Какое масло лучше выбрать. Как выбрать лучшую марку масла для бензиновых и как для дизельных двигателей? Какое моторное масло выбрать

Убедитесь, что вы выберете нужную марку моторного масла для вашего автомобиля с нашим руководством

В наши дни существует множество технологий для того чтобы сделать жизнь вашего автомобиля безоблачной. Современная автохимия способна творить чудеса, после которых машина будет работать как часы и не нуждаться в частом и накладном межсервисном обслуживании. Не стоит правда забывать и про . Вернее, даже сказать, в первую очередь нужно заботиться о нем, а потом уж смотреть при необходимости на разнообразные тех. жидкости.

В сегодняшнем рассказе мы обратим внимание на такую жизненно важную субстанцию как моторное масло. И если вы думаете, что для долголетия двигателя вашего автомобиля достаточно просто вовремя менять моторное масло, следить за его уровнем и не допускать включения лампочки «низкое давление масла в двигателе», то мы дадим вам еще несколько хороших советов для того чтобы мотор чувствовал себя еще лучше.

На что нужно обращать внимание при проверке состояния моторного масла?


Масло является жизненно важным компонентом для бесперебойной работы вашего двигателя, и если вы хотите, вознаградить двигатель долголетием, инспекция состояния моторного масла является одним из ключевых действий. Безусловно, это означает, что вы должны проводить замену масла вовремя, и что не менее важно, заливать в двигатель наиболее подходящий тип масла.

Важно! Если вы не будете проводить регулярные проверки уровня и состояния моторного масла при помощи щупа в период межсервисного интервала, знайте, вы значительно повышаете риск преждевременного износа двигателя.

Сложностей в проверке уровня масла произойти не должно, это действие способен произвести любой автомобилист, даже с небольшим опытом общения с машиной. Но вот сделать это правильно! Зачастую об это не знают даже опытные автовладельцы. А ведь от этого напрямую зависит точность проведенных измерений.

Наш вам совет, изучите руководство, прилагаемое к вашему автомобилю. Оно будет содержать подробную информацию, о том до какой температуры нужно прогреть мотор и через какое время после выключения зажигания (остановки двигателя) необходимо воспользоваться щупом для проведения замеров и получения наиболее точных замеров. Таким образом вы приблизитесь к истине и значительно более оптимально в двигателе вашей машине.

Если уровень масла падает и требует долива, вы должны выяснить, почему. Скорее всего причина будет, особенно, если двигатель атмосферный и проехавший более 100 тыс. км. Некоторые автомобили с изношенными силовыми агрегатами сжигают большое количество моторного масла в цилиндрах, которое может попадать туда разными путями, но в основном через изношенные кольца поршней. Вы определите о том, что сжигаете масло по сизоватому выхлопу и запаху горелого масла (логично). В этом случае придется посетить специализированную станцию технического обслуживания.

И вот приехав на станцию технического обслуживания вы столкнетесь с еще одной нетривиальной задачей, выбор нужного именно для вашего двигателя моторного масла. Хорошо если перед вами опытные профессионалы своего дела, которые безошибочно подберут нужный сорт. Но если придется покупать самим?

Например, лучший вариант масла для дизельных двигателей будет полностью отличаться от лучшего выбора масла для бензиновых двигателей, в то же время как турбированные моторы потребуют совершенно иной вид смазочного материала для трущихся частей значительно отличающийся характеристиками, заложенными в него. Стоит помнить и о присутствии на рынке синтетических, полусинтетических и даже простейших минеральных масел.

В общем, существует множество различных сортов на выбор, и поэтому мы составили это руководство, чтобы вам можно было как можно проще подобрать лучшее масло для вашего автомобиля. Приступим к подбору.

Какие бывают виды моторных масел?


На сегодняшнем рынке присутствует несметное количество моторных масел. Не только десятки брендов, о некоторых вы слышали, о других возможно нет- но всех их объединяет один фактор, все они так или иначе относятся к разным маркам, классам.

Когда вы взгляните на этикетку, вы увидите ряд цифр, например, таких 10W-40 или таких 5W-30. Эти цифры помогут вам выяснить следующую информацию, какова плотность жидкости или как принято называть этот параметр- вязкость.

Сегодня масла, как правило, делают более текучими, что позволяет им поступать в критические области мотора сразу при запуске холодного двигателя, что в свою очередь помогает предотвратить повреждения, вызванные движением деталей, трущихся без защитного масляного слоя между ними. Поскольку современные двигатели проектируются с более точными допусками, следовательно, требуют менее вязкого масла.

На большинстве упаковок моторного масла нанесено несколько наборов цифр, это «всесезонные» масла. , добавляемые в , также могут изменять вязкость в зависимости от температуры.

Чем ниже первое число, тем лучше масло будет работать при низких температурах, это зимнее масло, что отображено буквой «W»- Winter (Зима). Чем меньше второе число, тем лучше жидкость будет работать при более высоких температурах.

