Грязное масло в двигателе. Изменение консистенции и цвета моторного масла: причины и способы устранения последствий. О чем говорит потемнение смазочной жидкости

Любой автомобилист прекрасно знает о том, что для продолжительной и бесперебойной работы двигателя важно периодически менять моторное масло. Если оно стало темного цвета, то пришло время заменить его на новое. Профессионалы рекомендуют выполнять замену сразу после того, как будет падать в моторе давление или загораться чек. При возникновении серьезных проблем с моторным маслом, двигатель может просто не завестись. Если вы не хотите, чтобы масло в двигателе стало черного цвета, отнеситесь серьезно к тем рекомендациям, которые дают автопроизводители. Инженерами были рассчитаны оптимальные интервалы выполнения замены, в среднем они составляют 5000-15000 км пробега.

Совет! Нет смысла тратить деньги на замену в автомобиле с небольшим пробегом, ведь на качество работы мотора это никак не повлияет, а вот лишние материальные проблемы вам гарантирует.

Если через 20-30 км после замены, нормальный цвет масла в двигателе пропадает, появляется черный цвет, то сразу обращайтесь в автосервис.

Почему чернеет после смены

Подобное явление возможно в том случае, когда при замене старого состава, вы его слили не полностью.

Внимание! Даже при тщательном сливе отработанной смеси, высока вероятность того, что 1- 2 литра вещества все-таки останутся в двигателе.

Часть специалистов советует проводить вакуумный слив масла, чтобы максимально удалить старое из автомобильного двигателя. Подобная технология дает возможность максимально вытягивать отработанный состав с узлов, недоступных для стандартного слива, но стопроцентного удаления смеси все-таки нет.

Внимание! Проводить замену отработки с помощью экспресс метода вакуумным насосом, желательно через 5000-15000 км пробега, это обеспечит полное обновление моторного состава.

Оптимальным вариантом обновления масла считается чередование нескольких способов слива. Алгоритм замены представлен в следующем видео:

Чтобы цвет масла в дизельном двигателе не менялся, его замена выполняется путем стандартного слива. Для этого автомобиль ставят на подъемник, отработку удаляют в специальную емкость и после очистки двигателя заливают новое.

Кроме того, масло в двигателе приобретает цвет серой сметаны при наличии грязного фильтра, если его не поменяли своевременно. Производители современных фильтров оснастили их специальными клапанами, благодаря чему можно избавиться от проблемы недостаточного поступления вещества к мотору даже при забитом фильтре. Подобная ситуация не вызывает негативных последствий для самого мотора, но замена фильтра все-таки необходима. Если вы обнаружите на грязном щупе черную смесь, нужно протереть его ветошью, затем выполнить повторную проверку. Если давление будет полностью соответствовать нормативам, и цвет не изменится, следовательно, причин для тревоги нет.

Среди ситуаций, связанных с изменением цвета на черный или серый цвет, отметим:


Совет! Попробуйте залить в двигатель специальное чистящее средство, провести с его помощью чистку автомобильного двигателя. Подобный состав используйте аккуратно, иначе могут быть разъедены прокладки двигателя, будет падать в движке давление, либо мотор вообще не будет работать.

Профилактика

Для того, чтобы масло сохраняло медово-коричневый цвет, важно в полном объеме соблюдать все инструкции производителя автомобиля: контролировать давление, менять своевременно старое масло на новое. Черный цвет характерен для автомобилей, часто попадающих в «пробку», замену их владельцам приходится проводить гораздо чаще. При выявлении проблем, сразу проводите полную диагностику, иначе передвижение на машине будет опасно.

Черное масло в двигателе

Черное масло в двигателе у многих автолюбителей вызывает полную панику. Они предъявляют претензии по поводу качества средства мастерам сервисных центров и продавцам. На самом деле его цвет может меняться по разным причинам. Каковы же основные причины почернения? Современное масло в двигателе коричневого цвета может быть из-за специальных присадок, позволяющих снижать трение и менять температурные характеристики.

Например, масло в двигателе цвета кофе с молоком может быть из-за применения щелочи . Данное едкое химическое вещество вводится для нейтрализации кислоты, а также для того, чтобы не появлялись отложения (нагар, грязь) в двигателе.

Есть и специальные присадки, которые повышают качество масла. Без них возникает «масляное голодание», нарушается температурный режим функционирования мотора, происходит его перегрев, засоряются масляные каналы, нарушается работа распределительного вала, неправильно проворачиваются вкладыши. При продолжительном использовании состава с повышенным содержанием щелочи, оно может стать белого цвета. Если в процессе эксплуатации оно темнеет, это считается нормой. Профессионалы говорят, что, если после длительного использования, моторная смесь остается прозрачным - это плохо. В качестве основных проблем они выделяют недостаточное количество масла, что может привести к быстрому износу деталей автомобильного движка.

Заключение

В моторе движение масла осуществляется по кругу. С помощью насоса происходит закачивание смеси из картера, затем его прогонка по всем масляным каналам. Оно должно по мере своего передвижения смазывать все детали автомобильного движка, излишки оседают, угар постепенно выводится из двигателя. Поэтому, отвечая на вопрос, какого цвета должно быть масло в двигателе, отметим, что постепенное его потемнение считается нормой.

Не стоит забывать и о том, что при работе двигателя масло подогревается до температуры 120 градусов, в результате чего возникает смазывающий эффект, сопровождающийся его потемнением. Если же вещество становится похоже на мазут, после вытирания щупа остаются черные разводы, то в движке идет его горение. Причиной подобного явления часто становится износ поршневой системы. Все избытки топлива, которые не сгорели в цилиндрах, попадают в масло. Оно меняет свой состав, цвет, становится непригодным для применения. В таких ситуациях, изменение цвета моторной смеси - тревожный сигнал. Происходит снижение силовых характеристик мотора, увеличивается расход топлива. Если масло было подобрано неправильно (без учета вязкости), возможен постоянный перегрев движка.

Темнеет масло , значит что-то не так, думают некоторые автовладельцы. Но так ли это на самом деле? Ведь одно дело когда оно быстро почернело после замены (еще почти свежее), а другое если через пару тысяч километров пробега.

Причин, почему так случилось, существует несколько - некачественная смазываемая жидкость, грязное состояние двигателя, долгий пробег машины без замены, переход на более качественное масло, перегрев, даже из-за плохого топлива может быть. Как понять когда быстро темнеет моторное масло это хорошо, а когда плохо? Ведь не всегда это негативное следствие и нужно переживать. Тогда обязательно обращайте внимание на дополнительные факторы и .

Постепенное старение и потемнение - естественный процесс . Поэтому основная задача автолюбителя - разобраться, вызвано потемнение положительными или отрицательными факторами.

Темнеет масло - это нормально

Так почему темнеет масло в двигателе автомобиля? Это нормально или нет? Процесс почернения связан с тем, что среди прочих функций смазывающей жидкости есть и чистящая. В процессе эксплуатации мотора происходит сгорание топлива с появлением сложных химических соединений, состав которых во многом зависит от типа и качества топлива, но они всегда вредны для мотора. Эти остатки находятся непосредственно в двигателе (на стенках цилиндров, поршнях, кольцах и так далее).

Одна из задач масла - вычищать эти отложения с поверхности перечисленных деталей и поддерживать их в своем составе, не давая отложиться в двигателе. То есть, остатки сгорания топлива переходят в состав моторного масла, а это приводит к его естественному потемнению .

Темное масло в АКПП появляется по аналогичным причинам - вследствие очистки деталей коробки, в частности, из-за износа фрикционов. Причем, ATF имеет высокие моющие способности, поэтому и быстро темнеет. Плюс степень потемнения зависит от пробега и используемой ранее смазывающей жидкости.

