Греть или не греть? – вот в чем вопрос. Как прогревается мотор

Какой-то графоманский, пардон, понос у меня продолжается. Не успеваю записывать.

Вот это вот старое, зато полезное, если у вас есть машина, и вы не знаете ответа на вопрос в заголовке. Скоро неожиданно наступит зима, и начнутся обычные вопросы: как завести, как разморозить замерзшую незамерзайку, можно ли включать кондиционер, надо ли греть машину перед поездкой.

Последний вопрос самый неочевидный после кондиционера. Путаницы добавляют инструкции, которые гласят, что ничего греть не надо, завел и поехал, а некоторые даже прямо запрещают прогрев.

Первым делом надо определиться с целями и задачами. То, что написано в инструкции - происки зелёных. Эксплуатация в режиме завел-поехал приводит к снижению вредных выбросов в атмосферу. Сильно ли сокращается отсутствие таких выбросов - вопрос темный, поскольку один пассажирский самолет выбрасывает больше, чем весь автопарк небольшого города вместе взятый, но мы не об этом.

Допустим, мы хотим продлить жизнь автомобилю и вопрос о необходимости прогрева связан именно с этим. Если совсем коротко, то да, прогревать надо.

Физика процесса

Кому физика неинтересна, могут эту часть смело пропустить.

Тут две составляющих, обе связаны с трением.

Первая - любая трущаяся пара работает с минимальным износом при точной подгонке друг к другу. Поскольку коэффициенты теплового расширения у разных материалов разные, рабочая температура агрегата должна быть в строго очерченных рамках. В двигателе много трущихся пар, которые интенсивно изнашиваются при отклонении температуры в любую сторону.

Вторая - смазка. Она тоже имеет свой диапазон рабочих температур. Холодное масло густеет и хуже выполняет свою работу, что тоже приводит к повышенному износу.

Таким образом, идеально если двигатель прогрет до рабочей температуры ещё до запуска. Отчасти в этом может помочь предпусковой подогреватель, надо только иметь в виду, что он греет охлаждающую жидкость, масло же подогревается опосредованно и гораздо слабее, но всё равно предпусковой подогреватель существенно упрощает двигателю жизнь.

Двигатель

После пуска холодного мотора желательно дождаться, пока стрелка указателя температуры доползет до первого деления шкалы и только потом ехать. Для автомобилей без указателя температуры можно использовать тахометр - едем, когда обороты станут нормальными для прогретого мотора. Для автомобилей, где нет ни того, ни другого, ориентируемся на слух.

Обычно, это происходит за время, пока вы сбрасываете с машины снег.

Пока двигатель не выйдет на нормальный температурный режим (стрелка в середине шкалы), крайне нежелательно его насиловать. Постарайтесь не давить педаль газа больше трети её хода, не раскручивайте мотор до визга.

Другая крайность - стоять на месте до полного прогрева. Для дизельных двигателей и многих современных бензиновых полностью бессмысленная затея - они в таком режиме не прогреются никогда.

АКПП

Очень популярный вопрос, надо ли греть автомат, и если да, то как. Увы, стоя на месте автомат не прогреешь. Можно нагреть его, стоя на месте, включив какую-либо передачу и удерживая автомобиль тормозом (такие рекомендации встречаются), это правда, только стоять придется очень долго. Вы готовы стоять час на месте с ногой на тормозе?

Автомат выходит на нормальную температуру километров через двадцать после старта, но, в отличие от двигателя, АКПП прекрасно себя чувствует в весьма широком диапазоне температур. Более того, самая популярная причина смерти автомата - перегрев.

Прочие узлы и агрегаты

К подшипникам ступиц, дифференциалу, вообще всему, что крутится и трётся, относится всё то же самое. Даже если вы не знаете, что это такое, оно изнашивается и когда-нибудь захочет денег за свою замену. Дайте всему прогреться. Как? Да всё так же, отсутствием насилия в первые минуты поездки.

Я очень спешу

Бывает такое в жизни. Спешите - поезжайте, но если стоит не вопрос жизни и смерти, всё же дайте мотору потарахтеть хотя бы полминуты на месте, это существенно упростит ему жизнь.