Спецификации моторного масла

Усложняет выбор и присутствие такого показателя классификации продуктов по стандарту ACEA. Вопрос выбора марки масла по данной классификации также крайне важен, поскольку отражает основные характеристики масла под тот или иной вид эксплуатации мотора или тип двигателя.

Европейские и многие Азиатские автопроизводители обычно используют следующие спецификации для бензиновых двигателей (спецификации для дизельных двигателей отдельно рассматривается ниже):

Энергосберегающие масла с особо низкой вязкостью

Масла для бензиновых двигателей легковых автомобилей, работающих в тяжёлых условиях и с увеличенным интервалом между заменами масла

Маловязкие масла с вязкостью от 2,9 до 3,5 мПа·с применяются на ограниченных моделях двигателей

Некоторые автопроизводители даже разработали свои собственные спецификации для моторных масел. Обычно «специальные» масла, которые могут использоваться в течении долго времени без замены, до двух лет или 29 тыс. км без потери своих защитных свойств. Такие автомобили имеют более длительные интервалы между техническим обслуживанием.

Как мне найти правильный сорт масла для моего автомобиля?


Два лучших беспроигрышных способа которые помогут вам быстро, а главное точно найти правильный сорт масла для вашего автомобиля: взглянуть в руководство по эксплуатации вашего автомобиля или позвонить вашему дилеру. По VIN они в течение нескольких минут огласят вам список подходящих моторных масел. Также можно задать этот же вопрос вашему автомеханику, если уверены в его знаниях.

Взгляните на емкость с маслом и сверьте информацию, если все совпадает, значит в руках вы держите нужный продукт. Стоит отметить, что некоторые автопроизводители используют для своих автомобилей собственные характеристики моторного масла. Не волнуйтесь, что не можете найти нужное фирменное масло или оно стоит баснословных денег. В таком случае, скорее всего, будет предложен список приемлемых альтернативных классов или спецификации, которые более широко доступны на рынке. Эта информация будет указана в руководстве вашего автомобиля.

Если у вас возникли какие-либо вопросы, не стесняйтесь вновь позвонить вашему дилеру для консультации.

Что такое синтетическое масло?

При длительном использовании качественного синтетического масла двигатель как новый

Некоторые современные двигатели требуют использования синтетических масел, так как последние содержат меньшее количество примесей. Возможность использования «синтетики» будет варьироваться от двигателя к двигателю, так что еще раз взгляните на руководство вашего автомобиля или свяжитесь с дилером, чтобы уточнить этот вопрос. Все верно, не всегда .

Существует два основных типа «синтетики». Полностью синтетические масла предлагают максимальную защиту для современных двигателей. Полусинтетические масла содержат смесь синтетических и минеральных масел, это второй распространенный тип.

Нужно ли менять масляный фильтр при замене масла?

Если вы производите полную замену масла в двигателе, необходимо менять и масляный фильтр - это неотъемлемая часть сервиса.

Масляный фильтр впитывает и сохраняет небольшое количество масла, это означает, что залитое новое, чистое масло будет загрязнено старым, грязным маслом. Поэтому фильтр меняем обязательно!

Это важно шаг обслуживания, поскольку основной причиной замены моторного масла в вашем автомобиле- удалить загрязнения. При доливе угоревшего моторного масла разумеется менять масляный фильтр не нужно.

Как часто и на каком пробеге требуется замена масла и масляного фильтра в моторе зависит от марки и модели автомобиля. Ознакомьтесь с руководством для получения дополнительной информации.

Какое выбрать моторное масло для моего дизельного автомобиля?

Дизельные двигатели имеют абсолютно другие требования к смазке трущихся частей мотора по сравнению с бензиновыми двигателями. Поэтому вы должны убедиться в том, что вы используете правильное масло для вашего автомобиля. Это особенно важно, если ваш автомобиль оснащен сажевым фильтром (DPF).

Как с маслами для бензиновых двигателей, дизельные вариации смазочных материалов также обладают разными спецификациями (сверьтесь с руководством вашего автомобиля, какой тип масла вам необходимо использовать).

Моторное масло для дизельных двигателей:

Энергосберегающие масла с особо низкой вязкостью, могут быть использованы только при наличии прямого допуска производителя двигателя

Масла для дизельных двигателей легковых автомобилей и лёгких грузовиков, работающих в тяжёлых условиях и с увеличенным интервалом между заменами масла

Масла для дизельных двигателей легковых автомобилей и лёгких грузовиков, работающих с увеличенным интервалом между заменами масла, превосходящие по своим характеристикам масла, соответствующие категории B3

B5 энергосберегающие дизельные масла с увеличенным интервалом между заменами

Если ваш , необходимо использовать продукцию с низким содержанием сульфатной золы, в противном случае вы рискуете забить сажевый фильтр и вывести его из строя.

