Самодельные минитракторы своими руками в домашних. Как сделать самодельный минитрактор — инструкция по сборке, чертежи и видео. Как сделать ходовую для минитрактора своими руками

Минитрактор является незаменимой сельскохозяйственной техникой для обработки земли, посадки семян и сборки урожая. Особенно данная техника востребована в деревне, среди владельцев больших приусадебных участков. Стоимость минитракторов в заводском исполнении достаточно высока. Даже новинки техники китайского производства порой не всем по карману. Поэтому все больше домашних мастеров стараются изготовить минитрактор самостоятельно, используя подручные материалы.

Если вы решились собирать минитрактор своими руками, то в первую очередь нужно подобрать к нему силовой агрегат. В качестве последнего часто используют двигатель ЗИД . Это четырехтактный агрегат с объемом 0,52 л. и мощностью 4,5 л/с, который вполне подойдет для обработки 2-3 гектар земли. Двигатель отличается простотой обслуживания, поэтому его часто устанавливают на различную самодельную технику, к тому же, его просто купить в интернете.

Еще одним вариантом для самоделки является . Это двухцилиндровый агрегат, имеющий мощность порядка 12 л/с и объем 0,42 л. Хотя данный тип моторов давно снят с производства, в интернете имеется большое количество предложений по продаже данного агрегата. Его можно купить приблизительно за 5 000 – 8 000 рублей.

Нередко при изготовлении самодельных тракторов мастера используют моторы от автомобилей. Например, можно встретить минитракторы с двигателем от Оки.

Данный двигатель имеет мощность 29,3 л/с и объем 0,649 л. По сути, это вазовский мотор (ВАЗ 21083), только в облегченном варианте, поскольку имеет в 2 раза меньший вес. Отличительная особенность двигателя от Оки – это малый расход бензина и высокий КПД.

Более дорогостоящий вариант – это двигатель из «Жигулей» . Моторы линейки автомобилей ВАЗ имеют мощность двигателя от 59 л/с (ВАЗ 2101) и выше. Трактор с двигателем ВАЗ – это достаточно мощный агрегат, который способен справиться практически с любыми сельскохозяйственными работами.

Владельцам мотоблоков изготовить минитрактор для домашнего хозяйства проще всего, поскольку данный агрегат уже обладает всеми необходимыми узлами управления. Остается лишь сделать подходящую раму, и трактор готов.

Из чего сделать раму

Сборка минитрактора всегда начинается с изготовления рамы. Рама минитрактора выполняет роль основания, на котором закрепляются все узлы и детали данного агрегата. Рама должна быть достаточно прочной и в то же время не очень тяжелой. Обычно ее изготавливают из металлического уголка, профильной трубы или из швеллера . Соединяются детали методом сварки. Рама может быть цельной или состоять из двух частей.

Цельную раму изготовить проще всего. Достаточно сварить прямоугольник из швеллера или уголка. Размеры рамы вычисляются исходя из габаритов двигателя, коробки передач и других узлов.

Также среди владельцев приусадебных участков пользуются большой популярностью минитрактора 4х4. Это полноприводные минитрактора с ломающейся рамой . Слово “полноприводные” означает, что у агрегата ведущими являются оба моста, передний и задний. Пример такой рамы, изготовленной из швеллера № 10, приведен на следующем фото.

Узел перелома рамы чаще всего делают из карданного вала автомобиля, например, от ГАЗ-52.

Основное преимущество самодельного трактора с ломающейся рамой – это небольшой радиус разворота агрегата. Благодаря высокой маневренности минитрактор переломка с успехом используется на небольших участках, где разворот минитрактора с цельной рамой будет затруднен.

Ниже показаны чертежи рамы, соединенной шарниром.

Из чего сделать ходовую

Чтобы собрать минитрактор, требуется подготовить его ходовую часть. В нее входят колеса, передний и задний мосты, элементы трансмиссии.

При выборе колес для минитрактора следует учитывать цели использования последнего. Если агрегат сооружается для перевоза и перетягивания грузов, то будет достаточно диаметра дисков в 16 дюймов. При использовании трактора в полевых условиях лучше использовать более массивные колеса, имеющие диски с диаметром от 18 до 24 дюймов.

Если ведущим мостом в вашем тракторе будет только задний, то передняя балка изготавливается достаточно просто.


Чтобы изготовить самодельный передний мост, а также задний его аналог для полноприводного агрегата , потребуется взять 2 одинаковых узла ходовой части, например, от автомобиля ВАЗ или Москвич, и укоротить их. Как укоротить мост от автомобиля ВАЗ, можно узнать из этого видео .

