Техническая эксплуатация речного транспорта определение. Правила технической эксплуатации речного флота

Рулевое устройство

Рулевое устройство судна должно удовлетворять требованиями правил Речного Регистра РСФСР и обеспечивать надежное управление судном.

Капитан самоходного судна (на несамоходном - шкипер) должен систематически не реже одного раза в неделю, осматривать рулевое устройство и проверять исправность всех его деталей и узлов. В случае касания судном грунта или удара рулем (насадкой) должен быть произведен внеочередной осмотр.

При осмотрах рулевого устройства и технических уходах за ним необходимо следить за смазкой всех трущихся частей и исправностью деталей крепления и соединения рулевого устройства, а у гидравлического рулевого устройства – за наличием рабочей жидкости в гидравлической системе, плотностью соединений и исправностью уплотняющих элементов, проверять предохранительные клапаны.

Осмотр и обслуживание электрооборудования рулевого устройства должны производиться в объемах и в сроки, предусмотренные графиками технических уходов, составляемыми в соответствии с действующими правилами обслуживания судового электрооборудования и ухода за ним.

Результаты осмотра и исправность действия рулевого устройства должны быть отражены в вахтенном журнале.

Перед каждым выходом судна в рейс и перед входом судна в канал или в зашлюзованную систему вахтенный начальник должен осмотреть и проверить в действии рулевое устройство.

Результаты осмотра и проверки должны быть отражены в вахтенном журнале.

Выпускать судно в эксплуатацию при неисправном рулевом устройстве (за исключением судов, эксплуатация которых предусмотрена без рулевого устройства) запрещается, если:

а) время перекладки руля с борта на полном переднем ходе на самоходных судах с механизмами и электрическим приводом превышает 30 сек., с ручным приводом – 60 сек.;

б) время перехода с одного управления рулем на запасное превышает 30 сек.;

в) число разорванных проволок в штуртросе из стального каната превышает 10% от общего количества проволок на длине шесть диаметров или износ цепей цепкого штуртроса превышает 100%;

г) неисправен аксиометр или погрешность показаний его превышает: 1° при положении руля в диаметральной плоскости; 1,5° при углах перекладки от 0 до 5°;2,5° при углах перекладки свыше 5°;

д) при валиковой проводке от рулевой машины к рулю слышен стук валиков о палубу, износ шестерен препятствует нормальной работе рулевого устройства;

е) слабина каната и цепи штуртроса вызывает самопроизвольное спадание каната и цепи с блоков или заклинивание штуртроса между блоками, звездочками и обоймой;

ж) не обеспечена исправность электрических рулевых устройств, в том числе электроцепей контроля положения пера руля;

з) обнаружена утечка рабочей жидкости у гидравлических рулевых устройств;

и) не обеспечено нормальное движение любого элемента рулевого устройства, не закреплен кожух рулевой машины, стоящей в рулевой рубке;

к) не включается немедленно автоматически аварийный электрический привод при неисправности основного привода электрического рулевого устройства (при подаче электроэнергии на рулевое устройство от буферных аккумуляторных батарей);

л) при перекладке руля на предельный угол на один борт привод не отключается или не обеспечивается перекладка руля на другой борт;

м) неисправны подруливающие устройства на судне.

Якорные устройства

Якорное устройство судна должно удовлетворять требованиям правил Речного Регистра РСФСР и обеспечивать при любых условиях плавания быструю отдачу и подъем якорей и надежную стоянку на них судна, а для буксира- толкача- всего состава.

На нефтеналивных судах якорное устройство должно дополнительно удовлетворять требованиям Правил пожарной безопасности на нефтеналивных судах.

Якорное устройство в период эксплуатации судна должно быть всегда готово к действию. Капитан самоходного судна (шкипер несамоходного) должен систематически, не реже одного раза в неделю, осматривать якорное устройство, проверять техническое состояние всех его деталей и узлов.

При осмотрах якорного устройства и технических уходах за ним необходимо особенно тщательно проверять наличие смазки на трущихся частях брашпилей и шпилей, а также уровень масла в редукторах, надежность крепления якорей тормозов и стопорами, надежность соединения коренных концов якорных концов якорных цепей с устройствами для их отдачи, исправность устройства для закрепления и отдачи коренного конца якорной цепи и самой якорной цепи, штыри соединительных звеньев.

Необходимо следить за наличием и состоянием кожухов на якорных механизмах и постоянно поддерживать их в исправности.

Осмотр и обслуживание электрооборудования якорных устройств должны производится в объеме и в сроки, предусмотренные графиками технических уходов, составленными в соответствии с действующими Правилами обслуживания электрооборудования и ухода за ним.

Осмотр и обслуживания мотобрашпилей должны производиться в объеме и в сроки, предусмотренные инструкцией по их эксплуатации.

Результаты осмотра и исправность действия якорного устройства должны быть отражены в вахтенном журнале.

