Подводные лодки типа "щ". Средние подводные лодки типа "Щ" III серии

Подводные лодки типа «Щ», или, как их еще называли, «щуки» в истории отечественного кораблестроения занимают особое место. Это были самые многочисленные (86 единиц!) средние субмарины советского флота периода Великой Отечественной войны. Они активно участвовали в боевых действиях на Балтике, Черном море, в Заполярье; их торпеды и артиллерия пустили ко дну немецкую подлодку, сторожевой корабль, два десантных судна и не менее 30 вражеских транспортов. Но и цена побед оказалась крайне высокой: 31 «щука» не вернулась в родную базу и осталась в море навсегда. Причем обстоятельства гибели многих субмарин неизвестны и по сей день...

Впрочем, останавливаться на истории службы подводных лодок мы не будем. Предлагаем эксклюзивный материал - реконструкцию внешнего вида «щук» всех шести серий: III, V, V-бис, V-6hc-2, X и Х-бис. В основу разработанных чертежей положена подлинная документация из фондов Центрального военно-морского музея (ЦВММ), Российского Государственного архива военно-морского флота (РГАВМФ), а также специальная литература и многочисленные фотографии.

Несмотря на то, что все серии лодок типа «Щ» по своим характеристикам были довольно близки, внешне они существенно отличались друг от друга. Так, первые четыре субмарины Щ-301 - Щ-304 (III серия) имели прямой форштевень, узкую надстройку и ограждение рубки, в кормовой части которого располагались решетки шахт вдувной вентиляции. Носовые горизонтальные рули были своеобразной конструкции - они «рогами» в передней части входили в специальные прорези корпуса. Носовое орудие первоначально имело фальшборт, однако сразу после испытаний его сняли, а само ограждение рубки полностью перестроили. Для удобства работы расчета 45-мм пушки установили откидывающиеся полукруглые площадки, причем позже, в ходе капитального ремонта, эти площадки стали постоянными и их оснастили трубчатым релингом.

На подводных лодках V серии, строившихся для Тихоокеанского флота, изменили форму носовых рулей (она стала типовой для всех последующих серий «щук») и увеличили ширину надстройки. Ограждение рубки кардинально реконструировали, разместив на нем второе 45-мм орудие. Форштевень стал наклонным, причем его обводы в верхней части образовывали небольшой «бульб». Длина легкого корпуса увеличилась на 1,5 м.

Субмарины V-бис серии отличались от своих предшественниц только формой фальшкиля и ограждением рубки (последнее лишилось своеобразного «балкона» над первым орудием). Зато на V-6nc-2 серии изменили обводы легкого корпуса и вновь переделали ограждение рубки. Причем тихоокеанские лодки этого типа отличались от балтийских и черноморских формой бортов ходового мостика.

Подлодки X серии выглядели наиболее экзотично за счет внедрения обтекаемого ограждения рубки так называемого «лимузинного» типа. В остальном же они практически не отличались от кораблей V-бис-2 серии, за исключением, разве что, появившегося «горба» над палубной цистерной и глушителями дизелей.

Поскольку ожидаемого повышения скорости в подводном положении у лодок X серии не произошло, а зали-ваемость ходового мостика увеличилась, на последней серии «щук» Х-бис серии применили более традиционное ограждение рубки, напоминавшее спроектированное для подлодок типа «С». Носовую 45-мм пушку теперь установили непосредственно на палубе надстройки. Корпус остался неизменным, но из его оснащения исчез подводный якорь.

Стойки антенн и сетеотводов на лодках III, V и V-бис серий имели Л-образную форму и соединялись перекладинами. Тросы сетеотвода шли от носа до кормы, впереди носовой стойки они объединялись в один.

У «щук» \/-бис-2 и X серий стойки се-теотводов стали одинарными, на Х-бис серии они отсутствовали вообще. Часть лодок оснастили сетепрорезателями «Сом» и «Краб», представлявшими собой систему резаков (четыре на форштевне, два на баке линейно-возвышенно и по одному с каждого борта), а также систему оттяжек, предохраняющих выступающие части лодки от попадания тросов сетевых заграждений. На практике эти устройства оказались малоэффективными, и их постепенно демонтировали, закрывая пилу на форштевне металлическими листами.

Выхлопные отверстия глушителей в надстройке на лодках первых четырех серий имелись с обоих бортов, на субмаринах X и Х-бис серий - с одного, левого борта. Только на левом борту располагался и якорь, применявшийся в надводном положении.

Расположение шпигатов в надстройке, часто являющееся индивидуальным признаком корабля и потому особо интересующее моделистов, на проектных чертежах, как правило, не указывается (поскольку принципиального значения оно не имеет). На предлагаемых чертежах «щук» шпигаты прорисованы по фотографиям и потому их расположение может быть не совсем точным (особенно это относится к Щ-108). Следует также иметь в виду, что нарезка шпигатов на лодках одной серии зачастую отличалась очень сильно; наиболее ярко эти различия демонстрируют балтийские и черноморские «щуки» X серии.

Внешний вид подлодок типа «Щ» менялся и из-за осуществлявшихся в процессе службы модернизаций. Так, откидные части орудийных площадок постепенно заменялись постоянными и оснащались релингами. По опыту плавания в битом льду и в свежую погоду на части лодок демонтировали наружные крышки торпедных аппаратов. Вместо второго орудия иногда устанавливался пулемет ДШК, причем на ТОФ имелись самодельные установки, наряду со стандартной тумбовой. Выносные 7,62-мм пулеметы М-1 («Максим») размещались на штатных местах в надводном положении далеко не всегда. Излучатели установки звукоподводной связи располагались на палубе (верхний) и в специальной выгородке (нижний). В ходе войны некоторые «щуки» получили гидролокаторы «Асдик» («Дракон -129») и размагничивающее устройство с обмотками снаружи корпуса на уровне палубы надстройки.

Окраска: у балтийских лодок корпус и надстройка выше ватерлинии были серо-шаровыми, у черноморских - темно-серыми, у североморских - серо-зелеными. Подводная часть -черная (кузбасслак) либо покрытая противообрастающими составами № 1 и 2 (темно-красный и темно-зеленый). В блокадном Ленинграде, помимо маскировочных сетей, использовали окраску лодок в белый - под фон снега цвет. Винты - бронзовые. Спасательные буи окрашивались в цвет корпуса; после войны они стали красно-белыми (по три сектора каждого цвета). Буквы названий лодок в носовой части (на III, V, V-бис, \/-бис-2 сериях) - латунные. Литерноцифровое обозначение на рубке - белого цвета (кроме V серии, где оно было желтое или голубое с черным контуром); в годы войны они закрашивались под основной цвет корпуса. Число заявленных побед указывалось цифрой в круге, располагавшемся в центре красной звезды в белой обводке, рисовавшейся на каждой лодке индивидуально. Размещали звезду всегда в носовой части рубки, примерно посередине высоты или ниже иллюминаторов.

Подводные лодки типа «Щ»:

1 - перо руля; 2- волнорезные щиты торпедных аппаратов; 3,9 - кильватерные огни; 4 киповые планки; 5 -утки; 6 - спасательные буи; 7,13,37 -стойки сетеотводов; 8- сетеотвод (совмещенный с радиоантенной); 10- репитеры гирокомпасов; 11 - перископы; 12 - магнитные компасы; 14 - антенны радиопеленгаторов; 15 - 45-мм пушки 21-К; 16 - швартовые шпили; 17 - кнехты; 18 - антенны шумопеленгаторов; 19,35 - носовые горизонтальные рули; 20 - привальный брус; 21 - рубочные люки; 22 - люки аварийных выходов; 23 откидные крышки над шлюпками; 24 - откидные решетки надстройки; 25 - кормовые горизонтальные рули; 26 - откидные решетки над торпедозагрузочным люком; 27- кормовой флагшток; 28 выхлопные клапаны глушителей; 29 - выдвижные мачты; 30 - зенитный пулемет «Максим»; 31,32 - ходовые огни; 33 - гюйсшток; 34 - люки над кранцами 45-мм патронов; 36 - якорный клюз (на всех подлодках - только с левого борта); 38- V-образная стойка радиоантенны; 39 - киповые планки с сетеотводами; 40- радиоантенна; 41 - убирающаяся шлюпбалка; 42 ниши подъемного гака

ТТХ подводных лодок типа "Щ"

V -бис

Водоизмещение нормальное, куб.м

Длина наибольшая, м

Ширина наибольшая, м

Осадка средняя (по килю), м

Мощность дизелей, л.с.

2x685

2x685

2x685

2x800

2x800

Мощность электродвигателей, л.с.

2x400

2x400

2x400

2x400

2x400

Скорость хода, уз.: наибольш. надводная

экономии, надводная

наибольш. подводная

экономии, подводная

Дальность плавания, миль: надводная экономическим ходом

подводная полным ходом

подводная экономическим ходом

Экипаж, чел.