Необходимо искать следующие масла:

C1 наиболее низкое содержание присадок, при сгорании образующих вредную для каталитических нейтрализаторов сульфатную золу (0.5% золы), энергосберегающее масло

C2 среднее содержание сульфатной золы (0.8% золы), энергосберегающее масло для мощных двигателей

C3 среднее содержание сульфатной золы (0.8% золы) менее топливоэффективное масло, с большим уклоном на производительность

Моторное масло - это неотъемлемое составляющее для полноценной работы любого двигателя. Поэтому правильный подбор автомасла и его своевременная замена позволит поддерживать транспортное средство в хорошем состоянии и исключит неожиданные поломки на дороге. Но как же правильно сделать выбор моторного масла, если современный рынок предлагает огромный ассортимент автомасел от самых разных производителей?

Довольно часто водители при выборе автотоваров для своего «железного коня» ориентируются именно на стоимость, чем выше цены - тем лучше качество. Но в данном случае подобный метод выбора неправильный, ведь к каждому автомобиль нужен индивидуальный подход, порой даже самое дорогое автомасло известного производителя из-за несовместимости может стать причиной неправильной работы двигателя.

Виды моторных масел

Первое, что необходимо знать - это виды моторных масел, всего существует их три:

  1. Минеральное - это самое доступное автомасло. Производиться оно путем рафинирование и дистилляции нефти. Такой вид масел имеет в своем составе много различных присадок, быстро теряющих свои первоначальные свойства. Вязкость низкая, что делает его менее популярным.
  2. Синтетическое - это автомасло достаточно устойчиво к температурам, при которых работает двигатель. Также оно намного дольше удерживает свои свойства, в отличие от минерального и достаточно вязкое. Но имеет оно высокую стоимость.
  3. Полусинтетическое - это масло, которое получено путем смешивания вышеуказанных вида. При этом оно имеет все свойства синтетического автомасла, а стоимость его гораздо ниже.

Еще по теме: Выбираем средство для разморозки замков и стекол (антилед)

Следует помнить, что при подборе масла для атотранспорта нужно смотреть не только на его вид, но и на классификацию.

На сегодня имеется большое количество классификаций , поэтому непременно нужно учитывать рекомендации автопроизводителя транспортного средства. Ведь от типа конструкции, режима работы и подобных факторов двигателя и определяется требуемая вязкость смазочных материалов, способно ли будет автомасло одновременно обеспечивать герметизацию поршневой группы и предохранять мотор от перегрева.

Классификация SAE (вязкости)

SAE - это классификация вязкости моторного масла. Имеются три основных вида:

  1. Зимние («W» с цифровым обозначением), где число указывает на придельную температуру, которое выдерживает данное масло. Вычитывать температуру можно, отняв из числа индекса, например: 0W - до -30Сº, 5W - до -25Сº и т. д.
  2. Летнее - оно обозначается только цифровым значением, где число - это максимальная температура для автомасла.
  3. Всесезонное - это комбинированное автомасло, которое указывают следующим образом: SAE 10W-40

Классификация API

API - это классификация по типу двигателя. Подразделяют масла на четыре вида:

  1. Для моторов, работающих на бензине (обозначают буквой «S»);
  2. Для дизельных двигателей «С»;
  3. Для энергосберегающих двигателей «ЕС»;
  4. Универсальное («S/С или С/S, где впередистоящая буква указывает на более подходящий тип двигателя).

Еще по теме: Какие современные аксессуары для машины можно считать самыми полезными?

Еще стоит знать, что в обозначении того или иного вида масла присутствуют две буквы, например: SG, SH, SM и т. п. При этом вторая буква указывает на качество, чем дальше буква стоит в алфавитном порядке, тем качество выше. Также в скобках указывают число, которое означает год выпуска двигателя (это рекомендация по применению). Масла для дизельных двигателей имеют еще цифры 2 и 4 в обозначении - это указание для применения в 2-тактных и 4-тактных двигателях.

Правильно выбираем моторное масло для двигателя автомобиля

, в котором новичок вполне может растеряться. Именно поэтому мы и написали это небольшое руководство, призванное облегчить выбор и помочь подобрать масло, которое идеально подойдёт вашему автомобилю.

Но первое, с чего следует начать — проверить наличие паспорта качества, который свидетельствует, что масло было проверено и соответствует требованиям Американского института нефти (API). Кроме того, на упаковке есть специальная маркировка их двух символов.

Последним стандартом обслуживания API является «SL». SL относится к категории лабораторных и ресурсных испытаний, включая новейшие методики для проверки образования высокотемпературных отложений. В разных странах маркировки и сертификация могут отличаться, поэтому уточните нужное вам обозначение перед покупкой.

Ваша третья задача — выбрать вязкость, подходящую для температур, в которых обычно используется ваш автомобиль (ознакомьтесь с эксплуатационными рекомендациями). И это все. Хотя, не совсем, поскольку это гораздо больше, чем простая теория.