Запрещается выпускать судно в эксплуатацию при несоответствии якорного снабжения установленным нормам или неисправности якорного устройства, если:

а) якорные цепи не помещаются в цепных ящиках (размеры последних не соответствуют длине укладываемой цепи), концы цепей ненадежно прикреплены к набору корпуса с помощью жвака-галса;

б) уменьшение диаметра цепей вследствие их износа превышает 20%, а у судов смешанного плавания – 10%;

в) обнаружены звенья с выпавшими контрфорсами (распорками);

г) звенья, скобы и стопоры цепей, тормозы якорной машины имеют трещины или повреждения;

д) якорная цепь проскакивает в звездочке брашпиля, шпиля или в щеколде стопора;

е) неисправны стопоры цепей, тормозное устройство брашпиля и шпиля, а также узлы дистанционной отдачи якоря;

ж) при отсутствии дистанционной отдачи якорной цепи не обеспечена возможность отдачи жвака-галса усилиями одного человека;

з) износ клюзов и споров препятствует нормальной работе устройства;

и) ненадежно действует дистанционная отдача якорей из рулевой рубки;

к) якорные цепи не подвергались испытанию и не имеют соответствующего свидетельства (установка новых якорных цепей должны допускаться только при наличии паспорта, выданного заводом- изготовителем цепей).

Швартовые устройства

Швартовые устройства (швартовые лебедки, шпили, кнехты, киповые планки) должны быть прочно закреплены на фундаментах и на корпусе судна, обеспечивать надежное удержание судна при его стоянке у пирсов, причалах и других судов, а также сохранность тросов и безопасное выполнение швартовых работ.

На нефтеналивных судах швартовые устройства должны также удовлетворять требованиям Правил пожарной безопасности на нефтеналивном флоте.

Швартовые кнехты, киповые планки, утки, роульсы, клюзы и их крепление к корпусу судна должны быть исправными. Износ этих деталей, при котором образуются острые кромки, приводящие к изгибам, заломам или разрывам швартовых тросов, не допускается.

Все стальные тросы и трущиеся части швартовых устройств должны быть своевременно смазаны канатной мазью, солидолом, техническим вазелином или другой равноценной смазкой, особенно на время длительного бездействия.

Техническая эксплуатация автоматического швартового устройства должна производиться в полном соответствии с инструкцией по эксплуатации. Независимо от наличия и исправности действия автоматического швартовного устройства швартовные средства с ручным обслуживанием должны всегда быть готовы к действию.

Для швартовых стальных тросов число разорванных проволок не должно превышать 20% общего количества проволок на длине шесть диаметров.

При износе или коррозии проволок троса, достигающих 20% и долее первоначального диаметра проволок, швартовый трос должен быть забракован.

Все соединения должны быть тщательно выполнены и защищены бензелями, все колышки выправлены. Ходовой конец швартовой должны иметь огон и находится на верху бухты, а концы швартовой должны быть защищены бензелями.

Капроновые и пеньковые канаты, используемые в качестве швартовых и буксирных тросов, должны соответствовать требованиям государственных стандартов или технических условий на их поставку.

При эксплуатации капроновых и пеньковых канатов должны быть соблюдены следующие требования:

а) поверхность барабанов швартовых механизмов, шкивов, кнехтов, роульсов не должны иметь выбоин, заусениц, ржавчины;

б) диаметр барабана, на который выбирается капроновый канат, должен быть не менее шестикратного диаметра каната, диаметр шкива – не менее 6-8 диаметров и по ширине – на 25% более диаметра каната;

в) в качестве стопора необходимо использовать только растительный канат;

г) на кнехты должно накладываться не менее восьми шлагов, причем верхние шлаги должны быть закреплены схватками из растительного троса;

д) капроновые канаты использовать и хранить при температуре от – 20 до 40ْ С;

е) периодически (не реже одного раза в два месяца) капроновый канат во избежание и искрения и вследствие накопления статического электричества необходимо обрабатывать двухпроцентным раствором хлористого натрия в течение суток.

Капроновые и пеньковые канаты подлежат осмотру и выбраковке один раз в три месяца, а для судов, швартующихся ежедневно, - ежемесячно.

Запрещается использовать капроновые канаты, если:

а) обнаружены признаки истирания с разрывом волокон (разрезы, смещение прядей и другие явные дефекты);

б) при рабочих нагрузках канат удлиняется более чем на 25% и после снятия нагрузки не восстанавливает свою первоначальную длину;

в) канат до его использования на танкерах и судах, перевозящих огнеопасные грузы, не подвергся предварительной антистатической обработке.

Запрещается использовать швартовые кнехты в качестве буксирных, если прочность их и способ крепления к корпусу не удовлетворяют соответствующим требованиям.

Вывод

После прохождения учебной плавательской практики мы ознакомились с:

    Правилами плавания на Внутренних Водных Путях РФ

В этом разделе мы узнали основные термины и обозначения огней, схему их расположения на судне, а также дальность видимости судовых огней.

    Уставом службы на судах ВВП

В уставе мы ознакомились с экипажем судна, который состоит из капитана, других лиц командного состава и лиц рядового состава. Мы узнали об обязанностях каждого члена судового экипажа, о их повседневной службе, распорядке жизни и быте.

    Наставлениями по борьбе за живучесть судов

То есть с общими положениями, такие как: живучесть судна, пожарная безопасность судна и живучесть судовой техники. Узнали организацию борьбы за живучесть судна и изучили перечень первичных мероприятий.

Узнали о судовых устройствах, такие как: рулевое устройство, швартовые и якорные устройства.