Число 533-мм торпедных аппаратов: носовых

кормовых

Артиллерийское вооружение: иисло орудий X х калибр в мм

2x45

2x45

2x45

2x45

2x45

Число построенных лодок (годы вступления в строй)

: 4 x 650 мм, 12 торпед, 4 x 533 мм, 28 торпед

Ракетное вооружение ракето-торпеды, комплекс Калибр-ПЛ (ранее C-10 «Гранат»), подводные ракеты вместо части торпед ПВО ПЗРК «Стрела-ЗМ», 3 пусковых контейнера, 18 ракет Категория на Викискладе

Подводные лодки проекта 971 «Щу́ка-Б» (обозначение НАТО - «Akula» ) - серия советских многоцелевых атомных подводных лодок третьего поколения , спроектированных по тому же техническому заданию, что и «титановые » лодки проекта 945 «Барракуда» , но со стальным корпусом. Построенные в 1983-2001 годах «Щуки-Б» стали основным типом многоцелевых атомных субмарин в российском флоте , придя на смену устаревшим лодкам проекта 671РТМК «Щука» . С 2014 года четыре корабля проекта 971 «Щука-Б» проходят глубокую модернизацию на судоремонтном заводе «Звёздочка» , что должно приблизить их характеристики подлодкам 4-го поколения . Современный преемник проекта 971 «Щука-Б» - проект 885 «Ясень» .

История создания

Решение о разработке массовой серии многоцелевых субмарин третьего поколения было принято в июле 1976 года. Проектированием лодки занималось СКБ-143 «Малахит» . До 1997 года работами руководил главный конструктор Г. Н. Чернышёв , после его смерти - Ю. И. Фарафонтов . Техническое задание было оставлено таким же, как у проекта 945 «Барракуда» , работы «Малахита», и проектирование велось на его основе, поэтому работы над этапом эскизного проектирования не проводились. В отличие от «Барракуды» корпус лодки предполагалось выполнять не из титана, а из маломагнитной стали. С таким предложением выступили кораблестроители из Комсомольска-на-Амуре. Это требование было обусловлено как дефицитом и дороговизной титана, так и трудностями в работе с ним, которые могло преодолеть только одно советское предприятие, «Севмаш» , а также Горьковское предприятие "Красное Сормово" мощностей которого было явно недостаточно для строительства крупной серии в достаточно короткие сроки. В то же время, замена титана сталью позволяла использовать возросшие мощности дальневосточных заводов. 13 сентября 1977 года технический проект был утверждён, однако в связи со строительством в США подводных лодок нового типа «Лос-Анджелес» с гидроакустическими комплексами нового поколения, «Щуку-Б» отправили на доработку.

Усовершенствованный проект был готов к 1980 году. Первая часть серии строилась в Комсомольске-на-Амуре , что вызвано возросшим уровнем производства и технического потенциала дальневосточных верфей.

В начале 1980-х годов Советский Союз закупил у японской компании «Toshiba » партию высокоточных металлорежущих станков, которые позволяли применять новые технологии при обработке гребных винтов, что резко снижало шумность субмарин. Сделка была секретной, но информация о ней попала в мировую прессу. В результате, США ввели экономические санкции против компании.

Лодки проекта 971 получили в странах НАТО кодовое имя «Akula». Позднее проект несколько раз усовершенствовался, и лодки, построенные по изменённым проектам, получили на западе кодовые названия «Improved Akula» (рус. «Улучшенная Акула» ), проект 971М соответствует обозначению «Akula-II». Последнюю из построенных лодок, К-335 «Гепард» , воплощение последних технических достижений, на Западе называют «Akula-III».

Конструкция

Корпус

Проект 971 имеет двухкорпусную конструкцию. Прочный корпус выполнен из высококачественной легированной стали с σ т = 1 ГПа (10 000 кгс/см²) . Для упрощения монтажа оборудования, лодка спроектирована с использованием зональных блоков, что позволило перенести значительный объём работ из стеснённых условий отсеков подлодки непосредственно в цех. После завершения монтажа зональный блок «закатывается» в корпус лодки и подсоединяется к магистральным кабелям и трубопроводам корабельных систем. Используется двухкаскадная система амортизации: все механизмы размещены на амортизированных фундаментах, кроме того каждый зональный блок изолирован от корпуса резинокордными пневматическими амортизаторами. Кроме снижения общей шумности АПЛ, такая схема позволяет уменьшить воздействие подводных взрывов на оборудование и экипаж. Лодка имеет развитое вертикальное хвостовое оперение с обтекаемым булем, в котором находится буксируемая антенна. Также на ПЛ установлены два откидывающихся подруливающих устройства и выдвижные носовые горизонтальные рули с закрылками. Особенностью проекта является плавно сопряжённое соединение хвостового оперения с корпусом. Это сделано для уменьшения гидродинамических завихрений, создающих шум.

Шумность лодки на 4-8 узлах 90-110 Дб на 1 Па на расстоянии 1 м

Силовая установка

Энергообеспечение осуществляется атомной энергетической установкой. На головной лодке, К-284 «Акула» , установлен водо-водяной ядерный реактор ОК-650М.01. На более поздних заказах АЭУ имеет небольшие усовершенствования. В некоторых источниках сообщается, что последующие лодки оснащены реакторами типа ОК-9ВМ . Тепловая мощность реактора составляет 190 МВт, мощность на валу - 50 000 л. с. Два вспомогательных электродвигателя в откидных забортных колонках имеют мощность по 410 л. с., имеется один дизель-генератор АСДГ-1000.

Размещение экипажа

Условия обитаемости несколько улучшены по сравнению с проектом 671РТМК «Щука» . Весь экипаж размещён во 2-м жилом отсеке в каютах. В остальных отсеках личный состав несёт вахту и выполняет свои служебные обязанности.

Вооружение

«Щука-Б» вооружена торпедно-ракетным комплексом, включающим 4 торпедных аппарата калибра 650 мм и 4 торпедных аппарата калибра 533 мм, боезапас составляет 40 единиц, в том числе 12 калибра 650 мм и 28 калибра 533 мм.

В качестве боеприпасов калибра 650 мм могут быть использованы: торпеды 65-76 , противолодочные ракетные комплексы ПЛРК-6 «Водопад» и ПЛРК-7 «Ветер» с возможностью установки ядерного заряда.

Аппараты калибра 533 мм оснащены системой подготовки торпед «Гринда» и могут использовать торпеды, в частности глубоководные торпеды УГСТ и электрические самонаводящиеся торпеды УСЭТ-80 , ракето-торпеды (тип АПР-ЗМ), противолодочные управляемые ракеты (ПЛУР) модели 83Р, подводные ракеты М5 «Шквал» , крылатые ракеты C-10 «Гранат» с ядерной боевой частью, предназначенные для уничтожения авианосцев , в настоящее превращают в комплекс Калибр-ПЛ . Также через торпедные аппараты возможна постановка как обычных, так и самотранспортирующихся мин.

Используемый комплекс вооружения позволяет «Щукам-Б» бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а также поражать наземные объекты высокоточными крылатыми ракетами.

Модификации

Лодки проекта 971 получили в странах НАТО кодовое имя «Akula». Позднее проект несколько раз усовершенствовался:

История службы

В том же году другая «Щука-Б» с экипажем под командованием капитана 1-го ранга А. В. Буриличева , находясь на боевой службе в дальних районах Атлантики, обнаружила ПЛАРБ ВМС США и скрытно наблюдала за её выходом в боевое патрулирование. После того похода командиру экипажа было присвоено звание Героя Российской Федерации .

Сравнительная оценка

В июне-июле 2012 года подлодка несколько недель находилась незамеченной для ВМФ США в Мексиканском заливе.

Некоторые специалисты скептически относятся к сравнению проекта 971 с лодками четвёртого поколения, считая оценку характеристик завышенной .

«Лос-Анджелес» «Щука» «Щука-Б» «Барракуда» «Кондор» «Плавник» «Рюби»
Внешний вид
Годы постройки - - - - - - -
Годы службы c c c c c c - c
Построено 62 15 15 2 2 1 6
Водоизмещение (т)
надводное
подводное
6082
7177
6990
7250
8140
12770
5940
9600
6470
10400
5880
8500
2410
2607
Скорость (уз)
надводная
подводная
17
30-35
11,6
31
11,6
33
19
35
19
35
11
33
15
25
Глубина погружения (м)
рабочая
предельная
280
450
400
600
480
600
480
550
520
600
1000
1250
300

Реакция

Оригинальный текст (англ.)

The Improved Akula SSN, which went to sea in 1990, soon revealed that the Soviets had surpassed the U.S. Navy in some areas of acoustic quieting--the Improved Akula was quieter than our newest attack submarines, the Improved LOS ANGELES class .

В том же выступлении Полмаром цитировались слова Командующего морскими операциями США, адмирала Джереми Бурды (англ. Jeremy Michael Boorda ) :

Впервые с того времени, как мы спустили на воду «Наутилус » возникла ситуация, что у русских в море есть субмарины, которые тише наших. Как вы знаете, для подводных лодок малошумность - главное качество.

Представители

Всего по проекту планировалась постройка 25 кораблей : 13 в Комсомольске-на-Амуре и 12 в Северодвинске . В 1983-1993 годах было заложено 20 субмарин, из них 14 достроены (по семь на каждом заводе); из них 10 входят в состав ВМФ России , на последней из них - К-335 «Гепард» флаг был поднят 4 декабря 2001 года в присутствии Президента и Верховного Главнокомандующего В. Путина . Две подлодки, «Рысь» и «Кугуар», не достроены, а корпуса использованы в постройке проекта 955-955А, как К-535 «Юрий Долгорукий» и К-550 «Александр Невский»; ещё одна, К-152 «Нерпа» была спущена на воду только в 2006 году и была изначально предназначена для передачи в лизинг Индии, вследствие чего имела отличия в установленном оборудовании. По состоянию на май 2011 года, подводная лодка находилась в Большом Камне , где расположен завод «Восток» . 4 апреля 2012 года на базе Вишакхапатнам подводная лодка была официально принята на вооружение индийских ВМС .