Салон

В холодном салоне от низкой температуры ничего не сломается, но там находится самая важная деталь автомобиля - его владелец. При температурах -15°C и ниже салон может прогреваться достаточно долго.

При наличии климат-контроля доверьтесь ему, он свою работу знает. Только имейте в виду, что включенная рециркуляция существенно ускоряет прогрев салона, очень существенно.

При наличии отсутствия климат-контроля, не спешите ставить вентилятор на максимальные обороты, так вы только замедлите прогрев двигателя и не ускорите прогрев салона. Добавляйте обороты по мере подползания стрелки температуры к своему привычному положению. Впрочем, если очень холодно, вентилятор можно ставить на максимум, когда стрелка дошла где-то до четверти шкалы (предполагаем, что нормальное ее положение - середина этой самой шкалы). Разумеется, включенная рециркуляция так же полезна, как и для машин с климатом.

С рециркуляцией возможны грабли - запотевание, а точнее, обледенение стекол. При первых признаках этого неприятного явления выключайте рециркуляцию - видеть окружающую действительность полезно.

Зеркала

Есть подогрев? Пользуйтесь им при необходимости! В отличие от всего остального, обогрев зеркал сокращает, а не удлинняет срок их службы, зато всё видно.

Как облегчить жизнь машине

Я бы вопрос поставил иначе: как сделать езду зимой комфортней. Предпусковой подогреватель, автозапуск или даже их комбинация позволят приходить к уже тёплой машине с оттаявшими стёклами. Заодно двигатель прогреется с минимальным износом.

Между прочим

Недогретый двигатель поедает заметно больше топлива. Даже, если он недогрет всего на 5-10 градусов.

При невозможности выйти на рабочую температуру печка работает неэффективно.

Конечно же, износ непрогретого мотора тоже больше, но это не так заметно, как повышенный расход топлива и холод в салоне. Точнее, это не сразу заметно.

А дохлый термостат, который является наиболее частой причиной сего явления, для большинства автомобилей стоит копейки, как и работа по его замене.

Готовимся своевременно

Первое условие беспроблемной зимней эксплуатации автомобиля - заблаговременная подготовка. Опытные водители еще до наступления холодов поменяли свечи, заменили моторное маслона зимнее и заменили фильтры, проверили приводные ремни и аккумулятор. Если горючее качественное, а машина в исправном состоянии, со свежим аккумулятором, нормальными свечами и стартером, запуск при температурах до -35оС - не проблема. А вот понадеявшихся на авось неизбежно ждут сюрпризы с запуском двигателя даже в не столь сильный мороз.

Заводимся

Вот он - момент истины. На термометре около -20оС, а машина всю ночь простояла под открытым небом. Хорошо, если сразу «схватило». А если нет? Прежде чем пытаться завестись, включите дальний свет. Но не на полминуты, как многие советуют, а буквально на 8-10 секунд. Этого достаточно, чтобы немного прогреть аккумулятор, и нет риска его посадить. Далее нужно выжать сцепление и поставить рычаг КПП в нейтраль (на машине с «автоматом» рекомендуется перевести селектор из положения P в позицию N) и включить зажигание. Как только отработает бензонасос (на это уходит несколько секунд), можно включать стартер - но не больше, чем на 15 секунд.

Неудачную попытку можно повторить через одну-две минуты. Эта пауза нужна не только для того, чтобы аккумулятор восстановил силы: залившему свечные колодцы бензину надо дать испариться. Главное - не увлекаться. Если машина не завелась с третьего раза, то она вряд ли заведется сегодня вообще. Сажать аккумулятор и насиловать двигатель дальше не имеет смысла.

Если двигатель ожил, не спешите отпускать сцепление. Делать это надо плавно, наблюдая за оборотами и только когда мотор заработает ровно. Кстати, «помогать» чихающему мотору подгазовкой опасно: слишком велик риск залить свечи, а режим продувки цилиндров на сильном морозе не сработает.

Тем, кто не боится автохимии, советуем аэрозольные «облегчители пуска» в виде баллона с трубкой-насадкой. Эфирный аэрозоль впрыскивается в воздухозаборник (придется поискать его под капотом) и облегчает воспламенение смеси. Годится, кстати, и бензиновым, и дизельным двигателям. Однако специалисты советуют не увлекаться подобным.