Список использованной литературы

    Правила плавания по ВВП РФ

    Устав службы на судах ВВП

    Наставление по борьбе за живучесть судна « НБЖС» РФ-86

    Организация борьбы за живучесть судна

    Правила технической эксплуатации речного транспорта.

84. Перед каждым выходом судна в рейс и перед входом судна в канал или шлюз вахтенный начальник должен осмотреть и проверить работоспособность рулевого устройства.

85. Результаты осмотров и проверок рулевого устройства должны быть отражены в вахтенном журнале судна.

86. Скорость перекладки руля или поворотных насадок, быстрота переключения с основного привода на запасной и обратно должны ежегодно проверяться работниками РУП "БИРР", при этом:

время перекладки руля или поворотных насадок на угол от 35° одного борта до 35° другого борта при максимальной скорости переднего хода судна и осадке по грузовую ватерлинию не должно превышать 30 с;

время перекладки руля или поворотных насадок на угол от 20° одного борта до 20° другого борта при скорости переднего хода судна, составляющей 60 процентов максимальной, и осадке судна по грузовую ватерлинию не должно превышать 60 с;

время перехода с основного привода на запасной не должно превышать 30 с.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЯКОРНОГО УСТРОЙСТВА

87. Якорное устройство судна должно соответствовать требованиям ТКП 067-2007 и обеспечивать при любых условиях плавания быструю отдачу и подъем якорей и надежную стоянку судна, а для буксира-толкача - всего состава.

88. Якорное устройство в период эксплуатации судна должно быть технически исправно. Капитан самоходного судна, шкипер несамоходного судна должны систематически, не реже одного раза в неделю, осматривать якорное устройство, проверять техническое состояние его механизмов.

89. Осмотр и обслуживание электрооборудования якорных устройств должны производиться в объеме и в сроки, предусмотренные графиками технического обслуживания, составленными в соответствии с инструкцией по эксплуатации якорных устройств.

Результаты осмотра и техническое состояние якорного устройства должны быть отражены в вахтенном журнале судна.

90. Перед пуском якорного устройства необходимо проверить его исправность и убедиться в том, что на пути движения цепи или каната не находятся посторонние предметы, проверить наличие смазочных материалов в картерах редукторных передач и пресс-масленках, зажать ленточные тормоза.

91. Работа брашпиля периодически проверяется под нагрузкой отдачей и подъемом якорей с глубины 5 - 6 м.

92. Техническое обслуживание якорных цепей состоит из очистки от ржавчины, проверки целостности звеньев простукиванием и окраски.

Цепь подлежит замене, если износ прутка превышает 20% его диаметра, а также при выпадении распорок в звеньях цепи.

Детали брашпиля, не имеющие пресс-масленок, должны периодически смазываться вручную.

93. Подвижные части якорей, вертлюгов, жвака-галса, стопоров периодически должны очищаться и смазываться консистентной смазкой.

94. Цепной ящик следует периодически очищать от грязи и ржавчины, окрашивать.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ШВАРТОВНЫХ УСТРОЙСТВ

95. Швартовные устройства (швартовные лебедки, шпили, кнехты, киповые планки) должны быть прочно закреплены на фундаментах и на корпусе судна, обеспечивать надежное удержание судна при его стоянке у пирсов, причалов и других судов, а также обеспечить сохранность канатов и безопасное выполнение швартовных работ.

96. Техническое состояние синтетических и растительных канатов, используемых в качестве швартовных, должно соответствовать требованиям технических нормативных правовых актов.

97. Швартовные канаты подлежат замене, если число разорванных проволок превышает 20% на длине, равной шести диаметрам каната.

Синтетические канаты должны подвергаться осмотру и выбраковываться ежемесячно. Не допускается эксплуатация канатов с разрывом волокон, признаками истирания, разрезов, смещения прядей.

98. При эксплуатации синтетических и растительных канатов должны быть соблюдены следующие требования:

поверхности барабанов швартовных механизмов, шкивов, кнехтов, роульсов не должны иметь выбоин, заусенцев, ржавчины;

в качестве стопора необходимо использовать только растительный канат;

на кнехты должно накладываться не менее восьми шлагов, причем верхние шлаги должны быть закреплены схватками из растительного троса.

99. Перед швартовными операциями синтетические канаты должны быть разнесены по палубе. Вытравливание каната из бухты не допускается.

100. Использование швартовных кнехтов в качестве буксирных, если это не предусмотрено проектом, не допускается.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ УСТРОЙСТВ

101. Установленные на судах внутреннего плавания грузоподъемные устройства должны соответствовать требованиям ТКП 067-2007.

102. Перед каждой погрузочно-разгрузочной операцией должен быть проведен осмотр и проверена работоспособность грузоподъемного устройства вахтенным начальником или другим лицом, ответственным за грузовые операции на судне. Результаты проверки должны быть отражены в вахтенном журнале судна.

103. Не допускается эксплуатация грузоподъемных устройств при:

истечении срока освидетельствования;

изгибе или скручивании грузовых стрел;

наличии деформаций и трещин в ответственных металлоконструкциях;

неисправности тормозных устройств механизмов подъема груза и стрелы, механизмов поворота и передвижения крана;

износе тормозных накладок, если заклепки, крепящие накладки, выходят на поверхность трения;

отсутствии или неисправности блокировочных устройств, ограждений движущихся частей механизмов, открытых токоведущих частей электрооборудования;

отсутствии болтовых, штифтовых и других соединений стопорных устройств осей;

предельном износе деталей грузоподъемного устройства;

обрыве одной пряди каната или обрыве 10% проволок на длине, равной восьми диаметрам каната;

некомплектности балласта или противовеса;

неисправности звуковой сигнализации.