Изучайте основную терминологию, используемую на этикетках


Это ярлыки и штампы, которые вы найдете на любой канистре с моторным маслом от известного производителя. На штемпеле API справа вы узнаете, соответствует ли масло текущему рейтингу SL (C - для дизельных моторов). Он также проинформирует вас о показателе вязкости SAE (Society of Automotive Engineers) и сообщит, прошло ли масло испытание на энергосбережение. Символ звездочки слева указывает, что , необходимые для получения маркировки SL.

Эта старая и популярная аналогия даёт несколько неточное представление о действительности. Кровь транспортирует питательные вещества в клетки, но эта роль отведена воздуху, который обеспечивает сгорание топлива - «питание» - для мотора. Однако без масла, предназначенного для снижения трения и охлаждения постоянно движущихся частей, . Так что масло - важнейший элемент процесса работы вашего автомобиля.

Роли и влияние масла на основные показатели столь велики, что мы ожидаем не меньше, чем улучшенные характеристики мотора, которые можно получить по низкой цене, разумеется.

Теперь необходимо определиться с теми свойствами масла, которые действительно оказывают значимое влияние на механику процесса.


Звучит довольно сложно, поэтому нам была предоставлена возможность провести свои исследования в лаборатории Valvoline в городе Лексингтон, штата Кентукки (США). По завершении эксперимента у нас было масло, которое, по нашим предположениям, было бы идеально подходящим для предстоящей жаркой погоды при короткой поездке по Нью-Йорк Сити.

Это была наша единственная возможность сыграть ученого-самоучку, и полученный опыт дал достаточно самодельного масла для всего одной заправки. Поэтому при следующей нам придется осуществлять выбор из имеющегося ассортимента — как и всем остальным. Но мы думаем, что теперь наш выбор будет наиболее оптимален короткому курсу по приготовлению моторных масел от технического директора Valvoline Томаса Смита. Вот что нам стало понятно.

Вязкость

Вязкость (сопротивление жидкой среды сдвигу) оценивается при 0° по Фаренгейту (обозначается числом, предшествующим «W» (для зимних соротов)) и при 212° по Фаренгейту (обозначается вторым числом в обозначении вязкости). Таким образом, масло 10W-30 имеет меньшее загустевание при холоде и жаре, чем 20W-50. Моторное масло становится более текучим, когда оно нагревается, и сгущается при остывании.

Таким образом, с рационально подобранными добавками, позволяющими ему противостоять истончению рабочего слоя, масло может быть рассчитано на одну вязкость при холоде и на другую - в тёплое время года. Чем устойчивее к истончению, тем выше второе число (например, 10W-40 стабильнее, чем 10W-30), и это хорошо. Благодаря более плотной и толстой плёнке, образуемой на поверхностях движущихся частей, и обеспечивается их максимальная защита.

При пониженных температурах масло должно обладать устойчивостью к загустеванию, чтобы не препятствовать движению . Помимо этого, если масло чрезмерно густое, двигатель затрачивает больше энергии для вращения коленвала, который, размещаясь в поддоне картера. частично погружён в смазку. Излишняя вязкость может затруднить запуск мотора и ухудшить топливную экономичность.

Масло 5 Вт обычно рекомендуется для применения зимой. Тем не менее, синтетические масла могут быть смешаны так, чтобы иметь повышенную текучесть при охлаждении, поэтому они могут проходить испытания, которые соответствуют рейтингу 0 Вт.

Во время работы мотора масло нагревается. Например, второе число в рейтинге вязкости - «40» в 10W-40 говорит нам, что смазка будет оставаться более густой при высоких температурах, чем то же самое масло, но с меньшей величиной второй цифры - «30» в 10W-30, например. Важно использовать только ту марку, которая рекомендована производителем автомобиля.

Почему так много разновидностей моторных масел

Внимательно расмотрев полки в автомагазинах, вы увидите масла, предназначенные для всех видов машин и конкретных целей и условий использования: , новые автомобили, автомобили с более высоким пробегом, сверхмощные или внедорожники. Помимо этого, вы осознаете широту выбора масел по показателю вязкости.

Если вы прочтете руководство пользователя, то узнаете, что именно рекомендует производитель автомобилей для совершенно нового изделия. Руководство может включать ссылку на конкретные марки и бренды, а также советы по их использованию в целях повышения , хотя это всего лишь означает, что предложенная технологическая смазка прошла сравнительные испытания с неким условным образцом.

Это не гарантия эффективности, но большинство ведущих производителей имеют как минимум несколько сортов, которые предназначены для этих целей. Давайте рассмотрим существующие типы.

Выбор между синтетическим и минеральным моторным маслом


Традиционно, в качестве эталонного образца выступает то масло, которое производитель залил в новый автомобиль. Все ведущие бренды имеют один показатель качества — SL, доступный в нескольких вариантах вязкостях. Автопроизводители обычно рекомендуют масло 5W-20 или 5W-30, особенно для пониженных температур, с маслом 10W-30 в качестве дополнительного, особенно для или сезона.

Эти три рейтинга охватывают почти все легкие транспортные средства на дороге. Еще важнее регулярно осуществлять его замену, не забывая про фильтр. Стандартный интервал - 10000 км пробега или 4 месяца. Максимально допустимый интервал — дважды в год. Если ваш автомобиль имеет электронный на комбинации приборов, не игнорируйте его показания.