Цвета таблицы:
Белый - не достроена или утилизирована не спущенной на воду
Зелёный - действующая в составе ВМФ России
Жёлтый - действующая в составе иностранных ВМС или как гражданское судно
Синий - находится в ремонте или на модернизации
Красный - списана, утилизирована или потеряна

Завод имени Ленинского комсомола № 199 , Комсомольск-на-Амуре

Название Зав. № Закладка Спуск на воду Ввод в строй Статус
К-284 «Акула» 501 11.11.1983 22.07.1984 30.12.1984 Списана . По состоянию на 2006 год находилась в отстое.
К-263 «Барнаул»
502 09.05.1985 28.05.1986 30.12.1987 В отстое в Большом Камне. Объявлен конкурс на утилизацию .
К-322 «Кашалот» 513 05.09.1986 18.07.1987 30.12.1988 В составе ТОФ. Проходит ремонт в Комсомольске-на-Амуре.
К-391 «Братск»
514 23.02.1988 14.04.1989 29.12.1989 В составе ТОФ. В 09.2014 доставлена на СРЗ «Звёздочка»
К-331 «Магадан»
515 28.12.1989 23.06.1990 31.12.1990 В составе ТОФ. На 28.06.2015 находится на территории ДВЗ «Звезда» в Большом Камне в ожидании очередного ремонта.
К-419 «Кузбасс»
516 28.07.1991 18.05.1992 31.12.1992 В составе ТОФ. 19.03.2016 вернулась в состав ТОФ .
К-295 «Самара»
517 07.11.1993 15.08.1994 17.07.1995 В составе ТОФ. В сентябре 2014 года доставлена на СРЗ «Звёздочка» для прохождения среднего ремонта и модернизации .
К-152 «Нерпа» 518 1993 24.06.2006 29.12.2009 23.01.2012 официально передана Индии .
«Ирбис» 519 1994 Финансирование остановлено в 1996 году .
По состоянию на 2002 год, готовность 42 %, достраивалась по проекту 971И.
В 2011 году, после затянувшейся на 3 года передачи К-152 «Нерпа» Индии, было принято решение о прекращении строительства АПЛ на «Амурском заводе » .
Сформирован прочный корпус.
Министерство обороны Индии готово профинансировать достройку второй АПЛ проекта 971 «Щука-Б», а затем взять этот корабль в аренду .
По состоянию на 17.12.2014 было подписано соглашение о поставке Индии второй АПЛ, строительством которой займётся Амурский завод. Вторая АПЛ уже строится на Амурском заводе по тому же проекту (971 «Щука-Б»), что и первая, названная «Нерпой» .
К-? 520 1991 18.03.1992 отменена при готовности 25 %
К-? 521 1990 18.03.1992 отменена при готовности 12 %

- к 12-му сезону произошло старение тезы, в большом количестве стали появляться царапины и пробои, покрытие в носовой и кормовой части лодки протёрлось до тканевой основы. Растянулись и потеряли герметичность швы деки, ткань утратила водостойкость. При прохождении водопада на р. Пукамонйоки (паводок, Сев. Приладожье) лодка за один проход набирала 6-8 л воды. Стала прорываться ткань деки в местах нагрузок на швы.

Лодка обладает хорошей живучестью. Большинство аварий можно устранить в походе, не прерывая маршрута. К самым неприятным можно отнести прокол и разрыв баллона. У меня за 15 сезонов сплава на "Щуке" этого не случалось. Перед началом сезона лодку стоит проверить - оставить в надутом состоянии на сутки. Можно проверить герметичность и устранить "винт", если он обусловлен перекрутом баллонов при вставке - повернуть концы баллонов внутри чехлов в сторону винта (сделать это лучше дома, а не в походе).


Когда новые чехлы баллонов были пришиты, исчезла "закаяченность" носа и кормы, то есть они стали смотреть вниз. Лодка после этого двигалась по прямой подобно "Тайменю", но к сожалению и в порогах она вела себя также, исчезла её уникальная маневренность. На Беломорской Шуе я убедился, что не могу её довернуть и просто не попадаю в сливы. Нос стал сильно зарываться в крутой вал, а не всходить на него. При "тюленьем" старте он совсем уходил под воду. Вывод: слабая закаяченность кормы и особенно носа допустимы на "гладкой" воде (пруд) и даже помогают удерживать курс, но совершенно неприемлемы для слаломной техники сплава. Для удержания лодки на курсе при максимальной загрузке лодки (Для Щ-3 это 3 человека+груз) эффективен руль. При меньшей загрузке я обхожусь более протяжёнными гребками и руль не использую.

Зимой 2013 г была сшита новая модель "Щука-3 - спорт". От классической модели её отличают более стройные обводы (изменена выкройка), сохранены х-образные распорки, служащие ножными упорами, их ширина (и ширина лодки) уменьшена на 5-10 см. На 5 см увеличен диаметр чехлов баллонов (и высота борта).Усилены носовая и кормовая петли, носовой фал только пропущен через петлю, а крепится к внешней обвязке, иначе при движении волоком деформируется носовая часть. Поясничный и бедренные упоры пошиты из толстой стропы и крепятся к распоркам и деке лодки. Их длина регулируется. Закаячивание носовой и кормовой части усилено дополнительными вытачками на деке и чехлах баллонов.




Новая "Щука" показала хорошие ходовые качества на "гладкой" воде (Сегозерское вдхр.) и устойчивость в мощной паводковой струе (пор. Тушели, Верх. Каливо). Теза сильнее повреждается на камнях (потёртости, царапины), пробивается в местах застревания мелких камешков между днищем и чехлом баллона.

Обвязка лодки - важный элемент безопасности. Верёвка, пропущенная сквозь петли на деке, помогает удержаться за лодку в случае переворота, облегчает проводку на каменистых мелководьях и высадку на крутой берег. Для обвязки используется верёвка длиной около 12 м, диаметром 7-9 мм (можно и больше, но это увеличит вес). Слишком тонкая верёвка режет руки даже сквозь перчатки, за неё трудно держаться в случае переворота. Чтобы верёвка была заметной под водой или в сумерках, она должна быть светлой и по цвету отличаться от деки. Стропа, которую также используют в качестве обвязки, сильно режет руки. Это особенно чувствуется в конце дня после проводки вверх по каменистой реке. На уровне переднего и заднего сидений на петлях деки вяжутся фиксирующие узлы, которые обеспечивают натяжение обвязки и равномерное распределение нагрузки. Увеличение "закаяченности" носа и кормы при тугом затягивании обвязки носит временный характер. Верёвка при намокании быстро растягивается. При необходимости усилить закаяченность можно путём специальных вытачек на деке. К обвязке также вяжется носовой и (при необходимости) кормовой фал.

Петли, пришитые на носу и корме, остаются свободными и в обвязку не входят. В существующей конструкции лодки они носят скорее декоративный характер. Стропа быстро истирается фалом, крепость нитей часто недостаточна (у меня были случаи отрыва носовой петли). Самое главное, при большой нагрузке, (например, когда вы пытаетесь вытащить загруженную и частично наполненную водой лодку на берег за носовую петлю) выворачивается теза носового клапана, носовая часть лодки под ручкой деформируется и как бы сминается. Для исправления этого дефекта придётся сдувать лодку. Поэтому при проводке вверх по течению, преодолении высокого завала и в других случаях, когда необходимо удерживать лодку, кроме специальных ручек по бокам деки удобно использовать обвязку.

В случае переворота покинуть лодку очень легко. Следует, держась за обвязку, перебраться к верхнему по течению концу лодки и толкать её к берегу со стороны струи. Чем круче к берегу вы заведёте верхний конец лодки. тем сильнее течение будет прижимать её к берегу. Не следует пытаться встать на мелководье между берегом и лодкой. Течение развернёт её поперек струи. Удержать лодку не удастся и вы продолжите плавание.

Где купить?

ЛОДКИ ДЛЯ СПЛАВА, РЫБАЛКИ И ОХОТЫ.

Надувная лодка "Щука", лодка "Налим", катамараны от изготовителя. Вёсла. спасжилеты и другое водное снаряжение:

Походы:

В 1933 г. на вооружение флотов начали поступать подводные лодки типа Щ (“Щука"), а к 1941 г. их было уже 84 единицы. “Щуки” строились и сдавались сериями - 1933г.-III серия (4 ед.), 1933-1934 гг. - V серия (12 ед.), 1934-1935гг. V-бис серия (13 ед.), 1935-1936 гг. - V-бис-2 серия (14 ед.), 1936-1939 гг. - Х серия (32 ед.) и 1941 г. - Х-бис серия (9 ед. + 2ед. после войны).

Их проект был разработан в конструкторском бюро, которым руководил Б. М. Малинин. Тактико-технические характеристики подводных лодок этого типа незначительно изменялись от серии к серии в сторону увеличения мощности дизелей и некоторого уменьшения дальности плавания, а также увеличения скорости подводного хода. Вооружение (четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата, два 45-мм орудия) оставалось неизменным. Лодки III серии типа «Щ» имели шесть отсеков: первый и шестой - торпедные; второй - жилой (здесь же аккумуляторы под разборным настилом из деревянных щитов, под аккумуляторами топливные цистерны); третий отсек - центральный пост; четвертый - дизельный; в пятом находились два главных электродвигателя и отдельно - два электродвигателя экономического хода.