Обратите внимание на разницу используемого топлива и степень потемнения моторного масла в двигателе. При сгорании дизельного топлива образуются более темные выхлопные газы, аналогично образуются и более черные отложения в двигателе. А значит, масло темнеет быстрее. Что касается двигателей, работающих на газе (метан, пропан, бутан), то тут обратная ситуация. Из-за химического состава в газе меньше грязевых отложений (как в нефтепродуктах), поэтому они выдают гораздо более чистые выхлопные газы. Соответственно, моторное масло в данном случае будет более чистым. И тогда наоборот, те кто знают что оно должно менять свой цвет, будут интересоваться почему масло не темнеет. При традиционном использовании бензина, состояние моторного масла будет где-то посередине между дизелем и газом.

Масла, рассчитанные для работы двигателя на газу темнеют не так быстро, и там возможна ситуация, когда масло будет не очень темным вплоть до замены.

Очередной немаловажный вопрос в данном контексте - через сколько километров пробега должно темнеть масло . Если масло темнеет быстро (почти сразу после его замены или при коротком пробеге) - это повод выполнить диагностику и поиск причин, о которых речь пойдет далее. Если же масло темнеет естественно, приблизительно к двум-трем тысячам километров пробега - это, скорее всего, естественный процесс потемнения, и если нет дополнительных симптомов неисправности двигателя (он стабильно работает, не ), то причин для беспокойства нет.

Причины, почему темнеет масло

Использование более качественного масла

Когда в картере находится более качественное масло, чем использовалось до этого, оно начнет быстрее темнеть, ведь оно реально начало и чистить, а не только смазывать. Известно, что у разных производителей составы могут отличатся не только , но и количеством моющих присадок (не говоря уже и про разные типы) Поэтому если была произведена замена, то в качественном масле будет находиться больше вымытых отложений (а значит, оно будет темнее), чем в том, что было ранее.

На таком масле можно ездить, однако нужно внимательно следить за его состоянием с помощью щупа. Если оно по виду однородно вязкое и однородно грязное - значит, процесс очистки идет нормально. Однако выполнить замену смазывающей жидкости имеет смысл немного раньше, чем это положено по регламенту.

Естественное потемнение

То есть, использование действительно качественного масла. Как было описано выше, если масло потемнело не скачкообразно, а меняет свой цвет постепенно - значит, все в порядке, и оно просто выполняет свою работу по очистке элементов двигателя от продуктов нагара и окисления, и при этом держит их во взвеси (в перемещаемом объеме).

Своевременная замена масла обеспечивает надежную защиту элементов двигателя от трения, перегрева, чрезмерного износа. А в долгосрочной перспективе препятствует «масложору».

Более-менее качественное масло становится почти черным (но не густым) приблизительно к 2…3 тысячам километров пробега. Если масло не очень качественное, то оно почернеет где-то к 800…1000 километров пробега или же наоборот даже после 3 тыс км будет оставаться светлым (когда не имеет чистящих свойств). Это справедливо для бензиновых двигателей. Что касается дизелей, то у них масло чернеет приблизительно в два раза быстрее, то есть, на некоторых моторах оно может быть темным уже при пробеге в тысячу километров.

Еще один интересный факт заключается в том, что масло в двигателе будет темнеть быстрее в случае, если силовой агрегат недавно прошел капитальный ремонт. В данном случае потемнение вызвано большим количеством металлической стружки, образующейся в результате взаимодействия трущихся пар. После «капиталки» рекомендуется менять масло раньше положенного по регламенту срока.

Высокое значение зольности и малое TBN

Моторного масла - это показатель для определения присадок, в состав которых входят органические соединения металлов (в частности, входящих в их состав солей цинка, калия, магния, кальция, бария, натрия и других элементов). Простыми словами, этот показатель характеризует количество несгораемых элементов при угаре и моющие способности масла. Сульфатная зольность в данном контексте интересна тем, что она прямо пропорциональна щелочному числу (TBN).

Зачастую в эксплуатационных характеристиках масел (на канистрах или в описании в магазине) можно найти информацию о значении сульфатной зольности и/или щелочного числа. И вот чем они выше - тем более высокими моющими способностями обладает смазывающая жидкость, а значит, и более темным масло будет в процессе эксплуатации . И наоборот, чем эти значения ниже - тем оно будет прозрачнее.

Поэтому причиной потемнения масла может быть и высокое значение зольности. Но эти значения выбираются и рекомендуются автопроизводителем для конкретного мотора. Обратите внимание, что масла с низким щелочным числом требуют более частой замены, приблизительно через каждые 6…7 тысяч километров пробега. Они очень чувствительны к качеству топлива и быстрее теряют свои свойства.

Теперь перейдем к негативным причинам , то есть, таким, от которых стоит избавляться.

Подделка

В картер залито поддельное масло. К сожалению, в настоящее время эта проблема весьма актуальна, ведь практически на все популярные марки масел подпольно выпускают подделки. Естественно, что их продукция имеет очень плохое качество, не выполняет возложенных на нее функций, и в том числе, быстро темнеет. Такое масло нужно как можно быстрее заменить на оригинальное. Желательно предварительно промыв двигатель.

Сюда же можно отнести и случай, когда автовладелец покупает некачественное масло какой-то малоизвестной торговой марки по низкой или средней цене. Такие составы зачастую имеют невысокие эксплуатационные характеристики, и как следствие, быстро теряют их, что выражается, в том числе, и в их быстром потемнении.

Попадание продуктов сгорания в масло

В этом случае масло начинает быстро окисляться, теряет свои эксплуатационные свойства, и в том числе, меняет свой цвет на более темный. Основная причина здесь - разгерметизация, а она, в свою очередь, может быть вызвана разными причинами - пробитием прокладки головки блока цилиндров, повреждением маслосъемных колец и так далее. Также в масло может попадать бензин, он разжижает его и меняет его цвет. Если имеет место ослабленность маслосъемных колец поршня, то возникает ситуация, когда масло, оставаясь на стенках цилиндров, сгорает вместе с топливом. В этом случае масло также будет чернеть. Как правило, при этом наблюдается чрезмерный расход смазывающей жидкости.

В любом случае нужно выполнить ревизию двигателя самостоятельно или обратиться за помощью в автосервис. Если имеет место неисправность движка, то в рамках данной статьи невозможно однозначно ответить на вопрос, почему темнеет масло в моторе.

Попадание картерных газов обратно в двигатель

При неисправной системе вентиляции картерных газов последние могут попасть опять в двигатель и иметь контакт со смазывающей жидкостью. Из-за этого она быстрее окисляется, теряет свои эксплуатационные свойства и темнеет. И чем больше газов попадает в двигатель - тем быстрее происходит упомянутый процесс.

Некачественное топливо

Поскольку основной причиной потемнения масла является продукты сжигания бензина/солярки, то состав топлива в данном случае очень важен. Чем чище топливо (выполнено по более высокому стандарту, не имеет дополнительных примесей), тем менее темными будут продукты его сгорания, а значит, и менее темным будет моторное масло. Поэтому старайтесь заливать в бак хорошее топливо, это не только повысит мощность двигателя, но и убережет его от чрезмерного износа, а также повысит ресурс моторного масла.

Существует мнение, что в странах СНГ много примесей имеет только солярка, однако на самом деле это не так. Бензин также повсеместно некачественный. Убедиться в этом можно, просто воспламенив его и посмотрев на цвет исходящего дыма.