Полностью синтетическое масло - это смазочная жидкость, изготовленная для высокотехнологичных и высокопроизводительных двигателей, будь-то в Chevy Corvette или . Если данные масла проходят строгие лабораторные и реальные испытания (обозначенные в их маркировке), это означает, что они обладают превосходными, более стабильными характеристиками во всех критических режимах работы, от коэффициента вязкости до защиты от попадания влаги.

Они работают лучше при отрицательных температурах и сохраняют пиковую смазывающую способность в условиях сильной жары и . Так почему же их не следует использовать? Ответ: Эти масла достаточно дороги и могут быть использованы далеко не во всех моделях моторов. На самом деле могут быть определённые свойства, необходиме двигателю вашего автомобиля, которые синтетика обеспечить не в состоянии. Опять же, следуйте инструкциям производителя своего автомобиля.

Полусинтетическое масло - содержит определённое количество синтетического, смешанного с минеральным, и в целом разработано для обеспечения защиты от более тяжелых нагрузок и высоких температур. Обычно это демонстрирует, что они содержат меньше летучих фракций, поэтому и испаряются намного меньше, что сокращает потери масла (и увеличивает экономию горючего). Они популярны у владельцев тяжёлых внедорожников и коммерческого автотранспорта, которым нужна защита при интенсивной эксплуатационной нагрузке. И они намного дешевле, чем синтетика. Конечно, эта разница в цене может быть для владельца и не столь ощутимой, но баланс показателей намного важнее стоимости.

Масло для моторов с большим пробегом. служат гораздо дольше, чем их предшественники, и если вам нравится идея о длительной эксплуатации автомобиля и пробеге, измеряемом шестизначными числами, необходимо выбирать другие марки масел, ориентированные именно для таких целей. Почти две трети автотранспортных средств в мире имеют более чем 120000 км на одометре. Таким образом, нефтеперерабатывающие заводы определили такую ситуацию как область интересов клиентов и выпустили специализированные масла, рекомендуемые для этих автомобилей.

Когда ваш автомобиль или небольшой грузовик или джип несколько старше и имеет реально вы можете заметить следы масляных пятен под ним после стоянки. Примерно в это время вам нужно доливать масло чаще, чем когда автомобиль только покинул автосалон. Уплотнения коленчатого вала могут затвердеть и потерять эластичность, поэтому они протекают (особенно при низких температурах) и могут трескаться.

Масла для больших пробегов содержат дополнительные герметизирующие присадки, которые поступают в поры уплотнений, чтобы восстановить их форму и увеличить эластичность. В подавляющем большинстве случаев резиновые уплотнения рассчитаны таким образом, чтобы набухать в объёме, достаточном . Но нефтеперерабатывающие заводы тщательно подбирают свои «обновляющие» ингредиенты.

Valvoline показал нам данные о производительности одного из «уплотняющих» компонентов, который заставлял набухать большинство материалов уплотнения, но фактически уменьшал этот показатель для резины определённого типа, который имел тенденцию сильно набухать от ингредиентов, обнаруженных в некоторых иных моторных маслах.

Возможно, вы также замечали некоторую потерю производительности и ухудшение в результате износа его деталей при возрастании пробега. Эти масла также имеют определённо повышенную вязкость (даже если данные на канистре не указывают на это, существует достаточно широкий числовой интервал для каждой марки вязкости, а масла больших пробегов находятся в верхней части каждого из них.) У них также может быть больше модификаторов индекса вязкости. Результат?

Они лучше герметизируют зазоры между кольцами и не будут выдавливаться из-за значительного износа подшипника двигателя. Они также могут иметь повышенное содержание присадок. противостоящих износу, чтобы нивелировать процесс потери компрессии.

Если у вас есть старый автомобиль, то все эти функции могут дать вам гораздо больше, чем самая качественная синтетика.

Индекс вязкости

Устойчивость к истончению защитного слоя с ростом температуры получила название индекса вязкости. И хотя более высокое второе число в обозначении марки важнее, масло также должно быть надежным. То есть, оно должен прослужить тысячи километров до следующей замены. Например, масло имеет свойство терять вязкость при сдвиге, скользящее движение между близкорасположенными металлическими поверхностями подвижных частей, таких как подшипники.

Поэтому требуется устойчивость к потерям вязкости (устойчивость к сдвигу), чтобы масло сохраняло смазывающую пленку между этими деталями.

В отличие от , 95 процентов которых формируется одним базовым химикатом (обычно этиленгликолем), моторное масло нефтяного типа содержит смесь нескольких различных типов базового масла, несколько более дорогостоящих, чем другие.

Обычно выбирают из пяти групп, каждая из которых производится по-разному и обладает различной вязкостью. Более дорогостоящие группы требуют более сложного производственного процесса, в некоторых случаях — методами, производящими смазку, которая может быть причислена к классу синтетики. Так называемая полная синтетика включает с себя химические компоненты, которые могут быть получены перегонкой нефти, но они настолько изменены, что больше не считаются природным маслом.