По принятой до войны классификации, это была средняя подводная лодка (водоизмещением 578 т), полуторакорпусная, с прочным корпусом, разделенным на шесть отсеков. Ее основное вооружение составляли четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата (общее количество торпед - 10), скорости - надводная - до 12 уз и подводная - до 8-9 уз, предельная глубина погружения - 90 м. Для подводных лодок III серии была принята архитектурная форма корпуса с булями и прямым вертикальным форштевнем. Такая форма корпуса была выбрана для обеспечения требуемой надводной скорости, хорошей управляемости и маневренности. Цистерны главного балласта размещали в булях (по три с каждого борта), а также в носовой и кормовой оконечностях. Цистерны «средняя», «уравнительная» и «быстрого погружения» находились внутри прочного корпуса (в период капитального ремонта лодок «средняя» цистерна главного балласта была вынесена в междубортное пространство). Кингстоны цистерн главного балласта имели местные ручные приводы, а клапаны вентиляции, кроме местных ручных приводов, дистанционное пневматическое управление. На подводной лодке Щ-302 были проведены испытания опытного устройства продувания цистерн главного балласта дизелем, приводимым в движение главным электромотором и работающим в режиме компрессора. Испытания подтвердили надежность продувания водяного балласта этим способом. Время продувания цистерн главного балласта дизелем составило 5 мин 35 с при 415 об/мин и 10 мин 5 с при 200 об/мин. Это был первый опыт применения на отечественных подводных лодках дизелей для продувания главного балласта. Он убедил конструкторов и плавсостав в том, что в дальнейшем можно будет отказаться от применения на подводных лодках турбовоздуходувок, представляющих довольно сложный и недостаточно надежный в эксплуатации агрегат. На первых двух подводных лодках III серии устанавливались дизели фирмы МАН типа 8У28/38 мощностью 2х500 л. с. при 450 об/мин. На последующих лодках ставились дизели 38В8 отечественного производства такой же мощности. Частоту вращения на них в дальнейшем удалось увеличить до 600 об/мин, мощность дизеля при этом возросла до 685 л. с., а надводная скорость лодки достигла 12 уз. Главные электродвигатели имели мощность 2Х400 л. с. при 390 об/мин. На подводной лодке устанавливали электродвигатели экономического хода мощностью 2Х19 л. с. при 900 об/мин.

На подводных лодках III серии многие технические решения были приняты такими же, как и на подводных лодках II серии, например, конструкция труб и передних крышек торпедных аппаратов, вольтопонижающий агрегат для поддержания постоянного напряжения тока, инжекционные глушители дизелей и др. Государственные испытания подводных лодок III серии выявили и ряд недостатков: полная скорость была получена на 2,2 уз меньше спецификационной, неудачной оказалась конструкция торпедно-погрузочного устройства, велика шумность механизмов, особенно приводов экономического хода, перископных лебедок и трюмных помп, обитаемость была хуже, чем предусматривалось проектом.

Большое влияние на проект оказала поднятая и обследованная английская лодка L-55 (с октября 1929 года находилась на восстановительном ремонте в Кронштадте). От нее "Щуке" достались обводы с линейным преобразованием и общий архитектурный тип: полуторакорпусный, с булевыми цистернами главного балласта. За счет простоты обводов и некоторых технологических решений планировалось достичь значительного удешевления всей конструкции. Пять отсеков отделялись друг от друга плоскими прочными переборками с овальными дверями, рассчитанными на давление в две атмосферы. Торпедное вооружение состояло из четырех носовых и двух кормовых торпедных аппаратов. Аккумуляторная батарея (112 элементов), прикрытая легкосъемными щитами, занимала второй отсек, дизели и гребные электромоторы располагались вместе в четвертом. В третьем отсеке находился центральный пост. Откачивать главный балласт должны были две помпы "Рато". Любопытно отметить, что от использования помп для откачки главного балласта во всех флотах мира отказались еще в Первую мировую войну. В случае со "щуками" данный анахронизм воскрес именно исходя из экономии средств, отпущенных на постройку. По тем же причинам носовые горизонтальные рули не имели ограждения.

В процессе постройки в корабли внесли ряд заметных усовершенствований. Четвертый отсек разделили легкой переборкой на два - дизелей и электромоторов, в результате чего на лодке стало шесть отсеков. Средняя цистерна находилась в прочном корпусе. Главный балласт принимался в пять цистерн. Для улучшения мореходности устанавливались палубные цистерны и носовая цистерна плавучести (сняты в период капитальных ремонтов). Надстройка и рубка получились узкими. Баллеры носовых горизонтальных рулей располагались в носовой дифферентной цистерне, а электродвигатель дистанционного управления рулями - в центральном посту. Горизонтальные рули получили ограждения. Большая часть баллонов ВВД (40 шт.) размещалась во втором отсеке, остальные 16 вместе с главными электродвигателями - в пятом. Масляный насос дизелей - шестеренчатого типа. Задние крышки торпедных аппаратов закрывались откидными болтами на задрайках, а не кремальерными затворами, как на лодках I и II серий. Топливных цистерн, находившихся внутри прочного корпуса, было пять. Предусмотренный проектом 37-мм автомат на вооружение так и не поступил, и на его месте установили 45-мм полуавтомат 21-К. Фальшборт в носовой части рубки, выполненный для защиты орудия в позиционном положении, в скором времени сняли, установив откидные площадки полукруглой формы для удобства расчета. При капитальном ремонте площадка стала постоянной, с ограждением трубчатым релингом.

В процессе приемки первых "Щук" III серии, проходившей с октября 1933 по август 1934 года, выявилась строительная перегрузка, достигавшая от 5,7 до 25 т (отчасти это объяснялось добавлением запасных торпед). Недобор надводной скорости составил у лодок с немецкими дизелями W8V28/38 фирмы МАИ ("Щука" и "Окунь") 2,2 уз., с отечественными 38В8 Коломенского завода ("Ёрш" и "Комсомолец") - 1,75 уз. Причина крылась как в неправильно подобранных винтах, так и в форме корпуса, приводившей к наложению волн оконечностей и булей. В результате скорость "Щук" III серии составила 11,8 уз. над и 8 уз. под водой. При этом дальность плавания оказалась больше расчетной: 3130 миль вместо 3000 и 112 миль вместо 110 соответственно.

На испытании при погружении на полную глубину головная лодка получила деформацию выкружки кормового торпедопогрузочного люка. Тогда же раздавило спасательный буй первого отсека. По итогам испытаний пришлось провести местное усиление корпуса.

Мореходные качества были признаны удовлетворительными. Однако недостатков хватало: в приводе горизонтальных рулей обнаружился конструктивный дефект - под воздействием деформации корпуса на глубине 40-50 м его заклинивало; время осушения главного балласта центробежными помпами "Рато" составляло почти 20 мин, что было совершенно недопустимо; отмечались стесненность внутреннего расположения, неудачная конструкция торпедопогрузочного устройства, большая шумность механизмов.

Ряд просчетов попытались устранить сразу. Щ-303 получила другие винты и дополнительные наделки в носовой части булей для улучшения обтекаемости. Систему откачки главного балласта, помимо большого времени осушения еще и создававшую опасный крен на всплытии, переделали. Сначала на месте одной из помп установили турбокомпрессор низкого давления типа "Броун-Бовери" для продувания цистерн главного балласта, а позже на "Окуне" испытали более эффективную систему продувания с использованием в качестве компрессоров дизелей, приводимых в действие электромоторами. Эффект оказался положительным: время продувания составило от 10 до 4,5 мин. Эта система применялась на "Щуках" и в дальнейшем.

Приемо-сдаточные испытания подтвердили высокие достоинства подводных лодок III серии: простота и прочность их конструкций, надежность механизмов, хорошие мореходные качества. Подводные лодки III серии по своим тактико-техническим элементам и характеристикам ни в чем не уступали зарубежным подводным лодкам этого класса, например, французским подводным лодкам типа «Орион», строившимся одновременно с нашими подводными лодками.

Водоизмещение - надводное - 572 тонны, подводное - 672 тонны
Длина наибольшая - 57 м
Ширина наибольшая - 6,2 м
Осадка средняя - 3,76 м
Силовая установка - 2 дизеля суммарной мощностью 1000 л.с. и 2 электродвигателя суммарной мощностью 800 л.с. 2 группы аккумуляторных батарей по 112 батарей каждая марки "КСМ-2", 2 винта.
Запас топлива - нормальный - 23,4 тонны, полный - 52 тонны
Скорость - наибольшая надводная - 11,6 узла, подводная - 8,5 узлов
Дальность плавания - в надводном положении - 1350 миль при 11,6 узлах, - 3130 при 8,5 узлах; в подводном положении - 9 миль при 8,5 узлах, - 112 миль при 2,8 узлах
Глубина погружения - рабочая - 75 метров, предельная - 90 метров
Время погружения - 75 секунд
Вооружение - 4 533-мм носовых торпедных трубы; 2 533-мм кормовых торпедных трубы; 10 533-мм торпед; 1 - 45/46 артиллерийская установка "21-К" ; 500 45-мм выстрелов
Время пребывания под водой - 72 часа
Автономность - нормальная - 20 суток, максимальная - 40
Запас плавучести - 22 %
Экипаж - 7 офицеров, 15 старшин, 18 рядовых

"Щ-301" ("Щука")

Заложена 5 февраля 1930 г. в Ленинграде на заводе № 189, заводской № 199. 1 декабря 1930 г. спущена на воду. 14 октября 1933 г. вошла в состав Морских сил Балтийского моря. Участвовала в Советско-Финляндской войне.