Греть или не греть?

Считается, что современный мотор греть не обязательно. Это верно, но только для незначительных минусовых температур. В крепкие морозы масло загустевает слишком сильно, желательно дать ему «разойтись» и хотя бы немного смазать трущиеся детали.

Специалисты советуют греться минуты 3-5, для машин с АКПП - 5-10. В последнем случае полезно, удерживая нажатой педаль тормоза, погонять селектор из положения P в N, D, R и обратно, задерживаясь в каждом положении на несколько секунд.

Чтобы ускорить прогрев мотора, можно выключить печку. В сильный мороз лучше всего дождаться, пока не «оживет» стрелка температуры антифриза, а из сопел не пойдет теплый воздух. Даже если времени на прогрев вовсе нет, рекомендуется постоять на месте хотя бы пару минут - пока обороты не упадут до холостых, и первые несколько километров двигаться в спокойном темпе, не повышая обороты.

Столь же важно объезжать все ямы и другие неровности: пока задубевшие амортизаторы не прогрелись, велика вероятность их пробоя и дорогостоящей замены.

Скажем сразу: в Европах за попытку погреть мотор под окном соседа взгреют тебя самого - выхлоп на прогреве очень токсичен. Поэтому с точки зрения эколога вопрос не имеет смысла. А вот инженер, особенно российский, начнет загибать пальцы и вспоминать разные технические страшилки.

СТУДЕНЬ В ПОДДОНЕ

Вязкость масла на морозе резко увеличивается. А ведь оно всегда присутствует и в узлах трения двигателя, и в масляном насосе - вспомните, с каким трудом разгоняется мотор в первые секунды после старта. Но большие силы трения, с другой стороны, ускоряют прогрев масла в узлах трения - ведь вся мощность механических потерь выделяется в виде тепла. Кому непонятно, пусть быстро потрет сухие ладони одну о другую. Теплее стало? Вот и в моторе так. Поэтому уже после первых натужных оборотов двигатель начинает крутиться значительно легче - он сам себя разогревает трением.

Но в поддоне слишком вязкое масло все еще остается эдаким студнем, а это угрожает двигателю масляным голоданием (масло не успевает стекать с маслоприемника и насос хватает воздух). Мотор уже работает, нагрузки на узлы трения довольно велики, а смазки еще нет! Из-за этого резко убыстряется износ, причем тем быстрее, чем выше частота вращения коленчатого вала.

ЦИЛИНДРОПОРШНЕВОЙ КОШМАР

Холодный пуск очень не нравится поршням: тут они испытывают огромный перепад температур - градусов двести! Если поверхности поршня за считанные секунды разогреваются примерно до 150°С, то у колец, контактирующих с холодным цилиндром (считай, антифризом), все еще царит устойчивый «минус». Для сравнения - у прогретого двигателя разница температур не превосходит 50–70°С. Перепады температуры вызывают рост термических напряжений - от них больше всего страдают межкольцевые перемычки поршня. Ведь на них, кроме термических напряжений, действуют резко возросшие силы трения поршневых колец - и перемычки не выдерживают. По схожим причинам холодный пуск недолюбливают и межклапанные перемычки головки цилиндров.

Хотя основной объем масла студнем стоит в поддоне, в канавках поршня его всегда хватает: и в мороз, и в жару. Если оно посредственного качества, да в придачу минеральное, то при разложении дает очень опасные отложения - лаки, «приклеивающие» поршневые кольца к канавкам. Кольца залегают, то есть теряют подвижность, чему немало способствует именно холодный пуск.

А залегшие кольца - это уже совсем плохо. Во-первых, именно они, а вовсе не износ, служат основной причиной падения компрессии. А во-вторых, при залегании нарушается температурный баланс всей цилиндропоршневой группы, поскольку кольца плохо контактируют с цилиндром и не отводят тепло. Отсюда и до задиров поршня недалеко. Двигатель трясется на холостых, пускается с трудом, дымит характерным сизым выхлопом. Вдобавок резко растет давление картерных газов, с которым вентиляция картера может и не справиться.

Отложения в камере сгорания - тоже не подарок! Сажа - крайне плохой проводник тепла, поэтому прогрев двигателя с «грязной» камерой сгорания идет медленнее. Она провоцирует и детонацию, и калильное зажигание. И чем дольше и холоднее зима, тем больше двигатель зарастает этой грязью.