Наша обычная смесь содержала 10% полиальфаолефинов (ПАО) — типа химического вещества, которое часто является основным ингредиентом в полной синтетике.

Количество базового масла в любом составе находится в интервале от 70 до 95 процентов смеси, оставшаяся часть представляет собой присадки или добавки. Значит ли это, что масло с 70% лучше, чем 95%? Нет, потому что некоторые базовые масла имеют естественные характеристики или те, которые появляются при их переработке, что уменьшает или устраняет потребность в добавках. И хотя некоторые компоненты вносят важный вклад в смазывающую способность, сами по себе не обязательно обладают хорошими реологическими свойствами.

Ингредиенты в смеси присадок отличаются по стоимости, как уже было сказано, но цена — всего лишь один фактор. Некоторые работают лучше в строго определённых сочетаниях базовых масел, а некоторые из менее дорогостоящих базовых являются хорошим выбором для смазки из-за того, как они работают с популярными присадками. В итоге каждое масло для двигателя имеет строго утверждённый рецепт. Переработчики определяют список задач, основанных на запросах своих клиентов (например, автопроизводителей) и формулируют масло для достижения этих целей, насколько это возможно.

Теперь ясно, что когда масло истончается при нагреве, происходит , но это только один из факторов. Важно также, чтобы масло не образовывало слишком толстую плёнку. Использование премиальных базовых масел для низкой летучести - для предотвращения испарения - это один из подходов. Испарение базовой масляной плёнки не только увеличивает потребление масла, но и приводит к росту его плотности (что снижает расход топлива).

Добавки в масле

Использование добавок — еще один подход к улучшению и поддержанию стабильности характеристик масла. Высокие температуры двигателя сочетаются с влажностью, побочными продуктами сгорания (включая несгоревший бензин), ржавчиной, коррозией, частицами износа металла и кислородом, что приводит к формированию .

Добавки не только способствуют поддержанию хорошей смазывающей способности, но также помогают минимизировать осадок и нагар, а также любой ущерб от их образования.

. Оптимизаторы индекса вязкости : уменьшают склонность масла к утончению слоя с повышением температуры.

. Очижающие компоненты: в отличие от бытового типа, они не очищают поверхности двигателя. Они удаляют некоторые отложения, в основном твердые вещества. Но их первоначальная цель — поддерживать чистоту поверхностей, препятствуя образованию высокотемпературных отложений, ржавчины и коррозии.

. Диспергаторы: дезагрегируют твердые частицы, удерживая их в растворе, препятствуя их агрегации, образованию осадка или нагара. Некоторые присадки или добавки работают как в качестве детергентов, так и в диспергаторах.

. Противоизносные средства: возможны ситуации, когда смазочная пленка теряет сплошность, поэтому противоизносные реагенты должны обеспечить защиту металлических поверхностей. Соединение цинка и фосфора, называемое ZDDP, является давно используемым лидером наряду с другими соединениями, например фосфора и серы. Вы должны знать, что ZDDP состоят из диалкилдитиофосфат цинка.

. Модификаторы трения: это не то же самое, что противоизносные средства. Они уменьшают трение двигателя и таким образом могут улучшить показатель экономичности. Используются графит, молибден и другие соединения.

. Депрессанты температуры застывания: только потому, что вязкость при 0° по Фаренгейту низкая, это не означает, что масло будет легко течь при отрицательных температурах. Масло содержит частицы воска, которые могут застывать и уменьшать скольжение, поэтому эти добавки используются для предотвращения данного явления.

. Антиоксиданты: при повышении температуры двигателя для лучшего контроля за выбросами антиоксиданты используются для предотвращения окисления (и, следовательно, утолщения) масла. Ряд присадок, которые выполняют другие функции, также служат этой цели, такие как противоизносные средства.

. Ингибиторы пены: коленчатый вал, взбивая масло в поддоне картера, вызывает вспенивание. Масляная пена не так эффективна, как жидкость, поэтому используются ингибиторы для разрушения пузырьков пены.

. Ингибиторы коррозии: защищают металлические детали от кислот и влаги.

Больше — не значит лучше


Вы не можете добавив больше добавок. На самом деле, вы можете ухудшить ситуацию. Например, соединения серы имеют противоизносные, антиокислительные характеристики, но они могут повысить расход топлива и повлиять на работу каталитического нейтрализатора.

Излишне большая концентрация конкретного омывающего средства может повлиять на противоизносное равновесие. Слишком большая доля конкретного химиката может повлиять на эффективность и ухудшить показатель расхода топлива. Противоизносные и фрикционно-восстановительные добавки также могут содержать ингредиенты (такие как сера), которые могут повлиять на характеристики катализатора.