Важно! Мосты должны иметь одинаковые редукторы, с одинаковым передаточным числом. В противном случае передние и задние колеса при движении трактора будут вращаться с разной скоростью.

Поскольку мосты уже имеют встроенный механизм передачи вращательного движения на ось колес, то изготавливать самодельный редуктор не потребуется.

Плюсы установки гидравлики

Гидравлика на минитрактор устанавливается для того, чтобы обеспечить работу некоторым его механизмам и облегчить управление данным агрегатом. Агрегат с установленной гидравликой, имеет свои преимущества.

  1. Машина становится легкоуправляемой. Руль можно крутить, практически не прилагая усилий, одной рукой.
  2. Гидравлика дает возможность применять различное навесное оборудование.
  3. Применение гидравлики позволяет модернизировать тормозную систему. Благодаря гидроцилиндрам, установленным на агрегате, торможение агрегата происходит мгновенно.

Сделать гидравлику на минитракторе можно, если заранее приобрести готовую систему в магазине или использовать детали от старой сельхозтехники.

Важно! При установке гидравлики на минитрактор следует учитывать, что некоторая часть мощности двигателя уйдет на обслуживание данного узла. Поэтому для тракторов с маломощными двигателями установка гидравлики не принесет никакой пользы.

Для чего нужен ВОМ

Вал отбора мощности (ВОМ) предназначен для приведения в движение различных сельхозяйственных механизмов, подсоединяемых к минитрактору, например, различных фрез для обработки земли, картофелекопалок, косилок, снегоуборочников и т.д.

ВОМ может быть как зависимым, так и независимым . В первом случае вал приводится в движение от трансмиссии, передающей вращательное движение на колеса. Как только колеса останавливаются, ВОМ прекращает вращаться. Независимый ВОМ получает вращение от коленчатого вала двигателя. Поэтому, чем выше обороты двигателя, тем быстрее вращается вал.

Кроме всего, существуют трактора с ВОМ синхронного типа . Скорость вращения синхронного вала напрямую зависит от передаточного числа передачи движущегося трактора. Синхронизация движения и вращения требуется при работе агрегата с посевным оборудованием.

Изготовление трехточечной навески

Навеска используется для подсоединения к трактору дополнительного оборудования , например, плуга.

Навеска должна быть подвижной как в горизонтальной плоскости, так и в вертикальной . В первом случае подвижность помогает уменьшить вылет насадки при подруливании. Вертикальное движение подвески требуется для опускания оборудования в рабочее состояние или поднятия его в позицию транспортировки.

Навеска на минитрактор делается из различных деталей, снятых из старой сельхозтехники. Сделать описание того, как изготовить трехточечную навеску в домашних условиях, достаточно сложно. Поэтому правильнее будет воспользоваться следующим видео , в котором указаны размеры всех деталей приспособления.

Выбор и установка тормозов и сцепления

Тормоза необходимо устанавливать на заднюю колесную пару. Проще всего взять готовые блоки от автомобиля УАЗ . Колодки тормозного механизма нужно установить на диски колес, а управление вывести на педаль или рычаг, установленные внутри кабины.

Чтобы установить сцепление на самодельный минитрактор, также можно воспользоваться готовым вариантом от какого-либо автомобиля. Например, можно использовать ременное сцепление от Москвича или УАЗа.

Блок сцепления крепится к коробке передач, также взятой от какого-либо автомобиля. Как устанавливается сцепление, можно посмотреть в этом видео .

Установка рулевого управления

Самостоятельно изготавливать механизм рулевого управления достаточно сложно, и в принципе нет смысла, поскольку все детали можно взять из любого легкового автомобиля.

При установке рулевого механизма рулевой вал с шестерней соединяется с рулевыми сошками, которые имеются на поворотных кулаках, установленных на передней балке (изготовление балки рассматривалось выше).

Как сделать кабину для минитрактора

Если в летний период работать на минитракторе можно и без кабины, то с наступлением осенне-зимнего периода использование агрегата становится довольно некомфортным или вообще невозможным. Поэтому умельцы стараются собирать трактора с кабинами, чтобы использовать данную технику круглый год.

Кабину для самодельной техники изготавливают из листовой стали по заранее подготовленному чертежу. За основу расчетов можно взять кабину от трактора МТЗ. На следующем фото показан чертеж, исходя из которого, можно сделать кабину самостоятельно.

Совет! Если размеры кабины, имеющиеся на чертеже, не подходят под размеры вашего минитрактора, то их необходимо изменить. Но главное, что нужно учитывать при коррекции размеров — это размер лобового стекла и высоту кабины. Потолок ее должен быть выше головы сидящего в кабине человека на 25 см.

Кабина изготавливается следующим образом.