Перегрев масла

Если двигатель долго или постоянно работает в тяжелых условиях (при высокой окружающей температуре, при плохой вентиляции, при высоких оборотах/нагрузках), то его температура естественным образом будет очень высока. И как следствие, используемого масла тоже. В таких условиях смазывающая жидкость будет буквально «поджариваться» и чернеть. И это тем более актуально, чем, во-первых, старее масло (был совершен большой пробег на нем), а во-вторых, ниже его уровень в картере.

В самых худших случаях смазывающая жидкость может превратиться в тяжелых условиях в некое подобие мазута, а это может привести к очень печальным последствиям вплоть до капитального ремонта двигателя. Поэтому нужно стараться не эксплуатировать двигатель постоянно при критических нагрузках, либо же выбирать масла с соответствующими эксплуатационными характеристиками (вязкость, допуски и так далее). Кстати, неправильный выбор (очень густое или наоборот очень жидкое) также зачастую может привести к перегреву двигателя в целом и масла в частности.

Итог

Если масло темнеет постепенно, и при этом двигатель работает в штатном режиме - причин волноваться нет. В нормальных условиях масла темнеет приблизительно через две тысячи километров пробега. Потом оно начинает чернеть и густеть. Если же смазывающая жидкость приобрела темный оттенок очень быстро (через пробег в 300…500, может, до тысячи километров пробега для бензинового движка, в некоторых случаях может даже сразу после замены), то это повод задуматься и выполнить диагностику двигателя. Если ваша машина ездит на газе - то масло обычно прозрачное даже при значительном пробеге (однако менять его нужно все равно по регламенту, несмотря на прозрачность).

Что делать если темнеет масло в двигателе

Ответ на вопрос «что делать?» зависит от причины потемнения. Перечислим общие рекомендации на основании упомянутых выше причин и методы профилактики этого явления. То есть, какие действия предпринять чтобы потемнение было естественным, а не “патологией”.

Первое . Покупать оригинальное качественное моторное масло. связан с учетом большого количества факторов. Старайтесь делать покупки в проверенных магазинах. В настоящее время набирает обороты тенденция, когда популярные производители смазывающих жидкостей защищают свою продукцию в режиме онлайн. То есть, подлинность канистры с маслом можно проверить с помощью смартфона, подключенного к интернету.

Второе . Регулярно следить за состоянием двигателя вашего автомобиля. Контролировать функционирование элементов цилиндро-поршневой группы, маслосъемных колец, прокладок, сальников, одним словом, не допускать смешивания топлива и масла в нем.

Третье . Регулярно . В идеале нужно это делать в соответствии с рекомендациями автопроизводителя. Обычно указывается соответствующее значение в 10…15 тысяч километров пробега. Однако в данном случае лучше судить по моточасам . Приблизительно через 250…300 часов работы двигателя присадка, отвечающая за содержание в себе темных осадков, перестает работать, и отложения начинают оседать внутри. Если при проверке состояния смазывающей жидкости было обнаружено, что в ее составе есть нагар и/или твердые частички, то лучше выполнить замену как можно быстрее. В некоторых случаях имеет смысл промыть двигатель специальными составами. Как показывает практика, при неспешной езде в мегаполисе (особенно при многочисленных пробках) менять масло имеет смысл уже при 7…9 тысячах километров пробега.

Четвертое . Постоянно проверять уровень масла в картере двигателя с помощью щупа, не допускать падения его значения ниже отметки MIN (но и также вреден). Аналогично при активизации на приборной панели сигнальной лампы о снижении давления масла, нужно не откладывая проверить его уровень и при необходимости долить смазывающую жидкость.

Пятое . Пользоваться тем маслом, которое предписал производитель автомобиля. Это касается как значений вязкости, так и других эксплуатационных характеристик, в частности, допуски автопроизводителя, стандарты по API, ACEA и так далее.

Шестое . При переходе на более качественное масло (с большим количеством, в том числе, моющих присадок) имеет смысл воспользоваться промывкой двигателя. Однако этого не рекомендуется делать, если двигатель имеет большой пробег и в нем постоянно использовалось не очень качественное масло. В этом случае существует риск, что моющие присадки новой смазывающей жидкости удалят накоксование с различных мест выработки трущихся деталей и/или микротрещин масляной системы, а это приведет к ее разгерметизации, утечке масла и падении компрессии.

Двигатель с большим пробегом может убить не только промывка, но и применение масла с большим количеством моющих присадок , особенно если до этого была залита некачественная смазывающая жидкость.

Седьмое . Вовремя меняйте масляный фильтр. Его обязательная замена выполняется при смене масла. Однако на многих машинах регламентом предписано менять соответствующий фильтр гораздо чаще. Ознакомьтесь с этой информацией в мануале вашей машины и следуйте приведенным там рекомендациям.

Восьмое . Старайтесь заливать в бак хорошее топливо, то есть, заправляться на проверенных заправках, и наоборот, не заливать в машину всякий суррогат, который зачастую можно встретить в продаже по низким ценам.

Девятое . Не эксплуатируйте двигатель при чрезмерных нагрузках и/или больших оборотах. Если нужно пользоваться машиной при большой температуре окружающего воздуха - необходимо обеспечить нормальную работу системы вентиляции мотора, а также подобрать масло с соответствующими характеристиками (вязкость и температурные допуски).

Десятое . Постоянно следите за исправным состоянием системы вентиляции картерных газов. Не допускайте их попадания обратно в двигатель. При возникновении подозрений о соответствующей неисправности нужно сразу же выполнить ревизию, а при необходимости - ремонт.

После технического обслуживания многие владельцы не понимают почему масло в двигателе быстро чернеет после замены. Стоит предупредить, что пугаться этого не нужно, поскольку это естественный процесс. Черное масло в двигателе означает правильную работу смазки. Темнее его делают нагар и прочие загрязнения двигателя, которые появляются при его работе. Однако чернеть оно должно постепенно, если этот процесс происходит слишком быстро, стоит задуматься над его причинами.

Быстро темнеет масло в двигателе возможно это норма

Масло должно присутствовать в достаточном количестве в любом двигателе вне зависимости от того, дизельный он или бензиновый. Для каждого силового агрегата рассчитано необходимое количество жидкости, меньше которого опускаться нельзя, так как это может существенно навредить системе.

Достаточное количество обеспечивает не только скольжение деталей, снижая сопротивление между ними, но и избавляет механизм от загрязнений в виде стружки, нагара, прочих элементов. Масло состоит из основы и присадок. Каждая из присадок выполняет определенную роль, а так же каждый продукт содержит определенное количество щелочи. Именно благодаря щелочи происходит работа жидкости.Чернеет масло в двигателе из-за того что присутствующая в нем щелочь работает. Основной задачей данного вещества является нейтрализация кислот, борьба с грязью и нагаром, которые могут приставать к стенкам цилиндров, других частей мотора. Из-за постоянного воздействия этих веществ, которые масло принимает в себя, со временем происходит потемнение жидкости. Если цвет не меняется, притом что вы часто пользуетесь автомобилем, значит, масло недостаточно высокого качества и плохо выполняет свою работу, не оказывая нужного эффекта. Если масло не начинает темнеть со временем, можно сделать вывод о его бесполезности. Скорее всего, это подделка, которая не включает нужных для очистки присадок, не способная впитывать грязь.