104. Проверка технического состояния и надежности специальных устройств судов технического флота должна производиться судовладельцем в соответствии с действующими правилами и инструкциями по их эксплуатации.

105. Погрузочно-разгрузочные работы силами экипажа судна осуществляются в соответствии с требованиями ТКП 044-2006.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ БУКСИРНЫХ УСТРОЙСТВ

106. Буксирные устройства должны удовлетворять следующим требованиям:

износ или коррозия проволок стального буксирного каната не должны превышать 10% первоначального диаметра проволок, а число разорванных проволок - 10% общего количества проволок на длине восемь диаметров. Это требование распространяется и на канаты, входящие в комплект сцепных устройств;

буксирные арки должны быть надежно закреплены и не иметь заусенцев, острых кромок, износа и выступающих частей, препятствующих плавному скольжению буксирных канатов;

буксирный гак и буксирные скобы не должны иметь трещин, а также других повреждений, которые могут вызвать самопроизвольную отдачу буксира с гака;

ограничители буксирного каната должны быть исправными и исключать возможность отклонения каната сверх предельно допустимого, предусмотренного проектом судна;

устройства для быстрой отдачи буксирного каната должны находиться в полной исправности и действовать безотказно;

буксирная лебедка должна иметь надежно действующее дистанционное управление из рулевой рубки.

107. Перед каждым выходом судна в рейс для буксировки плавучих объектов на канате должна проверяться работоспособность устройства для дистанционной отдачи буксирного каната из рулевой рубки.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ МАЧТОВЫХ УСТРОЙСТВ, СРЕДСТВ СИГНАЛИЗАЦИИ

И СРЕДСТВ СВЯЗИ НА СУДНЕ

108. Мачтовое устройство должно иметь:

исправно действующее устройство заваливания мачт. Высота незаваливающихся мачт должна соответствовать путевым высотным габаритам;

прочное крепление к корпусу или к надстройкам судна;

молниеотводное устройство;

приспособление для подъема, несения и спуска сигнальных средств, антенны, флага.

109. Дальность видимости судовых огней, их количество и расположение на судне должны соответствовать требованиям ТКП 067-2007 и Правил плавания.

110. Пассажирские и скоростные суда должны быть оборудованы светоимпульсными отмашками.

111. Использование световых и звуковых сигналов в случаях, не предусмотренных Правилами плавания, не допускается.

112. Вахтенный начальник судна перед заступлением на вахту должен проверить исправность средств сигнализации и средств связи.

Не допускается выход в рейс судна с неисправными средствами сигнализации и средствами связи.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДЕЛЬНЫХ ВЕЩЕЙ

113. Судовые дельные вещи (леера, поручни, ограждения, иллюминаторы, трапы, решетки, люковые закрытия) должны соответствовать проекту судна и содержаться в исправном состоянии.

Слань и плиты настилов должны быть установлены на штатные места и закреплены, а вырезы на них - закрыты.

114. В местах, где временно сняты леер, поручни, трапы, решетки, настилы, крышки горловин и люков, должно быть выставлено ограждение, вывешены предупредительные надписи в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов, а в темное время суток - предусмотрено освещение. Устанавливать незакрепленное ограждение не допускается. По окончании работ временно снятые дельные вещи устанавливаются на свои места и закрепляются.

115. Эксплуатация судна с неисправными или неустановленными ограждениями, иллюминаторами, люковыми закрытиями, а также при некомплектном снабжении судна дельными вещами не допускается.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ

116. Наличие и техническое состояние спасательных средств должны соответствовать требованиям ТКП 067-2007.

117. Исправность шлюпочного устройства должна проверяться капитаном (командиром) не реже одного раза в месяц. О результатах проверки производится запись в вахтенном журнале судна.

При проверке устанавливаются:

исправность шлюпочных лебедок, наличие смазки на их трущихся поверхностях и уровень масла в редукторах, исправность тормозных устройств;

наличие в спасательных шлюпках и на плотах необходимого такелажа и инвентаря, отсутствие их водотечности и водопроницаемости воздушных ящиков;

наличие спасательных и страховочно-рабочих жилетов для выполнения забортных работ, а также предохранительных поясов для работы на высоте в соответствии с установленными нормами.

118. Контрольное проворачивание шлюпочной лебедки без спуска шлюпки производится один раз в неделю.

119. При выходе в озера, водохранилища и в прибрежное морское плавание проверяется надежность закрепления шлюпок на кильблоках.

120. Эксплуатация судна не допускается при отсутствии установленного нормами комплекта спасательных средств, неисправности шлюпочного устройства и устройства для спуска плотов, превышении нормативного времени спуска (не более 5 мин, включая время на подготовку к спуску и вываливанию шлюпки за борт, без учета времени посадки в шлюпку).

ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ МЕХАНИЗМОВ

121. Судовые механизмы должны обеспечивать непрерывную, надежную и безопасную работу судна при всех возможных условиях эксплуатации, в том числе при длительном крене до 15° и дифференте до 5° (без учета дифферента, предусмотренного проектом судна).

122. Капитан (командир) и механик судна должны не реже одного раза в неделю проверять исправность дистанционного управления вспомогательными механизмами.

Результаты проверки должны отражаться в вахтенном журнале судна.

123. Схемы трубопроводов систем, обеспечивающих работу судна, должны быть вывешены в районе машинного отделения.

124. Судовые механизмы и котлы должны быть установлены с соблюдением требований к монтажу в соответствии с проектом судна и надежно закреплены на фундаментах, а также оснащены исправными предохранительными клапанами, контрольно-измерительными приборами, устройствами механизации тяжелых операций при обслуживании в судовых условиях.

125. Контрольно-измерительные приборы, установленные на судне, должны удовлетворять требованиям технических нормативных правовых актов, а также проходить государственную поверку в установленный срок.

126. Предохранительные клапаны на котлах и баллонах сжатого воздуха должны быть отрегулированы и опломбированы судовладельцем в соответствии с требованиями ТКП 067-2007.

Эксплуатация котла или воздухохранителя с неисправными предохранительными клапанами и манометрами с истекшими сроками поверки не допускается.

127. Выполнять работы по ремонту котлов и баллонов сжатого воздуха, находящихся под давлением и не отключенных от действующих систем, не допускается.

128. Изменять регулировку контрольно-измерительных приборов, предохранительных клапанов котлов и баллонов сжатого воздуха, открывать опломбированные вентили без разрешения органов, их опломбировавших, за исключением аварийных случаев, угрожающих безопасности плавания судна, не допускается. О времени и причине, необходимости снятия пломбы должна быть произведена запись в вахтенном журнале судна.

129. Краны, клапаны, клинкеты механизмов и систем должны иметь надписи об их назначении.

130. Механик судна должен один раз в неделю проводить сверку показаний установленных в рубке приборов дистанционного контроля работы силовой установки с показаниями приборов местного контроля, а также проверять настройку датчиков аварийно-предупредительной сигнализации и защиты.

Исправность аварийно-предупредительной сигнализации главных и вспомогательных двигателей должна проверяться вахтенным начальником при приеме вахты. Результаты проверки заносятся в вахтенный журнал судна.

131. Вахтенный начальник, сдающий вахту, обязан поставить в известность вахтенного начальника, принимающего вахту, о неисправностях энергетической установки, замеченных во время вахты, и о мерах, принятых для их устранения.

132. Член экипажа судна, обнаруживший неисправность двигателя, машины, механизма, оборудования обязан немедленно сообщить об этом вахтенному начальнику судна.

Если неисправность представляет опасность для жизни или здоровья экипажа или может привести к аварии судна, член экипажа, обнаруживший ее, обязан принять необходимые меры к предотвращению опасности вплоть до остановки двигателя, машины, механизма, известив одновременно об этом вахтенного начальника судна.

133. Эксплуатация неисправных судовых двигателей, машин, механизмов, устройств не допускается.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ СИЛОВЫХ УСТАНОВОК СУДОВ ВНУТРЕННЕГО ПЛАВАНИЯ

134. Эксплуатация силовых установок судов внутреннего плавания должна осуществляться в соответствии с Правилами технической безопасности и охраны труда при техническом обслуживании и ремонте силовых установок судов внутреннего плавания, утвержденными постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 18 мая 2006 г. N 14 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2006 г., N 93, 8/14529).

135. Главные и вспомогательные двигатели, установленные на судне, должны соответствовать требованиям ТКП 067-2007, находиться в исправном состоянии и быть отрегулированы таким образом, чтобы обеспечивалась их длительная и надежная работа на любых режимах, определяемых полем допускаемых нагрузок, заключенных между верхней и нижней ограничительными характеристиками, в диапазоне от минимально устойчивой частоты вращения под нагрузкой до номинальной или частоты вращения, соответствующей полной мощности.

136. В целях предотвращения разрушения двигателя или аварии судна эксплуатация главных и вспомогательных двигателей не допускается, если:

рабочие параметры двигателей выходят за допустимые значения, установленные эксплуатационными документами;

имеются трещины или свищи в цилиндровых втулках и крышках, в деталях движения, нагнетательных трубках форсунок, маслопровода;

шатунные болты имеют деформации и повреждения, или отработанные зазоры и износы в цилиндро-поршневой группе и других деталях превышают предельные нормы;

неисправны системы смазки и охлаждения, а также топливная система;

неисправны вспомогательные механизмы и устройства, обеспечивающие работу двигателей;

неисправны пусковое, реверсивное и валоповоротное устройства;

неисправны регуляторы;

нарушена регулировка двигателя, о чем свидетельствуют колебания частоты вращения и дымный выхлоп;

имеются трещины на подшипниках скольжения, образующие на поверхности антифрикционного сплава замкнутый контур, или подшипники подплавлены и выкрошены;

происходит нагрев подшипников скольжения выше допускаемых пределов;

протекает вода из полостей охлаждения в полости цилиндров или в картер;

пропускают газы уплотнения головок блоков и клапанов;

неисправны предохранительные клапаны, а также дистанционный привод запорного клапана для прекращения подачи топлива;

вибрация вызывает повреждения фундаментов, элементов корпуса, трубопроводов;

неисправен турбонагнетатель воздуха;

неисправны или не поверены контрольно-измерительные приборы;

ослаблена посадка гребного винта на валу, имеются поломки или деформации лопастей гребного винта;

неисправны средства сигнализации и автоматизации, установленные на местных постах управления;

амортизаторы имеют значительные деформации или повреждения.