При низких температурах на поверхности цилиндра непрогретого двигателя конденсируется водяной пар. И будет конденсироваться до тех пор, пока температура цилиндра не поднимется выше точки росы. Ну и что? Да то, что в двигателе при сгорании выделяются всякие соединения серы, особенно в дизеле. И окислы азота присутствуют. А они могут соединяться с водой и давать слабенькие кислоты - серную и азотную. Поэтому темп термохимической коррозии деталей при холодном пуске растет - и тем сильнее, чем дольше прогревается мотор.

ПЕРЕРАСХОД

Теперь о последствиях для окружающей среды и… кошелька водителя. Чтобы добиться устойчивого воспламенения холодной смеси, ее приходится сильно обогащать. Это плохо, поскольку токсичность выхлопа при работе на богатой пусковой смеси на порядок (!) выше, чем у нормального, горячего мотора. Холодный зимний воздух прижимает это ароматное облако к земле. А если еще и ветра нет? Да в закрытом дворе?

Да и топлива впустую летит немало. Считайте сами. Если машина греется на средних оборотах (около 2000 об/мин) минут десять, то расход топлива эквивалентен примерно десятку километров пробега. Помножим на количество пусков - потери для кошелька прикиньте сами.

Ладно, хватит страшилок - хотя на самом деле их куда больше. Можно вспомнить о задубевших тормозах, о замерзшей подвеске, о хрупком на морозе металле. Добавим и пониженную скорость физиологических реакций замерзшего водителя, и заледеневшие стекла, через которые просто ничего не видно. Но все-таки - греть или не греть?

ВСЕ-ТАКИ ГРЕТЬ

Увы, налицо противоречие между интересами техники и человека. Мотор не против прогреться до рабочей температуры прямо на стоянке, а вот ваш сосед не чает, чтобы вы поскорее выметались со двора. Водителю приходится ублажать обе стороны. Выход у него один - прогреть мотор поскорее!

Реально это выглядит так - пускаем мотор, сметаем с машины снег и чистим стекла, после чего потихоньку трогаемся. До рабочей температуры движок, как правило, прогреваться не успевает, но на ходу это произойдет быстрее! Только ехать нужно потихоньку - не старайтесь сделать явью страшилки в виде провернувшихся вкладышей и зависших клапанов. Мотор должен подготовиться к принятию нагрузок - последствия лихих попыток сорваться с места в карьер показаны на фото. Поэтому первый километр имеет смысл ехать поспокойнее - тем более что и подвеску прогреть надо, и тормоза раскачать, и в салоне температуру малость поднять.

Кстати, насчет соседей по дому с экологами можно и поспорить. На самом деле, двигаясь на богатой смеси, двигатель гадит куда сильнее, чем на стоянке! Выход отработавших газов при движении на порядок больше - педаль-то нажата! Процентное соотношение здесь ни о чем не говорит, а вот абсолютное, в граммах на километр, возрастает очень сильно. Жители домов, расположенных вдоль магистралей, давно об этом догадались.

А тем, кто собрался в путь, когда за бортом, скажем, минус 40, давать какие-либо советы даже неудобно. Остается надеяться, что эти водители обладают должным опытом, а в дорогу их ведет острая необходимость.

Как правильно разогревать двигатель, и нужно ли вообще это делать? Как показал опрос автовладельцев на разных участках города, то большинство водителей разогревают именно салон автомобиля, думая, что если в салоне тепло, то и двигатель уже готов к работе. Другие же греют машину для того, чтобы она оттаяла и стекла перестали быть закованы в покрытие льда или замерзшего мокрого снега. В нашей статье мы расскажем вам о то, зачем разогревать двигатель и как правильно это сделать.

Греть или не греть?

Одна из опрошенных на этот вопрос ответила так: «У меня дизель, мне разогревать не нужно» и сейчас мы попытаемся выяснить нужно ли это действие или нет. Греть или не греть? Старый вопрос, о который сломано миллион копий. Сейчас вы прочитаете информацию, которая была подтверждена экспертами, поэтому можете ей довериться. Собственно, вариантов 3:

  1. Сели в холодную машину, запустили мотор и сразу поехали
  2. Полностью противоположный. Вы садитесь за руль, заводите мотор и оставляете машину, пока она не прогреется для оптимальной температуры для работы.
  3. Запустили мотор, вышли стряхнули снег с автомобиля, покурили и поехали. То есть в отличии от 2го варианта, прогревался двигатель гораздо меньше.

