляров).


    Toyota Celica GT Four Carlos Sainz Limited Edition

    Пилот: Карлос Сайнц.
    Год: 1990.

    1990 год стал для Toyota годом триумфа в WRC. Карлос «Эль Матадор» Сайнц, выступавший на Toyota Celica GT Four ST165, выиграл четыре этапа чемпионата мира по ралли, а на остальных семи этапах финишировал не ниже четвертого места, тем самым обеспечив себе титул чемпиона мира. Сама же Toyota заняла второе место в Кубке конструкторов.


    Эту победу было решено увековечить. Так появилась дорожная Toyota Celica GT Four Carlos Sainz Limited Edition. Машина была выпущена в 1991 году. И это был действительно ограниченный тираж. Всего было произведено пять тысяч экземпляров. Длинное название Toyota Celica GT Four Carlos Sainz Limited Edition машина имела только на европейском рынке. В Японии она носила короткое обозначение RC, а в Австралии продавалась как Group A Rallye.


    Внешне Toyota Celica GT Four Carlos Sainz Limited Edition отличалась от своей обычной «сестры» Toyota Celica GT Four только большим вентиляционным отверстием на капоте, которое предназначалось для отвода горячего воздуха из подкапотного пространства, и другим бампером с дополнительными воздухозаборниками. Естественно, не были забыты и шильдики Carlos Sainz Limited Edition.


    Все самое важное было внутри. Под капотом у нее стоял турбированный двигатель мощностью в 225 л.с. и крутящим моментом в 304 Нм. Конечно же, эта версия была полноприводной. Так что за рулем Carlos Sainz Limited Edition любой мог почувствовать себя Эль Матадором.


    Всего было выпущено пять тысяч экземпляров этой модификации. Так что на сегодняшний день такая Celica является настоящим раритетом и очень ценится любителями раллийных машин во всем мире.

    Mitsubishi Lancer Evo VI Tommi Makinen Edition

    Пилот: Томми Мякинен.
    Год: 1999.

    А теперь давайте снова вспомним Владимира Маяковского. Перефразируя одну из известнейших строчек его стихотворений, можно сказать: «Мы говорим Мякинен, подразумеваем - Mitsubishi! Мы говорим Mitsubishi, подразумеваем - Мякинен!». Это именно так и есть, потому что знаменитый финн Томми Мякинен неразрывно связан с японским автопроизводителем Mitsubishi.


    Мякинен является одним из наиболее успешных гонщиков в истории чемпионатов мира по ралли. На его счету четыре титула чемпиона мира (по этому показателю он делит второе место с Юхой Канккуненом), 24 победы в WRC (пятое место) и 139 проведенных этапов WRC (шестое место). И до появления Себастьена Лёба Томми Мякинен был единственным пилотом чемпионата мира по ралли, который завоевал свои четыре титула подряд. Мякинен становился чемпионом мира в 1996, 1997, 1998 и 1999 годах. И все эти титулы были завоеваны им на Mitsubishi Lancer Evo.


    Принимая во внимание заслуги финского пилота, японцы решили увековечить его имя, выпустив Mitsubishi Lancer Evo VI Tommi Makinen Edition. Эта машина была создана на базе обычной (если можно так выразиться) Mitsubishi Lancer Evo VI.

    Внешне Evo VI TME отличалась передним бампером, спортивными сиденьями Recaro (с рельефной эмблемой Tommi Makinen Edition), 17-дюймовыми колесными дисками Enkel, кожаным рулем Momo и своеобразной ручкой рычага КПП.


    Цветовое оформление Mitsubishi Lancer Evo VI TME выделялось оттенками красного. К автомобилю также прилагались деколи, с помощью которых можно было превратить свою машину в полную реплику раллийной Mitsubishi Томми Мякинена.

    В техническом же плане Evo VI TME практически не отличалась от обычной Evo VI. Единственным отличием была турбина из титана и усовершенствованная растяжка. Двигатель мощностью 280 л.с. выдавал крутящий момент в 373 Нм. От нуля до «сотни» эта машина разгонялась за 4,4 секунды.


    Главной особенностью Mitsubishi Lancer Evo VI Tommi Makinen Edition стало то, что она выпускалась… только для внутреннего японского рынка! Экспортных вариантов машины просто не было! Но с течением времени некоторые экземпляры все-таки вырвались за пределы Страны восходящего солнца и позволили поклонникам ралли во всем мире покрасоваться на «машине Мякинена» перед местными пабами.

    Subaru Impreza RB5 и RB320

    Пилот: Ричард Бёрнс.
    Год: 1999 и 2006.

    Первым пилотом чемпионата мира по ралли, который удостоился не одной, а двух именных машин, стал чемпион мира 2001 года Ричард Бёрнс. Правда, прижизненной для него оказалась только первая ограниченная серия, вторая была выпущена в память безвременно ушедшего гонщика.