137. Бункеровка судна топливом и маслами должна производиться только закрытым способом через специальные присоединительные устройства бункеровочной базы в соответствии с ТКП 067-2007 и ППБ 2.34-2007.

138. При подходе судна к судоходным гидротехническим сооружениям, причалам, затруднительным участкам пути вахтенный начальник обязан проверить дистанционное управление главных двигателей и давление сжатого воздуха в пусковых и тифонных баллонах, напряжение в аккумуляторных батареях.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ КОМПРЕССОРНЫХ УСТАНОВОК

139. Баллоны сжатого воздуха должны подвергаться освидетельствованию и испытанию в сроки, установленные ТКП 067-2007.

140. Наполнять баллоны сжатого воздуха не допускается при:

наличии трещин и выпучин в корпусе баллона, а также его деформации и нарушении герметичности;

снижении давления более чем на 10% в сутки вследствие недостаточного уплотнения запорных и пусковых клапанов;

неисправности предохранительных клапанов и манометров;

отсутствии в баллоне трубки для продувания конденсированной влаги и масляных паров.

141. После каждой прокачки воздуха, а при автоматизированной прокачке - каждую вахту, баллоны сжатого воздуха следует продувать.

142. Работа воздушных компрессоров не допускается в следующих случаях:

при деформации ответственных деталей машин и трещинах в них;

при нарушении герметичности воздушных трубопроводов;

при повреждении систем смазки и охлаждения;

при неисправности устройств, приводящих в действие вспомогательные компрессоры;

при неисправных или неотрегулированных предохранительных клапанах.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ КОТЛОВ

143. Судовые вспомогательные котлы должны соответствовать требованиям ТКП 067-2007.

144. В целях контроля за техническим состоянием судовые вспомогательные котлы должны подвергаться периодическому наружному осмотру, внутреннему освидетельствованию и гидравлическому испытанию.

145. Порядок подготовки котлов к работе, их обслуживания во время работы и отключения осуществляется в соответствии с инструкцией по эксплуатации котла организаций (заводов)-изготовителей.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВЫХ СИСТЕМ И ТРУБОПРОВОДОВ

146. В целях безопасной эксплуатации осушительных систем перед эксплуатацией капитан обязан проверить:

соответствие технического состояния и производительности осушительных средств требованиям ТКП 067-2007;

безотказность работы агрегатов;

исправность трубопроводов, наличие сеток на всех приемных патрубках и возможность полной откачки воды из обслуживаемого помещения;

исправность клапанов на трубопроводах, в распределительных коробках и возможность их перекрытия в аварийных ситуациях;

исправность невозвратных клапанов отливных отверстий в бортах, на уровне ватерлинии и ниже ее.

Эксплуатация судов с неисправными осушительными средствами не допускается.

147. Судно должно быть оборудовано исправными системами для закрытого приема топлива и масла, сбора и удаления подсланевых вод машинного отделения, загрязненных нефтепродуктами, сбора и удаления фекалий.

148. Бортовая арматура систем, при помощи которых производится откачка за борт подсланевой воды, а также сточно-фановой воды без ее очистки, должна быть опломбирована.

Место и дата пломбирования должны быть указаны в вахтенном журнале судна.

149. Притирка, регулировка и опломбирование редукционных клапанов должны производиться под непосредственным контролем механика судна.

150. Производить осмотры топливных и масляных цистерн, коффердамов и других помещений, где возможно скопление вредных газов и паров взрывоопасных веществ, без предварительного проветривания не допускается.

151. Подготовительные ремонтные работы и выполнение огневых работ в топливных и масляных цистернах, топливных и масляных трубопроводах должны производиться в соответствии с требованиями ППБ 2.34-2007.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДВИЖИТЕЛЕЙ

152. Осмотр и ремонт движителей должен производиться под руководством механика судна. Движительно-рулевой комплекс подлежит обязательной проверке и осмотру после касания судном грунта, аварии, а также в случае несоответствия комплекса паспортным характеристикам главных двигателей, выявленного при теплотехническом контроле.

153. Ремонт гребных винтов с судовых шлюпок не допускается. Проворачивание гребных винтов и пуск главного двигателя могут производиться только при нахождении судна на плаву и под руководством механика, который обязан предварительно убедиться в отсутствии людей и лодок вблизи движителя.

154. Эксплуатация судна не допускается, если движители имеют следующие неисправности:

ослабление крепления ступицы винта на гребном валу;

повреждение лопасти винта, которое вызывает вибрацию судна или перегрузку главных двигателей (снижение частоты вращения более 5% номинальной);

повреждение защитных решеток;

наличие трещин в кронштейнах гребных винтов, а также деформации кронштейнов;

повреждение или смещение направляющей насадки;

неисправность створок жалюзи водометного движителя.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

155. Электрооборудование, обеспечивающее управление судном, должно всегда находиться в исправном состоянии.