Вопрос у нас один: Какой вариант самый предпочтительный? Аспектов проблемы у нас пара, это состояние мотора и экология. Опыты специалистов показывают, что самый правильный будет третий пункт.
Заводим мотор, ждем порядка нескольких минут, пока он слегка прогреется (на пример пока курим) и отправляемся в путь. Важное замечание состоит в том, чтобы не делать большие нагрузки на двигатель, а ехать потихоньку и на маленький оборотах. В таком случае прогревается мотор самым лучшим способом.

Как прогревается мотор?

С начала от рабочего тела греется дно поршня, потом идет прогрев охлаждающей жидкости и только, через некоторое время, начинает греться «карбюраторное» масло и, если имеется в машине, катализатор. Достижение верного результата произойдет тогда, когда все вышеперечисленное будет прогрето. Если этого не происходит, то, тот же поршень, который нагревается быстро, при морозном старте встречается с холодными стенками цилиндров и получается не очень хорошее действие, т.к. поршень уже теплый, а стенки цилиндров холодные. Если вы едите по городу - это одна беда, но если выехали на трассу - тут все хуже.

В условиях трассы бывают такие моменты, когда необходимо больше нормы надавить на газ, на пример при обгоне, что делает большие на грузки на двигатель, особенно холодный. Что происходит дальше - вы, скорее всего, догадываетесь. Что бы этого всего не было нужно прогревать мотор некоторое время. Что касается экологии - то многие разработчики двигателей говорят, что их товар в прогреве не нуждается, можно сесть и ехать. Но мы с этим не согласны и считаем, что производители лукавят. Их главная задача убедить нас, что двигатель современный и ни в каких «дедовский» методах не нуждается. Задумайтесь сами, ведь все двигатели в автомобилях имеют одну физику работы. Наш вердикт - легкий прогрев и отказ от перегазовки первые 20 минут езды.

Каждый год с наступлением холодов в автомобильном сообществе разгорается спор: нужно ли по старинке прогревать двигатель? Чтобы разрешить его, стоит отвлечься от эмоций и понять, чем может грозить та или иная методика

Времена меняются. Еще с десяток лет назад ответ на вопрос о необходимости прогревать двигатель был однозначным: греть нужно. Но прогресс не стоит на месте. Изменились сами моторы - высокотехнологичные материалы, тщательно просчитанная прочность конструкции, специальные программы блока управления для работы в холодное время года. Стали другими и смазочные материалы. Если в прежние времена моторное масло на морозе густело и не могло эффективно защищать детали от повреждений, то современные продукты сохраняют свои свойства даже при очень низких температурах. Отсюда и возникло мнение, что современные моторы прогрева не требуют. Однако на деле все не так просто.

Факторы риска

Сперва разберемся с технической частью вопроса. Допустим, ваш автомобиль можно по праву назвать современным, а в его двигатель залито дорогое синтетическое масло. Достаточно ли этого, чтобы обходиться без прогрева? Увы, нет. Причин тому несколько.

Во-первых, каким бы качественным и дорогим ни было масло, оно все равно густеет при низких температурах. Еще более вязкими на морозе становятся полусинтетические и минеральные масла. А это значит, что при холодном пуске мотору придется работать в условиях некоторого дефицита смазки. Последствия могут быть незначительными, но со временем эффект начнет накапливаться, приводя к повышенному износу деталей. Кстати, все это касается и трансмиссий, особенно автоматических коробок передач, ведь залитая в них смазка точно так же густеет от холода, заставляя масляный насос работать с повышенной нагрузкой!