Если отложения не выводить из узлов транспортного средства, они быстро износятся и придут в негодность. Чаще всего выведение грязи не происходит потому, что основа содержит недостаточное количество щелочи. Если, наоборот, быстро чернеет масло в двигателе, это свидетельствует о большом количестве вещества в основе жидкости. Это масло более правильное, оно поможет избежать следующего:

  • Масляное голодание, когда жидкость не может омывать все движущиеся части мотора, так как они забиты шлаком.Нарушение температурного режима. При малом количестве масла или недостаточной его эффективности нарушается отвод тепла при работе мотора. Это может сказаться на нем отрицательно, перегрев способствует разрушению различных деталей, чаще всего страдает распредвал, замена которого стоит достаточно дорого на любом автомобиле.
  • Однако за мотором все равно нужно следить и . В среднем это делать требуется раз в 10-15 тысяч км пробега. Замена возможна и чаще, но нежелательно реже, так как накопившийся в отработке мусор начнет вредить двигателю.

Принцип работы двигателя в машине

Чтобы разобраться, почему масло в двигателе быстро чернеет, нужно понимать, что оно находится в замкнутом контуре, масляный насос поднимает жидкость, находящуюся в картере двигателя, заставляя ее перемещаться по специальным каналам. Масло не только смазывает детали, но и смывает с них нагар и иные загрязнения, после чего стекает обратно в картер. По такому принципу работает не только бензиновый движок, но и дизель. Постоянно циркулируя, масло собирает весь мусор, который задерживается в нем, особо крупные частицы могут находиться в картере. Поэтому важно вовремя менять жидкость, промывать картер, проверяя его на наличие крупной стружки, которая может свидетельствовать о серьезных нарушениях работы системы.


Важно помнить, при какой температуре приходится работать жидкости: она превышает 100 градусов.

Высокая температура способствует эффективному очищению внутренних деталей узлов, однако из-за нее жидкость темнеет быстрее. Масло может не чернеть, если в нем мало присадок, даже если достаточно щелочи. В этом случае нагар и другие отходы тоже будет оставаться внутри системы, и наносить ей вред. Решить проблему можно заменой продукта на более качественный.

Быстро темнеет масло в двигателе-причины

Существует несколько причин, по которым масло чернеет относительно быстро, его замена требуется чаще. Если загрязнение происходит слишком быстро, проблема может заключаться не только в низком качестве залитой смазки, но и в определенных неисправностях автомобиля. Обратить внимание стоит на следующее:

  • Заметен не просто черный цвет жидкости, а смазка стала похожа на мазут, ее консистенция слишком густая, тягучая. Такая проблема обычно вызвана тем, что смазка запекается в цилиндрах, проверить это можно, сняв головку цилиндра и вычистив ее при помощи ветоши, если она в гари, значит, авто требует ремонта. Такая неисправность возникает обычно из-за износа поршней. Чаще всего его можно наблюдать на авто с большим пробегом; при работе поршня образуется зазор между ним и стенкой цилиндра, в которую и проникает масло, из-за недостаточно плотно прилегающих маслосъемных колец происходит пригорание, так как температура в камере сгорания топлива для него слишком большая.
  • Заметить проблему можно, обратив внимание на расход топлива: обычно он повышается. Постепенно двигатель начнет терять мощность, особенно это станет заметно при подъеме в гору.
  • Смазка может резко потемнеть, если двигатель перегреется. Это может случиться, если было неправильно подобрано масло, при высокой температуре мотора вязкость жидкости повысится, смазка закипит, из-за этого разрушатся существующие в ней присадки. Масло превратится в мазутоподобную жидкость, которая может нанести вред мотору. Если это произошло, ездить на авто нельзя, требуется заменить масло, выполнив перед этим тщательную промывку системы. Такая жидкость может навредить различным узлам, включая масляный насос, поршневую группу, распредвал и другие детали.

Способы решения проблемы

Если черное масло в двигателе становится слишком густым или темнеет слишком рано, нужно найти причину. Способов может быть несколько:

  • Требуется двигателя, так как он чрезмерно загрязнен разнообразными частицами, старым маслом, которое могло пристать к стенкам отдельных деталей.
  • Проверить картер двигателя: в нем могут скапливаться газы. В этом случае проблема в выхлопной системе.
  • Заменить масло на другую, более подходящую по вязкости жидкость, заменить производителя, внимательно изучить щелочной баланс изделия.
  • Проверить и прочистить масляные каналы в особо сложных случаях, если жидкость плохого качества успела забить и их. Если этого не сделать, создается угроза для работы мотора и цилиндров. Масляный фильтр тоже требуется поменять, его в этом случае не помешает сменить еще несколько раз в процессе эксплуатации новой жидкости, так как в них могут осесть особо крупные частицы и вязкие вещества, оставшиеся от старой.
  • Не рекомендуется использовать агрессивные моющие средства.
  • Внутри системы могут оставаться химические компоненты, имеющие высокую агрессию. Это еще одна причина, почему происходит быстрое почернение жидкости.


Если использовалась промывочная жидкость, лучше залить более густое масло, так как она тоже частично останется в системе, ее вязкость небольшая, что плохо сочетается с такими компонентами. Если этого не сделать, ДВС будет испытывать повышенные нагрузки. Для решения проблемы рекомендуется чаще менять масло.

  • Черным масло может становиться, если в картер будут попадать выхлопные газы, его расход при этом также увеличится, возрастет и расход топлива. Эта проблема может вызвать тяжелые последствия и обойтись дорогостоящим ремонтом, например, может потребоваться замена блока цилиндров. Для того чтобы решить проблему, можно попробовать расточить цилиндры и заменить кольца. Чаще всего такая проблема наблюдается, если автомобиль не новый и имеет солидный пробег.
  • Если было залито некачественное масло, то после промывки системы и замены проблема постепенно решится, но придется заменить фильтры и саму жидкость несколько раз. Если используется жидкость с высоким содержанием щелочи, нужно менять ее раз в 5-7 тысяч км пробега.

Особенности дизельного мотора

Для бензиновых двигателей предлагается большой , которые подбираются в соответствии с техническими требованиями, что касательно дизельного варианта, по сути, все то же самое, отличается только вид топлива, а некоторые особенности конструкции индивидуальны. Смазка в любом силовом агрегате выполняет одну и ту же роль. Однако те, кто ездит на дизельных моторах, замечают, что масло чернеет гораздо раньше, чем на бензиновых. Дело в качестве и особенностях топлива: из-за солярки нагар больше и вывести его сложнее. Именно поэтому жидкости приходится менять чаще, требуется использовать именно предназначенные для дизеля, так как они имеют другие присадки, способные справиться с более сложной задачей.


Выбирая, что купить – минеральное масло, синтетик или полусинтетик, – обращать внимание, прежде всего, стоит на технические параметры мотора. Синтетические масла хорошо подходят для современных моторов, остальные – для более старых двигателей.

Контрафактная продукция

При покупке жидкостей для авто всегда нужно обращать внимание на продавца, качество упаковки, самой жидкости. В подделке может не быть нужных присадок, и в лучшем случае она окажется бесполезной. Если масло быстро почернело, слейте его, промойте систему, приобретите другое в другом месте – возможно, вы купили подделку.


Заключение

Состояние жидкостей может многое сказать не только об их качестве, но и о состоянии автомобиля. Почернение масла – это нормально, однако если оно происходит слишком быстро, стоит пройти диагностику авто в сервисе.

Из этой статьи вы узнаете, почему чернеет моторное масло и сколько времени должно уходить на этот процесс, как влияет неисправность мотора на изменение цвета смазки, что нужно предпринять для нормализации процесса старения масла.

Изнашиваются не только детали двигателя

В процессе эксплуатации автомобиля происходит постепенный износ его составных частей, особенно двигателя, и как бы мы ни хотели это предотвратить, но не получиться. При этом износу подвергаются не только узлы и механизмы, но и рабочие жидкости, залитые в него.