156. Резервное и аварийное электрооборудование должно находиться в постоянной готовности к вводу в эксплуатацию.

157. При подходе судна к шлюзу должна быть проверена работоспособность электрооборудования, обеспечивающего управление судном и его энергетической установкой.

158. Перед выходом судна в плавание должны быть проверены исправность и работоспособность судового электрооборудования. Результаты проверки должны быть отражены в вахтенном журнале судна.

|

· При каких условиях (крен, дифферент) энергетическая установка судна должна обеспечивать непрерывную надежную и безопасную работу (п. 4.5.1.1).


· Схемы трубопроводов каких систем должны быть обязательно вывешены в районе машинного отделения (п. 4.5.1.3).

· Требования к контрольно-измерительным приборам, устанавливаемым на судах, а также предохранительным клапанам и манометрам на котлах и баллонах (п.п. 4.5.1.5,4.5.1.6).

· Проверка работы аварийно-предупредительной сигнализации (АПС), где это отражается (п. 4.5.1.10).

· Действия члена судового экипажа, обнаружившего неисправность двигателя, механизма, оборудования и т.д. В каких случаях двигатель или механизм может быть остановлен без предварительного оповещения вахтенного начальника (п. 4.5.1.13)

· Запрещения эксплуатации главных и вспомогательных двигателей (п. 4.5.2.2)

· Запрещение наполнения баллонов сжатым воздухом (п. 4.5.3.3).

· Запрещение работы воздушных компрессоров (п. 4.5.3.5).

· Эл. оборудование судов. Требования Правил технической эксплуатации к судовому электрооборудованию (п. 4.10).

· Основные неисправности эл..оборудования, при которых запрещается эксплуатация судна

Судовые электроэнергетические системы и их эксплуатация

· Состав судовой электрической станции.

· Основной источник электроэнергии. По каким параметрам выбирается необходимое количество источников электроэнергии.

· Аварийный источник электроэнергии. Назначение, на какое время работы рассчитан.

· Аварийный кратковременный (переходный) источник эл.энергии. Назначение, на какое ремя работы рассчитан, какие потребители питает.

· Параллельная работа генераторов, случаи применения такой работы.

· Валогенераторы. При каком снижении оборотов гребного вала необходимо переходить на питание ГРЩ от автономного источника эл.энергии.

· Синхронные генераторы. Перегрузочная способность. Измерительные и защитные приборы, устанавливаемые на ГРЩ для каждого генератора.

· Генераторы постоянного тока (ГПТ). Перегрузочная способность. Какие измерительные и защитные приборы устанавливаются на ГРЩ для каждого ГТП.

· Генераторные автоматические выключатели. Типы, номинальные токи.

· Плавкие предохранители. Назначение, конструкция, номинальные токи. Что означает «нештатная» или «некалиброванная» плавкие вставки.

· Реле обратного тока, обратной мощности. Назначение, принцип действия, на какие цепи воздействуют. Как проверить срабатывание реле на ГРЩ.

· Основные неисправности эл. оборудования, при которых эксплуатация судна запрещается.

· Судовые электроприводы и их эксплуатация:



Электропривод рулевой машины;

Электропривод якорно-швартовных устройств, лебедок, кранов и др.

Управление приводами с переключением статорной обмотки со «звезды» на «треугольник»;

Нулевая защита. Назначение. В каких эл.приводах применяется;

Защита эл.приводов от перегрузки с применением тепловых реле;

Защита эл. приводов от токов короткого замыкания (КЗ).


Судовая автоматика

· Автоматизированные форсунки для сжигания дизельного топлива в топках водогрейных котлов. Автоматическое и ручное управление работой форсунки, сигнализация при неисправностях.

· Реле комбинированные типов КР, КРМ и др. Принцип действия, контролируемые параметры.

· Термометр манометрический сигнализирующий типа ТС-I00 и др. Назначение, принцип действия, контролируемые параметры.

· Датчики (реле) типа РДК-57 и др. Назначение, принцип действия, контролируемые параметры.

· Датчики (реле): поплавковые реле РУС-З, РП-52; реле полупроводниковое ПРУ-5; сигнализатор СДК-60 и др. Назначение, принцип действия, контролируемые параметры.

· Датчики частоты вращения. Центробежные реле; тахогенераторы; зарядные генераторы, навешенные на двигатели. Назначение, принцип действия, контролируемые параметры.

· Аварийно-предупредительная сигнализация (АПС). Системы АПС (индивидуальные, централизованные).

· Техническая диагностика. Контроль сопротивления изоляции, когда, кем и как выполняется.

· Защитное заземление (что требуется заземлять, способы заземления, нормы

величин сопротивления цепей заземления, как проверить на соответствие нормам, какими приборами замерять). Безопасное напряжение.

· Маркировка кабелей и проводов (способы, место нанесения).

· Оконцеванне кабелей и проводов (способы, инструмент, регламентирующие документы).

· Электроизмерительные приборы. Периодичность поверок и калибровок (ведомственных, государственных), порядок учета средств измерений.

· Молниезащитное устройство. Требования к молниеуловителю, способы его соединения с отводящим проводником, способы соединения отводящего проводника с металлическим корпусом судна; при непроводящем корпусе.