Юридические тонкости

Противники прогрева мотора нередко апеллируют к... европейским запретам! И правда, во многих странах Старого Света (даже в холодной Финляндии) стоять на месте с работающим двигателем категорически запрещено - нарушитель может получить немалый штраф. Но связано это не с небрежением к автомобилям, а с заботой об экологии! Одно дело, когда вредные выхлопы вылетают из едущей машины, другое - если она выделяет их, стоя на месте. В качестве компенсации придумали массу разных хитростей. Например, в северных странах большинство машин оснащено электрическими подогревателями, а на всех стоянках имеются специальные розетки для подключения бортовых «грелок». Кстати, подобный запрет есть и в нашей стране: пункт 17 ПДД запрещает стоянку (прекращение движения более чем на пять минут) с работающим двигателем в жилой зоне или на дворовой территории.

Во-вторых, в непрогретом двигателе из-за теплового зазора между поршневыми кольцами и стенками цилиндра некоторая часть рабочих газов прорывается в картер. А это, разумеется, приводит и к потере мощности, и к ускоренному окислению масла.

В-третьих, расход топлива у непрогретого мотора заметно выше, ведь при низких температурах управляющая электроника увеличивает подачу бензина, нагружая тем самым и систему питания, и нейтрализатор.

С другой стороны, долгий прогрев тоже чреват неприятными последствиями. Ведь в агрегате, работающем на холостых оборотах, в цилиндры поступает переобогащенная смесь. В результате она не сгорает полностью, оставляя нагар в камере сгорания и на свечах зажигания.

Вот в чем вопрос!

Изучив факторы риска в теории, переходим к практике. Получается, что стартовать сразу после пуска нежелательно - повышенное трение может привести к повреждению деталей двигателя и трансмиссии. Но и долгий прогрев, к которому привыкли водители старшего поколения, тоже чреват проблемами. Тем более что многие современные моторы отличаются очень низкой теплоотдачей при работе на холостых оборотах. Как же найти оптимальное решение?

Все довольно просто: чтобы минимизировать ущерб, нужно не бросаться в крайности, а придерживаться правила золотой середины, то есть свести время прогрева до разумного минимума - три-пять минут. За это время температура антифриза достигнет 40-50 °С, а масло почти полностью вернет подходящую консистенцию. Стоять на месте дольше не имеет смысла. Но и ехать поначалу стоит не спеша, без резких ускорений, чтобы обороты по возможности не превышали 2000. Ну а когда температура двигателя достигнет рабочего значения, тут уже можно не стесняться.

Комментарий специалистов компании «Jaguar Land Rover Россия»

Современные смазочные материалы при соответствующем использовании обеспечивают надежную и безаварийную эксплуатацию агрегатов во всем диапазоне рабочих температур. Кроме того, в движении, особенно при средних нагрузках, прогрев происходит гораздо интенсивнее, чем при работе на холостых оборотах. При этом уменьшаются вредные выбросы. Так что в большинстве случаев мы рекомендуем начинать движение сразу после стабилизации оборотов двигателя.

Дизельные страсти

Отдельного рассмотрения заслуживает холодный пуск дизельного двигателя. Владельцу может показаться, что прогревать его не нужно вовсе, поскольку на холостых он практически не выделяет тепла. Но это только видимая часть айсберга. Нужно учитывать, что проблемы загустевшей смазки у дизельного силового агрегата такие же, как и у бензинового! Так что и ему необходимо перед началом движения несколько минут поработать на холостом ходу, чтобы масло снова стало текучим.

Кстати, владельцам таких машин нужно помнить еще пару важных моментов. Во-первых, производители рекомендуют в сильный мороз перед запуском применять двойной прогрев свечей накаливания. Для этого нужно включить зажигание, дождаться, когда индикатор погаснет, выключить зажигание и включить снова - вот теперь можно заводить!

Во-вторых, следует очень аккуратно подходить к выбору места заправки, ведь большая часть мифов о проблемах с холодным пуском дизелей связана именно с топливом. Если качество его невысокое, то оно будет густеть на морозе. К тому же в нем могут начаться процессы парафинизации - образования парафиновых кристаллов. В результате вязкое топливо не сможет проходить через фильтры и сопла форсунок. А попав в цилиндры, оно сразу начнет осаживаться на их стенках. Отчасти решить эти проблемы может установка подогрева фильтра. Но все же забывать о придирчивом подходе к выбору АЗС никогда не стоит.

Автор Денис Арутюнян, обозреватель журнала "Автопанорама" Издание Автопанорама №12 2014