Поэтому в перечень обслуживающих работ двигателя входит и замена технических жидкостей. Особенно важно своевременно .

Все автомобильные производители в технической документации указывают, какая периодичность должна быть между сменой данной рабочей жидкости. Но многие автомобилисты привыкли самостоятельно определять, можно продолжать эксплуатацию двигателя с залитым маслом или уже пора его заменить.

И делают они это по цвету жидкости – если масло сильно потемнело, то пора приобретать новое и выполнить замену.

Далее мы постараемся разобраться, действительно ли потемнение масла является сигналом того, что пора отправляться в магазин за новым, лезть под автомобиль или же предоставить выполнение операции по замене специалистам на СТО.

Почему чернеет моторное масло

Сразу отметим, что в любом случае в процессе эксплуатации масло будет чернеть, но вот происходить это может по разным причинам. Сначала разберемся с самим смазочным материалом.

Современное масло для двигателя внутреннего сгорания – многокомпонентная жидкость, которая должна выполнять ряд важных функций внутри мотора.

Первая – это создание масляной пленки между поверхностями для снижения трения между ними. Эта пленка образуется в процессе смазки этих поверхностей.

Вторая функция – это отвод тепла от трущихся элементов. Во время работы мотора его узлы все же трутся, из-за чего они нагреваются. И если тепло не отводить, то из-за чрезмерной температуры металл начнет расширяться, что приводит к заклиниванию узла.

И третья функция – промывка поверхностей для удаления продуктов износа и грязи. Все из-за того же трения образуется мелкая металлическая стружка, которая в дальнейшем выступает в качестве абразива, повышая износ поверхностей и двигателя в целом.

Грязь тоже поступает таким же образом. Прорывающиеся из цилиндров в картер газы тоже несут в себе загрязняющие элементы сажу — и не желательно, чтобы они оседали на рабочих поверхностях.

И если металлическая стружка после смыва и грязь часто оседают на дно картера или же задерживаются в фильтре, то сажу масло растворяет и удерживает в себе. Для этого в его составе имеются моющие щелочные присадки.

Щелочь – универсальный растворитель и нейтрализатор кислот, и ее наличие в составе смазочного материала предотвращает оседание на поверхностях узлов сажи и других загрязняющих веществ. А поскольку они нигде не оседают, а задерживаются в масле, то в конечном итоге они приведут к изменению цвета масла — его потемнению.

Как быстро должна чернеть смазка?

Многие задаются вопросом, какой цвет масла должен быть при разном пробеге.

Однозначно сказать, что при таком-то пробеге цвет его должен быть такого цвета, а при большем – сильнее измениться, нельзя, поскольку это зависит от нескольких факторов:

  • качества смазочного материала;
  • его пакета присадок;
  • технической исправности силовой установки;
  • степени ее износа и загрязненности.

Предположим, что мотор – новый, и технически полностью исправен, и изменение цвета зависит полностью от масла и его состава.

При использовании качественного масла его потемнение произойдет не раньше, чем через несколько тысяч пробега и будет этот процесс постепенным.

Но и здесь тоже есть много нюансов.

В составе моторного масла мажет быть разное количество моющих щелочных присадок.

Так, в смазочном материале с небольшим содержанием щелочи процесс промывки будет производиться медленно, а, значит, и масло станет черным позже.

И наоборот, при большом количестве щелочных присадок удаление загрязняющих веществ будет проходить интенсивнее, и материал потемнеет раньше.

Но в любом случае масло потемнеет и это не является признаком того, что пора его менять, если, конечно, не был выработан его ресурс. Это скорее сигнал о том, что материал – качественный и выполняет свои функции.

А вот отсутствие потемнения после длительной эксплуатации является нехорошим признаком – масло не производит промывку, и грязь оседает на поверхностях. В таком случае лучше произвести замену на другой вид рабочей жидкости.

Стоит отметить, что не стоит использовать смазочный материал больше по сроку, чем это установлено автопроизводителем.

Дело в том, что масло по мере работы расходует свои присадки и в конечном итоге перестает выполнять свои функции, в том числе и промывку.

По мере старения смазочный материал в меньшей степени будет удалять загрязняющие вещества с поверхностей. Те в свою очередь начнут влиять на теплоотдачу и трение.

Оседая на стенках масляных каналов, грязь и сажа будут уменьшать их диаметр и пропускную способность. Если своевременно не проводить замену смазочного материала, в конечном итоге это приведет к закоксованности – загрязняющие вещества на поверхности станут настолько плотными, что новый смазочный материал попросту уже не сможет отмыть их, а все это скажется на ресурсе силовой установки – капитальный ремонт придется проводить раньше.

Влияние неисправности мотора на изменение цвета смазки

Это мы рассмотрели только масло, и установили, что последнее будет по мере работы темнеть. Состояние двигателя тоже влияет на изменение цвета смазочного материала.

Износ цилиндропоршневой группы приведет к тому, что увеличится, причем значительно, количество прорвавшихся газов из цилиндров, которые будут обеспечивать более быстрое изменение цвета моторного масла.

Если при этом в бензиновом двигателе разрегулирована система питания, то потемнение будет происходить еще быстрее.

К примеру, из-за неправильной регулировки в цилиндры подается обогащенная горючая смесь. Из-за большого количества топлива эта смесь не сможет в полной мере сгорать в цилиндрах, из-за чего будет образовываться сажа, оседающая на стенках цилиндра.

Масло, омывая стенки, смоет эту сажу и будет удерживать ее в себе, при этом быстро потемнеет.

В дизелях смазочный материал будет менять цвет значительно быстрее, чем в бензиновом моторе, даже если двигатель полностью исправен. Причиной тому является особенность топливной системы и топлива, применяемого в этих моторах.

Дизтопливо во время сгорания образуется значительно большее количество сажи. Часть ее будет попадать в картер вместе с прорвавшимися газами. Из-за этого в дизеле масло чернеет быстрее.

В виде небольшого итога отметим основные причины, от которых зависит скорость потемнения масла:

  1. Количество моющих присадок в составе смазочного материала (При малом количестве этих присадок потемнение будет проходить постепенно, поскольку щелочь отмывать загрязняющие вещества будет не интенсивно, большое же количество очистных компонентов в смазочном материале обеспечит более быструю промывку и удаление грязи, но из-за этого масло быстрее потемнеет);
  2. Чистота двигателя (От этого тоже многое зависит. К примеру, в моторе использовалось некачественно масло, которое слабо смывало грязь, и большое ее количество осело на поверхностях внутри. Затем была произведена замена масла на качественное, с хорошим пакетом присадок. Моющие компоненты нового смазочного материала начнут активно удалять грязь, из-за чего масло быстро станет черным);
  3. Техническая исправность мотора и степень его износа (У исправного и неизношенного двигателя потемнение смазочного материала будет постепенное. Изношенный же агрегат, у которого нарушена работа системы питания, зажигания или газораспределения, очень быстро обеспечит изменение цвета смазочного материала).

При этом также выяснили, что потемнение масла – естественный процесс, и пугаться этого не стоит, тем более что это – хороший показатель, если изменение цвета происходит постепенно и можно продолжать ездить на автомобиле спокойно.

Значительно хуже, если смазочный материал не меняет свой цвет, в дальнейшем это может негативно сказаться, поскольку грязь может забить каналы, приводя к масляному голоданию узлов и механизмов. В итоге двигатель может заклинить.

Если же масло стало черным буквально через несколько десятков километров, то здесь стоит задуматься. Это может произойти после смены марки смазочного материала.