В целом, чтобы лучше понять, как изготавливается минитрактор своими руками, можно посмотреть это видео , своеобразное пособие для начинающих.

Нюансы изготовления гусеничного трактора

Самодельные гусеничные минитрактора – это техника, главной особенностью которой является высокая маневренность и хорошая проходимость . Также трактор на гусеницах создает минимальное давление на почву, чего нельзя сказать о его колесном аналоге.

Чтобы сделать минитрактор на гусеничном ходу, понадобятся следующие элементы конструкции.

  1. Рама. Изготавливается из профильной трубы или швеллера.
  2. Двигатель. Для гусеничного минитрактора лучше использовать дизельный двигатель.
  3. Ведущий мост. Как и при изготовлении колесного трактора, для гусеничного агрегата также можно использовать готовый мост от старого автомобиля, который следует укоротить.
  4. Коробка передач. Идеальным вариантом будет коробка от ГАЗ-53.
  5. Сцепление. Подойдет блок сцепления от ГАЗ-52.
  6. Гусеницы. Изготавливаются из покрышек от колес крупногабаритной техники, например, от трактора.

Для изготовления гусениц нужно взять 2 покрышки от трактора и срезать на них боковые части. Затем эти покрышки одеваются на колеса, установленные на раме, как показано на следующем фото.

Чтобы трактор мог поворачивать , на заднем мосту нужно установить дифференциал, который будет отключать правое или левое колесо от привода. Также каждое колесо должно быть оборудовано тормозом, управляемым по отдельности. При нажатии на педаль тормоза и переключении дифференциала одно колесо ведущего моста останавливается, а противоположное продолжает вращаться. За счет этого трактор разворачивается в нужном направлении.

Имея домик в деревне или дачный участок, каждую весну приходится вскапывать огород. И если в селе это делается за один день, заказав трактор, то на дачном участке все не так просто. Ведь вся территория дачи окружена забором, поэтому туда трактору почти невозможно заехать.

Тогда приходиться копать руками. Однако не всех дачников это устраивает. Можно, конечно, купить мотоблок, но это удовольствие далеко не каждый может себе позволить, и многие дачники мечтают иметь свой минитрактор.

Для того, чтобы сделать минитрактор своими руками, начинать нужно с основы, то есть рамы.

Она является самой важной частью для нашего технического средства, поскольку на ней вы будете размещать остальные детали.

Первым делом вы должны нарисовать подробный чертеж рамы.

Для ее изготовления используйте облегченные металлические швеллеры. Их соединяете друг с другом, применяя автоматическую или полуавтоматическую сварку. Также обратите внимание на то, что длина и ширина рамы должна быть пропорциональна размерам будущего изделия.

Минитрактор будете собирать на этой основе. Для этого в раме по всем сторонам сверлите дырки для того, чтобы закрепить различное навесное оборудование.

Также не забудьте, что нужно будет еще присоединить с двух сторон подножки. Их делаете из восьмимиллиметрового стального листа «Ст-3». Из него также будете делать рулевую колонку.

Чтобы сделать минитрактор своими руками более прочным, снабдите «косынками» отрезки, которые располагаются поперек. При этом используете ту же сталь, из которой делали подножки.

Теперь привариваете к переду основы втулки, которые будут служить навесками для моста. Их изготовляете, используя листовой металлопрокат «Ст-3» толщиной два сантиметра. Далее присоединяете передний и задний мост.

Мосты нужно сделать своими руками, используя отдельно взятые детали от похожего вида техники (например, можно использовать для этой цели мосты, снятые из москвича или двадцать четвертой волги). Однако в данной ситуации они будут слишком громоздкими и не подойдут нам для того, чтобы сделать минитрактор своими руками. Так что некоторые детали придется вытачивать «с нуля», будьте к этому морально готовы.

Какие комплектующие вам придется сделать своими руками?

Необходимо выточить поворотные втулки и опорные полуоси. Также необходимо будет сделать поперечную балку. Для этого берете трубу, которая имеет квадратное сечение размерами шестьдесят пять на шестьдесят пять миллиметров. Толщина металла должна составлять пять миллиметров. От этой трубы отмеряете нужную длину и отрезаете, используя болгарку или пилку по металлу.

Если вы не нашли трубу такого размера, поперечную балку можно сделать своими руками, используя металлические уголки. Используя конструкционную сталь, делаете втулки для того, чтобы закрепить полуоси. Поворотный механизм делаете, используя отрезки трубы из металла. Труба, которая используется для этого, должна иметь сечение семьдесят на четырнадцать миллиметров.

Отрезаете от нее куски, каждый из которых должен иметь в длину сто двадцать миллиметров. Подшипники будут располагаться на металле в специально проделанных посадочных местах.