· Требования к установке эл. оборудования во взрывоопасных помещениях, пространствах.

· Преднавигационная проверка эл. оборудования на судне.

Раздел 4. Вопросы для дноуглубителей

Вопросы данного раздела являются обязательными для командиров земснарядов и их помощников.

· Виды и задачи путевых работ.

· Состав технического флота (типы земснарядов, обслуживающих их судов).

· Рабочие процессы черпаковых земснарядов (штанговых, грейферных, многочерпаковых).

· Рабочие процессы дноочистительных и скалодробильных земснарядов.

· Организация промерных и тральных работ по определению параметров судовых ходов. Измерение ширины судового хода.

· Техническая, расчетная и фактическая производительность земснаряда.

· Глубиномер, подачемер, скоростемер земснарядов, их назначение и принцип действия.

· Оперативные лебедки земснаряда, их расположение и управление. Устройство оперативной лебедки.


· Порядок перекладки якоря с помощью мотозавозни. Техника безопасности при этом.

· Организация работ при установке земснаряда на перекате, техника безопасности при этом.

· Основные параметры технологического режима для многочерпакового земснаряда (скорость папильонирования, подача, количество черпаков в минуту).

· Особенности технологической карты для многочерпакового снаряда и порядок

пользования.

· Рабочие перемещения на прорези многочерпакового земснаряда.

· Удаление грунта шаландами. Техника безопасности при этом.

· Технология работы одночерпакового штангового земснаряда.

· Ведение промеров глубин в процессе работы на папильонажных земснарядах.

· Водомерные наблюдения при разработке переката, их организация и наблюдение.

· Основные принципы трассирования эксплуатационных прорезей.

· Определение глубины опускания рамы земснаряда.

· Способы натяжения черпаковой цепи.

· Дноочищение. Средства, задачи и технология дноочистительных работ.

· Организация судоходства в районе дноуглубительных и дноочистительных работ.

Порядок пропуска судов и плотов.

· Вахтенный журнал земснаряда и порядок его ведения.

· Рабочий журнал земснаряда и его ведение.

· Формирование земкаравана для буксировки вверх и вниз.

Раздел 5. Рабочая программа квалификационных испытаний при дипломировании начальника радиостанции и радиооператора

· Понятие о внутреннем водном транспорте РФ. Кодекс ВВТ РФ, Трудовой кодекс РФ.

· Устав о дисциплине работников речного транспорта. Меры поощрения и взыскания.

· Устав службы на судах ВВТ РФ. Организация судовой и вахтенной службы.

· Виды судовых тревог, их сигналы.

· Требования Устава службы на судах по борьбе за живучесть судна.

· Обязанности начальника радиостанции и радиооператора в соответствии с Уставом службы на судах.

· Устройство судна, судовая терминология.

· Радиоволны и их типы. Особенности распространения электромагнитных волн диапазонов, используемых для судовой радиосвязи.

· Основные типы антенн судовых радиостанций, их классификация и характеристика. Фидерные линии.

· Радиоприемные устройства судовых радиостанций, их основные эксплуатационно­технические характеристики, состав и классификация.

· Радиопередающие устройства судовых радиостанций, состав и классификация.

· Правила технической эксплуатации и безопасности обслуживания средств

радиосвязи и элекгрорадионавигации на судах речного флота.

· Основные требования Российского Речного Регистра к радиооборудованию судов.

· Техническое обслуживание действующих на судах радиостанций.

· Правила ведения радиосвязи на ВВП РФ (кем изданы, его номер). Обязанности судовых радио специалистов в соответствии с этим документом.

· Указания по организации и ведению радиосвязи с судами при плавании по ВВП Енисейского бассейна.


· Составление и оформление радиограмм, ведение документации по радиосвязи.

· Ведение переговоров с береговыми радиооператорами. Установление канала связи, вызов и ответ на вызов, прием путевой информации.

· Ведение переговоров при подаче сигналов Бедствия, Срочности и Безопасности.

· Порядок регистрации поступающей и передаваемой информации, доклад капитану или вахтенному начальнику.

· Внутрисудовая система связи, передача вещательных сигналов.

· Основные принципы построения и функционирования спутниковой системы связи GPS и «Инмарсат», Применение ее на ВВП РФ.

· Глобальная морская система связи при бедствии (ГМССБ). Возможности применения ее подсистем «Коспас-СОРСАТ» и «Инмарсат» на ВВП РФ.

Раздел 6. Рабочая программа квалификационных испытаний при дипломировании членов судовой команды, несущих ходовую

навигационную вахту в ходовой рубке (рулевые, матросы)

Рулевые (матросы) должны иметь четкие понятия о внутренних водных путях, навигационном оборудовании судового хода, устройстве судна, судовых механизмов, устройств и систем, судовой и профессиональной терминологии и иметь минимально необходимые знания следующих дисциплин:

Общая лоция

· Терминология элементов реки и речной системы: река, бассейн, устье и исток, долина, русло реки, паводок, половодье, перекат, порог, перевал, межень, ледоход, ледостав, шуга, затор, зажор и др.

· Состав и назначение навигационных знаков (судоходной обстановки). Береговые и плавучие навигационные знаки, огни.

· Система ограждения судового хода на реках. Ориентировка при движении по береговым и плавучим знакам судоходной обстановки.