К примеру, сначала применялась не очень качественная жидкость, из-за чего внутри двигателя скопилось большое количеств загрязняющих веществ. После заливки хорошего смазочного материала, он начал активно смывать грязь.

В таком случае можно поступить по-разному – использовать промывку двигателя или же продолжать эксплуатировать залитое масло, но значительно уменьшив пробег до следующей замены, к примеру, не 10 тыс. км, а 5 тыс.

При этом желательно периодически менять масляный фильтр. Это позволит несколько уменьшить количество грязи в масле.

Второй вариант в случае быстрого потемнения – сильный износ мотора и надобность в проведении капитального ремонта или же неправильная работа его систем.

Чтобы разобраться в причине быстрого почернения смазочного материала, в первую очередь необходимо проверить работоспособность систем двигателя, и также замерить , что даст возможность понять, из-за чего смазка быстро меняет цвет – от неисправности и износа двигателя, или от самого масла.

Что можно предпринять?

При эксплуатации автомобиля самым лучшим показателем является постепенное изменение цвета смазочного материала, и следует прилагать некоторые усилия, чтобы потемнение происходило именно так.

Самое важное – это правильный . Автопроизводители в технической документации всегда указывают, какое по характеристикам масло должно заливаться в двигатель.

Эти указания соблюдать нужно очень строго. Если производитель рекомендует заливать синтетическое и полусинтетическое масло, то минеральное лучше вовсе не использовать.

Масло нужно покупать только у проверенных продавцов, и только известных брендов. Так будет дороже, чем у малоизвестных производителей, но не так, как затраты на капитальный ремонт из-за сильной загрязненности мотора.

Также не стоит без особой надобности менять марку смазочного материала, а использовать только то, что уже залито в мотор. Переходить на другой смазочный материал стоит только в случае недоступности или же после определения, что используемая жидкость со своими обязанностями не справляется.

Периодически необходимо проводить . Для этого применяются специальные промывочные жидкости. Также промывку следует использовать и при смене марки масла.

Промывочная жидкость сама по себе – это то же моторное масло, но с очень большим количеством моющих компонентов. Его использование позволяет удалить все загрязняющие вещества из картера перед заливкой новой жидкости. Также промывка удалит остатки отработанного грязного масла, которое осталось в моторе после слива.

Его можно было использовать на двигателях старых авто, конструктивно простых. Использование же народных средств на современном моторе может привести к капитальному ремонту.

Народные средства можно применять для во время проведения капитального ремонта.

Если после промывки двигателя масло снова становится быстро черным, возможно засоренность его очень сильная и для удаления потребуется разборка мотора и прочистка каналов с применением чистящих средств.

Помимо своевременной замены смазочного материала и периодической промывки необходимо проводить все регламентное техническое обслуживание двигателя.

Замена фильтров, регулировка работы систем и прочие виды обслуживания не только обеспечат нормальное функционирование двигателя, но еще и продлят ему ресурс, поскольку масло в меньшей степени будет загрязняться продуктами горения.

Напоследок еще раз отметим, что постепенное изменение цвета масла – явление нормальное и паниковать по этому поводу не стоит. Это означает, что двигатель в порядке и авто можно смело эксплуатировать.

Но если смазочный материал чернеет очень быстро, то необходимо применять меры, поскольку игнорирование данной проблемы может привести к серьезным последствиям.

Напомним, что на исправном автомобиле масло вдруг превращалось в густую черную жижу, после чего моторы отправляли на «капиталку» или замену - безвременную и крайне недешевую.Количество ссылок по всей Сети на упомянутую публикацию - многозначное, десятки сайтов перепечатали ее - причем, как водится, даже не спросив нашего разрешения. Ну, это нормально…

Краткое содержание предыдущей статьи - по фирменным автосервисам (и не только) прокатилась волна внезапных отказов двигателей, связанных с непонятным и непредсказуемым поведением моторного масла. Безо всякого предупреждения, масло вдруг превращалось в мазутообразную субстанцию, начинало очень быстро угорать. Итог - капремонт или смерть моторов.

Эпидемия поражала машины независимо от их марок и производителей. Случаи заболевания регистрировались и в Москве, и в Питере, и в Магнитогорске, и в Мурманске - то есть практически по всей стране. И еще было замечено - «болели» в основном машины, обслуживаемые на серьезных автосервисах, в которых заливалось бочковое фирменное масло. Ситуация усугублялась тем, что случаи эти были нерегулярными, встречались нечасто, но с завидной постоянностью. А, как известно любому диагносту, именно «плавающий» дефект ловить сложнее всего.

Причина этой болезни была непонятна, были лишь гипотезы, но на них исковое дело в суде (а чаще всего именно до суда доходило дело в разбирательствах) не построишь. И тогда мы обещали попытаться разобраться с ситуацией и познакомить с результатами наших читателей.

Полгода работы нашей испытательной лаборатории не прошли даром. Нам удалось в лабораторных условиях смоделировать ряд ситуаций и, наконец, получить явные проявления этой «смертельной болезни». Симптомы, которые будем ловить - резкий рост вязкости, падение щелочного и рост кислотного числа, осаждение на стенках двигателя густых гудроноподобных отложений, препятствующих прокачке масла через каналы системы смазывания.

МАСЛО В КАНИСТРЕ РАССЛОИЛОСЬ? ЕСТЬ ОСАДОК? НА ПОМОЙКУ!

ЛОЖНЫЙ СЛЕД

Начнем с типичных «отмазок» дилерских СТО, на базе которых они пытаются отбиться от гарантийного ремонта. Пытливая мысль специалистов по гарантии обычно блуждает по трем направлениям - использование некачественного топлива; попадание антифриза или воды в масло; отсутствие контроля за уровнем масла в двигателе во время эксплуатации.

Сразу уберем третий вариант - очевидно, что даже при очень малом количестве масла в поддоне, оно не должно менять свои свойства так, как это мы видим при случаях запущенного «заболевания». При использовании «здорового» масла, на его малое количество мотор отреагирует загоранием контрольных ламп на приборной панели и звуковой сигнализацией. Сначала - при кренах и резких разгонах-торможениях, когда приемный грибок оголяется. Любой нормальный водитель отреагирует на это незамедлительно. И после долива масла никаких отрицательных последствий в дальнейшем не почувствует.

Самая частая якобы «причина», на основании которой пытаются лишить гарантии - это использование некондиционного топлива. Некондиция в понимании механиков СТО - это либо низкое октановое число, либо высокое содержание серы в топливе, либо наличие в нем большого количества смол. Сразу скажем, что кроме серы, все остальное по нынешнему Техническому Регламенту, нормирующему качество топлива, не подлежит контролю, поэтому - неподсудно. Но, коль такие попытки отмазок имеются, проверим.

ТОПЛИВО - ОПРАВДАТЬ!

На заклание обрекли несколько стендовых двигателей, изначально полностью исправных. Жалко их, но это всего лишь железки, а страдают от проблемы живые люди. Потому - пусть эти моторы послужат на благо людей.

Специально для эксперимента, не без труда, раздобыли 100 литров топлива, больше похожего на бодягу. Вместо заявленного 92-го октанового числа намеряли всего 89.5, содержание серы зашкалило за 800 ррм, смол было более 3.5 мг/дм3. Производитель - неизвестен, но по уровню качества это что-то от какого-то «самовара» - самодеятельного миниНПЗ, перегоняющего в якобы топливо газовый конденсат. Хуже - некуда! Надо очень сильно не любить свою машину, чтобы кормить ее таким добром.