Затем эту деталь нужно прикрыть приварной крышкой из металла. В середину привариваете уже готовую деталь, которая состоит из двух подшипников и обоймы цилиндрической формы.

Некоторые подробности о заднем мосте

Его можете не делать своими руками, а взять уже готовый от Волги. Однако помните о том, что минитрактор имеет ширину меньше, чем задний мост, поэтому вы должны уменьшить длину моста, чтобы в итоге получилось восемьдесят сантиметров. Для достижения этой цели уберите фиксирующие чулки и срубите заклепки. Остальную часть проталкиваете вглубь. Разъединить мост и картер редуктора можно, используя кувалду. Не забудьте зафиксировать первый элемент, используя специальную оправку.

После этих действий вы сможете обеспечить надежное соединение с реверсным редуктором, что стопроцентно исключит вероятность поломки кардана. А еще вы сможете не заботиться о том, как установить и сбалансировать противовесы, что сильно ускорит время изготовления минитрактора.

Чулки, которые вы укоротили, зафиксируйте в отверстиях, нарезав резьбу М-12 и вкрутив в нее винты. Теперь крепите получившийся мост к восьми стальным пластинам. Их вы должны приварить, используя болты М-10. К каждой пластине нужно приварить четыре болта. После этого закрепляете раму, используя гайки и лонжероны. Пружинными шайбами контролируете соединения. Для этой цели на мост нужно приварить такие же по размеру стальные пластины.

В конце под креплением рамы устанавливаете необходимое количество кронштейнов. Чтобы сделать подъемный механизм, вал корпуса подъемного механизма нужно приварить к картеру моста.

На заключительном этапе привариваете к трактору кресло и красите все металлические части изделия краской любого цвета. Не забудьте на заднюю часть рамы установить сцепную конструкцию, чтобы можно было прицепить плуг.

Второй способ

Он более простой, чем первый, но вы должны приобрести мотоблок, при этом можете использовать даже «Урал» еще советского производства.

Теперь необходимо из него извлечь двигатель, это основное тяговое устройство. Все что останется можно использовать как запасные части.

Также вам понадобится пусковой механизм и два моста с колесами.

При наличии в хозяйстве больших посевных площадей, обойтись без механизации труда невозможно. Для этого используются мотоблоки и мини-трактора, которые благодаря навесному оборудованию, способны выполнить полный цикл сельскохозяйственных работ.

Однако качественное оборудование, имеет соответствующую стоимость, поэтому некоторые фермеры используют в хозяйстве самодельный мини-трактор. Изготовить такую технику не так сложно, как кажется на первый взгляд.

Самый простой вариант, это сделать самодельный мини-трактор из мотоблока, посредством установки специального адаптера.

Практически все производители предоставляют такую возможность. Стоит отметить, что существуют модели полностью собранные своими руками. Рассмотрим варианты изготовления основных узлов.

Преимущества самоделок

По своим техническим параметрам, самодельные агрегаты практически не отличаются от заводских моделей. При этом, затраты на их создание значительно ниже.

Сразу стоит уточнить, что рассчитать необходимое тяговое усилие и определить необходимое количество материала помогут чертежи. Для создания такой схемы требуются определённые знания в области инженерной механики. Однако можно воспользоваться уже готовыми схемами, взятыми на просторах интернета.

Сборка по готовым чертежам не представляет особого труда: большинство узлов снимается с неисправной техники, и устанавливаются в готовом виде. Это довольно практично и выгодно – проблем с запчастями при ремонте практически не возникает.

Кроме того, использование готовых гидроразъёмов и адаптеров позволяют использовать навесное оборудование заводского исполнения.

Если самодельная техника будет передвигаться по федеральным трассам, нужно получить соответствующее разрешение в ГИБДД.

Теперь рассмотрим схему сборки основных узлов трактора.

Рама

Для изготовления основания потребуется прокатный швеллер. Этот материал способен выдерживать динамические нагрузки. Обычно рама – это сварная конструкция, выполненная из поперечных траверсов и продольных лонжеронов.

Лучше сразу предусмотреть возможность крепления двигателя, опор заднего и переднего моста, водительского сиденья.

Встречаются варианты изготовления с ломающейся рамой. Такие изделия обладают большей манёвренностью, поэтому подходят для работы на ограниченных пространствах и даже в теплицах.

Такие конструкции также изготавливаются из швеллера, но делается не монолитная основа, а две полурамы. Элементы конструкции соединяются шарнирным соединением, для этого можно использовать карданвал грузового авто.

Силовая установка

Ключевым узлом самодельной техники является двигатель. Оптимальным вариантом будет использование любого двигателя, мощностью около 40 лошадиных сил. Такими характеристиками обладают силовые установки мототехники, поэтому мини-трактор с двигателем от мотоцикла, это довольно частое явление.