22 июня 1941 года встретила под командованием капитан-лейтенанта Грачёва Ивана Васильевича в составе Отдельного учебного дивизиона подводных лодок в Ориенбауме.

10-28 августа 1941 г. Вышла в свой первый боевой поход в ВОВ. В 17.21 10 августа вышла в район Стокгольма (позиция №10) в охранении БТЩ-203, 207, 209, 210, 218, 4 СКА, днем 11.8 эскортирование закончено на меридиане м. Ристна. Патрулировала на позиции с 22.30 12 августа по 27 августа. Около полудня 17 августа лодка обнаружила ОТР, вышла в атаку, но при заполнении кольцевого зазора носового ТА приняла 4 т воды в дифферентную цистерну и провалилась на глубину. 18 августа обнаружила шв. ЭМ типа «Гётеборг», идущий в направлении о. Готланд. Около 22 ч 19 августа в надводном положении обнаружила КОН, но была освещена прожектором и, после погружения атакована глб. Через 25 мин, всплыв в позиционное положение, обнаружили на северо-западе ТР без хода и удаляющийся ЭМ. Около 23.50 по ТР произведена торпедная атака (ТР 8000 т, атака=надв/ви/2, д=3-4 каб., через неск. сек услышаны 2 взрыва - торпеды взорвались рядом с герм. ТР «Теда Фритцен»). Преследования не было. 23 августа ПЛ пыталась атаковать другой ТР, но атака сорвалась, так как перед залпом торпеда заработала в ТА. В 14.53 24 августа произвела торпедную атаку КОН (3 ТР, 1 ЭМ, 2 СКА) (ТР 6-8000 т, атака=подв/пр/1, д=6 каб., наблюдалось попадание в ТР - со шв. ЭМ наблюдали след торпеды). Преследования не было. 25 августа и 26 августа ПЛ наблюдала 2 шв. ББО и неск. ЭМ, проводивших учения в районе м-ка Ландсорт. В ночь на 27 августа отозвана в Таллинн в связи с готовившимся оставлением базы. Около 19 ч 28 августа самостоятельно прибыла на таллиннский рейд.

28 августа 1941 г. прибыла в Таллин, обнаружила, что наших сил там нет и самостоятельно направилась в Кронштадт. В этот же день в 21.15 в точке 59°52" с.ш./25°16" в.д. (по данным вахтенного журнала; по результатам исследования И.А. Киреева - 25°21" в.д.) подорвалась на мине заграждения «F.18», выставленного фин. МЗ «Руотсин-салми» и «Риилахти» (либо заграждения «D.22», выставленного герм. МТЩ 5-й флотилии), но осталась на плаву. Командир, задраив люк, спустился с мостика и лично осмотрел кормовую часть, где произошёл взрыв: гребные валы загнуты вверх, шестой отсек вскрыт, из кормового аппарата вывалилась торпеда, надстройка разворочена. Из рваной дыры шестого отсека на палубу вылезли два матроса. Командир спустился внутрь подводной лодки и убедился, что борьба за живучесть бесполезна, вода уже поступала в четвертый отсек, и дифферент на корму увеличивался. Спустя 15 мин ПЛ затонула. К этому времени подошедший СКА спас 14 членов экипажа (1 умер на борту) и передал их на ТР «Вирония» (погиб на мине в ночь на 28 августа; из состава экипажа в живых остались командир ПЛ Грачев и командир отделения трюмных Пивоваров). Общие потери экипажа составили 36 человек.

Срок боевой службы - 2,2 месяца (22 июня 1941 г. - 28 августа 1941 г.).Один боевой поход (18 суток). Две торпедные атаки в результате которых возможно потоплено 1 судно и повреждено ещё одно судно.

Командиром был: кап. л-т Грачёв И.В. (1941)

"Щ-302" ("Окунь")

Заложена 5 февраля 1930 г. в Ленинграде на заводе № 189, заводской № 200. 6 ноября 1931 г. спущена на воду. 14 октября 1933 г. вошла в состав Морских сил Балтийского моря. Участвовала в Советско-Финляндской войне.

22 июня 1941 года встретила под командованием капитан-лейтенанта Драгенова Петра Никитича в составе Отдельного учебного дивизиона подводных лодок в Ориенбауме. В августе командиром корабля назначен капитан-лейтенант Нечкин Вадим Дмитриевич. 22 сентября, при стоянке в Кронштадте, получила осколочные повреждения прочного корпуса.

10 октября 1942 г. вышла для действий на коммуникациях противника. В 19.30 10 октября в обеспечении КЛ «Москва», БТЩ-207,-210, -215, -217,-218 и 3 СКА вышла из Кронштадта к о. Лавенсари. Около 04.00 11 октября из района Лавенсари начала самостоятельный переход в район зап. Моонзундских о-вов (позиция №4). В течение похода на связь не выходила (не доложила об окончании форсирования Финского зал. и о занятии позиции, не ответила на вызовы командования 19 и 20 октября) и в базу не вернулась. В 01.40, 08.15 13 октября и в ночь на 14 октября фин. радиостанция передавала сообщения об обнаружении сов. ПЛ в 8 и 9 милях сев.-зап. м-ка Пакри (в обоих случаях сообщение могло относиться к «С-13», а в последнем и к «Щ-311»). Возможные причины гибели: подрыв на минах заграждений «Насхорн», «Юминда» или «Зееигель» (возможно 11 октября, после чего тяжело поврежденная лодка потоплена сев. о. Б. Тютерс герм. сам. (по др. данным - фин. сам. "SB-10" эскадрильи Lelv-6, сбросившим бомбы на движущийся масляный след), а также ошибка личного состава или отказ техники. На ПЛ погибло 37 членов экипажа.

Командирами были: Косьмин Д.М. (1933), Потапов Л.С. (1938), кап. л-т Драченов П.Н. (1941), кап. л-т Нечкин В.Д. (1942)

"Щ"-303" ("Ерш")

Заложена5 февраля 1930 г. в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), заводской № 201. 6 ноября 1931 г. спущена на воду. 25 ноября 1933 г. вошла в состав Морских сил Балтийского моря. Участвовала в Советско-Финляндской войне.

22 июня 1941г. встретила под командованием старшего лейтенанта (впоследствии капитан-лейтенант, капитан 3 ранга) Травкина Ивана Васильевича в составе Отдельного учебного дивизиона подводных лодок в Ориенбауме. С октябрь 1939 по июль 1941 г. прошла в Ленинграде капитальный ремонт в Кронштадтском морском заводе. С конца лета 1941 г. находилась в организационном периоде. 6 сентября перешла в Ленинград, 17 сентября - в Кронштадт, 28 сентября - в Ленинград, 14 октября - в Кронштадт, 30 октября - в Ленинград.

4 июля - 9 августа 1942 г. первый поход в ВОВ. В 22.00 4 июля - 14.46 5 июля самостоятельно перешла к о. Лавенсари. В 23.12 7 июля вышла в район о. Утё - м. Ристна (позиция №6, обеспечивающий - командир 3-го ДПЛ капитан 2 ранга Г.А. Гольдберг). Утром 8 июля вследствие невязки счисления выскочила на отмель близ м-ка Родшер, с которой удачно снялась. В ночь на 10 июля в районе м-ка Калбодагрунд обнаружена и безуспешно атакована СКА противника. В 00.50 11 июля сев. Таллина во время зарядки атакована 2 сам., причинившими ПЛ незначительные повреждения. В 00.43 12 июля юго-вост. м-ка Порккалан-Каллбода произвела торпедную атаку ОТР (ТР-лесовоз 6-7000 т, атака=надв/пр/2, д=15 каб., через 1 мин во время погружения слышали взрыв - заруб. данных нет). Появившиеся в районе атаки кор. противника осуществляли бомбометание с 07.30 до 22.30. 13 июля форсировала заграждение «Насхорн» (при этом один раз - в 10.32 - коснулась трубки КА, кроме того имела одну мнимую встречу с минрепом), при этом продолжала преследоваться кор. ПЛО. В 09.00 15 июля закончила форсирование Финского залива и направилась на позицию. С утра 16 июля находилась в районе о. Утё. В 18.35 19 июля произвела торпедную атаку КОН (5 ТР, 4 ТЩ) (ТР? т, атака=подв/пр/1, д=25-35 каб., из-за мелководья подойти ближе не удалось, торпеда затонула не дойдя до цели - заруб. данных нет). В 21.35 20 июля произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 2 ТЩ) (ТР 12000 т, атака=подв/ви/2, д=2,5 каб., через 18 и 22 сек слышали 2 взрыва - в точке 59°34"3 с.ш./21°30" в.д. тяжело поврежден герм. ТР «Альдебаран», 7891 брт, перевозивший части 7-й год (+1,=3)- сохранил ход 5 узл., прибыл в базу и к 1944 г. отремонтирован). Герм. ТЩ «М 1807», «М 1806», «М 1805» контратаковали ПЛ, сбросив на нее 23 глб. От близких разрывов на лодке заклинило горизонтальные рули и в 21.40 она сильно ударилась о грунт (загнут форштевнь, заклинены носовые горизонтальные рули, поврежден корпус в носовой части). В ночь на 22 июля перешла в район м. Ристна. Днем 23 июля ПЛ обнаружила ОТР, вечером - отряд боевых кор. При маневрировании выяснилось, что крышки носовых ТА заклинены (в кормовых ТА торпеды были израсходованы 12 июля). В 01.14 26 июля с разрешения командования начала отход в базу. В 00.00 28 июля начала форсирование Финского залива. В 18.49 и 19.45 29 июля при форсировании заграждения «Насхорн» дважды касалась минрепов и трубок КА мин ЕМС - взрывов не последовало. Днем 30 июля обнаружена в подводном положении и атакована сам. противника в районе м-ка Калбодагрунд. Вечером 1 августа прибыла в Нарвский залив, где до 18.25 6 августа ожидала встречи с кораблями эскорта. Прибыв в точку рандеву, своих кораблей не обнаружила, зато заметила противолодочный корабль противника. Только 3 августа штаб бригады получил радио и начал организовывать встречу ПЛ. За это время дважды обнаруживалась находившейся в этом же районе "Щ-406" и только осторожность ее командира предотвратила катастрофу. Корабли эскорта по разным причинам так и не смогли прибыть для встречи и 6 августа ПЛ получила приказание совместно с "Щ-406" следовать самостоятельно в район о.Лавенсари. В 03.40 6 августа атакована кораблями противника, которые преследовали ее до 05.58. В результате бомбежки на ПЛ вышли из строя акустическая и радиоаппаратура, внутрь прочного корпуса поступила вода. В 01.30 8 августа после встречи с СКА прибыла па рейд о. Лавенсари. В 22.00 8 августа - 04.57 9 августа в обеспечении БТЩ-207, -210, -211 и 2 СКА перешла в Кронштадт.