Мы скормили мотору всю раздобытую бодягу. А, чтобы совсем усугубить ситуацию и обеспечить маслу максимально возможный контакт с отвратным топливом, отломали боковой электрод на одной из свечей. Теперь топливо, попадающее в неработающий цилиндр, в большом количестве полетит в картер мотора.

Система самодиагностики мотора возмутилась, «чек-энджин» горел ярко и непрестанно все время пытки. Мотор трясся и вибрировал, но... выдержал! Его вскрытие не выявило никаких проблем - все было чистенько и никаких черных отложений нигде не наблюдалось. Давление масла, конечно, немного упало - сказалось разжижение масла топливом. При этом, как только испорченную свечу заменили на нормальную, буквально через полчаса, стрелка указателя давления масла вернулась на прежнюю позицию. Оно и понятно, бензин - жидкость летучая, и при рабочих температурах масла, в которое он попал, долго жить там не будет.

Замеры физико-химических параметров масла не выявили ничего неожиданного! Вязкость масла немного упала - все-таки какие-то топливные фракции так называемого бензина в нем остались. Щелочное число незначительно снизилось - с 7.8 до 7.4 мг КОН/г. Кислотное число увеличилось на 0.3 мг КОН/г. Температура вспышки снизилась заметно - с 224°С до 203°С. Это четко говорит о том, что бензин в масле был! Но убить его он оказался не в состоянии...

Более того, в реальной ситуации, на некачественную кормежку мотора в первую очередь возмутится его система диагностики. И это возмущение обязательно оставит неизгладимый след в логах компьютера. Но практически во всех случаях, когда гарантийные службы отказывались от ремонта, мотивируя свое решение использованием некачественного топлива, система диагностики ничего подобного не подтверждала.

Вердикт: бензин признать невиновным!

ПОДОЗРЕВАЕТСЯ ВОДА

Вода в масло в некоторых количествах попадает всегда! Она конденсируется из влажного воздуха, поступающего в цилиндры и вместе с картерными газами смешивается с маслом. Охлаждающая жидкость может попасть в масло только при негерметичности системы охлаждения - причем лишь при остановленном двигателе. При его работе давление масла выше, чем давление в системе охлаждения, и потому путь антифризу в масло закрыт.

Ну что же, попробуем смоделировать и эту ситуацию. В многострадальный двигатель залили 3 литра свежего масла, а потом бухнули туда целый литр воды! И что? Да ничего! Конечно, в поддоне образовалась эмульсия, давление масла заметно упало. Но мотор работал, ничего критического не было ни слышно, ни видно. А потом - постепенно давление масла стало расти и скоро вернулась на начальный уровень. Что произошло? Вода просто испарилась, масло вернулось к своему начальному состоянию. Вскрытие мотора не показало никаких проблем - снова было все чисто. Изменения физико-химических параметров масла после попадания и последующего испарения воды оказались в пределах погрешности измерения! И этой причине снятия с гарантии - отказать за несостоятельностью!

После этого разобрались с аналогичной ситуацией, заменив воду на антифриз. Результат - тот же, двигатель выжил. Но вязкость масла подросла - оно и понятно, вода испарилась, а этиленгликоль в масле остался. Щелочное число немного снизилось, кислотное - увеличилось. Да, конечно, если очень долго ездить на двигателе с пробитой прокладкой головки цилиндра, постоянно доливая антифриз в бачок и не пытаясь разобраться с ситуацией, то в итоге, наверное, можно добиться смерти масла, а вместе с ним и гибели мотора! Но это - просто крайний случай наплевательского отношения к двигателю. Да и тут уже будет ситуация - не «этиленгликоль в масле», а «масло в этиленгликоле».

Вывод - такая причина может рассматриваться только тогда, когда ей предшествовала длительная и постоянная потеря охлаждающей жидкости в моторе. И при полном отсутствии контроля состояния масла при этом. Это - тоже не наш случай.

Вердикт: охлаждающая жидкость не виновата!

ПОПАЛСЯ!!!

Мы проверили еще две версии. И, забегая вперед, скажем - ОНИ СРАБОТАЛИ!

Первую подсказали специалисты-масленщики, с которыми мы постоянно общаемся. По их мнению, картина, которую мы наблюдаем, то есть резкое повышение вязкости масла, может быть связана с неожиданной полимеризацией некоторых компонентов пакета присадок. Причиной такого безобразия является объемный перегрев моторного масла. И вспомнили они, что на своих семинарах некоторые фирмы-производители масел и автомобилей, начиная с недавнего времени стали давать четкую рекомендацию - если вдруг масло было перегрето, то срочно-срочно надо бежать в ближайший сервис-центр и менять его!

Мы попробовали перегреть масло на стендовом моторе. Нам это сделать было несложно - надо было отключить внешний обдув двигателя и подобрать соответствующий режим работы. В отличие от большинства автомобилей, у нас температура масла в поддоне постоянно выводится на панель управления. Действительно, она поднялась градусов на 20...25. Много часов продолжалась подобная пытка. Два масла отработали нормально, выдержав такое издевательство. А вот третье повело себя странно - оно стало заметно густеть. А потом, в емкости для слива, где оставили его остатки на пару суток, обнаружились следы расслоения масла. В ней нарисовался тот самый «гудрон», который мы наблюдали на стенках убитых маслом моторов. И на внутренней поверхности блока цилиндров, и на боковых поверхностях поршней загрязнений было значительно больше, чем обычно.

Так, один вариант смерти масла мы вскрыли. Но особой радости от этого не испытали - ведь непонятно, как можно отследить реальную температуру масла в поддоне в живом автомобиле? Ведь в новых автомобилях даже указатель температуры охлаждающей жидкости убрали! Получается, эта информация - совсем даже не избыточная!

Пойдем дальше... Мы вспомнили, с чего вообще все началось. А началось все с письма нашего читателя, который, купив для доливки канистру масла очень известной фирмы, вдруг обнаружил в ней... непонятный осадок! И с ответа технического специалиста российского представительства этой фирмы, который на наш запрос с просьбой объяснить ситуацию изрек буквально следующее: «Настоящим сообщаю, что в моторных и трансмиссионных маслах допускается присутствие незначительного количества осадка. Он может быть вызван ассоциацией мелкодисперсных частиц катализатора, имеющих размер меньше, чем поры заводского фильтрующего элемента. Эти осадки... могут иметь цвет вплоть до черного. Встречаются редко и, как правило, только в тех партиях масла, которые были изготовлены сразу после перезагрузки свежего катализатора в аппарате. На эксплуатационные характеристики товарного масла влияния не оказывают и, впоследствии, в процессе работы вновь переходят в мелкодисперсное состояние».

В свое время наших специалистов-масленщиков этот ответ поверг в шок! То есть одна из главных мировых фирм-производителей масла честно признается в возможности грубейшего нарушения технологии производства масла!

А мы сопоставили то, что написано, и то, что видели своими глазами. Ведь досрочная смерть масла очень похожа на картину, которую бы мы могли увидеть вследствие резкого ускорения темпа окисления масла. Именно этот процесс сопровождается ростом его вязкости и кислотного числа, падением щелочного числа. А что может поспособствовать неконтролируемому ускорению химической реакции, которой, по сути, является окисление масла? Именно наличие катализатора!

Да, конечно, при хранении такого «грязного» масла катализатор будет молчать - ведь для активизации его работы ему требуются специальные условия, температура и давление. Но ведь они как раз и есть в активной зоне работы узлов трения. Итак, это тоже надо проверить!

Главная проблема, которая возникла перед нами, где взять этот катализатор? На наши обращения с просьбой помочь в этом вопросе откликнулось только российское представительство фирмы «MOTUL». Похоже, только им, кстати, никогда не засвеченным в случаях досрочной гибели масла, оказалось необходимым установление истины! За это их искренне благодарим, и пусть не сочтут наше спасибо рекламой этой фирмы.