Встречаются в хозяйствах и трактора с двигателем ЗиД 4.5. Это четырёхтактный агрегат, с одним цилиндром и воздушной схемой охлаждения. Обратите внимание, что данный двигатель работает на бензине. Поэтому при использовании техники в холодное время года потребуется установка системы холодного запуска.

Выбор двигателя целиком зависит от нужд фермера. Слабосильная установка не сможет работать с некоторыми видами навесного оборудования, возникнут затруднения при обработке целинных участков грунта.

Ходовая часть

Обратите внимание, что самоделки могут изготавливаться на колёсном или гусеничном ходу. Первый вариант встречается гораздо чаще.

Если возникла необходимость сделать самодельный гусеничный мини-трактор, можем предложить интересную схему изготовления движителя. Роль катков выполняют колёса, снятые с садовой тележки, в качестве траков идут автомобильные покрышки с глубоким протектором.

Ходовая часть

Покрышки разрезаются пополам, потом соединяются вместе и заклёпываются металлическими пластинами. В результате получается гусеничная модель, с удельно низким давлением на почву и высокой проходимостью.

Если техника изготавливается на колёсном ходу, можно использовать готовые мосты от легковых автомобилей. Это применяется если мини-трактор будет полноприводный. Если схема 4х4 неважна, устанавливается любой самодельный передний мост. Он будет выполнять функцию управляемого шасси, задний мост будет ведущим.

Самодельный реверс-редуктор сделать довольно сложно, поэтому лучше воспользоваться готовым узлом, снятым с мотоцикла или неисправного мотоблока. Для соединения редуктора с задним мостом используется ременное сцепление или червячный вал.

Чтобы техника могла работать с навесным оборудованием, необходима гидравлическая система. Этот узел обычно собирается из подающих насосов и гидроразъёма. Учитывая, что гидравлика своими руками создаётся из уже готовых элементов, можно дополнительно установить гидроусилитель руля.

Рулевое управление во многом зависит от рамы мини-трактора. Например, при использовании шарнирно-сочленённой рамы, поворачиваются не колёса, а часть полурамы. Для этого используется пара зубчатых шестерней: одна крепится к рулевой колонке, другая – приваривается к площадке передней полурамы.

Часто схема рулевого управления состоит из рукоятей мотоблока, но в этом случае использование реверс-редуктора становится нецелесообразным: техникой сложно управлять при движении задним ходом.

Навесное оборудование

Большую часть дополнительного оборудования можно также изготовить самостоятельно. Рассмотрим, как собирается самодельная фреза на мини-трактор.

  • Изготавливаем раму. Для этого подойдут куски профтрубы или швеллер. Обратите внимание, что размеры рамы зависят от мощности трактора: маломощный двигатель не сможет работать с широкоохватным оборудованием. Сразу устанавливаем кронштейны для колесной пары.
  • Монтируем вал, который будет соединяться с ВОМ мини-трактора. Для этого подойдёт труба диаметром 5 сантиметров, закреплённая к раме посредством опорных подшипников.
  • Вконтакте


    Для частного сектора трактор – вещь более чем необходимая. Мешки с сельхозпродукцией, заготовленное сено, те же стройматериалы - все это необходимо как-то перемещать. Вручную не наносишься, а небольшой железный «помощник», так в самый раз.

    Получить для своего подворья мини трактор можно двумя способами: или купить, если денег достаточно, и заботы не для вас, или собрать «железного коня» из подручных материалов. Покупку, как люди практичные, рассматривать не будем, а с одним из вариантов самостоятельной сборки трактора ознакомимся.

    В качестве исходного материала будущего транспортного средства возьмем где-нибудь на свалке «народный» автомобиль ЛуАЗ. Или прикупим у соседа.


    Что из всей этой кучи металлолома нам понадобиться? Оставляем:
    - коробку передач;
    - мосты;
    - электрику;
    - колесные редукторы;
    - рулевой механизм, и руль не забыть.

    Остальное продаем на металлолом, получая двойную выгоду – и денежек заработаем, и от хлама избавимся.

    Теперь необходимо решить вопрос с двигателем. Как вариант, покупаем Sadko DE-300 от мотоблока плюс колеса (4 штуки 6x12).


    Обороты нашего двигателя «хорошие», но для трактора несколько завышены. Это ведь не гоночная машина. Поэтому снижаем их в 3.5 раза, установив соответствующие шкивы.

    Передачу крутящего момента с двигателя на КПП можно организовать при помощи ремня профиля В. Устанавливать лучше сразу два.