1 октября - 13 ноября 1942 г. Второй поход в ВОВ. В 19.55 1 октября в обеспечении БТЩ-210, -211, -215, -217, -218 и 3 СКА вышла к о. Лавепсари. Из-за тумана в 03.30 2 октября эскорт стал на якорь, и ПЛ продолжила переход самостоятельно. В 04.06 прибыла в точку погружения в 6 милях зап. о. Лавенсари и начала переход в район м-ка Ландсорт (сев. часть позиции №11). В 17.40 при форсировании заграждения «Зсеигель» коснулась минрепа мины - взрыва не последовало. Вечером за кормой ПЛ взорвалось несколько серий глб. В 11.53 5 октября при форсировании заграждения «Насхорн» коснулась трубки КА мины ЕМС - взрыва не последовало. В 00.35 7 октября закончила форсирование Финского залива. Вечером 8 октября прибыла в район о. Готска-Санден, в ночь на 10 октября перешла к м-ку Хувудшер. Днем 11 октября дважды отказывалась от атак ОТР, шедших шхерными фарватерами. В течение 12 октября не смогла атаковать 4 ОТР из-за невыгодных КУ и мелководья. 15-16 октября лодка штормовала на позиции. В 00.03 18 октября произвела торпедную атаку КОН (5 ТР, 2 СКР) юж. м-ка Ландсорт (ТР 10-12000 т, атака=надв/ви/2, д=14 каб., через 1 мин 36 сек наблюдала большой взрыв, столб огня и дыма. В момент погружения экипаж слышал взрыв второй торпеды - заруб. данных нет). ПЛ преследованию не подвергалась. В 15.26 20 октября произвела торпедную атаку ОТР (ТР 8000 т, атака=подв/пр/2, д=12 каб., через 2 мин услышаны два взрыва – заруб. данных нет). 21-22 октября лодка отходила к о. Готска-Санден для перезарядки ТА и доливки АБ. В 21.47 2 ноября произвела торпедную атаку ОТР в условиях 8-бального шторма (ТР? т, атака=надв/пр/2, д=15 каб., промах - заруб. данных нет). В 23.42 4 ноября произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 2 СКР) (ТР 15000 т, атака=надв/ви/3, д=10 каб., услышано 2 взрыва – заруб. данных нет). ПЛ преследованию не подвергалась. В 19.53 6 ноября сообщив командованию об израсходовании боекомплекта начала возвращение в базу. Утром 8 ноября начала форсирование Финского залива. В 23.56 11 ноября при форсировании заграждения «Зсеигель» коснулась минрепа минного защитника. В 09.00 12 ноября встречена нашими СКА и в 11.00 прибыла в бух. Норре-Каппельлахт. В 01.10-09.45 13 ноября в обеспечении 5 БТЩ и 2 СКА перешла в Кронштадт.

1 марта 1943 г. удостоена гвардейского звания. С 15 апреля 1943 г. находилась в готовности к боевому походу.

7 мая - 11 июня 1943 г. третий поход в ВОВ. В 22.30 7 мая - 01.00 8 мая в обеспечении БТЩ-210, -211, -215, -217, -218, 6 СКА и 2 КДЗ перешла из Кронштадта к м-ку Шепелевский, где легла на грунт, и в ночь на 9 мая перешли к о. Лавенсари. В 04.30 на вост. створе лавепсарского рейда БТЩ-210 подорвался на 2 донных минах и получил серьезные повреждения. В 04.40 ПЛ легла на грунт в 2 милях от бух. Норре-Каппельлахт и в ночь на 11 мая ошвартовалась в бух. В 23.00 11 мая в обеспечении 4 БТЩ и 6 СКА вышла в точку погружения (прибыла в 01.29 12 мая) в 6 милях юго-зап. о. Лавенсари для дальнейшего перехода на позицию в устье Финского залива (о. Утё - м-к Ристна). Форсировала Гогландский ПЛО-рубеж в районе банки Намси. С вечера 13 мая по утро 17 мая находилась зап. о. Вайндло производя зарядку АБ. В 02.00 17 мая передала сообщение о прорыве Гогландского ПЛО-рубежа, которое, из-за нарушения указаний, но связи не было принято командованием БПЛ. Днем 17 мая перешла в район сев.-зап. м-ка Кэри. 18 мая находилась на грунте, исправляя повреждения гирокомпаса. Днем 19 мая продолжила движение на запад. В 04.38 в 6 милях сев. о. Найссар имела встречу с минрепом, в 18.15 в 55 каб. сев.-зап. м-ка Найссар попала в противолодочную сеть, после чего отошла в район о. Кэри для зарядки АБ (находилась в этом районе до 1 июня). В 15.47 21 мая воспользовавшись отсутствием вахтенного офицера, старшина трюмных машинистов Галкин закрылся в центральном посту и произвел всплытие ПЛ с намерением сдаться в плен. Находившиеся в радиорубке ЦП старшина радистов Алексеев и гидроакустик Мироненко отдраили двери. Поднявшийся на мостик И.В. Травкин увидел Галкина, подававшего наволочкой сигналы находившимся неподалеку кор. противника. ПЛ произвела срочное погружение. Галкин остался на поверхности и был подобран герм. СКР. При погружении СКА противника обстреляли ПЛ, а затем сбросили на нее ок. 100 глб. С 00.00 до 16.05 22 мая на ПЛ сброшено еще ок. 100 глб. При попытке зарядить АБ в ночь на 23 мая обнаружена СКА, который сбросил на лодку 5 глб. В ночь на 25 мая ПЛ несколько раз прерывала зарядку АБ из-за обнаружений СКА противника. В 00.05 и в 01.45 командир дважды донес о принятом решении возвращаться в базу. В 02.04 26 мая командир ПЛ донес о попадании в противолодочную сеть (имело место 19 мая), не указав при этом дату попадания и свои координаты. В 01.20 29 мая командир ПЛ донес координаты ПЛ и основные события похода, после чего получил разрешение на возвращение в базу в случае невозможности прорыва в Балтийское море. Утром 1 июня перешла в район м-ка Родшер. В ночь на 2 июня ПЛ донесла новое местоположение и запросила сведенья об обстановке на маршруте возвращения. 4 июня перешла в Нарвский зал, а 5 июня форсировала Гогландский ПЛО-рубеж. В ночь на 6 июня командир ПЛ попросил организовать встречу юго-зап. о. Лавенсари. Рандеву в ночь на 7 июня не состоялось, поскольку услышав взрывы (взрывались затраленные катерами мины) «Щ-303» легла на грунт. Из состава эскорта СКА «МО №102» погиб на минах, а «МО №123» получил тяжелые повреждения. В 23.19 7 июня встречена в 8 милях юго-зап. о. Лавенсари 7 СКА и 4 ТКА и в 03.30 8 июня прибыла в бух. Норре-Каппельлахт. В 21.47 9 июня - 02.29 10 июня в обеспечении 5 БТЩ, 4 СКА, 4 БКА, 2 КДЗ перешла к месту покладки на грунт у м-ка Шепелевский. В 01.25 10 июня КОН подвергся удару фин. ВВС, легко повредивших БТЩ-215 и тяжело - БТЩ-218 (сел на грунт на мелководье). В 00.22-03.10 11 июня в обеспечении 3 БТЩ, 4 СКА и 2 БКА перешла в Кронштадт.

С декабря 1943 - лето 1944 г. - капитальный ремонт на Кронштадтском морском заводе. До октября 1944 г. занималась боевой подготовкой.

3 октября 1944 г. при выходе из Купеческой гавани Кронштадта для действий на коммуникациях противника, ударилась о стенку, погнув кронштейн и правый гребной вал, ограждение кормовых горизонтальных рулей и баллер вертикального руля. Для устранения полученных повреждений встала в завод. Находилась в ремонте на Кронштадтском морском заводе до 23 ноября.