    Ричард Бёрнс стал пилотом заводской команды Subaru в 1993 году. Тогда эта команда выступала в чемпионате Великобритании по ралли, и Бёрнс, выиграв четыре этапа, стал самым молодым британским чемпионом. В 1994 и 1995 годах Ричард Бёрнс уже выступал за заводскую команду Subaru в WRC. Правда, в то время он не смог добиться больших успехов, но сумел показать свой потенциал.

    В 1996–1998 годах Бёрнс покинул Subaru, перейдя в Mitsubishi. В это время Ричард одержал свои первые победы на этапах WRC. Но в 1999 году Ричард Бёрнс снова возвращается в Subaru. Именно это событие и было отмечено выпуском ограниченной серии Subaru Impreza. Она получила название Subaru Impreza RB5. RB - это инициалы Ричарда Бёрнса, а 5 - его номер, под которым он выступал в WRC.


    Subaru Impreza RB5 - по-настоящему уникальная машина. Всего было выпущено (внимание!) 444 таких автомобиля! Желающие могли приобрести как обычную версию RB5, так и две версии с дополнительной комплектацией - WR Sport spec (с новым высоким задним спойлером) и Prodrive Performance Pack (PPP), который увеличивал мощность автомобиля.

    RB5 был доступен только в одном цвете - Blue Steel. Все зеркала, дверные ручки, боковые юбки, передний/задний спойлеры и заглушки противотуманок были окрашены в цвет кузова. Обшивка салона отделана голубой алькантаторой с черными вставками, в салоне установлены кондиционер, короткоходная кулиса Prodrive, руль MOMO, коврики имели вышивку RB5. Само собой, имелась и номерная планка с уникальным номером автомобиля от 001 до 444.



    Изменился и экстерьер: машина стояла на 17-дюймовых легкосплавных колесных дисках с уникальной отделкой из титана и логотипом Prodrive по центру, обутых в резину Pirelli P-Zero 205/45 ZR17 Corsa 88W. Сзади устанавливалось высокое антикрыло Prodrive, а спереди - 120 Вт фары PIAA. Также машина получила новую выхлопную систему, воздушный фильтр и новый блок ECU. На боках и сзади были нанесены наклейки/шильдики RB5.

    В 2001 году Ричард Бёрнс стал чемпионом мира. В 2002 году он снова покинул Subaru WRT, перейдя в стан заводской команды Peugeot. В 2003 году Бёрнс снова решил вернуться в Subaru и даже подписал с командой контракт… Но в конце того года ему поставили страшный диагноз - астроцитома (один из видов злокачественных опухолей головного мозга), так что Ричард был вынужден вообще уйти из спорта и начать борьбу с болезнью. К сожалению, выйти победителем из этой схватки у Ричарда Бёрнса не получилось. 25 ноября 2005 года в возрасте 34 лет он скончался.


    Через год, в ноябре 2006 года, в память о Ричарде Бёрнсе Subaru выпустила ограниченную серию автомобилей Subaru Impreza WRX STi RB320. RB все так же означали инициалы пилота, а цифра 320 означала мощность двигателя.

    Impreza RB 320 оснащена форсированным до 320 л.с. турбомотором и может ускоряться с нуля до ста километров в час за 4,8 секунды. Машина получила заниженную на 30 мм спереди и 10 мм сзади подвеску с амортизаторами Bilstein и более толстым стабилизатором поперечной устойчивости на задней оси. RB320 оснащена эксклюзивными 18-дюймовыми антрацитовыми колесными дисками Prodrive.


    Внешне RB320 отличается по оригинальному переднему бамперу с новой губой по нижней кромке, и большим воздухозаборником в центре. Воздухозаборники и решетка радиатора отделаны мелкоячеистой хромированной сеткой.

    Первые 50 покупателей Subaru Impreza RB320 в Англии получили возможность прокатиться на своих машинах вместе с пилотом команды Subaru Петером Солбергом на тестовом кольце Prodrive недалеко от Уорвика (Великобритания). «На мой взгляд, это лучшая версия дорожной Импрезы, на которой я когда-либо сидел за рулем, - сказал Петер Солберг. - Масса удовольствия. Надеюсь, что люди, купившие ее, получат такой же кайф. Сложно придумать что-то лучшее, чтобы почтить память такого выдающегося гонщика, как Ричард Бёрнс».

    Citroen C4 SE by Loeb, Citroen DS3 Racing S. Loeb Edition

    Пилот: Себастьен Лёб.
    Год: 2006 и 2012.


    Во всем мировом автоспорте нет пилота, который мог сравняться по количеству титулов с Себастьеном Лёбом. Эльзасец становился чемпионом мира 9 раз! Он является обладателем рекордов по количеству побед, очков, выигранных спецучастков и подиумов в WRC. Равных Себу в мировом ралли просто нет и еще долго не будет. Так что нет ничего удивительного в том, что у Лёба есть именные серии машин. И даже целых две.