    Рама – главная несущая конструкция. Ее можно сварить из профиля 40x40. Будет вполне приемлемо, но слабовато, как для перевозки тяжелых вещей. Поэтому есть смысл сразу брать профиль не 40x40, а 40x80. Запас прочности не помешает.






    После того как все вышеперечисленное будет собрано в одну конструкцию, мы увидим перед собой плоды собственного героического труда.


    Гидравлика – состоит из гидроцилиндра 75x100, распределителя Р80, насоса НШ-10.

    Рабочий режим насоса – это 1000-1100 об/мин. Вал насоса – исходящий вал от маховика сцепления. Но в связи с тем, что постоянная работа насоса требуется не всегда, для него целесообразно сделать отключаемый привод. Для этого берем коробку передач от мотоцикла Урал. Снимаем нужное: вал, шлицевую муфту, вилку переключения, две шестеренки, цепь.


    На снятый вал нам нужно будет надеть звездочку, но перед этим вал необходимо доработать. Сначала вал обрезаем, затем на 5 сантиметров наращиваем так, чтобы звездочку можно было установить на свое место.

    Корпус привода делаем сами, сварив его из уголка 40x40. Привод – узел, требующий постоянной смазки, а значить, в нем должно быть залито масло. Это понятно? Тогда не забудем сделать его герметичным и установить на вал сальник.

    Все готово, теперь может посмотреть на включенный насос.


    И выключенный.


    В сборе.

    В заключение, два слова по гидравлике. Центральная секция работает с навеской. Выведенная муфта вперед с поворотным валом, выведенная назад с гидроцилиндром для косилки, самосвала и т.п.

    «Вживую» посмотреть работу гидравлики и наше «детище» в полностью собранном состоянии можно на предоставленном видео.

    Ручная работа в приусадебном хозяйстве отнимает много сил и времени. Вспашка земли, окучивание картофеля, перевозка грузов — все это тяжелый физический труд, который могут облегчить маленькие . Имея опыт слесарных и сварочных работ, можно изготовить минитрактор своими руками.

    Выбор параметров

    Тип деятельности, для которого предназначена техника, определяет параметры будущей машины. Размеры самодельного минитрактора будут зависеть от ширины колеи, величины агрегатов и элементов трансмиссии, а мощность двигателя связана с такими характеристиками, как тяжесть перевозимого груза, тип грунта, количество используемых плугов. Поэтому до начала строительства трактора для домашнего хозяйства своими руками необходимо определиться со следующим:

    1. Габариты. От них зависит маневренность и возможность работы на малых участках.
    2. Мощность и тип двигателя. Дизельные двигатели более подходят для такой техники по причине хорошей тяги на низких оборотах. Дизель на 25% экономичнее бензинового двигателя при одинаковой мощности. Он более неприхотлив и долговечен.
    3. Используемое оборудование будет зависеть от мощности двигателя, крутящего момента на ведущих колесах, высоты дорожного просвета. Если техника будет использоваться в зимний период, то нужно предусмотреть крепление отвала для расчистки снега.
    4. Наличие ВОМ. Он нужен для подключения картофелекопалки, сенокосилки, насоса поливальной системы.

    Какие чертежи понадобятся

    Для того чтобы иметь четкий план работы над проектом постройки минитрактора, понадобятся его чертеж или эскиз. Они составляются исходя из требуемых параметров и тех сборочных единиц, которые нужно установить.


    Сборка трактора в домашних условиях происходит из узлов мотоциклов, мотоблоков и автомобилей, бывших в употреблении. Поэтому чертежи составляются на основе тех агрегатов, которые есть в наличии.

    Сначала рисуется схема, на которой размещаются двигатель, коробка передач, раздаточная коробка, шасси. Эти сборочные единицы выстраиваются согласно их конструктивных особенностей и размеров. Составляется кинематическая схема передачи крутящего момента от двигателя до ведущих колес. Затем на чертеже отображаются конструктивные особенности:

    • габариты рамы;
    • материал;
    • точки крепления агрегатов, подвески;
    • усиливающие конструкцию элементы.

    Остальные чертежи не так важны, как рамный чертеж, потому что они постоянно корректируются во время изготовления.

    Как сделать самодельный минитрактор

    Простейший вариант сделать мини трактор своими руками — это переделать бывший в употреблении мотоблок. В нем есть почти все необходимое для постройки:

    • двигатель;
    • сцепление;
    • коробка передач;
    • тракторные колеса с полуосями.


    Раму от мотоблока можно использовать как фрагмент рамы минитрактора. Там имеются крепления для двигателя и коробки передач. Сборку нужно производить в следующей последовательности:

    1. Сварить из металлопроката раму со всеми крепежными узлами.
    2. Установить задний и передние мосты.
    3. Закрепить двигатель и элементы трансмиссии.
    4. Собрать рулевое управление.
    5. Закрепить топливный бак, водительское кресло, защитные кожухи.
    6. Сварить устройство для установки навесного оборудования.
    7. Провести электрооборудование и установить осветительные приборы.