17 декабря 1944 - 04 января 1945 Четвертый поход в ВОВ. Утром 17 декабря вышла в район зап. Либавы (сектор №1). До о. Утё (до вечера 17 декабря) шла в обеспечении БТЩ-215. В 21.00 20 декабря прибыла на позицию. 29 декабря при попытке атаковать КОН обнаружена и подверглась преследованию сил ПЛО. Утром 1 января 1945 обнаружена и подверглась преследованию кор. ПЛО. При срочном погружении дважды ударилась о грунт, в результате чего повредила руль, киль и корпус. В ночь на 2 января начала возвращение в базу. В 19.00 3 января встречена БТЩ-215 в районе о. Нюхамн и в 23.10 4 января прибыла в Турку.

24 февраля - 25 марта 1945 г. пятый боевой поход в ВОВ. В 15.00 24 февраля в обеспечении ЛД и БТЩ-217 вышла на позицию в районе Либавы (позиция №1; обеспечивающий - командир 3-го ДПЛ капитан 2 ранга Г.А. Гольдберг). В 00.00 1 марта прибыла на позицию, но из-за шторма поиск кор. противника до 5 марта не производился. В 23.39 5 марта произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 1 ММ, 1 СКР, 1 СКА) в точке 56°18"5 с.ш./19°56" в.д. (ТР? т, атака=надв/ви/2, д=8-9 каб., промах - заруб. данных нет). После атаки подверглась преследованию кор. ПЛО, сбросивших 3 глб. Утром 6 марта слышала движение большого числа кор., но в атаку не выходила из-за сильной ПЛО. 7-8 марта из-за шторма лежала на грунте. В 00.04 9 марта произвела торпедную атаку КОН (3 ТР или 2 ТР и СКР) в точке 56-21"5 с.ш./20°10"0 в.д. (ТР 6-7000 т, атака=надв/вр/4, д=6 каб., наблюдался взрыв торпеды – заруб. данных нет). Вечером командир БПЛ приказал лодке занять позицию на подходах к Данцигской бух. (позиции №2, 3). Вечером 10 марта прибыла в район п-ова Хель. Действия лодки в подв. положении демаскировались большой шумностью механизмов и биением линии вала. Утром 18 марта слышала шумы ПЛ противника. Днем не смогла атаковать КОН из-за сильной ПЛО. Вечером обнаружена СКР и СКА противника, сбросивших на лодку ок. 20 глб. 21 марта командир БПЛ приказал лодке действовать в вост. части Данцигской бух. (позиция №2). 22 марта вновь подверглась преследованию сил ПЛО, оторвавшись от которых перешла к м-ку Хоборг для производства обсервации. В 00.00 24 марта в связи с исчерпанием запасов начала возвращение в базу. В 16.03 25 марта встречена ЛД в районе м-ка Чекарсэрн и в 22.54 прибыла в Турку.

7 мая 1945 г. должна была выйти на позицию юж. о. Готланд с целью блокады Либавы, однако в связи с близким окончанием военных действий поход отменен.

12 сентября 1945 г. выведена из боевого состава и переведена в отряд учебных кораблей КБФ для использования в учебных целях.

15 февраля 1946 г. входила в состав КВМК. 12 января 1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок. 9 июня 1949 г. переименована в С-303. 11 сентября 1954 г. разоружена, исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации. В 1961 г. на базе «Главвторчермета» на Туруханных островах в Ленинграде разделана на металл.

Срок боевой службы - 46,5 месяца (22 июня 41г. - 9 мая 1945г.). 5 боевых походов (157 суток). 9 торпедных атак в результате которых потоплено 2 судна (11857 брт) и повреждено 1 судно, кроме этого, возможно, повреждено еще 3 судна.

Командирами были: ст. л-т, кап. л-т, к. 3 р. Травкин И.В. (1941-1944), к. 3 р. Ветчиникин П.П. (1944), к. 3 р. Филов Н.А. (1944), кап. л-т Игнатьев Е.А. (1944-1945).

"Щ-304" ("Комсомолец")

Заводской № 550/1.

Заложена 23 февраля 1930 г. на заводе № 112 «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде на средства, собранные трудящимися. Средства на постройку этого корабля поступали из всех республик. Всего было собрано 2,5 миллиона рублей. На церемонии закладки присутствовали заместитель Наркомвоенмора и председателя РВС С.С.Каменев и секретарь ЦК ВЛКСМ С.А.Салтанов. В это время в обращении ЦК ВЛКСМ к молодежи говорилось: "В день 12-й годовщины РККА в целях укрепления обороноспособности Советского Союза-отечества международного пролетариата Центральный Комитет Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи, выражая волю миллионов комсомольцев, молодых пролетариев и крестьян берет на себя обязательство перед Рабоче-Крестьянской Красной Армией построить к её 13-й годовщине одну подводную лодку, наименовав её "Комсомолец". На закладной доске лодки было написано: "Подлодка "Комсомолец" заложена в период осуществления пролетарской страной грандиозного плана индустриализации и социалистической стройки, в период жестокой борьбы рабочего класса под руководством Коммунистической партии с капиталистическим элементом города и деревни за социалистическую перестройку деревни, за колхозы и обобществление сельского хозяйства. 2 мая 1931 г. спущена на воду, а затем по Мариинской водной системе переведена в транспортном доке в Ленинград на завод № 189 (Балтийский судостроительный завод) для достройки и сдачи флоту. 15 августа 1934 г. вошла в состав Морских сил Балтийского моря. Участвовала в Советско-финляндской войне. 11 января 1935 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

22 июня 1941г. встретила под командованием капитан-лейтенанта (впоследствии капитан 3 ранга) Афанасьева Якова Павловича в составе Учебной бригады подводных лодок в Кронштадте.

С конца лета 1941 г. находилась в организационном периоде. 6 сентября перешла в Ленинград, 16 сентября - в Кронштадт, 29 сентября - в Ленинград, 14 октября - в Кронштадт.

21 октября-10 ноября 1941 г. первый боевой поход в ВОВ. В 18.00 21 октября вышла для скрытого базирования у о. Гогланд. С утра 30 октября находилась у о. Лавенсари. 10 ноября вернулась в Кронштадт. 11 ноября перешла в Ленинград.

В ночь на 4 июня 1942 г. перешла в Кронштадт (обстреляна артиллерией противника, выпустившей около 50 снарядов). Выход на позицию задержан из-за необходимости траления неконтактных мин в районе Кронштадта.

9-30 июня 1942 г. Второй боевой поход в ВОВ. В 22.00 9 июня вышла из Кронштадта к о. Лавенсари в сопровождении 4 СКА и 2 ЭМТЩ (сопровождали ПЛ до м-ка Шеиелевский). В 09.02 11 июня прибыла к о. Лавенсари. В 21.19 12 июня вышла для действий на коммуникации Таллин - Хельсинки (позиция №11). Патрулировала с утра 14 июня по 27 июня. 14 июня обнаружила ОТР в районе Хельсинки - шел по шхерному фарватеру. В 11.51 15 июня вышла в торпедную атаку на КОН (1 ТР, 5 СКА) (ТР 10-12000 т, атака=подв/пр/2, д=8-12 каб., через 48 сек два взрыва, в 11.55 не обнаружила ТР - неудачно атакована ПЛБ КАТЩ «МRS 12», обеспечивавшая траление в районе Поркалла-Удд). В 01.02 16 июня обнаружила КОН, но не смогла атаковать из-за слабой подготовки торпедистов. В 01.53 вышла в торпедную атаку на ОТР (ТР 4000 т, атака=подв/пр/1, вторая торпеда не выпущена из-за несвоевременной подготовки ТА, д=6 каб., промах - безуспешно атакована ПЛБ КАТЩ «МRS 12»). После всплытия при попытке сблизиться для артиллерийской атаки ПЛБ КАТЩ открыла огонь но ПЛ из 2 орудий. ПЛ погрузилась и с 02.25 на протяжении нескольких часов подверглась атаке глб. В 23.39 обнаружила КОН, от кор. охранения которого была вынуждена уйти на север. Утром 17 июня атакована 2 фин. СКА -сбросили 8 глб. Во время зарядки в ночь на 18 июня атакована фин. сам., а затем СКА (преследовали ПЛ до 08.40, сбросили 21 глб). Днем 18 июня обследовала гавань Палдиски. В ночи на 19 июня и 20 июня во время зарядки обнаруживалась и атаковывалась силами ПЛО. Вечером 20 июня обнаружена и подверглась преследованию кор. противника. При погружении ударилась о необозначенную банку или корпус затонувшего судна - через заклепки начала поступать вода до 1 т в час. За 6 ч повреждения локализованы. Перешла для действий в район Хельсинки. 22 июня обнаружена и подверглась преследованию кораблей противника. При зарядке АБ в ночь на 23 июня атакована сам. Не-111, затем СКА. Из-за невозможности произвести зарядку в ночь на 24 июня отошла в район банки Калбодагрунд - атакована фин. СКА. В ночь на 25 июня командир ПЛ доложил о продолжении преследования и невозможности произвести зарядку (за время похода ПЛ преследовалась на протяжении около 90 ч, атаковывалась надводными кораблями 8 раз (105 глб), сам. - 5 раз (11 бомб). В ночь на 28 июня по приказу командования начала возвращение в базу. В 02.18 30 июня встречена 2 СКА и 9 КАТЩ и 08.45 прибыла к о. Лавенсари. В 23.00 30 июня - 08.33 1 июля перешла в Кронштадт (сопровождалась 3 СКА и 8 КАТЩ).