На нефтяную промышленность оказывается сильное давление, заключающееся в законодательном ограничении использования соединений серы в масле или бензине. Это обусловлено ужесточающимися требованиями экологов, сопротивление производителей при этом оправдывается не только стремлением избежать дорогостоящей модернизации
производства, но и тем, что моторное масло - тонко сбалансированный продукт, исключение одного компонента из которого приведёт к серьёзным последствиям и объективным сложностям.

Если кратко, то использовать можно только моторные масла, которые рекомендованы производителем автомобиля. Эти сведения содержатся в инструкции по эксплуатации. Самые важные параметры - группа вязкости и класс качества масла. Любые рекомендации масленщиков носят характер вторичных.

Вязкость и цифры

О вязкости масла говорят самые заметные цифры на канистре или банке - это классификация вязкости по SAE. Два числа, разделенных буквой W, обозначают, что масло всесезонное. Именно всесезонные чаще всего и выпускают.

Первые цифры указывают на минимальную отрицательную температуру, при которой двигатель можно провернуть. Например, у масла 0W‑40 нижний температурный порог равен -35ºС, а у 15W‑40 он составляет -20ºС. Число после дефиса говорит о допустимом диапазоне изменения вязкости масла при 100ºС. Так, для «тридцатки» вязкость может меняться в диапазоне от 9,3 до 12,5 сСт (сантистокс - единица измерения вязкости), для «сороковки» - от 12,5 до 16,3 сСт. Если производитель допускает вилку параметров (например, 5W‑30 или 5W‑40), то для новых машин лучше брать 5W‑30: немножко выиграем в расходе топлива. А для пожилых - 5W‑40. Почему так? У новых двигателей нет износа, все зазоры минимальны, поэтому подшипники нормально работают и при меньшей вязкости. А вот при больших износах несущую способность компенсируют ростом вязкости.

Качество и буквы

Часто отечественные масла известных марок выглядят на уровне иностранных брендов - ведь при их производстве используют современные базовые масла и пакеты присадок. К сожалению, наиболее распространенные марки чаще подделывают. Не слишком раскрученные, но заведомо качественные бренды в этом плане надежнее.

Как там у Жванецкого насчет трудностей выбора? «По пять очень большие, но вчера. А сегодня по три, но маленькие». С моторным маслом так же. Дорогущая импортная синтетика, которая обещает продержаться 15 000 км, или доступное российское масло, которое меняют вдвое чаще, - вот выбор !

Сугубо денежный вопрос пока отложим в сторону. Сейчас нас интересует исключительно здоровье мотора, а потому сравним уровни загрязнений, проконтролируем износ и оценим экономию топлива.

Ограничим выбор

Мы не собираемся сравнивать топовую суперсинтетику с самой дешевой минералкой, цены на которые различаются порой в двадцать раз. Нам интересны те масла, которые вполне можно рекомендовать для одного и того же мотора. Обязаны совпадать классы вязкости по SAE - и мы возьмем наиболее распространенный класс 5W‑40. Должны совпадать и категории качества. Современные дорогие синтетики не опускаются ниже уровня SN/CF по классификации API (А3/В4 по ACEA) - вот на нем и остановимся. Производитель автомобиля обычно не оговаривает тип масла, но сравнивать синтетику с минералкой как-то неловко.

В итоге мы выбрали два синтетических масла - европейское ценой 1950 рублей за четырехлитровую канистру и российское: 940 рублей за такую же емкость. Европейского взяли одну канистру, а российского - две, поскольку его придется поменять через 7500 км.

О методике

Мотор ВАЗ‑21126 на дорогом и на дешевом маслах работал в полностью эквивалентных условиях - в одних и тех же режимах, на одном и том же бензине, при одной и той же температуре наружного воздуха. Количество моточасов в обоих случаях эквивалентно 15 000 км пробега. Причем российское масло на середине «дистанции» заменили свежим.

Изучали динамику изменения параметров двигателя (мощность, экономичность и токсичность отработавших газов), периодически отбирали пробы, чтобы исследовать темп старения масла и накопления продуктов износа. По окончании испытаний вскрыли мотор и оценили по цветовой шкале отложения после работы на том или ином масле. До и после испытаний взвесили поршневые кольца и вкладыши подшипников коленчатого вала, чтобы оценить скорость износа основных узлов трения.

Что увидели

Дорогое масло за полный тестовый цикл не потеряло работоспособности, хотя параметры заметно просели - как у масла, так и у двигателя. Расход топлива к моменту окончания испытаний подрос на 3–4% по сравнению с начальной стадией; на 2,5% упала мощность. За 15 000 км условного пробега на угар ушло чуть меньше литра масла из залитых изначально четырех. То есть режим «от смены до смены без доливки» был выдержан.