    В качестве основы можно взять . Для его переделки не требуется мощная рама. Достаточно квадратной трубы сечением 100 мм. С одной стороны крепится сам культиватор, а с другой устанавливается рулевое управление с педальным узлом. Тросы управления газом и сцеплением подключаются к педалям. В середине конструкции устанавливается сиденье для водителя. В задней части варится прицепное устройство.

    Рама для самодельного минитрактора

    Движение минитрактора происходит по бездорожью, поэтому силовым рамам свойственно испытывать нагрузки на кручение. Лучше всего для них подходит швеллер, уголок или труба квадратного сечения. Размер рамы будет зависеть от габаритов агрегатов и величины нагрузки.

    Конструкция рамы представляет собой прямоугольник или трапецию. Для того чтобы увеличить маневренность трактора, делают переломную раму. Она состоит из двух прямоугольных половин. Та часть, на которой устанавливается двигатель, делается длиннее.


    Чтобы увеличить прочность, на раму навариваются дополнительные перемычки, уменьшающие нагрузку от скручивания, а угловые части усиливаются косынками.

    Двигатель

    Самодельные трактора комплектуются автомобильными, мотоциклетными и многоцелевыми двигателями. Установка того или иного варианта зависит от необходимой мощности. В советское время популярными были чертырехтактные бензиновые двигатели ЗИД, УД 2, которые выдавали 4,5 — 9 лс, в зависимости от модели. Эти моторы были неприхотливы и имели моторесурс 3000 моточасов.

    В данное время стали популярными двигатели китайского производителя Лифан. Их мощность варьируется в широком диапазоне от 2 до 27 лс. Моторы выпускаются с разным положением вала, что позволяет их устанавливать на раме в любом положении. Также имеется линейка дизельных двигателей, которые больше подходят тракторам. Для увеличения крутящего момента на некоторые модели установлен понижающий редуктор, катушка освещения и электростартер. Поэтому самодельный минитрактор с двигателем Лифан будет комфортным в эксплуатации.

    Трансмиссия

    Задача трансмиссии мини трактора самоделки заключается в том, чтобы передавать крутящий момент с двигателя к ведущим колесам, изменять скорость движения и обеспечивать реверс.

    При движении на пониженной передаче двигатель от перегрева защищается дополнительной системой охлаждения. В зависимости от применяемого мотора и от колесной формулы схема трансмиссии может быть разной:

    1. Простая. Крутящий момент передается через ременное сцепление, которое установлено на КПП.
    2. Сложная. Чтобы передать крутящий момент, нужно использовать карданные валы.


    Сложная схема часто применяется на самоделках с переломной рамой. Это трудоемкий вариант для самостоятельного изготовления. Для этого делается колесная формула 4х4 с раздаткой Нива.

    Рулевое управление

    Для изготовления рулевого управления применяются стандартные запчасти и механизмы автомобилей. Нагрузка на рулевое управление минитрактора меньше нагрузки на рулевое управление автомобиля, поэтому можно использовать детали, бывшие в употреблении. Для изготовления понадобятся:

    • руль;
    • рулевая колонка;
    • редуктор рулевого механизма;
    • рулевые тяги
    • рулевые наконечники.


    При сборке все крепится стандартным образом как на автомобиле. Исключение составляют рулевые тяги, которые идут от сошки рулевого механизма и соединяются с рулевыми наконечниками. Их придется укоротить. Это связано с тем, что колея минитрактора меньше колеи автомобиля.

    Для установки рулевой колонки и рулевого механизма на раме нужно приварить кронштейны креплений. Высота рулевого вала подбирается таким образом, чтобы руль доставал до уровня солнечного сплетения водителя.

    Передний и задний мост

    Мосты служат для передачи крутящего момента от карданного вала на ведущие колеса. Ширина колеи минитрактора составляет 700-1200 мм, поэтому стандартные мосты от автомобилей не подходят и нуждаются в доработке.

    Для того чтобы сделать задний мост, берется мост от автомобиля Москвич или ВАЗ 2101 — ВАЗ 2107.

    Для минитрактора редуктор заднего моста обязательно должен быть с дифференциалом.

    Чтобы уменьшить колею, чулок заднего моста разрезается с обеих сторон от редуктора и уменьшается на разницу в ширине колеи. Полуоси, идущие внутри, обрезаются на такую же величину. Чтобы полуоси можно было соединить с фланцами, на них нарезаются шлицы. Или применяется другой подход: нарезается резьба на полуосях и на внутренней части фланцев, затем полуоси закручиваются во фланец, после чего места соединения завариваются.