Итак, два варианта катализатора, применяющегося при производстве гидрокрекингового базового масла, у нас. Крупные гранулы катализаторов мы превратили в мелкозернистый порошок нужного фракционного состава - такого, чтобы и через поры масляного фильтра летел. Эти порошки смешали с маслом, и через полчаса увидели - вот он, зловредный осадок!

Это масло залили в очередной двигатель, предназначенный на заклание, и начали цикл его длительной накатки. Сначала все шло хорошо, но уже через двадцать часов испытаний стали замечать - давление масла падает. А масло на щупе стало заметно гуще - тем более, изначально использовали очень хорошую «синтетику» 5W-30, на ее фоне увеличение вязкости было особенно заметно! Странно - вязкость явно растет, а давление падает... Может, износы появились? Но уж как-то слишком быстро прогрессировал этот процесс. Мотор выдержал всего 40 моточасов испытаний, после чего давление совсем пропало. Далее - все, как обычно, вскрытие, обмер, осмотр.

Первое, что бросилось в глаза - это то, что от четырех литров масла, залитых исходно в двигатель, слилось с него по итогу испытаний всего литра полтора! И это - всего за 40 моточасов очень умеренных режимов, по эквиваленту - меньше 3000 километров! И масло было жутковато черного цвета. Обмеры деталей двигателя серьезного износа не выявили, хотя было заметно - вкладыши подшипников и шейки коленчатого вала как-то очень хорошо отполировались. Тоже понятно - порошок катализатора сработал, как абразив. Так почему же так упало давление масла? Сразу бросилось в глаза наличие каких-то твердых агломератов в поддоне, которые прочно сидели на стенках. Это, видимо, и были те самые «безвредные» по мнению авторов злополучного письма «ассоциации мелкодисперсных частиц». Но их было явно меньше объема начального осадка в масле, залитого в двигателе. В фильтре тоже частиц мы не заметили. Значит, основная часть порошка, введенного нами в масло, осела в каналах! Вот и причина потери давления в системе смазывания.

А что показал анализ физико-химических параметров масла, поработавшего с этим «безвредным» порошком? Вязкость масла, изначально составлявшая 11.2 сСт при 100° С, увеличилась до 17.9 сСт! То есть масло, изначально пребывавшее в классе SAE-30, за 40 моточасов перескочило в класс вязкости SAE-50! Кислотное число увеличилось более чем на 2.5 мг КОН/г. Напомним, что в последней ресурсной экспертизе за 180 моточасов масла увеличивали свою кислотность всего на 0,75...1,0 мг КОН/г! Щелочное число снизилось меньше, да и отложения на стенках картера двигателя были хоть и больше обычного. Причем масло при комнатной температуре было таким густым, что стекать со стенок никак не хотело - такого мы еще не видели. Кстати, картина, которую мы наблюдали на нашем эксперименте, подозрительно напоминала ту, которую выдало одно из масел в ходе нашей предыдущей экспертизы «полусинтетик».

Итак, «безвредный» по мнению некоторых масленщиков, порошок катализатора за сравнительно короткое время угробил масло и добил мотор. Причем в этом случае, увы, даже «капиталка» ему не поможет - ведь убрать пробки, закупорившие масляные каналы, судя по структуре отложений в поддоне, будет крайне проблематично. Кстати, некоторые сознательные дилеры крупных автопроизводителей, столкнувшиеся с подобной проблемой, без разговоров меняли либо блоки цилиндров, либо весь двигатель в сборе.

Полученные результаты уже сейчас четко свидетельствуют, что, ни автопроизводители, ни автовладельцы не виноваты в случившихся бедах. Ведь и термическая нестабильность некоторых видов масла, приводящая его к полимеризации при объемном перегреве, и допускаемое некоторыми производителями масла возможное наличие агрессивного осадка катализатора в нем - это серьезнейшие «проколы» этих фирм.

Подводим итог, пока промежуточный. Конечно, кому-то хотелось бы услышать громкий призыв: мол, не покупайте масло фирм А, В и С! И раскупайте масло фирмы D: оно никогда не болеет! Но мы не искали виноватого стрелочника, а исследовали проблему. К тому же, десять тысяч машин могут счастливо ездить на масле фирмы А, а вот десять тысяч первая попадет в неприятную ситуацию. Зато мы технически грамотно обосновали несостоятельность дежурных нападок на лопуха-водителя. Более того, нам удалось найти некоторые возможные причины массовых случаев ускоренной смерти масла и двигателя в целом.

Искренне хотим верить, что фирмы-производители масел и бензинов внимательно изучат наши выводы: этого ждут все автомобилисты. А пока мы рекомендуем воспользоваться нашими рекомендациями по «Методам самообороны», следуя которым можно в критической ситуации спасти мотор.

КАПЕЛЬНАЯ ПРОБА

На любую пористую бумагу (оптимально - кусочек фильтра для кофеварки или хотя бы кусочек газеты) с масляного щупа холодного двигателя капните капельку масла. Если она быстро расплывется по бумаге, образовав несколько концентрических кругов, то масло живое. А вот если оно не захочет растекаться и останется черной каплей в месте падения - срочно заменять!

НЕ УМЕЕТЕ ПРОВЕРЯТЬ МАСЛО? НАЙДИТЕ КУСОЧЕК ГАЗЕТЫ!

P.S. Само собой, что в ходе одной из ближайших экспертиз масел мы отдельно проанализируем их устойчивость к вскрытым нами злодействам. Одно направление поисков уже ясно: новая волна отказов замечена после того, как заработал после модернизации один из известных НПЗ - ведь в производстве высокооктанового бензина используется аналогичный катализатор!!! А не приходит ли он в масло с этим, внешне вполне кондиционным, топливом? А из другого региона пришла информация о якобы случайном совпадении гибели моторов по описанной нами схеме с использованием топлива, содержащем запредельную дозу строго запрещенного у нас метанола. С этим тоже предстоит разобраться.

ЖАРКО? ПРОБКИ? ПРОВЕРЬ-КА МАСЛО!

МЕТОДЫ САМООБОРОНЫ

Чтобы обезопасить себя от возможной беды, еще раз повторяем наши рекомендации:

1. Пользуйтесь только маслами, купленными в проверенных магазинах. На плановое ТО лучше приезжать со своей канистрой масла. После ее покупки дайте ей постоять некоторое время, и, если есть возможность, проследите, нет ли осадка в канистре. Обычно осадок можно заметить по прозрачной мерной полоске на канистре.

2. Возьмите за правило, даже если ваш мотор не замечен в повышенном масляном аппетите, хотя бы раз в неделю залезать под капот и следить за уровнем и состоянием масла по щупу. Вас сразу должно насторожить резкое увеличение расхода масла, либо его внезапное разжижение, либо, наоборот, загустевание.

3. Особо будьте внимательны к маслу летом, при долгих стояниях в пробках, либо при дальних скоростных перегонах. Именно тогда возможны объемные перегревы масла.

4. Возьмите на вооружение т.н. «капельную пробу» масла. Суть и процедура ее чрезвычайно просты. На любую пористую бумагу (оптимально - кусочек фильтра для кофеварки, или хотя бы - кусочек газеты) с масляного щупа холодного двигателя капните капельку масла. Если она быстро расплывется по бумаге, образовав несколько концентрических кругов, то масло живое. А, если оно растекаться не захочет, оставшись черной каплей в месте падения - срочно на СТО для его замены!