При работе на бюджетном масле двигатель изначально показал чуть больший расход топлива (+ 1,5%), чем на европейском. Очевидно, что это следствие более высокой вязкости, не выходящей, тем не менее, за пределы допуска по SAE для масел этого класса. Это дало небольшое (практически в пределах погрешности), но устойчивое увеличение мощности (чуть меньше 1%). У бюджетного масла вполне ожидаемо оказалась более высокая динамика старения. За половину цикла испытаний (7500 км) расход топлива увеличился на 2,1% (при работе на дорогом - на 1,5%). Вторую половину испытаний, после замены масла , двигатель отработал практически так же - разница между итоговыми замерами на 7500 и 15 000 км лежит в пределах погрешности измерений. В итоге двигатель на двух заливках бюджетного масла отработал экономичнее, чем на одной заливке дорогого: разница в пользу отечественного продукта составила 1,1–3,0%, в зависимости от режима работы (в среднем -1,5%).

Анализ основных физико-химических параметров масел , характеризующих темп их старения, подтвердил результаты моторных тестов. Для дорогого масла по окончании «забега» (15 000 км) вязкость увеличилась на 11%, щелочное число снизилось на 30%, однако показатели за пределы браковочных не вышли. У недорогого масла после 7500 км рост вязкости составил 3,5% (первая заливка) и 5,8% (вторая заливка), причем у пробы со второй половины «пробега» темп старения оказался выше: сказалось загрязнение свежего масла остатками отработавшего, которые не слились при замене. Щелочное число село на 13–15% относительно начального значения - кстати, более высокого (это хорошо для тяжелых российских условий), чем у дорогого масла европейского производства.

А теперь оценим итог в деньгах. Одна канистра дорогого европейского масла, один фильтр плюс стоимость замены масла - это около 2350 рублей. Две емкости бюджетного, два фильтра, две замены - это 2680 рублей. Если же работу не учитывать (то есть менять масло самостоятельно), расходы сравняются - 2050 и 2080 рублей соответственно. А если принять во внимание разницу в расходе топлива? На отечественном масле мотор был на 1,5% экономичнее, а за каждый цикл испытаний съедал около тысячи литров «девяносто пятого». Если принять цену равной 38 рубликам за литр, получится 570 рублей экономии. Не так уж много, но баланс качнулся в сторону более частой замены масла.

Впрочем, выигрыш на топливе не самое главное. Важнее самочувствие мотора . Критериев оценки три: надежность работы (отсутствие отказов благодаря применению подходящего масла), чистота поверхностей, износ.

Надежность работы - полная. Никаких отказов в ходе испытаний зафиксировано не было, аварийной доливки масла не потребовалось. Впрочем, от масел группы качества SN другого мы не ожидали. Уровень высокотемпературных отложений в обоих случаях был практически одинаковым. Очевидно, что не проиграть европейскому маслу с более высоким качеством российское смогло благодаря вдвое меньшему интервалу замены. Да и начальное (равно как и конечное) щелочное число у нашего масла выше, а это один из косвенных показателей моющей способности. Что касается низкотемпературных отложений на поверхностях клапанного механизма и масляного поддона, европейский продукт отработал чуть лучше. Тут всё очевидно: в нем использовано более качественное базовое масло. Впрочем, разница близка к погрешности метода испытаний.

А вот при оценке степени износа мы обнаружили явный эффект от промежуточной замены масла. Это особенно заметно по поршневым кольцам (а значит, и по цилиндрам). Накопившаяся в масле грязь, особенно металлические частицы, содранные с поверхности деталей, работает как абразив, и никакие противоизносные присадки самого высококачественного масла с этой бедой не справляются. Поможет только своевременное удаление абразива из мотора - при смене масла. Точный пересчет в рубли в части износа мотора сделать невозможно. Но чаша весов всё больше склоняется в пользу уменьшения межсервисного интервала.

По три или по пять?

Итак, наш эксперимент вполне доказал целесообразность использования двух отечественных банок (THK Magnum Ultratec, Sintoil Platinum, ЛУКОЙЛ Люкс) вместо одной европейской (Shell Helix Ultra, Castrol Edge, Mobil Super 3000) - подтверждено и кошельком, и самочувствием мотора.

Конечно, можно сократить интервал замены масла, используя всегда только дорогой импортный продукт, - пользы для мотора будет больше. Но о разумной экономии тоже нельзя забывать.

Кроме того, мы проводили тесты в идеальных условиях лаборатории - в тепле, чистоте, на проверенном бензине. А как показывает практика (и наши предыдущие изыскания в ЗР, 2015, № 11), даже дорогая синтетика далеко не всегда выдерживает пресловутые 15 000 км пробега. Большинство масленщиков считает российские условия работы чуть ли не экстремальными. При этом всё происходящее с моторным маслом напоминает процесс износа любой технической системы: до какой-то наработки старение почти незаметно, а потом его темп резко растет. В технике такое состояние называют катастрофическим износом - и для масла действует то же правило. Важно сменить масло до наступления этого критического момента.

Итак, даже «крутое» масло, сдавшись, наносит ущерб мотору. А чтобы оградить себя от неприятностей, нужно чаще его заменять. Если нет возможности часто покупать дорогой продукт, то заведомо качественное доступное масло при условии более частой его замены полезнее для мотора.