    Для того чтобы закрепить задний мост на раме, на корпус редуктора наваривается швеллер. Мост должен иметь подвижность относительно рамы. Для этого швеллер и рама закрепляются не жестко, а через две рулевые тяги.


    Для заднеприводного мини трактора передний мост делается в виде балки. Для этого нужно:

    1. Подготовить поворотный кулак от Москвича или Жигулей в сборе с шаровыми опорами.
    2. Вырезать четыре пластины толщиной 5 мм. Высверлить в них отверстия под шаровые пальцы.
    3. Прикрутить пластины к шаровым опорам. Затем эти пластины сварить между собой при помощи уголков. По два уголка на один поворотный кулак.
    4. При помощи стальной трубы квадратного сечения 50х50 мм свариваем в общую конструкцию.
    5. Поворотные кулаки могут располагаться как на автомобиле, так и быть перевернутыми, если этого требует конструкция рулевого управления.

    Для того чтобы передняя балка имела подвижность относительно рамы, ее нужно установить через шарнир. Подойдет карданная крестовина, ограниченная качанием в одной плоскости.

    Колеса и тормоза

    Поскольку для постройки минитрактора используются стандартные агрегаты от автомобилей, то у них можно позаимствовать тормозную систему.

    В роли главного тормозного цилиндра можно использовать цилиндр от сцепления. Он меньше по размерам и его легче установить. Для эффективного торможения достаточно установки тормозов на одну ось. Если задний мост был взят от автомобиля, то все необходимое для подключения тормозов уже есть. Нужно лишь провести тормозные трубки от главного цилиндра к рабочим. Бачок для тормозной жидкости можно взять стандартный.

    В качестве колес подходят автомобильные диски на 14 дюймов с одетыми на них тракторными покрышками.

    Кабина для минитрактора

    Чтобы создать защиту водителя от движущихся и вращающихся деталей, нужно установить защитные кожухи вокруг агрегатов и сделать кабину. Для этого сваривается на раме каркас из тонких стальных труб круглого или квадратного сечения. Он должен сформировать моторный отсек, который будет изолировать двигатель. Затем прикручиваются листы жести на этот каркас. Один лист необходимо закрепить на шарнирах, чтобы иметь доступ к мотору. Он будет капотом.


    Хороший обзор на минитракторе обеспечивает кабина открытого типа. В ней устанавливается сиденье и элементы управления. Для защиты от дождя и снега можно сделать съемный навес.

    Гидравлика

    Гидравлическая система предназначена для управления навесным оборудованием. Она опускает плуг в начале борозды и поднимает его в конце. Также эта система управляет бульдозерным отвалом.

    Установка гидропривода на минитрактор потребует следующих действий:

    1. Смонтировать гидронасос. Он приводится в действие от ременной передачи двигателя. В качестве насоса можно взять гидроусилитель руля от автомобиля либо шестеренчатый насос НШ-10. Он создает давление в масляной магистрали 160 атм.
    2. Подобрать гидроцилиндры для навесного оборудования и для отвала. Подойдут цилиндр от трактора МТЗ и привод рулевого управления от комбайна Нива. При выборе нужно руководствоваться диаметром поршня — чем он больше, тем большее усилие создаст шток цилиндра.
    3. Для управления системой потребуется гидравлический распределитель. Например, Р 80-3/4 222, который установлен на тракторах ЮМЗ, МТЗ. Его нужно поставить в моторный отсек, а рычаг управления вывести в кабину.
    4. Смонтировать гидроцилиндры, приводящие в действие оборудование. Для этого нужно дополнительно приварить кронштейны к раме. При установке кронштейнов надо помнить, что чем меньше угол между вектором приложения усилия и направлением движения механизма, тем мощнее должен быть гидроцилиндр.
    5. Подсоединить вал отбора мощности, в качестве которого подойдет шестеренчатый гидромотор ГМШ — 32. Редуктор гидромотора устанавливается в любом месте где подсоединяется оборудование, требующее ВОМ.


    Использование предлагаемых деталей не является аксиомой, их можно заменить аналогами.

    Минитрактор из муравья

    Собрать простейший минитрактор можно из отжившего свой век грузового мотороллера Муравей. Его плюсом является тяговитый двигатель и наличие 4 скоростей. Привод на задние колеса можно оставить как на мотороллере, только заменить ступицы на автомобильные, для установки колес большего диаметра.

    Управление рулем следует сделать как на автомобилях, при помощи балки и рулевой трапеции. Это позволит сильнее нагружать переднюю часть и сделает конструкцию более устойчивой.