23.00 22 августа - 06.50 23 августа перешла к о. Лавенсари в обеспечении КЛ «Красное Знамя», СКР «Буря», БТЩ-204, -211, -217 и 4 СКА (к 30 августа должна была занять позицию перед Ирбенским прол. и прол. Соэлавяйн - позиция №4). На переходе на ПЛ произошла серьезная поломка дизеля, что сделало продолжение похода невозможным. До 1 сентября находилась у о. Лавенсари (в светлое время суток лежала на грунте). В ночь на 2 сентября в обеспечении БТЩ-217 перешла в Кронштадт.

27 октября 1942 г. вышла в свой последний боевой поход. В 19.30 27 октября - 05.02 28 октября в обеспечении БТЩ-205, -207, -210, -211, -215, 3 СКА перешла к о. Лавенсари. В 00.05 29 октября вышла на позицию между вост. побережьем о. Готланд и меридианом 20°30" в.д. (в дальнейшем по доп. приказанию должна была перейти на позицию в устье Финского залива - позицию №5). 13 ноября на лодку передано приказание о возвращении в базу. В течение похода на связь не выходила (не доложила об окончании форсирования Финского залива и о занятии позиции) и в базу не вернулась. Возможные причины гибели: подрыв на минах заграждений «Зееигель», «Юминда» и «Насхорн», а также ошибка личного состава или отказ техники. На ПЛ погибло 42 члена экипажа. В некоторых источниках предполагается, что ПЛ погибла на мине не 29 октября 1942 года, а намного позже, уже возвращаясь из похода, так как по данным противника его корабли и суда несколько раз подвергались атакам подводной лодки в районе, указанном "Щ-304", в назначенном районе 13 ноября четырежды атаковывался торпедами финский минный заградитель, 17 ноября там же был потоплен транспорт "Гинденбург" (7888 брт) и другой транспорт поврежден, а в начале декабря, возможно от торпед, погибло еще несколько судов. Можно предположить, что "Щ-304" действовала до середины декабря и погибла уже возвращаясь в базу. Отсутствие с лодки донесений можно объяснить тем, что её командир принял решение соблюдать радиомолчание, или вышла из строя радиоаппаратура.

Срок боевой службы - 17,6 месяца (22 июня 1941 г. - 10 декабря 1942 г.). 2 боевых похода (64 суток). 2 торпедные атаки в первом походе, в результате которых, возможно, потоплено 1 судно, кроме этого, во втором походе потопила еще несколько судов.

Командирами были: Бубнов К.М., кап. л-т, к. 3 р. Афанасьев Я.П. (1941-1942)

Погибших в годы второй мировой войны по неустановленным причинам. С большой долей вероятности можно предположить, что большинство из них оказалось на морском дне не без воздействия противника. Иные завершили свою боевую карьеру вследствие кораблекрушений. Третьи, возможно, были по ошибке уничтожены своими - подобные случаи большой редкостью не являлись. Быть может, такая же участь постигла подводную лодку Черноморского флота «Щ-206», погибшую в первом же боевом походе.

«Щука» - сокращенное название шести серий дизель-электрических подводных лодок ВМФ СССР. Строились по проектам Б.М. Малинина. За основу был взят проект третьей серии подводных лодок, отличавшейся простотой конструкции, надежностью, возможностью перевозки по железной дороге в разобранном виде.

Дизель-электрическая торпедная подводная лодка серии V-бис-2 шифр «Щука», бортовой номер «Щ-206». До 1934 года носила название «Нельма ». Советская «Щ-206» была заложена 5 января 1934 года на заводе № 200 «Имени 61 коммунара» в городе Николаеве, спущена на воду 1 февраля 1935 года. 1 октября 1936 года вошла в состав Черноморского флота СССР.

дизель-электрическая торпедная подводная лодка серии

V-бис-2 шифр «Щука» фото

советская субмарина «Щ-206» в Южной бухте, город Севастополь


В день начала Великой Отечественной войны подводная лодка «Щ-206» вышла в боевой поход к румынским берегам. Командир подлодки капитан-лейтенант С. А. Каракай получил приказ атаковать румынские корабли в случае их выхода из главной базы флота противника - Констанцы. В базу субмарина «Щ-206» не вернулась, открыв тем самым список потерь подводных лодок Черноморского флота.

В скором времени появилась основная версия гибели подводной лодки «Щ-206», согласно которой субмарина подорвалась на румынском минном заграждении. К слову, эта версия считается общепризнанной и на сегодняшний день. Правда, позднее выяснилось, что границы позиции подводной лодки «Щ-206» не включали район самой Констанцы, поскольку румыны объявили о постановке там мин задолго до начала войны. Возможно, подлодка «Щ-206» оказалась на минном заграждении в результате досадной навигационной ошибки.

В соответствии с другой версией, советская подводная лодка «Щ-206» была потоплена 9 июля румынскими боевыми кораблями. В этот день румыны решили заняться тралением фарватера к югу от основной базы их флота - там, где находилась позиция советской подлодки. Обнаружив перископ, румынские корабли стали преследовать неопознанную субмарину . Позднее к месту событий подошли торпедные катера, атаковавшие подводную лодку глубинными бомбами. Завершилась погоня мощным подводным взрывом и образованием на поверхности воды масляного пятна.

Однако и в данном случае нельзя с полной уверенностью заявлять о победе вражеских кораблей над подводной лодкой «Щ-206», так как сильный подводный взрыв мог быть принят за серию взрывов собственно глубинных бомб, а перископы и масляные пятна морякам мерещились довольно часто.

К сожалению, в начальный период войны советские вооруженные силы действовали несогласованно. Исключением не являлся и Черноморский флот. Быть может, отсутствие согласованности между командирами кораблей и соединений с одной стороны, и вышестоящим руководством с другой, послужило причиной гибели подводной лодкой «Щ-206»?

На следующий день, после того как советская подводная лодка «Щ-206» в последний раз покинула базу, из Ставки Верховного главнокомандования в штаб Черноморского флота поступила депеша, согласно которой надводным кораблям предстояло провести набеговую операцию на Констанцу. Целью рейда являлось уничтожение нефтехранилища и разведка обороны румынской военно-морской базы. Вечером 25 июня отряд легких сил в составе крейсера «Ворошилов», лидеров эскадренных миноносцев «Москва» и «Харьков», а также эсминцев «Сообразительный» и «Смышленый» вышел из порта Севастополь на бомбардировку вражеского побережья. Однако командующий операцией Т. А. Новиков не был поставлен в известность о нахождении у румынских берегов советской субмарины «Щ-206». Естественно, не мог ничего знать о проведении операции и командир дизельной подводной лодки .

Утром следующего дня отряд Черноморского флота появился в районе Констанцы. Вскоре началась артиллерийская дуэль с береговыми батареями противника. Поединок складывался не в пользу эскадры Новикова, поскольку береговые цели были неплохо различимы, а силуэты советских кораблей было отчетливо видно. Спустя несколько минут после открытия огня взорвался и затонул эсминец «Москва» - корабль маневрировал на вражеском минном поле. В итоге отряд кораблей вынужден был оставить опасный район.

Правда, злой рок кораблей отряда легких сил на этом не закончился. При отходе эскадры с левого борта эсминца «Сообразительный» был обнаружен след торпеды. «Сообразительный », в свою очередь, выпустил несколько глубинных бомб по предполагаемому месту нахождения субмарины. Во время подводных взрывов из воды показалась корма подлодки, затем последовали характерные признаки ее гибели - воздушные пузыри и масляные пятна.

Моряки-черноморцы предположили, что уничтоженная эсминцем «Сообразительный » субмарина была единственной румынской подводной лодкой «Дельфинул », но последняя находилась далеко от места событий и впоследствии пережила войну. Название и принадлежность потопленной подлодки так и остались невыясненными.

Данное обстоятельство послужило основой для предположения, что атакованной субмариной была советская подводная лодка «Щ-206». В гораздо более позднее время у этой версии появились многочисленные сторонники. Они также объясняют гибель эскадренного миноносца «Москва » ошибкой командира подводной лодки «Щ-206», который, будучи не в курсе проводимой набеговой миссии, принял своим корабли за румынские.

Однако по сей день явных доказательств своей правоты у приверженцев этой точки зрения нет. Вероятно, следы торпед и признаки гибели неизвестной субмарины в очередной раз были ничем иным, как плодом воображения моряков, а истинная причина гибели подводной лодки «Щ-206» так и осталась тайной. Остается верить, что не навсегда.

В годы второй мировой войны класса «Щука » активно участвовали в боевых действиях на море. За боевые заслуги шесть из них стали гвардейскими, одиннадцать награждены орденом Красного знамени.


Технические характеристики подводной лодки «Щука»:

Длина - 58,8 м,
Ширина - 6,2 м;
Осадка - 4,3 м;
Водоизмещение надводное 609 тонн
Водоизмещение подводное - 706 тонн;
Глубина погружения - до 90 м;
Силовая установка - два дизельных двигателя по 685 л.с. и два электромотора по 400 л.с.;
Скорость - 10 узлов;
Дальность плавания - 9300 миль в надводном положении и 100 миль в подводном положении;
Экипаж - 40 человек;
Вооружение :
Торпедные аппараты 533 мм - 4 носовых и 2 кормовых (10 торпед);
Орудие 45 мм (на некоторых 37 мм автоматические пушки) - 2;